СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 6 класса на основании авторской программы Т.С.Сухова, Т.А.Дмитриева

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основании авторской программы Т.С.Сухова, Т.А.Дмитриева с учетом примерной программы основного общего образования по предмету биология в 6классе. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 6 класса на основании авторской программы Т.С.Сухова, Т.А.Дмитриева»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основании авторской программы Т.С.Сухова, Т.А.Дмитриева с учетом примерной программы основного общего образования по предмету биология в 6классе. Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно правовых документов:

1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего основного общего, среднего общего образования»

2.Учебный план школы на 2018-2019 учебный год.

3.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4.Календарный график МБОУ СОШ №11 на 2018-2019 учебный год:

Цель:

1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Уровень обучения - базовый.

Особенности организации учебного процесса: классно – урочная.


Общая характеристика учебного предмета, курса.

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях Т.С.Суховой, Т.А.Дмитриевой. Учебное содержание курса биологии включает: «Биология 6 класс. Живая природа ». В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане .

Программа рассчитана на 70 часов в год.

4. Описание ценностных ориентиров (специфика) содержания учебного предмета

Само понятие ценности предполагает наличие ценностного отношения к предмету, включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), в качестве ценностных ориентиров биологического образования, как в основной, так и в старшей школе выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. По сути, ориентиры представляют собой то, чего мы стремимся достичь. При этом ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых – изучение природы .Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.

Ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • чувства российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоения ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

  • качества целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития биологической науки и общественной практики, социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  • осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, религии, гражданской позиции;

  • умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

  • критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания;

  • умения отличать гипотезу от факта; представления о биологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  • умения распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия;

  • умения контролировать процесс и результат учебной биологической деятельности; креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении биологических задач;

  • качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • интереса к естественно-биологическому творчеству и развития тематических способностей;

  • ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

  • реализации теоретических познаний на практике;

  • качества эстетического сознания к живым объектам через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности.

Метапредметные результаты Регулятивные УУД

Обучающийся сможет:

  • планировать свою деятельность при решении учебных естественно-биологических задач, осознанно выбирать способ решения;

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, работать над темой проекта;

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую определённому этапу урока;

  • понимать выделенные ориентиры действий;

  • планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения;

  • работать по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • контролировать свои действия при решении учебных задач.

Познавательные УУД

Обучающийся сможет:

  • применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

  • строить логические суждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • умение находить, анализировать результаты поиска необходимой информации в различных источниках для решения биологических проблем, представлять её в понятной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся сможет:

  • самостоятельно организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе (определять общие цел распределять роли, договариваться друг с другом и т.д

  • полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), в электронных приложениях, в дополнительной литературе;

  • выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).


Содержание учебного предмета, курса

Глава 1.Биология – наука о живом.

Введение. Вводный инструктаж. Биология – наука о живом. В чем уникальность живого. Действительно ли изменяется мир живых существ нашей планеты. В чем проявляется разнообразие живых организмов. Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов). Итоги. Многообразие и единство живой природы.

Глава 2.Древние обитатели Земли – бактерии.

Древние обитатели Земли – бактерии. Являются ли бактерии активными участниками жизни на планете.

Нужны ли нам знания о невидимых обитателях планеты

Практическая работа №1 «Составление схем возможной передачи болезнетворных бактерий» Можно ли бактерию назвать клеткой – организмом. Можно ли уберечь себя и близких от воздействия. Обобщающий урок. Бактерии – живые организмы.

Глава 3.Грибы и лишайники – кто они.

Что такое гриб. ЛР №1 «Рассматривание плесневого гриба» Почему о грибах полезно знать всем.

ЛР №2 «Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами. Лишайники – кто они. Контрольная работа №1 «Бактерии. Грибы. Лишайники». Работа над ошибками.

Глава 4. Растительный мир Земли. Растительный мир Земли. Растительный мир в истории нашей планеты. ПР №3 «Красота и гармония в природе. Водоросли – низшие растения. Мхи – высшие споровые растения. Хвощи, плауны, папоротники – высшие споровые растения. ЛР №3 «Изучение внешнего строения хвоща, плауна, папоротника. Голосеменные – высшие семенные растения. ПР №4 «Распознавание хвойных растений своей местности». Покрытосеменные (Цветковые) – высшие семенные растения. Как человек использует знания о растениях. Обобщающий урок по растениям.

Глава 5. Покрытосеменные – господствующая группа растений современной планеты.

Эволюционные «достижения» покрытосеменных растений. Разнообразие плодов. Особенности внешнего строения покрытосеменных растений. Различаются ли органы цветковых растений , обитающих в разных условиях. Приспособления растений. Корень – вегетативный орган растения. Функции корней. Клеточное строение корня. Побег – сложный орган высшего растения. Стебель – часть побега. Лист – часть побега. Клеточное строение листа. Правила работы с микроскопом. Взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функций. ЛР № 5 «Рассматривание готовых микропрепаратов клеточного строения корня, стебля, листа. ЛР №4 «Изучение устройства микроскопа». Взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функций. ЛР № 5 «Рассматривание готовых микропрепаратов клеточного строения корня, стебля, листа. Строение растительной клетки. ЛР № 6 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы сочной чешуи лука». Что такое ткань. Разнообразие тканей. Клетки и ткани – биологические системы. Выявление приспособлений цветковых растений к условиям обитания. Растительный организм – биологическая система. Рост и развитие растений. Особенности полового размножения покрытосеменных растений. Внешнее строение и состав семян. ЛР №8 Внешнее строение семян. Внутреннее строение семян однодольных и двудольных растений. ЛР № 9 «Внутренне строение семян». Контрольная работа №2 «Покрытосеменные». Вегетативное размножение комнатных растений. ПР №5. Обобщающий урок. Тема «Покрытосеменные».

Глава 6. Деление отдела Покрытосеменные на группы.

Близкие и дальние «родственники» в отделе Покрытосеменные (Цветковые). Признаки классов Однодольные и Двудольные. ЛР №10 «Определение принадлежности цветковых растений к классу Однодольные или классу Двудольные. Семейства пасленовые и лотосовые. Разнообразие двудольных растений. Разнообразие однодольных растений. Семейство Банановые. Значение однодольных и двудольных растений в жизни человека. Обобщающий урок. «Знакомств с многообразием цветковых растений своей местности.»

Глава 7. Растения живущие рядом с нами. Природные сообщества. Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ в природе. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Сельскохозяйственные растения, возделываемые в вашей местности. Итоговая контрольная работа в виде теста. Работа над ошибками.


Место курса биологии в учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образова­ния. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Об­щее число учебных часов за пять лет обучения составляет 272, из них 70 (2 ч в неделю) в 6 классе


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование УМК (учебно-ме­тодических комплектов) Издательского центра «Вентана-Граф» серии «Живая природа» с 5 по 9 класс, включающих учебники, входящие в федеральный перечень, в которых реализована данная программа, рабо­чие тетради и пособия для учителя.

Учебник (авт. Т.С. Сухова, Т.А. Дмитриева)

Методическое пособие (авт. Т.С. Сухова, Т.А. Дмитриева)






Тематическое планирование

№ по порядку

Тема

Количество часов

Количество лабораторных

работ

Количество практических

работ

Количество контрольных работ


Введение

2

1



1

Древние обитатели Земли — бактерии

5


2

1

2

Грибы и лишайники — кто они?

6

2


1

3

Растительный мир Земли

11

1

2

1

4

Системная организация растительного организма

7

3


1

5

Покрытосеменные — господствующая группа растений современной планеты

18

3

1

1

6

Классификация отдела Покрытосеменные

12

1


1

7

Растения, живущие рядом с нами

9



1


Всего:

70

11

5

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!