-
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа №13
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
«Биология», 9 класс
Количество часов на год: 68.
Всего в неделю: 2 часа.
Уровень: базовый
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология»
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых, как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы:
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы.
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся, формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов естественного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся. Преподавание биологии для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям науки биологии.
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей; наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе;
приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
ориентироваться в системе познавательных ценностей; оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта (перечень исследовательских работ прилагается).
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
стартовой диагностики;
текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий
на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
защиты итогового индивидуального проекта.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД)
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
биологии являются: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах); приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов
Понимать смысл биологических терминов;
Знать признаки сходства и отличия человека и животных;
Знать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
Знать особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;
анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю), из них 68 часов – основной курс биологии, в котором выделены 20 часов на внутрипредметный модуль «Развитие структурного мышления».
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
№ п/п | Название раздела, темы | Содержание раздела, темы |
1 | Введение (3 часа) Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов. | Место курса в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Уровни организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие. Демонстрация Схемы, отражающие структуры царств живой природы. |
2 | Раздел 1. Структурная организация живых организмов (13 часов) |
| Тема 1.1. Химическая организация клетки (5 часов) | Элементный состав клетки. Распространённость элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества. Вода; её химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; их структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы, их строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. РНК, её структура и функции. Демонстрация Объёмные модели структурной организации биологических полимеров — белков и нуклеиновых кислот, их сравнение с моделями искусственных полимеров (например, поливинилхлоридом). |
| Тема 1.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа) | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. |
| Тема 1.3. Строение и функции клеток (5 часов) | Прокариотические клетки: форма и размеры. Цитоплазма бактериальной клетки. Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения и их роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов. Демонстрация Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории. Практические работы: Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах* |
3 | Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов) |
| Тема 2.1. Размножение организмов (2 часа) | Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение. Демонстрация Плакаты, иллюстрирующие способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Микропрепараты яйцеклеток. Фотографии, отражающие разнообразие потомства у одной пары родителей. |
| Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа) | Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости. Демонстрация Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у беспозвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых насекомых) и позвоночных (амфибий). Таблицы, отражающие сходство зародышей позвоночных животных. Схемы преобразования органов и тканей в филогенезе. |
4 | Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов) |
| Тема 3.1. Закономерности наследования признаков (10 часов) | Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Демонстрация Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления. Практические работы: Решение генетических задач и составление родословных. |
| Тема 3.2. Закономерности изменчивости (6 часов) | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Демонстрация Практические работы: Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся). |
| Тема 3.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа) | Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Демонстрация Сравнительный анализ пород домашних животных, сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью. |
5 | Раздел 4. Эволюция животного мира на Земле (19 часов) |
| Тема 4.1. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа) | Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Демонстрация Биографии учёных, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка. |
| Тема 4.2. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (5 часов) | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Демонстрация Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль». |
| Тема 4.3. Современные представления об эволюции. Микроэволюция и макроэволюция (4 часа) | Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. Демонстрация Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Живые растения и животные, гербарии и коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования. Практические работы: Изучение приспособленности организмов к среде обитания*. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*. |
| Тема 4.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции (3 часа). | Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела: скрывающая окраска; предостерегающая окраска. Мимикрия. Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности. Демонстрация Иллюстрации, демонстрирующие строение тела животных и растительных организмов, обеспечивающие выживание в типичных для них условиях существования. Примеры различных видов покровительственной окраски у животных. |
| Тема 4.5. Возникновение жизни на Земле (2 часа) | Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов. Демонстрация Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных. |
| Тема 4.6. Развитие жизни на Земле (3 часа) | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Демонстрация Репродукции картин З. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. |
6 | Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (7 часов) |
| Тема 5.1. Биосфера, её структура в функции (5 часов) | Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу. Биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм. Демонстрация Схемы, иллюстрирующие структуру биосферы и характеризующие её отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе. Карты, отражающие геологическую историю материков, распространённость основных биомов суши. Примеры симбиоза между представителями различных царств живой природы. Практические работы: Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*. Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*. |
| Тема 5.2. Биосфера и человек (2 часа) | Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Демонстрация Лабораторные работы Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*. |
| Резерв | |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
№ | ТЕМА | Кол-во часов | КЭС | КПУ |
Введение (3 часа) |
1 | Биология как наука о живой природе. | 1 | 1.1 | 2.1.1 2.8 |
2 | Признаки живых организмов. ВПМ 1: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Уровни организации жизни»). | 1 | 2.2 | 1.1.1 2.8 |
3 | Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие. ВПМ 2: Развитие структурного мышления (Составить схему «Царства живой природы»). Входная контрольная работа | 1 | 3.5 | 2.5 2.6 2.8 |
Раздел 1. Структурная организация живых организмов (13 часов) |
Тема 1.1 Химическая организация клетки (5 часов) |
4-5 | Неорганические вещества клетки. ВПМ 3: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Неорганические вещества клетки»). | 2 | 2.1 | 2.3.1 |
6 | Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. ВПМ 4: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органические вещества клетки»). | 1 | 2.1 | 2.3.1 |
7 | Органические вещества клетки. Белки | 1 | 2.1 | 2.3.1 |
8 | Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. | 1 | 2.1 | 2.3.1 |
Тема 1.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа) |
9 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | 1 | 2.1 | 1.2.1 |
10 | Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров и углеводов. ВПМ 5: Развитие структурного мышления (Схема пластического обмена). | 1 | 2.1 | 1.2.1 1.2.2 2.8 |
11 | Энергетический обмен внутриклеточное пищеварение. Дыхание. ВПМ 6: Развитие структурного мышления (Схема энергетического обмена). | 1 | 2.1 | 1.2.1 1.2.2 2.8 |
Тема 1.3. Строение и функции клеток (5 часов) |
12 | Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий. ВПМ 7: Развитие структурного мышления ((Заполнить таблицу «Строение прокариотической клетки») | 1 | 2.1 | 1.2.1 1.2.2 2.8 |
13 | Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма. Органоиды цитоплазмы. ВПМ 8: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Строение эукариотической клетки») | 1 | 2.1 | 1.1.2 |
14 | Эукариотическая клетка. Ядро. | 1 | 2.1 | 1.1.2 |
15 | Деление клеток. Митоз ВПМ 9: Развитие структурного мышления (Составить схему «Митоз»). | 1 | 2.1 | 1.1.2 |
16 | Клеточная теория строения организмов. | 1 | 2.1 | 1.1.2 |
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов) |
Тема 2.1. Размножение организмов (2 часа) |
17 | Размножение. Бесполое размножение. ВПМ 10: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Бесполое размножение»). | 1 | 2.2 | 1.2.1 |
18 | Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. ВПМ 11: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу « Половое размножение»). | 1 | 2.2 | 1.2.1 |
Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа) |
19 | Онтогенез. Эмбриональный период развития. | 1 | 2.2 | 1.2.1 |
20 | Онтогенез. Постэмбриональный период развития. ВПМ 12: Развитие структурного мышления (Составить схемы эмбрионального и постэмбрионального развития). | 1 | 2.2 | 1.2.1 |
21 | Общие закономерности развития. | 1 | 2.2 | 1.2.1 |
Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов) |
Тема 3.1. Закономерности наследования признаков (10 часов) |
22-23 | Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г. Менделя. | 2 | 2.2 | 1.1.2 |
24 | Первый закон Г. Менделя. | 1 | 2.2 | 1.1.2 |
25 | Второй закон Г. Менделя. | 1 | 2.2 | 1.1.2 |
26 | Третий законы Г. Менделя. | 1 | 2.2 | 1.1.2 |
27-28 | Сцепленное наследование генов. Генетика пола. | 2 | 2.1 | 1.1.2 1.2.1 |
29-30 | Генотип как система взаимодействующих генов. | 2 | 2.1 | 1.1.2 |
31 | Решение генетических задач. | 1 | 2.1 | 1.1.2 |
Тема 3.2. Закономерности изменчивости (6 часов) |
32-33 | Наследственная (генотипическая изменчивость). ВПМ 13: Развитие структурного мышления (Работа с рисунками) | 2 | 2.2 | 1.2.1 2.8 |
34-35 | Фенотипическая (модификационная) изменчивость. ВПМ 14: Развитие структурного мышления (Работа с рисунками) | 2 | 2.2 | 1.2.1 2.8 |
36-37 | Выявление изменчивости организмов. | 2 | 2.2 | 1.2.1 |
Тема 3.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа) |
38 | Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений. ВПМ 15: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Центры происхождения культурных растений»). | 1 | 2.2 | 3.4 |
39 | Методы селекции растений, животных. | 1 | 2.2 | 3.4 |
40-41 | Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции. | 2 | 2.2 | 3.4 |
Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле (21 час) |
Тема 4.1. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа) |
42 | Становление систематики. | 1 | 3.5 | 2.1.2 |
43 | Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. | 1 | 3.5 | 2.1.2 |
Тема 4.2 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (5 часов) |
44 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | 1 | 3.5 | 2.1.2 |
45 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | 1 | 3.5 | 2.1.2 |
46 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | 1 | 3.5 | 2.1.2 |
47-48 | Формы естественного отбора. | 2 | 3.5 | 2.1.2 |
Тема 4.3 Современные представления об эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. (4 часа). |
49 | Вид, его критерии и структура. Популяции. ВПМ 16: Развитие структурного мышления (Работа с учебником). | 1 | 5.1 | 2.1.1 2.5 2.8 |
50 | Элементарные эволюционные факторы. | 1 | 5.1 | 2.1.4 2.8 |
51 | Главные направления эволюции. | 1 | 3.5 | 2.7 |
52 | Типы эволюционных изменений | 1 | 3.5 5.1 | 2.1.5 |
Тема 4.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции (3 часа) |
53 | Приспособительные особенности строения и поведения животных | 1 | 3.5 | 2.5 2.8 |
54 | Забота о потомстве | 1 | 3.5 | 2.5 |
55 | Физиологические адаптации | 1 | 3.5 | 2.1.5 2.8 |
Тема 4.5 Возникновение жизни на Земле (2 часа) |
56 | Современные представления о происхождении жизни. | 1 | 3.5 | 2.1.2 2.8 |
57 | Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни. | 1 | 3.5 | 2.1.2 2.8 |
Тема 4.6 Развитие жизни на Земле (3 часа) |
58 | Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры. ВПМ 17: Развитие структурного мышления ((Заполнить таблицу «Развитие жизни на Земле»). | 1 | 3.5 | 2.8 |
59 | Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры. ВПМ 18: Развитие структурного мышления ((Заполнить таблицу «Развитие жизни на Земле»). | 1 | 3.5 | 2.8 |
60 | Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. | 1 | 4.1 | 2.1.7 |
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (7 часов) |
Тема 5.1. Биосфера, её структура в функции (5 часов) |
61 | Структура биосферы. | 1 | 5.3 | 2.1.4 |
62 | Круговорот веществ в природе. ВПМ 19: Развитие структурного мышления (Составить схемы круговоротов основных веществ биосферы). | 1 | 5.2 | 1.2.2 |
63 | Экологические факторы. Биогеоценозы. Биоценозы. | 1 | 5.1 | 1.2.2 |
64 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 1 | 5.2 | 1.2.2 |
65 | Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами. ВПМ 20: Развитие структурного мышления (Составить схемы взаимоотношений между организмами). | 1 | 5.1 | 1.2.2 |
Тема 5.2. Биосфера и человек (2 часа) |
66 | Природные ресурсы и их использование. Роль человека в биосфере. | 1 | 5.2 | 2.1.3 2.1.5 |
67 | Последствия деятельности человека в экосистемах. Экологические проблемы | 1 | 5.2 5.3 | 2.1.3 2.1.5 |
68 | Резерв (1 час) |
Промежуточная аттестация проводится в виде контрольной работы.
Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых, включает 25 заданий и состоит из трех частей. Продолжительность работы 45 минут.
Часть I(А) содержит 20 задания с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных. Все задания базового уровня сложности.
Часть II(В)- содержит 3 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1- с выбором трех верных ответов из шести; 2- задания на определение соответствия;
Часть III(С) - 1- на заполнение таблицы с написанием свободного ответа.
Система оценивания.
Верно выполненное задание базового уровня (задания части А) оценивается в 1 балл. Верно выполненное задание повышенного уровня оценивается (часть В1- В3) от 0 до 2 баллов. Часть С – 3 балла. Максимальное количество баллов -29
Оценка «5» за 27 -29 балла
Оценка «4» за 20 -26 баллов
Оценка «3» за 15 – 19 баллов
Оценка «2» за 1 – 14 баллов
16