СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13

имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина» г. Брянска



Обсуждено на заседании ШМО

учителей естественно-математического цикла

Протокол №1 от 29 августа 2019г.

Руководитель ШМО________/Филатова О.Г./


Согласовано с зам. директора

по УВР

Протокол МС №1

От 29 августа 2019г.

Председатель МС

________/ Кудрявцева В.В./



Утверждаю

директор МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза. И.Б.Катунина г. Брянска

_____________ Новикова О.Е.

Приказ №282 от 30.08.19г.












Рабочая программа

по БИОЛОГИИ

9 класс


Форма обучения – очная

Уровень образования – основное общее образование


на 2019---2020--- учебный год

















Составитель:

учитель биологии

без квалификационной категории

Завалеева Марина Владимировна





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

  • ФГОС основного общего образования;

  • Базисного учебного плана на 2019-2020 учебный год;

  • Учебного (образовательного) плана МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина г. Брянска;

  • Федерального перечня учебников, допущенных Минпросвещением РФ

  • Авторская программа по биологии 5-9 кл. издательского центра «Вентана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2015.—336 с.

  • Положения о порядке разработки рабочих программ.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УМК

Программа

Авторская программа по биологии 5-9 кл. издательского центра «Вентана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2015.—336 с.

Учебник

Биология. 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – 2-е изд., стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 320 с.

Книга для учителя

В.М.Константинов. Биология. Животные. 8 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2014


МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

На изучение биологии в 8 классе отводится 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Класс

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

Всего

9

2



2


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение курса «Биология» в 9 классе направле­но на достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

  • знание основных принципов и правил отноше­ния к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; ин­теллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

  • воспитание чувства гордости за российскую био­логическую науку;

  • понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; готов­ность к самостоятельным поступкам и действи­ям на благо природы;

  • признание ценности жизни во всех ее проявле­ниях и необходимости ответственного, бережно­го отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, готовность и способность прини­мать ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

  • признание права каждого на собственное мне­ние; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

  • критичное отношение к своим поступкам, осо­знание ответственности за их последствия.



Метапредметные результаты:

  1. познавательные УУДформирование и развитие навыков и умений:

  • владеть основами исследовательской и проект­ной деятельности - видеть проблему, ставить во­просы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, про­водить эксперименты, делать выводы и заклю­чения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

  • находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литера­туре, словарях и справочниках), оценивать ее достоверность;

  • составлять сообщения на основе обобщения ма­териала учебника и дополнительной литературы;

  • строить логические рассуждения и умозаклю­чения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение;

  1. регулятивные УУД — формирование и развитие навыков и умений:

  • организовывать свою учебную и познавательную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последова­тельность действий и прогнозировать результаты работы);

  • самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства дости­жения цели;

  • работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • выбирать целевые и смысловые установки в сво­их действиях и поступках по отношению к жи­вой природе, здоровью своему и окружающих;

  • проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

  • владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3)коммуникативные УУД — формирование и раз­витие навыков и умений:

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, срав­нивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • слушать и слышать другое мнение, вести дискус­сию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

  • строить продуктивное взаимодействие со сверст­никами и взрослыми;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем.


Предметные результаты:

1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделять существенные признаки биологиче­ских объектов (отличительные признаки живых организмов и организма человека) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, пита­ние, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жиз­недеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболе­ваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекцион­ных и простудных заболеваний;

  • объяснять роль биологии в практической дея­тельности людей; места и роли человека в при­роде; роли различных организмов в жизни че­ловека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наслед­ственности и изменчивости, проявления наслед­ственных заболеваний у человека, видообразо­вания и приспособленности;

  • устанавливать причинно-следственные связи между гибкостью тела человека и строением его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им функцией;

  • сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения; выявлять

  • взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями;

  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

  • находить в учебной и научно-популярной ли­тературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, об инфекционных за­болеваниях, оформлять ее в виде сообщений, рефератов, докладов;

  • классифицировать типы и виды памяти, железы в организме человека;

  • устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регу­ляции;

  • определять и различать части и органоиды клет­ки и системы органов организма человека на ри­сунках и схемах;

  • сравнивать биологические объекты и процессы и делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявлять изменчивость организмов; приспособ­ления организмов к среде обитания; типы взаи­модействия разных видов в экосистеме; взаимо­связи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • владеть методами биологической науки — на­блюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспе­риментов и объяснение их результатов;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;

  • приводить доказательства взаимосвязи челове­ка и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, не­обходимости защиты среды обитания человека;

  • анализировать и оценивать последствия деятель­ности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;

  1. в сфере трудовой деятельности:

  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

4) всферефизическойдеятельности:

  • демонстрировать приемы оказания первой по­мощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • проводить наблюдения за состоянием собствен­ного организма;

  • владеть приемами рациональной организации труда и отдыха;

  1. в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.



СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Введение (1 час)

Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Её преимущества и издержки. Зависимость человека, как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

1. Общий обзор организма человека (4 часа)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно - гигиеническая служба. Функции санитарно – эпидемиологических центров. Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.

Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная и регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.

Демонстрации. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.


Лабораторная работа:

1.Действие каталазы на пероксид водорода

2.Клетки и ткани под микроскопом

Практическая работа:

1.Изучение мигательного рефлекса и его торможения

2. Опорно-двигательная система (8 часов)

Значение костно - мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных групп мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечных сокращений. Регуляция мышечных движений.

Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.

Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков, строение сустава, мышц и др.

Лабораторные работы:

3. Строение костной ткани

4. Состав костей

Практические работы:

2. Исследование строения плечевого пояса и предплечья

3. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия

3. Кровь и кровообращение (9 часов)

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации: торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования.

Лабораторная работа:

5. Сравнение крови человека с кровью лягушки

Практические работы:

4. Изучение явления кислородного голодания

5. Подсчёт пульса в разных условиях

6. Определение скорости кровотока

4. Дыхательная система (5 часов)

Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях.

Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Демонстрации.Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторные работы:

6. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

7. Дыхательные движения

Практические работы:

7. Измерение обхвата грудной клетки

8. Определение запылённости воздуха

5. Пищеварительная система (7 часа)

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.

Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.

Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат).Лабораторная работа:

8. Действие ферментов слюны на крахмал

9. Действие ферментов желудочного сока на белки

Практические работы:

9. Определение местоположения слюнных желёз

6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 часа)

Превращение белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота», В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.

Практическая работа:

10. Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки

7. Мочевыделительная система (2 часа)

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Заболевания мочевыделительной системы, их предупреждение. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.


8. Кожа (4 часа)

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Демонстрация: Рельефная таблица строения кожи.

Практическая работа:

11. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.

9. Эндокринная система. (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

Демонстрации: модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы.

10. Нервная система (5 часов)

Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-симпатическая функция коры больших полушарий.

Демонстрации: модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга.

Практические работы:

12. Изучение действия прямых и обратных связей

13. Штриховое раздражение кожи

14. Изучение функций отделов головного мозга

11. Органы чувств. Анализаторы (5 часов)

Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного,среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприниющий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Демонстрации: модели черепа, глаза и уха.

Практические работы:

15. Строение и работа органов зрения16. Исследование тактильных рецепторов

12. Поведение и психика (5 часов)

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действии.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.

Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

Демонстрации.Модель головного мозга; двойственного изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки.

Практические работы:

17. Перестройка динамического стереотипа18. Изучение внимания


13. Индивидуальное развитие организма (4 часа.)

Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена

промежности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

Демонстрации: модели зародышей человека и животных разных возрастов.

14. Биосфера и человек (2 часа)

Влияние экологических факторов на человека: человек как часть живого вещества биосферы; влияние абиотических факторов (кислорода, воды, света, климата) и биотических факторов на человека как часть живой природы; влияние хозяйственной деятельности на человека; человек как фактор, значительно влияющий на биосферу.

Влияние человека на биосферу: история отношений человека и биосферы; причины усиления влияния человека на природу в последние столетия; глобальные экологические проблемы; загрязнение атмосферы и увеличение концентрации углекислого газа; загрязнение и разрушение почв; радиоактивное загрязнение биосферы; прямое и косвенное влияние человека на флору и фауну; природоохранительная деятельность человека; экологическое образование; ноосфера.












































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

В связи с тем, что базисный учебный (образовательного) плана МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина г. Брянска предусматривает в 9 классе 34 учебных недели (68 уроков) в данную программу 9 класса были внесены следующие изменения.

Резервное время (6 часов) было распределено следующим образом:

  1. добавлены часы на более сложные и объёмные темы«Опорно-двигательная система» (1 час), «Кровь и кровообращение» (1 час) и «Нервная система» (1 час).

  2. добавлены часы на уроки повторения и обобщения по темам (2 часа).Это позволит обучающимся закрепить свой знания и навыки по данным темам и выявить уровень знаний и умений.


Название темы

Количество часов

По авторской программе

По рабочей

программе

1

Введение.Общий обзор организма человека

6

5

2

Опорно-двигательная система

7

8

3

Кровь и кровообращение

7

9

4

Дыхательная система

5

5

5

Пищеварительная система

7

7

6

Обмен веществ и энергии. Витамины.

3

3

7

Мочевыделительная система

2

2

8

Кожа

3

4

9

Эндокринная система

2

2

10

Нервная система

4

5

11

Органы чувств. Анализаторы.

5

5

12

Поведение и психика

6

5

13

Индивидуальное развитие человека

5

5

14

Биосфера и человек

2

2


Резервное время

6

1


Итого

70

68













КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Тема урока, лабораторной, практической работы

9а класс

9б класс

Примечание

Дата проведения

Дата проведения

Планир.

Фактич.

Планир.

Фактич.


Глава 1. Введение. Организм человека. Общий обзор. (5 часов)

1

1

Введение. Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.






2

2

Структура тела человека.Место человека в живой природе.






3

3

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

Лабораторная работа №1 «Действие каталазы на пероксид водорода»






4

4

Ткани.Лабораторная работа №2 «Клетки и ткани под микроскопом»






5

5

Системы органов. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.Пр.р.1«Изучение мигательного рефлекса и его торможения»






Глава 2. Опорно-двигательная система (8 часов)

6

1

Скелет: строение и функции, состав и соединение костей.

Лабораторная работа №3

«Строение костной ткани»

Лабораторная работа №4

«Состав костей»






7

2

Скелет головы и туловища.






8

3

Скелет конечностей.

Пр.р.Исследование строения плечевого пояса и предплечья»






9

4

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах

Костей.






10

5

Мышцы человека. Работа мышц.






11

6

Нарушение осанки и плоскостопие.

Пр.р.№3 «Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия»






12

7

Развитие опорно-двигательной системы.






13

8

Контрольная работа №1

"Организм человека. Опорно-двигательная система".






Глава 3. Кровь и кровообращение(9 часов)

14

1

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

Лабораторная работа №5

«Сравнение крови человека с кровью лягушки»






15

2

Иммунитет.






16

3

Тканевая совместимость и переливание крови.






17

4

Строение и работа сердца.






18

5

Круги кровообращения.






19

6

Движение лимфы.

Пр.р.4 «Изучение явления кислородного голодания»






20

7

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

Пр.р.№5«Подсчёт пульса в разных условиях»

Пр.р.6 «Определение скорости кровотока»






21

8

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Пр.р.№7 «Функциональная сердечно-сосудистая проба»






22

9

Контрольная работа №2 «Кровь и кровообращение»






Глава 4. Дыхательная система (5 часов)

23

1

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен. Лабораторная работа №6 «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»






24

2

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.Пр.р.№8«Измерение обхвата грудной клетки»

Лабораторная работа №7

«Дыхательные движения»






25

3

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.

Пр.р.№9 «Определение запылённости воздуха»






26

4

ПМП при поражение органовдыхания.






27

5

Контрольная работа №3 «Дыхание».






Глава 5. Пищеварительная система (7 часов)

28

1

Значение пищи и её состав.






29

2

Органы пищеварения.Зубы.

Пр.р.10«Определение местоположения слюнных желёз»






30

3

Пищеварение в ротовой полости и желудке.

Лабораторная работа №8

«Действие ферментов слюны на крахмал»

Лабораторная работа №9

«Действие ферментов желудочного сока на белки»






31

4

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.






32

5

Регуляция пищеварения.






33

6

Заболевания органов пищеварения.






34

7

Контрольная работа №4

«Пищеварение»






Глава 6. Обмен веществ и энергии (3 часа)


35

1

Обменные процессы в организме.






36

2

Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов.Пр.р.10«Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»






37

3

Витамины.






Глава 7. Мочевыделительная система(2 часа)


38

1

Строение и функции почек.






39

2

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.






Глава 8. Кожа (4 часа)

40

1

Значение кожи и её строение.






41

2

Нарушение кожных покровов и повреждение кожи.






42

3

Роль кожи в терморегуляции. Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударе.






43

4

Контрольная работа №5

«Обмен веществ. Выделение. Кожа».






Глава 9. Эндокринная система (2 часа)


44

1

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.






45

2

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.






Глава 10. Нервная система (5 часов)

46

1

Значение, строение, функционирование нервной системы.Пр.р.11«Изучение действия прямых и обратных связей»






47

2

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция.Пр.р.12«Штриховое раздражение кожи»






48

3

Спинной мозг.






49

4

Головной мозг. Пр.р.13«Изучение функций отделов головного мозга»






50

5

Контрольная работа №6

«Эндокринная и нервная системы»






Глава 11. Органы чувств. Анализаторы.(5 часов)


51

1

Как действуют органы чувств и анализаторы.






52

2

Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Пр.р.14«Строение и работа органов зрения»






53

3

Органы слуха и равновесия, их анализаторы.Пр.р.15 «Оценка состояния вестибулярного аппарата»






54

4

Органы осязания,обоняния, вкуса.Пр.р.16«Исследование тактильных рецепторов»






55

5

Контрольная работа №7

«Органы осязания, обоняния и вкуса».






Глава 12. Поведение и психика.(5 часов)


56

1

Врожденные и приобретенные формы поведения.Пр.р.17 «Перестройка динамического стереотипа»






57

2

Закономерности работы головного мозга.






58

3

Биологические ритмы.Сон и его значение.






59

4

Особенности высшей нервной деятельности человека. Воля и эмоции. Внимание.Пр.р.18«Изучение внимания»






60

5

Работоспособность.Режим дня.Контрольная работа №8

«Поведение и психика»






Глава 13. Индивидуальное развитие организма. (5 часов)


61

1

Половая система человека.






62

2

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.






63

3

Внутриутробное и постэмбриональное развитие организма. О вреде наркогенных веществ.






64

4

Психологические особенности личности.






65

5

Обобщающий урок по теме «Индивидуальное развитие человека»






Гла4ва 12. Биосфера и человек. (2 часа)


66

1

Человек - часть живой природы. Глобальное антропогенное влияние.






67

2

Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье».






68

1

Обобщающий урок. Решение типовых тестов ОГЭ(резерв)






Итого 68 часов


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


1. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с. http://www.akademkniga.ru/upload/iblock/540/05_09_bio_p.pdf

2. Лапшина В.И., Рокотова Д.И. Биология. 6 класс: учебник. М.: Академкнига/Учебник,

3. Лапшина В.И., Рокотова Д.И. Биология. 6 класс: рабочая тетрадь. М.: Академкнига/Учебник, 2015

4. Зайцева И.С. Биология. 6 класс: методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2015


16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!