Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13
имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина» г. Брянска
Обсуждено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла Протокол №1 от 29 августа 2019г. Руководитель ШМО________/Филатова О.Г./ | Согласовано с зам. директора по УВР Протокол МС №1 От 29 августа 2019г. Председатель МС ________/ Кудрявцева В.В./ | Утверждаю директор МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза. И.Б.Катунина г. Брянска _____________ Новикова О.Е. Приказ №282 от 30.08.19г. |
Рабочая программа
по БИОЛОГИИ
9 класс
Форма обучения – очная
Уровень образования – основное общее образование
на 2019---2020--- учебный год
Составитель:
учитель биологии
без квалификационной категории
Завалеева Марина Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
ФГОС основного общего образования;
Базисного учебного плана на 2019-2020 учебный год;
Учебного (образовательного) плана МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина г. Брянска;
Федерального перечня учебников, допущенных Минпросвещением РФ
Авторская программа по биологии 5-9 кл. издательского центра «Вентана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2015.—336 с.
Положения о порядке разработки рабочих программ.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УМК
Программа | Авторская программа по биологии 5-9 кл. издательского центра «Вентана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2015.—336 с. |
Учебник | Биология. 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – 2-е изд., стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 320 с. |
Книга для учителя | В.М.Константинов. Биология. Животные. 8 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2014 |
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
На изучение биологии в 8 классе отводится 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Класс | Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | Всего |
9 | 2 | | | 2 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение курса «Биология» в 9 классе направлено на достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, готовность и способность принимать ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Метапредметные результаты:
познавательные УУД—формирование и развитие навыков и умений:
владеть основами исследовательской и проектной деятельности - видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), оценивать ее достоверность;
составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
строить логические рассуждения и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение;
регулятивные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
организовывать свою учебную и познавательную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3)коммуникативные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Предметные результаты:
1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки живых организмов и организма человека) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
устанавливать причинно-следственные связи между гибкостью тела человека и строением его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им функцией;
сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения; выявлять
взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями;
проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде сообщений, рефератов, докладов;
классифицировать типы и виды памяти, железы в организме человека;
устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции;
определять и различать части и органоиды клетки и системы органов организма человека на рисунках и схемах;
сравнивать биологические объекты и процессы и делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявлять изменчивость организмов; приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
владеть методами биологической науки — наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;
приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
в сфере трудовой деятельности:
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
4) всферефизическойдеятельности:
демонстрировать приемы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
владеть приемами рациональной организации труда и отдыха;
в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Введение (1 час)
Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Её преимущества и издержки. Зависимость человека, как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
1. Общий обзор организма человека (4 часа)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно - гигиеническая служба. Функции санитарно – эпидемиологических центров. Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.
Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.
Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.
Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная и регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.
Демонстрации. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.
Лабораторная работа:
1.Действие каталазы на пероксид водорода
2.Клетки и ткани под микроскопом
Практическая работа:
1.Изучение мигательного рефлекса и его торможения
2. Опорно-двигательная система (8 часов)
Значение костно - мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.
Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных групп мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечных сокращений. Регуляция мышечных движений.
Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.
Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков, строение сустава, мышц и др.
Лабораторные работы:
3. Строение костной ткани
4. Состав костей
Практические работы:
2. Исследование строения плечевого пояса и предплечья
3. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия
3. Кровь и кровообращение (9 часов)
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.
Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации: торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования.
Лабораторная работа:
5. Сравнение крови человека с кровью лягушки
Практические работы:
4. Изучение явления кислородного голодания
5. Подсчёт пульса в разных условиях
6. Определение скорости кровотока
4. Дыхательная система (5 часов)
Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях.
Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.
Демонстрации.Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.
Лабораторные работы:
6. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
7. Дыхательные движения
Практические работы:
7. Измерение обхвата грудной клетки
8. Определение запылённости воздуха
5. Пищеварительная система (7 часа)
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.
Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.
Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат).Лабораторная работа:
8. Действие ферментов слюны на крахмал
9. Действие ферментов желудочного сока на белки
Практические работы:
9. Определение местоположения слюнных желёз
6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 часа)
Превращение белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота», В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.
Практическая работа:
10. Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки
7. Мочевыделительная система (2 часа)
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
Заболевания мочевыделительной системы, их предупреждение. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
8. Кожа (4 часа)
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Демонстрация: Рельефная таблица строения кожи.
Практическая работа:
11. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.
9. Эндокринная система. (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.
Демонстрации: модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы.
10. Нервная система (5 часов)
Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-симпатическая функция коры больших полушарий.
Демонстрации: модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга.
Практические работы:
12. Изучение действия прямых и обратных связей
13. Штриховое раздражение кожи
14. Изучение функций отделов головного мозга
11. Органы чувств. Анализаторы (5 часов)
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.
Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.
Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного,среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприниющий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.
Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.
Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Демонстрации: модели черепа, глаза и уха.
Практические работы:
15. Строение и работа органов зрения16. Исследование тактильных рецепторов
12. Поведение и психика (5 часов)
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действии.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.
Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.
Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.
Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.
Демонстрации.Модель головного мозга; двойственного изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки.
Практические работы:
17. Перестройка динамического стереотипа18. Изучение внимания
13. Индивидуальное развитие организма (4 часа.)
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена
промежности.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).
Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.
Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.
Демонстрации: модели зародышей человека и животных разных возрастов.
14. Биосфера и человек (2 часа)
Влияние экологических факторов на человека: человек как часть живого вещества биосферы; влияние абиотических факторов (кислорода, воды, света, климата) и биотических факторов на человека как часть живой природы; влияние хозяйственной деятельности на человека; человек как фактор, значительно влияющий на биосферу.
Влияние человека на биосферу: история отношений человека и биосферы; причины усиления влияния человека на природу в последние столетия; глобальные экологические проблемы; загрязнение атмосферы и увеличение концентрации углекислого газа; загрязнение и разрушение почв; радиоактивное загрязнение биосферы; прямое и косвенное влияние человека на флору и фауну; природоохранительная деятельность человека; экологическое образование; ноосфера.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
В связи с тем, что базисный учебный (образовательного) плана МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина г. Брянска предусматривает в 9 классе 34 учебных недели (68 уроков) в данную программу 9 класса были внесены следующие изменения.
Резервное время (6 часов) было распределено следующим образом:
добавлены часы на более сложные и объёмные темы«Опорно-двигательная система» (1 час), «Кровь и кровообращение» (1 час) и «Нервная система» (1 час).
добавлены часы на уроки повторения и обобщения по темам (2 часа).Это позволит обучающимся закрепить свой знания и навыки по данным темам и выявить уровень знаний и умений.
№ | Название темы | Количество часов |
По авторской программе | По рабочей программе |
1 | Введение.Общий обзор организма человека | 6 | 5 |
2 | Опорно-двигательная система | 7 | 8 |
3 | Кровь и кровообращение | 7 | 9 |
4 | Дыхательная система | 5 | 5 |
5 | Пищеварительная система | 7 | 7 |
6 | Обмен веществ и энергии. Витамины. | 3 | 3 |
7 | Мочевыделительная система | 2 | 2 |
8 | Кожа | 3 | 4 |
9 | Эндокринная система | 2 | 2 |
10 | Нервная система | 4 | 5 |
11 | Органы чувств. Анализаторы. | 5 | 5 |
12 | Поведение и психика | 6 | 5 |
13 | Индивидуальное развитие человека | 5 | 5 |
14 | Биосфера и человек | 2 | 2 |
| Резервное время | 6 | 1 |
| Итого | 70 | 68 |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | | Тема урока, лабораторной, практической работы | 9а класс | 9б класс | Примечание |
Дата проведения | Дата проведения |
Планир. | Фактич. | Планир. | Фактич. | |
Глава 1. Введение. Организм человека. Общий обзор. (5 часов) |
1 | 1 | Введение. Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. | | | | | |
2 | 2 | Структура тела человека.Место человека в живой природе. | | | | | |
3 | 3 | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Лабораторная работа №1 «Действие каталазы на пероксид водорода» | | | | | |
4 | 4 | Ткани.Лабораторная работа №2 «Клетки и ткани под микроскопом» | | | | | |
5 | 5 | Системы органов. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.Пр.р.№1«Изучение мигательного рефлекса и его торможения» | | | | | |
Глава 2. Опорно-двигательная система (8 часов) |
6 | 1 | Скелет: строение и функции, состав и соединение костей. Лабораторная работа №3 «Строение костной ткани» Лабораторная работа №4 «Состав костей» | | | | | |
7 | 2 | Скелет головы и туловища. | | | | | |
8 | 3 | Скелет конечностей. Пр.р.№2«Исследование строения плечевого пояса и предплечья» | | | | | |
9 | 4 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах Костей. | | | | | |
10 | 5 | Мышцы человека. Работа мышц. | | | | | |
11 | 6 | Нарушение осанки и плоскостопие. Пр.р.№3 «Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия» | | | | | |
12 | 7 | Развитие опорно-двигательной системы. | | | | | |
13 | 8 | Контрольная работа №1 "Организм человека. Опорно-двигательная система". | | | | | |
Глава 3. Кровь и кровообращение(9 часов) |
14 | 1 | Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа №5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | | | | | |
15 | 2 | Иммунитет. | | | | | |
16 | 3 | Тканевая совместимость и переливание крови. | | | | | |
17 | 4 | Строение и работа сердца. | | | | | |
18 | 5 | Круги кровообращения. | | | | | |
19 | 6 | Движение лимфы. Пр.р.№4 «Изучение явления кислородного голодания» | | | | | |
20 | 7 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Пр.р.№5«Подсчёт пульса в разных условиях» Пр.р.№6 «Определение скорости кровотока» | | | | | |
21 | 8 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Пр.р.№7 «Функциональная сердечно-сосудистая проба» | | | | | |
22 | 9 | Контрольная работа №2 «Кровь и кровообращение» | | | | | |
Глава 4. Дыхательная система (5 часов) |
23 | 1 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен. Лабораторная работа №6 «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | | | | | |
24 | 2 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания.Пр.р.№8«Измерение обхвата грудной клетки» Лабораторная работа №7 «Дыхательные движения» | | | | | |
25 | 3 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Пр.р.№9 «Определение запылённости воздуха» | | | | | |
26 | 4 | ПМП при поражение органовдыхания. | | | | | |
27 | 5 | Контрольная работа №3 «Дыхание». | | | | | |
Глава 5. Пищеварительная система (7 часов) |
28 | 1 | Значение пищи и её состав. | | | | | |
29 | 2 | Органы пищеварения.Зубы. Пр.р.№10«Определение местоположения слюнных желёз» | | | | | |
30 | 3 | Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа №8 «Действие ферментов слюны на крахмал» Лабораторная работа №9 «Действие ферментов желудочного сока на белки» | | | | | |
31 | 4 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | | | | | |
32 | 5 | Регуляция пищеварения. | | | | | |
33 | 6 | Заболевания органов пищеварения. | | | | | |
34 | 7 | Контрольная работа №4 «Пищеварение» | | | | | |
Глава 6. Обмен веществ и энергии (3 часа) | |
35 | 1 | Обменные процессы в организме. | | | | | |
36 | 2 | Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов.Пр.р.№10«Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | | | | | |
37 | 3 | Витамины. | | | | | |
Глава 7. Мочевыделительная система(2 часа) | |
38 | 1 | Строение и функции почек. | | | | | |
39 | 2 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | | | | | |
Глава 8. Кожа (4 часа) |
40 | 1 | Значение кожи и её строение. | | | | | |
41 | 2 | Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. | | | | | |
42 | 3 | Роль кожи в терморегуляции. Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударе. | | | | | |
43 | 4 | Контрольная работа №5 «Обмен веществ. Выделение. Кожа». | | | | | |
Глава 9. Эндокринная система (2 часа) | |
44 | 1 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | | | | | |
45 | 2 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | | | | | |
Глава 10. Нервная система (5 часов) |
46 | 1 | Значение, строение, функционирование нервной системы.Пр.р.№11«Изучение действия прямых и обратных связей» | | | | | |
47 | 2 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция.Пр.р.№12«Штриховое раздражение кожи» | | | | | |
48 | 3 | Спинной мозг. | | | | | |
49 | 4 | Головной мозг. Пр.р.№13«Изучение функций отделов головного мозга» | | | | | |
50 | 5 | Контрольная работа №6 «Эндокринная и нервная системы» | | | | | |
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы.(5 часов) | |
51 | 1 | Как действуют органы чувств и анализаторы. | | | | | |
52 | 2 | Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Пр.р.№14«Строение и работа органов зрения» | | | | | |
53 | 3 | Органы слуха и равновесия, их анализаторы.Пр.р.№15 «Оценка состояния вестибулярного аппарата» | | | | | |
54 | 4 | Органы осязания,обоняния, вкуса.Пр.р.№16«Исследование тактильных рецепторов» | | | | | |
55 | 5 | Контрольная работа №7 «Органы осязания, обоняния и вкуса». | | | | | |
Глава 12. Поведение и психика.(5 часов) | |
56 | 1 | Врожденные и приобретенные формы поведения.Пр.р.№17 «Перестройка динамического стереотипа» | | | | | |
57 | 2 | Закономерности работы головного мозга. | | | | | |
58 | 3 | Биологические ритмы.Сон и его значение. | | | | | |
59 | 4 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Воля и эмоции. Внимание.Пр.р.№18«Изучение внимания» | | | | | |
60 | 5 | Работоспособность.Режим дня.Контрольная работа №8 «Поведение и психика» | | | | | |
Глава 13. Индивидуальное развитие организма. (5 часов) | |
61 | 1 | Половая система человека. | | | | | |
62 | 2 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | | | | | |
63 | 3 | Внутриутробное и постэмбриональное развитие организма. О вреде наркогенных веществ. | | | | | |
64 | 4 | Психологические особенности личности. | | | | | |
65 | 5 | Обобщающий урок по теме «Индивидуальное развитие человека» | | | | | |
Гла4ва 12. Биосфера и человек. (2 часа) | |
66 | 1 | Человек - часть живой природы. Глобальное антропогенное влияние. | | | | | |
67 | 2 | Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье». | | | | | |
68 | 1 | Обобщающий урок. Решение типовых тестов ОГЭ(резерв) | | | | | |
Итого 68 часов |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
1. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с. http://www.akademkniga.ru/upload/iblock/540/05_09_bio_p.pdf
2. Лапшина В.И., Рокотова Д.И. Биология. 6 класс: учебник. М.: Академкнига/Учебник,
3. Лапшина В.И., Рокотова Д.И. Биология. 6 класс: рабочая тетрадь. М.: Академкнига/Учебник, 2015
4. Зайцева И.С. Биология. 6 класс: методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2015
16