СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс фгос

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 9 класс по программе Л.Н. Сухоруковой фгос

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс фгос»



Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26


Рассмотрена


на заседании МО учителей ______________________


Руководитель МО Калугина Н.А.

Протокол № 1 от 25.08.2017г.


Согласована


Заместитель директора по УВР


Колотушкина С.А.

(________________)


Утверждена


Директор МОУ СОШ №26


____________________(Л.В. Дмитриева)


Приказ № 01/10 от 28.08.2017г.

Рабочая программа

по _биологии__

для 9 класса

учителя биологии 1 категории

Суровцевой М.Н.





Ярославль

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;

  • ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 29 апреля 2014 года № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

  • Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников…, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года. № 253».

  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40937)

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию; Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15

  • ООП ООО «Средней школы №26» Приказ № 01-10/222 от 30.08.2015г.

  • Ракочая программа Сухоруковой Л.Н.

  • Методическое письмо ГОУ ЯО ИРО о преподавании учебного предмета биология в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2018-2019 учебном году

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».


Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:


п/п

Название

Класс

Год

издания

Автор

1

«Биология. Живые системы и экосистемы» учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», (Академический школьный учебник) (Сферы).


9

2018

Сухорукова Л.Н.,

В.С. Кучменко,



Учебник входит в федеральный перечень учебников на 2018/2019 учебный год.

Данная рабочая программа является приложением к ООП ООО «Средней школы №26» и отражает предметное содержание, необходимое для изучения в 9 классе (тематическое планирование, календарное планирование с указанием форм организации учебной деятельности, основных видов учебной деятельности), а также планируемые результаты освоения программы по биологии к концу 9 класса.

Иные разделы, предусмотренные требованиями ФГОС к составлению рабочих программ, содержатся в ООП ООО ОУ (п.2.2.2. «Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования»)

В Программу внесены изменения:

Сокращено 2 часов на изучение темы «Организм» (по программе 19 часов, по рабочей программе-17), т. к. вопросы «Экологические факторы и их действие на организм» и «Адаптация организмов к условиям среды» рассматриваются в теме «Биоценоз. Экосистема». Сокращено 8 часов на изучение темы «Вид. Популяция, Эволюция видов» (по программе-25 часов, по рабочей программе-17 часов), т. к. вопросы особенностей высшей нервной деятельности человека изучались в курсе биологии 8 класса «Человек. Культура здоровья». Сокращено 4 часа на изучение темы «Биоценоз. Экосистема» (по программе-14 часов, по рабочей программе-10 часов, т. к. все вопросы, определенные государственным стандартом рассматриваются в полном объёме количеством часов рабочей программы. Сокращено 2 часа на изучение темы «Биосфера» (по программе 7 часов, по рабочей программе -5 часов), т. к. все вопросы, определённые государственным стандартом, рассматриваются в полном объёме количеством часов рабочей программы.

Добавлено 5 часов на изучение темы «Молекулярный уровень», 5 часов на тему «Клеточный уровень»,7 часов на изучение темы «Возникновение и развитие жизни», в связи с тем, что их изучение определено государственным стандартом, а в УМК они отсутствуют.



Место предмета в базисном учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений изучение курса биологии предусмотрено 68 часов 2 часа и неделю. Отбор содержания данного раздела школьного курса биологии осуществлялся на основе таких биологических закономерностей, как связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др.



Цели изучения биологии в 9 классе

Обучающие цели:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за

живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказании первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ –инфекции.

Задачи:

- Изучение всех разделов биологии, их экологизация;

- Гигиеническое воспитание учащихся;

- Формирование знаний о предмете биологии;

- Теоретическом и практическом значении биологических знаний для человека;

- Рациональное природопользование

Виды и формы контроля:

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Используемые технологии, методы и формы работы

организации процесса обучения в рамках данной рабочей программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:

личностно-ориентированных; развивающих проблемно-поисковых; информационно- развивающих.

При организации процесса обучения в рамках данной рабочей программы предполагается применение здоровьесберегающих технологий обучения:

технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технология снятия эмоционального напряжения; технология создания благоприятного психологического климата на уроке; технология охраны здоровья и пропаганды здорового образа жизни; комплексное использование личностно- ориентированных технологий; технологии педагогики сотрудничества; технология уровневой дифференциации обучения.

Используемые формы обучения:

Урок (классно-урочная форма), экскурсия, практикум, домашняя работа, консультации.

Используемые типы уроков:

Урок изучения нового материала, урок закрепления, урок обобщения и повторения, урок контроля, комбинированный урок.

Используемые формы работы на уроках:

Коллективная, фронтальная, групповая, парная, индивидуальная дифференцированная, индивидуальная недифференцированная.

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах:

участия в олимпиадах различного уровня, участия в проектах для школьников


Содержание учебного материала.

Введение (2 час).

Биологические системы и экосистемы. Почему важно их изучать. Иерархия живых систем, их общие свойства. Методы биологического познания: эксперимент, наблюдение, моделирование. Научный факт, гипотеза, теории, их роль в биологическом познании.

Молекулярный уровень (5 часов).

Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.


Клеточный уровень (5 часов).

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Деление клеток. Многообразие клеток.

Организм (17 часов).

Организм - целостная саморегулирующаяся система. Связь организма с внешней средой. Удовлетворение потребностей – основа поведения организма. Размножение и развитие организмов. Определение пола. Возрастные периоды онтогенеза человека. Наследственность и изменчивость – свойства организма. Наследственная информация и её носители. Гомологичные хромосомы, аллельные гены. Основные законы наследования (на примере человека): доминирования, расщепления, независимого комбинирования признаков. Взаимодействие генов. Наследование, сцепленное с полом. Закономерности наследственной изменчивости. Экологические факторы и их действие на организм. Ограничивающий фактор. Адаптация организма к условиям окружающей среды. Влияние природных факторов на организм человека. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы, формирование расовых признаков как результата приспособления к условиям среды. Географические группы людей : арктическая , тропическая , пустынная, высокогорная. Биологические ритмы. Влияние суточных ритмов на жизнедеятельность человека. Годовые ритмы, фотопериодизм. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс, его профилактика. Последствия влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм подростка.

Лабораторные работы. 1. Оценка температурного режима учебных помещений.

Проектная деятельность. 1. Суточные изменения некоторых физиологических показателей организма человека. 2. Гигиенические нормы сна подростка. 3. Влияние освещения на морфологию колеуса. 4. Действие экологического фактора.

Вид. Популяция. Эволюция видов. (17 часов).

Вид и его критерии. Популяционная структура вида. Динамика численности популяций. Саморегуляция численности популяций. Структура популяций. Теория Ч. Дарвина об эволюции видов. Современная эволюционная теория. Популяция- единица эволюции. Факторы эволюции, поставляющие материал для отбора. Естественный отбор, его формы. Формирование приспособлений – результат эволюции. Видообразование – результат действия факторов эволюции. Экологическое и географическое видообразование. Селекция – эволюция, направляемая человеком. Искусственный отбор и его творческая роль. Гибридизация. Искусственный мутагенез. Систематика и эволюция. Принципы классификации. Доказательства и основные этапы антропогенеза. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Высшая нервная деятельность. Рефлекторная теория И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Возбуждение, торможение. Взаимная индукция. Доминанта. Особенности высшей нервной деятельности человека. Слова- сигналы сигналов. Динамический стереотип. Сознание - высший уровень развития психики, свойственный человеку. Рассудочная деятельность животных. Бессознательные и подсознательные процессы. Мышление и воображение. Речь и её значение. Развитие и виды речи. Память, её виды и формирование. Эмоции, их виды и значение. Типы эмоциональных состояний. Чувство любви- основа брака и семьи. Темперамент. Типы высшей нервной деятельности.

Лабораторные работы. 1. Изучение критериев вида. 2. Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания. 3. Искусственный отбор.

Практические работы. 1. Определение типа темперамента.

Возникновение и развитие жизни на Земле (7 часов).

Условия возникновения жизни естественным путем. Значение ароморфозов в эволюции. Ныне существующие организмы прошли длительный путь развития и претерпели значительные изменения.

Биоценоз. Экосистема. (10 часов).

Видовая и пространственная структура биоценоза. К(нкуренция-основа поддержания видовой структуры биоценоза. Принцип Гаузе. Неконкурентные взаимоотношения между видами, их значение. Организация и разнообразие экологических систем. Функциональные группы организмов в экосистеме: продуценты, консументы, редуценты. Природные и искусственные, наземные и водные, с богатым и бедным видовым составом экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Экологические пирамиды. Разнообразие и ценность естественных биоценозов суши, лесов, степей, лугов. Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. Практическое значение знаний о развитии сообществ. Агроценоз. Агроэкосистема. Пути повышения продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологическое разнообразие и пути его сохранения.

Лабораторные работы. 1. Цепи питания обитателей аквариу

Биосфера (5 часов).

Биосфера, её границы. Среды жизни. Живое вещество биосферы, его функции. Средообразующая деятельность живого вещества. Круговорот веществ – основа целостности биосферы. Последствия нарушения круговорота углерода. Биосфера и здоровье человека.







Тематическое планирование

В структуру рабочей программы включена система учета и контроля планируемого (предметного и метапредметного) результатов. Основной формой контроля являются: практические, лабораторные, самостоятельные и контрольные работы.


Учёт знаний

Содержательные блоки

Кол-во

часов


Устный опрос

Лаборатор

ные работы

Практические

работы

Самостоятель

ные работы

Контрольные

работы

1

Введение

2


опрос





2

Молекулярный уровень

5

опрос

1


1


3

Клеточный уровень

5

опрос

2




1

4

Организменный уровень

17

опрос

2


2

1

5

Вид. Популяция. Эволюция видов

17

опрос

1




1

6

Возникновение и развитие жизни

7

опрос

1


1


7

Биоценоз. Экосистема.

10

опрос


3

1


8

Биосфера

5

опрос


2


1

Всего


68

опрос

8

5

3

5















Календарно-тематическое планирование учебного материала


№ урока


Что пройдено на уроке

Изучаемые понятия

(в соответствии с ФКГС)

Характеристика

учебной деятельности учащихся

Домашнее задание

Введение. 2 часа.

1

1 неделя

Биология- наука о живой природе.

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни.

Называть живые системы и экосистемы, иллюстрировать их примерами.

Описывать свойства живых систем.

Устанавливать иерархию живых систем и экосистем.

Обосновывать значение наук, изучающих живые системы и экосистемы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки

п.1,воп.

2

1 неделя

Методы исследования в биологии.

Методы изучения живых объектов:наблюдение, биологический эксперимент, описание и измерение биологических объектов.

Называть ведущие методы биологического познания.

Сравнивать наблюдение и эксперимент. Понимать основные закономерности развития научного познания.

Использовать различные источники информации для характеристики основных методов научного познания, предметов изучения биологических дисциплин

п.2, воп.


Молекулярный уровень. 5 часов. Л.Р.-1. С.Р.-1.

3

2 неделя

Уровни организации живой природы. Особенности химического состава живых организмов.

Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Уровни организации живой природы. Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме. Углеводы. Липиды.

Называть и характеризовать признаки живых существ.

Сравнивать

свойства живых организмов со свойствами тел нежи вой природы, делать выводы

Различать и называть

основные неорганические и органические вещества клетки.

Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков,

углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке.


Записи.

4

2 неделя

Состав и строение белков

Простые и сложные белки. Полимеры, полипептиды. Аминокислоты. Структуры белков.

Знать

Строение и структуру белков,

Записи.

5

3 неделя

Функции белков, биологические катализаторы. Л.Р. «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках».

Строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, каталитическая, энергетическая функции белков. Гормон, фермент.

Понимать

Значение белков для живых организмов.

Записи, отчёт по работе.

6

3 неделя

Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

ДНК.РНК. Нуклеотид, комплементарность, двойная спираль. Функции ДНК и РНК. АТФ, строение и функции. Витамины.

Уметь

Различать структуру и строение нуклеиновых кислот и АТФ, определять их значение.

п.1-4, воп.1-5, записи.

7

4 неделя

Вирусы-неклеточные формы жизни. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.

Неклеточные формы жизни, внутриклеточные паразиты, особенности строения и значение. Меры профилактики вирусных болезней на примере гриппа и СПИДа.

Рассматривать и объяснять

по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку

и его размножения.

Приводить примеры

заболеваний, вызываемых вирусами

Записи. Подготовиться к С.Р., повторить записи в тетради.

Клеточный уровень. 5 часов. Л.Р.-2. С.Р.-1.

8

4 неделя

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории. С.Р. По теме «Молекулярный уровень»

Общий план строения клетки как доказательство единства происхождения царств живой природы. Основные положения клеточной теории.

Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки.

Различать

основные части клетки. Сравнивать особенности клеток растений и животных


Записи. Таблица.

9

5 неделя

Строение клетки. Основные компоненты клетки. Цитоплазма. Строение и функции клеточных мембран. Л.Р. «Изучение строения клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».

Части и органоиды клетки. Строение и функции цитоплазмы и клеточных мембран.

Выделять и называть существенные признаки

строения органоидов.

Различать

органоиды клетки на рисунке учебника.

Объяснять функции отдельных

Органоидов в жизнедеятельности растительной и животной клеток.

Записи в тетради. Таблица. Отчёт по работе.

10

5 неделя

Ядро клетки. Гены и хромосомы. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Строение и функции ядра. Гены. Строение и функции хромосом. Строение и функции органоидов клетки.

Записи. Таблица.

11

6 неделя

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные движения.

Строение и функции органоидов клетки.

Записи. Таблица.

12

6 неделя

Прокариоты. Эукариоты. Особенности строения клеток бактерий, грибов, растений, животных. Л.Р. «Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом».

Прокариоты. Эукариоты. Черты сходства и отличия клеток бактерий, грибов, растений и животных.

Различать

основные части клетки.

Сравнивать

особенности клеток растений и животных, грибов и бактерий.

Записи. Таблица. Подготовиться к С.Р., повторить записи в тетради.

Организм. 17 часов. Л.Р.-3. С.Р.-2.

13

7 неделя

Организм- целостная саморегулирующаяся система. Обмен веществ и превращение энергии- признак живых организмов. С.Р. По теме «Клеточный уровень».

Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Различия организмов по способу питания. Автотрофы. Гетеротрофы.

Называть и описывать свойства организма как живой системы.

Устанавливать взаимосвязь компонентов организма.

Объяснять сущность процессов, лежащих в основе поведения организма.

Обосновывать взаимосвязь организма с внешней средой, процессы саморегуляции организма

п.3, воп.

14

7 неделя

Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание.

Энергетический обмен в клетке, его этапы (подготовительный, гликолиз, дыхание), АТФ, аэробы, анаэробы, преимущества кислородного дыхания.

Определять понятие

«обмен веществ».

Устанавливать

различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция».

Объяснять

роль АТФ как универсального

переносчика и накопителя энергии.

Характеризовать

энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма

Записи.

15

8 неделя

Фотосинтез. Хемосинтез.

Особенности пластического обмена в растительных клетках, темновая, световая фаза фотосинтеза, космическая роль фотосинтеза. Хемосинтез.

Определять

понятие «фотосинтез».

Характеризовать з

начение фотосинтеза для растительной клетки и природы в целом.

Сравнивать

стадии фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения.


Записи.

16

8 неделя

Синтез белков в клетке. Генетический код.

Свойства генетического кода. Этапы синтеза белка. Условия и механизм транскрипции.

Определять

понятие «биосинтез белка».

Выделять и называть

основных участников биосинтеза белка в клетке.

Различать и характеризовать

этапы биосинтеза белка в клетке.


Записи.

17

9 неделя

Транспортные РНК. Трансляция.

Условия и механизм трансляции. Роль транспортных РНК.


Давать определения

Понятию «трансляция» и «транскрипция»,

Объяснять

механизм этих процессов.

Записи в тетради.

18

9 неделя

Деление клетки-основа размножения и развития организмов. Митоз, мейоз. Л.Р. «Рассматривание микропрепаратов митоза в клетках корешков лука». С.Р. По теме «Синтез белка».

Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток- одна из причин заболеваний организмов.


Сравнивать

деление клетки прокариот и эукариот,

Делать выводы

на основе сравнения.

Характеризовать

значение размножения клетки.

Давать определение

понятия «митоз».

Объяснять

механизм распределения

наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот.

Давать

определение понятия «клеточный

цикл».

Называть и характеризовать стадии клеточного цикла.


Записи. Отчёт по работе.

19

10 неделя

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Развитие половых клеток. Оплодотворение.

Характеристика полового и бесполого размножения, преимущества полового процесса, гаметы, их развитие. Оплодотворение.

Описывать этапы эмбрионального развития, типы постэмбрионального развития.

Сравнивать половое и бесполое размножение, наружное и внутреннее оплодотворение, прямое и непрямое развитие.

Делать выводы об организме как целостной живой системе

п.4 воп.

20

10 неделя

Рост и развитие организмов. Биогенетический закон.

Возрастные периоды развития, влияние факторов среды, стресса, курения, употребления алкоголя, наркотиков на развитие человека. Биогенетический закон.

Объяснять механизмы хромосомного определения пола.

Обосновывать причины и последствия полового созревания.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о факторах, способствующих сохранению здоровья подростка во время полового созревания

п.5,14, 15, 16, воп. записи.

21

11 неделя

Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Генетическая непрерывность жизни. Наследственность и изменчивость- свойства организмов.

Наследственная информация и её носители. Гомологичные хромосомы и аллельные гены. Виды изменчивости.

Определять наследственность и изменчивость как общие свойства живых организмов, гомологичные хромосомы, аллельные гены, гомо- и гетерозиготы.

Сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость.

Применять генетическую символику при составлении схем наследования

Определять понятия и положения основных законов генетики.

Объяснять наследование аллельных генов с позиций законов Менделя, наследование неаллельных генов, наследование, сцепленное с полом.

Использовать различные источники информации для подготовки сообщения о жизнедеятельности Г. Менделя

п.6, воп..

22

11 неделя

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет.

Г.Мендель-основоположник учения о наследственности. Доминантные и рецессивные гены и признаки. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет.

п.7. Воп. Записи.

23

12 неделя

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

Генотип и фенотип. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

п.7, записи..

24

12 неделя

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков.

п.7, воп. Записи.

25

13 неделя

Решение простейших генетических задач

Алгоритм решения генетических задач.

Применять знания при решении задач на моно- и дигибридное скрещивание, наследование, сцепленное с полом

Задачи в тетради.

26

13 неделя

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Перекрёст хромосом.

Сцепленное наследование признаков. Аутосомы. Группы сцепления. Конъюгация и кроссинговер гомологичных хромосом.

Определять понятия и положения основных законов генетики.

Объяснять наследование аллельных генов с позиций законов Менделя, наследование неаллельных генов, наследование, сцепленное с полом.

Применять генетическую символику при составлении схем наследования


п.7, воп., записи. Полготовиться к С.Р.

27

14 неделя

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. С.Р. По теме «Закономерности наследственности».

Половые хромосомы. Механизм определения пола у человека. Сцепленное с полом наследование.

п.7. воп. записи.

28

14 неделя

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Норма реакции генотипа. Мутационная изменчивость. Л.Р. «Выявление изменчивости у организмов».

Виды изменчивости, их роль в эволюции и генетике, норма реакции. Характеристика и виды мутационной изменчивости.

Описывать виды мутационной изменчивости, иллюстрировать их примерами.

Выявлять источники комбинативной и мутационной изменчивости.

Оценивать роль наследственной изменчивости для эволюции живой природы мутагенов , значение искусственного мутагенеза, влияние различных на здоровье человека

п.8, отчёт по работе.

29

15 неделя

Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Порода. Сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.

Селекция, её истоки и задачи. Искусственный отбор. Порода. Сорт. Штамм. Гибридизация, искусственный мутагенез.

Сравнивать способы размножения, особенности детей в разные возрастные периоды развития, виды наследственной изменчивости.

Объяснять механизмы хромосомного определения пола, основные закономерности наследования признаков человека, причины мутационной изменчивости.

Прогнозировать возможные последствия влияния на организм мутагенов.

Применять знания при решении генетических задач

п.26, записи.

Вид. Популяция. Эволюция видов. 17 часов. Л.Р.-1,Э.-1.

30

15 неделя

Вид, его критерии, структура вида. Л.Р. «Изучение морфологического критерия вида». С.Р. По теме «Генетика».

Вид. Признаки вида.Критерии вида: морфологический, географический, экологический, физиологический, биохимический, этологический, генетический.

Описывать критерии вида и применять их в процессе лабораторной работы. Сравнивать и классифицировать особей близких видов, используя знания о видовых критериях.

Обосновывать важность генетического критерия, биологическую и социальную сущность человека

п.17, воп., отчёт по работе.

31


Популяция- форма существования вида.

Популяция- единица вида, элемент экосистемы. Подвиды. Популяция- сложная биологическая система: семья, стая, стадо.

Определять вид и популяцию как целостные живые системы.

Сравнивать популяцию, подвид и вид.

Описывать различные формы взаимосвязей особей в популяции, приводить примеры.

Объяснять причины длительного существования популяций и видов в природе

п.18, воп

32


Динамика численности популяций.

Численность и плотность популяции. Основные процессы, влияющие на численность и плотность популяции: смертность, рождаемость, плодовитость. Динамика численности популяций.

Описывать основные свойства популяции.

Объяснять влияние рождаемости, смертности, плодовитости на численность и плотность популяции.

Устанавливать причины падения и взрыва численности особей в популяции

п.19, воп.,


33


Саморегуляция численности популяций.

Ёмкость среды. Способы регуляции численности популяций.

Описывать основные способы регуляции численности популяций.

Устанавливать связь роста численности человечества с возрастанием ёмкости его среды обитания.

Приводить примеры регуляции численности особей в природных популяциях.

Использовать информационные источники для подготовки сообщения о демографических проблемах

п.20, воп.

34


Структура популяций.

Простая и сложная возрастная структуры популяций.

п.21, воп

35


Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин- основоположник учения об эволюции, основные положения его теории. С.Р. По теме «Вид. Популяция».

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Учение Дарвина о факторах и результатах эволюции.

Описывать и сравнивать простую и сложную возрастную структуры популяций.

Объяснять пирамиды возрастов.

Прогнозировать дальнейшее развитие популяции.

Обосновывать практическое значение знаний о структуре популяций

п.22,записи.

36


Движущие силы эволюции : наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Движущие силы эволюции : наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Называть ведущую идею, описывать предпосылки и основные положения учения Ч. Дарвина.

Объяснять результаты эволюции с позиций знаний о её движущих силах.

Использовать различные источники информации для подготовки учебного проекта о жизнедеятельности Ч. Дарвина, его кругосветном путешествии

п.22, воп., записи.

37


Современная эволюционная теория.

Популяция- единица вида. Популяция и генофонд. Факторы эволюции, поставляющие материал для отбора. Формы естественного отбора. Изоляция- фактор эволюции.

Устанавливать взаимосвязь между понятиями «генетика» и «эволюционное учение».

Обосновывать значение популяции как единицы эволюции. Описывать факторы эволюции с позиций СТЭ, устанавливать взаимосвязь между ними. Сравнивать формы естественного отбора, виды изоляции. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебного проекта о вкладе С.С. Четверикова в развитие современной эволюционной теории

п.23, воп

38


Результаты эволюции- многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания, её относительность.

Возникновение приспособлений и их относительный характер. Примеры приспособлений.

Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.

Объяснять формирование приспособлений живых организмов как результат действия факторов эволюции.

Использовать различные источники информации для подготовки сообщений о приспособленности организмов к среде обитания как результату эволюцииОписывать и устанавливать причины приспособлений в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы об относительном характере приспособлений.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

п.24, воп

39


Видообразование- результат действия факторов эволюции.

Видообразование: географическое, экологическое, репродуктивное.

Называть и описывать виды репродуктивной изоляции, этапы географического и экологического видообразования.

Устанавливать причины возникновения новых видов на основе знаний о движущих силах эволюции.

Использовать ресурсы электронного приложения для подготовки сообщений о способах видообразования и разнообразии видов в природе

п.25,воп.,

40


Селекция- эволюция, направляемая человеком.

Селекция, её истоки и задачи. Искусственный отбор, его творческая роль. Приёмы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Давать определение селекции как науки. Сравнивать естественный и искусственный отбор, понятия «сорт», «порода», «штамм», «вид».

Обосновывать значение гибридизации и искусственного отбора в процессе выполнения лабораторной работы «Искусственный отбор и его результаты».

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебного проекта о роли Н.И. Вавилова, И.В. Мичурина в развитии отечественной селекции.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

п.26, воп.

41


Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчинённость.

Систематика. Искусственная и естественная классификация. Принципы классификации. Двойное название вида. Систематические категории.

Описывать принципы современной классификации.

Определять место человека в современной зоологической систематике.

Сравнивать искусственные классификации с естественной.

Использовать различные источники информации для подготовки сообщения о жизнедеятельности К. Линнея

п.27, воп

42


Макроэволюция. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Экскурсия «Причины многообразия видов в природе».

Принцип эволюции- от простого к сложному. Основные этапы усложнения растений и животных.

Выделять

как существенные процессы дифференциации вида.

Объяснять

возникновение надвидовых групп.

Использоать и пояснять

иллюстративный

материал учебника, извлекать из него нужную информацию.

Приводить

примеры, служащие доказательством процесса эволюции жизни на Земле.


Записи. Отчёт по работе.

43


Основные закономерности эволюции.

Движущие силы эволюции. Пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Направления эволюции: прогресс и регресс.

Давать

определения понятий «биологический прогресс» и «биологический регресс».

Характеризовать

направления биологического прогресса.

Объяснять

роль основных направлений эволюции.

Называть и пояснять

примеры ароморфоза,

идиоадаптации и общей дегенерации

Записи.

44


Доказательства и основные этапы антропогенеза. С.Р. По теме Эволюционное учение».

Ч. Дарвин о происхождении человека. антропоидов. Австралопитеки. Род Человек: умелый, прямоходящий и разумный Сходство человека и позвоночных животных. Отличия человека от.

Приводить доказательства животного происхождения человека. Описывать этапы антропогенеза, сущность симиальной теории, характерные особенности предковых форм человека разумного.

Выявлять прогрессивные черты в эволюции человека от этапа к этапу.

Обосновывать невозможность считать прямыми предками человека современных человекообразных обезьян. Использовать информационные источники для подготовки проекта об основных этапах антропогенеза

П. 28 ,воп

45


Биологические и социальные факторы эволюции человека.

Естественный отбор- ведущий фактор биологической эволюции человека. Роль социальных факторов в антропогенезе.

Объяснять ведущую роль естественного отбора на этапах формирования человека как биологического вида.

Устанавливать взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Высказывать предположение о роли биологических и социальных факторов в эволюции современного человека.

Применять знания в процессе выполнения лабораторной работы «Приспособленность руки человека к трудовой деятельности».

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

п.29,воп.

46


Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. С.Р. По теме «Вид. Популяция. Эволюция видов».

Рефлекторная теория Сеченова-Павлова. Возбуждение и торможение. Доминанта. Анализ и синтез раздражителей и ответной деятельности организма. Особенности высшей нервной деятельности человека. Мышление и воображение. Речь. Память. Эмоции. Любовь. Типы ВНД,

Обосновывать вклад отечественных учёных в области изучения высшей нервной деятельности.

Описывать положения рефлекторной теории, явления взаимной индукции, доминанты.

Устанавливать взаимосвязь процессов возбуждения и торможения, анализа и синтеза раздражителей и ответной деятельности организма.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о жизнедеятельности отечественного учёного А.А. Ухтомского

П.30-37 Конспект.

Возникновение и развитие жизни. 7 часов. Л.Р.-1. Э.-1, С.Р.-1.

47


Взгляды, гипотезы о происхождении жизни на Земле.

Взгляды учёных Древней Греции и Древнего Рима, Гипотезы вечности жизни, панспермии, самопроизвольного зарождения, биохимической эволюции.

Объяснять

постановку и результаты опытов Л. Пастера.

Выделять и пояснять

идеи гипотез о происхождении жизни.


Сообщения учащихся, записи.

48


Краткая история развития органического мира.

Основные этапы эволюции жизни на Земле.

Объяснять

процессы возникновения коацерватов как первичных организмов.

Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез о происхождении жизни Опарина и Холдейна, делать выводы на основе сравнения.


Сообщения, презентации.

49


Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни.

Ароморфозы , проишедшие в эру древней жизни.

Выделять

существенные признаки эволюции

жизни.

Отмечать

изменения условий существования

живых организмов на Земле.

Различать

эры в истории Земли.

Характеризовать причины выхода

организмов на сушу.

Описывать

изменения, происходящие в связи

с этим на Земле и в свойствах

организмов.


Таблица.

50


Развитие жизни в протерозое и палеозое.

Аромофозы протерозоя и палеозоя.

Таблица.

51


Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

.Ароморфозы мезозоя и кайнозоя.

Таблица.

52


Доказательства эволюции. Л.Р. «Изучение палеонтологических доказательств эволюции».

Палеонтология. Отпечатки, окаменелости.

Отчёт по работе.

53


Обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни». Экскурсия в музей.

Экскурсия может быть виртуальной.

Использовать знания по теме.

Отчёт по экскурсии.

Биоценоз. Экосистема. 10 часов. П.Р.-3, Э.-1.С.Р.-1.

54


Экология как наука. Экологические факторы. Экосистемная организация живой природы. С.Р по теме «Возникновение и развитие жизни».

Экологические факторы: абиотические, биотические,антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Биоценоз и экосистема.

Описывать биоценоз как самую сложную живую систему, устанавливать взаимосвязь составляющих его популяций разных видов.

Объяснять роль доминирующих и средообразующих видов для поддержания видовой структуры биоценоза, причины его устойчивости.

Обосновывать значение ярусности в пространственной структуре биоценоза.

Прогнозировать изменения в биоценозе в связи с обеднением его видового разнообразия, нарушением пространственной и видовой структуры

п.9, 10,11,12, 13,38.воп..

55


Состав и структура биоценоза. Популяция- элемент экосистемы. П.Р. «Изучение и описание экосистемы своей местности».

Понятие о биоценозе. Структура экосистемы. Биоценоз- целостная живая система. Видовая, пространственная,морфологическая структуры биоценоза. Устойчивость биоценозов.


п38.,воп. Отчёт по работе.

56


Конкуренция- основа поддержания видовой структуры биоценоза.

Межвидовая конкуренция. Экспериментальные исследования конкуренции. Экологическая ниша.

Выявлять особенности конкурентных отношений, обосновывать их значение для жизни биоценоза.

Приводить примеры межвидовой конкуренции, экологических ниш, экспериментальные доказательства принципа конкурентного отношения

п.39,воп.

57


Неконкурентные взаимоотношения между видами. П.Р. «Выявление типов взаимодествия разных видов в конкретной экосистеме».

Отношения: хищник-жертва, паразит- хозяин, взаимовыгодные, выгодные для одного вида.

Называть и описыватьнеконкурентные взаимоотношения, приводить их примеры.

Устанавливать черты взаимной приспособленности между хищника- ми и жертвами, паразитами, квартирантами и хозяевами; взаимосвязь между симбиотическими видами.

Обосновывать роль неконкурентных отношений для регуляции численности видов в сообществе

п.40,воп

58


Организация и разнообразие экосистем. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Биотоп. Продуценты, консументы, редуценты. Разнообразие экосистем. Биом.

Наблюдать и описывать разнообразие видов конкретного биоценоза Называть и определять доминирующие растения биоценоза, число ярусов. Объяснять разнообразие растений с позиций эволюционной теории.

Соблюдать правила поведения в природе

п.41,воп.,

59


Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Цепи питания. П.Р. «Составление схем передачи веществ и энергии(Цепей питания).

Открытые системы. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Трофические уровни. Биологические пирамиды.

Устанавливать взаимосвязи организмов в пищевых цепях, составлять схемы пищевых цепей.

Объяснять причины круговорота веществ в экосистемах, схемы экологических пирамид, причины и последствия гибели хищников.

Применять знания в процессе выполнения лабораторной работы «Цепи питания обитателей аквариума», оформлять результаты наблюдений.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

п.42, воп.

60


Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши и водных экосистем.

Разнообразие и биосферное значение лесов, травянистых биогеоценозов, морских экосистем, пресноводных экосистем.

Называть и описывать естественные биогеоценозы суши и естественные водные экосистемы.

приводить примеры.

Сравнивать особенности лесных и травянистых биогеоценозов
морские и пресноводные экосистемы.

Объяснять значение естественных биогеоценозов суши и воды для биосферы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебного проекта о разнообразии наземных экосистем

п.43,44, воп.

61


Развитие и смена сообществ и экосистем. Экологическая сукцессия.

Равновесие в сообществе. Закономерности развития и смены сообществ. Практическое значение знаний о развитии сообществ.

Выявлять условия равновесного состояния сообщества.

Объяснять закономерности развития и смены сообществ под влиянием разнообразных причин.

Применять знания о закономерностях развития природных сообществ в практической деятельности

п.45, воп., Т.Т. Стр.67 № 2.

62


Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем. Экскурсия «Биоценоз парка».

Агроценоз. Повышение продуктивности и устойчивости агоценозов.

Сравнивать биоценозы и агроценозы, делать выводы о высокой продуктивности и неустойчивости агроценозов.

Обосновывать необходимость чередования агроэкосистем с естественными экосистемами при планировании ландшафтов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о разнообразии и продуктивности агроценозов родного края

п.46, воп. Отчёт по экскурсии. Т.Т. Стр.68, №3,4.

63


Биологическое разнообразие и пути его сохранения.

Биологическое разнообразие. Особо охраняемые территории.

Называть и описывать особо охраняемые территории, иллюстрировать их конкретными примерами, используя краеведческий материал. Описывать особенности различных ООПТ и их значение в сохранении экосистем.


п.47, воп. ,

Биосфера. 5 часов. П.Р.-2.

64


Биосфера- глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. С.Р. По теме «Биоценоз. Экосистема».

Биосфера. Среды жизни. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. В.И.Вернадский.

Называть и описывать геосферы и среды жизни.

Определять биосферу и её границы. Оценивать вклад В.И. Вернадского в развитие знаний о биосфере. Устанавливать причины неравномерного распространения живых организмов в биосфере.

Прогнозировать последствия разрушения озонового экрана для жизни биосферы

П.48, воп..

65


Распространение и роль живого вещества в биосфере.

Живое веществ, его свойства и функции. Средообразующая деятельность живого вещества.

Использовать Описывать свойства и функции живого вещества. Сравнивать живое и косное вещества.

Объяснять влияние живого вещества на неживую природу Земли. Устанавливать вклад человечества в обеспечение функций живого веществаинформационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о жизнедеятельности В.И. Вернадского — основоположника учения о биосфере

п.49,50, воп.,

66


Круговорот веществ и энергии в биосфере.

Геологический и биологический круговороты. Круговорот углерода, его нарушения и последствия.

Характеризовать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в длительном существовании биосферы.

Обосновывать значение живого вещества в обеспечении круговорота веществ.

Прогнозировать последствия нарушения биогеохимических циклов на примере цикла углерода.

Выдвигать предположения о гармонизации отношений между природой и человеком

п.51, воп

67


Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей. П.Р. «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. П.Р. «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы».

Парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды.

Здоровье людей- показатель состояния окружающей среды. Искусственно созданная среда и здоровье. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Устанавливать взаимосвязь между искусственно созданной средой обитания человека и его здоровьем, между состоянием природной среды и здоровьем человека.

Обосновывать содержание основных правил Кодекса здоровья.

Использовать информационные ресурсы для подготовки проекта о закономерностях развития природы и сохранения биосферы

п.52,воп. Отчёт по работе.

П.52, отчёт по работе.

68


Итоговая контрольная работа

Обобщение курса

Устанавливать иерархические связи между живыми системами и экосистемами; закономерности, характерные для живых систем разных уровней организации.

Обосновывать сущность и значение эволюции и экосистемной организации жизни на Земле, роль биологических и социальных факторов в антропогенезе. Оценивать разнообразие видов, природных сообществ и экосистем как непременное условие существования биосферы.







Планируемые результаты

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают

личностные, метапредметные и предметные результаты.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Основные личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с

учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои

идеи;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

4. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

5. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

6. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

8. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

10. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и

отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере

6. выявление эстетических достоинств объектов живой природы



Критерии оценивания


Оценка устных ответов учащихся. Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность ответа;

- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.

Отметка "5" ставится, если ученик:

    • правильно определил цель опыта;

    • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

    • самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

    • научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

    • проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

    • эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

    • опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

    • или было допущено два-три недочета;

    • или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

    • или эксперимент проведен не полностью;

    • или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

    • правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

    • или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

    • опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

    • допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

    • не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

    • или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

    • или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

    • допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка "1" ставится, если ученик:

    • полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать:

- правильность определения цели опыта;

- самостоятельность подбора оборудования и объектов;

- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

- логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

Отметка «5»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно, с необходимой последовательностью проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

Отметка «4»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта допускается 1-2 ошибки;

- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

- в описании наблюдений из опыта допускаются небольшие неточности.

Отметка «3»:

- правильно определена цель опыта;

- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

- допускается неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Отметка «2»:

- не определена самостоятельно цель опыта;

- не отобрано нужное оборудование;

- допускаются существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

    • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

    • или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета Биология


1. .Медиаресурсы: Образовательные диски серии «1С»

    1. Электронные ресурсы

    2. Комплекты микропрепаратов

Технические средства:

1. мультимедийный проектор

2. эпринтер.

3. Микроскопы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!