СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс УМК В.В.Пасечник

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс УМК В.В.Пасечник»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 02-04

основная общеобразовательная школа с.Тактагулово

муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан




Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета

Протокол№___от_______________2019г.



Согласовано.

Зам.дир. по УВР:_____Раянова Н.Г

«_____»_________________2019г.

Утверждаю.

Директор школы:

_____________________Галлямов В.К

Приказ№____от«_____»________2019г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии

для обучающихся основного общего образования


Срок реализации программы: 2019-2020г


Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в соответствии ФЗ «Об образовании РФ» №273 –ФЗ(редакции от 30.12.2015г), ООП ООО, программы «Биология» предметная линия учебников под редакцией В.В. Пасечника 5-9 классы, Москва «Дрофа»,2015 год


Составитель рабочей программы: Даянова Залира Гильмановна , учитель биологии



Год составления программы: 2019г






  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы;


метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия (химические, географические, физические, математические, экологические) и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;


предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета биологические умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование естественно - научного типа мышления, научных представлений о ключевых биологических теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,


  1. Содержание учебного предмета

За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в V – IX классах В. В. Пасечника и Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Науки, изучающие организм человека (2 час)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Глава 2 Происхождение человека(3ч)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Глава 3 Строение организма.(5ч)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрации

разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторные работы

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторные работы

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.

Коленный рефлекс и др.

Глава 4. Опорно - двигательная система (8 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро - и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы - антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрации

скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов

костей, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы

Микроскопическое строение кости.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Утомление при статической и динамической работе.

Выявление нарушений осанки.

Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Глава 5 . Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло - и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резусфактор. Пересадка органов

и тканей.

Лабораторные работы

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно - сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации

моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Глава 7. Дыхательная система (4 часов)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрации

модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Глава 8. Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно - кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрации

торса человека.

Лабораторные работы

Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения

определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Глава 9. Обмен веществ и энергии (4 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные работы

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Глава 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.(5ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрации

рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения

рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрации

модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Глава 11. Нервная система(5ч)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико - синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрации

модели головного мозга человека.

Лабораторные работы

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Глава 12 Анализаторы. Органы чувств.(6ч)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно - мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

Демонстрации

моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные,

слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторные работы

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Глава 13 Высшая нервная деятельность(5ч).

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения - торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей

нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрации

безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные работы

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.













Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрации

модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

Глава 14 Индивидуальное развитие организма.(6ч)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрации

тестов, определяющих типы темпераментов.



  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


п/п



Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы


Введение Глава 1. Науки, изучающие организм человека

2


1.

Глава 2. Происхождение человека

3


2.

Глава 3 Строение организма.

5

1

3.

Глава 4. Опорно - двигательная система

8

2

4.

Глава 5 . Внутренняя среда организма

3


5.

Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма


6

4

6.

Глава 7. Дыхательная система

4

1

7.

Глава 8. Пищеварительная система

6

1

8.

Глава 9. Обмен веществ и энергии

4

2

9.

Глава 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

5


10.

Глава 11. Нервная система

5

2

11.

Глава 12 Анализаторы. Органы чувств.


6

1

12.

Глава 13 Высшая нервная деятельность

5

2

13.

Глава 14 Индивидуальное развитие организма.

6



Итого

68

16






















Календарно- тематическое планирование


п/п

Дата

Тема урока

Примечание

план

факт

1



Науки о человеке. Здоровье и его охрана.


2



Становление наук о человеке


3



Систематическое положение человека


4



Историческое прошлое людей.


5



Расы человека


6



Общий обзор организма человека


7



Клеточное строение организма


8



Ткани Л.Р « Изучение микроскопического строения тканей»


9



Рефлекторная регуляция


10



Обобщающий урок по теме «Общий обзор организма»


11



Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей


12



Скелет человека. Осевой скелет


13



Добавочный скелет. Скелет поясов и свободных конечностей:


14



Строение мышц


15



Работа скелетных мышц и их регуляция. Л.Р. « Утомление мышц»


16



Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л. Р. «Осанка и плоскостопие»


17



Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов


18



Контрольная работа№1по теме «Опорно-двигательная система»


19



Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма


20



Борьба организма с инфекцией. Иммунитет


21



Иммунология на службе здоровья


22



Транспортные системы организма


23



Круги кровообращения


24



Строение и работа сердца


25



Движение крови по сосудам, Регуляция кровоснабжения. Л.Р. «измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» «Подсчет пульсов»


26



Гигиена сердечнососудистой системы


27



Первая помощь при кровотечениях


28



Значение дыхания. Органы дыхательной системы


29



Легкие. Легочное и тканевое дыхание. Механизмы вдоха и выдоха.


30



Функциональные возможности дыхательной системы


31



Контрольная работа «Кровеносная и лимфатическая системы. Дыхание»


32



Питание и пищеварение


33



Пищеварение в ротовой полости

. Действие ферментов. Л.р. «Действие слюны на крахмал»


34



Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.


35



Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание.


36



Регуляция пищеварения


37



Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний


38



Обмен веществ и энергии. Основные свойства всех живых организмов


39



Витамины


40



Энергозатраты человека и пищевой рацион Л.Р № «Определение норм рационального питания»


41



Обобщающий урок по темам « Пищеварение. Обмен веществ»


42



Кожа – наружный покровный орган


43



Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи


44



Терморегуляция организма. Закаливание


45



Выделение


46



Контрольная работа по теме «Покровные органы .Выделение»


47



Значение нервной системы


48



Строение нервной системы. Спинного мозга


49



Строение головного мозга, продолговатого и среднего мозга, мозжечка и моста


50



Функции переднего мозга


51



Соматический и автономный(вегетативный) отделы нервной системы


52



Анализаторы


53



Зрительный анализатор


54



Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней


55



Слуховой анализатор


56



Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса


57



Контрольная работа по темам «Нервная система», «Анализаторы»


58



Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности


59



Врожденные и приобретенные программы поведения


60



Сон и сновидения. Речь и сознание. Воля и эмоции


61



Роль эндокринной системы.


62



Функции желез внутренней секреции


63



Жизненные циклы размножения


64



Развитие зародыша и плода.


65



Наследственные и врожденные заболевания


66



Развитие ребенка после рождения


67



Интересы, склонности, способности


68



Итоговое занятие Итоговая контрольная работа


69-70



Резерв

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!