Науки, изучающие происхождение человека 1 ч. |
| Науки о человеке. Здоровье и его охрана. | Урок открытия нового знания | 04.09 | 1.Биологическая природа человека 2.Социальная природа человека 3.Становление наук о человеке 4.Науки об организме человека -Анатомия и ее методы -Физиология и ее методы -Гигиена и ее методы | Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | §1,2 |
Происхождение человека 3 ч |
| Систематическое положение человека | Урок открытия нового знания | 06.09 | 1.Структура тела 2.Место человека в живой природе 3.Происхождение человека 4.Сходство и различие человека с млекопитающими | Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать вывод на основе. Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. | §3 |
| Историческое прошлое людей. | Урок общеметодологической направленности | 11.09 | Происхождение человека | Объяснять современные концепции происхождения человека. Выделять основные этапы эволюции человека | §4 |
| Человеческие расы | Урок общеметодологической направленности | 13.09 | 1.Происхождение рас 2.Характеристика человеческих рас | Объяснять возникновение рас. Обосновывать несостоятельность расистских взглядов | §5 |
Строение организма 4 ч |
| Общий обзор организма | Урок открытия нового знания | 18.09 | 1.Уровни организации 2.Структура тела 3. Органы и системы органов | Описывать строение организма человека. Называть уровни организации организма человека. Органы и системы органов человека | §6 |
| Клеточное строение организма | Урок открытия нового знания | 20.09 | 1.Строение клетки 2.Химический состав клетки 3.Жизнедеятельность и размножение клеток 4.Деление клетки | Называть: органоиды клетки; процессы жизнедеятельности клетки; роль ферментов в процессе обмена веществ. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. | §7, р.т. с.13, задание 20 |
| Ткани. | Урок открытия нового знания. | 25.09 | 1.Понятие «ткань» 2.Эпителиальные ткани 3.Соединительные ткани 3.Мышечные ткани 4.Нервная ткань | Давать определение понятию ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | §8, таблица |
| Рефлекторная регуляция | Урок открытия нового знания | 27.09 | 1.Центральная и периферическая нервная система; 2.Рефлекс и рефлекторная дуга | Выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. | §9 |
Опорно-двигательная система 7 ч |
| Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей | Урок открытия нового знания | 02.10 | 1. Скелет и мышцы; 2. Химический состав костей; 3. Макроскопическое строение кости; 4. Микроскопическое строение кости; 5. Типы костей. | Учащиеся должны знать: — строение костей скелета, их функции. - строение мышц, их функции. Учащиеся должны уметь: — объяснять особенности строения скелета человека; — распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов; - распознавать главные группы мышц; — определять гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия. - работать с рисунками, макетами, микроскопом, микропрепаратами. | §10 |
| Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей | Урок открытия нового знания | 04.10 | 1.Функции скелета; 2.Осевой скелет; 3.Добавочный скелет | Называть: особенности строения скелета человека; функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями костей; между строением и функциями скелета. | § 11,12 |
| Соединение костей | Урок открытия нового знания | 09.10 | 1.Неподвижные соединения костей; 2.Полуподвижные соединения костей; 3.Подвижные соединения-суставы | Знать типы соединения костей, строение сустава | С.59-62, р.т.с .27, задание 47, с. 28, задание 49 |
| Строение мышц. Обзор мышц человека | Урок открытия нового знания | 11.10 | 1.Типы мышц 2.Строение скелетной мышцы 3.Основные группы скелетных мышц Мышцы головы Мышцы туловища Мышцы конечностей | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. | §13 |
| Работа скелетных мышц и их регуляция | Урок открытия нового знания | 16.10 | 1.Двигательная единица; 2.Изменение мышцы при тренировках; 3.Энергетика мышечного сокращения; 4.Недостаток подвижности – гиподинамия; 5.Регуляция работы мышц-антагонистов; 6.Динамическая и статическая работа | Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц. 'Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц. | §14 |
| Осанка. Предупреждение плоскостопия | Урок общеметодологической направленности | 18.10 | 1.Осанка; 2.Предупреждение и лечение плоскостопия | Использовать приобретенные знания и умения для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдений мер профилактики нарушения осанки. Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. | §15 |
| Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | Урок рефлексии. | 23.10 | 1.Ушибы; 2.Переломы; 3.Растяжение связок; 4.Вывихи суставов | Использовать приобретенные знания и умения Для соблюдения мер профилактики травматизма, оказания первой помощи при травмах. | § 16 |
Внутренняя среда организма 4 ч |
| Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | Урок открытия нового знания. | 25.10 | 1.Компоненты внутренней среды; 2.Относительное постоянство внутренней среды; 3.Состав крови; 4.Анализ крови; 5.Кроветворение | Называть признаки биологических объектов: - составляющие внутренней среды организма; - составляющие крови (форменные элементы); - составляющие плазмы. Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови. | § 17 |
| Иммунитет. Борьба организма с инфекцией | Урок открытия нового знания | 30.10 | 1.Иммунитет 2.Виды иммунитета Активный иммунитет Пассивный иммунитет | Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека.. | § 18 |
| Иммунология на службе здоровья | Урок открытия нового знания | 01.11 | 1. История изобретения вакцин; 2.Лечебные сыворотки; 3.Естественный и искусственный иммунитет; 4.Аллергия; 5. Тканевая совместимость; 6.Переливание крови; 7. Резус-фактор | Знать защитные свойствами организма и виды иммунитета, свойства крови, систему донорства в нашей стране. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови. | § 19 |
| Транспортные системы организма | Урок открытия нового знания | 13.11 | 1.Органы кровеносной системы; 2.Лимфатическая система; 3.Строение артерий, капилляров, вен и лимфатических сосудов | Знать особенности строения незамкнутой и замкнутой кровеносной систем, усложнение строения кровеносной системы позвоночных животных. Устанавливать взаимосвязь между строением сосудов и функциями. Строение лимфатической системы. Распознавать на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем. | § 20 |
Кровеносная и лимфатическая система 6 ч |
| Круги кровообращения. | Урок открытия нового знания | 15.11 | 1.Два круга кровообращения; 2. Кровообращение в сердце; 3.Отток лимфы | Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы. Характеризовать: сущность биологического процесса - транспорта веществ; сущность большого и малого кругов кровообращения. "Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов. | § 21 |
| Строение и работа сердца | Урок открытия нового знания | 20.11 | 1.Положение сердца в грудной полости; 2.Особенности сердечной мышцы; 3. Сердечный цикл; 4.Регуляция сердечных сокращений | Устанавливать взаимосвязи между строением сердца и выполняемыми им функциями; Автоматизм сердца, нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Уметь назвать и показать на рисунке и на модели камеры сердца, клапаны. | § 22 |
| Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения | Урок открытия нового знания | 22.11 | 1.Причина движения крови; 2.Артериальное давление крови; 3.Скорость кровотока; 4.Распределение крови в организме; 5.Поддержание постоянства артериального давления; 6.Нарушение артериального давления | Изучить давление крови в сосудах, устанавливать причину снижения давления при движении крови от артерий по капиллярам и венам, механизм саморегуляции кровяного давления. Осваивать приемы измерения давления крови и пульса. Устанавливать взаимосвязь между частотой пульса и нагрузкой на организм. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | § 23 |
| Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов | Урок открытия нового знания | 27.11 | 1.Сердце тренированного и нетренированного человека; 2.Правила тренировки сердечно-сосудистой системы; 3.Размеры сердца и здоровье; 4.Последствия гиподинамии; 5.Влияние курения; 6.Первая помощь при стенокардии; 7. Первая помощь при гипертоническом кризе | Анализировать и оценивать влияние факторов риска на работу сердечно-сосудистой системы. Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании). Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи | § 24 |
| Первая помощь при кровотечениях | Урок рефлексии | 29.11 | 1.Внутренние кровотечения; 2.Внешние кровотечения; 3.Лечение раны; 4.Носовые кровотечения | Знать признаки капиллярного, венозного, артериального, внутреннего кровотечений. Освоить приемы оказания первой | § 25 |
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и лимфатическая система» | Урок рефлексии | 04.12 | Строение и функции кровеносной системы | Знать строение и функции кровеносной системы, влияние факторов риска на сердечно-сосудистую систему, виды кровотечений, правила оказания ПМП | |
Дыхание 5 ч |
| Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование.Заболевания дыхательных путей | Урок открытия нового знания | 06.12 | 1.Значение дыхания 2.Строение и функция органов дыхания у человека 3.Носовая полость 4.Гортань-орган голосообразования 5.Трахея и главные бронхи 6.Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей. Околоносовые пазухи. | В ходе урока учащиеся получат представление о значении дыхания, его роли в обмене веществ и превращении энергии в организме человека на основе знаний ботаники и зоологии; знать функции дыхательной системы, виды дыхания; изучат органы дыхания и дыхательные пути. Знать процесс образования голоса, меры профилактики заболеваний голосовых связок. | § 26 |
| Легкие. Легочное и тканевое дыхание | Урок открытия нового знания | 11.12 | 1.Строение легких 2.Обмен газов Газообмен в легких Обмен газов в тканях | Характеризовать: сущность биологического процесса дыхания; транспорт веществ. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма | § 27 |
| Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | Урок открытия нового знания | 13.12 | 1.Дыхательные движения Механизм вдоха Механизм выдоха 2.Рефлекторная регуляция дыхания 3.Гуморальная регуляция дыхания 4.Дейтвие никотина на органы дыхания. 5.Воздушная среда и ее охрана. | Знать механизм вдоха и выдоха; определять роль гуморального и нервного факторов в регуляции дыхательных движений, защитных рефлексов (кашель, чихание и др.); выявлять источники загрязнения атмосферного воздуха; знать методами его запыленности | § 28 |
| Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации. | Урок практикум | 18.12 | 1.Измерение обхвата грудной клетки; 2.Жизненная ёмкость легких; 3.Болезни дыхательной системы; 5.Первая помощь: - утопающему; -при удушении и заваливании землей; -при электротравме; 6.Клиническая и биологическая смерть; 7.Приемы искусственного дыхания; 8.Непрямой массаж сердца | Называть заболевания органов дыхания. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курения). Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Называть приемы оказания первой помощи | § 29 |
| Повторительно-обобщающий урок по теме: Дыхательная система» | Урок рефлексии | 20.12 | Строение и функции дыхательной системы | Знать строение и функц дыхательной системы, приемы оказания ПМП | |
Пищеварение и обмен веществ 10 ч |
| Питание и пищеварение | Урок общеметодологической направленности. | 25.12 | 1.Пища-источник энергии и строительного материала; 2.Органы пищеварения; 3.Продукты питания; 4. Значение кулинарной обработки пищи | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания. | § 30 |
| Пищеварение в ротовой полости | Урок открытия нового знания. | 27.12 | 1.Рецепторы вкуса. 2.Механическая и химическая обработка пищи. 3. Строение зубов. 4.Уход за зубами 5. Заболевания зубов | Называть особенности пищеварительной системы Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения. "Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. | § 31 |
| Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов | Урок открытия нового знания | 15.01 | 1.Желудок; 2.Двенадцатиперстная кишка; 3.Пищеварительные ферменты; 4.Микроорганизмы кишечника | Знать особенности процесса пищеварения в желудок, действие желудочного сока, основные термины | § 32 |
| Функции тонкого и толстого кишечника Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит | Урок открытия нового знания | 17.01 | 1Всасывание. 2. Печень и ее роль в организме. 3.Толстая кишка | Знать строение кишечных ворсинок, функции печени, функцию толстой кишки, симптомы аппендицита | § 33 |
| Регуляция пищеварения. | Урок открытия нового знания | 22.01 | 1.Нервная регуляция пищеварения 2.Гуморальная регуляция пищеварения | Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм); оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма. | § 34 |
| Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | Урок рефлексии | 24.01 | 1.Правила приема пищи 2.Кишечные инфекции и их предупреждение | Знать гигиену органов пищеварения, правила предупреждения желудочно-кишечных заболеваний. | § 35 |
| Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ | Урок открытия нового знания. | 29.01 | 1.Основное свойство живых существ; 2.Пластический и энергетический обмен. 3. Обмен белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей в организме | Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ и рациональной организации труда и отдыха. | § 36 |
| Витамины. | Урок рефлексии | 31.01 | 1.Роль витаминов в обмене веществ. 2. Водорастворимые витамины 3.Группы витаминов А, В, С, Д 4. Жирорастворимые витамины 5. Рациональное использование витаминов | Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме. | § 37 |
| Энергозатраты человека и пищевой рацион | Урок общеметодологической направленности | 05.02 | 1.Основной обмен. 2.Общий обмен. 3.Калорийность пищи 4.Нормы питания. 5. Режим питания | Знать правила рационального питания, режим питания | § 38 |
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Пищеварение» | Урок рефлексии | 07.02 | Строение и функции пищеварительной системы | Строение и функции пищеварительной системы, меры профилактики инфекционных и простудных заболеваний, правила оказания ПМП | |
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение 5 ч |
| Кожа- наружный покровный орган | Урок открытия нового знания | 12.02 | 1.Наружные покровы тела человека. 2.Строение и функции кожи | Называть особенности строения кожи человека. Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. | § 39 |
| Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи | Урок открытия нового знания | 14.02 | 1.Уход за кожей 2.Уход за ногтями и волосами 3.Гигиена одежды и обуви 4.Причины кожных заболеваний 5.Грибковые и паразитарные заболевания кожи. 6.Травмы 7.Обморожения | Приводить доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдать правила гигиены. Уметь оказывать ПМП | § 40 |
| Терморегуляция организма. Закаливание. | Урок общеметодологической направленности | 19.02 | 1. Выработка тепла и теплопередача 2.Первая помощь при тепловом и солнечном ударе 3. Способы закаливания | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний. | §41 |
| Выделение | Урок открытия нового знания | 21.02 | 1.Значение выделения 2.Органы мочевыделения 3.Строение и работа почек 4. Нефроны 5.Предупреждение почечных заболеваний | Называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. | §42 |
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» | Урок рефлексии | 26.02 | Строение и функции кожи, органы мочевыделения | Знать особенности строения кожи и органов мочевыделения. Устанавливать связь между строением и функциями мочевыделительной системы | |
Нервная система 6 ч |
| Значение нервной системы | Урок открытия нового знания | 28.02 | 1.Нервная система обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма 2.Нервная система согласует работу всех органов. 3.Нервная система обеспечивает выживание организма как целого 4.Мозг и психика | Знать особенности строения и значения нервной системы. Владеть основными понятиями по теме. | §43 |
| Строение нервной системы. Спинной мозг | Урок открытия нового знания | 05.03 | 1.Части нервной системы 2.Спинной мозг. 3.Связь спинного мозга с головным | Называть: особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | §44 |
| Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка | Урок открытия нового знания | 07.03 | 1.Отделы головного мозга. 2.Продолговатый мозг. 3.Мост 4.Мозжечок 5. Средний мозг | Называть особенности строения головного мозга; отделы головного мозга; функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма и поведения организма. | §45 |
| Функции переднего мозга | Урок открытия нового знания | 12.03 | 1.Промежуточный мозг 2.Большие полушария головного мозга. 3.Старая и новая кора большого мозга | Знать строение и функции переднего мозга. | §46 |
| Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы | Урок открытия нового знания | 14.03 | 1.Значение функционального разделения нервной системы на соматический и автономный отделы. 2.Соматическая нервная система 3.Автононая (вегетативная) нервная система 4.Симпатический подотдел автономной нервной системы 5.Парасимпатический подотдел автономной нервной системы 6.Взаимодействие симпатического и парасимпатического подотделов | Называть: отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать: сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы и гормонов в организме. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем. | §47 |
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Нервная система» | Урок рефлексии | 19.03 | Строение и функции нервной системы | Называть: отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной нервной системы, их функции. | |
Анализаторы 6 ч |
| Анализаторы | Урок открытия нового знания | 21.03 | 1.Ощущения. 2. Строение и функции анализаторов. 3.Значение анализаторов 4.Достоверность получаемой информации | Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор. Называть: органы чувств человека; анализаторы; особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса и их анализаторов. Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека. | §48 |
| Зрительный анализатор | Урок открытия нового знания | 02.04 | 1.Значение зрения 2.Положение и строение глаза 3.Ход лучей через прозрачную среду глаза 4.Строение сетчатки. 5.Корковая часть зрительного анализатора | Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. | §49 |
| Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | Урок открытия нового знания | 04.04 | 1.Предупреждение глазных инфекций 2.Предупреждение близорукости и дальнозоркости 3.Предупреждение косоглазия. 4.Борьба с помутнением хрусталика – катарактой 5.Травмы глаз | Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать: воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; профилактики вредных привычек. | §50 |
| Слуховой анализатор | Урок открытия нового знания | 09.04 | 1.Значение слуха. 2.Строение органа слуха. 3.Гигиена органов слуха | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать: воздействие факторов риска для здоровья; влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха. | §51 |
| Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса | Урок открытия нового знания | 11.04 | 1.Органы равновесия 2.Мышечное чувство 3.Кожная чувствительность 4.Обоняние. 5.Орган вкуса 6.Иллюзии 7.Компенации одних анализаторов другими | Выделять существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объяснять особенности кожно-мышечной чувствительности. Распознавать на наглядных пособиях различные анализаторы | §52 |
| Промежуточная аттестация | Урок рефлексии | 16.04 | Строение и функции анализаторов, зрительный анализатор, слуховой анализатор, обоняние, вкус | Знать особенности строения анализаторов, выделять существенные признаки строения, соблюдать меры профилактики заболеваний и повреждений органов зрения и слуха | |
Высшая нервная деятельность. Поведение психика 6 ч |
| Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | Урок открытия нового знания | 18.04 | 1.Высшая нервная деятельность. 2.И.М.Сеченов и И.П.Павлов 3.Торможение условного рефлекса. 4. Метод условных рефлексов. 5.Разные формы торможения 6.Доминанта | Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Знать вклад русских ученых в науку | §53 |
| Врожденные и приобретенные программы поведения | Урок открытия нового знания | 23.04 | 1.Врожденные программы поведения - безусловные рефлексы, инстинкты. 2.Приобретенные программы поведения. 3.Динамический стереотип | Выделять существенные особенности поведения и психики человека. Объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека | §54 |
| Сон и сновидения | Урок открытия нового знания | 25.04 | 1.Сон. 2.Сновидения | Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | §55 |
| Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы | Урок методологической направленности | 30.04 | 1.Потребности людей и животных 2.Роль речи в познании и труде, в развитии высших психических функций. 3.Познавательные процессы 4.Ощущения и восприятия 5.Представление памяти и воображения 6.Мышление. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). | §56 |
| Воля, эмоции, внимание | Урок методологической направленности | 02.05 | 1.Волевые действия. 2.Внушаемость и негативизм. 3.Эмоции. 4.Стресс. 5.Внимание | Объяснять значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявлять особенности наблюдательности и внимания | §57 |
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Высшая нервная деятельность» | Урок рефлексии | 07.05 | Рефлексы, сон, речь и познание, память, мышление | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). | |
Железы внутренней секреции 2 ч |
| Роль эндокринной регуляции | Урок открытия нового знания | 09.05 | 1.Органы эндокринной системы 2.Единство нервной и гуморальной регуляции 3.Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. 4.Свойства гормонов | Называть особенности строения и работы желез эндокринной системы | §58 |
| Функция желез внутренней секреции | Урок открытия нового знания | 14.05 | 1.Гормон роста гипофиза. 2.Щитовидная железа 3.Влияние надпочечников и половых желез на рост и развитие организма 4.Гормон поджелудочной железы инсулин 5.Сахарный диабет 6.Гормоны надпочечников | Давать определение понятию гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | §59 |
Индивидуальное развитие организма 4 ч |
| Жизненные циклы. Размножение | Урок открытия нового знания | 16.05 | 1.Развитие организмов 2.Мужская половая система 3.Женская половая система 4.Образование и развитие зародыша | Выделять существенные признаки органов размножения человека | §60 |
| Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | Урок открытия нового знания | 21.05 | 1.Закон индивидуального развития. 2.Развитие плода 3.Беременность, режим беременной 4.Роды | Определять основные признаки беременности. Характеризовать условия нормального протекания беременности. Выделять основные этапы развития зародыша человека | §61 |
| Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем | Урок открытия нового знания | 23.05 | 1.Новорожденный и грудной ребенок 2.Половое созревание. 3.Темперамент 4.Характер 5.Индивид и личность | Раскрывать вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции. Характеризовать значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека | §62 |
| Развитие ребенка поле рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности | Урок методологической направленности | 28.05 | 1.Интерес 2.Склонность 3.Способности | Определяют возрастные этапы развития человека. Раскрывают суть понятий: «темперамент», «черты характера» | §63,64 |
Повторение 1 ч |
| Итоговое повторение | Урок рефлексии | 30.05 | Адаптация организма к природной и социальной среде. Поддержание здорового образа жизни | Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Характеризуют место и роль человека в природе. Закрепляют знания о правилах поведения в природе. Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Проводят наблюдения за состоянием собственного организма | |