СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа №17»


Рузаевского муниципального района





Рассмотрена и одобрена на заседании

методического объединения

«Здоровье». Руководитель МО

______________ /Лазуткина Е.В.

«__» __________ 20__ года

Рассмотрена и одобрена на заседании

методического совета

Руководитель МС

______________ /Сарайкина О.В.

«__» __________ 20__ года

Утверждена руководителем

общеобразовательного учреждения

___________ /Сарайкина О.В.

«__» __________ 20__ года













Рабочая программа



учебного курса «Биология»



в 8-х классах







Составитель: Лазуткина Е.В.


учитель биологии и химии
















2021-2022г.

Рабочая программа учебного курса биологии 8 класса составлена на основе примерной программы по биологии для 5–9 классов авторов: А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2019) и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования.

Общий объём часов в 8 классе на изучение курса "Биология" составляет 70 часов (2 час в неделю, 35 учебных недель)

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума биологического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к биологии.

Результаты освоения курса

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в 8 классе даёт возможность достичь следующих Личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Метапредметными результатами освоения материала 6 класса являются:

Регулятивные УУД:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;



Познавательные УУД:

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать;

• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД:

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения биологии в 8 классе являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере.

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;

  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли растительных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки растений, органов растений; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, классов Покрытосеменных; наиболее распространенных; съедобных, ядовитых, сорных, лекарственных растений;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений растений к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере.

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности.

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности.

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, простудных заболеваниях, травмах;

  • рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием растительного организма.

5. В эстетической сфере.

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 КЛАСС

Наименование раздела

Виды учебной деятельности

Глава 1. Организм человека. Общий обзор (7 ч)

Науки об организме человека.

Определять понятия «биосоциальная природа человека», «анатомия», «физиология», «гигиена». Объяснять роль анатомии и физиологии в развитии научной картины мира. Описывать современные методы исследования организма человека. Объяснять значение работы медицинских и санитарно-эпидемиологических служб в сохранении здоровья населения.

Структура тела. Место человека в живой природе

Называть части тела человека. Сравнивать человека с другими млекопитающими по морфологическим признакам. Называть черты морфологического сходства и отличия человека от других представителей отряда Приматы и семейства Человекообразные обезьяны

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность

Лабораторная работа № 1:

«Действие каталазы на пероксид водорода»

Называть основные части клетки. Описывать функции органоидов. Объяснять понятие «фермент». Различать процесс роста и процесс развития. Описывать процесс деления клетки. Выполнять лабораторный опыт, наблюдать происходящие явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы.


Ткани

Лабораторная работа № 2:

«Клетки и ткани под микроскопом»


Определять понятия «ткань», «синапс», «нейроглия». Называть типы и виды тканей позвоночных животных. Различать разные виды и типы тканей. Описывать особенности тканей разных типов. Соблюдать правила обращения с микроскопом. Сравнивать иллюстрации в учебнике с натуральными объектами. Выполнять наблюдение с помощью микроскопа, описывать результаты.

Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции

Раскрывать значение понятий «орган», «система органов», «гормон», «рефлекс». Описывать роль разных систем органов в организме. Объяснять строение рефлекторной дуги. Объяснять различие между нервной и гуморальной регуляцией внутренних органов. Классифицировать внутренние органы на две группы в зависимости от выполнения ими исполнительной или регуляторной функции.

Контрольная работа по теме: «Организм человека. Общий обзор»

Определять место человека в живой природе. Характеризовать процессы, происходящие в клетке. Характеризовать идею об уровневой организации организма

Глава 2. Опорно-двигательная система (9 ч)

Скелет. Строение, состав и соединение костей


Называть части скелета. Описывать функции скелета. Описывать строение трубчатых костей и строение сустава. Раскрывать значение надкостницы, хряща, суставной сумки, губчатого вещества, костномозговой полости, жёлтого костного мозга. Объяснять значение составных компонентов костной ткани. Выполнять лабораторные опыты, фиксировать результаты наблюдений, делать вывод. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Лабораторная работа № 3: «строение костной ткани»


Скелет головы и туловища

Скелет конечностей


Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение черепа. Называть отделы позвоночника и части позвонка. Раскрывать значение частей позвонка. Объяснять связь между строением и функциями позвоночника, грудной клетки. Называть части свободных конечностей и поясов конечностей. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение скелета конечностей.

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Определять понятия «растяжение», «вывих», «перелом». Называть признаки различных видов травм суставов и костей. Описывать приёмы первой помощи в зависимости от вида травмы. Анализировать и обобщать информацию о травмах опорно-двигательной системы и приёмах оказания первой помощи в ходе разработки и осуществления

Мышцы.

Работа мышц.


Раскрывать связь функции и строения на примере различий между гладкими и скелетными мышцами, мимическими и жевательными мышцами. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение скелетной мышцы. Описывать условия нормальной работы скелетных мышц.

Нарушения осанки и плоскостопие.

Раскрывать понятия «осанка», «плоскостопие», «гиподинамия», «тренировочный эффект». Объяснять значение правильной осанки для здоровья. Описывать меры по предупреждению искривления позвоночника. Обосновывать значение правильной формы стопы. Формулировать правила профилактики плоскостопия. Выполнять оценку собственной осанки и формы стопы и делать выводы

Развитие опорно-двигательной системы

Различать динамические и статические физические упражнения. Раскрывать связь между мышечными нагрузками и состоянием систем внутренних органов. Называть правила подбора упражнений для утренней гигиенической гимнастики

Контрольная работа по теме: «Опорно-двигательная система»

Характеризовать особенности строения опорно-двигательной системы в связи с выполняемыми функциями

Глава 3. Кровь. Кровообращение (7 ч)

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.


Определять понятия «гомеостаз», «форменные элементы крови», «плазма», «антиген», «антитело». Объяснять связь между тканевой жидкостью, лимфой и плазмой крови в организме. Описывать функции крови. Называть функции эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов. Описывать вклад русской науки в развитие медицины. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике процесс свёртывания крови и фагоцитоз.

Иммунитет.

Тканевая совместимость и переливание крови.

Определять понятия «иммунитет», «иммунная реакция». Раскрывать понятия «вакцина», «сыворотка», «отторжение (ткани, органа)», «групповая совместимость крови», «резус-фактор». Называть органы иммунной системы, критерии выделения четырёх групп крови у человека. Различать разные виды иммунитета. Называть правила переливания крови

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение сердца и процесс сердечных сокращений. Сравнивать виды кровеносных сосудов между собой. Описывать строение кругов кровообращения. Понимать различие в использовании термина «артериальный» применительно к виду крови и к сосудам

Движение лимфы.

Движение крови по сосудам.


Описывать путь движения лимфы по организму. Объяснять функции лимфатических узлов. Выполнять лабораторный опыт, наблюдать происходящие явления и сопоставлять с их описанием в учебнике. Определять понятие «пульс».

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

Определять понятие «автоматизм». Объяснять принцип регуляции сердечных сокращений нервной системой. Раскрывать понятие «гуморальная регуляция». Выполнять опыт, наблюдать результаты и делать выводы по результатам исследования

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

Раскрывать понятия «тренировочный эффект», «функциональная проба», «давящая повязка», «жгут». Объяснять важность систематических физических нагрузок для нормального состояния сердца.

Первая помощь при кровотечениях.

Различать признаки различных видов кровотечений. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике меры оказания первой помощи в зависимости от вида кровотечения.

Глава 4. Дыхательная система (8 ч)

Значение дыхания. Органы дыхания.

Раскрывать понятия «лёгочное дыхание», «тканевое дыхание». Называть функции органов дыхательной системы. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение дыхательных путей

Строение легких газообмен в легких и тканях.

Описывать строение лёгких человека. Объяснять преимущества альвеолярного строения лёгких по сравнению со строением лёгких у представителей других классов позвоночных животных. Раскрывать роль гемоглобина в газообмене. Выполнять лабораторный опыт, делать вывод по результатам опыта.

Дыхательные движения.

Лабораторная работа № 4:

«Дыхательные движения»

Описывать функции диафрагмы.
Называть органы, участвующие в процессе дыхания.
Выполнять лабораторный опыт на готовой (или изготовленной самостоятельно) модели, наблюдать происходящие явления и описывать процессы вдоха и выдоха. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Регуляция дыхания.


Описывать механизмы контроля вдоха и выдоха дыхательным центром. На примерах защитных рефлексов чихания и кашля объяснять механизм бессознательной регуляции дыхания. Называть факторы, влияющие на интенсивность дыхания. Выполнить измерения и по результатам измерений сделать оценку развитости дыхательной системы

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.


Раскрывать понятие «жизненная ёмкость лёгких». Объяснять суть опасности заболевания гриппом, туберкулёзом лёгких, раком лёгких. Называть факторы, способствующие заражению туберкулёзом лёгких. Называть меры, снижающие вероятность заражения болезнями, передаваемыми через воздух. Раскрывать способ использования флюорографии для диагностики патогенных изменений в лёгких. Объяснять важность гигиены помещений и дыхательной гимнастики для здоровья человека. Проводить опыт, фиксировать результаты и делать вывод по результатам опыта. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Первая помощь при поражении органов дыхания

Раскрывать понятия «клиническая смерть», «биологическая смерть». Объяснять опасность обморока, завала землёй. Называть признаки электротравмы. Называть приёмы оказания первой помощи при поражении органов дыхания в результате различных несчастных случаев. Описывать очерёдность действий при искусственном дыхании, совмещённом с непрямым массажем сердца. Анализировать и обобщать информацию о повреждениях органов дыхательной системы и приёмах оказания первой помощи в ходе продолжения работы над готовым проектом «Курсы первой помощи для школьников»

Контрольная работа по теме: «Кровь. Дыхательная система»

Характеризовать особенности строения кровеносной и дыхательной систем в связи с выполняемыми функциями.

Глава 5. Пищеварительная система (7 ч)

Значение пищи и ее состав.

Определять понятие «пищеварение». Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение пищеварительной системы. Называть функции различных органов пищеварения. Называть места впадения пищеварительных желёз в пищеварительный тракт. Выполнять опыт, сравнивать результаты наблюдения с описанием в учебнике Называть разные типы зубов и их функции. 

Органы пищеварения.

Определять понятие «пищеварение». Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение пищеварительной системы. Называть функции различных органов пищеварения. Называть места впадения пищеварительных желёз в пищеварительный тракт. Выполнять опыт, сравнивать результаты наблюдения с описанием в учебнике

Зубы.

Называть разные типы зубов и их функции. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение зуба. Называть ткани зуба. Описывать меры профилактики заболеваний зубов

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

Раскрывать функции слюны. Описывать строение желудочной стенки. Называть активные вещества, действующие на пищевой комок в желудке, и их функции.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Называть функции тонкого кишечника, пищеварительных соков, выделяемых в просвет тонкой кишки, кишечных ворсинок. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение кишечных ворсинок. Различать пищевые вещества по особенностям всасывания их в тонком кишечнике. Раскрывать роль печени и аппендикса в организме человека. Описывать механизм регуляции глюкозы в крови. Называть функции толстой кишки

Регуляция пищеварения.

Раскрывать с помощью иллюстрации в учебнике понятия «рефлекс» и «торможение» на примере чувства голода. Различать понятия «условное торможение» и «безусловное торможение». Называть рефлексы пищеварительной системы. Объяснять механизм гуморальной регуляции пищеварения. Раскрывать вклад русских учёных в развитие науки и медицины. Раскрывать понятия «правильное питание», «питательные вещества». Описывать правильный режим питания, значение пищи для организма человека. Называть продукты, богатые жирами, белками, углеводами, витаминами, водой, минеральными солями. Называть необходимые процедуры обработки продуктов питания перед употреблением в пищу.

Заболевания органов пищеварения.

Описывать признаки инфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, пути заражения ими и меры профилактики. Раскрывать риск заражения глистными заболеваниями. Описывать признаки глистных заболеваний. Называть пути заражения глистными заболеваниями и возбудителей этих заболеваний. Описывать признаки пищевого отравления и приёмы первой помощи. Называть меры профилактики пищевых отравлений.

Глава 6. Обмен веществ и энергии (2 ч)

Обменные процессы в организме.

Раскрывать понятия «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен». Раскрывать значение обмена веществ в организме. Описывать суть основных стадий обмена веществ


Нормы питания.

Витамины.

Определять понятия «основной обмен», «общий обмен». Сравнивать организм взрослого и ребёнка по показателям основного обмена. Объяснять зависимость между типом деятельности человека и нормами питания. Определять понятия «гипервитаминоз», «гиповитаминоз», «авитаминоз». Называть источники витаминов A, B, C, D и нарушения, вызванные недостатком этих витаминов.


Глава 7. Мочевыделительная система (2ч)

Строение и функции почек.

Раскрывать понятия «органы мочевыделительной системы», «первичная моча». Называть функции разных частей почки. Объяснять с помощью иллюстрации в учебнике последовательность очищения крови в почках от ненужных организму веществ. Сравнивать состав и место образования первичной и вторичной мочи

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Определять понятие ПДК. Раскрывать механизм обезвоживания, понятие «водное отравление». Называть факторы, вызывающие заболевания почек. Объяснять значение нормального водно-солевого баланса. Описывать медицинские рекомендации по потреблению питьевой воды. Называть показатели пригодности воды для питья. Описывать способ подготовки воды для питья в походных условиях.

Глава 8. Кожа (3 ч)

Значение кожи и ее строение.

Называть слои кожи. Объяснять причину образования загара. Различать с помощью иллюстрации в учебнике компоненты разных слоёв кожи. Раскрывать связь между строением и функциями отдельных частей кожи (эпидермиса, гиподермы, волос, желёз и т. д.)

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи.

Классифицировать причины заболеваний кожи. Называть признаки ожога, обморожения кожи. Описывать меры, применяемые при ожогах, обморожениях. Описывать симптомы стригущего лишая, чесотки. Называть меры профилактики инфекционных кожных заболеваний.

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

Определять понятие «терморегуляция». 
Описывать свойства кожи, позволяющие ей выполнять функцию органа терморегуляции. Раскрывать значение закаливания для организма. Описывать виды закаливающих процедур. Называть признаки теплового удара, солнечного удара. Описывать приёмы первой помощи при тепловом ударе, солнечном ударе. Анализировать и обобщать информацию о нарушениях терморегуляции, повреждениях кожи и приёмах оказания первой помощи в ходе завершения работы над проектом «Курсы первой помощи для школьников»

Глава 9. Эндокринная система (2 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

Раскрывать понятия «железа внутренней секреции», «железа внешней секреции», «железа смешанной секреции», «гормон». Называть примеры желёз разных типов.  Раскрывать связь между неправильной функцией желёз внутренней секреции и нарушениями ростовых процессов и полового созревания. Объяснять развитие и механизм сахарного диабета. Описывать роль адреналина и норадреналина в регуляции работы организма


Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Глава 10. Нервная система (5 ч)

Значение, строение и функционирование нервной системы


Раскрывать понятия «центральная нервная система» и «периферическая нервная система». Различать отделы центральной нервной системы по выполняемой функции. Объяснять значение прямых и обратных связей между управляющим и управляемым органом.

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

Называть особенности работы автономного отдела нервной системы. Различать с помощью иллюстрации в учебнике симпатический и парасимпатический подотделы автономного отдела нервной системы по особенностям строения. Различать парасимпатический и симпатический подотделы по особенностям влияния на внутренние органы.

Нейрогормональная регуляция.

Объяснять на примере реакции на стресс согласованность работы желёз внутренней секреции и отделов нервной системы, различие между нервной и гуморальной регуляцией по общему характеру воздействия на организм. Выполнять опыт, наблюдать происходящие процессы и сравнивать полученные результаты опыта с ожидаемыми (описанными в тексте учебника)

Спинной, головной мозг: строение и функции.


Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение спинного мозга. Раскрывать связь между строением частей спинного мозга и их функциями. Называть функции спинного мозга. Объяснять различие между спинномозговыми и симпатическими узлами, лежащими вдоль спинного мозга. Называть отделы головного мозга и их функции. Называть способы связи головного мозга с остальными органами в организме. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике расположение отделов и зон коры больших полушарий головного мозга.

Контрольная работа по теме: «Пищеварительная система.

Нервная система»

Характеризовать особенности строения пищеварительной и нервной систем в связи с выполняемыми функциями.

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (4 ч)

Как действуют органы чувств и анализаторы.

Определять понятия «анализатор», «специфичность». Описывать путь прохождения сигнала из окружающей среды к центру его обработки и анализа в головном мозге. Обосновывать возможности развития органов чувств на примере связи между особенностями профессии человека и развитостью его органов чувств

Орган зрения и зрительный анализатор.


Раскрывать роль зрения в жизни человека. Описывать строение глаза. Называть функции разных частей глаза. Раскрывать связь между особенностями строения и функциями зрачка, хрусталика, сетчатки, стекловидного тела. Описывать путь прохождения зрительного сигнала к зрительному анализатору. Называть места обработки зрительного сигнала в организме.

Заболевания и повреждения глаз.

Определять понятия «дальнозоркость», «близорукость». Называть факторы, вызывающие снижение остроты зрения. Описывать меры предупреждения заболеваний глаз. Описывать приёмы оказания первой медицинской помощи при повреждениях органа зрения

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.


Раскрывать роль слуха в жизни человека. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение наружного, среднего и внутреннего уха. Объяснять значение евстахиевой трубы. Описывать этапы преобразования звукового сигнала при движении к слуховому анализатору. Раскрывать риск заболеваний, вызывающих осложнения на орган слуха, и вред от воздействия громких звуков на орган слуха.

Органы осязания, обоняния, вкуса.


Описывать значение органов осязания, обоняния и вкуса для человека. Сравнивать строение органов осязания, обоняния и вкуса. Описывать путь прохождения осязательных, обонятельных и вкусовых сигналов от рецепторов в головной мозг. Раскрывать понятие «токсикомания» и опасность вдыхания некоторых веществ.

Глава 12. Поведение и психика (9 ч)

Врожденные формы поведения.

Определять понятия «инстинкт», «запечатление». Сравнивать врождённый рефлекс и инстинкт. Раскрывать понятия «положительный инстинкт (рефлекс)», «отрицательный инстинкт (рефлекс)». Объяснять значение инстинктов для животных и человека. Описывать роль запечатления в жизни животных и человека

Приобретенные формы поведения.


Раскрывать понятия «условный рефлекс», «рассудочная деятельность». Объяснять связь между подкреплением и сохранением условного рефлекса. Описывать место динамических стереотипов в жизнедеятельности человека. Различать условный рефлекс и рассудочную деятельность.

Закономерности работы головного мозга.

Определять понятия «возбуждение», «торможение», «центральное торможение». Сравнивать безусловное и условное торможение. Объяснять роль безусловного и условного торможения для жизнедеятельности.

Биологические ритмы. Сон и его значение.

Раскрывать понятия «медленный сон», «быстрый сон». Раскрывать причину существования сновидений. Объяснять значение сна. Описывать рекомендации по подготовке организма ко сну

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Определять понятия «физиология высшей нервной деятельности», «память», «воображение», «мышление», «впечатление».

Называть факторы, влияющие на формирование речи в онтогенезе. Называть познавательные процессы, свойственные человеку. Называть процессы памяти. Раскрывать понятия «долговременная память» и «кратковременная память». Различать механическую и логическую память. Объяснять связь между операцией обобщения и мышлением. Описывать роль мышления в жизни человека

Воля и эмоции. Внимание.


Определять понятия «воля», «внимание». Раскрывать понятия «волевое действие», «эмоция». Описывать этапы волевого акта. Объяснять явления внушаемости и негативизма. Различать эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Называть примеры положительных и отрицательных эмоций.

Работоспособность. Режим дня.

Определять понятия «работоспособность», «режим дня». Описывать стадии работоспособности. Раскрывать понятие «активный отдых». Объяснять роль активного отдыха в поддержании работоспособности.

Контрольная работа по теме: «Органы чувств. Поведение и психика»

Характеризовать особенности строения органов чувств. раскрывать основные процессы поведения и психики»

Глава 13. Индивидуальное развитие организма (5 ч)

Половая система человека.

Называть факторы, влияющие на формирование пола, и факторы, влияющие на формирование мужской и женской личности. Раскрывать связь между хромосомным набором в соматических клетках и полом человека. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение женской и мужской половой системы. Объяснять связь между менструацией и созреванием яйцеклетки, поллюцией и созреванием сперматозоидов.

Наследственные и врожденные заболевания. Внутриутробное развитие организма.

Знать необходимость соблюдения правил гигиены внешних половых органов. Раскрывать понятия «наследственное заболевание», «врождённое заболевание». Называть пути попадания возбудителей СПИДа, гонореи, сифилиса в организм человека. Различать понятия СПИД и ВИЧ. Называть последовательность заложения систем органов в зародыше. Раскрывать понятие «полуростовой скачок». Описывать особенности роста разных частей тела в организме ребёнка. Различать календарный и биологический возраст человека.

О вреде наркогенных веществ.

Психологические особенности личности.

Объяснять причины, вызывающие привыкание к табаку. Описывать пути попадания никотина в мозг. Называть внутренние органы, страдающие от курения. Раскрывать опасность принятия наркотиков. Определять понятия «темперамент», «характер (человека)», «способность (человека)». Описывать с помощью иллюстрации в учебнике типы темперамента. Классифицировать типы темперамента по типу нервных процессов. Различать экстравертов и интровертов. 

Итоговая контрольная работа.

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логические рассуждения.

Подведение итогов

Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала


Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков и нетрадиционных (уроки-игры, защита проектов), обобщающих уроков

  • Используется коллективная, фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах











КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

70 часов (2 часа в неделю)


8 «А» класс


урока

Тема

Дата

План

Дата

Факт

Глава 1. Организм человека. Общий обзор (7 часов)

Науки об организме человека.



Структура тела. Место человека в живой природе.



Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Лабораторная работа №1: «Действие каталазы на пероксид водорода»



Ткани. Лабораторная работа №2: «Клетки и ткани под микроскопом»



Системы органов в организме. Уровни организации организма.



Нервная и гуморальная регуляции. Практическая работа: «Изучение мигательного рефлекса и его угасания»



Контрольная работа по теме: «Организм человека. Общий обзор»



Глава 2. Опорно-двигательная система (9 часов)

Скелет. Строение костей. Лабораторная работа №3: «Строение костной ткани»



Состав и соединение костей.



Скелет головы и туловища. Скелет конечностей. Практическая работа: «Исследование строения плечевого пояса и предплечья»



Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.



Мышцы. Работа мышц. Практическая работа «Изучение расположения мышц головы»



Нарушения осанки и плоскостопие. Практическая работа «Изучение правильности осанки. Выявление плоскостопия»



Развитие опорно-двигательной системы.



Контрольная работа по теме: «Опорно-двигательная система»



Анализ контрольной работы



Глава 3. Кровь. Кровообращение (7 часов)

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа №4: «Сравнение крови человека с кровью лягушки»



Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови.



Строение и работа сердца. Круги кровообращения.



Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Практическая работа: «Определение ЧСС»



Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу»



Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.



Первая помощь при кровотечениях.



Глава 4. Дыхательная система (8 часов)

Значение дыхания. Органы дыхания.



Строение легких газообмен в легких и тканях.



Дыхательные движения. Лабораторная работа №5: «Дыхательные движения».



Регуляция дыхания. Практическая работа: «Измерение обхвата груди»



Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.



Первая помощь при поражении органов дыхания.



Обобщение и систематизация знаний по темам: «Кровь. Кровообращение», «Дыхательная система».



Контрольная работа по теме: «Кровь. Дыхательная система»



Глава 5. Пищеварительная система (7 часов)

Значение пищи и ее состав.



Органы пищеварения. Практическая работа: «Определение местоположения слюнных желез»



Зубы.



Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Лабораторная работа №6: «Действие ферментов слюны на крахмал»



Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.



Регуляция пищеварения.



Заболевания органов пищеварения.



Глава 6. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Практическая работа: «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»



Витамины.



Глава 7. Мочевыделительная система (2 часа)

Строение и функции почек.



Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.



Глава 8. Кожа (3 часа)

Значение кожи и ее строение.



Нарушения кожных покровов и повреждения кожи.



Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.



Глава 9. Эндокринная система (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.



Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.



Глава 10. Нервная система (5 часов)

Значение, строение и функционирование нервной системы. Практическая работа: «Действие прямых и обратных связей»



Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Практическая работа: «Штриховое раздражение кожи». Нейрогормональная регуляция.



Спинной мозг: строение и функции.



Головной мозг: строение и функции. Практическая работа: «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка»



Контрольная работа по теме: «Пищеварительная система. Нервная система»



Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (7 часов)

Как действуют органы чувств и анализаторы.



Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Практическая работа: «Сужение и расширение зрачка», «Принцип работы хрусталика», «Обнаружение слепого пятна»



Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Практическая работа: «Проверьте ваш вестибулярный аппарат»



Органы осязания, обоняния, вкуса.



Глава 12. Поведение и психика (9 часов)

Врожденные формы поведения.



Приобретенные формы поведения. Практическая работа: «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма»



Закономерности работы головного мозга.



Биологические ритмы. Сон и его значение.



Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.



Воля и эмоции. Внимание. Практическая работа: «Изучение внимания при разных условиях»



Работоспособность. Режим дня.



Обобщение и систематизация знаний по темам: «Нервная система. Органы чувств. Поведение и психика»



Контрольная работа по теме: «Нервная система. Органы чувств. Поведение и психика»



Глава 13. Индивидуальное развитие организма. (4 часов)

Половая система человека.



Наследственные и врожденные заболевания. Внутриутробное развитие организма.



О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности.



Итоговая контрольная работа



Подведение итогов.





































КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

70 часов (2 часа в неделю)


8 «Б» класс


урока

Тема

Дата

План

Дата

Факт

Глава 1. Организм человека. Общий обзор (7 часов)

1

Науки об организме человека.



2

Структура тела. Место человека в живой природе.



3

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Лабораторная работа №1: «Действие каталазы на пероксид водорода»



4

Ткани. Лабораторная работа №2: «Клетки и ткани под микроскопом»



5

Системы органов в организме. Уровни организации организма.



6

Нервная и гуморальная регуляции. Практическая работа: «Изучение мигательного рефлекса и его угасания»



7

Контрольная работа по теме: «Организм человека. Общий обзор»



Глава 2. Опорно-двигательная система (9 часов)

Скелет. Строение костей. Лабораторная работа №3: «Строение костной ткани»



Состав и соединение костей.



Скелет головы и туловища. Скелет конечностей. Практическая работа: «Исследование строения плечевого пояса и предплечья»



Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.



Мышцы. Работа мышц. Практическая работа «Изучение расположения мышц головы»



Нарушения осанки и плоскостопие. Практическая работа «Изучение правильности осанки. Выявление плоскостопия»



Развитие опорно-двигательной системы.



Контрольная работа по теме: «Опорно-двигательная система»



Анализ контрольной работы



Глава 3. Кровь. Кровообращение (7 часов)

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа №4: «Сравнение крови человека с кровью лягушки»



Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови.



Строение и работа сердца. Круги кровообращения.



Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Практическая работа: «Определение ЧСС»



Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу»



Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.



Первая помощь при кровотечениях.



Глава 4. Дыхательная система (8 часов)

Значение дыхания. Органы дыхания.



Строение легких газообмен в легких и тканях.



Дыхательные движения. Лабораторная работа №5: «Дыхательные движения».



Регуляция дыхания. Практическая работа: «Измерение обхвата груди»



Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.



Первая помощь при поражении органов дыхания.



Обобщение и систематизация знаний по темам: «Кровь. Кровообращение», «Дыхательная система».



Контрольная работа по теме: «Кровь. Дыхательная система»



Глава 5. Пищеварительная система (7 часов)

Значение пищи и ее состав.



Органы пищеварения. Практическая работа: «Определение местоположения слюнных желез»



Зубы.



Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Лабораторная работа №6: «Действие ферментов слюны на крахмал»



Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.



Регуляция пищеварения.



Заболевания органов пищеварения.



Глава 6. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Практическая работа: «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»



Витамины.



Глава 7. Мочевыделительная система (2 часа)

Строение и функции почек.



Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.



Глава 8. Кожа (3 часа)

Значение кожи и ее строение.



Нарушения кожных покровов и повреждения кожи.



Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.



Глава 9. Эндокринная система (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.



Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.



Глава 10. Нервная система (5 часов)

Значение, строение и функционирование нервной системы. Практическая работа: «Действие прямых и обратных связей»



Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Практическая работа: «Штриховое раздражение кожи». Нейрогормональная регуляция.



Спинной мозг: строение и функции.



Головной мозг: строение и функции. Практическая работа: «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка»



Контрольная работа по теме: «Пищеварительная система. Нервная система»



Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (7 часов)

Как действуют органы чувств и анализаторы.



Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Практическая работа: «Сужение и расширение зрачка», «Принцип работы хрусталика», «Обнаружение слепого пятна»



Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Практическая работа: «Проверьте ваш вестибулярный аппарат»



Органы осязания, обоняния, вкуса.



Глава 12. Поведение и психика (9 часов)

Врожденные формы поведения.



Приобретенные формы поведения. Практическая работа: «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма»



Закономерности работы головного мозга.



Биологические ритмы. Сон и его значение.



Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.



Воля и эмоции. Внимание. Практическая работа: «Изучение внимания при разных условиях»



Работоспособность. Режим дня.



Обобщение и систематизация знаний по темам: «Нервная система. Органы чувств. Поведение и психика»



Контрольная работа по теме: «Нервная система. Органы чувств. Поведение и психика»



Глава 13. Индивидуальное развитие организма. (4 часов)

Половая система человека.



Наследственные и врожденные заболевания. Внутриутробное развитие организма.



О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности.



Итоговая контрольная работа



Подведение итогов.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!