СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа разработана в сооттветствии с ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

Календарно- тематическое планирование


п/п

Раздел/тема


Количество

часов


Вид деятельности


Дата проведения

по плану по факту

Введение (2 ч)

1

Науки об организме человека.

1

Объяснять значение наук для сохранения и поддержания здоровья человека.

Характеризовать основные методы медицины.

Описывать вклад ведущих зарубежных и отечественных учёных в развитие наук об организме человека, медицины.

Использовать различные источники информации для подготовки и презентации проектов о методах современной медицины



2

Культура здоровья — основа полноценной жизни.

1

Характеризовать основные типы здоровья человека.

Выполнять правила поведения, направленные на сохранение и поддержание здоровья человека.

Проводить самонаблюдения: «Определение оптимального веса», «Исследование ногтей».

Анализировать и делать выводы по результатам самонаблюдений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о взаимосвязи здоровья и культуры поведения



Наследственность, среда и образ жизни — факторы здоровья (7 ч)

3

Клетка — структурная единица

организма.

1

Называть основные структурные компоненты клетки.

Описывать строение и функции клеточных компонентов. Определять основные органоиды

клетки на таблицах, рисунках учебника, материалах электронного приложения.

Объяснять взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, единство химического состава живых организмов.

Формулировать выводы о причинах сходства и различия клеток, родстве живых организмов на клеточном уровне.

Использовать ресурсы электронного приложения для иллюстрации материалов по теме урока



4

Соматические и половые

клетки.

1

Характеризовать стадии митоза и мейоза. Описывать основные процессы, протекающие на различных стадиях

деления соматических и половых клеток. Сравнивать половые и соматические клетки, процессы митоза и

мейоза, их значение. Раскрывать биологический смысл митоза и мейоза.

Формировать представление о материальных основах наследственности. Использовать ресурсы электронного приложения для подготовки сообщения о митозе и мейозе



5

Наследственность и здоровье.

1

Характеризовать доминантные и рецессивные признаки человека.

Раскрывать характерные закономерности наследования основных признаков человека.

Объяснять связь генов и хромосом. Аргументировать представления о наследственной информации как общем свойстве всех живых организмов.

Находить необходимую информацию в электронном приложении для подготовки сообщения о доминантных и рецессивных признаках



6

Наследственная и ненаслед- ственная изменчивость.

1

Характеризовать виды изменчивости.

Приводить примеры мутаций и модификаций.

Описывать основные методы изучения изменчивости человека, значение разных видов изменчивости.

Объяснять причины наследственной (мутационной и комбинативной) и ненаследственной изменчивости. Использовать информационные ресурсы, в том числе электронного приложения, для подготовки сообщения о биологическом значении мутаций



7

Наследственные болезни. Ме- дико-генетическое консультирование.

1

Характеризовать основные заболевания, связанные с изменениями генов, структуры и числа хромосом у человека.

Описывать роль медико-генетического консультирования в диагностике аномалий у человека.

Развивать представления о наследственной изменчивости.

Объяснять наследственную предрасположенность к отдельным заболеваниям.

Характеризовать методы исследования наследственных болезней.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о медико-генетическом консультировании



8

Факторы окружающей среды и здоровье.

1

Называть экологические факторы и

иллюстрировать их примерами. Классифицировать экологические факторы, конкретизировать их при- мерами. Объяснять влияние состояния природной среды на здоровье человека.

Выполнять практическую работу

«Состав домашней аптечки». Оценивать на основе личного опыта (наблюдений) роль экологических факторов в жизни человека. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Оценивать на основе личного опыта (наблюдений) роль экологических факторов в жизни человека. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о связи здоровья

человека со средой обитания



9

Образ жизни и здоровье.

1

Называть основные условия, влияющие на здоровье человека, условия здорового образа жизни.

Объяснять и прогнозировать влияние здорового и рискованного образа жизни на состояние организма человека.

Обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни.



Целостность организма человека — основа его жизнедеятельности (7 ч)

10

Компоненты организма че- ловека.

1

Характеризовать типы тканей человека и иллюстрировать их при- мерами.

Различать и сравнивать ткани, органы и системы органов, используя различные ресурсы.

Объяснять взаимосвязь строения и функций, тканей, органов и систем органов человека.

Определять ткани в процессе лабораторной работы «Ткани организма человека».

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения по теме урока



11

Строение и принципы работы нервной системы.

1

Характеризовать структурные компоненты нейрона, части нервной системы, отделы вегетативной нервной системы.

Описывать строение нервной клетки, функции, выполняемые разными частями и отделами нервной системы.

Сравнивать и различать части нервной системы по расположению, функциям.

Обосновывать представление о развитии нервной системы в онтогенезе



12

Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция.

1

Называть основные элементы рефлекторной дуги, виды безусловных и условных рефлексов.

Приводить примеры биологически активных веществ, осуществляющих гуморальную регуляцию.

Описывать вклад И.П. Павлова в развитие отечественной науки. Сравнивать нервную и гуморальную регуляцию.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебного проекта о научной деятельности И.П. Павлова



13

Внутренняя среда организма — основа его целостности. Кровь.

1

Называть компоненты внутренней среды организма, форменные элементы крови.

Описывать химический состав плазмы, функции крови, значение внутренней среды организма.

Объяснять взаимосвязь формы и строения эритроцитов с их функциями



14

Форменные элементы крови. Кроветворение.

1

Называть основные форменные элементы крови, кроветворные органы.

Объяснять особенности строения лейкоцитов и тромбоцитов в связи с выполняемыми функциями, механизм свёртывания крови.

Подготавливать материалы для презентации доклада о вкладе И.И. Мечникова в развитие отечественной науки.

Выполнять лабораторную работу

«Строение крови лягушки и человека», практическую работу «Изучение результатов анализа крови».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.



15

Иммунитет.

1

Характеризовать виды иммунитета, влияющие на иммунитет факторы, способы заражения ВИЧ. Описывать характерные особенности клеточного и гуморального механизмов иммунитета, меры по профилактике заражения ВИЧ. Проявлять отрицательное отношение к рискованному образу жизни, чувство толерантности по отношению к ВИЧ-инфицированным людям.

Находить необходимую информацию по теме, используя дополни- тельные информационные ресурсы



16

Иммунология и здоровье.

1

Характеризовать виды естественного и искусственного иммунитета.

Описывать особенности процесса переливания крови, вклад учёных в развитие иммунологии.

Объяснять значение прививок для профилактики инфекционных заболеваний.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения по теме урока



Опорно-двигательная система и здоровье (7 ч)

17

Значение опорно-двигатель- ной системы.

1

Называть части опорно-двигательной системы, структурные компоненты костей, их виды.

Описывать особенности химического состава костей.

Объяснять причины роста костей, взаимосвязь между особенностями строения, химического состава костей и их функциями.

Выполнять лабораторную работу

«Химический состав костей». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Отрабатывать навыки ведения эксперимента.

Использовать информационные ресурсы для подготовки доклада о вкладе Н.И. Пирогова в развитие отечественной науки



18

Общее строение скелета. Осевой скелет.

1

Характеризовать части скелета человека и входящие в их состав кости, отделы позвоночника.

Описывать особенности соединения костей черепа и позвоночника человека. Сравнивать скелет человека и млекопитающих животных.

Объяснять взаимосвязь строения костей с их функциями.

Проводить самонаблюдение «Определение гибкости позвоночника». Использовать информационные ресурсы, в том числе электронное приложение, для подготовки сообщения о результатах самонаблюдения



19

Добавочный скелет. Соединение костей.

1

Характеризовать компоненты добавочного скелета человека, виды соединения костей.

Описывать особенности строения поясов конечностей, свободных конечностей.

Объяснять взаимосвязь между типами соединения костей и выполняемыми функциями.

Выполнять лабораторную работу

«Строение и функции суставов». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Отрабатывать навыки ведения наблюдений



20

Мышечная система. Строение и функции мышц.

1

Называть структурные компоненты мышц, виды мышц.

Описывать особенности работы мышечной системы.

Объяснять механизм регуляции деятельности мышц, необходимость динамических нагрузок, используя свой опыт (наблюдения).

Обосновывать роль соблюдения правил гигиены физического труда в жизни человека.

Выполнять лабораторную работу

«Утомление мышц».

Проводить самонаблюдения «Оптимальные условия для отдыха мышц», «Выявление снабжения кровью работающих мышц».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Развивать умения наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.

Использовать информационные ресурсы, в том числе электронное приложение, для подготовки доклада о результатах самонаблюдений



21

Основные группы скелетных мышц.

1

Называть основные группы мышц,

описывать их работу.

Сравнивать и различать строение и функции скелетных мышц.

Объяснять взаимосвязь между строением мышц и выполняемыми ими функциями, механизмы регуляции работы скелетных мышц.

Находить и систематизировать информацию о роли физических нагрузок в укреплении организма.

Проводить самонаблюдение «Координация работы мышц».

Использовать информационные ресурсы, в том числе электронное приложение, для подготовки доклада о результатах самонаблюдения



22

Осанка. Первая помощь при травмах скелета.

1

Называть условия формирования правильной осанки.

Объяснять причины нарушения осанки и формирования плоскостопия.

Описывать основные травмы скелета. Оказывать доврачебную помощь при переломах, вывихах и растяжениях.

Проводить самонаблюдение «Выявление плоскостопия».

Использовать информационные ресурсы, в том числе электронное приложение, для подготовки доклада о результатах самонаблюдения. Использовать информационные ресурсы для подготовки реферата о способах оказания доврачебной по- мощи при травмах скелета



23

Обобщающий.

1

Характеризовать компоненты опорно-двигательной системы, части скелета, группы мышц.

Распознавать части скелета, группы мышц, типы соединения костей на таблицах, моделях.

Описывать функции опорно-двигательной системы в целом и её компонентов.

Объяснять значение двигательной активности, сбалансированного питания для роста и развития опорно-двигательного аппарата.

Устанавливать взаимосвязь строения с выполняемыми функциями при рассмотрении костей, суставов, мышц.

Оценивать состояние осанки, выявлять плоскостопие на основе результатов самонаблюдений.

Оказывать первую доврачебную помощь при травмах скелета, работать в группе



Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (28 ч)

24

Строение сердечно-сосудистой системы.

1

Называть структурные компоненты сердца, виды сосудов.

Сравнивать и описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения.

Объяснять взаимосвязь строения стенок артерий, вен, капилляров с выполняемыми функциями.

Использовать информационные ресурсы, в том числе электронное приложение, для подготовки сообщения по теме урока



25

Работа сердца.

1

Называть фазы сердечного цикла. Объяснять механизм протекания сердечного цикла, явление автоматии сердца.

Работать с различными источниками информации.

Выполнять лабораторную работу

«Саморегуляция сердечной деятельности».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



26

Движение крови по сосудам.

1

Называть показатели скорости кровотока в разных сосудах, основные заболевания сердечно-сосудистой системы.

Описывать особенности движения крови по артериям, венам, капиллярам.

Характеризовать меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Уметь подсчитывать пульс, измерять артериальное давление.

Соблюдать гигиенические правила, направленные на предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний



27

Регуляция кровообращения.

1

Описывать механизмы нервной и гуморальной регуляции кровообращения.

Объяснять приспособительные особенности работы сердца в раз- личных экологических условиях, последствия влияния алкоголя, никотина на сердечно-сосудистую систему.

Обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебного проекта «Профилактика сердечно- сосудистых заболеваний»



28

Первая помощь при обмороках и кровотечениях.

1

Описывать кровотечения разных видов.

Объяснять причины обмороков, кровотечений.

Определять виды кровотечений по таблицам, рисункам, материалам электронного приложения.

Применять знания и опыт деятельности при оказании первой помощи при обмороках, повреждениях сосудов.

Выполнять практическую работу

«Приёмы остановки артериального кровотечения».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Использовать информационные ресурсы, в том числе электронное приложение, для отработки навыков оказания доврачебной помощи.



29

Лимфатическая система.

1

Называть структурные компоненты лимфатической системы.

Описывать и объяснять роль лимфатической системы в организме человека, её связь с формированием иммунитета, особенности движения лимфы по лимфатическим сосудам.

Сравнивать состав лимфы и плазмы, их значение



30

Строение и функции органов дыхания.

1

Называть органы дыхания, выполняемые ими функции.

Объяснять взаимосвязь строения и функций органов дыхания, роль дыхания в процессе обмена веществ.

Распознавать органы дыхательной системы на таблицах, иллюстративном материале учебника, электронного приложения



31

Этапы дыхания. Лёгочные

объёмы.

1

Описывать и сравнивать механизмы вдоха и выдоха.

Объяснять механизмы вдоха и выдоха. Определять лёгочные объёмы, жизненную ёмкость лёгких.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебного проекта, о значении физической активности, занятий спортом для увеличения жизненной ёмкости

лёгких



32

Регуляция дыхания.

1

Описывать и объяснять механизмы нервной и гуморальной регуляции дыхания, роль кашля и чихания как защитных рефлексов.

Выполнять лабораторную работу

«Функциональные возможности дыхательной системы».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



33

Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушениях дыхания.

1

Называть основные источники загрязнения воздуха, наиболее опасные болезни дыхательной системы. Объяснять необходимость проветривания помещений, последствия загрязнения воздуха для организма человека.

Владеть основными приёмами оказания первой помощи при нарушениях дыхания.

Прогнозировать последствия курения для функционирования органов дыхательной системы.

Изучать аннотации к лекарственным препаратам от кашля в ходе выполнения практической работы

«Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля».



34

Обобщающий.

1

Называть органы сердечно-сосудистой, лимфатической, дыхательной систем и выполняемые ими функции, фазы сердечного цикла, показатели скорости кровотока в разных сосудах.

Описывать и объяснять основные заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, их причины, механизмы нервной и гуморальной регуляции дыхания и кровообращения, протекания сердечного цикла, вдоха и выдоха, кровообращения и дыхания.

Прогнозировать последствия загрязнения воздуха, влияние алкогольных напитков, курения на органы дыхания и кровообращения.

Демонстрировать владение основными приёмами оказания первой помощи при кровотечениях, нарушениях дыхания.

Распознавать органы изученных систем на таблицах, рисунках, других средствах обучения



35

Обмен веществ. Питание. Пищеварение.

1

Называть этапы пищеварения, об- мена веществ.

Описывать и объяснять процессы, протекающие в ходе обмена веществ, связь белкового, углеводного, жирового обменов, роль ферментов в реакциях обмена.

Прогнозировать последствия дефицита белков в пище для здоровья человека.

Извлекать дополнительную информацию о закономерностях обмена веществ из различных источников. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебного проекта «Обмен веществ — основной признак живых организмов»



36

Органы пищеварительной системы.

1

Характеризовать органы пищеварительной системы, железы, участвующие в пищеварении.

Распознавать органы пищеварения на таблицах, рисунках.

Объяснять взаимосвязь строения и функций органов пищеварительной системы.

Подготавливать сообщения о результатах воздействия факторов среды на пищеварительную систему.



37

Пищеварение в полости рта.

1

Называть и описывать виды зубов, функции, выполняемые резцами, клыками, коренными зубами.

Объяснять особенности пищеварения в полости рта, необходимость соблюдения правил личной гигиены. Выполнять лабораторную работу

«Расщепление веществ в ротовой полости».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



38

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

1

Называть основные компоненты желудочного и поджелудочного сока, желчи.

Объяснять процесс пищеварения в желудке, двенадцатиперстной кишке, роль рвотного рефлекса для организма, необходимость употребления свежей, качественной пищи, сбалансированного питания, соблюдения правил гигиены во время приёма пи-

щи.



39

Пищеварение в тонкой и толстой кишке. Барьерная роль печени

1

Называть отделы кишечника, симптомы аппендицита.

Объяснять особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике, барьерную роль печени, взаимосвязь строения и функций стенки тонкого кишечника.

Прогнозировать последствия нарушения бактериальной флоры кишечника, несоблюдения правил гигиены органов пищеварения.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о роли печени в организме человека



40

Регуляция пищеварения.

1

Называть и описывать основные методы исследования пищеварительной системы.

Объяснять механизмы нервной и гуморальной регуляции процессов пищеварения.

Прогнозировать влияние культуры питания, положительного эмоционального состояния на процесс пищеварения.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о сущности и значении опытов И.П. Павлова, связанных с изучением процесса пищеварения



41

Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ.

1

Называть продукты, содержащие необходимые для организма человека вещества.

Объяснять роль белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей в обмене веществ.

Прогнозировать последствия нарушения полноценного, сбалансированного питания для организма. Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о вкусной и здоровой пище, рациональном питании



42

Витамины и их значение для организма.

1

Называть группы витаминов, продукты, в которых они содержатся.

Описывать значение конкретных витаминов для нормального роста и развития организма, симптомы гипо- и авитаминоза.

Объяснять и прогнозировать последствия гипо- и авитаминоза.

Находить информацию, используя различные ресурсы, и подготавливать учебные проекты, сообщения о роли витаминов в жизнедеятельности организма



43

Культура питания. Особенности питания детей и подростков.

1

Называть среднесуточные энергетические затраты, правила питания детей и подростков.

Описывать и составлять суточный рацион питания.

Объяснять важность сбалансированного питания для здоровья человека.

Извлекать необходимую информацию о рациональном питании из различных информационных источников.

Выполнять практическую работу «Составление суточного пищевого рациона».

Проводить самонаблюдение «Определение достаточности питательных веществ».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Использовать информационные ресурсы, в том числе электронное приложение, для подготовки док-

лада о результатах самонаблюдения



44

Пищевые отравления и их предупреждение.

1

Называть и описывать основные виды пищевых отравлений, симптомы и меры по их профилактике. Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.

Объяснять, опираясь на личный опыт, необходимость соблюдения гигиены и правил приготовления пищи для профилактики желудочно-кишечных заболеваний.

Выполнять практическую работу

«Определение качества пищевых продуктов».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



45

Обобщающий.

1

Описывать органы пищеварительной системы.

Распознавать органы пищеварения на таблицах, рисунках и других средствах обучения.

Объяснять взаимосвязь органов пищеварения и пищеварительных желёз, последовательность процессов пищеварения.

Применять знания о строении и функциях пищеварительной системы, гигиене и культуре питания в ситуациях повседневной жизни.

Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях



46

Строение и функции мочевыделительной системы.

1

Характеризовать и описывать органы выделительной и мочевыделительной систем, структурные компоненты почек.

Распознавать органы выделения на таблицах, используя различные ресурсы.

Объяснять взаимосвязь строения и функций почек



47

Мочеобразование и его регуляция.

1

Описывать фазы мочеобразования, сравнивать состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи.

Объяснять механизмы регуляции мочеобразования, правила гигиены мочевыделительной системы.

Прогнозировать последствия влияния различных факторов на функции почек



48

Строение и функции кожи.

1

Называть и описывать основные компоненты кожи.

Объяснять взаимосвязь строения кожи с выполняемыми функциями, правила гигиены при уходе за кожей, волосами, ногтями.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебных проектов о культуре ухода за кожей, волосами, ногтями, личной гигиене.



49

Культура ухода за кожей. Болезни кожи.

1

Обосновывать с анатомо-физиологической точки зрения правила гигиены кожи.

Применять в повседневной жизни гигиенические требования к одеж- де и обуви, правила ухода за волосами, ногтями.

Устанавливать причины кожных заболеваний.

Прогнозировать последствия нарушения норм и правил личной гигиены.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации доклада об основных заболеваниях кожи



50

Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание.

1

Объяснять роль кожи в обеспечении терморегуляции организма.

Аргументировать значение закаливания для физического здоровья. Оказывать первую помощь при основных повреждениях кожи. Применять знания в повседневной жизни и при выполнении практической работы «Измерение температуры тела».

Проводить самонаблюдения «Температурная адаптация кожных рецепторов».

Обобщать результаты наблюдений,

делать выводы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о взаимосвязи здоровья кожи и соблюдения гигиенических требований



51

Обобщающий.

1

Распознавать органы выделения и компоненты кожи на таблицах, рисунках, муляжах.

Объяснять строение и функции органов выделительной системы, процессы образования мочи, регуляции мочеобразования, правила гигиены выделительной системы. Обосновывать роль кожи в терморегуляции.

Устанавливать причины кожных заболеваний, меры их профилактики.

Применять знания о принципах закаливания и опыт оказания первой помощи при повреждении кожи в повседневной жизни



Репродуктивная система и здоровье (3 ч)

52

Строение и функции репродуктивной системы.

1

Называть компоненты мужской и женской половых систем человека и выполняемые ими функции.

Описывать процессы: овуляции, менструации и поллюции, этапы эмбрионального развития человека. Использовать различные источники информации для подготовки сообщений о значении репродуктивного здоровья



53

Внутриутробное развитие и рождение ребёнка.

1

Описывать основные периоды внутриутробного развития человека.

Обосновывать правила гигиены при беременности и кормлении ребёнка. Аргументировать необходимость соблюдения правил гигиены и питания беременной, кормящей матери. Использовать информационные ресурсы, в том числе электронное приложение, для подготовки сообщений о влиянии образа жизни матери на рождение и развитие здорового ребёнка



54

Репродуктивное здоровье.

1

Описывать основные этапы внутриутробного развития человека.

Прогнозировать последствия прерывания беременности, венерических заболеваний для здоровья человека.

Формировать культуру поведения с представителями другого пола, обосновывать гендерные роли



Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье (7 ч)

55

Центральная нервная система. Спинной мозг.

1

Называть и описывать структурные компоненты спинного мозга, его функции.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций спинного мозга.

Прогнозировать последствия травм позвоночника и спинного мозга.

Использовать информационные ресурсы для подготовки проекта о достижениях медицины в области изучения спинного мозга



56

Головной мозг: задний и средний мозг.

1

Называть отделы головного мозга. Обосновывать функции изучаемых отделов.

Распознавать отделы головного мозга на таблицах, иллюстрациях учебника, материалах электронного приложения. Устанавливать взаимосвязь строения и функций заднего и среднего мозга, значение отделов головного мозга в рефлекторной деятельности организма



57

Промежуточный мозг. Конечный мозг.

1

Называть функции отделов головного мозга.

Распознавать отделы головного мозга на иллюстративных материалах. Сравнивать отделы головного мозга человека и млекопитающих, делать выводы о причинах сходства и различий.

Применять знания в процессе лабораторной работы «Строение головного мозга человека».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



58

Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

1

Выявлять особенности работы соматического и вегетативного отделов нервной системы.

Сравнивать функции симпатической и парасимпатической систем.

Делать вывод о значении связей отделов нервной системы для обеспечения целостности организма.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о противоположной направленности функционирования симпатической и парасимпатической систем



59

Эндокринная система. Гуморальная регуляция.

1

Называть железы внутренней секреции и железы смешанной секреции. Объяснять работу желёз внутренней секреции.

Прогнозировать последствия нарушения деятельности желёз внутренней секреции.

Сравнивать и анализировать механизмы нервной и гуморальной регуляции.

Использовать информационные ресурсы для подготовки к уроку



60

Строение и функции желёз внутренней секреции.

1

Устанавливать особенности строения и основные функции желёз внутренней секреции.

Объяснять причины и прогнозировать последствия изменения функций желёз внутренней секреции.

Обосновывать связь нервной системы с железами внутренней секреции.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебного проекта об исследованиях российского учёного-невролога

Н.И. Гращенкова



61

Обобщающий.

1

Описывать структурные компоненты и функции спинного мозга, отделы головного мозга.

Обосновывать роль ЦНС в рефлекторной деятельности организма.

Объяснять взаимосвязь строения и функций спинного и головного мозга, эндокринных желёз; симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы.

Прогнозировать последствия нарушения функций спинного и отделов головного мозга, эндокринных желёз для жизнедеятельности организма.

Применять знания в ситуациях выбора в пользу собственного здоровья



Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы (6 ч)

62

Органы чувств. Анализаторы.

1

Называть органы чувств, отделы анализаторов.

Объяснять основной механизм работы анализаторов.

Сравнивать понятия «органы чувств» и «анализаторы».

Оценивать роль органов чувств как связующего звена между организмом и внешней средой. Использовать информационные ресурсы для подготовки учебного проекта об исследованиях И.П. Павлова



63

Зрительный анализатор.

1

Называть компоненты органа зрения, зрительного анализатора.

Объяснять механизм работы зрительного анализатора, процесс аккомодации, значение органа зрения.

Соблюдать гигиенические правила и нормы, направленные на сохранение зрения.

Проводить самонаблюдения «Выявление слепого пятна на сетчатке глаза», «Работа хрусталика»



64

Слуховой и вестибулярный анализаторы.

1

Называть отделы органа слуха. Описывать и сравнивать механизмы работы слухового и вестибулярного анализаторов.

Обосновывать правила гигиены слуха. Проводить самонаблюдение «Влияние давления в носовой полости на давление в среднем ухе».

Обобщать результаты самонаблюдения, делать выводы



65

Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы.

1

Называть органы мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса.

Объяснять механизм работы вкусового, обонятельного, кожного и двигательного анализаторов. Устанавливать взаимосвязи действия различных анализаторов в организме. Характеризовать значение органов чувств во взаимосвязи с окружающей средой



66

Гигиена органов чувств.

1

Называть основные заболевания органов слуха, зрения.

Выполнять правила гигиены органов слуха и зрения.

Объяснять необходимость соблюдения основных правил гигиены органов чувств для организма.

Оказывать первую помощь при травмах органа зрения



67

Итоговый контроль.

1

Применять знания о строении организма и результаты самонаблюдений в конкретных жизненных ситуациях. Проявлять компетентность здоровье сбережения.

Делать выбор в пользу собственного здоровья и здоровья окружающих людей в ситуациях выбора и принятия решений.

Доказывать сформированность информационной и коммуникативной компетентностей в процессе работы с различными источниками информации, общение в режиме диалога



68-70

Резерв

3





Итого :

70








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Биология» для 8 класса составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции от 31 декабря 2015 №1577;

  • Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Примерной программы по биологии: Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М. : Просвещение, 2011. — 144 с. — ISBN 978-5-09-024748-1


Место предмета в учебном плане

Рабочая программа разработана на 70 часов в год из расчета 2 час в неделю, количество недель – 35 .

Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входит учебник: Учебник. Сухорукова Л.Н. Биология. Живой организм. 8 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова; М.: Просвещение, 2014.


Цели и задачи курса биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации вызывают определенные особенности развития современных подростков).

Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной


Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и самоопределению личности. Способности к целенаправленной и мотивированной познавательной деятельности.

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

5. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

6. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

5. Совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

6. Преобразовывать информацию из одного в другое.

7. Вычитывать все уровни текстовой информации.

8. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

2. Формулировать выводы по теме урока.

3. Взаимодействовать с учителем на уроке

4. Оценивать работу одноклассников

5. Делать сообщения по теме урока

Предметные результаты включают умения специфические для данной области знаний.

1.Определять роль в природе различных групп организмов;

2. Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

3. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания и объяснять причины возникновения приспособлений.

4. Уметь использовать биологические знания в быту.

5. Различать основные группы живых организмов.

6. Определять основные органы растений.

7. Соблюдать и объяснять правила поведения в природе.

8. Различать съедобные и ядовитые цветковые растения и грибы своей местности.

9. Объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.

10. Различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений.

Содержание программы 8 класс 70 часов.

  1. Введение (2 ч)

Общие сведения об организ­ме человека. Место челове­ка в системе органического мира. Методы изучения ор­ганизма человека. Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-ги­гиенических норм и правил здорового образа жизни. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

  1. Наследственность, среда и образ жизнифакторы здоровья (7 ч)

Строение организма челове­ка: клетки, ткани, органы. Наследственность и измен­чивость — свойства орга­низмов. Человек и окружающая среда. Природная и соци­альная среда обитания че­ловека. Защита среды обитания человека. Здоровый образ жизни. Укрепление здоровья: ауто­тренинг, закаливание, двигательная активность. Вредные и полезные при­вычки, их влияние на со­стояние здоровья.

Практическая работа №1 «Факторы окружающей среды»

  1. Целостность организма человекаоснова его жизнедеятельности (7 ч)

Строение организма чело­века: клетки, ткани, орга­ны, системы органов. Ме­тоды изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Нейрогуморальная регуля­ция процессов жизнедея­тельности организма. Реф­лекс и рефлекторная дуга. Внутренняя среда организ­ма, значение её постоян­ства. Транспорт веществ. Крове­носная и лимфатическая системы. Лимфа. Иммунитет. Антитела. Ал­лергические реакции. Группы крови. Перелива­ние крови. Предупреди­тельные прививки. Лечеб­ные сыворотки.

Лабораторная работа №1 «Компоненты организма че­ловека»

Лабораторная работа №2 «Форменные элементы крови»

  1. Опорно-двигательная система и здоровье (7 ч)

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Черты сходства и разли­чия человека и животных. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомле­ние, переохлаждение. Профилактика травматиз­ма. Первая помощь при травмах опорно-двигатель­ной системы.

Лабораторная работа №3 « Строения и функции опорно-двигательной системы.»

Лабораторная работа №4 «Состав скелета»

Лабораторная работа №5 «Строе­ние скелетной мышцы.»

  1. Системы жизнеобеспечения,. Формирование культуры здоровья (28ч)

Кровеносная система. Строение и работа сердца. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Нейрогуморальная регуля­ция процессов жизнедея­тельности организма. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания.

Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыха­ния и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекцион­ные заболевания и меры профилактики. Вред таба­кокурения. Обмен веществ и превраще­ния энергии в организме. Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Выделение. Строение и функции выделительной системы.

Лабораторная работа № 6 «Строение сердца»

Лабораторная работа № 7 « Регуляция дыхания»

Лабораторная работа № 8 «Пищеварение в полости рта»

Практическая работа № 2 «Доврачеб­ная помощь при кровотечениях»

Практическая работа № 3 «Первая доврачебная помощь при нарушениях дыхания»

Практическая работа № 4 «Пищевые отравления»

Практическая работа № 5 «Первая помощь при ожогах»

  1. Репродуктивная система, и. здоровье (3 ч)

Половые железы и поло­вые клетки. Половое со­зревание. Оплодотворение, внутриут­робное развитие. Беремен­ность. Роды. Развитие пос­ле рождения. Беременность. Вредное вли­яние на развитие организ­ма курения, употребления алкоголя, наркотиков.

  1. Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье (7 ч)

Нервная система. Наруше­ния деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нару­шения деятельности нерв­ной и эндокринной систем и их предупреждение.

Лабораторная работа № 9 «Промежуточный мозг, его строение и функции»

  1. Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы (6 ч)

Органы чувств. Строение и функции орга­нов зрения. Методы изуче­ния живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Строение и функции орга­нов слуха. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чув­ства. Обоняние. Вкус. Нарушения зрения и слу­ха, их предупреждение.

Контрольная работа

  1. Резерв (3 ч)


Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся соответствует оцениванию устных ответов учащихся.











































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы/раздела

Всего часов

В том числе

Практические работы

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Введение

2




2

Наследственность, среда и образ жизнифакторы здоровья

7

1



3

Целостность организма человекаоснова его жизнедеятельности

7

1

2


4

Опорно-двигательная система и здоровье

7


3


5

Системы жизнеобеспечения,. Формирование культуры здоровья

28

4

3


6

Репродуктивная система, и. здоровье

3




7

Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье

7


1


8

Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы

6




9

Резерв

3




10

Итого:

70

6

9

1



























Лист корректировки

Дата

Тема урока

Содержание и форма коррекции (уплотнение материала, др.)

Причина коррекции (болезнь, курсы, праздничные дни, отмена занятий по приказу)

Основание внесенных изменений (№ приказа)

Контроль

Урока, который требует коррекции

Дата урока, который содержит коррекцию



























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!