СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 10 класс. (Профильный уровень)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа расчитана на 207 часов преподавания курса биологии в 10-11 классах в объеме 3 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. 10 класс. (Профильный уровень)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Куликова, д.16

Тел. 8(496) 540-41-46; факс 8(496) 540-41-46



УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ СОШ №14 _______________

И. В. Горшкова

«30» августа 2019года

МП













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии на 2019/2020 учебный год

(профильный уровень)

10 «В» класс









Составитель: Сенькина Наталья Николаевна

учитель биологии высшей квалификационной категории






2019 год


Пояснительная записка

В 2019-20 учебном году МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» работает по федеральным государственным стандартам основного общего образования.

Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №14

2. Учебного плана на 2016-2017 учебный год МБОУ СОШ №14;

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано Минюстом России 06.02.2015, регистрационный № 35915).

7. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрировано Минюстом России 02.02.2016, регистрационный № 40937).

8. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 № 5).

А также на основе авторской программы В.В. Пасечника (Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника, изд. - М. Дрофа, 2012 г.).

Цель курса:

углубить и расширить знания об общебиологических закономерностях, основы которых были изложены в учебнике 9 класса. Расширить сведения по истории развития биологии и методах ее исследований, по цитологии, вопросам размножения и индивидуального развития организмов, по общей генетике и генетике человека, теории эволюции, селекции и биотехнологии, гипотезам происхождения жизни и антропогенезу, а также экологии и эволюции биосферы.

Задачи курса:

- обеспечить возможность учащихся овладеть основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенно пользоваться биологической терминологией и символикой;

- развивать умение школьников использовать различные методы изучения живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений, выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

- познакомить учащихся со значением биологических знаний для формирования современных научных представлений о мире;

- создать условия для осознания учащимися важности биологических знаний, как для формирования общего кругозора, так и для развития функциональной грамотности, позволяющих человеку решать практические задачи;

- развивать способность школьников анализировать биологическую информацию, полученную из различных источников, а также умение высказывать и аргументировать свою точку зрения с позиций знаний биологии;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;

- обеспечить формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

- воспитывать направлено на передачу социального опыта и общечеловеческой культуры, на организацию продуктивной деятельности и здорового образа жизни, а также на создание условий для развития личности, оказание помощи в общении и учении при возникающих затруднениях;

- формировать у обучающихся систему ценностных отношений к природе и роли человека в ней, способствовать формированию мировоззрения.

Задачей воспитания является помощь в становлении личности ученика, осознании им собственных потребностей и интересов. Целенаправленное превращение социального опыта в личный опыт, приобщающей человека к богатству мировой человеческой культуры является сущностью воспитания.

Изучение биологии в 10-11 классах на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10-11 классах средней общеобразовательной школы по учебникам:

  1. Биология. Общая биология. 10-11 класс Авторы: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. М.: Дрофа, 2005. - 367 с.

Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1067. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

В федеральном базисном плане для основного общего образования на изучение биологии (профильный уровень) выделено 210 часов (в 10 классах — по 105 учебных часов (из расчета по 3 ч/нед.), (в 11 классах – по 105 учебных часа (из расчета по 3 ч/нед.) В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №20» данная программа рассчитана на 207 часов преподавания курса биологии в 10-11 классах в объеме 3 часа в неделю:

10 класс – 105 часов

11 класс – 105 часа

В связи с профильным обучением предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы.

При изучении раздела «Основы генетики» увеличено количество часов на изучение темы «Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности» на 8 часов. При изучении раздела «Основы цитологии » увеличено количество часов на изучение темы «Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки» на 14 часов. При изучении раздела «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

увеличено количество часов на изучение тем «Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения» на 13 часов.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и контрольные работы.

Плановое количество лабораторных работ – 10;

Плановое количество контрольных работ – 4.

Содержание тем учебного курса «Биология 10 класс»

РАЗДЕЛ 1 Введение в биологию (6 ч)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Объект изучения биологии – биологические системы. Понятие о системе. Общие признаки биологических систем. Уровни организации живого: молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический (экосистемный), биосферный. Методы познания живой природы.

РАЗДЕЛ 2Основы цитологии (33 ч)

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Работы Р.Гука, А.Левенгука, К.Бер, Р.Вирхов. Основные положения клеточной теории Т.Шванна, М.Шлейдена.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки.

Лабораторные и практические работы

Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических клеток.

Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.

Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Опыты по определению каталитической активности ферментов.

Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

Изучение клеток дрожжей под микроскопом.

Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке.

Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.

Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

РАЗДЕЛ 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов (15 часов)

Организм – единое целое. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь, как основа целостности организма. Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Автотрофы. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты.

Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.

Лабораторные и практические работы

Сравнение процессов митоза и мейоза.

Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.

РАЗДЕЛ 4 Основы генетики (23 часа)

История развития генетики. Роль отечественных ученых в развитии генетики как науки. Работы Н.К.Кольцова, Н.И.Вавилова, А.Н.Белозерского. Значение генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные фактор. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная изменчивость.

Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

Лабораторные и практические работы

Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений. Решение генетических задач.

РАЗДЕЛ 5 Генетика человека (6 часов)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

Практическая работа

Составление родословных.

РАЗДЕЛ 6 Основы селекции и биотехнологии (15 часов)

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т.д. Проблемы и перспективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы.

Учебно-тематический план


№ п/п


Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теорети

ческие

Лабораторные (практические)

Контрольные

1.

Введение в биологию.

6

6



2.

Основы цитологии.

33

25

7

1

3.

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

15

15


1

4.

Основы генетики.

23

20

2

1

5.

Генетика человека.

6

5

1


6.

Основы селекции и биотехнологии.

15

15


1

7.

Обобщение и повторение.

6

6




Итого

105

92

9

4


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся, применительно к различным формам контроля знаний.

Оценка «5» ставится в случае:

  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

  3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:

  1. Знания всего изученного программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

  3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае:

  1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

  2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

  3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

  1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

  2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

  3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

  2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

  3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится в случае: 1. Нет ответа.

Примечание. При окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

  2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

  2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет не менее половины работы.

  2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

  3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.

  2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

  3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1» ставится в случае: 1. Нет ответа.

Примечание - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

  1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

  2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

  3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

  4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

  2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. 1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

  2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

  3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

  4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

  2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Оценка «1» ставится в случае: 1. Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

  2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

  3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

  2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

  3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

  2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

  3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

  2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

  3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Оценка «1» ставится в случае: 1. Нет ответа.


Список литературы

  1. Каменский, А.А. Общая биология. 10-11 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013._367, [1]с: ил.

  2. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 10-11 классы : проект. – М. : Просвещение, 2010. -59 с. – (Стандарты второго поколения).

  3. Экология: сборник программ по дополнительному образованию и внеурочной деятельности. 5-11 классы /отв. Ред. Е.В. Алексеева. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2013. – 139 с.

  4. Биология в таблицах, схемах и рисунках /Р.Г. Заяц [и др.]. изд. 2-е испр. и дополн. – Ростов : Феникс, 2010. – 396, [3] с. – (ЕГЭ для абитуриентов и школьников)

  5. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006. – 140с.

6.Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

7.Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.

8.Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988. – 671 с.

9. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Омск, 2007. – 1088 с


Электронные ресурсы


  1. http://sbio.info/page.php?id=57, http://www.examen.ru, http://slovo.ws,

сайт upload.wikimed



























Календарно-тематическое планирование 10 класс


Тема

Плановые сроки

прохождения


Скорректированные

сроки прохождения

1

РАЗДЕЛ 1Введение в биологию (6 ч)

Краткая история развития биологии. Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.



2

Методы исследования в биологии. Объект изучения биологии – биологические системы. Понятие о системе. Общие признаки биологических систем. Методы познания живой природы.



3

Сущность жизни и свойство живого.



4

Уровни организации живой материи: молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический (экосистемный), биосферный.



5

Взаимодействие живых систем.



6

Обобщение и систематизация знаний.



7

РАЗДЕЛ 2Основы цитологии (33 ч)

История развития цитологии как науки.

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.



8

История открытия и изучения клетки. Работы Р.Гука, А.Левенгука, К.Бер, Р.Вирхов. Клеточная теория. Основные положения клеточной теории Т.Шванна, М.Шлейдена. Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.



9

Методы цитологии.



10

Особенности химического состава клетки. Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.



11

Особенности химического состава клетки. Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.



12

Углеводы и их классификация. Функции углеводов.

Лабораторная работа №1 »Выявление углеводов в клетке»



13

Липиды и их классификация.



14

Функции липидов.

Лабораторная работа № 2 «Выявление липидов в клетке»



15

Белки и их строение. Уровни организации белковой молекулы

Лабораторная работа № 3 «Выявление белков в клетке»



16

Функции белков.



17

Нуклеиновые кислоты и их типы. Строение и функции ДНК

Лабораторная работа № 4 «Ферментативный гидролиз крахмала»



18

Строение и функции РНК, АТФ. Другие органические вещества клетки – витамины.



19

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Клеточная мембрана. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.



20

Ядро клетки.



21

Цитоплазма клетки. Клеточный центр. Рибосомы. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.



22

Митохондрии и пластиды.

Органоиды движения.



23

Лабораторная работа № 5 «Наблюдение клеток листа элодеи. Пластиды».



24

Строение прокариотических клеток.

Лабораторная работа № 6 «Строение клеток эпидермиса лука и слизистой оболочки полости рта», «Строение грибной клетки».



25

Сходство и различие в строении клеток, растений и животных Сходство и различия в строении прокариотических клеток.



26

Жизнедеятельность прокариотических клеток. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.

Лабораторная работа № 7 «Наблюдение клеток прокариот».



27

Вирусы. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа. Неклеточные формы жизни.



28

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический обмен.



29

Энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы.



30

Питание клетки.



31-32

Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере.



33

Хемосинтез и его значение в биосфере. Роль автотрофного питания в природе.



34-35

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Транскрипция.



36

Трансляция.



37

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.



38

Механизм регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке. Клетка – генетическая единица живого.



39

Обобщающий урок.



40

Раздел 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов (15 часов)

Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки. Организм – единое целое. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь, как основа целостности организма. Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Автотрофы. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты.



41

Апоптоз.



42

Хромосомы. Хромосомный набор клетки.



43

Митоз. Амитоз. Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.



44

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение.



45

Сравнение способов деления клеток и их биологическая роль.



46

Размножение. Виды бесполого размножения Способы вегетативного размножения.

Способы полового размножения.



47

Гаметогенез. Сперматогенез. Овогенез.



48

Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.



49

Двойное оплодотворение.



50

Онтогенез. Типы онтогенеза. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.



51

Периоды онтогенеза, Эмбриональный период онтогенеза. Эмбриональная индукция.



52

Постэмбриональное развитие и его периоды. Влияние условий среды на онтогенез.



53

Обобщающий урок.



54-55

Обобщение и повторение.





56-57

РАЗДЕЛ 4 Основы генетики (23 часа)

История развития генетики. Роль отечественных ученых в развитии генетики как науки. Работы Н.К.Кольцова, Н.И.Вавилова, А.Н.Белозерского. Значение генетики. Основные понятия и символы. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем.



58-59

Гибридологический метод изучения наследственности и современные методы генетических исследований.



60

Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование.



61

Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование.



62

Множественные аллели.



63

Анализирующее скрещивание.



64

Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования. Лабораторная работа № 8 «Изучение результатов моногибридного скрещивания у дрозофилы»



65

Кроссинговер. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.



66

Взаимодействие неаллельных генов.

Полимерное действие генов.



67

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.



68

Генетическое определение пола. Наследование признаков сцепленных с полом. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол.



69

Решение генетических задач.



70

Обобщение и повторение.



71

Тема 4.3. Основные закономерности изменчивости. Виды мутаций. Основные формы изменчивости. Фенотипическая, или модификационная изменчивость.

Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные фактор. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная изменчивость.

Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

Лабораторная работа № 9

«Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационного ряда и вариационной кривой»



72

Наследственная (генотипическая) изменчивость.



73

Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации.



74

Геномные мутации.



75

Причины и частота мутаций, мутагенные фактор.



76

Соматические и генеративные мутации. Эволюционная роль мутаций.



77-78

Обощающий урок.



79

Раздел 5. Генетика человека

Тема 5.1. Методы исследования генетики человека

Методы исследования генетики человека. Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека.



80

Методика составления родословных.

Лабораторная работа № 10

«Составление и анализ родословных»



81

Тема 5.2. Генетика и здоровье

Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования.



82

Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.



83

Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии.



84

Обобщение и систематизация знаний.



85

Раздел 6. Основы селекции и биотехнологии

Тема 6.1. Основные методы селекции

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции.



86

Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.



87

Методы селекции растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции.



88-89

Селекция растений и животных. Методы селекции животных.



90

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышленности.



91

Тема 6.2. Современное состояние и перспективы биотехнологии

Биотехнология в практической деятельности человека.



92

Микробиологическая технология. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т.д. Проблемы и перспективы биотехнологии.



93

Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы. Методы клеточной инженерии (растений).



94

Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы. Методы клеточной инженерии (животных).



95

Хромосомная и генная инженерия.



96

Современное состояние и перспективы биотехнологии.



97-98

Обобщение и систематизация знаний.



99

Обобщение по разделу Биология. «Биологические системы и процессы».



100-105

Обобщение и повторение по курсу.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!