СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 класс. Базовый уровень.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс. Базовый уровень.»

Планируемые результаты изучения курса биологии:

Изучение биологии на этом этапе общего образования направлено на достижение следующих результатов обучения:

Личностные результаты освоения функциональной грамотности формулируются примерно следующим образом:

1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследования и их результатам;

2) признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы базового курса биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.





















Реализация программы воспитания в курсе предмета

Основные направления,

ценностные основы воспитания и социализации учащихся

Задачи воспитания и социализации

Патриотическое воспитание

  • Воспитание гражданственности и любви к Родине, интереса к избранной профессии.

Духовно – нравственное

воспитание

  • Формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, его отношение к природе, частью которой он является сам.

  • Посредством изучения биологии, создаются условия для развития личности ребенка как человека, изучающего окружающий мир и свой собственный (духовный) мир.

  • Формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии; здорового образа жизни, обеспечивающего безопасность жизнедеятельности человека и общества.

  • Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия

  • Воспитание стремления заботиться о своем здоровье.

  • Научить вести себя в экстремальных ситуациях, уметь сохранять хладнокровие, самообладание, не впадать в панику, правильно действовать при различных ЧП, оказывать помощь пострадавшим.

Экологическое воспитание

  • Воспитание ответственного отношения к природе.

  • Научить любить окружающую нас природу, видеть красоту и неповторимость родного края; разъяснять необходимость соблюдения правил пребывания на природе и ответственности за их несоблюдение.

  • Воспитание экологической культуры.

Трудовое воспитание

  • Воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.

Ценности научного познания

  • Воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

БИОЛОГИЯ. Общая биология. 10 КЛАСС

(36 часов, 1 час в неделю)

Введение (4часа)


Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.

Демонстрация: портретов ученых-биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».

                                                                 

Раздел №1 Клетка (16 часов)


Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация: микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; модели ДНК, модели-аппликации «Синтез белка».


 Лабораторная работа№ 1  «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах и их описание».

Лабораторная работа  № 2 «Сравнение строения клеток растений и животных».

Тестирование № 1 по теме: " Клетка".


Раздел №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов (4 часа)


Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.

Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных, схем митоза и мейоза.


Лабораторная работа №3  «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»


Раздел №3 Основы генетики (8 часов)


История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

  Демонстрация: моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Практические и лабораторные работы:

П/р №1 «Составление простейших схем скрещивания».

П/р №2 «Решение элементарных генетических задач».

Л/р №4 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений»

Л/р №5 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

Тестирование № 2 по теме: « Размножение и индивидуальное развитие организмов. Основы генетики»


Раздел №4 Генетика человека (3 часа)


Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

Демонстрация: хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.


Практическая работа:  №3 «Составление родословной»

Обобщение и повторение изученного материала  


Резерв времени (1 час)


Контрольное тестирование № 1по теме « Основы общей биологии»



Тематический план


Раздел

Общее количество часов

Введение.


4

Раздел №1 Клетка.


16

Раздел №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов.

4

Раздел №3 Основы генетики.


8

Раздел №4 Генетика человека.


3

Резерв.

1

ИТОГО

36
























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология. 11 КЛАСС

(34 часа, 1 час в неделю)


1.Основы учения об эволюции (10 ч.)

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Лабораторная работа .№1. «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Лабораторная работа2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»


2.Основы селекции и биотехнологии (4ч.)

Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).


3.Антропогенез (4 ч.)

Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение.

Практическая работа1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»


4.Основы экологии (12ч.)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

Практическая работа №2 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания


5.Эволюция биосферы и человек (4ч.)

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Практическая работа №3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»


Тематический план

Раздел

Общее количество часов

1.Основы учения об эволюции.

10

2.Основы селекции и биотехнологии.

4

3.Антропогенез.

4

4.Основы экологии.

12

5.Эволюция биосферы и человек.

4

ИТОГО

34





Календарно – тематическое планирование.

Биология. Общая биология. 10 класс

(36 часов, 1 час в неделю)


1ч. – 9 ч Л/р 1ч. – 1 П/р 1ч. – 0

2ч. – 7 ч 36 2ч. – 2 5 2ч. – 0 3

3ч. – 10ч 3ч. – 1 3ч. – 0

4ч. – 10ч 4ч. – 1 4ч. – 3


Название раздела

Тема урока

сроки

фактически

1

Введение. (4 часа)

Краткая история развития биологии.

1

неделя


2


Методы исследования в биологии. Входной контроль.

2

неделя


3


Сущность жизни и свойства живого.

3

неделя


4


Уровни организации живой природы.

4

неделя


5

Клетка. (16 часов)

Клетка. Методы цитологии. Клеточная теория.

5

неделя


6


Особенности химического состава клетки.

6

неделя


7


Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке.

7

неделя


8


Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их классификация. Лабораторная работа №1

«Определение каталитической активности ферментов».

8

неделя


9


Строение и функции белков.

9

неделя


10


Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клеток. АТФ и другие органические соединения клетки.

10

неделя


11


Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

Лабораторная работа№ 2

«Плазмолиз и деплазмолиз клеток элодеи».

11

неделя


12


Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

12

неделя


13


Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии Пластиды.
Органоиды движения.

13

неделя


14


Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

Лабораторная работа №3

«Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»

14

неделя


15


Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

15

неделя


16


Метаболизм.

Энергетический обмен в клетке.

16

неделя


17


Автотрофное питание. Гетеротрофное питание. Фотосинтез и хемосинтез.

17

неделя


18


Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке.

18

неделя


19


Деление клетки. Митоз. Амитоз.


19

неделя


20


Мейоз.

20

неделя


21

Размножение и индивидуальное развитие организмов. (4 часа)

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

21

неделя


22


Формы размножения организмов. Половое размножение. Развитие половых клеток.

Лабораторная работа № 4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

22

неделя


23


Оплодотворение. Онтогенез – индивидуальное развитие.

23

неделя


24


Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Постэмбриональный период.

24

неделя


25

Основы генетики.

(8 часов)

История развития генетики как науки. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.

25

неделя


26


Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

26

неделя


27


Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Практическая работа № 1

«Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».

27

неделя


28


Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов.

Практическая работа № 2

«Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом».

28

неделя


29


Цитоплазматическая наследственность. Генетика пола.

29

неделя


30


Решение генетических задач.


30

неделя


31


Изменчивость.

Лабораторная работа № 5 «Выявление изменчивости организмов, построение вариационного ряда и вариационной кривой».

31

неделя


32


Виды мутаций. Причины мутаций.


32

неделя


33

Генетика человека. (3 часа)

Методы исследования генетики человека.

Практическая работа № 3 «Составление и анализ родословных».

33

неделя


34


Генетика и здоровье

34

неделя


35


Проблемы генетической безопасности. Обобщающий урок.

35

неделя


36

Резерв. (1 час)

Контрольное тестирование № 1по теме «Основы общей биологии».

36

неделя



















































календарно – тематическое

планирование


по Биологии

класс 11

Учитель: Ерёмина Н.М.

Количество часов: всего 34; в неделю1 час

Планирование составлено на основе рабочей программы

А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник

Биология «Общая биология». Базовый уровень 10 – 11 класс

(указать Ф.И.О. учителя, реквизиты утверждения программы с датой)


















Календарно – тематическое планирование.

Биология. Общая биология. 11 класс

(34 часа, 1 час в неделю)


1ч. – 9 ч Л/р 1ч. – 2 П/р 1ч. – 0

2ч. – 7 ч 34 2ч. – 0 2 2ч. – 1 3

3ч. – 10ч 3ч. – 0 3ч. – 1

4ч. – 8ч 4ч. – 0 4ч. – 1


Название раздела

Тема урока

сроки

фактически

1

Основы учения об эволюции (10 ч.)

Развитие эволюционного учения

Ч. Дарвина.

1

неделя


2


Вид, его критерии.

Лабораторная работа № 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию».

2

неделя


3


Популяция.

3

неделя


4


Генетический состав популяции.

Изменения генофонда популяции.

4

неделя


5


Борьба за существование и её формы.

5

неделя


6


Естественный отбор и его формы. Лабораторная работа №2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

6

неделя


7


Изолирующие механизмы. Видообразование

7

неделя


8


Макроэволюция ,её доказательства.

8

неделя


9


Система растений и животных – отображение эволюции.

9

неделя


10


Главные направления эволюции органического мира

10

неделя


11

Основы селекции и биотехнологии (4ч.)

Основные методы селекции и биотехнологии.

11

неделя


12


Методы селекции растений.

12

неделя


13


Методы селекции животных.

13

неделя


14


Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии.

14

неделя


15

Антропогенез (4 ч.)

Положение человека в системе животного мира

15

неделя


16


Основные стадии антропогенеза.

Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

16

неделя


17


Движущие силы антропогенеза.

17

неделя


18


Прародина человека. Расы и их происхождение.

18

неделя


19

Основы экологии (12ч.)

Что изучает экология.

19

неделя


20


Среда обитания организмов и её факторы

20

неделя


21


Местообитания и экологические ниши.

21

неделя


22


Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия.

22

неделя


23


Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции.

23

неделя


24


Экологические сообщества.

24

неделя


25


Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах.

25

неделя


26


Пищевые цепи.

Практическая работа №2 «Составление схем передачи веществ и энергии».

26

неделя


27


Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия.

27

неделя


28


Влияние загрязнений на живые организмы.

28

неделя


29


Основы рационального природопользования.

29

неделя


30


Решение экологических задач.

30

неделя


31

Эволюция биосферы и человек (4ч.)

Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни.

Практическая работа №3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».

31

неделя


32


Основные этапы развития жизни на Земле.

32

неделя


33


Эволюция биосферы.

33

неделя


34


Антропогенное воздействие на биосферу.

34

неделя






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!