СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой по биологии на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и на основе программы основного общего образования по биологии 10-11 классов, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова для основной школы, 2010г
  2. Согласно учебному плану школы на изучение биологии в 10 классе отводится 70 часов (2 часа  в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана на основе:


  1. Закона Российской Федерации «Об образовании»;

  2. Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089);

  3. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  4. Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой по биологии на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и на основе программы основного общего образования по биологии 10-11 классов, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова для основной школы, 2010г

  5. В соответствии с Учебным планом МКОУ «Телетлинская СОШ №2» на 20__ - 20__ учебный год.

Адресат: Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе на базовом уровне. Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 10 класса и специфики классного коллектива.

Объем и сроки исполнения. Согласно учебному плану школы на изучение биологии в 10 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю).

Роль и место дисциплины: Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для общеобразовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности, приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Роль биологии в системе школьного образования обусловлена ее значением в формировании общей культуры подрастающего поколения, воспитании творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле. Изложенные направления обеспечивают целостность биологического образования в средней школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира.

Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значения биологии в жизни человека и общества. Знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства.

Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека. Вся деятельность людей должна быть ограничена экологическим требованием сохранения основных функций биосферы. Только их соблюдение может устранить угрозу самоистребления человечества.

Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний.

Формирование представления о природе как развивающейся системе. Роль биологии в формировании исторического взгляда на природу многократно возрастает. Школьная биология, как никакая другая учебная дисциплина, позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.

Овладение биологическими основами здорового образа жизни.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как химия, геология, физика, математика. Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику Биология «Общая биология» 10 класс С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин- М.: Дрофа 2009


Цель рабочей программы

Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

ТЕМА

Дата проведения

Биология как наука. Предмет и задачи общей биологии. Методы изучения живой природы.

Краткая история развития биологии

1

Биология как наука. Предмет и задачи общей биологии. Методы изучения живой природы. Краткая история развития биологии.


2

Уровни организации живой материи


3

Понятие жизни и свойства живого


4

Урок обобщения по теме

«Введение в биологию»


Возникновение жизни на Земле

5

История представлений о возникновении жизни. Представления древних и средневековых философов.


6

Современные представления о возникновении жизни.

Химические предпосылки возникновения жизни.


7

Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция

протобионтов.


8

Начальные этапы биологической эволюции.


9

Урок-зачет


Учение о клетке. Химическая организация клетки

10

Химическая организация клетки.

Неорганические вещества. Вода. Минеральные соли и их биологическая роль


11

Биополимеры. Белки. Строение и свойства. Биологические функции белков.


12

Органические вещества. Углеводы. Жиры и липоиды.


13

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. ДНК. Редупликация ДНК


14

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. ДНК. Редупликация ДНК


15

Рибонуклеиновые кислоты. Генетический

код.


Метаболизм основа существования живых организмов

16

Метаболизм основа существования живых организмов

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен

Клеточное дыхание .


17

Автотрофное питание. Фотосинтез.


18

Урок- обобщение по темам «Учение о клетке, Метаболизм основа существования живых организмов»



19

Тестирование по темам Учение о клетке. Химическая организация клетки Метаболизм основа существования живых организмов



Строение и функции клеток

20

Прокариотическая клетка.


21

Эукариотическая клетка. Органоиды эукариотической клетки.


22

Органоиды эукариотической клетки


23

Клеточное ядро. Строение и функции хромосом.


24

Деление клеток


25

Особенности строения растительной клетки


26

Клеточная теория


27

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги.


28

Решение задач по теме: «Биосинтез белка


29

Зачет по теме «Структурно-функциональная организация клеток эукариот»


Размножение организмов.

30

Бесполое размножение. Вегетативное размножение.


31

Половое размножение. Мейоз.


32

Семинар по теме: «Размножение организмов»


33

Зачет по теме «Размножение организмов»


Индивидуальное развитие организмов.

Краткие исторические сведения. Эмбриональный период развития

34

Эмбриогенез: гаструляция и органогенез.


35

Эмбриогенез: гаструляция и органогенез.


36

Постэмбриональный период.


37

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция.


38

Развитие организма и окружающая среда.


39

Обобщение по теме Индивидуальное развитие организмов


40

Тестирование по теме Индивидуальное развитие организмов


Основные понятия генетики

41

История развития генетики. Современные представления о структуре гена


42

История развития генетики. Современные представления о структуре гена


Закономерности наследования признаков

43

Первый закон Г. Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения. Анализирующее скрещивание. Урок-практикум:

«Решение генетических задач»


44

Второй закон Г. Менделя – закон расщепления.

Закон чистоты гамет.


45

Второй закон Г. Менделя – закон расщепления.

Закон чистоты гамет. Урок-практикум:

«Решение генетических задач»


46

Неполное доминирование. Множественный аллелизм.


47

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя.


48

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Урок-практикум:

«Решение генетических задач»


49

Хромосомная теория наследственности.

Сцепленное наследование генов


50

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.


51

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Урок-практикум:

«Решение генетических задач


52

Генотип как целостная система.

Взаимодействие

генов.


53

Урок-практикум:

«Решение генетических задач»


54

Обобщение по теме Закономерности наследования признаков


55

Тестирование по теме Закономерности наследования признаков.


Закономерности изменчивости

56

Наследственная (генотипическая ) изменчивость


57


Взаимодействие генотипа и среды. Фенотипическая изменчивость.


58

Мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость.


59

Обобщающий урок по теме «Основные законо- мерности наследственности и изменчивости»


Основы селекции

60

Селекция, ее задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции


61

Селекция, ее задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции


62

Методы селекции растений.


63

Методы селекции животных.


64

Селекция микроорганизмов.


65

Достижения современной селекции.


66

Достижения современной селекции.


67

Обобщающий урок по теме основы селекции.


68

Итоговое тестирование по теме основы селекции


69

Итоговое повторение за курс 10-го класса


70

Подведение итогов работы за год. Выставление оценок






Перечень учебно-методического обеспечения


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова - М.: Дрофа, 2009.

Методические пособия для учителя:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы.- М.:Дрофа, 2006.- 138с.

  2. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод пособие к учебнику / В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень» - М.: Дрофа, 2006 – 140с.

Дополнительная литература для учителя:

  • Л.П.Анастасова Самостоятельные работы по общей биологии, М.«Просвещение», 2006

  • Т.А.Козлова, В.С.Кучменко, Биология в таблицах 6 -11 классы, Дрофа,2006

  • В.Ю.Крестьянинов, Г.Б.Вайнер Сборник задач по генетике. Саратов «Лицей», 2010

  • З.С.Киселева, А.Н.Мягкова. Генетика уч. пособие, М. «Просвещение», 2007

  • Б.М.Миркин, Л.Г. Наумова, Экология России, М. «Устойчивый мир» 1999

  • А.С.Батуев, Гуленкова М.А. Биология: большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М. Дрофа, 2004г.

  • Г.И.Легнер. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: «Аквариум», 1998

  • И.Р. Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы. М.: «Вако», 2007г

Для учащихся:

  • Т.А.Козлова, В.С.Кучменко, Биология в таблицах 6 -11 классы, Дрофа, 2006г.

  • А.С.Батуев, Гуленкова М.А. Биология: большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М. Дрофа, 2004г.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!