СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10-11 классы базовый уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10-11 классы базовый уровень»





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по    биологии    для обучающихся  10-11 классов составлена в соответствии с

- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

- ФГОС среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки  России от 17.05.2012 г. №413; 

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным  программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 28.08.2020 г. №442; 

- Санитарными правилами 2.4.3648-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; 

-  Уставом МБОУ СОШ №32; 

с учетом: 

-  УМК «Сферы» по биологии:

- Учебник «Биология 10-11 кл.» Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.В.Иванова. (базовыйуровень) –М.:Просвещение, 2017.


 

Наименование 

учебного 

предмета 

 

Количество часов в неделю/год 

 

 

Итого 

10 

класс 

11 

класс 




Биология 

 1/34

 1/34


 


 2/68


Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10 -11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы  и  направлено на формирование представлений об отличительных  особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как  биосоциальном существе. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.


Актуальность изучения курса биологии:

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией.

Цели:

  • освоение знаний о биологических системах (организм, вид, экосистема); истории развития современных представителей о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями  обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экономической с целью их описания и выявления естественных и антропогенных измерений; находить и анализировать информацию о живых объектах.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процесс изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование  экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

              Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач; « овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить  эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях:

  • глобальном,

  • метапредметном,

  • личностном

  • предметном,

  • на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или  иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой  природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Во введении в разделе рассматривается методология биологического познания, предмет исследования биологической науки, ее краткая история, связь с культурой. Дается ценностная установка о важности изучения законов и теорий биологии для дальнейшей профессиональной деятельности.

Методологическое введение способствует глубокому пониманию изучаемого теоретического материала. При изложении истории науки рассматривается развитие эволюционных представлений, теория Ч. Дарвина, что позволяет провести эволюционную идею через все содержание курса, обеспечить его целостность.

Раздел «Биологические системы: клетка, организм» призван заложить фундамент для последующего изучения теоретических положений генетики, экологии, эволюции. Особенностями содержания этого раздела являются:

— обращение к истории развития клеточной теории, ее социокультурным истокам, основным открытиям в области биологии;

— формулирование положений современной клеточной теории с позиций системного подхода с целью систематизации изучаемого эмпирического материала;

— обобщение знаний об организме, полученных в основной школе; особенностях полового и бесполого размножения, чередовании поколений в жизненных циклах растений;

— краткое изучение процессов фотосинтеза, хемосинтеза, дыхания, брожения;

— обучение правилам поведения в период распространения эпидемий при рассмотрении особенностей строения, размножения прокариот и вирусов.

Структура и содержание следующего раздела «Основные закономерности наследственности и изменчивости» существенно обновлены и направлены на прослеживание преемственности в развитии основных идей, понятий и теорий генетики. Она проявляется в развитии понятия «ген», которое последовательно обогащается при переходе от учения Г. Менделя к хромосомной теории наследственности и от нее — к молекулярной теории гена. В связи с проектом «Геном человека», широко транслированным в современную культуру, продиктовано усиление внимания к вопросам молекулярной генетики. Особенностью генетического раздела является рассмотрение:

— закономерностей моногибридного и дигибридного скрещивания, промежуточного характера наследования;

— закона гомологических рядов в наследственной изменчивости, имеющего большое практическое значение и связывающего генетику с селекцией и теорией эволюции;

Генетический раздел завершает курс биологии 10 класса.

Раздел 11 класса «Среды жизни. Надорганизменные системы. Экосистемы» — логическое продолжение ранее изученного содержания. Многие понятия генетики (аллель, генотип, фенотип, множественный аллелизм или генетическое разнообразие, генофонд) являются основой для изучения понятий экологии. Особенностью данного раздела является:

— ознакомление с различными средами жизни и адаптациями к ним организмов;

— изучение биогеохимических циклов элементов для объяснения происходящих в природе изменений и их последствий;

— обеспечение возможности самореализация личности в экологической деятельности, развития субъектного опыта практического участия в улучшении состояния окружающей среды.

Знания по генетике и экологии — фундамент для усвоения раздела «Микро-, макроэволюция. Разнообразие органического мира». Известно, что синтетическая теория эволюции (СТЭ) представляет собой синтез классического дарвинизма, генетики и экологии. Поэтому данную теорию следует изучать после концепций экологии. При рассмотрении проблемы факторов эволюции, изучении закономерностей видообразования широко используются положения генетики. Существенно, что значительное место при рассмотрении эволюционной теории отводится закономерностям макроэволюции. Эмоционально-ценностному восприятию материала способствует отказ от изучения эволюционной теории как научной догмы и обращение к некоторым современным антидарвиновским концепциям, что важно для формирования умения вести научную дискуссию, овладения коммуникативной компетентностью.

Раздел завершается изучением современной системы живых организмов и их классификацией, что отвечает преемственности с курсами биологии основной школы и способствует развитию понятий систематики на новом витке спирали.

Эволюционная подготовка служит фундаментом для рассмотрения в заключительном разделе курса интегративных концепций возникновения и развития жизни на Земле, антропосоциогенеза, перерастания биосферы в ноосферу. Содержание учебного материала о происхождении жизни на Земле построено на основе диалога двух альтернативных подходов — биогенеза и абиогенеза, что позволит выработать более целостный взгляд на проблему, сделать ученика соучастником в ее решении.

Формы организации обучения:

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая;

  • интерактивная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

  • по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный…

Технологии обучения:

  • классно-урочная система,

  • индивидуальные консультации,

  • дидактические игры,

  • работа в малых группах,

  • работа в парах сменного состава,

  • технология учебно-поисковой деятельности учащихся,

  • проблемное обучение,

  • информационно-коммуникационные технологии,

  • метод проектов.

Методы контроля:

  • письменный;

  • устный.

Формы контроля, способы проверки и оценки результатов обучения:

  • формы промежуточного, итогового контроля, в том числе, презентации;

  • защита творческих, проектных, исследовательских работ;

  • тесты;

  • самостоятельные, проверочные работы;

  • интерактивные задания;

  • практические и лабораторные работы;

  • устный опрос.













Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» (10-11кл)



Личностные результаты

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост

  • оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.


Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.



Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).


  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


  1. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


Предметные результаты


Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает:

– понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;

– умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;

– осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.


В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

– объяснять причины наследственных заболеваний;

– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

– объяснять последствия влияния мутагенов;

– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

Содержание учебного предмета «Биология» (10-11 класс)


В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Изучение биологии создает условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций.

Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических и практических задач. Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.


Дидактические единицы содержания

Класс

1

Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии.

9, 10

2

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.

10

3

Организм

Организм — единое целое.

Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.

Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.

Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.

Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.

9,10

4

Теория эволюции

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.

Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.

11, 9

5

Развитие жизни на Земле

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.

Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.

9, 11

6

Организмы и окружающая среда

Приспособления организмов к действию экологических факторов.

Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.

Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.

Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук.



9


Перечень лабораторных и практических работ:


1. Л. р. 1 Роль ферментов в клетке (Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы. Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках.) 10кл;.

2. Л.р. 2 Строение клеток эукариот: растений, животных, грибов (Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий) 10кл;

3. Л.р. 3 Движение цитоплазмы. 10кл; (Изучение движения цитоплазмы).

4. Л.р. 4 Кристаллические включения растительной клетки. 10кл; (Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений).

5. Л.р. 5 Явления плазмолиза и деплазмолиза. ( Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука)10кл;

6. Л. р. 6 Строение половых клеток. Дробление зиготы, зародышевые листки. (Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах) 10кл;

7. П. р. 1 Вегетативное размножение комнатных растений. 10кл;

8. Л. р. 7 Модификационная изменчивость. Вариационный ряд. (Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой. Описание фенотипа).11кл;

9. Л. р. 8 Искусственный отбор и его результаты. 11кл;

10. Л. р. 9 Изучение критериев вида. (Сравнение видов по морфологическому критерию) 11кл;

11. Л.р. 10 Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособлений. (Описание приспособленности организма и ее относительного характера) 11кл;

12. Л.р.11 Доказательства эволюции. 11кл;

13. Л.р. 12 Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных. 11кл;

14. Л.р 13 Содержание органических веществ в клетках клубня картофеля. 10 кл;

15. Л.р 14 Изучение микрофотографий клеток растений и животных. 10кл;

16. П. р. 2. Составление родословных. (Составление и анализ родословных человека) 11 кл;

17. П. р. 3. Изучение районированных сортов картофеля. 11 кл;

18. Экскурсия 1. Разнообразие пород сельскохозяйственных животных. 11кл;

19. Экскурсия 2. (на геологическое обнажение) Развитие жизни на Земле. 11кл;


Тематическое планирование учебного предмета «Биология»


Планирование составлено на основе содержания учебника «Биология. 10–11 классы» авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.В. Ивановой.

Общее число часов — 68, в неделю — 1 ч.


Тема урока

Всего часов

Содержание курса

Характеристика деятельности обучающихся


Строение и функции клетки. Размножение и развитие (19 ч)


1

Почему важно изучать общую биологию

1

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии.

Называть значение знаний по генетике и цитологии, экологии.

Называть значение знаний о закономерностях

эволюции.

2

Неорганические вещества клетки

1

Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно - научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика.

Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение.

Соматические и половые клетки.


Называть макро и микроэлементы, неорганические вещества входящие в состав клетки.

Определять значение этих веществ в клетке.

3

Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды

Л.р 13 Содержание органических веществ в клетках клубня картофеля

1

Называть и определять биологические полимеры.

Объяснять их значение в клетке.

4

Белки. Строение белковых молекул

1

Называть строение и функции белков.

Объяснять значение этих веществ в клетке.

5

Функции белков.

Л. р. 1. Роль ферментов в клетке

1

Называть строение и функции белков.

Объяснять значение этих веществ в клетке.

6

Нуклеиновые кислоты. Аденозинтрифосфорная кислота

1

Называть строение и функции нуклеиновых кислот и АТФ.

Объяснять значение этих вещест в клетке и организме.

7

Клеточная теория — первое теоретическое построение биологии

1

Называть основные положения клеточной теории.

Называть общие признаки живого организма.

Объяснять значение работ Шванна, Вирхова и Бэра для развития клеточной теории.

Называть методы цитологических исследований.


8

Строение клеток эукариот. Цитоплазма. Плазматическая мембрана.

Л.р. 2. Строение клеток эукариот: растений, животных, грибов.

Л.р. 3. Движение цитоплазмы

Л.р 14 Изучение микрофотографий клеток растений и животных

1

Описывать общий план строения клеток эукариот.

Называть функции клеточных структур.

Объяснять процессы пиноцитоза и фагоцитоза.

9

Вакуолярная и опорно-двигательная системы клетки.

Л.р. 4. Кристаллические включения растительной клетки.

Л.р. 5. Явления плазмолиза и деплазмолиза

1

Называть и описывать строение и функции органоидов клктки.

10

Особенности строения и функционирования пластид и митохондрий. Рибосомы

1

Называть и описывать строение и функции органоидов клктки.

11

Энергетическое обеспечение клетки

1

Объяснять процесс энергетического обеспечения клетки энергией.

Объяснять сущность дыхания и брожения.

Объяснять процесс фотосинтеза .

Называть роль зеленых растений.

Объяснять вклад Тимирязева в изучение фотосинтеза.

12

Строение и функции клеточного ядра

1

Называть и описывать строение и функции ядра.

13

Деление клетки. Митоз. Мейоз

1

Описывать деление клетки.

Объяснять фазы митоза и мейоза.

Объяснять биологическое значение мейоза.

14

Способы размножения организмов

П. р. 1. Вегетативное размножение комнатных растений .

1

Называть и объяснять способы размножения организмов.

Называть формы бесполого размножения.

Объяснять значение полового размножения для эволюции.

15

Образование половых клеток. Оплодотворение

1

Описывать развитие половых клеток.

Объяснять особенности оплодотворения у животных и покрытосеменных растений.

Называть и объяснять приспособления цветковых растений к наземным условиям существования.

16

Индивидуальное развитие клеток (онтогенез).

Л. р. 6. Строение половых клеток. Дробление зиготы, зародышевые листки

1

Объяснять особенности индивидуального развития животных.

Объяснять причины старения.

17

Особенности строения и жизнедеятельности прокариот

1

Описывать строение, функции клеток бактерий.

Объяснять роль бактерий в природе и хозяйственной деятельности человека.

Называть и объяснять разнообразие прокариот: цианобактерии, архебактерии, особенности их жизнедеятельности.

18

Вирусы — неклеточные формы жизни

1

Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.


Описывать строение, функции вирусов.

19

Контрольно-обобщающий

1






Основные закономерности наследственности (15 ч)


20

Закономерности наследственности. Первый и второй законы Менделя

1

Организм — единое целое.

Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.

Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.

Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.

Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.

Называть законы наследственности.

Объяснять сущность моногибридного скрещивания.

Знать 1, 2 законы Менделя и генетическую символику.

21

Объяснение законов Менделя с позиций гипотезы чистоты гамет

1

Объяснять промежуточный характер наследования. Объяснять анализирующее скрещивание.

22

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

1

Объяснять закон независимого комбинирования признаков

23–24

Хромосомная теория наследственности. Цитологическое обоснование законов Менделя

2

Объяснять хромосомную теорию наследственности.

25

Сцепленное наследование генов. Генетические карты хромосом

1

Объяснять нарушение сцепления генов, его последствия.

26–27

Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом

2

Объяснять процесс хромосомного определения пола.

28

Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность

1

Объяснять взаимодействие генов и цитоплазматическая наследственность.

29

Молекулярная природа гена. Удвоение ДНК. Транскрипция

1

Объяснять процесс репликации ДНК и образования и РНК на матрице ДНК.

Объяснять значение этого процесса.

30

Генетический код, его свойства

1

Знать свойства генетического кода.

Называть роль транспортных РНК.

31

Биосинтез белков

1

Биосинтез белков. Роль транспортных РНК.

Объяснять процесс биосинтеза белка и роль транспортных РНК.

32–33

Молекулярная теория гена. Генная инженерия

2

Молекулярная теория гена. Генная инженерия.

Объяснять значение генной инженерии.

Знать молекулярную теорию гена.

34

Учётно-проверочный

1









Основные закономерности изменчивости.

Селекция (9 ч)


36

Наследственная изменчивость. Типы мутаций

1

Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Положения мутационной теории. Г. Де Фриз, значение его работ. Типы мутаций: геномные, хромосомные, генные; соматические и генеративные; прямые и обратные. Искусственное получение мутаций. Физические, химические и биологические мутагены. Роль отечественных учёных в изучении искусственного мутагенеза.

Называть и объяснять типы наследственной изменчивости.

Называть положения мутационной теории.

Объяснять значение работ Г.Де Фриза.

Знать и объяснять типы мутаций.

Знать и объяснять искусственное получение мутаций.

Знать роль отечественных учёных в изучении искусственного мутагенеза.

37

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости

1

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Значение закона для развития генетики и селекции. Н.И. Вавилов – выдающийся отечественный генетики и селекционер.

Знать и объяснять закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И.

Знать значение закона для развития генетики и селекции.

38

Методы изучения наследственной изменчивости человека.

П. р. 2. Составление родословных

1

Методы исследования генетики человека: генеалогический, близнецовый, биохимический, микробиологический, цитогенетический. Хромосомные болезни, их причины и профилактика. Генная терапия. Ценность генетических знаний: резус-фактор, близкородственные браки и их последствия. Медико-генетическое консультирование. Планирование семьи. Генетическая неоднородность человечества - основа его биологического и социального прогресса.


Называть и объяснять методы исследования генетики человека: генеалогический, близнецовый, биохимический, микробиологический, цитогенетический.

Называть и объяснять хромосомные болезни, их причины и профилактика.

Называть и объяснять ценность генетических знаний: резус-фактор, близкородственные браки и их последствия.

39

Модификационная изменчивость. Л. р. 7. Модификационная изменчивость. Вариационный ряд

1

Модификационная изменчивость. Норма реакции.

Объяснять модификационную изменчивость.

Объяснять норму реакции.

40

Генетика и селекция. Искусственный отбор. Центры происхождения культурных растений.

Л. р. 8. Искусственный отбор и его результаты

1

Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.

Знать и объяснять искусственный отбор и его формы.

Знать и объяснять учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных.

41

Селекция растений.

П. р. 3. Изучение районированных сортов картофеля

1

Знать и объяснять задачи современной селекции, особенности селекции растений, преодоление бесплодия у межвидовых гибридов. Полиплоидия. Явление гетерозиса. Искусственный мутагенез.

Знать достижения селекции растений. Выдающиеся отечественные селекционеры: В.Н. Мамонтов, И.В. Мичурин, В.С. Пустовойт, А.П. Шехурдин.

42

Селекция животных и микроорганизмов

1

Знать особенности селекции животных.

Знать и объяснять типы скрещивания в животноводстве.

Знать и объяснять селекцию микроорганизмов: основные методы и перспективы, микробиологическая промышленность, её достижения.


43

Разнообразие пород сельскохозяйственных животных. Экскурсия1.

1

Знать разнообразие пород сельскохозяйственных животных.

44

Контрольно-обобщающий

1



Закономерности микро- и макроэволюции (11 ч)


45

Из истории развития эволюционной теории

1

Теория эволюции

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.

Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.

Называть причины и результаты эволюции.

46

Микроэволюция. Популяция как эволюционная структура.

Л. р. 9. Изучение критериев вида

1

Знать критерии вида и уметь объяснять.

Знать структуру вида.

47

Факторы-поставщики материала для эволюции. Изоляция

1

Зать ,что мутационный процесс - фактор эволюции - источник исходного материала для естественного отбора.

Объяснять случайный и ненаправленный характер мутационного процесса.

Знать и объяснять популяционные волны, дрейф генов.

48

Естественный отбор и его результаты.

Л.р. 10. Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособлений

1

Знать формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, разрывающий.

Знать, что изоляция – фактор микроэволюции, нарушающий свободное скрещивание между особями соседних популяций.

Знать генетические основы видообразования. Основные положения СТЭ.

Объяснять относительный характер приспособлений.

49

Макроэволюция: законы и закономерности

1

Знать и объяснять макроэволюцию: законы и закономерности

50

Палеонтология и эволюция

1

Палеонтологические доказательства макроэволюции: переходные формы, филогенетические ряды. Вклад В.О. Ковалевского в развитие эволюционной палеонтологии. Морфологические доказательства эволюции: гомологичные органы, рудименты, атавизмы. Эмбриологические доказательства эволюции. Биогенетический закон.

Знать и объяснять палеонтологические доказательства макроэволюции: переходные формы, филогенетические ряды.

Знать вклад В.О. Ковалевского в развитие эволюционной палеонтологии.

Знать и объяснять морфологические доказательства эволюции: гомологичные органы, рудименты, атавизмы.

Знать и объяснять эмбриологические доказательства эволюции. Биогенетический закон.

51

Биогеографические доказательства эволюции.

Л.р.11.Доказательства эволюции

1

Биогеографические доказательства эволюции. А. Уоллес - основатель биогеографии. Сравнение фауны и флоры различных континентов. Фауна и флора островов.

Знать и объяснять биогеографические доказательства эволюции.

Сравнивать фауны и флоры различных континентов. Фауну и флору островов.

52

Основные направления и пути эволюционного процесса.

Л.р. 12. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных

1

Основные направления эволюционного процесса. Прогресс и регресс в эволюции. Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

Знать и объяснять основные направления эволюционного процесса.

Сравнивать прогресс и регресс в эволюции.

Знать и объяснять пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

53

Направленность и предсказуемость эволюции

1

А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен- выдающиеся отечественные эволюционисты. Закономерности макроэволюции: конвергенция, эволюционный параллелизм. Эволюционная теория. Эволюционные запреты.

Знать и объяснять закономерности макроэволюции: конвергенция, эволюционный параллелизм.

Знать и объяснять эволюционную теорию. Эволюционные запреты.

54

Антидарвиновские концепции эволюции

1

Эволюционная теория. Эволюционные запреты.

Знать и объяснять закономерности макроэволюции: конвергенция, эволюционный параллелизм.

Знать и объяснять эволюционную теорию. Эволюционные запреты.

55

Контрольно-обобщающий

1




Происхождение и историческое развитие жизни на Земле.

Место человека в биосфере (13 ч)


56

Сущность жизни

1

Развитие жизни на Земле

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.

Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.


Знать и объяснять био и абиогенез. Сущность жизни.

57

Абиогенез: возникновение жизни — результат развития неживой природы

1

Знать и объяснять теорию абиогенеза.

Знать гипотезы А.И. Опарина. Опыты Г. Юги, С. Миллера, С. Фокса.

Знать абиогенез: аргументы «за» и « против».

58

Живое только от живого — теория биогенеза

1

Знать о биогенном и космическом происхождении жизни, влиянии живого вещества на преобразование косного вещества планеты. Уникальность земной жизни.

59

Развитие жизни на Земле. Экскурсия (в краеведческий музей)

1

Знать и объяснять история развития жизни на Земле.

60

Развитие жизни на Земле. Криптозой. Ранний палеозой

1

Объяснять возникновение и расцвет эукариот. Ранний палеозой. Выход растений на сушу. Появление первых позвоночных (панцирных рыб).

61

Развитие жизни в позднем палеозое

1

Знать и объяснять развитие жизни в позднем палеозое. Биологический прогресс папоротников, хвощей и плаунов. Завоевание суши животными. Развитие древнейших пресмыкающихся.

62

Развитие жизни в мезозое и кайнозое. Семинар

1

Знать и объяснять биологический регресс земноводных и папоротниковидных. Расцвет пресмыкающихся и голосеменных. Появление цветковых растений и млекопитающих. Развитие жизни в кайнозое. Палеоген и неоген: биологический прогресс млекопитающих, птиц, членистоногих животных, цветковых растений. Антропоген. История взаимодействия общества и природы.

63

Взаимодействие общества и природы

1

Знать и объяснять биогенный период. Конец палеолита: истребление крупных млекопитающих, экологический кризис. Аграрный период.

64

Деятельность современного человека как экологический фактор

1

Знать и объяснять активное преобразование биосферы человеком. Начало техногенной эпохи. Индустриальный период и постиндустриальный период.

65

Коэволюция природы и общества

1

Знать и объяснять Учение Вернадского о ноосфере. Коэволюция

66

Развитие жизни на Земле. Экскурсия 2 (на геологическое обнажение)

1


67

Контрольно-обобщающий

1


68

Итоговый урок

1




Перечень дидактических пособий, используемых в качестве контрольно-измерительных материалов для оценки уровня достижения планируемых результатов:


  1. Сухорукова Л.Н. Биология. Тетрадь-экзаменатор. 10-11классы: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, В.В.Сорокин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 63, (1) с.:ил. – (Сферы). – ISBN 978-5-09-039700 - 1.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!