СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10-11 класс по Пономаревой И.Н.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа расчитана на 2 года обучения по 1 часу в неделю, 34 часа в год, всего 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10-11 класс по Пономаревой И.Н.»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №70 города Тюмени 

имени Великой Победы



РАССМОТРЕНО

Кафедра естественных наук

Протокол

от 30.08.2021 №1

Руководитель кафедры

_____________________

Накоскина В.К.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


30.08.2021


__________________ Курнаков А.Н.


ПРИНЯТО

Педагогический совет

Протокол

от 31.08.2021

Секретарь


___________________

 Синицына Г.Ю.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ СОШ №70 г. Тюмени

Приказ

от 31.08.2021 №182-од


_____________________

Л.Н. Русакова





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии


10-11 классы








ФИО педагога, разработавшего программу: 

Иванова Людмила Викторовна






















Тюмень

2021






  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Программа обеспечивает достижение следующих целей и результатов освоения образовательной программы на уровне основного общего образования:


Личностные результаты освоения программы


  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.


  1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.


  1. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


  1. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.


  1. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).


  1. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).


    1. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.


    1. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать


художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе


  • понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).


    1. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


Метапредметные результаты

При изучении учебного предмета обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом


уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:


● систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;


● выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);


● заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.


Приобретут опыт проектной деятельности, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В процессе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные задаче средства, принимать решения, в том числе в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способности к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, анализу результатов поиска и выбору наиболее приемлемого решения.


Универсальные учебные действия

Регулятивные УУД


  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:


● анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;


● определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;


● идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;


● выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;


● ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;


● обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.


    1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:


● определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;


● обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных

  • познавательных задач;


    • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;


    • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);


    • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;


    • составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);


    • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи

  • находить средства для их устранения;


    • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;


    • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.


  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:


● различать результаты и способы действий при достижении результатов;


● определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;


● систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;


● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;


● оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;


● находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;


● работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;

● устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;


● соотносить свои действия с целью обучения.


  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:


● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;


● анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;


● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;


● оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;


● обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;


● фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:


● анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;


● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности /неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;


● принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;


● определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;


● демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.


Познавательные УУД


  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:


● подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;


● выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему

слов;


● выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;


● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;


● различать/выделять явление из общего ряда других явлений;


● выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;


● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;


● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;


● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;


● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;


● объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;


● выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;


● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.


  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:


● обозначать символом и знаком предмет и/или явление;


●определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;


● создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;


● создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;


● переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;


● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;


  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.


  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:


    • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);


    • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;


    • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

    • резюмировать главную идею текста;


    • преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный

    • критически оценивать содержание и форму текста.


  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:


● определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;


● анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

● проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;

● прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;

● распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.


  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:


● определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;


● осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;


● формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;


● соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.


Коммуникативные УУД


  1. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:


● определять возможные роли в совместной деятельности;

● играть определенную роль в совместной деятельности;


● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);


● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;


● строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;


● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;


● критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;


● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

● выделять общую точку зрения в дискуссии;


● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;


● организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

● устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные

непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.


  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:


● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;


● представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;


● соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;


● высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;


● принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;


● создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;


● использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;


● использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;


● оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.


  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:


● целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;


● использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;


● оперировать данными при решении задачи;


● выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;


● использовать информацию с учетом этических и правовых норм;


● создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Выпускник на базовом уровне

получит возможность научиться:

• давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

• характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

• сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

• решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

• решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

• решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

• устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

• оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.


Предметные результаты

В результате изучения курса биологии


Выпускник научится

пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.


Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.


Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.


Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.


Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;


  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание данные об источнике информации;


  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.



II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основная образовательная программа формируется на основе системно-деятельностного подхода, в связи с этим личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной, а процесс функционирования образовательной организации, отраженный в основной образовательной программе, рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, содержания образования на уровне среднего общего образования, форм, методов, средств реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъектов системы образования (педагоги, обучающиеся, их родители (законные представители)); материальной базы как средства системы образования, в том числе с учетом принципа преемственности начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования, который может быть реализован как через содержание, так и через формы, технологии, методы и приемы работы.

Осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.

Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 15—18 лет, связанных:

• с формированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться им в деятельности;

• с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и связанных с овладением учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов к учебно-профессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления обучающихся. Ведущее место у обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными;

• с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории;

• с формированием у обучающихся научного типа мышления, владения научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;

• с самостоятельным приобретением идентичности; повышением требовательности к самому себе; углублением самооценки; большим реализмом в формировании

целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом устойчивости к фрустрациям; усилением потребности влиять на других людей.

Переход обучающегося в старшую школу совпадает с первым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее, формирование идентичности и устойчивого образа «Я». Направленность личности в юношеском возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами, переходом от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. К этому периоду фактически завершается становление основных биологических и психологических функций, необходимых взрослому человеку для полноценного существования. Социальное и личностное самоопределение в данном возрасте предполагает не

столько эмансипацию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Биологическое образование на уровне основного общего образования должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.


Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.


Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.


Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии.

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Клетка — структурная и функциональная единица организма. Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом.

Вирусы — неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика.

Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки. Организм

Организм — единое целое.

Жизнедеятельность организма. Основные процессы, происходящие в организме. Регуляция функций организма, гомеостаз.

Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.

Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутагены, их влияние на здоровье человека.

Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.

Теория эволюции.

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция — элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.

Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.

Развитие жизни на Земле.

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.

Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.

Организмы и окружающая среда.

Приспособления организмов к действию экологических факторов.

Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы.

Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.

Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.

Роль человека в биосфере. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук.

Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбор учителя)


1. Использование различных методов при изучении биологических объектов.

2. Техника микроскопирования.

3. Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

4. Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.

5. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

6. Изучение движения цитоплазмы.

7. Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.

8. Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках.

9. Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.

10. Выделение ДНК.

11. Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).

12. Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.

13. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

14. Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.

15. Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.

16. Решение элементарных задач по молекулярной биологии.

17. Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.

18. Составление элементарных схем скрещивания.

19. Решение генетических задач.

20. Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.

21. Составление и анализ родословных человека.

22. Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

23. Описание фенотипа.

24. Сравнение видов по морфологическому критерию.

25. Описание приспособленности организма и ее относительного характера.

26. Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.

27. Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.

28. Методы измерения факторов среды обитания.

29. Изучение экологических адаптаций человека.

30. Составление пищевых цепей.

31. Изучение и описание экосистем своей местности.

32. Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.

33.Оценка антропогенных изменений в природе.

III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БИОЛОГИЯ.БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.10 КЛАСС (34 ЧАСА)


пп

Раздел

Тема урока

Количество часов


Введение в курс общей биологии.

1

Содержание и структура курса общей биологии.

1

2

Основные свойства живого.

1

3

Уровни организации живой материи.

1

4

Значение практической биологии.

1

5

Методы биологических исследований. Лабораторная работа №1 «Использование различных методов при изучении биологических объектов». Лабораторная работа №2 «Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».


6

Семинар «Живой мир и культура»

1


Глава 1. Биосферный уровень жизни.

8 ч

7

Учение о биосфере.

1

8

Происхождение живого вещества.

1

9

Биологическая эволюция в развитии биосферы.

1

10

Условия жизни на Земле.

1

11

Биосфера как глобальная экосистема.

1

12

Урок –дискуссия. Круговорот веществ в природе.

1

13

Особенности биосферного уровня организации живой материи.

1

14

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. Практическая работа №1 «Оценка антропогенных изменений в природе».

1


Глава 2. Биогеоценотический уровень жизни.

6 ч

15

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.

1

16

Учение о биогеоценозе и экосистеме. Лабораторная работа №3 «Изучение и описание экосистем своей местности».

1

17

Строение и свойства биогеоценоза.

1

18

Совместная жизнь видов в биогеоценозе. Лабораторная работа №4 «Описание приспособленности организма и ее относительного характера».

1

19

Причины устойчивости биогеоценозов. Лабораторная работа №5 «Составление пищевых цепей (на примере местных видов)».

1

20

Зарождение и смена биогеоценозов. Практическая работа №2 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах (на примере местных экосистем)».

1


Глава 3. Популяционно-видовой уровень жизни.

14ч

21

Вид, его критерии и структура. Лабораторная работа №6 «Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания».

1

22

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система.

1

23

Популяция как основная единица эволюции.

1

24

Урок-конференция. Видообразование — процесс возникновения новых видов на Земле.

1

25

Система живых организмов на Земле.

1

26

Этапы антропогенеза. Лабораторная работа №7 «Антропологические находки Тюменской области».

1

27

Человек как уникальный вид живой природы.

1

28

История развития эволюционных идей.

1

29

Естественный отбор и его формы.

1

30

Современное учение об эволюции.

1

31

Урок – дискуссия. Основные направления эволюции.

1

32

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

1

33

Всемирная стратегия охраны природных видов.

1

34

Урок – игра. Систематизация знаний по пройденному курсу.

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БИОЛОГИЯ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. 11 КЛАСС (34 ЧАСА)

пп

Раздел

Тема урока

Количество часов


Глава 1. Организменный уровень жизни.

16 ч

1

Организменный уровень организации жизни и его роль в природе.

1

2

Организм как биосистема.

1

3

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

1

4

Размножение организмов.

1

5

Оплодотворение и его значение.

1

6

Развитие организма от зарождения до смерти (онтогенез).

1

7

Изменчивость признаков организма и ее типы. Лабораторная работа №1 «Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой».

1

8

Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.

Практическая работа №1 «Решение генетических задач».

1

9

Наследование признаков при дигибридном скрещивании. Лабораторная работа №2 «Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы».

1

10

Генетические основы селекции.

1

11

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

1

12

Наследственные болезни человека. Практическая работа №2 «Составление и анализ родословных человека».

1

13

Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований.

1

14

Факторы, определяющие здоровье человека.

1

15

Царство Вирусы: разнообразие и значение.

1

16

Вирусные заболевания.

1


Глава 2. Клеточный уровень жизни

9 ч

17

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.

1

18

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

1

19

Строение клетки эукариот.

1

20

Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.

1

21

Клеточный цикл. Лабораторная работа №3 «Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах».

1

22

Деление клетки — митоз и мейоз. Лабораторная работа №4 «Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах». Лабораторная работа №5

«Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах».

1

23

Особенности образования половых клеток.

1

24

Структура и функции хромосом. Лабораторная работа №6 «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах».

1

25

История развития науки о клетке.

1


Глава 3. Молекулярный уровень жизни

8 ч

26

Молекулярный уровень организации живой материи и его роль в природе.

1

27

Основные химические соединения живой материи.

1

28

Структура и функции нуклеиновых кислот.

1

29

Процессы синтеза в живых клетках.

1

30

Процессы биосинтеза белка. Лабораторная работа №7 «Решение элементарных задач по молекулярной биологии».

1

31

Молекулярные процессы расщепления.

1

32

Регуляторы молекулярных процессов.

1

33

Заключение: структурные уровни организации живой природы

1

34

Резерв



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!