СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10-11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 2021 -2022 учебный год.  10-11 класс Общая биология издательство Дрофа В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10-11 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 58»

Камышловского городского округа


Рассмотрено

на заседании методического совета

протокол № _____

от «____» _______2021 г.

Утверждена

приказом директора № _______

от «____» _______2021 г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«БИОЛОГИЯ»

10-11 класс










Составитель:

Булатова В.А., учитель высшей кв. категории

























2021

Аннотация

к рабочей программе по биологии

Нормативно-правовые основания составления рабочей программы по биологии:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, с изменениями и дополнения от 9 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.)

2. Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ «Школа № 58» КГО.

Рабочая программа содержит планируемые предметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирование.

На изучении биологии в 10,11 классе отводится по 35 часов.

Рабочая программа по биологии для 10,11 класса разработана к учебно-методическому комплексу издательства «Дрофа». Для изучения биологии используется следующий учебно-методический комплекс:

«Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс» и «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 11 класс» (авторы: В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова)




































Планируемые предметные результаты

Требования к результатам обучения

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

  • классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

  • объяснять причины наследственных заболеваний;

  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

  • объяснять последствия влияния мутагенов;

  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний.



Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.












Содержание курса

Базовый уровень

Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии.

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.

Организм

Организм — единое целое.

Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.

Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.

Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.

Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.

Теория эволюции

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.

Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.

Развитие жизни на Земле

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.

Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.

Организмы и окружающая среда

Приспособления организмов к действию экологических факторов.

Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.

Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.

Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук.



Перечень лабораторных и практических работ :

Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Решение элементарных задач по молекулярной биологии.

Решение генетических задач.

Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Описание приспособленности организма и ее относительного характера.







Тематическое планирование 10 класс

Тема урока


Биология как наука. Методы научного познания.-3ч

1

Краткая история развития биологии. Система биологических наук. Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.

2

Сущность и свойства живого. Биологические системы как предмет изучения биологии.

3

Уровни организации и методы познания живой природы. Методы научного познания, используемые в биологии.


Клетка-11ч

4

История изучения клетки. Клеточная теория. Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.

5

Химический состав клетки. Молекулярные основы жизни.

6

Неорганические вещества, их значение.

7

Органические вещества (углеводы, липиды) их значение. Биополимеры.

8

Органические вещества: белки их значение. Практическая работа «Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках»

9

Органические вещества: нуклеиновые кислоты и их значение. Другие органические вещества клетки.

10

Клетки эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Практическая работа «Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».

11

Клеточное ядро. Хромосомы.

12

Клетки прокариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.

13

Реализация наследственной информации в клетке. Биосинтез белка. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Практическая работа «Решение элементарных задач по молекулярной биологии»

14

Вирусы. Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний. Нанотехнологии в биологии.


Организм-18ч

15

Организм-единое целое. Многообразие живых организмов. Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.

16

Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен.

17

Обмен веществ и превращение энергии. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез.

18

Размножение. Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз.

19

Размножение организмов (бесполое и половое). Соматические и половые клетки. Способы размножения у растений и животных.

20

Размножение. Мейоз.

21

Размножение. Оплодотворение.

22

Индивидуальное развитие организмов(онтогенез).

23

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье . Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке. Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов

24

Наследственность и изменчивость .Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика.

25

Законы наследственности Г. Менделя. Моногибридное скрещивание.

26

Законы наследственности Г. Менделя. Дигибридное скрещивание. Практическая работа «Решение генетических задач»

27

Хромосомная теория наследственности.

28

Современные представления о гене и геноме. Ген, геном. Геномика.

29

Генетика пола. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

30

Наследственность и изменчивость. Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека. Практическая работа «Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой»

31

Основы селекции. Доместикация и селекция. Методы селекции.

32

Биотехнология. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.


Резерв-3 часа













Тематическое планирование 11 класс

Тема урока


Вид-20ч

1

Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К.Линнея

2

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

3

Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина

4

Эволюционная теория Чарлза Дарвина.

5

Вид: критерии и структура

6

Популяция как структурная единица вида.

7

Популяция как единица эволюции. Синтетическая теория эволюции.

8

Факторы эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

9

Естественный отбор-главная движущая сила эволюции.

10

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

11

Видообразование как результат эволюции

12

Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

13

Направления эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. Доказательства макроэволюции органического мира.

14

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Свидетельства эволюции живой природы. Гипотезы происхождения жизни на Земле.

15

Современные представления о развитии жизни на Земле

16

Развитие жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.

17

Развитие жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.

18

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Современные представления о происхождении человека.

19

Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза.

20

Расы человека, их происхождение и единство.


Экосистема-10 часов

21

Организм и среда. Экологические факторы.

22

Абиотические факторы среды. Приспособления организмов к действию экологических факторов.

23

Биотические факторы среды

24

Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Структура экосистем.

25

Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах

26

Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.

27

Биосфера-глобальная экосистема. Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.

28

Роль живых организмов в биосфере

29

Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.

30

Основные экологические проблемы современности. Пути решения экологических проблем


Резерв-3 часа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!