Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
(Школа №5)
города Нелидово Тверской области
РАССМОТРЕНА на методическом объединении учителей математики и физики от « 27» августа 2020 г. протокол №__________ Руководитель МО: _______________________ / Е.В.Сивченкова / | ПРИНЯТА решением педагогического совета от «31» августа 2020 г. Протокол №_________ | УТВЕРЖДЕНА Директор школы ___________З.П. Бомбина Приказ №_________ от «01» сентября 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ
для среднего общего обучения в 10 классе на 34 часа
(1 час в неделю).
Базовый уровень.
2020 - 2021 учебный год
Программа разработана
для линии учебно-методического комплекса «Сферы» по астрономии, учебника «Астрономия» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений автора: В.М. Чаругина, издательства «Просвещение»2017г.
Разработчик рабочей программы:
Образцов Андрей Сергеевич, учитель физики.
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с:
приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413";
приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2017 г. № 581 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253";
письмом Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08 "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия";
примерной рабочей программой по предмету (Астрономия. Методическое пособие 10–11классы. Базовый уровень: учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций / под ред. В. М. Чаругина.—М.: Просвещение, 2017).
Количество часов, отводимых на изучение предмета: 34.
Модель преподавания: 1 ч в неделю в 10 классе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»
По окончании 10 класса учащиеся должны знать и уметь:
Иметь представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Знать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.
Знать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь.
Знать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и позднее, закон всемирного тяготения.
Уметь на примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Знать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
Знать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса небесных тел карликовых планет.
Уметь получать представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения физически свойств небесных тел.
Знать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и знать о термоядерном источнике энергии.
Знать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Знать, как рождаются, живут и умирают звёзды.
Знать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.
Уметь получать представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы.
Знать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры.
Уметь получать представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.
Знать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.
Должен понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии.
Знать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.
Знать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.
Должен уметь проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени.
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
на практике пользоваться основными логическими
приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект, используемый при реализации рабочей программы:
Чаругин В. М. Астрономия. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В. М. Чаругин.—М.: Просвещение, 2018.
Астрономия. Методическое пособие: 10–11классы. Базовый уровень: учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций / под ред. В. М. Чаругина.—М.: Просвещение, 2017.
Литература:
Яхно Г. С. Наблюдения и практические работы по астрономии в средней школе. — М.: Просвещение, 1965.
Малахова Г. И., Страут Е. К. Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1984.
Левитан Е. П. Дидактика астрономии. — М.: Эдиториал УРСС, 2004.
Куликовский П. Г. Справочник любителя астрономии / под ред. В. Г. Сурдина. — М.: Эдиториал УРСС, 2002.
Перельман Я. И. Занимательная астрономия. — М.: ВАП, 1994.
Климишин И. А. Элементарная астрономия. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991.
Воронцов-Вельяминов Б. А. Очерки о Вселенной. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1969.
Электронные образовательные ресурсы:
http://www.astronet.ru – Российская Астрономическая Сеть
http://afportal.kulichki.net/ – сайт учителя физики и астрономии высшей категории Грабцевича В. И.
http://myastronomy.ru/ – сайт преподавателя астрономии, кандидата педагогических наук Шатовской Н. Е.
http://www.gomulina.orc.ru/ – сайт учителя физики и астрономии Гомулиной Н. Н.
http://college.ru/astronomy/course/content/content.html – Открытая Астрономия 2.6
https://www.roscosmos.ru/ – сайт государственной корпорации по космической деятельности Роскосмос
http://www.planetarium-moscow.ru/ – сайт Московского планетария.
http://www.galactic.name/ – астрономический портал "Имя Галактики"
http://www.walkinspace.ru/ – портал "Путешествие в космос"
https://www.uahirise.org/ru/ – русскоязычная версия проекта "Марс без границ"
http://stars.chromeexperiments.com/ – виртуальная экскурсия по Вселенной
https://www.nasa.gov/ – официальный сайт Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства
Библиотека электронных наглядных пособий "Астрономия 9–10", ООО "Физикон", 2003
Stellarium 0.17.0 – электронный планетарий (http://stellarium.org/ru/)
Технические средства обучения, наглядные пособия:
ТСО (ПК, мультимедийный проектор, экран)
Модель небесной сферы.
Комплект подвижных карт звёздного неба.
Глобус Земли.
Глобус Луны.
Школьный астрономический календарь.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 час)
Введение в астрономию. Наблюдения и особенности астрономических наблюдений. Телескопы.
Астрометрия (5 час)
Звёздное небо. Созвездия.Небесные координаты. Видимое движение планет и Солнца. Движение Луны и затмения. Время и календарь.
Небесная механика (3 час)
Система мира. Законы Кеплера движения планет. Космические скорости и межпланетные перелёты.
Строение солнечной системы(7 час)
Современные представления о строении и составе Солнечной системе. Планета Земля. Луна и ее влияние на Землю. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Планеты-карлики. Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы.
Астрофизика и звездная астрономия (7 час)
Методы астрофизических исследований. Солнце. Внутреннее строение и источник энергии Солнца. Основные характеристики звёзд. Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды. Новые и сверхновые звёзды. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд.
Млечный Путь (3 час.)
Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления.
Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного пути.
Галактики (3 час)
Классификация галактик. Активные галактики и квазары. Скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2 час)
Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение.
Современные проблемы астрономии (3 час)
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Обнаружение планет возле других звёзд. Поиски жизни и разума во Вселенной.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Дата проведения |
Глава 1 | Введение (1 час) | |
1 | 1 | Введение в астрономию | |
Глава 2 | Астрометрия(5 час) | |
2 | 1 | Звёздное небо. | |
3 | 2 | Небесные координаты. | |
4 | 3 | Видимое движение планет и Солнца. | |
5 | 4 | Движение Луны и затмения. | |
6 | 5 | Время и календарь. | |
Глава 3 | Небесная механика (3 час) | |
7 | 1 | Система мира. | |
8 | 2 | Законы Кеплера движения планет. | |
9 | 3 | Космические скорости и межпланетные перелёты. | |
Глава 4 | Строение солнечной системы(7 час) | |
10 | 1 | Современные представления о строении и составе Солнечной системе. | |
11 | 2 | Планета Земля. Луна и ее влияние на Землю. | |
12 | 3 | Планеты земной группы. | |
13 | 4 | Планеты-гиганты. | |
14 | 5 | Планеты-карлики. | |
15 | 6 | Малые тела Солнечной системы. | |
16 | 7 | Современные представления о происхождении Солнечной системы. | |
Глава 5 | Астрофизика и звездная астрономия (7 час) |
17 | 1 | Методы астрофизических исследований. | |
18 | 2 | Солнце. Внутреннее строение и источник энергии Солнца. | |
19 | 3 | Основные характеристики звёзд. | |
20 | 4 | Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры. | |
21 | 5 | Двойные, кратные и переменные звёзды. | |
22 | 6 | Новые и сверхновые звёзды. | |
23 | 7 | Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. | |
Глава 6 | Млечный Путь (3 час.) | |
24 | 1 | Газ и пыль в Галактике. | |
25 | 2 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления. | |
26 | 3 | Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного пути. | |
Глава 7 | Галактики (3 час) | |
27 | 1 | Классификация галактик. | |
28 | 2 | Активные галактики и квазары. | |
29 | 3 | Скопления галактик. | |
Глава 8 | Строение и эволюция Вселенной (2 час) | |
30 | 1 | Конечность и бесконечность Вселенной. | |
31 | 2 | Расширяющаяся Вселенная. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение. | |
Глава 9 | Современные проблемы астрономии (3 час) |
32 | 1 | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. | |
33 | 2 | Обнаружение планет возле других звёзд. | |
34 | 3 | Поиски жизни и разума во Вселенной. | |