СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ для среднего общего обучения в 10 классе (34 часа)

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с:

  • приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413";
  • приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2017 г. № 581 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253";
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08 "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия";
  • примерной рабочей программой по предмету (Астрономия. Методическое пособие 10–11классы. Базовый уровень: учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций / под ред. В. М. Чаругина.—М.: Просвещение, 2017).

Количество часов, отводимых на изучение предмета: 34.

Модель преподавания: 1 ч в неделю в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ для среднего общего обучения в 10 классе (34 часа)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

(Школа №5)

города Нелидово Тверской области



РАССМОТРЕНА

на методическом объединении учителей математики и физики

от « 27» августа 2020 г.

протокол №__________

Руководитель МО:

_______________________

/ Е.В.Сивченкова /


ПРИНЯТА

решением педагогического

совета

от «31» августа 2020 г.

Протокол №_________


УТВЕРЖДЕНА

Директор школы

___________З.П. Бомбина

Приказ №_________

от «01» сентября 2020 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ


для среднего общего обучения в 10 классе на 34 часа

(1 час в неделю).

Базовый уровень.


2020 - 2021 учебный год

Программа разработана

для линии учебно-методического комплекса «Сферы» по астрономии, учебника «Астрономия» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений автора: В.М. Чаругина, издательства «Просвещение»2017г.

Разработчик рабочей программы:

Образцов Андрей Сергеевич, учитель физики.














2020



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с:

  • приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413";

  • приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2017 г. № 581 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253";

  • письмом Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08 "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия";

  • примерной рабочей программой по предмету (Астрономия. Методическое пособие 10–11классы. Базовый уровень: учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций / под ред. В. М. Чаругина.—М.: Просвещение, 2017).

Количество часов, отводимых на изучение предмета: 34.

Модель преподавания: 1 ч в неделю в 10 классе.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»


По окончании 10 класса учащиеся должны знать и уметь:


  • Иметь представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Знать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.

  • Знать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь.

  • Знать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и позднее, закон всемирного тяготения.

  • Уметь на примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Знать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.

  • Знать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса небесных тел карликовых планет.

  • Уметь получать представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения физически свойств небесных тел.

  • Знать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и знать о термоядерном источнике энергии.

  • Знать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Знать, как рождаются, живут и умирают звёзды.

  • Знать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.

  • Уметь получать представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы.

  • Знать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры.

  • Уметь получать представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.

  • Знать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.

  • Должен понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии.

  • Знать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.

  • Знать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.

  • Должен уметь проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени.

Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:

 формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

 формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

 формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

 формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

 находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

 анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

 на практике пользоваться основными логическими

 приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

 выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

 извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

 готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам.

Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Учебно-методический комплект, используемый при реализации рабочей программы:

Чаругин В. М. Астрономия. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В. М. Чаругин.—М.: Просвещение, 2018.

Астрономия. Методическое пособие: 10–11классы. Базовый уровень: учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций / под ред. В. М. Чаругина.—М.: Просвещение, 2017.


Литература:

Яхно Г. С. Наблюдения и практические работы по астрономии в средней школе. — М.: Просвещение, 1965.

Малахова Г. И., Страут Е. К. Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1984.

Левитан Е. П. Дидактика астрономии. — М.: Эдиториал УРСС, 2004.

Куликовский П. Г. Справочник любителя астрономии / под ред. В. Г. Сурдина. — М.: Эдиториал УРСС, 2002.

Перельман Я. И. Занимательная астрономия. — М.: ВАП, 1994.

Климишин И. А. Элементарная астрономия. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991.

Воронцов-Вельяминов Б. А. Очерки о Вселенной. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1969.


Электронные образовательные ресурсы:

http://www.astronet.ru – Российская Астрономическая Сеть

http://afportal.kulichki.net/ – сайт учителя физики и астрономии высшей категории Грабцевича В. И.

http://myastronomy.ru/ – сайт преподавателя астрономии, кандидата педагогических наук Шатовской Н. Е.

http://www.gomulina.orc.ru/ – сайт учителя физики и астрономии Гомулиной Н. Н.

http://college.ru/astronomy/course/content/content.html – Открытая Астрономия 2.6

https://www.roscosmos.ru/ – сайт государственной корпорации по космической деятельности Роскосмос

http://www.planetarium-moscow.ru/ – сайт Московского планетария.

http://www.galactic.name/ – астрономический портал "Имя Галактики"

http://www.walkinspace.ru/ – портал "Путешествие в космос"

https://www.uahirise.org/ru/ – русскоязычная версия проекта "Марс без границ"

http://stars.chromeexperiments.com/ – виртуальная экскурсия по Вселенной

https://www.nasa.gov/ – официальный сайт Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства

Библиотека электронных наглядных пособий "Астрономия 9–10", ООО "Физикон", 2003

Stellarium 0.17.0 – электронный планетарий (http://stellarium.org/ru/)


Технические средства обучения, наглядные пособия:

ТСО (ПК, мультимедийный проектор, экран)

Модель небесной сферы.

Комплект подвижных карт звёздного неба.

Глобус Земли.

Глобус Луны.

Школьный астрономический календарь.


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (1 час)

Введение в астрономию. Наблюдения и особенности астрономических наблюдений. Телескопы.

Астрометрия (5 час)

Звёздное небо. Созвездия.Небесные координаты. Видимое движение планет и Солнца. Движение Луны и затмения. Время и календарь.

Небесная механика (3 час)

Система мира. Законы Кеплера движения планет. Космические скорости и межпланетные перелёты.

Строение солнечной системы(7 час)

Современные представления о строении и составе Солнечной системе. Планета Земля. Луна и ее влияние на Землю. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Планеты-карлики. Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы.

Астрофизика и звездная астрономия (7 час)

Методы астрофизических исследований. Солнце. Внутреннее строение и источник энергии Солнца. Основные характеристики звёзд. Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды. Новые и сверхновые звёзды. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд.

Млечный Путь (3 час.)

Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления.

Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного пути.

Галактики (3 час)

Классификация галактик. Активные галактики и квазары. Скопления галактик.

Строение и эволюция Вселенной (2 час)

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение.

Современные проблемы астрономии (3 час)

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Обнаружение планет возле других звёзд. Поиски жизни и разума во Вселенной.


































  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Дата проведения

Глава 1

Введение (1 час)


1

1

Введение в астрономию


Глава 2

Астрометрия(5 час)


2

1

Звёздное небо.


3

2

Небесные координаты.


4

3

Видимое движение планет и Солнца.


5

4

Движение Луны и затмения.


6

5

Время и календарь.


Глава 3

Небесная механика (3 час)


7

1

Система мира.


8

2

Законы Кеплера движения планет.


9

3

Космические скорости и межпланетные перелёты.


Глава 4

Строение солнечной системы(7 час)


10

1

Современные представления о строении и составе Солнечной системе.


11

2

Планета Земля. Луна и ее влияние на Землю.


12

3

Планеты земной группы.


13

4

Планеты-гиганты.


14

5

Планеты-карлики.


15

6

Малые тела Солнечной системы.


16

7

Современные представления о происхождении Солнечной системы.


Глава 5

Астрофизика и звездная астрономия (7 час)

17

1

Методы астрофизических исследований.


18

2

Солнце. Внутреннее строение и источник энергии Солнца.


19

3

Основные характеристики звёзд.


20

4

Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры.


21

5

Двойные, кратные и переменные звёзды.


22

6

Новые и сверхновые звёзды.


23

7

Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд.


Глава 6

Млечный Путь (3 час.)


24

1

Газ и пыль в Галактике.


25

2

Рассеянные и шаровые звёздные скопления.


26

3

Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного пути.


Глава 7

Галактики (3 час)


27

1

Классификация галактик.


28

2

Активные галактики и квазары.


29

3

Скопления галактик.


Глава 8

Строение и эволюция Вселенной (2 час)


30

1

Конечность и бесконечность Вселенной.


31

2

Расширяющаяся Вселенная. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение.


Глава 9

Современные проблемы астрономии (3 час)

32

1

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия.


33

2

Обнаружение планет возле других звёзд.


34

3

Поиски жизни и разума во Вселенной.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!