СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии 11 класс»

16


муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15 села Преображенского

Буденновского района»



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №15 с.Преображенского

____________/_С.И.Красницкий_/

Приказ № 99 ОД

от « 30 » августа 2017г.








Рабочая программа

по астрономии

в 11 классе




Принята педагогическим советом

МОУ СОШ №15 с.Преображенского

Протокол от «30» августа 2017 г.№1



Программу составила:


учитель Гарбузова Е.В.,

первая квалификационная категория










с. Преображенское

Буденновский район

2017 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по астрономии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования, учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут 2010 г;Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике, В.Г. Разумовский, 2012 г.


Целью изучения предмета «Астрономия» является:

- развитие познавательной мотивации в области астрономии для становления у учащихся ключевых компетентностей;

- развития способности к самообучению и самопознанию, ситуации успеха, радости от познания.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

- формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной,

- формирование представлений о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной;

- приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

- овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

- освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

В 11 классе на изучение астрономии отводится 35 ч (1 ч в неделю, 35 учебных недель).



Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты.

  1. Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов.

  2. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий.

  3. Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации.

  4. Формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

  5. Формирование положительного отношения к российской астрономической науке.


Метапредметные результаты.

  1. Находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный.

  2. Классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения.

  3. На практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования.

  4. Анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения.

  5. Выполнять познавательные и практические задания.

  6. Извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать.

  7. Готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

  8. Аргументировать свою позицию.


Предметные результаты.

  1. Воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

  2. Воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат; определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

  3. Объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля, наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

  4. Применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

  5. Воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира, определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

  6. Вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

  7. Формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

  8. Описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

  9. Объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

  10. Характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечнойсистемы.

  11. Объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

  12. Характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

  13. Определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

  14. Распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

  15. Оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

  16. Интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

  17. Классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

  18. Интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

  19. Систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.


Содержание тем учебного предмета


Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Практические основы астрономии

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Солнце и звезды

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд.

Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Строение и эволюция Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.



Календарно-тематический план


Дата

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

по плану

по факту



1

Что изучает аст­рономия.

1



2

Наблюдения — основа астрономии.

1



3

Звезды и созвез­дия. Небесные координаты и звездные карты.

1



4

Видимое движе­ние звезд на различ­ных географических широтах.

1



5

Годичное движе­ние Солнца. Эклипти­ка.

1



6

Движение и фазы Луны. Затмения Солн­ца и Луны.

1



7

Время и календарь.

1



8

Контрольная работа №1 по теме: «Введение. Практические основы астрономии»

1



9

Развитие представлений о строении мира.

1



10

Конфигурации планет.

1



11

Законы движения планет Солнечной системы.

1



12

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

1



13

Открытие и при­менение закона все­мирного тяготения.

1



14

Движение ис­кусственных спутни­ков, космических ап­паратов (КА) в Солнеч­ной системе.

1



15

Контрольная работа № 2 по теме: «Строение Солнечной системы».

1



16

Солнечная сис­тема как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1



17

Земля и Луна — двойная планета.

1



18

Планеты земной группы

1



19

Планеты-гиганты.

1



20

Малые тела Солнечной системы.

1



21

Метеоры, боли­ды, метеориты.

1



22

Контрольная работа №3 по теме: «Строение Солнечной системы. Природа тел Солнечной системы»

1



23

Солнце – ближайшая звезда.

1



24

Солнечная ак­тивность и ее влияние на Землю.

1



25

Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд.

1



26

Массы и размеры звезд.

1



27

Переменные и нестационарные звез­д. Эволюция звезд.

1



28

Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды».

1



29

Наша Галактика.

1



30

Наша Галактика.

1



31

Другие звезд­ные системы — галак­тики.

1



32

Космология на­чала XX в. Основы совре­менной космологии.

1



33

Жизнь и разум во Вселенной.

1



34

Итоговая контрольная работа.

1



35

Урок обобщения изученного материала.

1



РАССМОТРЕНО

на заседании МО естественно-математического цикла

Протокол

от «___»августа 2017г. № 1

Руководитель ШМО _____________/_ Гарбузова Е.В._/

ФИО



СОГЛАСОВАНО

Зам поУВР№15 с.Преображенского

______________/Л.Г.Валантырь /

«»августа 2017г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!