СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии 10 класс»

Кемеровская область - Кузбасс

Ленинск-Кузнецкий муниципальный район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Ленинуглевская средняя общеобразовательная школа"



Программа Утверждаю

обсуждена на заседании директор МБОУ

Педагогического совета "Ленинуглевская СОШ"

Протокол № 10 от 30.08.2021 _________Шубенкова Ю.В.

Приказ № 89 от 01.09.2021









Рабочая программа

по учебному предмету "Астрономия"

на 2021 - 2022 учебный год

для обучающихся 10 класса на 34 часа

составлена к учебнику по астрономии, авторы Б. А. Воронцов – Вельяминов, Е. К. Страут (Дрофа 2020)

на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

МБОУ «Ленинуглевская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования







Составитель:

Якименко К.С.,

учитель физики











п. Восходящий

2021

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по астрономии ориентирована на использование базового учебника «Астрономия 10 класс», Б.А. Воронцов- Вельяминов, Е.К. Страут, предусматривающим изучение астрономии в объеме 34 часов (1 ч в неделю).

Курс изучается в старшей школе в 10 классе. На изучение курса в 10 классе выделяется 34 часов (1 час в неделю). В период действия ограничительных мер по предупреждению короновирусной инфекции или во время карантина осуществляется организация образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В связи с сокращением времени освоения образовательных программ производится корректировка тематического планирования рабочей программы. При этом могут быть перераспределены учебные единицы (темы, разделы, модули), сокращено резервное время на повторение изученного материала, предусмотрен более широкий спектр самостоятельных видов работы обучающихся с учётом всех возможных форм дистанционного обучения (Учи.РУ, РЭШ и т.д.) Для обучающихся образовательный процесс может осуществляться в режиме как online, так и в режиме offline (электронная почта, WhatsApp) в следующих формах:

- с применением дистанционных технологий;

-с методическим сопровождением самостоятельной работы на основе средств связи

-индивидуального и группового дистанционного обучения (включая проектную работу, вебинары, конференции).

Примерная программа определяет рекомендуемый объем и содержание учебного предмета «Астрономия», способствующие достижению предметных, личностных и метапредметных результатов. Содержание примерной программы организовано по модульному принципу. Авторы рабочих программ могут предложить свое содержание модулей с учетом региональных особенностей.

Учебный предмет «Астрономия» вводится на уровне среднего общего образования в качестве дополнения к традиционным учебным предметам предметной области «Естественные науки» на базовом уровне как интегрированная дисциплина, призванная сформировать естественно-научную грамотность, необходимую для повседневной и профессиональной деятельности вне естественно-научной области, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, развития критического мышления.

В соответствии с ФГОС СОО предмет «Астрономия» может изучаться только на базовом уровне. Данная примерная программа предусматривает возможность перехода на углубленное изучение предметов естественно-научного цикла в случае профессионального самоопределения обучающегося.


Успешное достижение результатов может быть достигнуто при включении в модули содержания предмета «Астрономия» актуального фактического материала, отражающего региональную принадлежность; при оптимальном сочетании образовательных технологий, направленных на формирование активной позиции обучающихся и содержащих большую долю практической деятельности. Для достижения результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться» рекомендуется выполнение индивидуальных или групповых проектных и исследовательских работ в дополнение к практическим занятиям в ходе освоения курса.


  1. Планируемые результаты

Личностные

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.





Предметные

Изучение предметной области «Естественные науки» должно обеспечить:

сформированность основ целостной научной картины мира;

формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;

сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;

сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.



  1. Содержание программы

  1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.



  1. Практические основы астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

  1. Строение солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.


  1. Природа тел солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа. Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.


  1. Солнце и звезды (6ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

  1. Строение и эволюция вселенной

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

  1. Жизнь и разум во вселенной

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

 













































Тематическое планирование 10 класс (34ч, 1 ч в неделю)

Тема урока, раздел

Кол-во часов


Астрономия, ее значение и связь с другими науками

2

1

Предмет астрономии

1

2

Наблюдения — основа астрономии

1


Практические основы астрономии

5

3

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

1

4

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

1

5

Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.

1

6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

1

7

Время и календарь.

1


Строение солнечной системы

7

8

Развитие представлений о строении мира.

1

9

Конфигурации планет. Синодический период.

1

10

Законы движения планет Солнечной системы

1

11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

1

12

Практическая работа с планом Солнечной системы.

1

13

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

1

14

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА).

1


Природа тел солнечной системы

8

15

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1

16

Земля и Луна -  двойная планета.

1

17

Две группы планет.

1

18

Природа планет земной группы

1

19

Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?»

1

20

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

1

21

Малые тела Солнечной системы

1

22

Метеоры, болиды, метеориты.

1


Солнце и звезды

6

23

Солнце: его состав и внутреннее строение.

1

24

Солнечная активность и её влияние на Землю.

1

25

Физическая природа звезд.

1

26

Переменные и нестационарные звезды.

1

27

Эволюция звезд.

1

28

Проверочная работа «Солнце и Солнечная система».

1


Строение и эволюция вселенной

5

29

Наша Галактика.

1

30

Наша Галактика.

1

31

Другие звездные системы – галактики.

1

32

Космология начала ХХ века.

1

33

Основы современной космологии.

1


Жизнь и разум во вселенной

1

34

Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!