Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №5 г. Искитима
Новосибирской области
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа базового курса «Астрономия» для 10-11 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);
авторской программы : Астрономия. Базовый уровень. 11 класс к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. — 39 с.
Рабочая программа по астрономии ориентирована на использование базового учебника Астрономия 11 класс, Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут 2018 г.
Программа предназначена для базового изучения астрономии в 10-11 классах, составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования.
Изучение курса рассчитано на 35 часов: во втором полугодии в 10 классе 0,5 ч и в первом полугодии в 11 классе 0,5 ч.
Общая характеристика учебного предмета
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников среднейшколы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюденияучащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца)должны проводиться в вечернее или ночное время.Во-вторых, объекты, природа которых изучается натом или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Основной целью изучения учебного предмета «Астрономия» на базовом уровне среднего общего образования является:
осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной картины мира;
приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
формирование научного мировоззрения;
формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико- математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются:
формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной,
формирование представлений о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной;
приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Требования к уровню подготовки учащихся
должны знать:
• смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорное тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия (и их классификация), солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, эволюция, эклиптика, ядро;
• определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год. сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
• смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела. Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
должны уметь:
• использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
• приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах
• решать задачи на применение изученных астрономических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
• владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, а также компетенциями личностного саморазвития и профессионально-трудового выбора.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Астрономия, ее значениеи связь с другими науками (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками.Структура и масштабы Вселенной. Особенностиастрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии(7 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца иЛуны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (8 ч)
Развитие представлений о строении мира.Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальныйпараллакс. Движение небесных тел под действиемсил тяготения. Определение массы небесных тел.Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическимиаппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венерыи Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.
Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды (5ч)
Излучение и температура Солнца. Состави строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияниена Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр,цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размерызвезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной (5ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура.Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразиемира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большойвзрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.Поиски жизни на планетах Солнечной системы.Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.Планетные системы у других звезд. Человечествозаявляет о своем существовании.
Тематическое планирование
астрономии 10-11 класс (базовый уровень)
№ урока п\п | № урока в разделе | Тема урока | контроль | Домашнее задание |
Астрономия, ее значение и связь с другими науками. 2 часа |
1 | 1 | Что изучает астрономия. | | § 1 |
2 | 2 | Наблюдения – основа астрономии | Тест «Введение в астрономию» | § 2, пов. § 1 |
Практические основы астрономии. 7 часов |
3 | 1 | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | | §§ 3,4 |
4 | 2 | Небесные координаты. Звездные карты | | Задание в тетради |
5 | 3 | Видимое движение звезд на различных географических широтах | | § 5 |
6 | 4 | Годичное движение Солнца. Эклиптика | Самостоятельная работа по теме «Практические основы астрономии» | § 6 |
7 | 5 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | | § 7 – 8, готовиться к КР |
8 | 6 | Время и календарь. | | § 9, итоги 1 гл. |
9 | 7 | Практическая работа « Изучение звездного неба с помощью ПКЗН» | Работа с ПКЗН | Задание в тетради |
Строение Солнечной системы. 8 часов. |
10 | 1 | Развитие представлений о строении мира | | § 10 |
11 | 2 | Конфигурации планет. Синодический период | | § 11 |
12 | 3 | Законы движения планет Солнечной системы | | § 12 |
13 | 4 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | | § 13 |
14 | 5 | Практическая работа «Солнечная система» | Практическая работа с планом Солнечной системы | Пов. §§ 10-13 |
15 | 6 | Открытие и применение закона всемирного тяготения. | | § 14 (1) |
16 | 7 | Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе | | § 14 (2) Итоги 2 гл. |
17 | 8 | Контрольная работа «Основы практической астрономии. Строение Солнечной системы» | | Повт. § 1-14 |
Природа тел Солнечной системы. 8 часов |
18 | 1 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | | |
11класс |
19 | 2 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение(повторение) | | §15-16 |
20 | 3 | Земля и Луна - двойная планета | | § 17 |
21 | 4 | Две группы планет | | Анализ табличных данных |
22 | 5 | Природа планет земной группы | | § 18, сообщения |
23 | 6 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца | | §19 |
24 | 7 | Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). Метеоры, болиды, метеориты | Практикум «Природа тел Солнечной системы» | §20 |
25 | 8 | Контрольная работа «Природа тел Солнечной системы» | Тест «Природа тел Солнечной системы» | Итоги 3 гл. |
Солнце и звёзды. 5 часов. |
26 | 1 | Солнце, состав и внутреннее строение | | § 21 (1-3) |
27 | 2 | Солнечная активность и ее влияние на Землю | | § 21(4) |
28 | 3 | Физическая природа звезд | | §§ 22-23 |
29 | 4 | Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд | | § 24§ |
30 | 5 | Контрольная работа «Солнце и звезды» | Тест «Солнце и Солнечная система» | Итоги 5 гл. |
Строение и эволюция Вселенной. 5 часов. |
31 | 1 | Наша Галактика | | § 25 |
32 | 2 | Другие звездные системы — галактики | Самостоятельная работа по теме «Наша Галактика» | § 26 |
33 | 3 | Космология начала ХХ в. Основы современной космологии | Тест «Строение и эволюция Вселенной» | § 27-29 |
34 | 4 | Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | | |
35 | 5 | Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной. Решение задач ЕГЭ. | | |
20