СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии 10-11класс

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ 0,5ЧАСА В 10 КЛАССЕ(2ПОЛУГОДИЕ) И 0,5ЧАСА В 11 КЛАССЕ (1 ПОЛУГОДИЕ)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии 10-11класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №5 г. Искитима

Новосибирской области


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа базового курса «Астрономия» для 10-11 класса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);

  • авторской программы : Астрономия. Базовый уровень. 11 класс к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. — 39 с.


Рабочая программа по астрономии ориентирована на использование базового учебника Астрономия 11 класс, Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут 2018 г.

Программа предназначена для базового изучения астрономии в 10-11 классах, составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования.

Изучение курса рассчитано на 35 часов: во втором полугодии в 10 классе 0,5 ч и в первом полугодии в 11 классе 0,5 ч.


Общая характеристика учебного предмета


Астрономия в российской школе всегда рас­сматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников среднейшколы, знакомит их с современными представлени­ями о строении и эволюции Вселенной и способству­ет формированию научного мировоззрения.

Важную роль в освоении курса играют проводи­мые во внеурочное время собственные наблюденияучащихся. Специфика планирования этих наблю­дений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца)должны проводиться в вечернее или ночное время.Во-вторых, объекты, природа которых изучается натом или ином уроке, могут быть в это время недо­ступны для наблюдений. При планировании наблю­дений этих объектов, в особенности планет, необхо­димо учитывать условия их видимости.


Основной целью изучения учебного предмета «Астрономия» на базовом уровне среднего общего образования является:

  • осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной картины мира;

  • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

  • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

  • формирование научного мировоззрения;

  • формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико- математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.


В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются:

  • формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной,

  • формирование представлений о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной;

  • приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

  • овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

  • освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.



Требования к уровню подготовки учащихся

должны знать:


• смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорное тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия (и их классификация), солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, эволюция, эклиптика, ядро;


• определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год. сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;


• смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела. Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;


должны уметь:


• использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;


• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;


• приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах


• решать задачи на применение изученных астрономических законов;


• осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;


• владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, а также компетенциями личностного саморазвития и профессионально-трудового выбора.














СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Астрономия, ее значениеи связь с другими науками (2 ч)


Астрономия, ее связь с другими науками.Структура и масштабы Вселенной. Особенностиастрономических методов исследования. Телеско­пы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Практические основы астрономии(7 ч)


Звезды и созвездия. Звездные карты, гло­бусы и атласы. Видимое движение звезд на различ­ных географических широтах. Кульминация све­тил. Видимое годичное движение Солнца. Эклип­тика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца иЛуны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы (8 ч)


Развитие представлений о строении мира.Геоцентрическая система мира. Становление гели­оцентрической системы мира. Конфигурации пла­нет и условия их видимости. Синодический и сиде­рический (звездный) периоды обращения планет.Законы Кеплера. Определение расстояний и раз­меров тел в Солнечной системе. Горизонтальныйпараллакс. Движение небесных тел под действиемсил тяготения. Определение массы небесных тел.Движение искусственных спутников Земли и кос­мических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)


Солнечная система как комплекс тел, имею­щих общее происхождение. Земля и Луна — двой­ная планета. Исследования Луны космическимиаппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Пла­неты земной группы. Природа Меркурия, Венерыи Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

Малые тела Солнечной системы: астероиды, плане­ты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, боли­ды и метеориты.

Солнце и звезды (5ч)


Излучение и температура Солнца. Состави строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияниена Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный па­раллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр,цвет и температура различных классов звезд. Диа­грамма «спектр — светимость». Массы и размерызвезд. Модели звезд. Переменные и нестационар­ные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволю­ция звезд различной массы.

Строение и эволюция Вселенной (5ч)


Наша Галактика. Ее размеры и структура.Два типа населения Галактики. Межзвездная сре­да: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галакти­ки. Области звездообразования. Вращение Галак­тики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразиемира галактик. Квазары. Скопления и сверхско­пления галактик. Основы современной космоло­гии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Неста­ционарная Вселенная А. А. Фридмана. Большойвзрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расшире­ния Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Проблема существования жизни вне Зем­ли. Условия, необходимые для развития жизни.Поиски жизни на планетах Солнечной системы.Сложные органические соединения в космосе. Со­временные возможности космонавтики и радио­астрономии для связи с другими цивилизациями.Планетные системы у других звезд. Человечествозаявляет о своем существовании.

Тематическое планирование

астрономии 10-11 класс (базовый уровень)

№ урока п\п

№ урока в разделе

Тема урока

контроль

Домашнее задание

Астрономия, ее значение и связь с другими науками. 2 часа

1

1

Что изучает астрономия.


§ 1

2

2

Наблюдения – основа астрономии

Тест «Введение в астрономию»

§ 2, пов.

§ 1

Практические основы астрономии. 7 часов

3

1

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты


§§ 3,4

4

2

Небесные координаты. Звездные карты


Задание в тетради

5

3

Видимое движение звезд на различных географических широтах


§ 5

6

4

Годичное движение Солнца. Эклиптика

Самостоятельная работа по теме «Практические основы астрономии»

§ 6

7

5

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.


§ 7 – 8, готовиться к КР

8

6

Время и календарь.


§ 9, итоги 1 гл.

9

7

Практическая работа « Изучение звездного неба с помощью ПКЗН»

Работа с ПКЗН

Задание в тетради

Строение Солнечной системы. 8 часов.

10

1

Развитие представлений о строении мира


§ 10

11

2

Конфигурации планет. Синодический период


§ 11

12

3

Законы движения планет Солнечной системы


§ 12

13

4

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе


§ 13

14

5

Практическая работа «Солнечная система»

Практическая работа с планом Солнечной системы

Пов. §§ 10-13

15

6

Открытие и применение закона всемирного тяготения.


§ 14 (1)

16

7

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе


§ 14 (2) Итоги 2 гл.

17

8

Контрольная работа «Основы практической астрономии. Строение Солнечной системы»


Повт. § 1-14

Природа тел Солнечной системы. 8 часов

18

1

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение



11класс

19

2

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение(повторение)


§15-16

20

3

Земля и Луна - двойная планета


§ 17

21

4

Две группы планет


Анализ табличных данных

22

5

Природа планет земной группы


§ 18, сообщения

23

6

Планеты-гиганты, их спутники и кольца


§19

24

7

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). Метеоры, болиды, метеориты

Практикум «Природа тел Солнечной системы»

§20

25

8

Контрольная работа «Природа тел Солнечной системы»

Тест «Природа тел Солнечной системы»

Итоги 3 гл.

Солнце и звёзды. 5 часов.

26

1

Солнце, состав и внутреннее строение


§ 21 (1-3)

27

2

Солнечная активность и ее влияние на Землю


§ 21(4)

28

3

Физическая природа звезд


§§ 22-23

29

4

Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд


§ 24§

30

5

Контрольная работа «Солнце и звезды»

Тест «Солнце и Солнечная система»

Итоги 5 гл.

Строение и эволюция Вселенной. 5 часов.

31

1

Наша Галактика


§ 25

32

2

Другие звездные системы — галактики

Самостоятельная работа по теме «Наша Галактика»

§ 26

33

3

Космология начала ХХ в. Основы современной космологии

Тест «Строение и эволюция Вселенной»

§ 27-29

34

4

Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»



35

5

Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной. Решение задач ЕГЭ.






20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!