Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мишутинская средняя общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Мишутинская СОШ»
____________И. А. Шерстнева
«___»____________ 2017 г.
Приказ №__ от ________
Рабочая программа
по английскому языку
(базовый уровень)
для 3 «А» класса
2017-2018 учебный год
Составитель: учитель английского языка
I квалификационной категории
Кушхова Ольга Сергеевна
Рабочая программа по английскому языку для 3 класса разработана в соответствии с требованиями
- федерального государственного стандарта начального общего образования.
А также на основе
- ООП начального общего образования МБОУ «Мишутинская СОШ»;
- учебного плана на 2017-2018 учебный год МБОУ «Мишутинская СОШ»;
- авторской программы по английскому языку для 2-4 классов
Ю.А. Комаровой, И.В Ларионовой, Ж.Перретт, изд-во «Русское слово», 2012;
- УМК «Английский язык. Brilliant» для 3 класса общеобразовательных учреждений Ю. А. Комаровой, И. В. Ларионовой, Ж. Перретт, изд-во ООО «Русское слово – учебник», Макмиллан, 2014.
Рабочая программа предназначена для 3 класса общеобразовательной школы и обеспечивает соответствие общим целям и задачам обучения предмету английский язык, предусмотренным государственным стандартом образования. Программа направлена на коммуникативное и социокультурное развитие обучающегося, на создание основ системного осмысления учащимся всех сторон языка, на самостоятельную работу по изучению и постижению английского языка и культуры англоязычных стран. Актуальность программы для МБОУ «Мишутинская СОШ» заключается в возможности стимулировать познавательную активность учащихся, формировать у них потребность в самостоятельном приобретении знаний, способствовать их интеллектуальному и эмоциональному развитию, а также развитию творческих способностей, в решении важной задачи формирования первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и англоговорящих стран, о языке как основе национального самосознания. Учитываются целевые ориентиры школы, направления её развития, уровень способностей обучающихся.
Цель данной программы:
- формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтении и письмо) формах;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором, с доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных способностей и общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
- воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.
Задачи данной программы:
-сформировать представление об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими / пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
- расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
- развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта, умением работы в паре, в группе;
- приобщение к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора.
Особенность данной программы заключается в том, что данный УМК формирует у обучающихся представление о многообразии мира, воспитывает такие качества личности, как открытость, терпимость (толерантность), готовность к диалогу с представителями других социокультурных сообществ. Обсуждение жизненных ситуаций во время обучения, приобщение российских учащихся к интересам и проблемам англоговорящих ровесников способствуют приобретению ими целевой и нравственной ориентации в современном обществе и вносят вклад в становление их личности.
По учебному плану на 2017-2018 год на изучение английского языка отводится 68 часов по 2 часа в неделю, по авторской программе 68 часов.
Тематическое планирование.
№ раздела | Наименование раздела | Всего часов | Из них кол-во |
Контрольных работ | Тестов |
1. | Вводный урок | 1 час | | |
2. | Знакомимся с английскими звуками. Фонетический курс | 8 часов | | 1 |
3. | Повторение | 6 часов | | 1 |
4. | Тело человека | 6 часов | | 1 |
5. | Любимое место отдыха | 6 часов | | 1 |
6. | Животные | 7 часов | 1 | |
7. | Одежда | 6 часов | | 1 |
8. | Любимая еда | 6 часов | | 1 |
9. | Мой день | 6 часов | | 1 |
10. | Каникулы | 5 часов | | 1 |
11. | Сравнения | 5 часов | | 1 |
12. | Я и будущее | 5 часов | 1 | |
13. | Повторение | 1 час | | |
ИТОГО | | 68 часов | 2 часа | 9 часов |
Краткое содержание учебного курса
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание |
1 | Вводный урок | 1 | Предмет «английский язык», международная культура |
2. | Знакомимся с английскими звуками. Фонетический курс | 8 | Система звуков английского языка и английского алфавита; строчные буквы и прописные; Тест |
3. | Повторение | 6 | Имя и возраст собеседника; местонахождение предмета; числительные от 0 до 20, лексика, обозначающая основные арифметические действия. Тест |
4. | Тело человека | 6 | Звук [h]; диалог-расспрос о принадлежности предметов; описание внешности с опорой на ключевые структуры, названия частей тела. Тест |
5. | Любимое место отдыха | 6 | Звуки [v], [w]; количество и величина предметов, рост человека, описание любимого места . Тест |
6. | Животные | 7 | Present Continuous; звук ŋ ; лексика по теме «Животные». Контрольная работа за полугодие |
7. | Одежда | 6 | Звук [з:]; специальные вопросы в настоящем длительном времени; чувства и эмоции. Тест |
8. | Любимая еда | 6 | Любимая еда; дифтонг [ai]; грамматическое время present simple Do you like…? Does he/she like…? Названия продуктов и блюд. Тест |
9. | Мой день | 6 | Распорядок дня; грамматическое время present simple. время в часах, названия дней недели. Тест |
10. | Каникулы | 5 | Going to в утвердительных и вопросительных предложениях; месяца года. Тест |
11. | Сравнения | 5 | Степени сравнения прилагательных; порядковые числительные. Тест |
12. | Я и будущее | 5 | Простое будущее время; будущая профессия; обстоятельства времени. Контрольная работа за II полугодие |
13. | Повторение | 1 | Итог года |
Темы проектных работ:
1. Мой идеальный день.
2. Мой город.
3. Мой стиль.
4. Моя будущая профессия.
Планируемые результаты изучения программы
по английскому языку в 3 классе.
Личностные результаты должны отражать:
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Метапредметные результаты должны отражать:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Предметные результаты:
Коммуникативные умения
Говорение
Ученик научится:
-участвовать в элементарных диалогах (этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении), соблюдая нормы речевого этикета, принятые в англоязычных странах;
-составлять небольшое описание внешности, одежды;
- рассказывать о своих планах на будущее, о действиях, длящихся в момент речи, описывать местность.
Ученик получит возможность научиться:
-составлять краткое описание внешности человека.
Аудирование
Ученик научится:
-понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
-воспринимать на слух в аудиозаписи и понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале.
Ученик получит возможность научиться:
- воспринимать на слух аудиотекст u полностью понимать содержащуюся в нём информацию;
-использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
Ученик научится:
-соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом:
-читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
-читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале;
-читать про себя и находить необходимую информацию.
Ученик получит возможность научиться:
-догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
Письмо
Ученик научится:
- выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
- в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
Ученик получит возможность научиться:
-сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию;
- группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
-уточнять написание слова по словарю;
-использовать экранный перевод отдельных слов
(с русского языка на иностранный язык и обратно).
Графика, каллиграфия, орфография
Ученик научится:
- воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы английского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);
-пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нём:
-списывать текст;
-восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей;
-отличать буквы от знаков транскрипции.
Фонетическая сторона речи
Ученик научится:
- различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая нормы произношения звуков;
- соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;
- различать коммуникативные типы предложений по интонации;
- корректно произносить предложения
Лексическая сторона речи
Ученик научится:
- узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на ступени начального общего образования;
- употреблять в процессе общения активную лексику в соответствии с коммуникативной задачей;
Ученик получит возможность научиться:
- узнавать простые словообразовательные элементы;
- опираться на языковую догадку в процессе чтения и
аудирования (интернациональные слова и сложные слова).
Грамматическая сторона речи
Ученик научится:
- распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений;
- распознавать в тексте и употреблять в речи предлоги места, числительные от 0 до 20, употреблять грамматическое время Present Continuous, Future Simple, Present Simple, употреблять конструкцию There is/are, going to, употреблять степени сравнения прилагательных.
Ученик получит возможность научиться:
- узнавать сложносочиненные предложения с союзами aпd и but;
- использовать в речи безличные предложения (lt's cold.
It's 5 о 'clock. It's iпtегеstiпg), предложения с конструкцией there is/there аге;
- оперировать в речи неопределенными местоимениями some, апу (некоторые случаи употребления: Сап I have some tеа? Is there апу milk iп the fridge? - No, there isn’t any
- оперировать в речи наречиями времени (yesterday, tomorrow, never, usually, ofteп, sometimes); наречиями степени (muсh, little, very);
- распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, модальные/смысловые глаголы).
Критерии оценивания полученных результатов
За письменные работы (контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ | Контрольные работы | Тестовые работы, словарные диктанты |
Оценка «2» | 49% и менее | 59% и менее |
Оценка «3» | От 50% до 69% | От 60% до 74% |
Оценка «4» | От 70% до 90% | От 75% до 94% |
Оценка «5» | От 91% до 100% | От 95% до 100% |
Аудирование
балл | Характеристика ответа |
5 | учащиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям |
4 | учащиеся поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание содержания услышанного в целом. |
3 | учащиеся поняли только основной смысл иноязычной речи, соответствующей программным требованиям |
2 | учащиеся не поняли смысл иноязычной речи, соответствующей программным требованиям. |
Говорение
балл | Характеристика ответа |
5 | общение осуществилось, высказывания учащихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом их устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса. |
4 | Общение осуществилось, высказывания учащихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом учащиеся выразили свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями от языковых норм |
3 | если общение осуществилось, высказывания учащихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом учащиеся выразили свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание сказанного. |
2 | общение не осуществилось, или высказывания учащихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче, |
Чтение
балл | Характеристика ответа |
5 | учащиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста в объеме, предусмотренном заданием |
4 | учащиеся поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста |
3 | учащиеся поняли и осмыслили главную идею прочитанного иноязычного текста в объеме, предусмотренном заданием, |
2 | учащиеся не поняли содержание прочитанного иноязычного текста |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема раздела, урока | Характеристика учебной деятельности учащихся с учётом УУД | Плановые сроки прохожде ния | Факти ческие сроки прохож дения | Приме чание |
1 | Вводный урок (1 час) | Иметь представление о предмете «английский язык», о международной культуре; сотрудничать в парах и группах | 01.09-08.09 | | |
| Знакомимся с английскими звуками. Фонетический курс (8 часов) | Формировать артикуляционные, слухо-произносительные и ритмико-интонационные навыки; Приобретать знания о системе звуков английского языка и английском алфавите; Писать строчные буквы и прописные; воспринимать на слух звуки, слова, фразы, читать слова | | | |
2 | Буквосочетания ea, ee | 01.09-08.09 | | |
3 | Буквосочетания ear, air, are | 11.09-15.09 | | |
4 | Буквосочетания ou, ow | 11.09-15.09 | | |
5 | Буквосочетания ur, ir, or, er | 18.09-22.09 | | |
6 | Буквосочетания igh, y, ie, oy, oi | 18.09-22.09 | | |
7 | Буквосочетания aw, au, or, ar | 25.09-29.09 | | |
8 | Буквосочетания oo, ew, ue | 25.09-29.09 | | |
9 | Тест «Буквосочетания и их звуки» | 02.10-06.10 | | |
| Повторение (6 часов) | находить информацию в тексте; спрашивать у собеседника имя и возраст; писать ответы на вопросы с опорой на образец; различать на слух звуки, слова и предложения, извлекать необходимую информацию из звучащего текста, изучающее чтение сюжетной истории; спрашивать о местонахождении предмета; изучить числительные от 0 до 20. Закрепить лексико-грамматический материал раздела. Познакомиться со специальной лексикой, обозначающей основные арифметические действия | | | |
10 | Глухие и звонкие согласные. Предлоги места | 02.10-06.10 | | |
11 | Имя и возраст. Числительные 1-20. Местоимения | 09.10-13.10 | | |
12 | Местонахождение предмета | 09.10-13.10 | | |
13 | Обобщение по теме «Повторение» | 16.10-20.10 | | |
14 | Тест «Повторение» | 16.10-20.10 | | |
15 | Считаем примеры | 23.10-27.10 | | |
| Тело человека (6 часов) | Описывать внешность, понимать на слух сюжетную историю, изучающее чтение сюжетной истории, звук [h]; вести диалог-расспрос о принадлежности предметов. Воспринимать на слух слова и предложения, описывать внешность с опорой на ключевые структуры, названия частей тела. Закрепить лексико-грамматический материал раздела | | | |
16 | Звук h. Работа с аудиотекстом | 23.10-27.10 | | |
17 | Have/ Has got в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях | 07.11-10.11 | | |
18 | Части тела человека | 07.11-10.11 | | |
19 | Описание человека | 13.11-17.11 | | |
20 | Закрепление темы «Тело человека» | 13.11-17.11 | | |
21 | Тест «Тело человека» | 20.11-24.11 | | |
| Любимое место отдыха (6 часов) | Списывать слова, понимать на слух содержание сюжетной истории, изучающее чтение сюжетной истории, звуки [v], [w]; описывать местность. Спрашивать и сообщать о количестве Вести беседу о количестве и величине предметов, росте человека; описывать любимое место отдыха с опорой на ключевые структуры. Извлекать необходимую информацию из звучащего текста. Читать вслух и про себя слова и предложения, чтение с извлечением необходимой информации. Закрепить лексико-грамматический материал раздела | | | |
22 | Звуки w,v. Оборот ‘there is/ there are’ | | 20.11-24.11 | | |
23 | Описываем местность | | 27.11-01.12 | | |
24 | Описываем людей и предметы | | 27.11-01.12 | | |
25 | Оборот ‘there is/ there are’ | | 04.12-08.12 | | |
26 | Закрепление темы «Любимое место отдыха» | | 04.12-08.12 | | |
27 | Тест «Любимое место отдыха» | | 11.12-15.12 | | |
| Животные (7 часов) | Беседовать о действиях, длящихся в момент речи, понимать на слух содержание сюжетной истории, изучающее чтение сюжетной истории; поиск информации в тексте; говорить о том, что происходит в момент речи. Писать предложения с опорой на ключевые слова. Читать вслух предложения, изучить грамматическое время Present Continuous. Извлекать необходимую информацию из звучащего текста. Закрепить лексико-грамматический материал | | | |
28 | Звук ŋ . Настоящее длительное время | 11.12-15.12 | | |
29 | Лексика «Животные» | 18.12-22.12 | | |
30 | Настоящее длительное время | 18.12-22.12 | | |
31 | Контрольная работа за I полугодие | 25.12-29.12 | | |
32 | Урок-обобщение | 25.12-29.12 | | |
33 | Описываем действия | 15.01-19.01 | | |
34 | Закрепление темы «Животные» | 15.01-19.01 | | |
| Одежда (6 часов) | Различение на слух слов и предложений, изучающее чтение сюжетной истории, звук [з:]. Описывать одежду, внешность; читать вслух и про себя отдельные слова и предложения, изучать грамматическое время present cont. ; описывать чувства и эмоции. Извлекать необходимую информацию из звучащего текста. Закрепить лексико-грамматический материал раздела | | | |
35 | Звук з:. Специальные вопросы в настоящем длительном времени | 22.01-26.01 | | |
36 | Внешность. Одежда | 22.01-26.01 | | |
37 | Специальные вопросы | 29.01-02.02 | | |
38 | Описание чувств и эмоций | 29.01-02.02 | | |
39 | Закрепление темы «Одежда» | 05.02-09.02 | | |
40 | Тест «Одежда» | 05.02-09.02 | | |
| Любимая еда (6 часов) | Вести диалог-расспрос о любимой еде, понимание на слух содержания сюжетной истории, изучающее чтение сюжетной истории, дифтонг [ai]; изучить грамматическое время present simple Do you like…? Does he/she like…? Названия продуктов и блюд. Закрепить знание лексики по теме раздела | | | |
41 | Звук ai . Глагол ‘like’ | 12.02-16.02 | | |
42 | Лексика «Еда». Мои предпочтения в еде | 12.02-16.02 | | |
43 | Простое настоящее время | 19.02-24.02 | | |
44 | Предпочтения в еде | 19.02-24.02 | | |
45 | Закрепление темы «Еда» | 26.02-02.03 | | |
46 | Тест «Еда» | 26.02-02.03 | | |
| Мой день (6 часов) | Говорить о распорядке дня; читать вслух предложения. Понимать на слух содержание сюжетной истории, изучающее чтение сюжетной информации, списывание слов, грамматическое время present simple. Спрашивать который час по-английски и сообщать время в часах. Извлекать необходимую информацию из звучащего текста, составлять рассказ о повседневных занятиях, использовать названия дней недели. Закрепить лексико-грамматический материал раздела | | | |
47 | Звуки ,е. Распорядок дня | 05.03-09.03 | | |
48 | Простое настоящее время (1, 3 лицо, ед. ч.) | 05.03-09.03 | | |
49 | Спрашиваем и сообщаем время | 12.03-16.03 | | |
50 | Дни недели | 12.03-16.03 | | |
51 | Закрепление темы «Распорядок дня» | 19.03-23.03 | | |
52 | Тест «Распорядок дня» | 19.03-23.03 | | |
| Каникулы (5 часов) | Понимать на слух содержание сюжетной истории, изучающее чтение сюжетной истории. Говорить о планах на будущее; использовать Going to в вопросительных предложениях. Извлечение необходимой информации из звучащего текста и при чтении. Закрепить лексико-грамматический материал раздела | | | |
53 | Долгие и краткие гласные звуки | 04.04-06.04 | | |
54 | Каникулы. Планы на будущее | 04.04-06.04 | | |
55 | Названия месяцев года | 09.04-13.04 | | |
56 | Закрепление темы «Каникулы» | 09.04-13.04 | | |
57 | Тест «Каникулы» | 16.04-20.04 | | |
| Сравнения (5 часов) | Перечислять по порядку чего-либо, понимать на слух сюжетную историю, списывать слова; образовывать степени сравнения прилагательных. Сравнивать качества людей, свойства предметов, явлений, описывать качества личности с опорой на образец. Воспринимать на слух отдельные слова, порядковые числительные. Читать текст с извлечением необходимой информации. Закрепить лексико-грамматический материал раздела | | | |
58 | Порядковые числительные | 16.04-20.04 | | |
59 | Степени сравнения прилагательных | 23.04-27.04 | | |
60 | Описываем людей и предметы, сравнивая их | 23.04-27.04 | | |
61 | Закрепление темы «Сравнения» | 30.04-04.05 | | |
62 | Тест «Сравнения» | 30.04-04.05 | | |
| Я и будущее (5 часов) | Описывать события, которые произойдут в будущем, понимать на слух сюжетную историю; изучающее чтение сюжетной истории; вести диалог-расспрос о будущей профессии и действиях в будущем с опорой на образец, употреблять названия профессий; рассказывать о действиях в будущем, употребляя обстоятельство времени Извлекать необходимую информацию из звучащего текста. Закрепить лексико-грамматический материал раздела | | | |
63 | Простое будущее время | 07.05-11.05 | | |
64 | Будущая профессия | 07.05-11.05 | | |
65 | Обстоятельства времени | 14.05-18.05 | | |
66 | Закрепление темы «Я и будущее» | 14.05-18.05 | | |
67 | Контрольная работа за II полугодие | 21.05-25.05 | | |
68 | Повторение (1 час) Итоговый урок | Подвести итоги | 28.05-31.05 | | |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
№ п/п | Название | Автор(ы) | Выходные данные |
1 | Программа курса к учебникам "Английский язык. Brilliant" 2-4 классы | И. В. Ларионова | Москва, «Русское слово», 2012 |
2 | Рабочая (авторская) программа к учебнику "Английский язык. Brilliant" 2-4 классы | И. В. Ларионова | Москва, «Русское слово», 2012 |
3 | Учебник с аудиодиском «Английский язык. Brilliant» для 3 класса общеобразовательных учреждений | Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт | Москва, ООО «Русское слово – учебник», Макмиллан, 2015 |
4 | Рабочая тетрадь «Английский язык. Brilliant» для 3 класса общеобразовательных учреждений | Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт | Москва, ООО «Русское слово – учебник», Макмиллан, 2015 |
5 | Книга для учителя к учебнику «Английский язык. Brilliant» для 3 класса общеобразовательных учреждений | Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт | Москва, «Русское слово», Макмиллан, 2015 |
6 | Комплект демонстрационных карточек 2-4 классы | Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт | Москва, «Русское слово», Макмиллан, 2015 |