Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Тёткинская средняя общеобразовательная школа №1 им. Бочарникова»
Глушковского района Курской области
«Рассмотрено» Руководитель МО __________Горетая Л.Н. 26 августа 2020 г. | «Согласовано» Зам директора по УВР ____________Коломиец З.В. 29 августа 2020 г. | «Утверждаю» Директор школы _____________ Погребная Т.В. Приказ по школе от 30 августа 2020 г. № 1-112 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
по алгебре и началам математического анализа
10 класс
/базовый уровень/
/девушки/
Учитель: Горетая Любовь Николаевна
/первая квалификационная категория/
2020-2021 учебный год
Нормативную правовую основу для разработки настоящей рабочей программы по учебному предмету «Алгебра» (базовый уровень) составляют следующие документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №-273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413) в действующей редакции;
- Авторская программа авторской программы С.М Никольского, М.К. Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина "Алгебра и начала математического анализа, 10 класс” -М.: Просвещение, 2016 г.
Содержание рабочей программы по учебному предмету «Алгебра» (базовый уровень) реализуется с помощью учебника «Алгебра и начала математического анализа" 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровени. / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин].- 7-е изд. - М. : Просвещение, 2019.
Программа учебного предмета «Алгебра» является неотъемлемой частью основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ«Тёткинская СОШ №1».
Учебный предмет «Алгебра» входит в предметную область «Математика и информатика» учебного плана МКОУ «Тёткинская СОШ №1».
На изучение учебного предмета «Астрономия» (базовый уровень) в соответствии с учебным планом МКОУ «Тёткинская СОШ №1» на 2020-2021 учебный год отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов в год.
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели и задачи изучения астрономии, даётся общая характеристика курса, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по алгебре на личностном, метапредметном и предметном уровнях. Программа определяет содержание учебного предмета «Алгебра», содержит тематический план.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение материала курса алгебры и начал математического анализа на базовом уровне осуществляется в следующих направлениях:
систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;
развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;
систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
Цели
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач:
— формирование мотивации изучения математики, готовности и способности учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению индивидуальной траектории в изучении предмета;
— формирование у учащихся способности к организации
своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
— формирование специфических для математики стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, в частности логического, алгоритмического и эвристического;
— освоение в ходе изучения математики специфических видов деятельности, таких как построение математических моделей, выполнение инструментальных вычислений, овладение символическим языком предмета и др.;
— формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, использовать компьютерные программы, Интернет при ее обработке;
— овладение учащимися математическим языком и аппаратом как средством описания и исследования явлений окружающего мира;
— овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач повседневной жизни, изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
— формирование научного мировоззрения;
— воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
планируемые РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ учебного ПРЕДМЕТА
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование математических навыков. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения о способах добывания и практическом применении математических знаний. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативно - информационной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие основные достижения и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно - тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение алгебры и начал анализа включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития математических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу "готовых знаний", сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Изучение алгебры и начал математического анализа в старшей школе даёт возможность достижения обучающимися следующих результатов.
Личностные:
1) формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
2) готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
5) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
6) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные
Предметные результаты освоения интегрированного курса математики ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путём освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе, а предметные результаты освоения курса алгебры и начал математического анализа на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Они предполагают:
1) формирование представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
2) формирование представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
4) владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
5) формирование представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
6) формирование представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; формирование умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
7) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
Содержание учебного предмета
1. Действительные числа (7 ч)
Понятие натурального числа. Множества чисел. Свойства действительных чисел. Перестановки. Размещения. Сочетания.
Основная цель — систематизировать известные и изучить новые сведения о действительных числах.
Знать понятие «Перестановки. Размещения. Сочетания»;
Уметь находить разницу между ними и научиться применять их при решении задач.
2. Рациональные уравнения и неравенства (8 ч)
Рациональные выражения. Формулы бинома Ньютона, суммы и разности степеней. Рациональные уравнения. Системы рациональных уравнений. Метод интервалов решения неравенств. Рациональные неравенства. Нестрогие неравенства. Системы рациональных неравенств.
Основная цель — сформировать умения решать рациональные уравнения и неравенства.
Знать формулы бинома Ньютона, и разности степеней.
Уметь решать рациональные уравнения и их системы; применять метод интервалов для решения несложных рациональных неравенств и их систем.
3. Корень степени n (5 ч)
Понятия функции и ее графика. Функция у = хn. Понятие корня степени n. Корни четной и нечетной степеней. Арифметический корень. Свойства корней степени n. Функция у = .
Основная цель — освоить понятия корня степени n и арифметического корня; выработать умение преобразовывать выражения, содержащие корни степени n.
Знать определение корня п-ой степени, понятие функции и ее графика, арифметического корня п-ой степени и его свойства.
Уметь находить значение корня на основе определения и свойств, выполнять преобразования выражений, содержащие корни, строить график степенной функции.
4. Степень положительного числа (7 ч)
Понятие и свойства степени с рациональным показателем. Предел последовательности.
Бес конечно убывающая геометрическая прогрессия. Число е.
Понятие степени с иррациональным показателем. Показательная функция.
Основная цель – усвоить понятие рациональной и иррациональной степеней положительного числа и пока зательной функции.
Знать определение степени с действительным показателем, определение показательной функции, формулу суммы бесконечной геометрической прогрессии;
уметь находить значение степени, упрощать выражения, содержащие степень, строить график показательной функции.
5. Логарифмы (5 ч)
Понятие и свойства логарифмов. Логарифмическая функция. Десятичный логарифм (приближенные вычисления). Степенные функции.
Основная цель — освоить понятия логарифма и логарифмической функции, выработать умение преобразовывать выражения, содержащие логарифмы.
Знать определение логарифма, свойства;
Уметь строить график логарифмической функции, находить значения логарифмических выражений, применять свойства логарифмов для преобразования логарифмических выражений.
6. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства (7 ч)
Простейшие показательные и логарифмические уравнения. Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Простейшие показательные и логарифмические неравенства. Неравенства, сводящиеся к простейшим заме ной неизвестного.
Основная цель — сформировать умение решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
Знать определение логарифмических и показательных уравнений и неравенств, приемы решения простейших их уравнений и неравенств;
уметь решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
7. Синус и косинус угла (6 ч)
Понятие угла и его меры. Определение синуса и косину саугла, основные формулы для них. Арксинус и арккосинус.
Основная цель — освоить понятия синуса и косинуса произвольного угла, изучить свойства функций угла: sinх и cos х.
Знать определение синуса, косинуса, радиана, арксинуса, арккосинуса, основные формулы тригонометрии;
Уметь выражать радианную меру угла в градусную и наоборот, находить значение синуса, косинуса любого угла, преобразовывать тригонометрические выражения, используя основные формулы, находить значения арксинусов и арккосинусов.
8. Тангенс и котангенс угла (4 ч)
Определения тангенса и котангенса угла и основные формулы для них. Арктангенс и арккотангенс.
Основная цель — освоить понятия тангенса и котангенса произвольного угла, изучить свойства функций угла: tgх и ctgх.
Знать определение тангенса и котангенса, арктангенса и арккотангенса; основные формулы для них;
Уметь находить значения тангенса и котангенса любого угла.
9. Формулы сложения (5 ч)
Косинус суммы (и разности) двух углов. Формулы для дополнительных углов. Синус суммы (и разности) двух углов. Сумма и разность синусов и косинусов. Формулы для двойных и половинных углов.
Основная цель — освоить формулы косинуса и синуса суммы и разности двух углов, выработать умение выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с использованием выведенных формул.
Знать формулы сложения, двойных и половинных углов, формулы суммы и разности синусов и косинусов;
Уметь применять формулы тригонометрии для упрощения тригонометрических выражений и вычислений .
10. Тригонометрические функции числового аргумента (4 ч)
Функции у = sin х , у = cos x, у = tg x, у = ctg x.
Основная цель — изучить свойства основных тригонометрических функций и их графиков.
Знать определение тригонометрических функций их свойства;
Уметь строить графики тригонометрических функций, определять их период.
11. Тригонометрические уравнения и неравенства (5 ч)
Простейшие тригонометрические уравнения. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений. Однородные уравнения.
Основная цель — сформировать умение решать тригонометрические уравнения и неравенства.
Знать формулы корней простейших тригонометрических уравнений, основные приемы решения тригонометрических уравнений;
Уметь решать простейшие тригонометрические уравнения.
12. Вероятность события (2 ч)
Понятие и свойства вероятности события.
Основная цель — овладеть классическим понятием вероятности события, изучить его свойства и научиться применять их при решении несложных задач.
Повторение курса алгебры и начал математического анализа (3 ч)
Основная цель - повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры и начал анализа средней общеобразовательной школы.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела и урока | Кол-во часов по рабочей программе | Дата проведения |
по плану | фактич. |
Действительные числа (7 ч) |
1. | Понятие действительного числа | 2 | | |
2. | Множества чисел. Свойства действительных чисел. | 2 | | |
3. | Перестановки | 1 | | |
4. | Размещения | 1 | | |
5. | Сочетания | 1 | | |
Рациональные уравнения и неравенства (8 ч) |
6. | Рациональные выражения | 1 | | |
7. | Рациональные уравнения | 1 | | |
8. | Системы рациональных уравнений | 1 | | |
9. | Метод интервалов решения неравенств | 1 | | |
10. | Рациональные неравенства | 1 | | |
11. | Нестрогие неравенства | 1 | | |
12. | Системы рациональных неравенств | 1 | | |
13. | Контрольная работа № 1 | 1 | | |
Корень степени n (5 ч) |
14. | Понятие функции и её графика. Функция у = хп | 1 | | |
15. | Понятие корня степени п | 1 | | |
16. | Корни чётной и нечётной степеней | 1 | | |
17. | Арифметический корень | 1 | | |
18. | Свойства корней степени | 1 | | |
Степень положительного числа (7 ч) |
19. | Степень с рациональным показателем | 1 | | |
20. | Свойства степени с рациональным показателем | 1 | | |
21. | Понятие предела последовательности | 1 | | |
22. | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия | 1 | | |
23. | Понятие степени с иррациональным показателем | 1 | | |
24. | Показательная функция | 1 | | |
25. | Контрольная работа № 2 | 1 | | |
Логарифмы (5 ч) |
26. | Понятие логарифма | 2 | | |
27. | Свойства логарифмов | 2 | | |
28. | Логарифмическая функции | 1 | | |
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства (7 ч) |
29. | Простейшие показательные уравнения | 1 | | |
30. | Простейшие логарифмические уравнения | 1 | | |
31. | Уравнения, сводящие к простейшим заменой неизвестного | 1 | | |
32. | Простейшие показательные неравенства | 1 | | |
33. | Простейшие логарифмические неравенства | 1 | | |
34. | Неравенства, сводящие к простейшим заменой неизвестного | 1 | | |
35. | Контрольная работа № 3 | 1 | | |
Синус и косинус угла (6 ч) |
36. | Понятие угла. Радианная мера угла | 1 | | |
37. | Определение синуса и косинуса угла | 1 | | |
38. | Основные формулы для sin и cos | 2 | | |
39 | Арксинус | 1 | | |
40 | Аркосинус | 1 | | |
Тангенс и котангенс угла (4 ч) |
41 | Определение тангенса и котангенса угла | 1 | | |
42 | Основные формулы для tg и ctg | 1 | | |
43 | Арктангенс | 1 | | |
44 | Контрольная работа № 4 | 1 | | |
Формулы сложения (5 ч) |
45 | Косинус разности и косинус суммы двух углов | 1 | | |
46 | Формулы для дополнительных углов | 1 | | |
47 | Синус суммы и синус разности двух углов | 1 | | |
48 | Сумма и разность синусов и косинусов | 1 | | |
49 | Формулы для двойных и половинных углов | 1 | | |
Тригонометрические функции числового аргумента (4 ч) |
50 | Функция у = sin и у = cos х | 1 | | |
51 | Функция у = tg и у = ctg х | 1 | | |
52 | Решение заданий | 1 | | |
53 | Контрольная работа № 5 | 1 | | |
Тригонометрические уравнения и неравенства (5 ч) |
54 | Простейшие тригонометрические уравнения | 2 | | |
55 | Уравнения, сводящие к простейшим заменой неизвестного | 1 | | |
56 | Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений | 1 | | |
57 | Однородные уравнения | 1 | | |
Элементы теории вероятностей (2 ч) |
58 | Понятие вероятности события | 1 | | |
59 | Свойства вероятностей событий | 1 | | |
Повторение курса алгебры и начала математического анализа за 10 класс (3 ч) |
60 | Повторение курса алгебры и начала математического анализа за 10 класс | 2 | | |
61 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
Всего | 68 ч | |