Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малинская средняя общеобразовательная школа
имени П. М. Овсянкина»
городского округа Ступино
Московской области
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО гуманитарного цикла _________/ / Протокол №________ от «____»_______2021г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР _____/ / «____»_________2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Малинская СОШ» ____________С.В.Ильина Приказ №_____________ от «____»_________2021г. |
Рабочая программа
по математике (алгебре)
7 «В» класс
2021-2022учебный год
Составитель: Макарова Наталья Сергеевна
учитель математики
первой категории
2021год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика (алгебра)» для обучающихся 7 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малинская средняя общеобразовательная школа имени П.М.Овсянкина» городского округа Ступино Московской области разработана на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования».
Приказа Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.14 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»
Авторской программы Т.А. Бурмистровой (Сборник рабочих программ. 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / составитель Т.А. Бурмистрова. – 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2014).. к учебнику Алгебра. 7 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017
Учебного плана МБОУ «Малинская СОШ» на 2021/2022 учебный год.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Малинская средняя общеобразовательная школа имени П.М. Овсянкина» на 2021/2022 учебный год на изучение предмета отводится 3 час в неделю, всего 102 часов в год.
Содержание учебного предмета
АРИФМЕТИКА
Рациональные числа. Расширение множества натуральных чисел до множества целых. Множества целых чисел до множества рациональных. Рациональное число как отношение , где m - целое число, n - натуральное. Степень с целым показателем.
Действительные числа. Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел.
Множество действительных чисел; представление действительных чисел бесконечными десятичными дробями. Сравнение действительных чисел.
Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой.
Измерения, приближения, оценки. Приближённое значение величины, точность приближения. Прикидка и оценка результатов вычислений.
АЛГЕБРА
Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных. Подстановка выражений вместо переменных. Преобразование буквенных выражений на основе свойств арифметических действий. Равенство буквенных выражений. Тождество.
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены и многочлены. Степень многочлена. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности, разность квадратов. Преобразование целого выражения в многочлен. Разложение многочленов на множители. Многочлены с одной переменной.
Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем и её свойства.
Рациональные выражения и их преобразования. Доказательство тождеств.
Уравнения. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильность уравнений.
Линейное уравнение. Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными.
Система уравнений с двумя переменными. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и сложением.
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
МНОЖЕСТВА
Теоретико-множественные понятия. Множество, элемент множества. Стандартные обозначения числовых множеств.
Действительные числа
Натуральные числа и действия с ними. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком целых чисел. Обыкновенные дроби и десятичные дроби. Бесконечные периодические и непериодические десятичные дроби. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби (периодические и непериодические). Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел. Сравнение действительных чисел, арифметические действия над ними. Длина отрезка. Координатная ось. Этапы развития числа. Основная цель – систематизировать и обобщить уже известные сведения о рациональных числах, двух формах их записи – в виде обыкновенной и десятичной дроби, сформировать представление о действительном числе, как о длине отрезка и умение изображать числа на координатной оси.
Одночлены и многочлены
Числовые и буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Одночлен, произведение одночленов, подобные одночлены. Многочлен, сумма и разность многочленов, произведение одночлена на многочлен, произведение многочленов. Степень многочлена. Целое выражение и его числовое значение. Тождественное равенство целых выражений. Основная цель – сформировать умения выполнять преобразования с одночленами и многочленами.
Формулы сокращенного умножения
Квадрат суммы и разности. Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене. Формула разности квадратов. Куб суммы и куб разности, Формула суммы кубов и разности кубов. Применение формул сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители. Основная цель – сформировать умения, связанные с применением формул сокращенного умножения для преобразования квадрата суммы и разности в многочлен, для разложения многочлена на множители.
Алгебраические дроби
Алгебраические дроби и их свойства, сокращение дробей. Арифметические действия над алгебраическими дробями. Рациональные выражения, их преобразования и числовое значение. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Тождественное равенство рациональных выражений. Основная цель – сформировать умения применять основное свойство дроби и выполнять над алгебраическими дробями арифметические действия.
Степень с целым показателем
Степень с целым показателем и её свойства. Стандартный вид числа. Преобразование рациональных выражений, записанных с помощью степени с целым показателем. Основная цель – сформировать умение выполнять арифметические действия с числами, записанными в стандартном виде, и преобразовывать рациональные выражения, записанные с помощью степени с целым показателем.
Линейные уравнения с одним неизвестным
Уравнения первой степени с одним неизвестным. Линейные уравнения с одним неизвестным. Решение линейных уравнений с одним неизвестным. Решение задач с помощью линейных уравнений. Основная цель – сформировать умения решать линейные уравнения, задачи, сводящиеся к линейным уравнениям.
Системы линейных уравнений
Уравнения первой степени с двумя неизвестными. Система уравнений, решения системы. Равносильность уравнений и систем уравнений. Система двух линейных уравнений с двумя переменными, решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными подстановкой и алгебраическим сложением. Основная цель – сформировать умения решать системы двух линейных уравнений и задачи, сводящиеся к системе линейных уравнений.
Повторение .
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
1. В направлении личностного развития:
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
2. В метапредметном направлении:
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах,в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
• первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.
3. В предметном направлении:
Ученик научится:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
решать квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
решать квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств; описывать свойства изученных функций, строить их графики;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
узнать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
узнать значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
применять универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Действительные числа
ученик научится:
множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел, иррациональное число, квадратный корень, множество действительных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных, действительных чисел;
понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений;
выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
сравнивать рациональные и иррациональные числа;
представлять рациональное число в виде десятичной дроби
упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенной и десятичной дроби;
находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении задач.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
составлять и оценивать числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
записывать и округлять числовые значения реальных величин с использованием разных систем измерения.
Ученик получит возможность научиться:
-углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости
-научится использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
-развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби)
Алгебраические выражения
Ученик научится:
Оперировать понятиями степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
выполнять преобразования целых выражений: действия с одночленами (сложение, вычитание, умножение), действия с многочленами (сложение, вычитание, умножение);
выполнять разложение многочленов на множители одним из способов: вынесение за скобку, группировка, использование формул сокращенного умножения;
выделять квадрат суммы и разности одночленов;
раскладывать на множители квадратный трехчлен;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми отрицательными показателями, переходить от записи в виде степени с целым отрицательным показателем к записи в виде дроби;
выполнять преобразования дробно-рациональных выражений: сокращение дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю, сложение, умножение, деление алгебраических дробей, возведение алгебраической дроби в натуральную и целую отрицательную степень;
Выполнять несложные преобразования для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
выполнять несложные преобразования целых выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые;
использовать формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений значений выражений;
выполнять преобразования и действия с числами, записанными в стандартном виде;
выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задач других учебных предметов.
понимать смысл записи числа в стандартном виде;
оперировать на базовом уровне понятием «стандартная запись числа».
Ученик получит возможность научиться:
- научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов
-применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса
Уравнения (Линейные уравнения)
Ученик научится:
Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения.
проверять справедливость числовых равенств
решать системы несложных линейных уравнений
проверять, является ли данное число решением уравнения
Решать простые и сложные задачи, а также задачи повышенной трудности и выделять их математическую основу;
распознавать разные виды и типы задач;
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач и задач повышенной сложности для построения поисковой схемы и решения задач, выбирать оптимальную для рассматриваемой в задаче ситуации модель текста задачи;
знать и применять три способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию, комбинированный);
выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно;
анализировать затруднения при решении задач;
выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
решать логические задачи разными способами, в том числе, с двумя блоками.
овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
конструировать задачные ситуации, приближенные к реальной действительности.
составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах.
Ученик получит возможность научиться:
-овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений
-применять графическое представление для исследования уравнений, систем уравнений.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во по плану | Кол-во по факту | к/р по плану | к/р по факту |
1 | Действительные числа | 21 | | 1+1 вх | |
2 | Одночлены и многочлены | 19 | | 1 | |
3 | Формулы сокращенного умножения | 19 | | 1+1 адм | |
4 | Алгебраические дроби | 12 | | 1 | |
5 | Степень с целым показателем | 8 | | 1 | |
6 | Линейные уравнения с одним неизвестным | 5 | | - | |
7 | Системы линейных уравнений | 15 | | 1 | |
8 | Повторение | 3 | | 1 | |
| Итого | 102 | | 9 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока |
По плану | По факту |
Глава 1. Действительные числа (21 ч) | | |
§1. Натуральные числа (4 ч) | | |
1 | Натуральные числа и действия с ними. | | |
2 | Степень числа. | | |
3 | Простые и составные числа. | | |
4 | Разложение натуральных чисел на множители. | | |
§2. Рациональные числа (6 ч) | | |
5 | Обыкновенные дроби. Конечные десятичные дроби. | | |
6 | Обыкновенные дроби. Конечные десятичные дроби. | | |
7 | Разложение обыкновенной дроби в конечную десятичную. | | |
8 | Периодические десятичные дроби. | | |
9 | Периодические десятичные дроби. | | |
10 | Десятичное разложение рациональных чисел. | | |
§3. Действительные числа (11 ч) | | |
11 | Иррациональные числа. | | |
12 | Понятие действительного числа. | | |
13 | Сравнение действительных чисел. | | |
14 | Основные свойства действительных чисел. | | |
15 | Основные свойства действительных чисел. | | |
16 | Приближения числа. | | |
17 | Длина отрезка. | | |
18 | Координатная ось. | | |
19 | Делимость чисел. | | |
20 | Контрольная работа №1 «Действительные числа» | | |
21 | Анализ контрольной работы | | |
Глава 2. Алгебраические выражения (58 ч) | | |
§4. Одночлены (7 ч) | | |
22 | Числовые выражения. | | |
23 | Буквенные выражения. | | |
24 | Понятие одночлена. | | |
25 | Произведение одночленов. | | |
26 | Решение упражнений. | | |
27 | Стандартный вид одночлена. | | |
28 | Подобные одночлены. | | |
§5. Многочлены (12 ч) | | |
29 | Понятие многочлена. | | |
30 | Свойства многочленов. | | |
31 | Многочлены стандартного вида. | | |
32 | Сумма и разность многочленов. | | |
33 | Произведение одночлена и многочлена. | | |
34 | Произведение многочленов. | | |
35 | Целые выражения. | | |
36 | Числовое значение целого выражения. | | |
37 | Решение упражнений. | | |
38 | Тождественное равенство. | | |
39 | Контрольная работа №2 «Одночлены и многочлены». | | |
40 | Анализ контрольной работы. | | |
| §6. Формулы сокращённого умножения (19 ч) | | |
41 | Квадрат сумы. | | |
42 | Квадрат разности. Решение упражнений. | | |
43 | Административная контрольная работа за 1 полугодие | | |
44 | Анализ контрольной работы .Выделение полного квадрата. | | |
45 | Выделение полного квадрата. | | |
46 | Разность квадратов. | | |
47 | Решение упражнений. | | |
48 | Сумма кубов. | | |
49 | Решение упражнений | | |
50 | Разность кубов. | | |
51 | Решение упражнений. | | |
52 | Куб суммы, куб разности. | | |
53 | Решение упражнений. | | |
54 | Применение формул сокращённого умножения. | | |
55 | Решение упражнений. | | |
56 | Разложение многочлена на множители. | | |
57 | Решение упражнений. | | |
58 | Контрольная работа №3 «Формулы сокращённого умножения». | | |
59 | Анализ контрольной работы. | | |
§7. Алгебраические дроби (12 ч) | | |
60 | Алгебраические дроби и их свойства. | | |
61 | Решение упражнений. | | |
62 | Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. | | |
63 | Арифметические действия с алгебраическими дробями. | | |
64 | Арифметические действия с алгебраическими дробями. | | | |
65 | Рациональные выражения. | | | |
66 | Решение упражнений. | | | |
67 | Числовое значение рационального выражения. | | | |
68 | Решение упражнений. | | | |
69 | Тождественное равенство. | | | |
70 | Контрольная работа №4 «Алгебраические дроби» | | | |
71 | Анализ контрольной работы | | | |
| §8. Степень с целым показателем (8 ч) | | | |
72 | Понятие степени с целым показателем. | | | |
73 | Свойства степени с целым показателем. | | | |
74 | Стандартный вид числа. | | | |
75 | Преобразование рациональных выражений. | | | |
76 | Делимость многочленов. | | | |
77 | Решение упражнений. | | | |
78 | Контрольная работа №5 «Степень с целым показателем». | | | |
79 | Анализ контрольной работы. | | | |
| Глава3. Линейные уравнения (23 ч) | | | |
| §9. Линейные уравнения с одним неизвестным (5 ч) | | | |
80 | Уравнения первой степени с одним неизвестным. | | | |
81 | Линейные уравнения с одним неизвестным. | | | |
82 | Решение линейных уравнений с одним неизвестным. | | | |
83 | Решение задач с помощью линейных уравнений. | | | |
84 | Решение задач. | | | |
| §10. Системы линейных уравнений (18 ч) | | | |
85 | Уравнения первой степени с двумя неизвестными. | | | |
86 | Системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными. | | | |
87 | Решение упражнений. | | | |
88 | Способ подстановки. | | | |
89 | Решение систем уравнений методом подстановки. | | | |
90 | Способ уравнивания коэффициентов, равносильность уравнений и систем уравнений. | | | |
91 | Решение систем уравнений. | | | |
92 | Равносильность уравнений и систем уравнений. | | | |
93 | Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными. | | | |
94 | Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными. | | | |
95 | О количестве решений систем двух уравнений первой степени с двумя неизвестными | | | |
96 | Системы уравнений первой степени с тремя неизвестными | | | |
97 | Решение задач при помощи систем уравнений первой степени. | | | |
98 | Решение задач при помощи систем уравнений первой степени. | | | |
95 | Контрольная работа №5 «Линейные уравнения и системы уравнений». | | | |
| Повторение (3 ч) | | | |
100 | Анализ контрольной работы. Формулы сокращенного умножения. Линейные диофантовы уравнения. | | | |
101 | Итоговая контрольная работа. | | | |
102 | Анализ контрольной работы. Метод Гаусса. Степень с целым показателем Алгебраические дроби. | | | |
Учебно-методическое обеспечение
учебник Алгебра: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А.В. Шевкин – М.: Просвещение, 2015.- 285с.
Дидактические материалы по алгебре.7 класс. / М. К. Потапов, А.В. Шевкин / М: Просвещение, 2016г
Тематические тесты /П.В. Чулков М: Просвещение, 2016