СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по алгебре для 7 класса

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нет  входной контрольной работы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре для 7 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малинская средняя общеобразовательная школа

имени П. М. Овсянкина»

городского округа Ступино

Московской области




РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

гуманитарного цикла

_________/ /

Протокол №________

от «____»_______2021г.


СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР

_____/ /

«____»_________2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Малинская СОШ»

____________С.В.Ильина

Приказ №_____________

от «____»_________2021г.












Рабочая программа

по математике (алгебре)

7 «В» класс

2021-2022учебный год









Составитель: Макарова Наталья Сергеевна

учитель математики

первой категории







2021год





Пояснительная записка



Рабочая программа по предмету «Математика (алгебра)» для обучающихся 7 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малинская средняя общеобразовательная школа имени П.М.Овсянкина» городского округа Ступино Московской области разработана на основе:


  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования».

  3. Приказа Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.14 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»

  4. Авторской программы Т.А. Бурмистровой (Сборник рабочих программ. 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / составитель Т.А. Бурмистрова. – 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2014).. к учебнику Алгебра. 7 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017

  5. Учебного плана МБОУ «Малинская СОШ» на 2021/2022 учебный год.


Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Малинская средняя общеобразовательная школа имени П.М. Овсянкина» на 2021/2022 учебный год на изучение предмета отводится 3 час в неделю, всего 102 часов в год.



Содержание учебного предмета

АРИФМЕТИКА

Рациональные числа. Расширение множества натуральных чисел до множества целых. Множества целых чисел до множества рациональных. Рациональное число как отношение  , где m - целое число, n - натуральное. Степень с целым показателем.

Действительные числа. Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел.

Множество действительных чисел; представление действительных чисел бесконечными десятичными дробями. Сравнение действительных чисел.

Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой.

Измерения, приближения, оценки. Приближённое значение величины, точность приближения. Прикидка и оценка результатов вычислений.

АЛГЕБРА

Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных. Подстановка выражений вместо переменных. Преобразование буквенных выражений на основе свойств арифметических действий. Равенство буквенных выражений. Тождество.

Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены и многочлены. Степень многочлена. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности, разность квадратов. Преобразование целого выражения в многочлен. Разложение многочленов на множители. Многочлены с одной переменной.

Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем и её свойства.

Рациональные выражения и их преобразования. Доказательство тождеств.

Уравнения. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильность уравнений.

Линейное уравнение. Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными.

Система уравнений с двумя переменными. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и сложением.

Решение текстовых задач алгебраическим способом.

МНОЖЕСТВА

Теоретико-множественные понятия. Множество, элемент множества. Стандартные обозначения числовых множеств.


Действительные числа

Натуральные числа и действия с ними. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком целых чисел. Обыкновенные дроби и десятичные дроби. Бесконечные периодические и непериодические десятичные дроби. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби (периодические и непериодические). Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел. Сравнение действительных чисел, арифметические действия над ними. Длина отрезка. Координатная ось. Этапы развития числа. Основная цель – систематизировать и обобщить уже известные сведения о рациональных числах, двух формах их записи – в виде обыкновенной и десятичной дроби, сформировать представление о действительном числе, как о длине отрезка и умение изображать числа на координатной оси.

Одночлены и многочлены

Числовые и буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Одночлен, произведение одночленов, подобные одночлены. Многочлен, сумма и разность многочленов, произведение одночлена на многочлен, произведение многочленов. Степень многочлена. Целое выражение и его числовое значение. Тождественное равенство целых выражений. Основная цель – сформировать умения выполнять преобразования с одночленами и многочленами.

Формулы сокращенного умножения

Квадрат суммы и разности. Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене. Формула разности квадратов. Куб суммы и куб разности, Формула суммы кубов и разности кубов. Применение формул сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители. Основная цель – сформировать умения, связанные с применением формул сокращенного умножения для преобразования квадрата суммы и разности в многочлен, для разложения многочлена на множители.

Алгебраические дроби

Алгебраические дроби и их свойства, сокращение дробей. Арифметические действия над алгебраическими дробями. Рациональные выражения, их преобразования и числовое значение. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Тождественное равенство рациональных выражений. Основная цель – сформировать умения применять основное свойство дроби и выполнять над алгебраическими дробями арифметические действия.


Степень с целым показателем

Степень с целым показателем и её свойства. Стандартный вид числа. Преобразование рациональных выражений, записанных с помощью степени с целым показателем. Основная цель – сформировать умение выполнять арифметические действия с числами, записанными в стандартном виде, и преобразовывать рациональные выражения, записанные с помощью степени с целым показателем.

Линейные уравнения с одним неизвестным

Уравнения первой степени с одним неизвестным. Линейные уравнения с одним неизвестным. Решение линейных уравнений с одним неизвестным. Решение задач с помощью линейных уравнений. Основная цель – сформировать умения решать линейные уравнения, задачи, сводящиеся к линейным уравнениям.

Системы линейных уравнений

Уравнения первой степени с двумя неизвестными. Система уравнений, решения системы. Равносильность уравнений и систем уравнений. Система двух линейных уравнений с двумя переменными, решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными подстановкой и алгебраическим сложением. Основная цель – сформировать умения решать системы двух линейных уравнений и задачи, сводящиеся к системе линейных уравнений.

Повторение .

Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

1. В направлении личностного развития:

• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

2. В метапредметном направлении:

• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах,в окружающей жизни;

• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

• первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.

3. В предметном направлении:

Ученик научится:

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • решать квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;

  • решать квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств; описывать свойства изученных функций, строить их графики;

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

  • решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; находить вероятности случайных событий в простейших случаях.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;

  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

  • узнать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • узнать значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

  • применять универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;


Действительные числа

ученик научится:

  • Оперировать понятиями:

множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел, иррациональное число, квадратный корень, множество действительных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных, действительных чисел;

  • понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;

  • выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений;

  • выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;

  • сравнивать рациональные и иррациональные числа;

  • представлять рациональное число в виде десятичной дроби

  • упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенной и десятичной дроби;

  • находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении задач.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;

  • выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;

  • составлять и оценивать числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов;

  • записывать и округлять числовые значения реальных величин с использованием разных систем измерения.


Ученик получит возможность научиться:

-углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости

-научится использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

-развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические  и непериодические  дроби)


Алгебраические выражения

Ученик научится:

  • Оперировать понятиями степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;

  • выполнять преобразования целых выражений: действия с одночленами (сложение, вычитание, умножение), действия с многочленами (сложение, вычитание, умножение);

  • выполнять разложение многочленов на множители одним из способов: вынесение за скобку, группировка, использование формул сокращенного умножения;

  • выделять квадрат суммы и разности одночленов;

  • раскладывать на множители квадратный   трехчлен;

  • выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми отрицательными показателями, переходить от записи в виде степени с целым отрицательным показателем к записи в виде дроби;

  • выполнять преобразования дробно-рациональных выражений: сокращение дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю, сложение, умножение, деление алгебраических дробей, возведение алгебраической дроби в натуральную и целую отрицательную степень;

  • Выполнять несложные преобразования для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;

  • выполнять несложные преобразования целых выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые;

  • использовать формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений значений выражений;

  • В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять преобразования и действия с числами, записанными в стандартном виде;

  • выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задач других учебных предметов.

  • понимать смысл записи числа в стандартном виде;

  • оперировать на базовом уровне понятием «стандартная запись числа».

Ученик получит возможность научиться:

- научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов

-применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса

Уравнения (Линейные уравнения)

Ученик научится:

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения.

  • проверять справедливость числовых равенств

  • решать системы несложных линейных уравнений

  • проверять, является ли данное число решением уравнения

  • Решать простые и сложные задачи, а также задачи повышенной трудности и выделять их математическую основу;

  • распознавать разные виды и типы задач;

  • использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач и задач повышенной сложности для построения поисковой схемы и решения задач, выбирать оптимальную для рассматриваемой в задаче ситуации модель текста задачи;

  • знать и применять три способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию, комбинированный);

  • выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;

  • уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно;

  • анализировать затруднения при решении задач;

  • выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные;

  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;

  • решать логические задачи разными способами, в том числе, с двумя блоками.

  • овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • конструировать задачные ситуации, приближенные к реальной действительности.

  • составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах.

Ученик получит возможность научиться:

-овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений

-применять графическое представление для исследования уравнений, систем уравнений.





Тематическое планирование


№ п/п

Тема

Кол-во по плану

Кол-во по факту

к/р по плану

к/р по факту

1

Действительные числа

21


1+1 вх


2

Одночлены и многочлены

19


1


3

Формулы сокращенного умножения

19


1+1 адм


4

Алгебраические дроби

12


1


5

Степень с целым показателем

8


1


6

Линейные уравнения с одним неизвестным

5


-


7

Системы линейных уравнений

15


1


8

Повторение

3


1



Итого

102


9







Календарно-тематическое планирование


п/п


Тема урока

Дата проведения урока

По плану

По факту

Глава 1. Действительные числа (21 ч)



§1. Натуральные числа (4 ч)



1

Натуральные числа и действия с ними.



2

Степень числа.



3

Простые и составные числа.



4

Разложение натуральных чисел на множители.



§2. Рациональные числа (6 ч)



5

Обыкновенные дроби. Конечные десятичные дроби.



6

Обыкновенные дроби. Конечные десятичные дроби.



7

Разложение обыкновенной дроби в конечную десятичную.



8

Периодические десятичные дроби.



9

Периодические десятичные дроби.



10

Десятичное разложение рациональных чисел.



§3. Действительные числа (11 ч)



11

Иррациональные числа.



12

Понятие действительного числа.



13

Сравнение действительных чисел.



14

Основные свойства действительных чисел.



15

Основные свойства действительных чисел.



16

Приближения числа.



17

Длина отрезка.



18

Координатная ось.



19

Делимость чисел.



20

Контрольная работа №1 «Действительные числа»



21

Анализ контрольной работы



Глава 2. Алгебраические выражения (58 ч)



§4. Одночлены (7 ч)



22

Числовые выражения.



23

Буквенные выражения.



24

Понятие одночлена.



25

Произведение одночленов.



26

Решение упражнений.



27

Стандартный вид одночлена.



28

Подобные одночлены.



§5. Многочлены (12 ч)



29

Понятие многочлена.



30

Свойства многочленов.



31

Многочлены стандартного вида.



32

Сумма и разность многочленов.



33

Произведение одночлена и многочлена.



34

Произведение многочленов.



35

Целые выражения.



36

Числовое значение целого выражения.



37

Решение упражнений.



38

Тождественное равенство.



39

Контрольная работа №2 «Одночлены и многочлены».



40

Анализ контрольной работы.




§6. Формулы сокращённого умножения (19 ч)



41

Квадрат сумы.



42

Квадрат разности. Решение упражнений.



43

Административная контрольная работа за 1 полугодие



44

Анализ контрольной работы .Выделение полного квадрата.



45

Выделение полного квадрата.



46

Разность квадратов.



47

Решение упражнений.



48

Сумма кубов.



49

Решение упражнений



50

Разность кубов.



51

Решение упражнений.



52

Куб суммы, куб разности.



53

Решение упражнений.



54

Применение формул сокращённого умножения.



55

Решение упражнений.



56

Разложение многочлена на множители.



57

Решение упражнений.



58

Контрольная работа №3 «Формулы сокращённого умножения».



59

Анализ контрольной работы.



§7. Алгебраические дроби (12 ч)



60

Алгебраические дроби и их свойства.



61

Решение упражнений.



62

Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю.



63

Арифметические действия с алгебраическими дробями.



64

Арифметические действия с алгебраическими дробями.




65

Рациональные выражения.




66

Решение упражнений.




67

Числовое значение рационального выражения.




68

Решение упражнений.




69

Тождественное равенство.




70

Контрольная работа №4 «Алгебраические дроби»




71

Анализ контрольной работы





§8. Степень с целым показателем (8 ч)




72

Понятие степени с целым показателем.




73

Свойства степени с целым показателем.




74

Стандартный вид числа.




75

Преобразование рациональных выражений.




76

Делимость многочленов.




77

Решение упражнений.




78

Контрольная работа №5 «Степень с целым показателем».




79

Анализ контрольной работы.





Глава3. Линейные уравнения (23 ч)





§9. Линейные уравнения с одним неизвестным (5 ч)




80

Уравнения первой степени с одним неизвестным.




81

Линейные уравнения с одним неизвестным.




82

Решение линейных уравнений с одним неизвестным.




83

Решение задач с помощью линейных уравнений.




84

Решение задач.





§10. Системы линейных уравнений (18 ч)




85

Уравнения первой степени с двумя неизвестными.




86


Системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными.




87

Решение упражнений.




88

Способ подстановки.




89

Решение систем уравнений методом подстановки.




90

Способ уравнивания коэффициентов, равносильность уравнений и систем уравнений.




91

Решение систем уравнений.




92

Равносильность уравнений и систем уравнений.




93

Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными.




94

Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными.




95

О количестве решений систем двух уравнений первой степени с двумя неизвестными




96

Системы уравнений первой степени с тремя неизвестными




97

Решение задач при помощи систем уравнений первой степени.




98

Решение задач при помощи систем уравнений первой степени.




95

Контрольная работа №5 «Линейные уравнения и системы уравнений».





Повторение (3 ч)




100

Анализ контрольной работы. Формулы сокращенного умножения. Линейные диофантовы уравнения.




101

Итоговая контрольная работа.




102

Анализ контрольной работы. Метод Гаусса. Степень с целым показателем Алгебраические дроби.








Учебно-методическое обеспечение

  • учебник Алгебра: Учебник  для 7 класса общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А.В. Шевкин  – М.: Просвещение, 2015.- 285с.

  • Дидактические материалы по алгебре.7 класс. / М. К. Потапов, А.В. Шевкин / М: Просвещение, 2016г

  • Тематические тесты /П.В. Чулков  М: Просвещение, 2016






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!