АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Костромской колледж отраслевых технологий строительства и лесной промышленности»
Утвержден приказом директора
ОГБПОУ «Костромской
колледж отраслевых технологий строительства
и лесной промышленности»
№95 от 29 августа 2018г.
Рабочая ПРОГРАММа общеПРОФЕССИОНАЛЬНОй дисциплины
Основы композиции и дизайна
основной профессиональной образовательной программы
Очно – заочного обучения
Кострома
2018 г.
Организация-разработчик:
ОГБПОУ «Костромской колледж отраслевых технологий строительства и лесной промышленности»
Разработчик:
Вахоничев Анатолий Владимирович – мастер производственного обучения, высшей квалификационной категории
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы композиции и дизайна
1.2.Область применения программы.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии ППКРС
17938 « Резчик по дереву и бересте»
2.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.
2.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна;
Создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна;
Использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования;
Выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды;
Выдерживать соотношения размеров.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Основные приемы художественного проектирования резного изделия
Принципы и законы композиции;
Средства композиционного формообразования: пропорции масштабность, ритм, контраст и нюанс.
Специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов и др.;
Принципы создания симметричных и ассиметричных композиций;
Виды художественных изделий из дерева;
Виды орнамента.
2.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 10 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов;
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 10 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 10 |
Тематический план и содержание программы учебной дисциплины «Основы композиции и дизайна»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и практические работы, самостоятельная работа учащихся | Объем часов | Уровень освоения |
1. | 2. | 3. | 4. |
Тема 1.Основные принципы, правила и приемы построения композиции | | 10 | |
1.1.Основные принципы, правила построения и приемы построения композиции | Содержание учебного материала 1.Правила построения композиции 1.Создание композиции с учетом правила (форма, равновесие, контраст, гармония и центр композиции, пропорционирование, масштабность, статика, динамика, симметрия, асимметрия) | 2 | |
Тема 2.1. Основные принципы композиционно-художественного формообразования | Содержание учебного материала 1.Основные принципы композиционно-художественного формообразования: рациональность, тектоничность, структурность | 2 | |
Тема 3.1.Художественные средства построения композиции | Содержание учебного материала 1.Влияние технических и художественных возможностей материала на особенности композиции (дерево). | 2 | |
Тема 4.1.Основные принципы композиционно-художественного формообразования | Содержание материала 1.Принципы композиционно-художественного формообразования: гибкость, органичность, образность, целостность | 2 | |
Тема 5.1. Композиция в декоративно-прикладном искусстве | С Содержание материала 1.Специфические черты композиции в декоративно-прикладном искусстве. Орнамент. Стилизация. Содержание материала | 2 | |
| | 10 | |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимально-материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы композиции и дизайна»
Оборудование учебного кабинета: рабочее место преподавателя, 30 рабочих мест студентов, УМК, оборудование для проведения ПЗ. Технические средства обучения: ПК, сканер, принтер, мультимедийныйпроектор.
3.2.Информационное обеспечение
Основные источники:
1. Афанасьев, А.Ф. Резчику по дереву / А.Ф. Афанасьев. - М.: Московский рабочий, 2015. - 256 c.
2. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба подереву. – М.,2016.
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Учебный процесс организуется в форме уроков (лекций), лабораторных и практических занятий. На практических занятиях об учащиеся выполняют отчетные работы по индивидуальным исходным данным, которые определяют вид и объем самостоятельной внеаудиторной работы. При выполнении отчетных работ обучающимся оказываются консультации.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Требования к квалификации инженерно-педагогических кадров, обеспечивающих обучение по дисциплине «Основы композиции и дизайна» наличие высшего профильного образования
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы композиции и дизайна»
Контроль и оценка результатов освоения программы учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- Различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна; Создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна; Использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования; Выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды; Выдерживать соотношения размеров. | оценка уровня профессионализма деятельности обучающихся при выполнении практических работ и других видов текущего контроля. |
Знания: Основные приемы художественного проектирования резного изделия Принципы и законы композиции; Средства композиционного формообразования: пропорции масштабность, ритм, контраст и нюанс. Специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов и др.; Принципы создания симметричных и ассиметричных композиций; Виды художественных изделий из дерева; Виды орнамента. | оценка уровня усвоения обучающимися материала тем при защите практических работ и других видах промежуточного и итогового контроля |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участие в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях. | Наблюдение и оценка достижений, обучающихся на лабораторных и практических занятиях, внеурочной деятельности. |
Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения. | Выбор и применение методов и способов решения поставленных задач. Оценка эффективности и качества выполнения. | Наблюдение и оценка достижений, обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности. |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы. | Организация самостоятельных занятий при изучении данной дисциплины. | Наблюдение и оценка достижений, обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Эффективный поиск необходимой информации по данной дисциплине. Использование различных источников, включая электронные | Наблюдение и оценка достижений, обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Применение информационно - коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы по данной дисциплине. | Наблюдение и оценка достижений, обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе. |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Взаимодействие обучающихся с мастерами, преподавателями в ходе обучения. | Наблюдение и оценка достижений, обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности. |
Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Демонстрация профессиональных знаний и умений необходимых для исполнения воинской обязанности. | Наблюдение и оценка достижений, обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности. |