СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа " Основы химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа " Основы химии"»











Рабочая программа


по внеурочному предмету «Основы химии»

в 3 классе




























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Развивающий потенциал нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обусловлен системно-деятельностным подходом, который предполагает развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, путем сознательного и активного обретения индивидуального опыта. Требования ФГОС к результатам освоения образовательной программы начального общего образования включают: развитие потребности самостоятельного познания окружающего мира и воспитание культуры безопасного и эффективного взаимодействия в природной и социальной среде.

В условиях личностно-ориентированной парадигмы образования актуальными являются образовательные программы, реализующие такие технологии обучения, которые способствуют активизации внутренних механизмов личностного развития ребёнка, появлению новых качеств, возникших в результате глубинных интеграционных процессов взаимодействия когнитивной, эмоциональной и духовной сфер личности.

Естественные науки (в том числе и химия), основанные на объективных законах и точных количественных подходах к познанию мира, являются важнейшим дидактическим инструментом развития метапредметных умственных способностей. В ситуации сокращения количества учебных часов химии в непрофильных классах и объединения её с другими естественнонаучными предметами в курсе «Естествознание» перспективным становится введение элементов химического образования на более ранних этапах обучения, вовлечение подсистемы начальной школы в единое пространство школьного химического образования. Развивая образное мышление младших школьников необходимо сформировать самое общее представление о химии с упором на основные закономерности, описание веществ, встречающихся в природе и в быту, практическую значимость химии, химическую безопасность. «Нужно так рассказать о химических явлениях, так объяснить их взаимные связи, чтобы вызвать в ученике духовный отклик и дать импульс к его дальнейшему развитию, нужно «голографировать» в сознании ученика чувственную связь с миром химических веществ, в котором жизнь и мудрость Природы. Лишь тогда дидактика будет отвечать требованиям, которые предъявляет не только пробуждаемая учебным материалом деятельность, но и сама скрытая сущность ребёнка». (Франс Калгрен) Необходимо вовлечь учащихся в разноплановую предметную деятельность, наполненную таким образно-эмпирическим содержанием, чтобы «включить» способность к логическому мышлению, интуиции и анализу, «напитать» их образной химической информацией. Пробуждение чувственной сферы активизирует личностное развитие.

Развивающий курс для начальной школы «Основы химии» (далее «ОХи») соответствует образовательной области «Естествознание» образовательной программы среднего (полного) общего образования. Программа курса рассчитана на два года обучения (III-IV классы), на 68 часов, по 34 часа ежегодно в каждом классе.

Критерием новизны данной программы является новый образовательный положительный эффект – развитие «чувства вещества», на основе которого формируется ответственное и нравственное поведение при взаимодействии с химическими веществами. «Чувство вещества» – это точное восприятие внешних свойств и изменений веществ, происходящих при химических реакциях (цвета, запаха, дисперсности), развитые кинестезические ощущения, глазомерная оценка массы и объема, ощущение времени и пространства, в которых совершаются химические превращения веществ, понимание связи между составом вещества, его свойствами и нахождением в Природе.

Востребованность и педагогическая ценность программы обусловлена тем, что она достаточно успешно решает задачи развития личности младших школьников средствами учебного предмета «химия», обеспечивает преемственность в обучении химии на всех образовательных ступенях, снижая синдром школьной дезадаптации, и обеспечивает условия для реализации в старшей школе индивидуальной траектории профильного химического образования.

Реализация программы «ОХи» рассчитана на достижение основной цели:

развитие «чувства вещества» на основе формирования устойчивого познавательного интереса к исследованию химических явлений.

Первый блок (1 полугодие обучения) «ВЕЩЕСТВО». Исследование свойств веществ, анализ на тривиальном уровне их сходства и различия; исследование пути (круговорот) вещества в Природе и его превращений (явлений). Постановка проблемного вопроса: «Почему разные вещества имеют разные свойства?»

Второй блок (2 полугодие обучения) «МОЛЕКУЛА». Исследование дискретности вещества, сравнительный анализ состава и строения молекул, сопоставление «состав-свойства». Постановка проблемного вопроса: «Почему у разных молекул разные свойства?»


Учебно-воспитательные задачи курса «ОХи»:

  • изучение важнейших химических фактов и понятий, необходимых для формирования достаточного образно-эмпирического представления о предмете «химия»;

  • ознакомление учащихся с важнейшими направлениями познания и использования известных им веществ и химических явлений;

  • формирование умений: безопасно обращаться с химическими веществами, простейшим лабораторным оборудованием; соблюдать правила поведения во время проведения химического эксперимента в кабинете химии (химической лаборатории); наблюдать и анализировать физические и химические явления, происходящие в природе, в повседневной жизни, в лабораторных опытах; объяснять результаты опытов; делать обобщения и выводы; сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;

  • формирование основы естественнонаучного мировоззрения и восприятия всесторонней картины мира;

  • воспитание гуманистических черт характера и экологической культуры;

  • воспитание самостоятельности суждений, способности к их доказательному логическому обоснованию;

  • воспитание уверенности в себе и ответственности за результаты своей деятельности.

С целью преодоления психолого-педагогических трудностей обучения, основные из которых: в обучающейся группе дети разного возраста (шести- и семилетки) и разного уровня развития когнитивной и эмоциональной сферы, важнейшими методическими принципами обучения по программе курса «ОХи» являются:

  • доступность понятий учебного материала (предметная адаптация к возрасту);

  • недопустимость механического заучивания и минимум научных терминов;

  • эмоционально-образная подача химических фактов;

  • рассмотрение отрывочных химических фактов в логике диалектичности Природы;

  • использование в обучении веществ хорошо известных учащимся и безопасных для их здоровья;

  • наглядные, яркие формы урока: дидактические игры, логические тренинги, конкурсы находчивых химиков, химические марафоны;

  • поурочное применение демонстрационных опытов с целью развития наблюдательности и концентрации внимания учащихся;

  • установка на формирование самостоятельности учащихся, активности и свободы творчества суждений, а также навыков анализа своей деятельности;

  • постановка конкретных проблемных, а не «глобально научных» абстрактных задач в процессе обучения;

  • настоящий химический эксперимент, а не его красочное мультимедийное моделирование;

  • обязательный для каждого ученика поурочный контроль знаний как средство активизации процесса обучения и мотивации достижения успеха;

  • обучение происходит в классе, домашних заданий нет;

  • рекомендовано сочетание курса «ОХи» и внеурочной работы учащихся по химии: домашний эксперимент, фестиваль вещества, химические переменки, химические ринги;

  • информационное сопровождение курса (школьный сайт) для обеспечения дистанционной обратной связи с родителями и старшими помощниками учащихся.

Итоговый контроль проводится по окончании каждого блока-курса «ОХи» в форме КТД (коллективного творческого дела).


































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


3 класс

наименование темы

общее количество часов

в том числе

эксперимен-тальный практикум

развивающие игры

КТД

1

Предмет и методы химической науки.

3

2

1

-

2

Свойства и превращения вещества.

6

6

-

-

3

Самое необыкновенное вещество.

5

3

2

1

4

Всё выше к вершинам «ОХи».

1

-

-

-

5

Учение о корпускулах

5

3

2

-

6

Простые и сложные вещества

14

7

5

2


Итого

34

21

10

3































Календарно-тематический план

«Основы химии»

(развивающий курс) 34 часа

3 класс


тема занятия

число часов


Домашнее задание

сроки

Тема №1. Предмет и методы химической науки (3 часа)


1

Химия – наука о свойствах веществ.

1



2

В лаборатории Химика.

Практическая работа №1

1



3

Очистка воды.

Практическая работа №2

1



Тема №2. Свойства и превращения веществ (6 часов)


4

«Химоробот» вещества

Практическая работа №3

1



5

Следствие ведут химерики

Практическая работа №4

1



6

Проказы гнома Индикатора

Практическая работа №5

1



7

Где искать Аскорбинку

Практическая работа №6

1



8

Цветик-семицветик феи Химиллы

Практическая работа №7

1



9

Приготовление черного сахара

«ХИ-ХИ»

Практическая работа №8

1



Тема №3. Самое необыкновенное вещество (5 часов)

10

Интеллектуальное казино

«У Водяного» дидактическая игра

1

игровой фарватер №1


11

«Кругосветка» капитана Капельки

Практическая работа №9

1

тренажёр  №10


12

Химчистка для Воды

Практическая работа №10

1

тренажёр №11



13

«Зелёный палец»

экологическая игра

1

игровой фарватер №2


14

В «джунглях» водорослей

Практическая работа №11

1

тренажёр №12



Тема №4. Все выше – к вершинам «ОХи» (1 час)

15

День Воды


1

игровой фарватер №3


Тема №5. Учение о корпускулах (5 часов)


16

Экспедиция на остров Хемос

дидактическая игра


1



17

Сказочка про

Молекулу-МОЛЬявочку

Практическая работа №12

1

портрет

М.В.Ломоносова


18

«Элементарный» алфавит

Практическая работа №13

1



19

ПСХЭ-марафон

дидактическая игра

1

карточки элементов


20

Молекулярная архитектура

Практическая работа №14

2

наборы для пространственного моделирования


Тема №6. Простые и сложные вещества (9 часов)


21

Неуловимый Невидимка

Практическая работа №15

1

аппарат Киппа, прибор Кирюшкина


22

Полёт к Огненной Звезде

дидактическая игра

1



23

Волшебник Голубой Планеты

Практическая работа №16

1



24

Путешествие по стране Окс

дидактическая игра

1



25

Призрак Долины Смерти

Практическая работа №17

1



26

Приключения в Солнечном городе

дидактическая игра

1



27

Джинн Морской Капусты

Практическая работа №18

1



28

Мемуары магистра Йода

дидактическая игра

1



29

Лабиринты Воздушного Замка

Практическая работа №19

1



30

Огненная материя - флогистон

Фестиваль Вещества КТД

1



31

Извержение вулкана

Практическая работа №20

1



32

Гибель Титаника

Практическая работа №21

1



33-34

Повторение.

2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!