РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-
нравственной культуры народов России»
(5, 8 класс)
Планируемые предметные результаты
освоения программы основного общего образования
по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Раздел программы | Планируемые результаты Выпускник |
научится | получит возможность научиться |
Религия и культура | − объяснять смысл понятия «духовно-нравственная культура»; − характеризовать вклад российского народа в развитие мировой культуры; – различать культовые сооружения и произведения искусства различных религиозных традиций; – раскрывать роль религий в развитии культуры и образования, в становлении гражданского общества и российской государственности; | − сравнивать основные идеи литературных, фольклорных и религиозных текстов; |
Нравственные ценности российского народа | − характеризовать значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; – раскрывать на примерах нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.); − оценивать поступки реальных лиц, героев произведений искусства, высказывания известных личностей с позиций «нравственно» / «безнравственно»; | − высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека; |
Народы Южного Урала: история и современность | – сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; – знать/понимать краеведческие понятия и термины: этнография, генеалогия, метрические книги, шежере; фольклор, топонимика; миграция, колонизация, ассимиляция; этнос, этнографическая группа; крестьяне, казаки, горнозаводские жители; изба, горница, тирмэ (юрта); «престольный праздник», сабантуй; – описывать лингвистическую классификацию народов Южного Урала; называть десять наиболее многочисленных национальностей Челябинской области; – называть ключевые события истории народов Южного Урала: 1552 г. – после взятия Казани войсками Ивана IV Грозного башкиры добровольно приняли подданство русского царя; 1682 г. – основана Белоярская (Теченская) слобода (первое русское поселение на территории современной Челябинской области); 1731 г. – хан Младшего казахского жуза Абулхаир принят в подданство Российской империи; 1842 г. – казаки-нагайбаки переселены на Новую пограничную линию; 1897 г. – Первая Всероссийская перепись населения; – анализировать семейные реликвии и фотографии как историко-краеведческие источники; – соотносить даты событий истории Южного Урала с основными периодами отечественной истории; – показывать на карте Челябинской области районы современного компактного расселения народов; | −оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики, народными традициями; – характеризовать результаты важнейших исследований ученых и краеведов: М.Д. Голубых, И.Г. Горохов, В.П. Бирюков, А.М. Маметьев, А.И. Лазарев, А.П. Моисеев, А.А. Рыбалко, Г.С. Трифонова, Е.В. Конышева, Е.И. Артюшкина; – объяснять происхождение (приводить версии) этнонимов народов Южного Урала; – объяснять причины добровольного и вынужденного переселения представителей различных национальностей на Южный Урал; |
Просвещение и искусство на Южном Урале | – знать/понимать краеведческие понятия и термины: реальное училище, гимназия, университет; церковь, мечеть, синагога, костёл, кирха; архив, библиотека, музей; круглая скульптура, рельеф, гравюра; фестиваль; – описывать произведения народного и профессионального искусства, проводить их классификацию; – рецензировать просмотренные театральные постановки и кинофильмы; – приводить примеры связей условий жизни и особенностей культуры народов Южного Урала, их взаимовлияния и взаимодействия; | - характеризовать творчество выдающихся деятелей культуры Южного Урала: П.Г. Сафронов, А.К. Буров, Е.В. Александров; Л.Н. Головницкий, В.С. Зайков, В.А. Авакян, В.Ф. Митрошин; И.Н. Бушуев, Н.А. Лаверецкий, А.В. Чиркин; Н.А. Русаков, И.Л. Вандышев, З.Н. Латфулин; Г.Д. Моргулис, С.Г.Эйдинов, О.Г.Митяев; Н.Ю. Орлов, С.А. Герасимов, Л.Л. Оболенский; – ключевые события истории культуры Южного Урала: 1779 г. – открылось русское словесное училище (первая школа на территории Челябинской области); 1816 г. – открылся музей в Златоусте (старейший в Челябинской области); 1900 г. – Каслинский павильон получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже; 1903 г. открылся Народный дом в Челябинске (ныне здание Театра юного зрителя); 1904 г. – первая демонстрация кинофильмов в Челябинске; 1921 г. – начал действовать Челябинский архив; 1922 г. – открылся театр драмы в Челябинске; 1923 г. – открылся краеведческий музей в Челябинске; 1929 г. – открылся ветеринарный институт в Троицке; 1956 г. – открылся театр оперы и балета в Челябинске; 1976 г. – открылся Челябинский государственный университет; объяснять причины и значение событий и явлений повседневной жизни; художественного языка различных видов искусства; смысла народных и религиозных обрядов и обычаев; – формулировать собственные суждения о значимости переписей населения; об историко-культурном наследии народов Южного Урала; – уметь общаться с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. |
5 класс. Основы духовно-нравственной культуры России
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Нравственные качества человека.
8 класс. История и культура народов Южного Урала
Введение. Как различают и что объединяет народы? (1 час).
Многонациональность как специфика населения Челябинского Урала. Признаки этноса. Науки, изучающие историю и культуру народов: этнография, антропология, лингвистика, фольклористика, топонимика, статистика, социология, генеалогия, искусствоведение. Стационарный, сезонный и маршрутный методы полевых этнографических исследований.
Тема 1. Народы Южного Урала: история и современность (17 часов)
«Между Европой и Азией»: древние жители Южного Урала и их потомки. Основные этапы истории народов Южного Урала в древности и средневековье. Индоиранские (индоевропейские), финно-угорские (уральские) и тюркские (алтайские) народы. Мордва и чуваши. Учебная экскурсия. Этнографическая экспозиция в Челябинском областном краеведческом музее.
«Коренные южноуральцы»: башкиры и казахи. Этногенез современных тюркских народов. Этнонимы «башкорт» и «казак». Родоплеменное деление. Кочевая система хозяйства. Распространение ислама и доисламские верования. Вхождение в состав Российского государства. Расселение башкир и казахов на территории современной Челябинской области.
«Крестьяне, казаки и заводские»: русские. Ассимиляция восточными славянами финно-угорских и балтских племен. Этноним «русские». Формирование русского населения на Южном Урале. Расширение этнической территории русского народа. Этнографические группы русского населения Челябинской области. Комплексное хозяйство. Лингвистический практикум. Составление словаря местных слов и выражений.
«Братья-славяне»: украинцы. Этнонимы «малороссы», «украинцы». Воссоединение Украины с Россией. Основные этапы переселения украинцев на Южный Урал. Украинцы в составе населения Челябинской области.
«Загадочные земляки»: татары и нагайбаки. Практикум по решению познавательных заданий. Этноним «татары». Этнографические группы татар. Тептяри и мишари. Расселение татар на Южном Урале. Торговля и посредническая деятельность татарских купцов. Нагайбаки – коренной малочисленный народ Южного Урала.
«Европейцы на Южном Урале»: немцы, евреи и поляки. Урок-конференция. Основные вехи переселения немцев, евреев и поляков на Южный Урал. Знаменитые представители европейских народов в истории и культуре Челябинской области.
Жители дореволюционного Челябинска. Лабораторная работа по анализу статистических данных. Заселение района (города, села) и историческая память местных жителей.
«Масленица и сабантуй»: традиционный календарь и народные праздники. Урок-конференция. Весенне-летний и осенне-зимний циклы праздников. Русско-башкирские параллели в праздничном календаре. Народные праздники в советское время. Рождество и «Новый год». Масленица и «проводы русской зимы». Возрождение традиционной праздничной обрядности. Сабантуй – «праздник плуга». Праздничные атрибуты.
«Изба и юрта»: традиционные жилища и подворья. Пятистенки и крестовики. Учебная экскурсия. Школьный этнографический музей им. А.И.Лазарева. Изба и горница. «Русская печь». Печь с котлом – казаном и нары у нагайбаков. Юрты тюркского и монгольского типов.
«Путь человека»: народные традиции воспитания и семейные обряды. Учебная экскурсия. Музей музыкальных инструментов (Дворец культуры ЧТЗ). Запись местных календарных и семейных обрядов, детских игр и фольклора, преданий и легенд. Изготовление традиционных детских игрушек, ремесленных изделий.
«Старинные моды»: одежда наших предков. Конкурс проектов. Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная, зимняя и летняя. Народный стиль в современной одежде.
«Ребячья артель»: народные ремесла и промыслы Южного Урала. Фоторепортаж. Художественная обработка растительных материалов. Изделия из древесины, бересты, лозы и лыка. Роспись по дереву. Художественное ручное ткачество. Валяние и кошмоделание. Вязание, вышивка и кружевоплетение. Лоскутное шитьё. Изделия из камня и кости. Беседы с мастерами народных ремесел и художественных промыслов. Лабораторная работа с контурной картой. Анализ традиционных орнаментов. Рисунки по мотивам народных ремесел и художественных промыслов.
«Сто лет перемен»: этнические процессы в ХХ веке. Лабораторная работа с контурной картой, диаграммами и графиками. Изменения в национальном составе населения Южного Урала в ХХ вв. Сравнительные данные численности основных национальностей в Челябинской области. Переселенцы из Ближнего и Дальнего Зарубежья. Взаимодействие народов. Деятельность национально-культурных центров. Бажовский фестиваль народного творчества. Лабораторная работа по анализу статистических данных. Современная демографическая картина Тракторозаводского района. Национальный состав учащихся школы.
«Купола над городом»: религии и храмы Челябинска. Автобусная учебная экскурсия по культовым местам. Римско-католическая церковь Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, лютеранская церковь Спасителя Иисуса Христа, православные Свято-Симеоновский собор, Свято-Троицкая и Александро-Невская церкви, Ак-мечеть, синагога. Внешний вид, устройство и убранство культовых зданий. Поликонфессиональность населения Южного Урала. Милосердие и благотворительность в истории края. Место религии в истории края и в современности.
«Флаг семьи»: происхождение фамилий. Практическая работа по решению познавательных заданий. Современные русские имена из разных языков. Социологический опрос. «Мода на имена» в прошлом и современности.
«Судьба семьи в истории страны». Урок-конференция с презентацией проектов. «Родословное древо» генеалогическая схемы своей семьи или знаменитых земляков.
«Фестиваль народного творчества»: традиционная культура народов Южного Урала и современность. Коллективное творческое дело. Выставка поделок и национальных блюд. Национальные песни и танцы.
Тема 2. Просвещение и искусство на Южном Урале (17 час.)
«Школьный мир»: общее образование в Челябинске. Урок-конференция. Народное просвещение в дореволюционный период. Школьное образование в советское время. Современные школы, лицеи и гимназии. Уклад школьной жизни. Известные просветители, заслуженные педагоги и учителя-новаторы.
«Куда пойти учиться»: учреждения профессионального образования в Челябинске. Встреча с выпускниками школы. Старейшие вузы города; современное высшее образование: спектр направлений профессиональной подготовки. Начальное и среднее профессиональное образование.
«Путешественники и экспериментаторы»: краеведение и наука. Лабораторная работа с учебником и контурной картой. Первые шаги в изучении нашего края. Ученые-путешественники XVIII – XIX вв. Появление краеведческих организаций и изданий. Развитие краеведения в советский период. Современные научно-исследовательские институты и центры. Энциклопедии и краеведческая литература. Современные ученые и краеведы.
«Хранилища памяти народной»: музеи. Фоторепортаж. Первые музеи на Южном Урале. Разнообразие музеев Челябинской области: краеведческие, исторические, мемориальные, художественные, литературные, естественно-научные, технические и др. Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы.
«Гриф секретности снят»: архивы. Учебная экскурсия. Комплектование архивных фондов и хранение документов. Публикационная деятельность архивов. Роль архивов в сохранении исторической памяти. Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы.
«В мире книг»: библиотеки и книжное дело. Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы. Библиотеки и их место в культурной жизни нашего края. Библиотечная сеть Челябинской область. Книгоиздательство.
«Строительное искусство»: архитектура Челябинского Урала. Урок-практикум. Особенности архитектуры как вида искусства. Функциональное назначение зданий в архитектуре Южного Урала (фортификационные, производственные, общественные, культурные, культовые, жилые здания). Архитектурные стили общественных и культовых зданий Южного Урала.
«Буровский квартал»: Соцгород ЧТЗ. Учебная экскурсия. История строительства Челябинского тракторного завода. Биография А.К.Бурова. Соцгород ЧТЗ. Жилые дома. Детсад. Школа. Профтехкомбинат. Фабрика-кухня. Банно-прачечный комбинат. Клуб. Кинотеатр. Фабрично-заводское училище.
«Искусство ваяния»: скульптора. Особенности скульптуры как вида искусства. Художественные темы в скульптуре Южного Урала. Памятники деятелям и событиям дореволюционной истории России. Памятники, посвященные революционерам и событиям гражданской войны. Памятники воинам-защитникам Отечества. Памятники трудовой славы края. Памятники деятелям искусства и культуры. Памятники бытового жанра. Жизнь и творчество южноуральских скульпторов.
«Узор чугунных кружев»: каслинское и кусинское литьё. Образцы изделий художественного литья в Челябинске. Технология чугунно-литейного производства. Бронзовое литье. История художественного литья в портретах мастеров и их произведениях.
Изобразительное искусство. Живопись. Учебная экскурсия. Выставочный зал Союза художников. Тема Урала в изобразительном искусстве. Художественные школы, училища и вузы.
«Иванко-крылатко»: златоустовская гравюра. Приемы художественной обработки металла. Украшенное оружие. Сувенирная продукция советского периода. Художественное творчество современных мастеров Златоуста.
«Звуков волшебство»: музыка. Музыкальная жизнь Южного Урала в прошлом и настоящем. Музыкальные театры, концертные залы, филармонии. Оркестры и хоры. Музыкальные школы, училища и вузы. Композиторы, дирижеры и исполнители; преподаватели музыки. Тема Урала в музыке.
«У театральной афиши»: театр. Урок-конференция. История и репертуар челябинских театров. Лабораторная работа с театральными афишами. Театральные фестивали.
«Тайны закулисья»: оперный театр. Учебная экскурсия. Челябинский театр оперы и балета им. М.И.Глинки. Архитектура театрального здания. Внешнее убранство и оформление интерьеров. Зрительный зал. Устройство сцены. Гримуборные артистов. Репетиционные залы. Костюмерный цех.
«Снимаем кино»: кинематограф. Конкурс проектов. Сценарии фильмов о культуре Южного Урала. Кинотеатры и их история, кинофестивали. Известные деятели кинематографа – южноуральцы.
Повторительно-обобщающий урок. Практическая работа по контурной карте. Конкурс проектов. Театр, кинотеатр, музей, библиотека будущего. Контрольная работа.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс (17 часов)
Учебники и пособия:
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
М.: Вентана-Граф, 2018.
№ п/п | Тема | Материал учебника | Текущий контроль успеваемости |
| В мире культуры (2 часа) | | |
| Величие многонациональной российской культуры | | |
| Человек – творец и носитель культуры | | |
| Нравственные ценности российского народа (6 часов) | | |
| «Береги землю родимую, как мать любимую» | | |
| Жизнь ратными подвигами полна | | |
| В труде – красота человека | | |
| Бережное отношение к природе | | |
| Семья-хранитель духовных ценностей | | |
| КР. В мире культуры. Нравственные ценности российского народа | | Контрольная работа № 1 |
| Религия и культура (5 часов) | | |
| Роль религии в развитии культуры | | |
| Культурное наследие христианской Руси | | |
| Культура ислама | | |
| Иудаизм и культура | | |
| Культурные традиции буддизма | | |
| Как сохранить духовные ценности (1 час) | | |
| Забота государства о сохранении духовных ценностей | | |
| Хранить память предков | | |
| Твой духовный мир | | |
| Что составляет твой духовный мир | | |
| КР. Религия и культура. Как сохранить духовные ценности. Твой духовный мир | | Контрольная работа № 2 |
5 класс (35 часа)
Учебники и пособия:
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
М.: Вентана-Граф, 2018.
№ п/п | Тема | Материал учебника | Текущий контроль успеваемости |
| В мире культуры | | |
| Величие многонациональной российской культуры | Стр.7-11. Составить словесный портрет | |
| ПОУ. Человек – творец и носитель культуры | Стр.12-17, пословицы | |
| Нравственные ценности российского народа | | |
| «Береги землю родимую, как мать любимую» | Стр.19-23,сообщение о герое былин | |
| Жизнь ратными подвигами полна | Стр.25-35. | |
| В труде – красота человека | Стр.36-40,пословицы. | |
| «Плод добрых трудов славен» | Стр.41-42 пословицы о труде | |
| Люди труда | | |
| Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири | Стр.43 | |
| Бурятский ученый Цыбиков | Стр.44 | |
| Самолет имени Головатого | Стр45-46 | |
| К. Циолковский – основоположник космонавтики | Стр.46-48 | |
| Бережное отношение к природе | Стр.49 | |
| Как древние люди относились к природе? | Стр.51рассказ по фото. | |
| Зачем нужны заповедники | Стр.52-55.сообщение | |
| ПОУ. Семья-хранитель духовных ценностей | Стр.56 | Контрольная работа № 1 |
| Сказки бабушки моей… | Стр56-68 | |
| Семья – первый трудовой коллектив | Стр.68-73 | |
| Любовь – главная семейная ценность | Стр73- | |
| «Место, где успокаивается душа и отдыхает сердце» | Стр.74 | |
| «Слава детей – родители их» | Стр.75 | |
| Семейные ценности в буддизме | Стр76 | |
| Петр и Феврония Муромские | Стр .77 | |
| Религия и культура | | |
| Роль религии в развитии культуры | Стр.84 | |
| Культурное наследие христианской Руси | Стр.85-97 | |
| Культура ислама | Стр.99-108 | |
| Иудаизм и культура | Стр.109-119 | |
| ПОУ. Культурные традиции буддизма | Стр.120-127 | |
| Как сохранить духовные ценности | | |
| Забота государства о сохранении духовных ценностей | Стр129-132 | |
| Храм Христа Спасителя | Стр.133- | |
| Охраняется государством | Стр.134 | |
| ПОУ. Хранить память предков | Стр.136-141 | |
| Твой духовный мир | | |
| ПОУ. Что составляет твой духовный мир | Стр.143-147 | Контрольная работа № 2 |
| Твоя культура поведения | Стр.148-152 | |
| Твои нравственные качества | Стр.153 | |
| Защита проектов | | |
8 класс (35 часов)
Учебники и пособия:
Краеведение. Челябинская область. 8 кл.: учебник для основной школы / под ред. В.М. Кузнецова, Челябинск: Абрис, 2011.
№ п/п | Тема | Материал учебника | Текущий контроль успеваемости |
| ВУ. «Помнить о родных корнях»: что и как изучает этнография | § 1 | Практическая работа 1 Практическая работа 2 |
| Народы Южного Урала: история и современность (17 часов) | Раздел 2. | |
| «Между Европой и Азией»: древние жители Южного Урала и их потомки | § 2, 9, 10 | |
| «Коренные южноуральцы»: башкиры и казахи | § 3, 4 | |
| «Крестьяне, казаки и заводские»: русские на Южном Урале | § 5 | |
| «Братья-славяне»: украинцы | § 6 | |
| «Загадочные земляки»: татары и нагайбаки | § 7, 8 | |
| УК «Европейцы на Южном Урале»: немцы, евреи и поляки | § 11, 12, 13 | |
| ПР* Жители дореволюционного Челябинска | | |
| * «Масленица и сабантуй»: народный календарь и праздники | | |
| УЭ* «Изба и юрта»: традиционные жилища и подворья | | |
| *«Путь человека»: народные традиции воспитания и семейные обряды | | |
| УК* «Старинные моды»: одежда наших предков | | |
| ПР* «Ребячья артель»: народные ремесла и промыслы | § 24 | |
| «Сто лет перемен»: этнические процессы в ХХ веке | § 14 | |
| УЭ* «Купола над городом»: религии и храмы Челябинска | § 15 | |
| ПР* «Флаг семьи»: происхождение имен и фамилий | | |
| УК *«Судьба семьи в истории страны» | | |
| КР *«Фестиваль народного творчества»: Традиционная культура народов Южного Урала и современность | | |
| Просвещение и искусство на Челябинском Урале (18 часов) | Раздел 2 | |
| УК * Школьный мир Челябинска | § 16 | |
| УК * «Куда пойти учиться»: учреждения профессионального образования в Челябинске | § 16 | |
| «Путешественники и экспериментаторы»: краеведение и наука | § 17 | |
| «Хранилища памяти народной»: музеи | § 18 | |
| УЭ * Челябинские архивы | § 18 | |
| * Книжное дело и библиотеки Челябинска | § 18 | |
| «Строительное искусство»: архитектура Челябинского Урала | § 19 | |
| УЭ * «Буровский квартал»: соцгород ЧТЗ | | |
| «Искусство ваяния»: челябинские скульпторы и их творения | § 20 | |
| «Узор чугунных кружев»: каслинское и кусинское литьё | § 21 | |
| УК. Изобразительное искусство. Живопись | § 22 | |
| «Иванко-крылатко»: златоустовская гравюра на стали | § 23 | |
| «Звуков волшебство»: музыкальная жизнь Челябинского Урала | § 25 | |
| ПР *. «У театральной афиши»: история и репертуар челябинских театров | § 26 | |
| УЭ * «Тайны закулисья». Челябинский театр оперы и балета им. М.И.Глинки. | | |
| «Снимаем кино»: Южный Урал и кинематограф | § 26 | |
| КР * Контрольная работа | | |