СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Основы безопасности жизнедеятельности.Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9 классов

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9 классов Д.П. Рудакова, под редакцией Ю. С. Шойгу.

Программа построена с учётом содержания УМК: Основы безопасности жизнедеятельности. 8–9 классы. В 2-х частях. /Д.П. Рудаков. Под научной редакцией Ю.С. Шойгу. –М.: Просвещение, 2020

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Основы безопасности жизнедеятельности.Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9 классов»

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение» Салымская средняя общеобразовательная школа№1»



Приложение к основной образовательной программы

основного общего образования,

реализующей ФГОС ООО,

утвержденной приказом директора

НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

№590-0 от «30» августа 2021 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основы безопасности жизнедеятельности и

(наименование учебной дисциплины)

____________________________основное общее е

(уровень образования)

8-9 классы ы

(классная параллель)


Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями от 11 декабря 2020).



Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9 классов Д.П. Рудакова, под редакцией Ю. С. Шойгу.

Программа построена с учётом содержания УМК: Основы безопасности жизнедеятельности. 8–9 классы. В 2-х частях. /Д.П. Рудаков. Под научной редакцией Ю.С. Шойгу. –М.: Просвещение, 2020












с.п. Салым

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», программы воспитания, Концепции преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Рабочая программа разработана на основе авторской программы:

«Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9 классов Д.П. Рудакова, под редакцией Ю. С.  Шойгу.

Программа построена с учётом содержания УМК: Основы безопасности жизнедеятельности. 8–9 классы. В 2-х частях. /Д.П. Рудаков. Под научной редакцией Ю.С. Шойгу. –М.: Просвещение, 2020

Место учебной дисциплины в учебном плане

В соответствии с требованиями ФГОС учебный предмет ОБЖ входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и является обязательным для изучения на уровне основного общего образования. Изучение учебного предмета ОБЖ предусматривается в течение двух лет, в 8 – 9 классах по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета ОБЖ отводится 68 часов, из них по 34 часа в каждом классе.

Цели и задачи учебной дисциплины

Настоящая Программа обеспечивает:

    • ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения;

    • прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне образования;

    • возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых для последующей жизни;

      • выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям современности;

      • реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков.

В Программе содержание предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:

модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;

модуль № 2 «Безопасность в быту»;

модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;

модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;

модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;

модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»;

модуль № 7 «Безопасность в социуме»;

модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;

модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;

модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».

В целях обеспечения системного подхода в изучении предмета ОБЖ на уровне основного общего образования Программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность - по возможности её избегать - при необходимости действовать». Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры и пр.

Программой предусматривается использование практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей. При этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным, компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся.

Ситуации, связанные с воздействием на личность угроз и опасностей в психологическом и практическом отношении всегда трудны для человека, так как сопряжены с повышенными предельными и даже запредельными нагрузками, ответственностью, разного рода рисками, которые чреваты нежелательными последствиями. Успех действий человека в таких ситуациях возможен только при условии его полноценной и высокой подготовленности. Поэтому главной функцией предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является его ориентация на личную безопасность человека в среде обитания путем выработки у него навыков и умений применять правила (алгоритмы) безопасного поведения в условиях угроз и опасностей.

Ориентация курса ОБЖ на личную безопасность отвечает букве и духу Федерального закона РФ «О безопасности», который ставит на первое место обеспечение безопасности личности. В связи с этим логика построения программы заключается в том, чтобы школьники научились правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе следующих понятий: опасность — причина опасности — последствие опасности — действие.

При изучении предмета учащиеся получают знания об опасных и экстремальных ситуациях в бытовой (городской), природной и социальной среде, о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения.

Большое внимание уделено формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, изучению приемов оказания первой медицинской помощи.

Планируемые предметные результаты

Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально-значимых качествах, которые выражаются, прежде всего, в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом.

Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе.

1. Патриотическое воспитание:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

  • формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества.

2. Гражданское воспитание:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);

  • сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;

  • понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми.

3. Духовно-нравственное воспитание:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

  • развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;

  • формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других людей.

4. Эстетическое воспитание:

  • формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;

  • понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни.

5. Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

  • формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);

  • установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей.

6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • понимание личностного смысла изучения предмета ОБЖ, его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;

  • осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

  • умение принимать себя и других, не осуждая;

  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

7. Трудовое воспитание:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

  • укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;

  • установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).

8. Экологическое воспитание:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

  • освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.


Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике. Выражаются в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладению навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в цифровой среде.

Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета ОБЖ, должны отражать:

  • Овладение универсальными познавательными действиями.

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; 

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;

  • обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования;

  • проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.

Овладение универсальными коммуникативными действиями. 

Общение:

  • уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;

  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;

  • публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы.

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи;

  • планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах);

  • определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

Самоорганизация:

  • выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;

  • аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов; 

  • составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение.

Самоконтроль (рефлексия):

  • давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;

  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

  • оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

  • управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их причины;

  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую;

  • быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные результаты:

Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в повседневной жизни.

Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни. 

Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:

По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:

1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;

2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;

3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;

4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;

5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества;

6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;

7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);

8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях; 

10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей;

11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;

12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).

Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается посредством включения в указанную программу предметных результатов освоения модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Предлагается распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения предмета ОБЖ, сгруппировать по учебным модулям:

МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:

  • объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать, в чём их сходство и различия (виды чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера);

  • раскрывать смысл понятия культуры безопасности (как способности предвидеть, по возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);

  • приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека и/или нанесения ущерба имуществу, безопасности личности, общества, государства;

  • классифицировать источники опасности и факторы опасности (природные, физические, биологические, химические, психологические, социальные источники опасности — люди, животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе техногенного происхождения;

  • раскрывать общие принципы безопасного поведения. 

МОДУЛЬ № 2 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»:

  • объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;

  • классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы, электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты);

  • знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;

  • соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить возникновение опасных ситуаций в быту;

  • распознавать ситуации криминального характера;

  • знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные сообщения;

  • безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения (водо- и газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые сети);

  • безопасно действовать в ситуациях криминального характера;

  • безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе правильно использовать первичные средства пожаротушения.

МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»:

  • классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный, железнодорожный, водный, воздушный);

  • соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения;

  • предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте, в том числе криминогенного характера и ситуации угрозы террористического акта;

  • безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия на транспорте (наземном, подземном, железнодорожном, воздушном, водном), в том числе вызванного террористическим актом.

МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»:

  • характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах, в том числе техногенного происхождения;

  • распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и антиобщественного характера (кража, грабёж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия); 

  • соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей (в толпе);

  • знать правила информирования экстренных служб; безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов; эвакуироваться из общественных мест и зданий;

  • безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных местах;

  • безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;

  • безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера.

МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»:

  • раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значение экологии для устойчивого развития общества;

  • помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке;

  • соблюдать правила безопасного поведения на природе;

  • объяснять правила безопасного поведения на водоёмах в различное время года;

  • безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (землетрясения, извержения вулкана), чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные);

  • характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;

  • безопасно действовать при автономном существовании в пр родной среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями;

  • знать и применять способы подачи сигнала о помощи.

МОДУЛЬ № 6 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»:

  • раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического) и здорового образа жизни;

  • характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека; 

  • раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок, режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и психологического благополучия);

  • сформировать негативное отношение к вредным привычкам (табакокурение, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость);

  • приводить примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных заболеваний;

  • безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемии, пандемии);

  • характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера;

  • оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.

МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»:

  • приводить примеры межличностного и группового конфликта;

  • характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;

  • характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе насилие, буллинг (травля);

  • приводить примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в экстремистскую, террористическую и иную деструктивную деятельность, в субкультуры и формируемые на их основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности) и способов противостоять манипуляциям;

  • соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные намерения);

  • соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;

  • распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике современных молодёжных увлечений;

  • безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных манипуляциях. 

МОДУЛЬ № 8 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»:

  • приводить примеры информационных и компьютерных угроз; характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании сети Интернет (далее — Интернет), предупреждать риски и угрозы в Интернете (в том числе вовлечения в экстремистские, террористические и иные деструктивные интернет-сообщества); владеть принципами безопасного использования Интернета; предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций;

  • характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании Интернета (например: мошенничество, игромания, деструктивные сообщества в социальных сетях).

МОДУЛЬ № 9 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»:

  • объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;

  • сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической деятельности;

  • объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации;

  • распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте;

  • безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или опасных) вещей и предметов;

  • безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников.

МОДУЛЬ № 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»:

  • характеризовать роль человека, общества и государства при обеспечении безопасности жизни и здоровья населения в Российской Федерации;

  • объяснять роль государственных служб Российской Федерации по защите населения при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в современных условиях; 

  • характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций различного характера;

  • объяснять правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций;

  • помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

  • владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в различных ситуациях;

  • владеть способами антикоррупционного поведения с учётом возрастных обязанностей;

  • информировать население и соответствующие органы о возникновении опасных ситуаций.

Выпускник научится:

    • классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;

    • использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;

    • использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;

    • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

    • безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

    • безопасно использовать бытовые приборы;

    • безопасно использовать средства бытовой химии;

    • безопасно использовать средства коммуникации;

    • классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;

    • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

    • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;

    • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;

    • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;

    • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;

    • безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;

    • безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;

    • адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;

    • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;

    • безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;

    • безопасно применять первичные средства пожаротушения;

    • соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;

    • соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;

    • соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном);

    • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;

    • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;

    • использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;

    • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;

    • готовиться к туристическим походам;

    • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;

    • адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;

    • добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;

    • добывать и очищать воду в автономных условиях;

    • добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;

    • подавать сигналы бедствия и отвечать на них;

    • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;

    • предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;

    • классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;

    • безопасно использовать средства индивидуальной защиты;

    • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;

    • предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

    • классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

    • безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;

    • безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

    • комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;

    • классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;

    • классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;

    • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;

    • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;

    • классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;

    • классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;

    • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

    • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;

    • оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;

    • характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;

    • классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

    • планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;

    • адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;

    • выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;

    • безопасно использовать ресурсы интернета;

    • анализировать состояние своего здоровья;

    • определять состояния оказания неотложной помощи;

    • использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;

    • классифицировать средства оказания первой помощи;

    • оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;

    • извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;

    • оказывать первую помощь при ушибах;

    • оказывать первую помощь при растяжениях;

    • оказывать первую помощь при вывихах;

    • оказывать первую помощь при переломах;

    • оказывать первую помощь при ожогах;

    • оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;

    • оказывать первую помощь при отравлениях;

    • оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;

    • оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.

Выпускник получит возможность научиться:

    • безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;

    • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;

    • готовиться к туристическим поездкам;

    • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;

    • анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

    • анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

    • безопасно вести и применять права покупателя;

    • анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;

    • предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;

    • характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;

    • классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;

    • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;

    • классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;

    • оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;

    • оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;

    • оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;

    • оказывать первую помощь при коме;

    • оказывать первую помощь при поражении электрическим током;

    • использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;

    • усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

    • исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;

    • творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.


Содержание учебного предмета, курса

МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:

1. Введение:

Цель и задачи предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека; смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятельности»; источники и факторы опасности, их классификация;

2. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях:

Общие принципы безопасного поведения; виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций; уровни взаимодействия человека и окружающей среды; механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

МОДУЛЬ № 2 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»:

1. Основные опасности в быту. Отравления. Первая помощь:

Бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых веществ и их опасности; признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи; правила комплектования и хранения домашней аптечки;

2. Основные опасности в быту. Травмы:

Бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания первой помощи;

3. Правила безопасности при обращении с газом, электричеством. Места общего пользования:

Правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы и правила оказания первой помощи; правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них; правила эксплуатации мусоропровода;

4. Пожарная безопасность в жилых помещениях:

Пожар и факторы его развития; условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приёмы и правила оказания первой помощи; первичные средства пожаротушения; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за ложные сообщения; права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;

5. Проникновение в дом злоумышленников:

Ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми; меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения при попытке проникновения в дом посторонних;

6. Аварийные ситуации техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения:

Классификация аварийных ситуаций; правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах, порядок действий при авариях на коммунальных системах.

МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»:

1. Правила дорожного движения:

Правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;

2. Безопасность пешехода:

Правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов; дорожные ловушки и правила их предупреждения; световозвращающие элементы и правила их применения;

3. Безопасность пассажиров:

Правила дорожного движения для пассажиров; обязанности пассажиров наземного общественного транспорта, ремень безопасности и правила его применения; порядок действий пассажиров при различных происшествиях на наземном общественном транспорте, в том числе вызванных террористическим актом; правила поведения пассажира мотоцикла;

4. Безопасность водителя:

Правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных средств передвижения; дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста; правила подготовки велосипеда к пользованию;

5. Дорожно-транспортные происшествия. Алгоритм действия при ДТП:

Дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения; основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий; порядок действий очевидца дорожно-транспортного происшествия; порядок действий при пожаре на транспорте;

6. Пассажиры на различных видах транспорта:

Особенности различных видов транспорта (подземного, железнодорожного, водного, воздушного); обязанности и порядок действий пассажиров при различных происшествиях на отдельных видах транспорта, в том числе вызванных террористическим актом;

7. Элементы первой помощи при ЧС на транспорте;

Первая помощь и последовательность её оказания; правила и приёмы оказания первой помощи при различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте.

МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»:

1. Основные опасности в общественных местах:

Общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в общественных местах; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;

2. Действия при возникновении массовых беспорядков, паники, толпы:

Массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест массового пребывания людей; порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей; порядок действий при попадании в толпу и давку;

3. Пожарная безопасность в общественных местах. Действия при обрушении зданий:

Порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара; порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;

4. Безопасность в общественных местах. Основные риски в ситуациях криминогенного характера:

Опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах, порядок действий при их возникновении; порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников; порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.

МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»:

1. Классификация и характеристика ЧС природного характера:

Чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация; природные пожары, их виды и опасности, факторы и причины их возникновения, порядок действий при нахождении в зоне природного пожара;

2. Сигналы бедствия и способы их подачи:

Автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному автономному существованию; порядок действий при автономном существовании в природной среде; правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;

3. Встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями. Распознавание растений и грибов.

Правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими животными, порядок действий при встрече с ними; порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и насекомых; различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения, необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями;

4. Правила безопасного поведения в горах:

Устройство гор и классификация горных пород, правила безопасного поведения в горах; снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в лавину; камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых для снижения риска попадания под камнепад; сели, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в зону селя; оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале оползня;

5. Правила безопасного поведения на водоемах:

Общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания в подготовленных и неподготовленных местах; порядок действий при обнаружении тонущего человека; правила поведения при нахождении на плавсредствах; правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека в полынье;

6. Безопасное поведение при угрозе наводнения, цунами:

Наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при наводнении; цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении в зоне цунами;

7. Правила безопасного поведения при урагане, буре, смерче, грозе:

Ураганы, бури, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий при ураганах, бурях и смерчах; грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в грозу;

8. Безопасное поведение при угрозе землетрясения, извержения вулкана:

Землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности, порядок действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал, при нахождении в зоне извержения вулкана;

9. Экология и ее значение для устойчивого развития общества:

Смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии для устойчивого развития общества; правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

МОДУЛЬ № 6 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»:

1. Общие представления о здоровье:

Смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для человека; факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек; элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;

2. Инфекционные заболевания:

Понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения; механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты от них; порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия); мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения;

3. Неинфекционные заболевания:

Понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска неинфекционных заболеваний; меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них; диспансеризация и её задачи;

4. Психическое здоровье и психологическое благополучие:

Понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие», современные модели психического здоровья и здоровой личности; стресс и его влияние на человека, меры профилактики стресса, способы самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний;

5. Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях:

Понятие «первая помощь» и обязанность по её оказанию, универсальный алгоритм оказания первой помощи; назначение и состав аптечки первой помощи; порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приёмы психологической поддержки пострадавшего.

МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»:

1. Общение-основа социального взаимодействия:

Общение и его значение для человека, способы организации эффективного и позитивного общения; приёмы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе, признаки конструктивного и деструктивного общения;

2. Конфликты в процессе общения:

Понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины развития конфликта; условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов, безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций; правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий при его опасных проявлениях; способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (модератора); опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг;

3. Манипуляция и способы противостоять ей:

Манипуляции в ходе межличностного общения, приёмы распознавания манипуляций и способы противостояния им;

4. Опасные проявления конфликтов и манипуляций. Действия в сложных ситуациях.

Приёмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от них;

5. Безопасное поведение и современные увлечения молодежи:

Современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила безопасного поведения; правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.

МОДУЛЬ № 8 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»:

1. Безопасность в цифровой среде:

Понятие «цифровая среда», её характеристики и примеры информационных и компьютерных угроз, положительные возможности цифровой среды; риски и угрозы при использовании Интернета; общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном цифровом пространстве;

2. Опасные программы и явления цифровой среды:

Опасные явления цифровой среды: вредоносные программы и приложения и их разновидности; правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в цифровой среде;

3. Опасный контент и опасные персоны:

Основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и его признаки, приёмы распознавания опасностей при использовании Интернета; противоправные действия в Интернете; правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы);

4. Деструктивные течения и защита от них:

Деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности, правила безопасного использования Интернета по предотвращению рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную деятельность.

МОДУЛЬ № 9 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»:

1. Основы противодействия экстремизму:

Понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты проявления и последствия;

2. Основы противодействия терроризму:

Цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни террористической опасности;

3. Роль личности в противодействии терроризму:

Основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и её цели;

4. Основы контртеррористической безопасности:

Признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила антитеррористического поведения; признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при их обнаружении;

5. Правила поведения при совершении террористических актов:

Правила безопасного поведения в условиях совершения теракта; порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налёт, наезд транспортного средства, подрыв взрывного устройства).

МОДУЛЬ № 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»:

1. Взаимодействие государства, общества, личности в общественной безопасности:

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её задачи, структура, режимы функционирования; государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера ответственности, порядок взаимодействия с ними; общественные институты и их место в системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения; права, обязанности и роль граждан Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

2. Оборона страны:

Антикоррупционное поведение как элемент общественной и государственной безопасности; информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, система ОКСИОН;

3. Предупреждение и ликвидация ЧС различного характера:

Сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении; средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок пользования фильтрующим противогазом; эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий населения при объявлении эвакуации.


Перечень педагогических технологий при преподавании предмета

В преподавании предмета на этой ступени образования используются следующие педагогические технологии:

  • Технология проблемного обучения.

  • Дифференцированное обучение.

  • Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

  • Здоровьесберегающая технология.

  • Групповые технологии.

Методы и приёмы обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;

  • индивидуальный устный опрос;

  • фронтальный опрос;  

  • взаимопроверка;

  • самоконтроль (по справочным пособиям);

  • методы дистанционного обучения (электронная лекция, использование электронной платформы ZOOM, skype).

Перечень компонентов учебно-методического комплекса (УМК), обеспечивающего реализацию Программы: учебник и дополнительная литература для учителя и учащихся;

8 класс – Основы безопасности жизнедеятельности. 8–9 классы. В 2-х частях. /Д.П. Рудаков. Под научной редакцией Ю.С. Шойгу. –М.: Просвещение, 2020

9 класс – Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности, издательство «Дрофа», 2014 год.

Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения, демонстрационный и раздаточный, дидактический материал.


Плакаты.

  • «Противогазы. Правила ношения противогаза»,

  • «Первая медицинская помощь»,

  • «Правила дорожного движения»,

  • «Знаки безопасности»,

  • «Набор плакатов по Гражданской обороне»,

  • «Пожарная безопасность».

1 Печатные пособия

  • Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации

  • Ордена России

  • Текст Военной присяги

  • Воинские звания и знаки различия

  • Военная форма одежды

  • Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе

  • Военно-прикладные виды спорта

  • Военно-учетные специальности РОСТО

  • Военно-учебные заведения Вооруженных Сил Российской Федерации

  • Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке на воинский учет

  • Нормативы по прикладной физической подготовке

  • Нормативы по радиационной, химической и биологической разведке

  • Устройство 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова

  • Устройство 5,6-мм малокалиберной винтовки

  • Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия

  • Приемы и правила метания ручных гранат

  • Мины российской армии

  • Индивидуальные средства защиты

  • Приборы радиационной разведки

  • Приборы химической разведки

  • Организация и несение внутренней службы

  • Строевая подготовка

  • Оказание первой медицинской помощи

  • Гражданская оборона

  • Диаграммы и графики,

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Компас, Визирная линейка, Транспортир, Бинт марлевый 10x15, Вата гигроскопическая нестерильная (пачка по 50 г.), Вата компрессная (пачка по 50 г.), Жгут кровоостанавливающий резиновый, Индивидуальный перевязочный пакет, Косынка перевязочная, Ножницы для перевязочного материала (прямые), Повязка малая стерильная, Повязка большая стерильная, Шинный материал (плотные куски картона, рейки т.п.) длиной от 0,7 до 1,.5 м, Противогазы, Общевойсковой защитный комплект, Костюм Л-1, Респиратор, Противохимический пакет, Ватно-марлевая повязка, тренажер для ИВЛ «Максим».

Тематическое планирование:


п/п

Наименование

Кол-во часов

8 кл

9 кл

1.

Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»

2

-

2.

Модуль № 2 «Безопасность в быту»

7

-

3.

Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»

7

-

4.

Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»

6

-

5.

Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:

6

6

6.

Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. основы медицинских знаний»:

-

10

7.

Модуль № 7 «Безопасность в социуме»

3

4

8.

Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»

3

3

9.

Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»

-

7

10.

Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»

-

4

Итого часов:

34

34


№ п/п

8класс


Модуль

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Планируемые результаты

Основные направления воспитательной деятельности

1

«Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»

2

1.      Введение:

Цель и задачи предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека; смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятельности»; источники и факторы опасности, их классификация;


1

Л: раскрывать смысл понятия культуры безопасности (как способности предвидеть, по возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);

приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека и/или нанесения ущерба имуществу, безопасности личности, общества, государства

М.: классифицировать источники опасности и факторы опасности (природные, физические, биологические, химические, психологические, социальные источники опасности — люди, животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе техногенного происхожденияП:

П: раскрывать общие принципы безопасного поведения. 


Эстетическое

Духовно-нравственное

Ценности научного познания

Физическое

Трудовое




2.      Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях:

общие принципы безопасного поведения; виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций; уровни взаимодействия человека и окружающей среды; механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.


1

2

«Безопасность в быту»

7

1.Основные опасности в быту. Отравления. Первая помощь.

бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых веществ и их опасности; признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи; правила комплектования и хранения домашней аптечки

2

Л.: Безопасно действовать в ситуациях криминального характера;

безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе правильно использовать первичные средства пожаротушения.

М:Объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;

классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы, электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты);

знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;

соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить возникновение опасных ситуаций в быту;

распознавать ситуации криминального характера;

знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные сообщения;

безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения (водо- и газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые сети)

П: знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;

соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить возникновение опасных ситуаций в быту;распознавать ситуации криминального характера;знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные сообщения;безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения (водо- и газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые сети);безопасно действовать в ситуациях криминального характера; безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе правильно использовать первичные средства пожаротушения.

Гражданское

Духовно-нравственное

Ценности научного познания

Физическое

Трудовое


2.Основные опасности в быту. Травмы: бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания первой помощи


1


3 Правила безопасности при обращении с газом,

. Места общего пользования: электричеством. правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы и правила оказания первой помощи; правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них; правила эксплуатации мусоропровода

1


4 Пожарная безопасность в жилых помещениях

пожар и факторы его развития; условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приёмы и правила оказания первой помощи; первичные средства пожаротушения; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за ложные сообщения; права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;

1


5 Проникновение в дом злоумышленников: ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми; меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения при попытке проникновения в дом посторонних

1


6 Аварийные ситуации техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения классификация аварийных ситуаций; правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах, порядок действий при авариях на коммунальных системах

1


3

«Безопасность на транспорте»

7

1 Правила дорожного движения

1

Л.:соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения;

М:классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный, железнодорожный, водный, воздушный); П предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте, в том числе криминогенного характера и ситуации угрозы террористического акта;

безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия на транспорте (наземном, подземном, железнодорожном, воздушном, водном), в том числе вызванного террористическим актом.






Гражданское

Духовно-нравственное

Ценности научного познания

Физическое

Трудовое

Экологическое

2 Безопасность пешехода

1

3 Безопасность пассажиров:

1

4 Безопасность водителя

1

5 Дорожно-транспортные происшествия. Алгоритм действия при ДТП

1

6 Пассажиры на различных видах транспорта

1

7 Элементы первой помощи при ЧС на транспорте

1

4

«Безопасность в общественных местах»

6

1.Основные опасности в общественных местах:


1

Л:соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей (в толпе);знать правила информирования экстренных служб;

М:характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах, в том числе техногенного происхождения;

распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и антиобщественного характера (кража, грабёж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия); 

П:безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных местах; безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов; эвакуироваться из общественных мест и зданий;безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;

безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера.

Гражданское

Духовно-нравственное

Ценности научного познания

Физическое

Трудовое


2.Действия при возникновении массовых беспорядков, паники, толпы:

1

3.Пожарная безопасность в общественных местах. Действия при обрушении зданий:

1

4.Безопасность в общественных местах. Основные риски в ситуациях криминогенного характера:

2

5

«Безопасность в природной среде»:

6

1.Классификация и характеристика ЧС природного характера. Сигналы бедствия и способы их подачи:



1

Л: помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке;соблюдать правила безопасного поведения на природе;

объяснять правила безопасного поведения на водоёмах в различное время года;

М: раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значение экологии для устойчивого развития общества; характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;

П: безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (землетрясения, извержения вулкана), чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные);

безопасно действовать при автономном существовании в пр родной среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями;знать и применять способы подачи сигнала о помощи

Ценности научного познания

Физическое

Трудовое

Экологическое


2.Встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями. Распознавание растений и грибов.


1

3.Правила безопасного поведения в горах. Правила безопасного поведения на водоемах:



1

4.Безопасное поведение при угрозе наводнения, цунами: Правила безопасного поведения при урагане, буре, смерче, грозе:

1

5.Безопасное поведение при угрозе землетрясения,

извержения вулкана:

1

6.Экология и ее значение для устойчивого развития общества:

1

6

«Здоровье и как его сохранить. основы медицинских знаний»:


9кл




7

«Безопасность в социуме»

3

1.Общение-основа социального взаимодействия. Конфликты в процессе общения.


1

Л: соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные намерения);

соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;

М: приводить примеры межличностного и группового конфликта;характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе насилие, буллинг (травля);

приводить примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в экстремистскую, террористическую и иную деструктивную деятельность, в субкультуры и формируемые на их основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности) и способов противостоять манипуляциям;

П: распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике современных молодёжных увлечений;безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных манипуляциях. 

Эстетическое

Духовно-нравственное

Ценности научного познания

Физическое


2. Манипуляция и способы противостоять ей. Опасные проявления конфликтов и манипуляций. Действия в сложных ситуациях.


1

3. Безопасное поведение и современные увлечения молодежи

1

8

«Безопасность в информационном пространстве»

3

1.Безопасность в цифровой среде:

Опасные программы и явления цифровой среды.


1

Л: владеть принципами безопасного использования Интернета; предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций; приводить примеры информационных и компьютерных угроз;

М: характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании сети Интернет (далее — Интернет), предупреждать риски и угрозы в Интернете (в том числе вовлечения в экстремистские, террористические и иные деструктивные интернет-сообщества);

П: характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании Интернета (например: мошенничество, игромания, деструктивные сообщества в социальных сетях).


Духовно-нравственное

Ценности научного познания

Трудовое

Экологическое


2.Опасный контент и опасные персоны.

1

3.Деструктивные течения и защита от них.

1


Итого

34ч





9класс

5

«Безопасность в природной среде»:

6

1.Классификация и характеристика ЧС природного характера. Сигналы бедствия и способы их подачи:



1

Л: помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке;соблюдать правила безопасного поведения на природе;

объяснять правила безопасного поведения на водоёмах в различное время года;

М: раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значение экологии для устойчивого развития общества характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;

П: безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (землетрясения, извержения вулкана), чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные);

безопасно действовать при автономном существовании в пр родной среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями;знать и применять способы подачи сигнала о помощи.


Ценности научного познания

Трудовое

Экологическое


2.Встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями. Распознавание растений и грибов.


1

3.Правила безопасного поведения в горах. Правила безопасного поведения на водоемах:



1

4.Безопасное поведение при угрозе наводнения, цунами: Правила безопасного поведения при урагане, буре, смерче, грозе:

1

5.Безопасное поведение при угрозе землетрясения,

извержения вулкана:

1

6.Экология и ее значение для устойчивого развития общества:

1

6

«Здоровье и как его сохранить. основы медицинских знаний»:

10

1.Общие представления о здоровье:


2

Л: сформировать негативное отношение к вредным привычкам (табакокурение, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость);

М: раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического) и здорового образа жизни;характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека; 

раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок, режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и психологического благополучия); приводить примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных заболеваний; характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера;

П: безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемии, пандемии); оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.

Гражданское

Духовно-нравственное

Ценности научного познания

Физическое

Трудовое


2.Инфекционные заболевания:


2

3.Неинфекционные заболевания


2

4.Психическое здоровье и психологическое благополучие:

2

5. Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях:

2

7

«Безопасность в социуме»

4

1.Общение-основа социального взаимодействия. Конфликты в процессе общения.


1

Л: соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные намерения);

соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;

М: приводить примеры межличностного и группового конфликта;

характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;

характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе насилие, буллинг (травля);

приводить примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в экстремистскую, террористическую и иную деструктивную деятельность, в субкультуры и формируемые на их основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности) и способов противостоять манипуляциям;

П: распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике современных молодёжных увлечений;безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных манипуляциях. 


Гражданское

Духовно-нравственное

Ценности научного познания

Физическое

Трудовое


2. Манипуляция и способы противостоять ей.


1

3. Опасные проявления конфликтов и манипуляций. Действия в сложных ситуациях.

1

4.Безопасное поведение и современные увлечения молодежи

1

8

«Безопасность в информационном пространстве»

3

1.Безопасность в цифровой среде:

Опасные программы и явления цифровой среды.


1

Л: владеть принципами безопасного использования Интернета; предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций; приводить примеры информационных и компьютерных угроз;

М: характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании сети Интернет (далее — Интернет), предупреждать риски и угрозы в Интернете (в том числе вовлечения в экстремистские, террористические и иные деструктивные интернет-сообщества);

П: характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании Интернета (например: мошенничество, игромания, деструктивные сообщества в социальных сетях).



2.Опасный контент и опасные персоны.

1

3.Деструктивные течения и защита от них.

1

9

«Основы противодействия экстремизму и терроризму»

7

1.Основы противодействия экстремизму

1

Л: объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;

сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической деятельности;

объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации;

М: распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте;

П: безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или опасных) вещей и предметов;безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников.


Патриотическое

Гражданское

Духовно-нравственное

Ценности научного познания

Физическое

Трудовое


2. Основы противодействия терроризму:


1

3.Роль личности в противодействии терроризму:


1

4.Основы контртеррористической безопасности.

2

5.Правила поведения при совершении террористических актов:

2

10

«Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»

4

1.Взаимодействие государства, общества, личности в общественной безопасности:


1

Л: объяснять роль государственных служб Российской Федерации по защите населения при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в современных условиях; объяснять правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций; помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; 

М: характеризовать роль человека, общества и государства при обеспечении безопасности жизни и здоровья населения в Российской Федерации; характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций различного характера;

П: владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в различных ситуациях;

владеть способами антикоррупционного поведения с учётом возрастных обязанностей;

информировать население и соответствующие органы о возникновении опасных ситуаций.


Патриотическое

Гражданское

Духовно-нравственное

Ценности научного познания

Физическое

Трудовое



2.Оборона страны.

1


3.Предупреждение и ликвидация ЧС различного характера

2


Итого

34ч







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!