СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО основам безопасности жизнедеятельности ДЛЯ 8 КЛАССОВ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная     записка

       Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской  программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» под редакцией А.Т.Смирнова, - М.: Просвещение, 2007 в соответствии с требованиями Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.

Цели и задачи курса:

Цель – формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде, при активном отдыхе в природных условиях.

Задачи:

- Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства

- Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни: подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО основам безопасности жизнедеятельности ДЛЯ 8 КЛАССОВ»

Администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новочебоксарский кадетский лицей имени Героя Советского Союза Кузнецова М.М.» города Новочебоксарска Чувашской Республики



Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № 5

от 01.06.2016


Согласовано

зам. директора по УВР

______Н.Е. Дикина

Утверждаю

Директор МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей»_______Ю.Ю.Бочарова

Приказ № 79-ОД от 29.08.2016




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО основам безопасности жизнедеятельности

ДЛЯ 8 КЛАССОВ

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД


составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» под редакцией А.Т.Смирнова, - М.: Просвещение, 2007




Учебник: Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2013. — (Академический школьный учебник).







Учитель: Николаев Александр Николаевич














Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» под редакцией А.Т.Смирнова, - М.: Просвещение, 2007 в соответствии с требованиями Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.

Цели и задачи курса:

Цель – формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде, при активном отдыхе в природных условиях.

Задачи:

- Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства

- Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни: подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности

- Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

- Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Общая характеристика предмета

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной. Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Место предмета в учебном плане

На изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в 8 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю).

Виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, практикум. Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.



Содержание программного материала


Название темы

Количество часов





Авторская

Рабочая



программа

программа





1

Обеспечение личной безопасности в

11

11


повседневной жизни







2

ЧС техногенного характера и безопасность

12

12


населения.







3

Основы медицинских знаний и здорового

12

12


образа жизни








Итого

35

35






РАЗДЕЛ I.

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Тема 1. Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

Профилактика пожаров в повседневной жиз­ни и организация защиты населения

Права, обязаности и ответственность граж­дан в области пожарной безопасности. Обес­печение личной безопасности при пожарах

Тема 2. Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшест­вий и травматизма людей

Организация дорожного движения, обязан­ности пешеходов и пассажиров

Велосипедист — водитель транспортного средства

Тема 3. Безопасность на водоемах

Безопасное поведение на водоемах в раз­личных условиях

Безопасный отдых на водоемах

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

Тема 4.Экология и безопасность

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

Правила безопасного поведения при небла­гоприятной экологической обстановке

Тема 5.Чрезвычайные ситуации техногенного харак­тера и их последствия

Классификация чрезвычайных ситуаций тех­ногенного характера

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные послед­ствия

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

РАЗДЕЛ II Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения

Тема1.Чрезвычайные ситуации техногенного харак­тера и защита населения

Обеспечение радиационной безопасности на­селения

Обеспечение химической защиты населения

Обеспечение защиты населения от послед­ствий аварий на взрывопожароопасных объ­ектах

Обеспечение защиты населения от послед­ствий аварий на гидротехнических сооруже­ниях

Тема2.Организация защиты населения от чрезвы­чайных ситуаций техногенного характера

Организация оповещения населения о чрезвы­чайных ситуациях техногенного характера

Эвакуация населения

Мероприятия по инженерной защите населе­ния от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

РАЗДЕЛ III Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Тема1. Здоровый образ жизни и его составляющие

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

Индивидуальное здоровье человека, его фи­зическая, духовная и социальная сущность

Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества

Здоровый образ жизни как необходимое ус­ловие сохранения и укрепления здоровья че­ловека и общества

Здоровый образ жизни и профилактика ос­новных неинфекционных заболеваний

Вредные привычки и их влияние на здоровье

Профилактика вредных привычек

Здоровый образ жизни и безопасность жиз­недеятельности

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 2. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах. Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

Тема 3. Здоровье человека и факторы на него влияющие

Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье.

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе ученик должен:


знать/понимать:


- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;


- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;


- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

уметь:


- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;


- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления

людей;

- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

- соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

- пользования бытовыми приборами и инструментами;

- проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.


Критерии оценки знаний, умений и навыков по предмету

Оценка «5»

Учащийся:

  • знает и умеет правильно анализировать причины развития различных опасных ситуаций, ЧС природного и техногенного характера.


-знает способы оповещения населения при возникновении опасных ситуаций

  • четко и правильно излагает правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций и ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района


  • четко и правильно излагает основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, в школе и при занятиях спортом -четко знает основные принципы самоспасения и правильно излагает основные принципы борьбы с терроризмом


-имеет четкие представления об основных правилах поведения, при смене климатографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях


  • имеет четкие представлении я об основных положениях ЗОЖ


-Умело пользуется подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении


  • умело пользуется индивидуальными средствами защиты и выполняет нормативы


  • владеет навыками в приемах оказания ПМП при различных видах травм


  • владеет навыками в определении сторон горизонта различными способами, в разведении костра и приготовлении пищи


  • Обоснованно излагает основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени

  • обоснованно излагает особенности прохождения военной службы, основные требования к призывнику на военную службу, воной специальности, обязанности солдата


  • обоснованно излагает порядок организации первоначальной постановки на воинский учет и подготовке к военной службе


  • имеет четкие представления об организации РСЧС


  • имеет четкие представления о современных средствах поражения, их поражающих факторах и способах защиты от них


  • имеет четкие представления о здоровье, ЗОЖ и факторах влияющих на здоровье


-владеет навыками в приемах проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца


  • владеет навыками в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости, устойчивости к гипоксии

  • владеет навыками в подготовке и правилах поведения в туристическом походе

  • имеет четкие представления о содержании законов РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих»

  • полностью овладел программным материалом.

Оценка «4»

Учащийся:

  • Знает и умеет анализировать причины развития различных опасных ситуаций, ЧС природного и техногенного характера, но допускает незначительные ошибки

  • знает некоторые способы оповещения населения при возникновении ЧС

  • допускает незначительные ошибки при изложении основных правил поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, в школе и при занятиях спортом -с небольшими затруднениями излагает вопросы правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций и ЧС природного техногенного характера, наиболее вероятных для данного региона

  • знает основные принципы самоспасения

  • имеет представление об основных правилах поведения при смене климатографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях

  • имеет представление об основных положениях ЗОЖ

  • умеет пользоваться подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении.

  • умеет пользоваться индивидуальными средствами защиты

  • способен оказать ПМП при различных видах травм

  • способен определить стороны горизонта, развести костёр и приготовить пищу

  • с небольшими затруднениями излагает основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени, допускает незначительные ошибки

  • с небольшими затруднениями излагает особенности прохождения военной основные требование к призывнику, к военной специальности, допускает незначительные ошибки

  • с небольшими затруднениями излагает порядок организации постановки на воинский учет и прохождения воинской службы, допускает незначительные ошибки

  • имеет представление об организации РСЧС

  • имеет представление о современных средствах массового поражения, их поражающих факторах и способах защиты от них

  • имеет представление о здоровье, ЗОЖ и факторах, влияющих на здоровье

  • с небольшими затруднениями в основном владеет навыками в приемах проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца

  • в основном владеет навыками в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости, устойчивости к гипоксии

  • с небольшими затруднениями в основном владеет навыками в подготовки и правилах поведения в туристическом походе

Оценка «3»

Учащийся:

  • основной материал знает нетвердо, отвечает неуверенно, требует постоянной помощи учителя

  • знает большую часть изучаемого материала, но допускает много ошибок при изложении

  • рабочую тетрадь ведет небрежно, отсутствуют несколько тем в изучаемых разделах

  • имеет слабые представления об основных положениях ЗОЖ

  • подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении пользуется но с грубыми ошибками

  • индивидуальными средствами защиты пользуется неуверенно нормативы выполняет на соответствующую оценку

  • имеет слабые навыки оказания ПМП при различных видах травм

-имеет слабые навыки в определении сторон горизонта, разведении костра и приготовления пищи

  • основной материал знает неьвердо, отвечает неуверенно, требует постоянной помощи учителя

  • имеет слабые понятие об организации РСЧС

  • имеет слабые представления о современных средствах поражения, их поражающих факторах и способы защиты от них

  • имеет слабые представления о здоровье, ЗОЖ и факторах влияющих на здоровье

  • слабые навыки в приемах проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца

  • слабые навыки в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости, устойчивости к гипоксии -имеет слабые навыки в подготовке и правилах поведения в туристическом походе

  • с трудом излагает порядок организации постановки на воинский учет и прохождения воинской службы, допускает незначительные ошибки -- полностью овладел программным материалом

Оценка «2»

Учащийся:

  • основной программный материал не знает, часто ответить на поставленный вопрос не может

  • рабочую тетрадь не ведет или ведет периодически, отсутствуют большее количество тем

  • имеет слабые представления по изучаемому вопросу, не умеет анализировать причины опасных ситуаций и вырабатывать порядок действий

  • не знает способов оповещения населения при возникновении опасных ситуаций

  • не знает основные правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций, ЧС природного и техногенного характера

  • не умеет пользоваться подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении

  • не умеет пользоваться индивидуальными средствами защиты и не выполняет нормативы

  • не владеет навыками в приемах оказания ПМП при различных видах травм

  • не владеет навыками в определении сторон горизонта, в разведении костра и приготовлении пищи

  • основной программный материал не знает, часто ответить на поставленный вопрос не может

  • имеет слабые представления по изучаемому вопросу, не умеет анализировать причины опасных ситуаций и вырабатывать порядок действий

  • не имеет представление об организации РСЧС

  • не имеет представления о современных средствах поражения, их поражающих факторах и способах защиты от них

  • не имеет представления о здоровье, ЗОЖ и факторах, влияющих на здоровье

  • не владеет навыками в выполнении ИВЛ и непрямого массажа сердца

  • не владеет навыками в подготовке и правилах поведения в туристическом походе

  • не имеет представления об основных положениях законов Российской Федерации «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих»

  • не имеет представления о порядке постановки на воинский учет и прохождения воинской службы, допускает значительные ошибки

При оценке учитываются:

  • умения пользоваться средствами индивидуальной защиты -умения оказывать ПМП при различных видах травм

  • умения определять стороны горизонта различными способами

  • умения разводить костер и готовить пищу в походных условиях

  • выполнения нормативов применения средств индивидуальной защиты Следует принимать во внимание реальные сдвиги обучающегося в повышении умений за определенный период времени. Достижение этих сдвигов при систематических отработках действий дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки.


Тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Р-1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни 11

1.

Инструктаж по ТБ. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

1


2.

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.

1


3.

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре.

1


4.

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей

1


5.

Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров

1


6.

Водитель, формирование качеств безопасного водителя

1


7.

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

1


8.

Безопасный отдых у воды

1


9.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1


10.

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

1


11.

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

1


Р-2 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения 12

1.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1


2.

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

1


3.

Обеспечение радиационной безопасности населения

1


4.

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1


5.

Обеспечение химической защиты населения

1


6.

Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

1


7.

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

1


8.

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

1


9.

Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях

1


10.

Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

1


11.

Эвакуация населения

1


12.

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1


Р-3 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 12

1.

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

1


2.

Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность

1


3.

Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества

1


4.

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

1


5.

Здоровый образ жизни и профилактика основных инфекционных заболеваний

1


6.

Вредные привычки и их влияние на здоровье

1


7.

Профилактика вредных привычек

1


8.

Промежуточная аттестация. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1


9.

Первая помощь пострадавшим и ее значение (практические занятия)

1


10.

Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практические занятия)

1


11.

Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)

1


12.

Первая медицинская помощь при утоплении (практические занятия)

1






ВСЕГО:

35


Промежуточная аттестация проводится в виде собеседования.

Практические работы:

- Практическая работа №1 Первая помощь пострадавшим и ее значение

- Практическая работа №2 Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ

- Практическая работа №3 Первая медицинская помощь при травмах

- Практическая работа №4 Первая медицинская помощь при утоплении

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2010

  2. Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: ООО ИДТР, 2011

  3. ОБЖ. Библиотека электронных наглядных пособий 5-11 классы. Компакт-диск 5. Программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т.Смирнова М.; Просвещение 2007

  4. Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты.

Дополнительная литература:


  1. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») /авт.-сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова. - Изд.2-е — Волгоград: Учитель, 2010

  2. Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: ООО ИДТР, 2011

  3. ОБЖ. Библиотека электронных наглядных пособий 5-11 классы. Компакт-диск

  4. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендациии. 5-11классы /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, В.А.Васнев, М.В.Маслов; под общей редакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад.наук. -М.: Просвещение,2010 — (Академический школьный учебник)

для учащихся:

  1. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2010







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!