Администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новочебоксарский кадетский лицей имени Героя Советского Союза Кузнецова М.М.» города Новочебоксарска Чувашской Республики
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № 5 от 01.06.2016 | Согласовано зам. директора по УВР ______Н.Е. Дикина | Утверждаю Директор МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей»_______Ю.Ю.Бочарова Приказ № 79-ОД от 29.08.2016 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО основам безопасности жизнедеятельности
ДЛЯ 8 КЛАССОВ
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» под редакцией А.Т.Смирнова, - М.: Просвещение, 2007
Учебник: Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2013. — (Академический школьный учебник).
Учитель: Николаев Александр Николаевич
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» под редакцией А.Т.Смирнова, - М.: Просвещение, 2007 в соответствии с требованиями Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.
Цели и задачи курса:
Цель – формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде, при активном отдыхе в природных условиях.
Задачи:
- Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства
- Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни: подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности
- Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
- Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Общая характеристика предмета
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной. Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Место предмета в учебном плане
На изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в 8 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю).
Виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, практикум. Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Содержание программного материала
| Название темы | Количество часов |
№ | | | |
| Авторская | Рабочая |
| | программа | программа |
| | | |
1 | Обеспечение личной безопасности в | 11 | 11 |
| повседневной жизни | | |
| | | |
2 | ЧС техногенного характера и безопасность | 12 | 12 |
| населения. | | |
| | | |
3 | Основы медицинских знаний и здорового | 12 | 12 |
| образа жизни | | |
| | | |
| Итого | 35 | 35 |
| | | |
РАЗДЕЛ I.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Тема 1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
Права, обязаности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах
Тема 2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров
Велосипедист — водитель транспортного средства
Тема 3. Безопасность на водоемах
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
Безопасный отдых на водоемах
Оказание помощи терпящим бедствие на воде
Тема 4.Экология и безопасность
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
Тема 5.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
РАЗДЕЛ II Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения
Тема1.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения
Обеспечение радиационной безопасности населения
Обеспечение химической защиты населения
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях
Тема2.Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Эвакуация населения
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
РАЗДЕЛ III Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема1. Здоровый образ жизни и его составляющие
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
Вредные привычки и их влияние на здоровье
Профилактика вредных привычек
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 2. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах. Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
Тема 3. Здоровье человека и факторы на него влияющие
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье.
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе ученик должен:
знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления
людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Критерии оценки знаний, умений и навыков по предмету
Оценка «5»
Учащийся:
-знает способы оповещения населения при возникновении опасных ситуаций
-имеет четкие представления об основных правилах поведения, при смене климатографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях
-Умело пользуется подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении
обоснованно излагает особенности прохождения военной службы, основные требования к призывнику на военную службу, воной специальности, обязанности солдата
-владеет навыками в приемах проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца
владеет навыками в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости, устойчивости к гипоксии
владеет навыками в подготовке и правилах поведения в туристическом походе
имеет четкие представления о содержании законов РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих»
полностью овладел программным материалом.
Оценка «4»
Учащийся:
Знает и умеет анализировать причины развития различных опасных ситуаций, ЧС природного и техногенного характера, но допускает незначительные ошибки
знает некоторые способы оповещения населения при возникновении ЧС
допускает незначительные ошибки при изложении основных правил поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, в школе и при занятиях спортом -с небольшими затруднениями излагает вопросы правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций и ЧС природного техногенного характера, наиболее вероятных для данного региона
знает основные принципы самоспасения
имеет представление об основных правилах поведения при смене климатографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях
имеет представление об основных положениях ЗОЖ
умеет пользоваться подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении.
умеет пользоваться индивидуальными средствами защиты
способен оказать ПМП при различных видах травм
способен определить стороны горизонта, развести костёр и приготовить пищу
с небольшими затруднениями излагает основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени, допускает незначительные ошибки
с небольшими затруднениями излагает особенности прохождения военной основные требование к призывнику, к военной специальности, допускает незначительные ошибки
с небольшими затруднениями излагает порядок организации постановки на воинский учет и прохождения воинской службы, допускает незначительные ошибки
имеет представление об организации РСЧС
имеет представление о современных средствах массового поражения, их поражающих факторах и способах защиты от них
имеет представление о здоровье, ЗОЖ и факторах, влияющих на здоровье
с небольшими затруднениями в основном владеет навыками в приемах проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца
в основном владеет навыками в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости, устойчивости к гипоксии
с небольшими затруднениями в основном владеет навыками в подготовки и правилах поведения в туристическом походе
Оценка «3»
Учащийся:
основной материал знает нетвердо, отвечает неуверенно, требует постоянной помощи учителя
знает большую часть изучаемого материала, но допускает много ошибок при изложении
рабочую тетрадь ведет небрежно, отсутствуют несколько тем в изучаемых разделах
имеет слабые представления об основных положениях ЗОЖ
подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении пользуется но с грубыми ошибками
индивидуальными средствами защиты пользуется неуверенно нормативы выполняет на соответствующую оценку
имеет слабые навыки оказания ПМП при различных видах травм
-имеет слабые навыки в определении сторон горизонта, разведении костра и приготовления пищи
основной материал знает неьвердо, отвечает неуверенно, требует постоянной помощи учителя
имеет слабые понятие об организации РСЧС
имеет слабые представления о современных средствах поражения, их поражающих факторах и способы защиты от них
имеет слабые представления о здоровье, ЗОЖ и факторах влияющих на здоровье
слабые навыки в приемах проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца
слабые навыки в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости, устойчивости к гипоксии -имеет слабые навыки в подготовке и правилах поведения в туристическом походе
с трудом излагает порядок организации постановки на воинский учет и прохождения воинской службы, допускает незначительные ошибки -- полностью овладел программным материалом
Оценка «2»
Учащийся:
основной программный материал не знает, часто ответить на поставленный вопрос не может
рабочую тетрадь не ведет или ведет периодически, отсутствуют большее количество тем
имеет слабые представления по изучаемому вопросу, не умеет анализировать причины опасных ситуаций и вырабатывать порядок действий
не знает способов оповещения населения при возникновении опасных ситуаций
не знает основные правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций, ЧС природного и техногенного характера
не умеет пользоваться подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении
не умеет пользоваться индивидуальными средствами защиты и не выполняет нормативы
не владеет навыками в приемах оказания ПМП при различных видах травм
не владеет навыками в определении сторон горизонта, в разведении костра и приготовлении пищи
основной программный материал не знает, часто ответить на поставленный вопрос не может
имеет слабые представления по изучаемому вопросу, не умеет анализировать причины опасных ситуаций и вырабатывать порядок действий
не имеет представление об организации РСЧС
не имеет представления о современных средствах поражения, их поражающих факторах и способах защиты от них
не имеет представления о здоровье, ЗОЖ и факторах, влияющих на здоровье
не владеет навыками в выполнении ИВЛ и непрямого массажа сердца
не владеет навыками в подготовке и правилах поведения в туристическом походе
не имеет представления об основных положениях законов Российской Федерации «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих»
не имеет представления о порядке постановки на воинский учет и прохождения воинской службы, допускает значительные ошибки
При оценке учитываются:
умения пользоваться средствами индивидуальной защиты -умения оказывать ПМП при различных видах травм
умения определять стороны горизонта различными способами
умения разводить костер и готовить пищу в походных условиях
выполнения нормативов применения средств индивидуальной защиты Следует принимать во внимание реальные сдвиги обучающегося в повышении умений за определенный период времени. Достижение этих сдвигов при систематических отработках действий дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
Р-1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни 11 |
1. | Инструктаж по ТБ. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. | 1 | |
2. | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. | 1 | |
3. | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре. | 1 | |
4. | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей | 1 | |
5. | Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров | 1 | |
6. | Водитель, формирование качеств безопасного водителя | 1 | |
7. | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях | 1 | |
8. | Безопасный отдых у воды | 1 | |
9. | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | 1 | |
10. | Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека | 1 | |
11. | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | 1 | |
Р-2 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения 12 |
1. | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | |
2. | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия | 1 | |
3. | Обеспечение радиационной безопасности населения | 1 | |
4. | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | 1 | |
5. | Обеспечение химической защиты населения | 1 | |
6. | Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия | 1 | |
7. | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | 1 | |
8. | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | 1 | |
9. | Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях | 1 | |
10. | Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера | 1 | |
11. | Эвакуация населения | 1 | |
12. | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | |
Р-3 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 12 |
1. | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека | 1 | |
2. | Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность | 1 | |
3. | Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества | 1 | |
4. | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | 1 | |
5. | Здоровый образ жизни и профилактика основных инфекционных заболеваний | 1 | |
6. | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 | |
7. | Профилактика вредных привычек | 1 | |
8. | Промежуточная аттестация. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1 | |
9. | Первая помощь пострадавшим и ее значение (практические занятия) | 1 | |
10. | Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практические занятия) | 1 | |
11. | Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия) | 1 | |
12. | Первая медицинская помощь при утоплении (практические занятия) | 1 | |
| | | |
ВСЕГО: | 35 | |
Промежуточная аттестация проводится в виде собеседования.
Практические работы:
- Практическая работа №1 Первая помощь пострадавшим и ее значение
- Практическая работа №2 Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ
- Практическая работа №3 Первая медицинская помощь при травмах
- Практическая работа №4 Первая медицинская помощь при утоплении
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2010
Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: ООО ИДТР, 2011
ОБЖ. Библиотека электронных наглядных пособий 5-11 классы. Компакт-диск 5. Программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т.Смирнова М.; Просвещение 2007
Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты.
Дополнительная литература:
Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») /авт.-сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова. - Изд.2-е — Волгоград: Учитель, 2010
Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: ООО ИДТР, 2011
ОБЖ. Библиотека электронных наглядных пособий 5-11 классы. Компакт-диск
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендациии. 5-11классы /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, В.А.Васнев, М.В.Маслов; под общей редакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад.наук. -М.: Просвещение,2010 — (Академический школьный учебник)
для учащихся:
Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2010