“Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Железногорска»
Данная программа составлены на основе программы учебного курса «Окружающий мир» ООП НОО МОУ СОШ № 7 г. Железногорска (раздел 2, пункт 2, приказ по школе № 131 от 15.08.2011г) в соответствии с приказом № 373 от 06.10.09 и приказом № 2357 от 22.09.11 Минобрнауки РФ.
Предмет «Окружающий мир» рассчитан на 48 часов (2 часа в неделю во II-IV четвертях), в том числе 9 часов в рамках модуля «Учимся думать, наблюдать, фантазировать». Количество уроков определено учебным планом ООП НОО школы.
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Здоровый образ жизни занимает одно из главных мест в курсе «Окружающий мир». Для развития установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы и разделы.
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
— воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
— различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
— описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
— сравнивать домашних и диких животных.
—анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
— участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Особенность рабочей программы: наряду с федеральным компонентом программы реализуется внутриучебный компонент, который представлен модулем «Учимся думать и фантазировать». Цель модуля – формирование инновационного мышления учащихся через решение открытых задач естественнонаучного содержания; содействовать интеллектуальному, духовно-нравственному развитию младших школьников через расширение круга знаний об окружающем мире; совершенствование представлений о разнообразии природного и рукотворного мира, общечеловеческой культуры и творчества.
- формирование творческих способностей и фантазии через решение открытых задач, положенных в основу эвристических заданий олимпиада «Совенок»;
- каждый изучаемый предмет окружающего мира сделать источником эмоционального восприятия;
- формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
- расширить общий кругозор и опыт общения с окружающим миром.
- решать доступные по возрасту задания эвристической олимпиады «Совенок», построенной на теории открытых задач, моделирующих проблемные ситуации естественнонаучного содержания;
- вести непосредственные наблюдения объектов природы, описывать их через выделение отличительных признаков и объединения в группы на основе существенных признаков;
- собирать информацию о природных объектах и явлениях из разных источников: слово учителя, текст, рисунок, фотография, электронные носители;
- делать первые шаги проектной деятельности.
№ урока | Тема урока | Содержание | Планируемые результаты обучения | Приложение (оборудование) |
Предметные | УУД |
|
1 | Модуль (№1). Условные знаки. Рисуем свойства. | Буквы, ноты, обозначение природного явления, знаки помещения, расписание уроков, дорожные знаки. Нарисуй так, чтобы соответствовало свойству. | Ученик научится соотносить знаки и слова-предметы. Ученик получит возможность научиться зашифровывать слова-признаки знаками; использовать оригинальный способ решения естественнонаучной задачи. | Соотношение вербальных и символических моделей. Решение открытой задачи естественнонаучной направленности. | Литвиненко «Думаем и фантазируем» с. 3-10 |
2 | Мир, который меня окружает. | Многообразие окружающего мира. Природа – часть окружающего мира, не созданная руками человека. Живая и неживая природа. Мир, созданный руками человека. | Ученик научится объяснять понятия «окружающий мир», «живая природа», «неживая природа», «изделия». Ученик получит возможность научиться оперировать данными понятиями. | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Классификация объектов природы. | |
3 | Модуль (№2). Уроки здоровья. | Работа с поговоркой «Здоровый дух в здоровом теле». Физическое здоровье. Рисуем самого быстрого и самого медленного человека. Долгожители. Духовно-нравственный компонент: формирование понимания того, что каждый человек является частью человеческого общества. | Ученик научится называть правила соблюдения осанки, укрепления здоровья. Ученик получит возможность научиться оценивать свое физическое здоровье через самочувствие; использовать оригинальный способ решения естественнонаучной задачи. | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Решение открытой задачи естественнонаучной направленности. | Литвиненко «Думаем и фантазируем» с.11-19 |
4 | Я иду в школу. Моя школа. | Первое сентября - начало учебного года. Моя школа. Какой школа была раньше. Выполнение заданий в тетради. | Ученик научится правильно переходить дорогу. Ученик получит возможность научиться обращать внимание на дорожные знаки, выбирать безопасный путь. | Соотношение вербальных и символических моделей. Составление рисунка – схемы. | |
5 | Я - школьник. Новый распорядок дня. | Зачем нужны знания. Чему ты научишься в школе. Новый распорядок дня. | Ученик научится объяснять, какого ученика можно назвать примерным, значение режима дня. Ученик получит возможность научиться ориентироваться во времени по модели стрелочных часов; использовать оригинальный способ решения естественнонаучной задачи.. | Соотношение времени и своих действий в течение дня. Решение открытой задачи естественнонаучной направленности. | |
6 | Модуль (№3). Режим дня школьника. Необычные часы. | Что нужно делать, что все успевать делать и не уставать. Использование модели стрелочных часов. Соотношение времени и своих действий в течение дня. Понятия: режим дня, распределение дел по времени. Необычные часы. | Ученик научится объяснять, какого ученика можно назвать примерным, значение режима дня. Ученик получит возможность научиться ориентироваться во времени по модели стрелочных часов; использовать оригинальный способ решения естественнонаучной задачи.. | Соотношение времени и своих действий в течение дня. Решение открытой задачи естественнонаучной направленности. | Литвиненко «Думаем и фантазируем» с.20-28 |
7 | Школьный коллектив. | Что такое школьный коллектив. Правила поведения в школе, школьном коллективе. Употребление вежливых слов в общении | Ученик научится объяснять правила поведения в школе Ученик получит возможность научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. | |
8 | Моя семья. | Что означает понятие «семья». Обязанности членов семьи. Моя семья. | Ученик научится объяснять, что такое семья, кто является членом семьи, осознает обязанности членов семьи Ученик получит возможность научиться выделять определенные ценности семьи. | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Решение открытой задачи естественнонаучной направленности. | |
9 | Место, где я живу | Где проживают люди (город, деревня). Профессии и занятия людей, проживающих в городской и сельской | Ученик научится называть родной город, страну, столицу, некоторые города области и страны. Ученик получит возможность научиться перечислять богатства России. | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Обогащение словарного запаса. | |
10 | Моя улица. | Улицы города. Названия улиц. Адрес. | Ученик научится называть родной город, улицу Ученик получит возможность научиться перечислять знакомые улицы родного города | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Обогащение словарного запаса. | |
11 | Мы пешеходы и пассажиры. | Что обозначают знаки дорожного движения и их значение. Какие бывают знаки дорожного движения (разрешающие и запрещающие.) Сигналы светофора. | Ученик научится правильно переходить дорогу. Ученик получит возможность научиться обращать внимание на дорожные знаки, выбирать безопасный путь. | Соотношение вербальных и символических моделей. Составление рисунка – схемы. | |
12 | Дом, в котором я живу. | История появления жилища у человека. Дом в деревне. Дом в городе. | Ученик научится различать виды жилищ. Ученик получит возможность научиться определять разницу городского и деревенского дома | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Обогащение словарного запаса. | |
13 | Опасности внутри дома. | Какие опасности могут возникнуть при неумелом обращении с электробытовыми приборами. Какие правила надо соблюдать при использовании электробытовых приборов. | Ученик научится правилам поведения при использовании электробытовых приборов Ученик получит возможность научиться правильно вести себя в экстренной ситуации | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Обогащение словарного запаса. | |
14 | Мир живой природы. | Живые организмы. Признаки живых организмов. Человек - живой организм. | Ученик научится различать живые организмы, признаки живых организмов Ученик получит возможность научиться определять объекты живой и неживой природы | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Обогащение словарного запаса. | |
15 | Что мы знаем о растениях. | Многообразие растительного мира. Строение цветкового растения. Деление растений на группы. | Ученик научится различать деревья, кустарники, травянистые растения. Ученик получит возможность научиться называть по 2-4 растения каждого вида. | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Классификация объектов природы. | |
16 | Растения вокруг нас. | Дикорастущие растения, культурные растения. | Ученик научится выделять необычный признак в растении. Ученик получит возможность научиться делать небольшое сообщение перед классом. | Опыт публичного выступления. | |
17 | Модуль (№4). В саду и в огороде | Понятия: культурное растение, сорняк, плод, овощ, фрукт, способы выращивания, рассада, садовод, овощевод, теплица. Культурное и дикорастущее растение. Чем сад отличается от огорода. Разнообразие сортов. Защита урожая | Ученик научится различать понятия, связанные с огородом и садом. Ученик получит возможность научиться называть новые профессии людей, провести опыт по выращиванию растения; использовать оригинальный способ решения естественнонаучной задачи. | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Классификация объектов природы. Обогащение словарного запаса. Решение открытой задачи естественнонаучной направленности. | Литвиненко «Думаем и фантазируем» с.29-34 |
18 | Ядовитые растения и грибы. | Дикорастущие ядовитые растения. Съедобные и несъедобные грибы. | Ученик научится по схеме рассказывать о строении шляпочного гриба, правила сбора грибов. Ученик получит возможность научиться связывать название 2-4 грибов с названием деревьев, доказывать, что гриб относится к живой природе. | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Классификация объектов природы. Обогащение словарного запаса. | |
19-20 | Растения в нашем доме. Редкие и исчезающие растения. | Комнатные растения, их отличительные признаки. | Ученик научится называть некоторые отличительные признаки комнатных растений. Ученик получит возможность научиться использовать полученные знания и собственный опыт в практической работе. | Обращение к собственному опыту. Классификация объектов природы. Обогащение словарного запаса. | |
21 | Уход за комнатными растениями. | Правила ухода за комнатными растениями. | Ученик научится называть некоторые правила ухода за комнатными растениями. Ученик получит возможность научиться использовать полученные знания и собственный опыт в практической работе. | Обращение к собственному опыту. Классификация объектов природы. Обогащение словарного запаса. | |
22 | Животные вокруг нас. Дикие животные. | Многообразие животного мира. Дикие животные, их среда обитания, питание. | Ученик научится различать животных по способу питания. Ученик получит возможность научиться доказывать, что животное – часть живой природы. | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Классификация объектов природы. Обогащение словарного запаса. | |
23 | Животные вокруг нас. Домашние животные. | Домашние животные, их многообразие. Основные правила ухода за домашними животными. | Ученик научится различать домашних и диких животных, называть 2-4 вида домашних животных. Ученик получит возможность научиться называть домашних животных различных видов: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Классификация объектов природы. Обогащение словарного запаса. | |
24-25 | Редкие и исчезающие животные. | Влияние человека на природу. Животные красной книги. Заповедники, зоопарки. | Ученик научится называть 2-4 названия редких растений и животных. Ученик получит возможность научиться предлагать способы сохранения редких видов. | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Обогащение словарного запаса. | |
26 | Модуль (№6). Как защищаются млекопитающие. | Приспособления к защите от хищников. На что похож ежик? «Пушистый» ежик. | Ученик научится различать млекопитающих растительноядных, хищных всеядных, называть некоторые средства защиты от врагов. Ученик получит возможность научиться использовать оригинальный способ решения естественнонаучной задачи. | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Классификация объектов природы. Обогащение словарного запаса. Решение открытой задачи естественнонаучной направленности. | Литвиненко «Думаем и фантазируем» с.41-47 |
27 | Модуль (№8). Динозавры – вымершие животные. | Время в мире природы: прошлое, объект, будущее. Динозавры. Ситуация «Спрятанная жизнь» | Ученик научится называть древних животных словом «динозавры». Ученик получит возможность научиться использовать оригинальный способ решения естественнонаучной задачи. | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Классификация объектов природы. Обогащение словарного запаса. Решение открытой задачи естественнонаучной направленности. | Литвиненко «Думаем и фантазируем» с.50-57 |
28 | Урок-экскурсия «Растения и животные парка». | Поход в парк. Наблюдение за растениями и животными парка. | Ученик научится различать деревья, кустарники, травянистые растения. Ученик получит возможность научиться называть по 2-4 растения каждого вида. | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Классификация объектов природы. | |
29 | Модуль (№7). Удивительные птицы. | Птицы, которые не летают. Место обитания, способ добычи пищи. Городские птицы. Как поют птицы. Как сделать кормушку для птиц. | Ученик научится рассказывать о пингвине и страусе, называть 2-4 городские птицы. Ученик получит возможность научиться составлять мини-рассказ по сюжетным картинкам. | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Классификация объектов природы. | Литвиненко «Думаем и фантазируем» с.48-56 |
30 | Человек и природа. | Человек и природа. Охрана природы. Правила поведения на природе. | Ученик научится бережному отношению к природе Ученик получит возможность научиться называть правила поведения на природе | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Обогащение словарного запаса. | |
31 | Урок-экскурсия «Влияние деятельности человека на природу». | Влияние деятельности человека на природу. Труд людей зимой. Изготовление кормушек для птиц. Поход в парк | Ученик научится различать виды труда зимой Ученик получит возможность научиться изготавливать кормушки для птиц | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Классификация объектов природы. | |
32 | Явления природы | Знакомство с понятием «явления природы». Значение явлений природы для жизни животных и человека. | Ученик научится понятию «явления природы» Ученик получит возможность научиться определять значение природы для жизни животных и человека | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Классификация объектов природы. | |
33 | Погода. | Знакомство с понятиями «погодные явления», «погода». Как и для чего люди изучают погоду. Знакомство с устройством термометра и его работой. | Ученик научится понятиям «погодные явления», «погода». Ученик получит возможность научиться устройству термометра и его работой | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Обогащение словарного запаса. | |
34 | Сезонные явления в жизни растений и животных (зима). | Наблюдение за изменением жизни растений и животных с наступлением зимы. | Ученик научится наблюдать за изменением жизни растений и животных Ученик получит возможность научиться различать сезонные явления природы | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Обогащение словарного запаса. | |
35 | Смена дня и ночи | Вращение Земли вокруг своей оси. Время суток (утро, день, вечер, ночь) . Жизнедеятельность человека в разное время суток. | Ученик научится проводить анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Ученик получит возможность научиться Использование глобуса для знакомства с формой нашей планеты | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Обогащение словарного запаса. | |
36 | Времена года. Человек и времена года. | Причины смен времен года. Основные признаки смены времен года. Растения и животные в разное время года. Трудовая деятельность человека в разное время года | Ученик научится проводить анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Ученик получит возможность научиться Использование глобуса для знакомства с формой нашей планеты | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Обогащение словарного запаса. | |
37 | Времена года. Человек и времена года. | Причины смен времен года. Основные признаки смены времен года. Растения и животные в разное время года. Трудовая деятельность человека в разное время года | Ученик научится проводить анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Ученик получит возможность научиться Использование глобуса для знакомства с формой нашей планеты | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Обогащение словарного запаса. | |
38 | Модуль (№9). Вторая жизнь дерева | Для чего нужны деревья. Древесина. Великие изобретения человека. Духовно-нравственный компонент: осознание факта, что от человека зависит неразумное уничтожение природы или сохранение ее красоты и многообразия. | Ученик научится называть использование дерева человеком, объяснять необходимость сохранения деревьев. Ученик получит возможность научиться использовать оригинальный способ решения естественнонаучной задачи. | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Обогащение словарного запаса. Решение открытой задачи естественнонаучной направленности. | Литвиненко «Думаем и фантазируем» с.58-63 |
39 | Как мы познаем мир. | Разнообразие тел, которые нас окружают. Органы чувств, с помощью которых мы познаем мир. | Ученик научится называть органы чувств, их роль в восприятии мира. Ученик получит возможность научиться беречь свои органы чувств. | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. | |
40 | Модуль (№5). Круговорот веществ в природе. Производители, потребители, разрушители. | Производители – растения. Потребители – травоядные, хищники, всеядные. Разрушители – грибы, черви, бактерии. | Ученик научится соотносить живой организм и его роль в круговороте веществ. Ученик получит возможность научиться классифицировать живые организмы по их «профессиям» в круговороте веществ. | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. Классификация объектов природы. Обогащение словарного запаса. | Литвиненко «Думаем и фантазируем» с.35-40 |
41 | Источники информации. | Знакомство с понятием «источники информации». Их назначение. Какие бывают источники информации и как ими пользоваться. Возможности компьютера. | Ученик научится распознавать тела, их назначение Ученик получит возможность научиться пользоваться источниками информации | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. | |
42 | Музеи. | Что такое музей. Какие бывают музеи. Какое значение имеют музеи в жизни людей | Ученик научится определять виды музеев Ученик получит возможность научиться определять значение музеев в жизни людей | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. | |
43 | История развития письма. | Как люди передавали информацию. Алфавит. Материалы для письма. | Ученик научится истории развития письма Ученик получит возможность научиться алфавиту | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. | |
44 | История развития письма. | Как люди передавали информацию. Алфавит. Материалы для письма. | Ученик научится истории развития письма Ученик получит возможность научиться алфавиту | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. | |
45 | Природа в живописи. | Что такое картина. Основные жанры картины. Животный мир на картинах. | Ученик научится понятию «картина», познакомиться с известными художниками Ученик получит возможность научиться основным жанрам картины | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. | |
46 | Природа в живописи. | Что такое картина. Основные жанры картины. Животный мир на картинах. | Ученик научится понятию «картина», познакомиться с известными художниками Ученик получит возможность научиться основным жанрам картины | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. | |
47 | Мир, созданный руками человека | Человек живет в мире, созданном своими руками. Человек должен бережно относиться к природе, так как сам является ее частью. | Ученик научится бережному отношению к природе Ученик получит возможность научиться определять себя как часть природы | Восприятие учебной задачи. Участие в диалоге и общей беседе. | |
48 | Чему я научился за год. | Повторение и обобщение полученных знаний. Тест | Ученик получит возможность научиться отражать полученные знания в тестовых заданиях. | Восприятие учебной задачи. | |