СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОБЖ для 10 класса согласно ФГОС 2022

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ОБЖ для 9 клааас согласно ФГОС 2022

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОБЖ для 10 класса согласно ФГОС 2022»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа №25 с углублённым изучением отдельных предметов имени И.В. Грачева




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МАОУ СОШ №25 с УИОП

________ Солнышкина В.В.

«27» августа 2021г.









Рабочая программа


«Основы безопасности жизнедеятельности»

для 10-х классов

составлена в соответствии с федеральным государственным

стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО)






Программу составил

Преподаватель-организатор кура ОБЖ:

Волчков Игорь Михайлович













Калининград

2021 г.



АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ КУРСА

«Основы безопасности жизнедеятельности»

10 КЛАСС


Рабочая программа разработана на основе федерального государственного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО 2021г), требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте среднего общего образования, Приказом Министерства Просвещения № 286 и 287 от 31.05.2021г. Программа составлена в соответствии с ООП ОО МАОУ СОШ № 25 с УИОП, примерной программы РАО РФ «Института стратегии развития образования».

В курсе ОБЖ для 10 класса (курс обучения за 10-11 классы) завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального ха­рактера. В программе содержатся следующие разделы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне», «Медицинская подготовка и оказание первой медицинской помощи». В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации оп 14 07 98 г №1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10-11 классов введен раздел "Основы военной службы". Этот раздел органически связан с другими разделами курса и направлен прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, военно-патриотическое воспитание старшеклассников.

В целях повышения качества образования учебного процесса в разделе «Промежуточная аттестация» предусмотрен вид контроля как исследовательская работа. Итоговая оценка за курс складывается из двух видов контроля: в первом полугодии за теоретический курс-Промежуточная аттестация в виде теста, во втором полугодии – общая оценка за практические занятия.

Предусмотрены часы духовно-нравственного воспитания молодежи: деятельность направлена на приобщение к выдающимся национальным произведениям искусства, литературы, памятникам культуры, духовно-нравственным ценностям, практике народного художественного творчества.

Рабочая программа разработана на 1 учебный год (2020-2021 учебный год).

Программа рассчитана на 69 часов . Курс разбит на 2 модуля: (34 и 35 часов соответственно) теоретический и практический. Первый модуль проходит в виде теоретических занятий в учебном классе, а второй, внутрипредметный – отработка практических навыков. Для юношей - это 5-ти дневные военно-учебные сборы на базе воинских частей, а для девушек – занятия по оказанию первой помощи при школе.

Цель изучения внутрипредметного модуля - тработка практических навыков по пройденным темам.

Задачи изучения внутрипредметного модуля сводятся к созданию учебных ситуаций для развития:

-навыков обращения с военной техникой

- выполнения строевых команд

-отработка первичных действий

В программе предусмотрено дистанционное обучение (ДО).

Цель дистанционного образования: предоставление учащимся возможности освоения образовательных программ или их отдельных блоков непосредственно по месту их жительства.

Задачи дистанционного образования:

- введение в процесс учебы новейших образовательных технологий и создание посредством этого современного образовательного пространства,

- стимулирование самостоятельной поисковой работы обучающихся, направляемой преподавателями,

- постепенный переход от репродуктивного обучения к более современному: креативному,

- ликвидация пробелов в освоении темы (раздела) школьного курса ОБЖ.

Цели курса:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;


Задачи курса:

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.



Основные разделы:


Модуль I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Модуль III. Основы военной службы



УМК:


• Основы безопасности жизнедеятельности: учебники для учащихся 10 и 11 классов об-щеобразовательного учреждения / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов и др..- М: Дрофа, 2014

• Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;

• Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;

• Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый кон-троль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;

• Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004


















Планируемые результаты освоения ООП ОО по предмету: ОБЖ


Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной школе.



Требования Стандарта с учетом специфики ОД по предмету

Учет возрастных особенностей и особенностей классов

Примечания

Раб с ОВЗ

Личностные результаты

Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально-значимых качествах, которые выражаются, прежде всего, в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициати- ве и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом.

Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе.


Личностные

    1. Патриотическое воспитание:

осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государ- ственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества

    1. Гражданское воспитание:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней) ;

сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;

понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми.

    1. Духовно-нравственное воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуаль ного и общественного пространства;

развитие ответственного отношения к ведению здорового об- раза жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;

формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других людей.

    1. Эстетическое воспитание:

формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;

понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни.

    1. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение основными навыками иссле довательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; формирование современной научной картины мира, пони- мание причин, механизмов возникновения и последствий рас- пространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);

установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей.

    1. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

понимание личностного смысла изучения предмета ОБЖ, его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение

правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

    1. Трудовое воспитание:

установка на активное участие в решении практических за- дач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяже- нии всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожени ях, отравлениях;

установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).

    1. Экологическое воспитание:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.



- Сформировать готовность к саморазвитию, самообразованию, осознанному выбору профессии;

- Усвоить гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества, воспитать патриотизм, чувства ответственности и долга перед родиной;

- сформировать понимание ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;

- усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правила поведения на дорогах и на транспорте;

образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;

– формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

– формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

- создать адаптивную среду, позволяющую обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию

- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями

- акцентировать внимание на хороших оценках

- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился

- проводить оценку переделанных работ

- использовать систему оценок достижений учащихся.




































































Метапредметные результаты

Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся межпредметных понятий (используют- ся в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике. Выражаются в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебно- го сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладению навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в цифровой среде.

Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета ОБЖ, должны отражать:


метапредметные

1. Овладение универсальными познавательными действиями.

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;

обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования;

проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта (явления), устанавливать при- чинно-следственные связи;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.

Овладение универсальными коммуникативными действиями.

Общение:

уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;

публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы.

Совместная деятельность (сотрудничество):

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи; планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль, принимать правила учебно го взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах);

определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

Самоорганизация:

выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;

аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;

составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение.

ходить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект:

управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их причины;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую;

быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).



-уметь оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;

- уметь согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;


- овладеть навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;

- умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;

- сформировать и развить мышление безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.


- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы

- продолжить формирование навыков проведения и оформления практических и лабораторных работ по инструкционным картам

- соблюдение правил техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием

- отрабатывать навыки по работе с текстами и рисунками

-. обратить особое внимание на работу с текстом учебника (умение извлекать необходимую информацию)

Предметные

Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в повседневной жизни.

Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной без- опасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни.

Предметные результаты по предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:


Предмет-

ные


  1. сформированность культуры безопасности жизнедеятель- ности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;

  2. сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;

  3. сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;

  4. понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;

  5. сформированность чувства гордости за свою Родину, от- ветственного отношения к выполнению конституционного дол- га — защите Отечества;

  6. знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;

  7. понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);

  8. овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;

  1. умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей;

  2. освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;

  3. овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).

Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается посредством включения в указанную программу предметных результатов освоения модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».




- уметь принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

- знать основные опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;

- уметь оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;

- сформировать установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;

- сформировать антиэкстремистскую и антитеррористическую личностную позицию;

- понимать роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;










- применять задания, требующие выполнить схематический рисунок

- часто переключать с одного вида деятельности на другой

- использовать многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниями

- использовать задания с опорой на образец


Система оценки достижения планируемых результатов по предмету:

«Основы безопасности жизнедеятельности»




Урочная деятельность

Промежуточная

аттестация

Дистанционное

обучение

Внеурочная

деятельность

критерии

оценки

Критерии оценивания предметных результатов по пятибалльной шкале (персонифицированное оценивание).

Критерии оценивания устных ответов

Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик не просто пересказывает изученный материал, а анализирует его, сравнивает известные факты, приводит свои примеры, ставит вопросы к изученной теме. Оценка «5» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет следующим требованиям к ответу: он полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» Образовательной программы) и учебником; изложил материал грамотным языком, в определенной логической последовательности, точно используя биологическую терминологию; правильно объяснил схемы и рисунки, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами; применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя; возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик не только может пересказать изученный материал, но и приводит примеры и ставит вопросы к изученной теме. Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5» (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» Образовательной программы), но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен пересказать изученный материал, ответить на вопросы по теме. Оценка «3» ставится, если учащийся освоил базовый уровень образовательной программы по предмету (раздел «Ученик научится» Образовательной программы), допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более двух - трех негрубых ошибок, одной не грубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре – пять недочетов.

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Ученик способен пересказать изученный материал, но не может отвечать на дополнительные вопросы по теме. Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Низкий уровень достижений – не достижение базового уровня. Ученик не может изложить изученный материал даже при помощи наводящих вопросов. Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Критерии оценивания устных ответов учащихся с ОВЗ*

Отметка «5» ставится в случае, если учащийся:

- показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала

- умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации

- не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя

Отметка «4» ставится в случае, если учащийся:

- показывает знания всего изученного программного материала

- умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике

- допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала

Отметка «3» ставится в случае, если учащийся:

- показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных требований

- умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы

- допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала

Отметка «2» ставится в случае, если учащийся:

- показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне ниже минимальных требований программы, имеет отдельные представления об изученном материале

- не умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы

- допускает несколько грубых ошибок, большое число негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала

Тематическая тестовая работа и контрольное тестирование по биологии имеют следующую структуру: 1. часть А состоит из 15-20 тестовых вопросов с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных; правильный ответ на каждый вопрос оценивается в 1 балл

2. часть В состоит из 2-4 заданий: с выбором трех правильных ответов из шести предложенных, на установления соответствия, на установление правильной последовательности и на восстановление текста; правильный ответ на каждое задание оценивается в 2 балла; если допущена 1 ошибка – в 1 балл; также могут быть задания по рисунку, где за каждый правильный ответ ставиться 1 балл

3. часть С состоит из 1-2 вопросов, требующих развернутый ответ; правильный ответ на каждое задание оценивается в 3-5 баллов в зависимости от количества элементов правильного ответа.

Тематический тест может состоять из частей А или А и В, в зависимости от сложности и объема пройденной темы. Контрольный тест, проводимый после изучения нескольких тем, состоит из частей А, В, С. Полученные баллы суммируются, и выставляется итоговая оценка за письменную работу из расчета процента выполнения работы.

Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов, оценка «5» ставится при правильном выполнении работы на 86-100%.

Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов, оценка «4» ставится при правильном выполнении работы на 65-85%.

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, оценка «3» ставится при правильном выполнении работы на 40-65%.

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня, оценка «2» ставится при правильном выполнении работы менее чем на 40%.

Низкий уровень достижений – не достижение базового уровня. Ученик не способен работать с тестами. Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил правильно ни одного задания.


Высокий уровень

уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик показывает умение работать с учебником и иными источниками информации, сворачивать и разворачивать информацию. Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме в соответствии с инструкцией плана урока; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, вычисления (правильно выполнено 80-100% задания).

Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик показывает умение работать с учебником и иными источниками информации, сворачивать и разворачивать информацию, но допускает при этом неточности, ошибки. Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочета, не более одной не грубой ошибки и одного недочета (правильно выполнено 56-79% задания).

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, были допущены ошибки и неточности (правильно выполнено 31-55% задания).

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3» (правильно выполнено 0-30% задания).


Вне балльная система оценивания (персонифицированное и не персонифицированное оценивание).

Оцениваются индивидуальные достижения, отслеживается личностное развитие учащегося. Составляются лист индивидуальных достижений, портфолио. Основная функция оценивания – диагностирующая.

показатели динамики

Повышение процента качества, позитивные результаты мониторинговых исследований различного уровня, высокая мотивация учащихся к обучению.

Позитивные результаты мониторинговых исследований различного уровня.

Высокая мотивация к обучению. Качественное выполнение заданий. Позитивные результаты мониторинговых исследований различного уровня.

Результаты участия обучающихся в мероприятиях различных уровней:

- очные предметные олимпиады;

- официальные конкурсы и соревнования

- турниры, конкурсы, фестивали (по профилю предмета)

методы и формы

оценивания

Устные ответы, задания частично-поискового характера, составление таблиц и схем, краткие сообщения, лабораторные работы.

Итоговое контрольное тестирование.

Оценивание качества и полноты выполненных заданий (ответы на вопросы, составление таблиц, схем, подписи к рисункам, сообщений, презентаций). Проведение тестовых работ.

Творческие проекты, олимпиады, интеллектуальные конкурсы и т.д. По желанию учащегося его участие в различного уровня олимпиадах, творческих и интеллектуальных конкурсах может быть оценено соответствующей оценкой и выставлено на страницу предмета в журнал.

сроки проведения (периодичность)

В соответствии с КПП.

4 неделя апреля – 2 неделя мая 2020-2021 уч. года.

В соответствии с КПП.

По мере участия





















Содержание учебного предмета


п/п

Наименование раздела

Содержание раздела

1


Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях




Глава 1. Основы комплексной безопасности

Разбор наиболее возможных причин попадания человека в усло­вия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопас­ному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.

Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью на рынке, на стадионе, на вокзале и др.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила повеления в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведе­ние в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое наруше­ние общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местно­сти и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. От­работка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из воз­можных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защит­ных сооружениях, эвакуация и др.)

Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности Граждан (Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Закон РФ "О безопасности». Федеральные законы: "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения", "Об оборо­не","О гражданской обороне" и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязан­ности граждан.

Глава 2. Гражданская оборона.

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению за­щиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управ­ления гражданской обороной. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по за­щите населения.

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные обычные средства пораже­ния, их поражающие факторы.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях Порядок подачи сигнала «Внимание всем». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее со­держание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях)

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

Отработать порядок получения и пользования средствами индиви­дуальной защиты.

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите на­селения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрез­вычайных ситуаций.

Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначе­ние. План гражданской обороны образовательного учреждения.


2


Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


Глава 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укре­пления здоровья - социальная потребность общества. Правила личной гигиены.

Нравственность и здоровье, формирование правильного взаимоотношения полов. Семья в современном обществе. Семейное законодательство. Заболевания, передающиеся половым путем.

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфиче­ской профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

Глава 4. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значе­ние для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сои, питание и др ), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного раз­вития человека, его физических и духовных качеств.

Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятель­ности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культу­рой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому выполнению закали­вающих процедур.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и соци­альные последствия вредных привычек.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные по­следствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.

Глава 5. Правила оказания первой помощи.

Глава освещает правила оказания первой помощи при ранениях и кровотечениях, некоторых видах травм, а так же при остановке сердца, инсульте, помощь при ожогах и обморожении, укусах насекомых и других животных.

Рассмотрены способы остановки кровотечения. Борьба с болью. Первая медицинская помощь при травмах. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Первая помощь при черепно-мозговой травме. Пер­вая помощь при травмах груди, живота, в области та­за, при повреждении позвоночника. Первая помощь при остановке сердца Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причи­ны клинической смерти и ее признаки.

Наряду с теоретической частью введены практические занятия: правила наложения давящей повязки, правила наложения жгута. ИВЛ с непрямым массажем сердца на тренажере.


3

Раздел III. Основы военной службы

Глава 6. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.

Организация вооруженных сил Московского государства в ХIХ-ХХ веках. Военная ре­форма Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные.

Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Организационная структура Вооруженных Сил, виды Вооруженных Сил и рода войск. Ракетные войска стратегическогоназначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопут­ные войска. Военно-воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации Войска ПВО, история создания, предназначения, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской Флот, история создания, предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, со­ставляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами Ре­форма Вооруженных Сил России,ее этапы и их основные содержания. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внут­ренние войска Министерства внутренний дел Российской Федерации, Железнодорожные вой­ска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и инфор­мации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.


Глава 7.  Воинская обязанность.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и про­хождение военных сборов в период пребывания в запасе. Организация воинского учета и его предназначение Организация воинского учета. Первоначальная постановка граж­дан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при пер­воначальной постановке на воинский учет.

Обязательная подготовка граждан к военной службе Основное содержание обязательной подготовки граждан к воен­ной службе. Основные требования к индивидуально-психологическим и про­фессиональным качествам молодежи призывного возраста для ком­плектования различных воинских должностей (командные, опера­торские, связи и наблюдения, водительские и др).

Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к во­енной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобра­зовательных учреждениях среднего (полного) общего образо­вания. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на воен­ных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессио­нального образования. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе. Организация профессионально-психоло­гического отбора граждан при первоначальной постановке их на во­инский учет. Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил РФ, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.



Глава 8. Особенности военной службы.

Правовые основы военной службы, Конституция РФ, Фе­деральные законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О   воинской обязанности и военной службе». Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция РФ и вопросы военной службы. Законы РФ, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного права.  Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ — закон воин­ской жизни.

Общевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламен­тирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Устав гарни­зонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, Дисциплинар­ный устав Вооруженных Сил РФ, Строевой устав Вооруженных Сил РФ, их предназначение и основные положения.  Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России. Военная присяга — основной и нерушимый закон воинской жиз­ни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужа­щим воинского долга. Прохождение военной службы по призыву. Призыв на военную службу. Время призыва на военную служ­бу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от воен­ной службы и предоставления отсрочек. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужа­щих. Размещение военнослужащих, распределение времени и по­вседневный порядок жизни воинской части. Время военной служ­бы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма одежды.

Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Права и ответственность военнослужащих. Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослу­жащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, матери­альная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаи­моотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).


Глава 9. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести.

Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма.

Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные состав­ляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинст­вом выполнить воинский долг.

Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых услови­ях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество - боевая традиция российской армии и флота.

Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звание "Герой Советского Союза", звание "Герой Российской Федерации". Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов воен­нослужащих, уволенных в запас или отставку.







Учебно-тематическое планирование по

«Основы безопасности жизнедеятельности»



Наименование темы

Всего часов

Из них

Теоретические уроки

практические занятия ВПМ

1

Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

10


10

0


2

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

17


10


7

3

Раздел III. Основы военной службы

42


14

28


Итого

69

34

35






















Учебно-тематический план практических занятий

5-дневных военно-учебных сборов с юношами


п/п


Тема занятий и мероприятий

1день



2день



3день



4день


5день



Общее

Кол-во часов

1

Основы безопасности военной службы


1




1

2

Общевоинские уставы


2

2

2


2

8

3

Строевая подготовка


1

1

1

1


4

4

Огневая подготовка


3

2


4


9

5

Тактическая подготовка




2

2


4

6

Военно-медицинская подготовка



1

1



2

7

Радиационная. Химическая и биологическая защита.


1


1



2

8

Физическая подготовка






5

5



Итого:


7


7


7


7


7


35












Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т.  Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;

  • Основы безопасности жизнедеятельности: учебники для учащихся 10 и 11 классов общеобразовательного учреждения / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов и др..- М: Дрофа, 2014

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;

  • Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;

  • Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;

  • Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004

  • Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс / Мультимедийный учебник TeachProтм , - М.,

Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;

  • Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;

  • Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;

  • ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;

  • Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей.  2004-2008 - №№ 1-12;

  • Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006-2010;

  • Арсеньев Е.Н. Работоспособность и здоровье человека на Севере. – Мурманск, Кольский научно-внедрический центр «Валеос», 1993.

  •       Сборник нормативных  и правовых документов  по основам  военной  службы   Москва.  «Издательство  НЦ ЭНАС»  2001.

  •       Русские военачальники.  А.В. Суворов  М.И. Кутузов.  П.С. Нахимов. Г.К. Жуков.  Москва  1996.

  •       Ильин А.А. Большая энциклопедия выживания. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 480 с., ил

  •       Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О противодействии терроризму», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. – М,, 1998-2006.

      Сборник нормативных  и правовых документов  по основам  военной  службы   Москва.  «Издательство  НЦ ЭНАС»  2001.

      Русские военачальники.  А.В. Суворов  М.И. Кутузов.  П.С. Нахимов. Г.К. Жуков.  Москва  1996.

      Ильин А.А. Большая энциклопедия выживания. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 480 с., ил

      Вооруженные силы Российской Федерации – защитники нашего отечества. Учебное пособие по разделу «Основы военной службы» 10 класс, часть 1., М.: 2001.

      Боевые традиции вооруженных сил. Символы воинской чести. Учебное пособие по разделу «Основы военной службы»

           Синова И. В., Герб, Гимн, флаг России, СПб,: Издательский Дом «Литера», 2007.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!