СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины уд.03 основы финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММа

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

УД.03 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины уд.03 основы финансовой грамотности»

Департамент образования Ивановской области

Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Кинешемский политехнический колледж»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


УД.03 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ






















2018 г.



Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины УД.03 «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, предъявляемого к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины. Содержание программы реализуется в пределах основной профессиональной образовательной программы ППКРС с учетом технического профиля профессионального образования.


Организация-разработчик:

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кинешемский политехнический колледж»


Разработчик:

Юрицкая Ж.А., преподаватель ОГБПОУ «Кинешемский политехнический колледж»





Профессии:

08.01.06 Мастер сухого строительства

08.01.14 Монтажник санитарно-технических и вентиляционных систем и оборудования.





Рассмотрено и одобрено:

Утверждаю:

на заседании методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин

заместитель директора по УМР

_________ Виноградова М.А. «______»____________2020 г.

Протокол № __________


«______» ________________2020 г.

Председатель МО __________ Козлова А.В.





СОДЕРЖАНИЕ





1

Пояснительная записка



2

Общая характеристика учебной дисциплины



3

Место учебной дисциплины в учебном плане



4

Результаты освоения учебной дисциплины



5

Тематический план и содержание учебной дисциплины


6

Планируемые результаты освоения программы учебной дисциплины



7

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины











1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины УД.03 «Основы финансовой грамотности» предназначена для изучения основ управления личными финансами в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).


Содержание программы учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» направлено

на достижение следующих целей:

- актуализация дополнительного экономического образования студентов с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;

- повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации студентов;

- развитие финансово-экономического образа мышления;

- способности к личному самоопределению и самореализации;

- воспитание ответственности за экономические и финансовые решения;

- уважения к труду и предпринимательской деятельности;

- формирование опыта рационального экономического поведения;

- освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.

на достижение следующих задач:

- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интеграции экономических данных и финансовой информации;

- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;

- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово-экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере;

- формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке;

- формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих организаций.


В результате освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обучающийся должен:

знать:

  • экономические явления и процессы общественной жизни;

  • структуру семейного бюджета и эко­номику семьи;

  • депозит и кредит; накопления и инфляция, роль депозита в лич­ном финансовом плане, понятия о кредите, его виды, основные ха­рактеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане;

  • расчетно-кассовые операции; хра­нение, обмен и перевод денег, раз­личные виды платежных средств, формы дистанционного банковского обслуживания;

  • пенсионное обеспечение: государ­ственная пенсионная система фор­мирование

личных пенсионных на­коплений;

  • виды ценных бумаг;

  • сферы применения различных форм денег;

  • основные элементы банковской системы;

  • виды платежных средств;

  • страхование и его виды;

  • налоги (понятие, виды налогов, на­логовые вычеты, налоговая декла­рация);

  • правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг;

  • признаки мошенничества на финан­совом рынке в отношении физиче­ских лиц.


Уметь:

  • анализировать состояние финансо­вых рынков, используя различные источники информации;

  • применять теоретические знания по финансовой грамотности для прак­тической деятельности и повсед­невной жизни;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распре­делять свои материальные и трудо­вые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

  • грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и граж­данина;

  • анализировать и извлекать инфор­мацию, касающуюся личных финан­сов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуаль­ный ряд и др.);

  • оценивать влияние инфляции на до­ходность финансовых активов;

  • использовать приобретенные зна­ния для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

  • определять влияние факторов, воз­действующих на валютный курс;

  • применять полученные теорети­ческие и практические знания для определения экономически рацио­нального поведения;

  • применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег; использовать банковские карты, электронные деньги; пользоваться банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом.

  • применять полученные знания о страховании в повседневной жизни; выбор страховой компании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного стра­хования, страхования имущества и ответственности;

  • применять знания о депозите, управления рисками при депозите; о кредите, сравнение кредитных предложений, учет кредита в лич­ном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита.

  • определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять нало­говую декларацию.

  • оценивать и принимать ответствен­ность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом.


2. Общая характеристика учебной дисциплины

Финансовая грамотность – необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5-10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим студентам явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние студенты – это завтра активные участники финансового рынка.

Программа направлена на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данной учебной дисциплины является то, что она базируется на системно - деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию студентов. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» предполагает знакомство обучающихся с азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ финансовой арифметики.

В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы.

Программа может использоваться другими образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования.


3. Место общеобразовательной учебной дисциплины в учебном плане

3.1 Область применения программы

Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности является учебной дисциплиной по выбору обучающихся, предлагаемая образовательным учреждением. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППКРС СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Обучение основам финансовой грамотности на базовом уровне в средних профессиональных образовательных учреждениях является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет студентам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

3.2 Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» включает следующие разделы:

Раздел 1. Семейная экономика

Раздел 2. Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции

Раздел 3. Пенсионная и налоговая системы РФ

Раздел 4. Страхование. Финансовые махинации

Раздел 5. Создание собственного бизнеса


3.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работ

Вид учебной работы


Объём часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:


практические работы

5

лабораторные работы

-

контрольные работы

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта



4. Результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностные результаты:

- формирование гражданской позиции как актив­ного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чув­ством собственного достоинства, осознанно принимающего тради­ционные национальные и обще­человеческие гуманистические и демкратические ценности;

  • формирование основ самораз­вития и самовоспитания в соответ­ствии с общечеловеческими цен­ностями и идеалами гражданского общества;

- готовность и способность к самосто­ятельной, творческой и ответствен­ной деятельности, к саморазвитию и личностному самоопределению, к образованию, в том числе само­образованию на протяжении всей жизни;

  • выявление и мотивация к раскры­тию лидерских и предприниматель­ских качеств;

  • сознательное отношение к непре­рывному образованию как усло­вию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • ответственное отношение к созда­нию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • мотивация к труду, умение оцени­вать и аргументировать собствен­ную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

- осознание ответственности за на­стоящее и будущее собственное фи­нансовое благополучие, благополу­чие своей семьи государства.

профессиональные результаты:

  • умение самостоятельно плани­ровать пути достижения личных финансовых целей, в том числе аль­тернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей дея­тельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректиро­вать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов лич­ного бюджета, навыков самоана­лиза и самоменеджмента;

  • умение определять понятия, соз­давать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, само­стоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-след­ственные связи, строить логиче­ское рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на при­мере материалов данного курса;

умение создавать, применять и пре­образовывать знаки и символы, мо­дели и схемы для решения задач данного курса.

коммуникативные действия:

  • коммуни­кации как со сверстниками, так и со взрослыми (внутри образова­тельной организации, а также за ее пределами), подбор партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных сим­патий;

  • формирование и развитие компе­тентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции), навыков работы со статистиче­ской, фактической и аналитической финансовой информацией;

  • координация и выполнение работы в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодей­ствия.

предметные:

- формирование системы знаний об экономической и финансовой сфере в жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

- понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;

  • знание структуры и регулирования финансового рынка, финансовых инструментов;

  • формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;

  • приобретение обучающимися компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды; -владение навыками поиска актуальной экономической информации в раз­личных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргумен­ты и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

  • формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать

и реализовывать проекты финансово - экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

  • умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, заемщика, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

  • умение проявлять способности к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности,

- умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире


  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Семейная экономика

5


Тема 1.1 Личное финансовое планирование

Содержание учебного материала

4

2

Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов.

SWOT -анализ как один из способов принятия решений.

Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет: его структура, способы составления и планирования.

Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения.

Практическое занятие №1

Составление личного финансового плана.

1

2-3

Раздел 2. Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции

16


Тема 2.1. Депозит

Содержание учебного материала

2

2

Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов.

Сбор и анализ информации о банке и банковских продуктах.

Заключение договора с банком. Управление рисками по депозиту.

Практическое занятие: не предусмотрено




Тема 2.2. Кредит

Содержание учебного материала

3

2

Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Плата за кредит.

Выбор выгодного кредита. Уменьшение стоимости кредита.

Оформление кредитного договора. Кредитная история. Коллекторские агенства.

Типичные ошибки при использовании кредита.

Практическое занятие №2

Изучение кредитного договора. Расчет общей стоимости покупки при приобретении её в

кредит.

1

2-3

Тема 2.2 Расчетно-кассовые операции

Содержание учебного материала

3

2

Хранение, обмен и перевод денег. Банковская ячейка. Обмен валюты.

Виды платежных средств.

Дорожный чек. Банковские карты. Электронные деньги.

Формы дистанционного банковского обслуживания.

Практическое занятие: не предусмотрено



Тема 2.3. Финансовый рынок и инвестиции

Содержание учебного материала

5

2

Финансовый рынок: регулирование, субъекты, инфраструктура.

Инвестиции, виды инвестиций. Как инвестировать бизнес?

Выбор активов. Доход разных активов. Управление рисками при инвестировании.

Финансовые посредники и их выбор.

Инвестиционные предпочтения. Инвестиционный портфель. Типичные ошибки инвесторов

Практическое занятие №3

Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции.

1



Контрольная работа

Контрольная работа по разделам 1-2

1


Раздел 3. Пенсионная и налоговая системы РФ

6


Тема 3.1. Пенсионное обеспечение и налогообложение

Содержание учебного материала

4

2

Государственная пенсионная система РФ. Формирование пенсии. Пенсионные фонды.

Формирование личного пенсионного капитала. Как накопить и приумножить пенсионные сбережения.

Налоговая система РФ. Виды налогов для физических лиц.

Использование налоговых льгот и налоговых вычетов.

Налоговая декларация

Практическое занятие №4

Изучение финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений.

1

2-3

Практическое занятие №5

Определение сумм налогов для физических лиц. Использование налоговых льгот и налоговых вычетов.

1

2-3

Раздел 4. Страхование. Финансовые махинации

8


Тема 4.1. Страхование

Содержание учебного материала

3

2

Страховые услуги и риски, участники договора страхования. Договор страхования.

Виды страхования в России. Страховые компании, услуги для физических лиц.

Страхование как способ сокращения финансовых потерь

Практическое занятие: не предусмотрено




Тема 4.2. Защита от мошеннических действий на финансовом рынке

Содержание учебного материала

4

1-2

Финансовые махинации. Правила личной финансовой безопасности. Махинации с кредитами и банковскими картами.

Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды.

Практическое занятие: не предусмотрено




Контрольная работа

Контрольная работа по разделам 3-4

1


Раздел 5. Создание собственного бизнеса

3


Тема 5.1.

Основные понятия бизнеса.

Содержание учебного материала



Коммерция и бизнес. Понятия предпринимательства и предпринимателя. Виды предпринимательства. Роль предпринимательства. Характеристика предпринимателя. Склонность к риску. Мотивы предпринимателя. Предприниматель и фирма.

Основные понятия бизнеса: бизнес -план, бизнес-идея, планирование рабочего времени. Стартап. Венчурный бизнес.

3

1-2

Практическое занятие: не предусмотрено


2-3

Дифференцированный зачет

1


Всего:


39


6. Планируемые результаты освоения программы учебной дисциплины


Выпускник научится:

 принимать рациональные финансовые решения  в сфере управления личными финансами;

- проводить своевременный финансовый анализ;

- ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

- планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

- определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

- основам взаимодействия с кредитными организациями;

- основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

- основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

- выбирать страховые продукты и страховые компании;

- принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

- составлять личный финансовый план.


Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с преподавателем ставить новые учебные задачи;

- распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

- понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

- понимать права и обязанности в сфере финансов;

- владеть коммуникативными компетенциями;

- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

- определять задачи в области управления личными финансами;

- находить источники информации для решения финансовых задач;

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

- формировать собственную финансовую стратегию;

- решать финансовые задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы общеобразовательной учебной дисциплины


Освоение программы учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеаудиторной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете необходимо наличие мультимедийного оборудования, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» входят:

- мультимедийный проектор;

- персональный компьютер;

- экран;

- аудивизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций

дидактический раздаточный материал «Методические указания для проведения практических работ при изучении УД.03 Основы финансовой грамотности.


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе фронтального опроса, тестирования, проведения практических занятий, а также выполнения студентами контрольных заданий, индивидуальных заданий


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать:

- жизненный цикл человека в контексте повышения его благосостояния;

- способы составления и управления семейного бюджета, способы контроля семейных доходов и расходов;

- роль денег в жизни общества;

- управление личными сбережениями;

основы финансового планирования;

- виды накоплений, причины инфляции;

- условия депозита;

- виды кредита, стоимость кредита;

- хранение, обмен и перевод денег;

- виды платежных средств, инвестиции;

- управление рисками при инвестировании;

- структуру и регулирование финансового рынка;

финансовые инструменты, финансовых посредников;

- пенсионную систему и возможности формирования будущей пенсии;

- налоговую систему, виды и порядок уплаты налогов, составление налоговой декларации, налоговые вычеты;

- страховую систему, виды страхования и возможности защиты материальных и нематериальных активов;

- механизмы защиты от махинаций на финансовом рынке, права потребителей финансовых услуг


Экспертное наблюдение и оценивание практических работ;

фронтальный и индивидуальный устный опрос;

письменный опрос (тестирование, выполнение индивидуальных заданий, решение ситуационных задач, вопросы для самоконтроля)



уметь:

  • ставить и достигать финансовые цели;

  • грамотно и эффективно управлять семейным бюджетом;

  • осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять финансовое планирование;

  • составлять семейный бюджет, личный финансовый план;

-формировать личные сбережения;

использовать банковские и небанковские финансовые продукты;

- делать выбор банковской карты;

- инвестировать личные сбережения;

делать выбор финансовых посредников заранее - формировать будущую пенсию;

- правильно рассчитывать налог на доходы физических лиц;

- своевременно уплачивать налоги;

- составлять налоговую декларацию;

- определять размер страхового платежа;

- использование страхования в личной жизни;

-не допускать финансовых рисков и рисков финансового мошенничества;

-эффективно защищать свои права, права потребителя финансовых услуг;

- использовать финансовые инструменты в целях улучшения своего благосостояния.



Информационное обеспечение программы общеобразовательной учебной

дисциплины

Основные источники:

  1. Чумаченко В.В.. Горяев А.П. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2016.


Дополнительные источники:

  1. Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. - М.: ВАКО, 2020-400с.

  2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота.- М.: Российская экономическая школа, 2009

  3. Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. 10–11 классы: учебное пособие (включает практикум). – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2005.

  4. Перекрестова Л.В.: Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования - М.: Издательский центр «Академия», 2015.- 192с.

  5. Окишев И.Н. Основы финансовой грамотности. - Издательство: СамИздат, 2011.

Интернет-ресурсы:

  1. https://finuch.ru Финансовая грамотность в вузах: Федеральный сетевой методический центр. Учебное пособие по финансовой грамотности.

  2. http://dni-fg.ru Онлайн -уроки по финансовой грамотности.

  3. https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti ЯКласс. Портал проекта

вашифинансы.рф

  1. https://fmc.hse.ru/methodology Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования»


www.nlu.ru

www.banki.ru

www.banki.ru

www.nalog.ru

www.prostrahovanie.ru




Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

Результаты (личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Личностные результаты

- развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность студента для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

- формирование системы знаний о финансово-экономической жизни общества, определение своего места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере;

- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

- воспитание мотивации к труду;

- стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

- воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

  • демонстрация желания учиться;

  • сознательное отношение к продолжению образования;

- демонстрация интереса к дальнейшей профессиональной деятельности;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач


Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

метапредметные:



- освоение способ решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- определение общей цели и путей ее достижения;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив;

- овладение умениями формулировать представление о финансах, финансовой системе РФ;

- овладение студентами навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественно-экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина РФ, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!