СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1. "Домоводство" (самообслуживание)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Подготовительный класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1. "Домоводство" (самообслуживание)»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Алтайского края

Комитет по образованию города Белокуриха‌

МБОУ "Белокурихинская СОШ № 1"




РАССМОТРЕНО

руководитель ШМО учителей↵начальных классов

__________________

Долгих М.А.

Протокол №1 от «25» 08 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

_______________________

МБОУ "БСОШ №1"

Приказ №7 от «28» 08 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директором МБОУ↵"БСОШ №1"

________________________

Салтыковой Е.Н.

Приказ №109 от «28» 08 2023 г.






Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

вариант 1

«Домоводство»

(самообслужиание)

(для подготовительного класса)






Белокуриха 2023



ОГЛАВЛЕНИЕ



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 6

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8





  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» (самообслуживание) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 6.4), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

Учебный предмет «Домоводство» (самообслуживание) относится к предметной области «Окружающий мир» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» (самообслуживание) в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 33 часа в год (1 час в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Домоводство» (самообслуживание).

Цель обучения всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.

Задачи обучения:

  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;

  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;

  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

  • формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

  • формирование интереса к разнообразным видам труда;

  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

  • развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;

  • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» (самообслуживание) в 1 классе определяет следующие задачи:

  • развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;

  • получение первоначальных представлений о труде в жизни человека;

  • формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;

  • формирование интереса к разнообразным видам труда;

  • формирование простейших знаний о материалах, их свойствах, применении;

  • обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам;

  • развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать сою работу с помощью учителя;

  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных представлений и ориентировки, памяти, воображения, мышления, речи);

  • развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);

  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, доступными умственно отсталому первокласснику;

  • развитие речи обучающихся.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение ручному труду способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Рабочая программа по предмету «Домоводство» (самообслуживание) в первом классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений по ручной обработке наиболее доступных для обучающихся c умственной отсталостью материалов (пластилин, глина, бумага, нитки, природные материалы) и направлена на коррекцию интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:

  • коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

  • развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;

  • совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;

  • коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Систематическое обучение ручному труду в первом классе предполагает следующие виды: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с нитками».

Содержание разделов

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Контрольные работы

(кол-во)

  1. .

Введение

2

-

Работа с глиной и пластилином

12

-

Работа с природными материалами

7

-

Работа с бумагой и картоном

12

-

Итого:

33

-



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • знать правила организации рабочего места;

  • знать виды трудовых работ;

  • знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда в первом классе, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;

  • знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами;

  • знать приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

  • организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;

  • разбирать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;

  • определять способы соединения деталей с помощью учителя;

  • составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя;

  • владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя;

  • работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками).

Достаточный уровень

  • правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;

  • самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

  • работать с доступной для первоклассников наглядностью:

  • составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

  • осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

  • оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);

  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

  • выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися, даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения, выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводиться. Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок; уровня формирования учебных умений, речи.

Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно»

Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:

  • «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;

  • «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;

  • «неверно» - задание выполнено менее чем 30 %.



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема предмета

Кол-во часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Введение – 2 часа

1

Вводное занятие.

«Человек и труд»

1

Основные виды деятельности человека и профессий

Называют основные виды деятельности человека и профессии называют их по картинкам

Называют основные виды деятельности человека и профессии по картинкам и окружающей действительности;

Называют окружающие предметы рукотворного мира и тела живой природы

2

«Урок труда»

1

Поделочные материалы для уроков труда, инструменты для работы с этими материалами и правила работы на уроках труда

Называют поделочные материалы, используемые на уроках труда, инструменты для работы с этими материалами и правила работы на уроках труда по картинкам

Называют поделочные материалы, используемые на уроках труда, инструменты для работы с этими материалами и по картинкам и окружающей действительности.

Называют особенности уроков труда.

Рассказывают правила работы на уроках труда

Работа с глиной и пластилином – 3 часа

3

Работа с глиной и пластилином.

Приёмы работы с пластилином

1

Физические свойства глины.

Предметы, сделанные из глины.

Физические свойства пластилина, правила обращения с пластилином, инструменты и приемы работы с пластилином

Называют изделия из глины, инструменты для работы с пластилином и правила работы с ним по картинкам.

Разминают пластилин, отщипывают кусочки пластилина и размазывают пластилин по картону

Называют поделочные материалы и изделия из глины, инструменты для работы с пластилином и правила работы с ним по картинкам и окружающей действительности.

Называют особенности уроков труда.

Рассказывают правила работы на уроках труда.

Разминают пластилин, отщипывают кусочки пластилина и размазывают пластилин по картону

4

Приёмы работы с пластилином.

Аппликация из пластилина «Яблоко»

1

Приемы и правила работы с пластилином.

Аппликация из пластилина.

Разминание пластилина в руках и размазывание его по поверхности

Называют правила и инструменты для работы с пластилином.

Разминают пластилин, отщипывают кусочки пластилина и размазывают пластилин по картону

Называют свойства пластилина, правила и инструменты для работы с пластилином.

Определяют цвет пластилина.

Называют определение слова аппликация.

Отличают аппликацию из пластилина от других видов.

Повторяют за учителем анализ образца и план хода работы.

Разминают пластилин, отщипывают кусочки пластилина и размазывают пластилин по картону

5

Работа с природными материалами

«Коллекция из листьев»

1

Природные материалы и среды, где их находят.

Предметы, сделанные из природного материала.

Коллекция из засушенных листьев

Называют природные материалы.

Называют предметы из природных материалов по картинкам.

Называют знакомые деревья, части дерева.

Составляют коллекцию из сухих листьев под руководством учителя


Называют природные материалы.

Называют предметы из природных материалов по картинкам и окружающей действительности.

Рассказывают о функциональной значимости предметов из природного материала в жизни человека.

Называют знакомые деревья, части дерева.

Называют свойства засушенных листьев.

Повторяют за учителем анализ образца и план хода работы.

Составляют коллекцию из сухих листьев


Работа с природными материалами– 3 часа

6

Аппликация из засушенных листьев «Осенний букет»

1

Листья деревьев и свойства засушенных листьев.

Ориентировка на плоскости листа.

Понятие аппликация.

Составление аппликации из засушенных листьев по инструкции учителя и технической карте изделия.

Приемы соединения природного материала с поверхностью листа при помощи пластилина

Называют деревья и их листья по картинкам.

Ориентируются на плоскости листа.

Составляют аппликацию из засушенных листьев под руководством учителя.

Соединять природный материал с поверхностью листа при помощи пластилина


Называют деревья и их листья по картинкам и предметам окружающей действительности.

Ориентируются на плоскости листа.

Называют определение слова аппликация.

Повторяют за учителем анализ образца и план хода работы.

Составляют аппликацию из засушенных листьев по инструкции учителя и технологической карте изделия.

Соединяют природный материал с поверхностью листа при помощи пластилина

7

Аппликация из засушенных листьев «Птичка»

1

Листья деревьев и свойства засушенных листьев.

Ориентировка на плоскости листа.

Понятие аппликация.

Составление аппликации из засушенных листьев по инструкции учителя и технической карте изделия.

Приемы соединения природного материала с поверхностью листа при помощи пластилина

Называют деревья и их листья по картинкам.

Ориентируются на плоскости листа.

Составляют аппликацию из засушенных листьев под руководством учителя.

Соединяют природный материал с поверхностью листа при помощи пластилина


Называют деревья и их листья по картинкам и предметам окружающей действительности.

Ориентируются на плоскости листа.

Называют определение слова аппликация.

Повторяют за учителем анализ образца и план хода работы.

Составляют аппликацию из засушенных листьев по инструкции учителя и технологической карте изделия.

Соединяют природный материал с поверхностью листа при помощи пластилина


8

Аппликация из засушенных листьев «Бабочка»

1

Листья деревьев и свойства засушенных листьев.

Ориентировка на плоскости листа.

Понятие аппликация.

Составление аппликации из засушенных листьев по инструкции учителя и технической карте изделия.

Приемы соединения природного материала с поверхностью листа при помощи пластилина

Называют деревья и их листья по картинкам.

Ориентируются на плоскости листа.

Составляют аппликацию из засушенных листьев под руководством учителя.

Соединяют природный материал с поверхностью листа при помощи пластилина


Называют деревья и их листья по картинкам и предметам окружающей действительности.

Ориентируются на плоскости листа.

Называют определение слова аппликация.

Повторяют за учителем анализ образца и план хода работы.

Составляют аппликацию из засушенных листьев по инструкции учителя и технологической карте изделия.

Соединяют природный материал с поверхностью листа при помощи пластилина

Работа с бумагой и картоном – 4 часа

9

Работа с бумагой

«Коллекция образцов бумаги»

1

Предметы, сделанные из бумаги.

Сорта бумаги (писчая, печатная, рисовальная, впитывающая, упаковочная, обойная, бумага для творчества) и её назначение.

Свойства бумаги (плотная, тонкая, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая).

Составление коллекции сортов бумаги

Называют предметы, сделанные из бумаги, сорта бумаги по иллюстрации учебника.

Называют свойства бумаги.

Составляют коллекцию сортов бумаги под руководством учителя

Называют предметы, сделанные из бумаги.

Определяют их функциональную значимость в быту, учебе, игре.

Определяют сорта бумаги и её цвет.

Называют свойства бумаги.

Повторяют за учителем анализ образца и план хода работы.

Составляют коллекцию сортов бумаги

10

Аппликация из бумаги «Ёлочка»

1

Назначение сортов бумаги.

Основные признаки фигуры треугольника (три стороны, три угла, середина).

Различение треугольников по величине.

Сгибание треугольника пополам, ориентировка в пространстве геометрической фигуры треугольник (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая, нижняя стороны)

Отличают геометрическую фигуру треугольник от других фигур.

Сгибают треугольник пополам под руководством учителя.

Выполняют аппликацию «Ёлочка» под руководством учителя

Отличают геометрическую фигуру треугольник от других фигур.

Называют основные признаки фигуры треугольник.

Различают треугольники по величине.

Устанавливают сходство треугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими треугольную форму.

Сгибают треугольник пополам.

Ориентируются в пространстве геометрической фигуры - треугольник.

Выполняют аппликацию «Ёлочка» по технологической карте

11

Стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу»

1

Назначение и сорта бумаги.

Основные признаки фигуры квадрат (четыре стороны, четыре угла, середина).

Различение квадратов по величине.

Сгибание квадрата с угла на угол, ориентировка в пространстве геометрической фигуры квадрат (верхний угол, нижний угол, правая, левая стороны)

Отличают геометрическую фигуру квадрат от других фигур.

Сгибают квадрат пополам под руководством учителя.

Собирают изделие стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу» под руководством учителя

Отличают геометрическую фигуру квадрат от других фигур.

Называют основные признаки фигуры квадрат.

Различают квадраты по величине.

Устанавливают сходство квадрата с предметами природного и рукотворного мира, имеющими квадратную форму.

Сгибают квадрат пополам по диагонали.

Ориентируются в пространстве геометрической фигуры квадрат.

Рассказывают о функциональной значимости предметов из бумаги.

Собирают изделие стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу» по технологической карте

12

Складывание из бумаги

«Наборная линейка»

1

Назначение и сорта бумаги.

Основные признаки фигуры прямоугольник (четыре стороны, по две — одинаковой длины, четыре угла — все прямые).

Различение прямоугольников по величине.

Сгибание прямоугольника пополам и совмещение углов с опорными точками в разных пространственных направлениях (сверху вниз, снизу вверх).

Ориентировка в пространстве геометрической фигуры прямоугольник (верхняя, нижняя, правая, левая, боковая стороны, середина, верхний, нижний, левый, правый углы)

Отличают геометрическую фигуру прямоугольник от других фигур.

Сгибают прямоугольник пополам под руководством учителя.

Собирают изделие «Наборная линейка» под руководством учителя

Отличают геометрическую фигуру прямоугольник от других фигур.

Называют основные признаки фигуры прямоугольник.

Различают прямоугольники по величине.

Устанавливают сходство прямоугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими прямоугольную форму.

Сгибают прямоугольник пополам по диагонали.

Ориентируются в пространстве геометрической фигуры прямоугольник.

Рассказывают о функциональной значимости предметов из бумаги.

Собирают изделие «Наборная линейка» по технологической карте

Работа с глиной и пластилином – 2 часа

13

Работа с глиной и пластилином «Домик», «Ёлочка»

1

Физические свойства пластилина.

Конструктивный способ лепки.

Раскатывание пластилина столбиками (палочками).

Сравнение предметов по длине (длинный, короткий, средний), толщине (тонкий, толстый).

Сравнение длины вылепленной из пластилина заготовки со схемами в учебнике

Раскатывают пластилин столбиками (палочками). Сравнивают длину вылепленной из пластилина заготовки со схемами

в учебнике под руководством учителя.

Лепят конструктивным способом лепки

Рассказывают о физических свойствах пластилина.

Раскатывают пластилин столбиками (палочками). Сравнивают длину вылепленной из пластилина заготовки со схемами в учебнике.

Планируют ход работы по

изобразительно-графическому плану.

Лепят конструктивным способом лепки

14

Лепка предметов шаровидной и овальной формы «Помидор», «Огурец»

1

Физические свойства пластилина.

Пластический способ лепки предметов шаровидной или овальной формы из одного куска пластилина.

Предметы природного мира группы «Овощи».

Скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями (помидор), раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы (огурец).

Работа с опорой на предметно- операционный план с частичной помощью учителя

Лепят пластическим способом лепки однодетальных предметов шаровидной или овальной формы из одного куска пластилина.

Скатывают в ладонях шар из пластилина кругообразными движениями (помидор). Раскатывают пластилин в ладонях до овальной формы (огурец).

Работают с опорой на предметно-операционный

план с помощью учителя

Называют физические свойства пластилина.

Лепят пластическим способом лепки однодетальных предметов шаровидной или овальной формы из одного куска пластилина. Рассказывают о предметах природного мира группы «Овощи».

Скатывают в ладонях шар из пластилина кругообразными движениями (помидор).

Раскатывают пластилин в ладонях до овальной формы (огурец). Работают с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя


Работа с бумагой и картоном – 5 часов

15

Работа с бумагой.

Инструменты для работы с бумагой


1

Назначение, сорта, свойства бумаги(сгибается).

Устройство ножниц, их функциональное назначение, правила их хранения, техника безопасности (в том числе при передаче их другому лицу).

Работа ножницами

Соблюдают технику безопасности при работе с ножницами (в том числе при передаче их другому лицу), правила хранения.

Следят за правильной посадкой при работе ножницами.

Держат правильно

инструмент.

Режут ножницами по прямим и кривым линиям круга и квадрата

Рассказывают о назначение и сортах бумаги, о ее свойствах.

Рассказывают об устройстве ножниц, их функциональном

назначении, правилах хранения, технике безопасности (в том числе при передаче их другому лицу).

Следят за правильной посадкой при работе ножницами.

Держат правильно

инструмент.

Рассказывают о строении кисти руки (ладонь, пальцы).

Режут ножницами по прямим и кривым линиям круга и квадрата

16

Аппликация «Геометрический орнамент из квадратов»

1

Правила обращения с ножницами.

Устройство ножниц.

Основные признаки геометрической фигуры «квадрат».

Имитация движения ножницами на весу (без бумаги).

Прием «разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца»

Показывают части (детали) ножниц.

Соблюдают правила хранения и технику безопасности при работе с ножницами.

Отличают квадрат от других геометрических фигур.

Разрезают бумагу по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца


Рассказывают об устройстве ножниц, их функциональном

назначении, правилах хранения, технике безопасности.

Соблюдают правила хранения и технику безопасности при работе с ножницами.

Называют основные признаки фигуры квадрат.

Различают квадраты по величине.

Разрезают бумагу по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца


17

Аппликация «Парусник из треугольников»

1

Основные признаки геометрической фигуры «треугольник».

Разметка по шаблону.

Правила обращения с ножницами.

Устройство ножниц.

Имитация движения ножницами на весу (без бумаги).

Прием «разрез по короткой наклонной линии, смыкая лезвия ножниц до конца».

Работа с предметно-операционным планом

Показывают части (детали) ножниц.

Соблюдают правила хранения и технику безопасности при работе с ножницами.

Отличают треугольник от других геометрических фигур.

Имитируют движения ножницами на весу (без бумаги).

Выполняют прием «разрез по короткой наклонной линии, смыкая лезвия ножниц до конца».

Выполняют работу по предметно-операционному плану под контролем учителя

Называют основные признаки геометрических фигур «квадрат» и «треугольник».

Выполняют разметку по шаблону.

Рассказывают и соблюдают правила обращения с ножницами.

Называют устройство ножниц.

Имитируют движения ножницами на весу (без бумаги).

Выполняют прием «разрез по короткой наклонной линии, смыкая лезвия ножниц до конца».

Выполняют работу по предметно-операционному плану

18

Аппликация «Орнамент из треугольников»

1

Основные признаки геометрической фигуры «треугольник».

Разметка по шаблону.

Правила обращения с ножницами.

Устройство ножниц.

Имитация движения ножницами на весу (без бумаги).

Прием «разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца».

Работа с предметно-операционным планом

Показывают части (детали) ножниц.

Соблюдают правила хранения и технику безопасности при работе с ножницами.

Отличают треугольник от других геометрических фигур.

Имитируют движения ножницами на весу (без бумаги).

Выполняют прием «разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца».

Выполняют работу по предметно-операционному плану под контролем учителя

Называют основные признаки геометрических фигур «квадрат» и «треугольник».

Выполняют разметку по шаблону.

Рассказывают и соблюдают правила обращения с ножницами.

Называют устройство ножниц.

Имитируют движения ножницами на весу (без бумаги).

Выполняют прием «разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца».

Выполняют работу по предметно-операционному плану

19

Аппликация из геометрических фигур «Ракета»


1

Основные признаки геометрических фигур «квадрат» и «треугольник».

Разметка по шаблону.

Правила обращения с ножницами.

Устройство ножниц.

Имитация движения ножницами на весу (без бумаги).

Прием «разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца».

Работа с предметно-операционным планом

Показывают части (детали) ножниц.

Соблюдают правила хранения и технику безопасности при работе с ножницами.

Отличают квадрат и треугольник от других геометрических фигур.

Имитируют движения ножницами на весу (без бумаги).

Выполняют прием «разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца».

Выполняют работу по предметно-операционному плану под контролем учителя

Называют основные признаки геометрических фигур «квадрат» и «треугольник».

Выполняют разметку по шаблону.

Рассказывают и соблюдают правила обращения с ножницами.

Называют устройство ножниц.

Имитируют движения ножницами на весу (без бумаги).

Выполняют прием «разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца».

Выполняют работу по предметно-операционному плану

Работа с глиной и пластилином– 3 часа

20

Работа с глиной и пластилином. Лепка предметов

«Морковь», «Свёкла», «Репка»

1

Выполнение изделия (предметы конической формы) пластическим способом лепки из одного куска пластилина.

Предметы природного мира группы «Овощи».

Приемы «скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями» (свекла, репка), «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы» (морковь), «вдавливание пальцем пластилина».

Прием «вытягивание шара и овала до конической формы».

Работа с предметно-операционным планом

Выполняют изделие (однодетальные предметы

конической формы) пластическим способом лепки из одного куска пластилина с помощью учителя.

Называют предметы природного мира группы «Овощи».

Выполняют приемы «скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями» (свекла, репка), «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы» (морковь), «вдавливание пальцем пластилина», приемом «вытягивание шара и овала до конической формы».

Выполняют работу с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя

Выполняют изделие (однодетальные предметы

конической формы) пластическим способом лепки из одного куска пластилина.

Рассказывают о предметах природного мира группы «Овощи».

Владеют приемами «скатывание в ладонях шара из пластилина

кругообразными движениями» (свекла, репка), «раскатывание

пластилина в ладонях до овальной формы» (морковь), «вдавливание пальцем пластилина», приемом «вытягивание шара и овала до конической формы».

Выполняют работу с опорой на предметно-операционный план

21

Приёмы работы с пластилином (сплющивание шара)

«Пирамидка из четырёх колец»

1

Конструктивный способ лепки предметов.

Предметы рукотворного мира группы «Игрушки».

Деление пластилина в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия.

Приемы лепки «скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями», «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы» (наконечник пирамидки), «сплющивание пластилина ладонью» и «размазывание пластилина на картоне».

Работа с предметно-операционным планом.

Осуществление контроля за выполнением практического действия, используя для этого схемы из учебника

Владеют конструктивным способом лепки многодетальных

предметов.

Называют предметы рукотворного мира группы «Игрушки».

Делят пластилин в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия.

Выполняют приемы лепки «скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями», «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы» (наконечник пирамидки), «сплющивание пластилина ладонью» и «размазывание

пластилина на картоне».

Выполняют работу с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Осуществляют контроль за выполнением практического действия, используя для этого схемы из учебника с помощью учителя

Владеют конструктивным способом лепки многодетальных

предметов.

Рассказывают о предметах рукотворного мира группы «Игрушки»

Делят пластилин в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия.

Владеют приемами лепки «скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями», «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы» (наконечник пирамидки), «сплющивание пластилина ладонью» и «размазывание пластилина на картоне».

Выполняют работу с опорой на предметно-операционный план.

Осуществляют контроль за выполнением практического действия, используя для этого схемы из учебника

22

Приёмы работы с пластилином (сплющивание шара) «Грибы»

1

Владение конструктивным способом лепки многодетальных предметов.

Предметы природного мира группы «Грибы».

Деление пластилина в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия.

Приемы лепки «скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями», «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы» (наконечник пирамидки), «сплющивание пластилина ладонью» и «размазывание пластилина на картоне».

Работа с предметно-операционным планом.

Контроль за выполнением практического действия, используя для этого схемы из учебника

Владеют конструктивным способом лепки многодетальных

предметов.

Называют предметы природного мира группы «Грибы».

Делят пластилин в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия.

Выполняют приемы лепки «скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями», «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы» (наконечник пирамидки), «сплющивание пластилина ладонью» и «размазывание

пластилина на картоне».

Выполняют работу с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Осуществляют контроль за выполнением практического действия, используя для этого схемы из учебника с помощью учителя

Владеют конструктивным способом лепки многодетальных

предметов.

Рассказывают о предметах природного мира группы «Грибы».

Делят пластилин в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия.

Владеют приемами лепки «скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями», «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы» (наконечник пирамидки), «сплющивание пластилина ладонью» и «размазывание пластилина на картоне».

Выполняют работу с опорой на предметно-операционный план.

Осуществляют контроль за выполнением практического действия, используя для этого схемы из учебника

Работа с природными материалами – 3 часа

23

Работа с природными материалами

«Ёжик»

1

Еловые шишки – природный материал.

Свойства еловых шишек (форма, цвет, величина, поверхность и т.д.).

Использование шишек в конструктивной деятельности.

Последовательное конструирование с опорой на изобразительно-графический пооперационный план.

Работа с различными поделочными материалами.

Приемы работы с пластилином: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью»

Называют свойства еловых шишек.

Используют шишки в конструктивной деятельности.

Последовательно конструируют с опорой на изобразительно-графический пооперационный план и с помощью учителя.

Работают с различными

поделочными материалами.

Выполняют приемы работы с

пластилином: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью»

Рассказывают о еловых шишках как о природном материале.

Называют свойства еловых шишек.

Используют шишки в конструктивной деятельности.

Последовательно конструируют с опорой на изобразительно-графический пооперационный план.

Работают с различными

поделочными материалами.

Владеют приемами работы с

пластилином: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью»

24

Работа с природным материалом.

«Чудо-животное»

1

Природный материал.

Свойства природного материала (форма, цвет, величина, поверхность и т.д.).

Использование природного материала в конструктивной деятельности.

Последовательное конструирование с опорой на изобразительно-графический пооперационный план.

Работа с различными поделочными материалами.

Приемы работы с пластилином: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью»

Называют природный материал и его свойства.

Используют природный материал в конструктивной

деятельности.

Последовательно конструируют с опорой на изобразительно-графический пооперационный план и с помощью учителя.

Работают с различными

поделочными материалами.

Выполняют приемы работы с

пластилином: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью»

Рассказывают о природном материале.

Называют свойства природного материала.

Используют природный материал в конструктивной

деятельности.

Последовательно конструируют с опорой на изобразительно-графический пооперационный план.

Работают с различными

поделочными материалами.

Владеют приемами работы с

пластилином: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью»


25

Работа с природным материалом

«В лес за грибами»

1

Природный материал.

Свойства природного материала (форма, цвет, величина, поверхность и т.д.).

Использование природного материала в конструктивной деятельности.

Последовательное конструирование с опорой на изобразительно-графический пооперационный план.

Работа с различными поделочными материалами.

Приемы работы с пластилином: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью»

Называют природный материал и его свойства.

Используют природный материал в конструктивной

деятельности.

Последовательно конструируют с опорой на изобразительно-графический пооперационный план и с помощью учителя.

Работают с различными

поделочными материалами.

Выполняют прием работы с

пластилином: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью»

Рассказывают о природном материале.

Называют свойства природного материала.

Используют природный материал в конструктивной

деятельности.

Последовательно конструируют с опорой на изобразительно-графический пооперационный план.

Работают с различными

поделочными материалами.

Владеют приемами работы с

пластилином: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью»

Работа с бумагой и картоном – 3 часа

26

Работа с бумагой.

Аппликация из обрывных кусочков бумаги

«Осеннее дерево»

1

Сорта бумаги.

Цвета бумаги.

Физические свойства бумаги (сгибается, режется, разрывается, обрывается) в процессе предметно-практических действий.

Прием разрывания бумаги на две части по линии сгиба.

Анализ аппликации по вопросам учителя.

Природные явления (осень) и предметы природного мира (деревьях).

Приемы обрывания кусочков цветной бумаги и наклеивания обрывных кусочков на основу

Называют сорта и цвета бумаги.

Называют физические свойствах бумаги (сгибается, режется, разрывается, обрывается).

Выполняют прием разрывания бумаги на две части по линии сгиба с помощью учителя.

Разбирают аппликацию по вопросам учителя.

Выполняют прием обрывания кусочков цветной бумаги и наклеивания обрывных кусочков на основу с помощью учителя

Называют сорта и цвета бумаги.

Рассказывают о физических свойствах бумаги (сгибается, режется, разрывается, обрывается).

Владеют приемом разрывания бумаги на две части по линии сгиба.

Разбирают аппликацию по вопросам учителя.

Рассказывают о природных явлениях

(осень) и предметах природного мира (деревьях).

Владеют приемами обрывания кусочков цветной бумаги и наклеивания обрывных кусочков на основу

27

Складывание фигурок из бумаги

«Открытка со складным цветком»

1

Растения (цветы).

Геометрические фигуры треугольник, квадрат, прямоугольник, их признаков (стороны, углы).

Различение квадрата, прямоугольника и треугольника.

Выполнение приемов «сгибание квадрата пополам» и «сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали)», «совмещение сторон с опорными точками».

Ориентировка в пространстве (наверху, внизу, слева, справа) и в пространстве геометрических фигур «квадрат», «треугольник», «прямоугольник» (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая, нижняя стороны, середина)

Называют растения (цветы).

Называют геометрические фигуры треугольник, квадрат, прямоугольник, их признаках (стороны, углы).

Различают квадрат, прямоугольник и треугольник.

Выполняют приемы «сгибание квадрата пополам» и «сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали)», «совмещение сторон с опорными точками» под контролем учителя.

Ориентируются в пространстве (наверху, внизу, слева, справа) и в пространстве геометрических фигур «квадрат», «треугольник»,

«прямоугольник» (верхний угол, нижний угол, правая, левая,

боковая, нижняя стороны, середина) с помощью учителя

Рассказывают о растениях (цветах).

Называют геометрические фигуры треугольник, квадрат, прямоугольник, их признаках (стороны, углы).

Различают квадрат, прямоугольник и треугольник.

Владеют приемами «сгибание квадрата пополам» и «сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали)», «совмещение сторон с опорными точками».

Ориентируются в пространстве (наверху, внизу, слева, справа) и в пространстве геометрических фигур «квадрат», «треугольник»,

«прямоугольник» (верхний угол, нижний угол, правая, левая,

боковая, нижняя стороны, середина)

28

Складывание фигурок из бумаги

«Открытка со складной фигуркой кошечки»

1

Домашние животные.

Геометрические фигуры треугольник, квадрат, прямоугольник, их признаков (стороны, углы).

Различение квадрата, прямоугольника и треугольника.

Выполнение приемов «сгибание квадрата пополам» и «сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали)», «совмещение сторон с опорными точками».

Ориентировка в пространстве (наверху, внизу, слева, справа) и в пространстве геометрических фигур «квадрат», «треугольник», «прямоугольник» (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая, нижняя стороны, середина)

Называют домашних животных.

Называют геометрические фигуры треугольник, квадрат, прямоугольник.

Различают квадрат, прямоугольник и треугольник.

Выполняют приемы «сгибание квадрата пополам» и «сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали)», «совмещение сторон с опорными точками» с помощью учителя.

Ориентируются в пространстве (наверху, внизу, слева, справа) и в пространстве геометрических фигур «квадрат», «треугольник»,

«прямоугольник» (верхний угол, нижний угол, правая, левая,боковая, нижняя стороны, середина) с помощью учителя

Рассказывают о домашних животных.

Называют геометрические фигуры треугольник, квадрат, прямоугольник, их признаках (стороны, углы).

Различают квадрат, прямоугольник и треугольник.

Владеют приемами «сгибание квадрата пополам» и «сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали)», «совмещение сторон с опорными точками».

Ориентируются в пространстве (наверху, внизу, слева, справа) и в пространстве геометрических фигур «квадрат», «треугольник»,

«прямоугольник» (верхний угол, нижний угол, правая, левая,

боковая, нижняя стороны, середина)


Работа с глиной и пластилином – 1 час

29

Работа с глиной и пластилином

«Цыплёнок»

1

Предметы природного мира группы «Домашние птицы».

Разбор образца объемного многодетального изделия с помощью учителя.

Планирование ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план.

Скатывание заготовки шарообразной формы.

Выполнение приема «прищипывание пластилина».

Соединение деталей приемом «примазывание».

Соблюдение пропорций и пространственные соотношения деталей, частей при лепке объемной фигуры

Называют предметы природного мира группы «Домашние птицы».

Разбирают образец объемного многодетального изделия с помощью учителя.

Планируют ближайшую операцию с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Скатывают заготовки шарообразной формы.

Выполняют прием «прищипывание пластилина» с помощью учителя.

Соединяют детали, используя прием «примазывание».

Соблюдают пропорции и пространственные соотношения деталей, частей при лепке объемной фигуры под контролем учителя

Рассказывают о предметах природного мира группы «Домашние птицы».

Разбирают образец объемного многодетального изделия с помощью учителя.

Планируют ближайшую операцию с опорой на

предметно-операционный план.

Скатывают заготовки шарообразной формы.

Владеют приемом «прищипывание пластилина».

Соединяют детали, используя прием «примазывание».

Соблюдают пропорции и пространственные соотношения деталей, частей при лепке объемной фигуры

Работа с бумагой и картоном – 5 часов

30

Конструирование

«Бумажный фонарик»

1

Признаки фигуры «прямоугольник».

Знание устройства ножниц, их функционального назначения, правил их хранения, техники безопасности.

Работа ножницами.

Разметка по шаблону.

Выполнение приема «надрез по короткой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц».

Контролирование мышечного усилия при выполнении короткого разреза.

Выполнение сборки конструкции с опорой на предметно-операционный план

Называют признаки фигуры «прямоугольник».

Называют детали ножниц.

Соблюдают правилах хранения и технику безопасности.

Работают ножницами.

Размечают по шаблону с помощью учителя.

Выполняют прием «надрез по короткой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц» под контролем учителя.

Выполняют сборку конструкции с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Называют, различают и называют цвета

Называют признаки фигуры «прямоугольник».

Рассказывают об устройстве ножниц, их функциональном назначении, правилах хранения, технике безопасности.

Работают ножницами.

Размечают по шаблону.

Владеют приемом «надрез по короткой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц».

Контролируют мышечное усилие при выполнении короткого разреза.

Выполняют сборку конструкции с опорой на предметно-операционный план.

Называют, различают и называют цвета

31

Конструирование

«Декоративная веточка»

1

Прием «надрез по коротким вертикальным линиям» без предварительной разметки.

Прием «накручивание заготовки на палочку (веточку)».

Контроль за выполнением практического действия, используя для этого схемы из учебника

Выполняют приемы: «надрез по коротким вертикальным линиям» без предварительной разметки и «накручивание

заготовки на палочку (веточку)» с помощью учителя.

Осуществляют контроль за выполнением практического действия, используя для этого схемы из учебника под контролем учителя

Владеют приемами «надрез по коротким вертикальным линиям» без предварительной разметки и «накручивание

заготовки на палочку (веточку)».

Осуществляют контроль за выполнением практического действия, используя для этого схемы из учебника

32

Плоские ёлочные игрушки

1

Планирование ближайшей операции с помощью пооперационного плана.

Геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник, квадрат).

Разметка по шаблону.

Умение резать по короткой наклонной линии.

Контролирование мышечное усилия при выполнении короткого надреза.

Сборка конструкции с опорой на образец

Планируют ближайшую операцию с помощью пооперационного плана под руководством учителя.

Называют геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник, квадрат).

Размечают по шаблону.

Режут по короткой наклонной линии.

Выполняют сборку конструкции с опорой на образец под руководством учителя

Планируют ближайшую операцию с помощью пооперационного плана.

Называют геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник, квадрат).

Размечают по шаблону.

Режут по короткой наклонной линии.

Контролируют мышечное усилие при выполнении короткого надреза.

Выполняют сборку конструкции с опорой на образец

33

Конструирование

«Флажки»

1

Планирование ближайшей операции с помощью пооперационного плана.

Геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник, квадрат).

Разметка по шаблону.

Разрез по короткой наклонной линии.

Использование контрастных цветов (желтый — фиолетовый, красный — зеленый, синий — оранжевый).

Контролирование мышечного усилия при выполнении короткого надреза.

Сборка конструкции с опорой на образец

Планируют ближайшую операцию с помощью пооперационного плана под руководством учителя.

Называют геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник, квадрат).

Размечают по шаблону.

Режут по короткой наклонной линии.

Выполняют сборку конструкции с опорой на образец под руководством учителя

Планируют ближайшую операцию с помощью пооперационного плана.

Называют геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник, квадрат).

Размечают по шаблону.

Режут по короткой наклонной линии.

Используют контрастные цвета (желтый — фиолетовый, красный — зеленый, синий — оранжевый).

Контролируют мышечное усилие при выполнении короткого надреза.

Выполняют сборку конструкции с опорой на образец









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!