СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕЖПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ «Школа юного исследователя» для 5-9 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕЖПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ  «Школа юного исследователя» для 5-9 класса.

Образовательный межпредметный модуль даёт возможность обучающимся осознать принадлежность к большой науке, знакомит их с методами научной работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность проводить научные эксперименты и исследования.

Модуль «Школа юного исследователя» рассчитан на 17 часов обучения, является источником знаний, умений и навыков универсального характера и использует межпредметные связи с другими учебными предметами.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕЖПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ «Школа юного исследователя» для 5-9 класса»

Управление образования Администрации г. Усть-Илимска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»


Рассмотрена и одобрена на заседании предметной кафедры/МО «……»

Руководитель

____________ФИО

Протокол

№… от…….2015 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 9

_________________ ФИО

________________2015 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ № 9

_____________Певзнер Т.В.

__________________2015 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕЖПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ

«Школа юного исследователя»

для 5-9 класса








Разработчик программы:

Бархатова Е.В., учитель химии ВКК












г. Усть-Илимск

2015/2016 уч.г.


1. Пояснительная записка


«Тысячи неразгаданных тайн таит в себе наука, и без вас, без вашей молодости, смелости, энтузиазма, они не будут разгаданы. Наука ждёт вас, друзья!»

Академик А.С. Несмеянов

Программа образовательного межпредметного модуля «Школа юного исследователя» для 5-9 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС-2 ООО, ООП ООО МБОУ СОШ №9.

Образовательный межпредметный модуль даёт возможность обучающимся осознать принадлежность к большой науке, знакомит их с методами научной работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность проводить научные эксперименты и исследования.

Модуль «Школа юного исследователя» рассчитан на 17 часов обучения, является источником знаний, умений и навыков универсального характера и использует межпредметные связи с другими учебными предметами.

Актуальность реализации модуля: 

Согласно ФГОС исследовательская деятельность учащихся становится обязательной нормой в подростковой и старшей школе. Это потребует решения ряда содержательных задач:

1. Потребуется освоение форм организации образовательного процесса, обеспечивающих «массовость» данного процесса.

2. Необходимо научиться создавать принципиально разные ситуации исследовательского характера для детей разного возраста. Не просто отличающиеся по степени сложности, но именно разные и учитывающие возрастные особенности школьников.

3. Необходимо освоить деятельностные формы организации учебных исследований.

Исследовательская деятельность школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать личностные, метапредметные и предметные результаты.

Организация занятий по обучению школьников действиям по ведению самостоятельных исследований и формированию навыков исследовательской деятельности реализуется на занятиях модуля в рамках внеурочной деятельности и проводится по технологии деятельностного метода. Достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объем, регулярность, систематизированность и целенаправленность.

Цель модуля: создание условий для формирования способности у обучающихся функционального навыка учебного исследования как универсального способа освоения действительности.

Задачи:

Освоение участниками форм организации образовательного процесса, направленного на:

  1. открытие и освоение учащимися основной школы норм исследовательской деятельности;

  2. получения учащимися опыта творческой составляющей любой исследовательской деятельности – формулировки собственной проблемы, выдвижение собственных гипотез, изобретение проекта собственного эксперимента и пр.;

  3. получение учащимися опыта собственных исследований.

Ценностные ориентиры: 1. формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, самообразованию и саморазвитию. 2. практическая исследовательская направленность занятий; формирование системы социально значимых ценностей через деятельность.

Сроки проведенияпервое полугодие учебного года.

2. Общая характеристика модуля

Замысел модуля: Одним из основных путей повышения мотивации и развития УУД является включение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность, предусматривающую постановку практически значимых целей и задач учебно-исследовательской деятельности, анализ актуальности исследования; выбор средств и методов, совместное планирование деятельности учителем и обучающимися, проведение исследования; оформление результатов работ в соответствии с целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; целенаправленное обучение обучающихся групповым методам работы (прежде всего, в парах и малых группах); формирование у учеников способности видеть перспективу своего учебного продвижения. Содержание модуля охватывает весь процесс научного исследования и в целях сохранения логики его изучения разделен на 3 этапа:

1. “Первые научные пробы. Самоопределение в науке”.

2. “Поиск истины. От замысла к открытию”.

3. “Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”.

“Первые научные пробы. Самоопределение в науке” – это тренинг исследовательских способностей. В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

-видеть проблемы;

 -ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во старших классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

“Поиск истины. От замысла к открытию” - самостоятельная исследовательская практика. Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований. Занятия выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. 

“Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом” - мониторинг исследовательской деятельности. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (конференции, защиты исследовательских работ и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения. 

При реализации модуля используются следующие образовательные технологии: технология деятельностного метода, проектно-исследовательские технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Учебные занятия по программе модуля состоят из теоретической и практической части, где большую часть времени занимает практика: школьники знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации, правилами структурирования исследовательской работы.

Методы работы с учащимися: Среди методов и приёмов развития УУД особое место отводится практическим работам, которые могут быть построены на предметном, межпредметном и надпредметном содержании.

Основные формы организации учебной деятельности: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная (самостоятельная). Доминирующими является групповые формы работы, вовлекающие учащихся в самостоятельную деятельность, дискуссии, диалоги.



3. Содержание модуля


I.

«Первые научные пробы. Самоопределение в науке» (10ч.)

Элементы содержания образования

1. Введение в мир науки (1 ч).

1.1. Как делаются открытия?

Роль науки в современном мире. Жизнь и деятельность выдающихся исследователей прошлого и современности. Биография великих ученых как образец трудолюбия и целеустремленности. (Т.А. Эдисон, А.М. Ампер, А. Эйнштейн, В.И. Вернадский, Ж.И. Алферов и т.д.) Величайшие научные открытия конца 20 - начала 21 века.

2. Организация методики исследования (6ч.)

2.1. Общее представление об исследовательской работе. Порядок подготовки, организации и проведения исследовательской работы. Составление индивидуального плана работы. Составление сложного развернутого плана исследования. Как выбрать тему исследования? Как правильно выбрать объект и предмет исследования? Как определить цель исследования? Как успешно достигать цели? Задачи исследования. Гипотеза исследования.

2.2. Практическая работа №1: Разработка плана проекта исследования (Определение объекта и предмета исследования по заданной теме. Определение гипотезы по заданной теме и разработка плана эксперимента. Анализ предлагаемых гипотез и экспериментов по группам»).

2.3.Методы исследования. Формы организации экспериментальной части учебно-исследовательской деятельности: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, математико-статистические. Наблюдение. Анкетирование. Социологический опрос. Интервьюирование. Беседа. Тестирование. Естественный и лабораторный эксперименты. Обработка эмпирических данных исследования. Статистическая обработка данных.

2.4. Практическая работа №2 «Составление плана экспериментальной части учебно- исследовательской работы».

2.5. Формы представления полученных данных. Таблицы, схемы, диаграммы, графики. Общее представление о компьютерной обработке и представлении данных. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Практическая работа№3: «Технология составления сводных таблиц и диаграмм».

2.6. Текстовое оформление исследовательской работы. Титульный лист. Оглавление. Введение. Главы основной части. Заключение. Библиография. Приложение. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы.

3. Работа с литературными источниками (2 ч.)

3.1. Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники. Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели. Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта. Практическая работа №4 «Определение информационного запроса по заданной теме. Поиск информации по ключевому слову в библиотечных каталогах, в Интернет по ключевому слову, поиск адреса необходимого сайта»

3.2.Характеристика отдельных литературных источников. Журнальная статья. Рецензия. Аннотация. Реферат. Учебное и методическое пособие. Справочная литература. Монография. Брошюра. Сборник научных статей. (Общее представление). Культура чтения. Цели чтения. Скорость чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое чтение. Библиографический список. Каталог, виды каталогов, Поиск литературы по обычному и электронному каталогам. Заполнение требований на книгу. Работа со справочной литературой. Словари. Энциклопедии. Оформление библиографии по проблеме исследования. Работа с архивным материалом. Работа с первоисточниками. Методы обработки полученной информации. Составление плана. Конспектирование. Выписки, Цитаты. Сноски, Правила их оформления. Систематизация «хранения информации». Практическая работа №5 «Оформление списка литературы и использованных электронных источников».

II.

«Поиск истины. От замысла к открытию» (4 ч.)

Элементы содержания образования

  1. Проработка индивидуальных исследовательских тем и цикла экспериментов (4ч.)

III.

«Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом» (4ч.)

Элементы содержания образования

1.Доклад (2 ч.).

Требования к написанию и оформлению. Основные правила постановки простых и сложных вопросов. Письменный отчет. Структура, содержание. Формы: дневник наблюдений, учебно-исследовательской работы, тезисы. Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация, сайт в Интернете. Устный отчет. Структура, содержание. Формы: доклад, дискуссия, радиопрограмма.

Практическая работа №14 «Составления плана устного доклада»

2.Школьная научно-практическая конференция (2 ч.). Защита учебно-исследовательских работ.


Примерный перечень тем учебно-исследовательских работ для учащихся 5 классов


  1. Гуманитарная секция:

  • Корабль «Привет» (Путешествие по странам со словарём)

  • Словарь имен героев литературного произведения

  • А правильно ли мы говорим по-русски?

  • Театры города Иркутска, Усть-Илимска

  • Музеи в Иркутске, Усть-Илимске

  • Развитие спорта в Иркутской области

  • Художники Иркутской области

  • Традиции семьи и новоселья

  • Расписание уроков

  • Рождество и Новый год в странах изучаемого языка

  • Это я

  • Моя семья

  • Моё хобби

  • Мой питомец

  • Я хочу стать…

  • Достопримечательности Лондона

  • Достопримечательности Иркутска, Усть-Илимска

  • Моя семья

  • Мой класс

  • Школа моей мечты

  • Как я провел лето

  • Новый год в разных странах

  • Народные игры

  • Новогодний подарок

  • Мой дед - фронтовик

  • Мифы Древней Греции

  • Искусство Древнего Египта

  • Семь чудес света

  • Завоевания Александра Македонского

  • Открытия и изобретения Китая и Индии в древности

  • От увлечения – к профессии

  • Книга растит человека

  • Государственные символы России

  • Обычаи народов России

  • Великие россияне

  • Художники будущее

  • Сказка подводного мира

  • Что подсказала природа мастеру, художнику

  • Культура древнего жилища (крестьянской избы, юрты, чума, иглу…)

  • Цвет как средство выражения

  • Людям каких профессий нужны краски?

  • Кто делает города (села, деревни) красивыми?

  • История русского народного костюма

  • Из истории гончарного производства

  • Великие произведения и изобретения Леонардо да Винчи

  • Архитекторы, создавшие исторический облик моего города

  • Костюмы разных эпох

  • Фольклор в музыке русских композиторов

  • Всю жизнь мою несу Родину в душе

  • Небесное и земное в звуках и красках

  • Звать через прошлое к настоящему

  • О подвигах, о доблести, о славе…

  1. Математическая секция:

  • Четыре действия математики

  • Древние меры длины

  • Возникновение чисел

  • Счёты

  • Старинные русские меры или старинная математика

  • Обыкновенные дроби. Исторический экскурс

  • Сказка «В царстве геометрических фигур»

  • Мой безопасный путь в школу (составление модели движения ребенка в школу)

  • Денежные единицы разных стран

  • Прогнозирование четвертной и годовой отметки

  • Проценты. Исторический экскурс

  • Олимпиадные задачи на проценты

  • Родная школа помещается на ладони (создание макета здания школы)

  • Вероятность реальных событий

  • Расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости,

  • Памятка по решению ключевых задач по теме

  • Сборник ключевых задач по теме

  • Сказочный задачник

  • Задачи на движение

  • Математический лабиринт

  • Математический кроссворд

  • Математическое лото

  • Круговая диаграмма успеваемости класса по различным предметам

  • Великие математики

  • Путешествие в страну натуральных чисел

  • Проценты вокруг нас

  • Меры длины, веса, площади

  1. Естественнонаучная секция:

  • «Разрушители мифов»

  • Карта – памятник культуры

  • Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет планеты»

  • Овраги – враги земли

  • Храни меня, мой талисман (драгоценные и поделочные камни)

  • Круизный маршрутный лист путешественника

  • Как люди могут использовать айсберги

  • Выпуск газеты «Океан – достояние человечества»

  • Народные приметы и прогноз погоды

  • Влияние автотранспорта нашей местности на загрязнение воздуха

  • Решение проблемы мусора в нашей местности


4. Тематическое планирование


Наименование раздела, темы:

Кол-во часов

В том числе

Вид контроля


Традиционные уроки (изучения и закрепления)

Практические работы

Учебно-исследовательские работы

Конференции

1.

Первые научные пробы. Самоопределение в науке.

10

5

5

-

-

Тематический

2.

Поиск истины. От замысла к открытию.

4

-

-

4

-

Тематический

3.

Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом

3

1

-

-

2

Тематический

ИТОГО:

17

6

5

4

2




5. Результаты освоения модуля


Результаты освоения модуля распределяются по трем уровням:


1 уровень

5-6 класс

2 уровень

7-8 класс

3 уровень

9 класс

Учащиеся приобретают знания:

  • о разных видах исследовательских работ; требованиях к их выполнению и защите;

  • по разным учебным предметам через интеграцию содержания.

У обучающихся формируется положительное отношение к базовым общественным ценностям, которое может проявляться в следующих видах деятельности:

  • инициирование и выполнение проектных и исследовательских работ;

  • креативном выполнении поставленных учебных задач;

  • созидательном взаимодействии в коллективах сменного и постоянного состава.

Приобретение обучающимися опыта самостоятельной деятельности:

  • при определении темы исследовательской работы или проекта;

  • при работе с вариативными источниками информации;

  • решение задач с измененными условиями;

  • поиске оптимальных и рациональных путей решения поставленных задач.


В результате освоения модуля у обучающихся будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.


Класс

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

5 класс

1. Ценить и принимать базовые ценности.

2.Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

3. Понимать смысл и цель самообразования.

4.Давать нравственно-этические оценки.



1. Ориентироваться в литературе: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений

1.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3.Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

6 класс

  1. Принимать новые базовые ценности.

  2. Определять жизненные, личностные ценности.

  3. Осознанно и аргументировано давать нравственно-этические оценки.

  4. Понимать смысл и цели саморазвития, самообразования.

  1. Владеть основами реализации исследовательской деятельности.

  2.  Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

  3. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

  4.  Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

  5.  Давать определение понятиям.

  6. Устанавливать причинно-следственные связи.

  7.  Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия.

  8. Проявлять устойчивый познавательный интерес.

  1.  Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  2.  Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

  3. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

  4. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

  5.  Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

  6.  Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  7. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

  8. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.

  1.  Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

  2.  Простраивать жизненные планы во временной перспективе.

  3.  При планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.

  4. Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.


7 класс

  1. Следовать в соответствии с ценностями общества.

  2. Определять кроме жизненных, личностных и профессиональные ценности.

  3. Простраивать траекторию профессионального самоопределения. Осуществлять выбор.

  4. В системе заниматься самообразованием.

  1. Проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; готовность к самообразованию и самовоспитанию.

  2. Владеть основами рефлексивного чтения.

  3.  Ставить проблему, аргументировать её актуальность.

  4. Обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

  5. Выполнять исследовательские работы разных видов.

  6. Владеть научной терминологией при выполнении исследовательских работ.

  7. Принимать участие в дискуссиях.

  1. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

  2.  Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

  3. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

  4. Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  5. Владеть основами коммуникативной рефлексии.

  6. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

  7. Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

  1. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

  2.  Планировать пути достижения целей.

  3.  Устанавливать целевые приоритеты.

  4. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

  5.  Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

  6.  Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

  7. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

8 класс

  1. Поступать в соответствии с ценностными ориентирами общества.

  2. Осуществлять осознанный и аргументированный выбор.

  3. Самоопределение.

  4. Смыслообразование.

  1. Проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; готовность к самообразованию и самовоспитанию.

  2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

  3. Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  4. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  5.  Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

  1. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

  2.  Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

  3. Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

  4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

  5. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.

  1. Владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

  2. Владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

  3. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

9 класс

  1. Простраивать жизненное, личностное и профессиональное самоопределение.

  2. Осуществлять осознанный выбор.

  3. Давать объективные нравственно-этические оценки. Оценивать свое поведение в соответствии с ценностями общества.

  4. Брать ответственность на себя.

  5. Инициировать идеи. Доводить начатое дело до конца.

  1.  Ставить проблему, аргументировать её актуальность.

  2. Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.

  3.  выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.

  4.  Организовывать исследование с целью проверки гипотез.

  5. Делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

  1. Следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

  2.  Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

  3. Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

  4.  В совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

  5. Выступать в группе с инициативой.

  1. Владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

  2. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

  3.  Адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи.

  4. Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

  5. Владеть основами саморегуляции эмоциональных состояний.

  6. Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.








Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

  • планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

  • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

  • использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

  • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

  • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

  • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование;

  • использовать догадку, озарение, интуицию;

  • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

  • использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

  • использовать методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

  • использовать приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного исследования.



Выпускник основной школы будет обладать следующими характеристиками:

  • глубокое знание учебных предметов основного общего образования; умение интегрировать знания из смежных областей, представлять единую научную картину мира;

  • высокий уровень способности решать практические задачи в реальных жизненных ситуациях (высокий уровень развития основных компетенций, достаточная функциональная грамотность);

  • информационная готовность к осуществлению зрелого выбора будущего профессионального пути.

6. Контроль реализации:

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для выявления у учащихся УУД;

  • текущий, проводимый в ходе в ходе изучения программы и позволяющий выявить у учащихся сформированность УУД;

  • итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы, позволяющий определить уровень сформированности познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

Контроль может осуществляться в следующих формах: защита исследовательской работы на школьной научно-практической конференции; выступление на муниципальной и региональной научно-практической конференции.

Механизм отслеживания результатов работы – на уровне экспертизы: освоено полностью; освоено частично; не освоено.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • уроки-дискуссии, где учащиеся обсуждают промежуточные и итоговые результаты учебно-исследовательской работы.

  • школьная научно-практическая конференция (защита мини-рефератов, проведенных исследований), коллективное обсуждение во время проведения конференции.

  • Участие в областной научно – практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее, Юниор».

  • участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ; Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»и др.

Диагностика процесса и результатов обучения.

Лист наблюдения

1-я ступень

Ставит цель исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

2-я ступень

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

7. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Общее кол-во часов

Дата

Проектно-исследовательская деятельность

ИКТ

Результаты

Формы контроля

Первые научные пробы. Самоопределение в науке.







1.

Введение в мир науки

1






1.1.

Как делаются открытия?

1




Определение целей и задач модуля. Правила организации занятий и их специфика


2.

Организация методики исследования

7






2.1.

Общее представление об исследовательской работе.

1




Определение объекта и предмета исследования по заданной теме. Определение гипотезы по заданной теме. Анализ предлагаемых гипотез по группам».

Защита замысла проекта исследования.

2.2.

Практическая работа №1: Разработка плана проекта исследования

1




План проекта исследования.

Защита плана проекта исследования.

2.3.

Методы исследования.


1




Экспериментальный, описательный, сравнительный, статистический, моделирования, микроскопический, мониторинг и т.д.

Определение проблемы, литературный обзор, выдвижение гипотезы, эксперимент, результаты.

Технология составления сводных таблиц и диаграмм

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.


2.4..

Практическая работа №2 «Составление плана экспериментальной части учебно- исследовательской работы».

1




План экспериментальной части учебно-исследовательской работы.

Защита плана экспериментальной части учебно-исследовательской работы.

2.5.

Формы представления полученных данных.

Практическая работа №3 «Технология составления сводных таблиц и диаграмм».

1




Составление таблиц и диаграмм в Excel


Математическая обработка статистических данных.

2.6.

Текстовое оформление исследовательской работы.

1




Обработка результатов исследования

Алгоритм обработки результатов исследования

Методика оформления результатов

Оформления результатов

3.

Работа с литературными источниками.

2






3.1.

Этапы информационного поиска. Практическая работа №4 «Определение информационного запроса по заданной теме. Поиск информации по ключевому слову в библиотечных каталогах, в Интернет по ключевому слову, поиск адреса необходимого сайта».

1




Работа с основными

источниками получения информации

Составление алгоритма информационного поиска

Определение информационного запроса


Алгоритм информационного запроса

Алгоритм работы библиотечных каталогов

Алгоритм работы с интернет ресурсами по ключевому слову

Алгоритм работы с интернет ресурсами

3.2.

Характеристика отдельных литературных источников Практическая работа №5 «Оформление списка литературы и использованных электронных источников».

1




Правила оформления списка литературы и

использованных электронных источников

Список литературы, необходимого для проекта исследования.

II.

Поиск истины. От замысла к открытию

4






1.

Проработка индивидуальных исследовательских тем.

4




Работа над индивидуальной учебно-исследовательской работой

Индивидуальная учебно-исследовательская работа

III.

Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом

4






1.

Доклад.

Практическая работа №14«Составления плана устного доклада»


2




Письменный отчет: доклад, сообщение, реферат, научная работа

Правила оформления письменного отчета.

Правила оформления презентаций, плакатов, моделей

Структура устного доклада

Алгоритм устного доклада

Правила составления устного доклада

Составление плана устного доклада

Составление плана доклада по теме исследования

План устного доклада

2.

Школьная научно-практическая конференция. Защита учебно-исследовательских работ.

2




Презентация учебно-исследовательских работ

Защита учебно-исследовательской работы

8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


  • учебники и учебно-методические пособия

- при подготовке программы:

  1. Кожухова М.Ю. Программа формирования учебных исследователь­ских умений старшеклассников "Основы учебного исследования": [в условиях УДОД] // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 95 -108

  2. Латышева Л.И. Рабочая программа курса «Проектно-исследовательская деятельность учащихся для учащихся второй ступени обучения». // http://www.bel-licei-inter.ru/files/2013-2014/rab_prog/bio/Lat_bio_issled.pdf

  3. Маюрова Л.В. Авторская дополнительная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования "Первые шаги в науку". // festival.1september.ru

  4. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Академия естественных наук» для обучающихся 5-9 классов. Петухова Г.В., Петухов С.Ю.

  5. Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» //http://edu.mari.ru/mouo-medvedevo/ruem/DocLib14/Forms/AllItems.aspx


- для учителя:

  1. Андреева В. Программа спецкурса "Основы научно - исследовате­льской деятельности старшеклассников":[10 кл.] // Школьное плани­рование. - 2002. - № 2. - С. 43 -50.

  2. Блинова Т. В. "Школа исследователей" как форма подготовки старшеклассников к научно - исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 1. – С. 100 -104.

  3. Гайдаенко Е. А. В науку - с игрой: [игра в обучении детей технологии исследования] // Исследовательская работа школьников. - 2008. - № 1. - С. 156 - 160 Примеры игр

  4. Гилядов С. В мир науки - на мотоцикле: [организация и осуще­ствление проектно-исследовательской деятельности] // Управление школой. - 2008. - № 18. - С. 20 - 25 Программа элективного курса "Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию"; Циклограммы работы над проектом (исследованием)

  5. Гликман И. З. Подготовка к творчеству: Учебное исследование школьников; Способы подготовки учащихся к творческой деятельности // Одаренный ребенок. - 2006. - № 5. - С. 6 -14; 2007. - № 3. - С. 34 - 41.

  6. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. - 2007. - № 7. - С. 45 – 48

  7. Горелов А. С. Курс "Методология научного исследования" для учащихся старших классов: [опыт "Лицея на Донской" г. Москвы] // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 1. – С. 139 -143.

  8. Громова Т. В. Руководителю научно-исследовательских работ школьников. Организация исследовательской деятельности // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 6. – С. 59 - 64; № 7. - С. 49 - 53

  9. Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения: [исследовательская и научно – исследовательская работа учащихся] // Управление школой. - 2006. - № 1.- С. 14 - 16

  10. Демин И. Программа курса "Методика научного исследования": Для 9 класса // Школьное планирование. - 2004. –№ 4. - С. 45 - 46.

  11. Демин И.С. Программы и тематические планы исследовательских курсов / Демин И.С., Овчинникова Л.Н. // Школьные технологии. - 2002. - № 1. - С. 134 - 137 Программы курсов для 9 кл. "Методика научного исследо­вания" и "Методология научных исследований"

  12. Крючкова Г. Хочу быть лаборантом! Уроки - исследования с помощью компьютерных технологий // ИКТ в образовании. - 2008. - № 21. - С. 26 - 27.

  13. Лаксова Г. П. Материалы для программы элективного курса предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса "Основы научно - исследовательской деятельности" // Практика административной работы в школе. - 2007. - № 3. – С. 61 - 64

  14. Макарова Л.А. По ступенькам - в науку: [опыт обучению иссле­довательской деятельности] // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 4. - С. 109 - 113.

  15. Макотрова Г. В. Технология использования сети Интернет в формировании учебно -исследовательской культуры учащихся на уроке // Инновации в образовании. - 2007. - № 5. – С. 134 - 148.

  16. Макотрова Г. В. Технология использования сети Интернет в формировании учебно -исследовательской культуры школьников на занятиях предметной секции ученического научного общества // Инновации в образовании. - 2007. – № 12. – С. 91 - 102.

  17. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса "Основы исследовательской деятельности учащихся" // Практика администра­тивной работы в школе. - 2004. - № 5. - С. 51 - 60.

  18. Маслова Л.Г. Элективный курс как актуальная форма организа­ции школьных занятий: Программа элективного курса научно-исследо­вательской деятельности школьников //Учительский журнал. - 2009. - № 1. -С. 117 - 123.

  19. Миронова Т.Л. Программа курса "по выбору" для учащихся 6-10 классов "Самостоятельные исследования учащихся" // Исследователь­ская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 117 -120.

  20. Миронова М.Н. Первые шаги на пути к открытиям. Методическое пособие для педагогов, родителей, учащихся, занимающихся исследовательской работой // http://infourok.ru/user/mirnova-marina-nikolaevna

  21. Миронова М.Н. Учебно-методические материалы при подготовке к руководству школьными исследовательскими работами //http://infourok.ru/user/mirnova-marina-nikolaevna

  22. Новикова С. Развивающий потенциал учебного исследования // Воспитание школьников. - 2007. - № 2. - С. 46 - 51 Программа курса "Технология учебного исследования»; Учебно - тематический план; Содержание учебной дисциплины

  23. Овчинникова Л. Тематическое планирование курса "Методология научных исследований": Для 9 класса // Школьное планирование. - 2004 . - № 4. - С. 47 - 49.

  24. Петряева Е. Ю. Образовательная программа "Развитие исследо­вательской деятельности учащихся" для 8-9 классов / Петряева Е.Ю., Содномова Л. П. , Пластинина В.М. // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 4. - С. 11 –22 Содержание образовательной программы; Тематическое планирование изучения образовательной программы в 8,- 9 кл.; Примерные направления исследовательской деятельности в 8, 9 классах

  25. Пирожкова М. Г. Элективный курс "Основы исследовательской деятельности учащихся" // География и экология в школе XXI века. - 2007. - № 1. - С. 64 - 65. Содержание программы

  26. Порохов Д. А. Элективный курс "Методика научного исследова­ния" // Естествознание в школе. - 2005. - № 2. –С. 41 - 42. Примерный тематический план обучения учащихся 9 - 11 кл. исследовательской деятельности

  27. Русских Г.А. Развитие учебно - исследовательской деятельности учащихся: [Спецкурс для учащихся "Учебно-исследовательская деятель­ность"] // Дополнительное образование. - 2001. – № 7 – 8. – С. 3 –14

  28. Санина С.П. Компьютерное моделирование в исследовательской деятельности учащихся // Педагогические технологии. - 2005. - № 4. - С. 36 - 45.

  29. Скибицкий Э.Г. Формирование компетентности начинающего исследователя // Инновации в образовании. – 2007.- № 9.- С. 80 - 90

  30. Смирнова Т. Э. Работа учителя по развитию навыков научно­ - исследовательской деятельности учащихся // Дополнительное обра­зование. - 2004. - № 2. - С. 12 - 18.

  31. Файн Т.А. Поэтарные действия по формированию исследователь­ской культуры школьников: [9-11 кл.] // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 7. - С. 35 – 40; 2004. - № 1. – С. 42 - 46 Мыслительные умения и навыки; умения и навыки работы с книгой и др. источниками информации

  32. Элективные курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения: Образовательная область "Естествознание" // Школьное планирование. - 2006. - № 3. - С. 87 – 127 Курсы: "Школа юного исследователя"


- для учащихся:

  1. Мирнова М.Н. Настольная книга юного исследователя.// http://infourok.ru/user/mirnova-marina-nikolaevna

  2. Мирнова М.Н. Дневник исследователя. Учебное пособие для учащихся. // http://infourok.ru/user/mirnova-marina-nikolaevna


  • учебное оборудование и компьютерная техника

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • колонки.

Наглядные пособия по курсу:

  • видеоуроки по темам курса;

  • ЭОРы по темам курса;

  • инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;

  • раздаточный материал для освоения разделов курса.

  • оборудование для проведения опытов

  • химические реактивы.

Занятия проводятся в кабинете химии, снабженном вытяжным шкафом, мойкой с горячей и холодной водой, аптечкой для оказания первой медицинской помощи.


  • электронные образовательные ресурсы

  1. http://schools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
    www.researcher.ru - Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 "Лицея на Донской", Представительства корпорации Intel в России, "Физтех-центра" Московского физико-технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет-ресурсы. До 250 посещений в день.

  2. www.1553.ru - сайт Лицея № 1553 "Лицей на Донской", публикуются материалы Городской экспериментальной площадки "Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся". До 50 посещений в день.
    www.vernadsky.dnttm.ru - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. До 300 посещений в день во время чтений им. В. И. Вернадского.

  3. www.issl.dnttm.ru - сайт журнала "Исследовательская работа школьника". Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день.

  4. www.konkurs.dnttm.ru - обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день.

  5. www.subscribe.dnttm.ru - рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся (в разработке).

  6. www.issl.dnttm.ru— сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день.

  7. www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!