Управление образования Администрации г. Усть-Илимска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕЖПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ
«Химия вокруг нас» («Алхимик»)
для 5 класса
Разработчик программы:
Бархатова Е.В., учитель химии ВКК
г. Усть-Илимск
2015/2016 уч.г.
1. Пояснительная записка
Химия создала свой предмет. Эта творческая способность, подобная искусству, коренным образом отличает ее от остальных естественных и гуманитарных наук.
М. Бертло
Программа образовательного межпредметного модуля «Химия вокруг нас» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС-2 ООО, ООП ООО МБОУ СОШ №9.
Содержание модуля направлено на воспитание интереса к предметам естественнонаучной направленности, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.
Модуль «Химия вокруг нас» рассчитан на 9 часов обучения и интегрируется с курсами «Природоведение», «Химия», «Информатика» и т.д.
Актуальность реализации модуля: Вряд ли нужно сегодня кого-то убеждать в том, что везде и всегда - на работе и дома, в городе и деревне - повсюду его окружает всемогущая химия и рожденные ею вещества и материалы. Данный модуль рассматривает важнейший аспект человеческой жизни: взаимосвязь химии с бытом человека. Модуль познакомит обучающихся с многообразием веществ, используемых в быту и повседневной жизни, научит грамотно и безопасно пользоваться ими. Как с помощью подручных химических веществ удалить накипь с чайника, как рассчитать количество удобрения для подкормки растений, как бороться с вредителями и болезнями растений? На эти вопросы учащиеся смогут получить ответы, изучая модуль «Химия вокруг нас». В процессе изучения модуля учащихся ждёт совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность с учителями химии и информатики, родителями; путь к саморазвитию через осознание собственных потребностей через самореализацию в практической совместной деятельности (использование компьютерных технологий, проектирование деятельности); творческая активность, воспитание бережного отношения к родной природе, окружающим вещам, к своему здоровью, к людям. Занимаясь по модулю, обучающиеся практически осваивают способы получения информации, учатся наблюдать и делать выводы, планировать свою деятельность и деятельность своих команд, учатся брать ответственность на себя, эффективно сотрудничать внутри и вне модуля, презентовать свои исследования.
Цель модуля: создание условий для формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся через знакомство с объектами материального мира, реализацию системно-деятельностного подхода, расширение кругозора, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие».
Задачи:
1. образовательные:
сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;
познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу, по происхождению, по строению), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;
сформировать практические умения и навыки, например, умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
расширить представление учащихся о веществах, используемых в быту и повседневной жизни, безопасного пользования ими;
научиться конкретным практическим приемам применения веществ в практической жизни человека с учетом их свойств, и их влиянии на организм человека;
показать связь химии с другими науками.
2. развивающие:
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения; навыки самостоятельной работы;
развить информационную компетентность учащихся (умение анализировать информацию, выделять главное, интересное, умение представления информации в различных форматах);
3. воспитательные:
способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам;
поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию;
воспитание экологической культуры.
4. Создать условия для реализации требований ФГОС: формирования универсальных учебных действий.
Ценностные ориентиры:
Основу ценности Познание составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения модуля, проявляются:
в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
в ценности экспериментальных методов исследования живой и неживой природы;
В качестве объектов ценностей Человек и Отечество выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания модуля могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к творческой деятельности, понимания необходимости здорового образа жизни, потребности в безопасном использовании веществ в повседневной жизни.
Модуль обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, потребность вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Сроки проведения – второе полугодие учебного года.
2. Общая характеристика модуля
Замысел модуля:
В связи с огромным значением химии в современном мире, программа модуля содержит в себе не просто первоначальные химические понятия, а наиболее актуальные проблемы современного общества в повседневной жизни: методы очистки веществ с конкретными образцами загрязнений, определение различных ионов в продуктах питания, исследование школьной воды. Для облегчения усвоения знаний, умений и навыков учебный материал преподносится в увлекательной форме.
Первая тема «Введение» актуализирует и обобщает химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, что позволяет впоследствии уменьшить психологическую нагрузку на восьмиклассников, связанную с появлением нового предмета. Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного усвоения смежных предметов. Это способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии. Завершает тему учебный проект «Химия и повседневная жизнь», цель которого способствовать формированию умений в решении задач из повседневной жизни через создание совместной презентации по темам: "Чистюля химия", "Сам себе мастер", "Домашняя аптечка", "Химия и красота", "Химия на кухне", "Садовая химия", "Химия и природа". Итоговый продукт – совместная презентация. В презентации содержится важная информация о здоровье и гигиене человека, приготовлении пищи, советы по рациональному использованию различных веществ, рассмотрены проблемы экологии.
Вторая тема «Лаборатория юного химика» знакомит школьников с индикаторами, способами разделения смесей и приготовления растворов. В тему включен учебный проект «Хорошо забытое старое», цель которого - проиллюстрировать оригинальные рецепты применения веществ в домашних условиях (чистка одежды, ювелирных изделий, кухонной посуды и так далее), которые применяли прабабушки, бабушки, мамы. Итоговый продукт – сборник готовых рецептов «Хорошо забытое старое» и видеоролик по применению одного рецепта.
Третья тема «Домашняя химия» расширяет знания учащихся о химическом составе продуктов питания, дает первичные представления о качественном анализе. Школьники знакомятся с бытовыми химикатами, лекарственными препаратами, учатся соблюдать правила техники безопасности при работе с ними. Цель учебного проекта «Я и моё здоровье» - изучить дезинфицирующие, антисептические вещества домашней аптечки и создать рекламный лист одного из них. Итоговый продукт – электронный сборник рекламных листов дезинфицирующего, антисептического вещества в презентации совместного доступа.
На последнем занятии подводятся итоги работы.
При реализации модуля используются следующие образовательные технологии:
технология деятельностного метода,
проектно-исследовательские технологии,
информационно-коммуникационные технологии,
метод учебных проектов.
Помимо традиционных уроков в модуле большое внимание уделяется лабораторным опытам и практическим работам. Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка: безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах, которые имеются у нас на кухне и в ванной комнате, на садовом участке, в продуктовом и хозяйственном магазинах, в аптеке и на берегу реки.
Особенностью изучаемого модуля являются учебные телекоммуникационные проекты. Проекты являются завершением изучения темы модуля и не входят в часы тематического планирования. Это самостоятельная совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность обучающихся школы, учителя химии и информатики, родителей. Участие в телекоммуникационном проекте – это путь к саморазвитию личности школьников, педагогов, родителей через осознание собственных потребностей через самореализацию в практической совместной деятельности (педагогика, использование компьютерных технологий, проектирование деятельности). В процессе совместной работы развивается творческая активность детей и педагогов, при этом воспитывается бережное отношение к родной природе, окружающим вещам, к своему здоровью, к людям, их окружающим. Работая в проекте, обучающиеся не только повышают свой интеллект, закрепляют практически полученные знания на занятиях модуля, но и практически осваивают способы получения информации, учатся наблюдать и делать выводы, планировать свою деятельность и деятельность своих команд, учатся брать ответственность на себя, эффективно сотрудничать внутри и вне проекта, презентовать свои исследования.
Методы работы с учащимися:
словесные (рассказ, повествование, рассуждение, беседа);
наглядные (иллюстрации, модели, демонстрации);
практические;
самостоятельная работа;
творческие задания (домашний химический эксперимент, работа с дополнительной литературой).
Основные формы организации учебной деятельности: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная (самостоятельная). Сочетание различных форм организации учебной деятельности позволяет учитывать, как индивидуальные особенности учащихся, так и обеспечивать запланированные образовательные результаты.
3. Содержание модуля
1. | Введение (1 ч) |
Цель: знакомство с содержанием курса, изучение специализированной химической посуды и лабораторных принадлежностей, изучение правил по ТБ. Учащиеся должны знать: правила техники безопасности, правила оказания первой помощи при несчастных случаях, названия химической посуды и лабораторного оборудования. Учащиеся должны уметь: объяснять значение химии в жизни человека, связь ее с другими науками; соблюдать правила техники безопасности при работе с реактивами и химической посудой. Элементы содержания образования: Химия-наука о веществах, их свойствах и превращениях. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила техники безопасности. Практическая работа № 1. «Знакомство с лабораторным оборудованием и реактивами». Учебный телекоммуникационный проект «Химия и повседневная жизнь». |
2. | Лаборатория юного химика (3ч) |
Цель: знакомство с техникой химического анализа, способами разделения смесей, приготовлением растворов. Учащиеся должны знать: изменение цвета индикаторов в растворах кислот и оснований, способы разделения смесей, способы приготовления растворов. Учащиеся должны уметь: определять среду раствора при помощи индикаторов; разделять смеси, используя фильтрование, отстаивание, выпаривание; готовить растворы. Элементы содержания образования: Индикаторы. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы. Смеси. Однородные и неоднородные. Способы разделения. Фильтрование. Хроматография. Растворы. Растворенное вещество. Растворитель. Факторы, влияющие на растворение веществ. Способы приготовления растворов. Понятие о массовой доле растворенного вещества. Этапы приготовления раствора. Правила работы с весами и мерным цилиндром. Лабораторные опыты: 1. Изменение окраски индикаторов в различных средах. 2. Очистка загрязненной поваренной соли и очистка воды. Практическая работа №2. «Приготовление раствора соли». Учебный телекоммуникационный проект «Хорошо забытое старое» |
3. | Домашняя химия (4 ч) |
Цель: изучение веществ, используемых в быту; использование знаний химии для приготовления изделий, пищевых продуктов, средств гигиены, косметики в лабораторных условиях. Учащиеся должны знать: значение белков, жиров, углеводов, витаминов в жизни человека; ядовитые и едкие вещества, способы оказания первой медицинской помощи при отравлении; состав мыла и СМС; причины жесткости воды и образования накипи, способы умягчения воды и образования накипи, состав ржавчины и способы ее удаления; состав домашней медицинской аптечки; назначение различных видов косметики. Учащиеся должны уметь: пользоваться разрыхлителями, оказывать первую помощь при отравлении солями тяжелых металлов, объяснять отрицательное воздействие этилового спирта на живые организмы. Оказывать первую помощь, умягчать воду, получать мыло, подбирать СМС по виду ткани и загрязнителя, удалять накипь и ржавчину, правильно хранить лекарственные препараты; подбирать декоративную косметику в зависимости от возраста Элементы содержания образования: Основные компоненты пищи. Белки, углеводы, жиры, витамины, ферменты и их роль в процессах жизнедеятельности. Бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материал и т.п.). Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах. Лекарственные препараты. Содержимое медицинской аптечки. Правила хранения лекарственных препаратов. Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д. Лабораторные опыты. 3. Обнаружение белков, углеводов, жиров, витаминов в продуктах питания. 4. Опыты с бытовыми химикатами. 5 Содержимое домашней аптечки. Практическая работа №3. Изготовим духи сами. Учебный телекоммуникационный проект «Я и моё здоровье». |
4.. | Презентация учебных проектов. (1 ч) |
4. Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы: | Кол-во часов | В том числе | Вид контроля |
| | Традиционные уроки (изучения и закрепления) | Лабораторные опыты | Практические работы | Учебные проекты (самостоятельная работа) |
1. | Введение | 1 | - | - | 1 | 1 | Тематический |
2. | Лаборатория юного химика | 3 | - | 2 | 1 | 1 | Тематический |
3. | Домашняя химия | 4 | - | 3 | 1 | 1 | Тематический |
4. | Презентация учебных проектов | 1 | 1 | - | - | - | Итоговый |
ИТОГО: | 9 | 1 | 5 | 3 | 3 | |
5. Результаты освоения модуля
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Учащиеся научатся использовать термины «тело», «вещество», «химические явления», «индикаторы» знаниям химической посуды и простейшего химического оборудования знаниям правил техники безопасности при работе с химическими веществами определять признаки химических реакций проводить химический эксперимент проводить наблюдение за химическим явлением - выполнять учебные задания, -оформлять решение задач по химии; - проводить поиск необходимой информации. Учащиеся получат возможность научиться использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото_ и видеокамеру, и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме. - проектным умениям: планировать деятельность, распределять обязанности, осуществлять деятельность, представлять результаты коллективного труда, нести ответственность за совместный продукт. | Познавательные универсальные действия Учащиеся научатся анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков сравнивать по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака проводить классификацию по заданным критериям строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях устанавливать последовательность событий определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). Учащиеся получат возможность научиться осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде. | У учащихся будут сформированы ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; коммуникативная компетентность в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Учащиеся получат возможность научиться внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний |
Л. Личностные УУД | К. Коммуникативные УУД |
Л1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение (мотивация учения, личностный смысл учения, адекватная самооценка, гражданская идентичность) Л2.Смыслообразования («какое значение и какой смысл имеет для меня учение?», устойчивость познавательных интересов, активность, стремление к достижению цели) Л3 Саморазвитие морального сознания и ориентировки обучающихся в сфере нравственно-этических отношений (умение выражать эмоциональное отношение к ситуации, содержанию изучаемого, делать осознанный моральный выбор) | К1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (умение руководить работой группы или быть её участником, распределять работу между участниками, обеспечить всех необходимыми ресурсами, помогать по ходу работы, проанализировать результат и роль каждого участника, выполнять свою часть работы в соответствии с общей задачей, участвовать в проектной работе); К2. постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); К3. разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация); К4. управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); К5. умение выражать свои мысли (владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, навык активного слушания, навык работы в полилоге, дискуссии, обмен мнениями в группе). |
П. Познавательные УУД | Р. Регулятивные УУД |
П 1. Навыки исследовательской деятельности Общеучебные – цель, поиск информации, ее представление в знаковой и графической форме, действия по образцу, алгоритму. Действия постановки и решения проблем - аргументирование актуальности проблемы, гипотеза, планирование исследовательских (проектных) работ, выбор инструментария; проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией; представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта. П2. Навыки понимания текстов (грамотность чтения) общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение необходимой информации, интерпретация текста, рефлексия содержания, формы текста. В том числе логические (анализ, синтез, выбор критериев для сравнения, классификации, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение и обоснование гипотез, умение сворачивать информацию в интеллект-карты, применение способов запоминания, наиболее успешные для собственного ИСУД | Р1. Способность личности к активному построению жизненных планов во временной перспективе, их конкретность, определенность по времени. Р2. Развитие регуляции учебной деятельности: Р2.1.Целеполагание (постановка учебной задачи). Р2.2.Планирование (выбор оптимального способа работы, определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий, уметь выбрать комфортный для себя способ работы; знать свой индивидуальный стиль учебной деятельности (с 7-8 класса)). Р2.3.Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, сроков выполнения). Р2.4.Контроль (сопоставление результата с прогнозом) Р2.5.Коррекция («работа над ошибками», внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Р 2.6.Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Р3. Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий). |
6. Контроль реализации:
Анкетирование в начале и в конце учебного года.
Мониторинг активности учащихся на занятиях.
Выступление с защитой учебного проекта.
Критерии оценивания учебного проекта «Хорошо забытое старое»
Критерии оценивания | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
Количество найденных рецептов | Найденных рецептов не менее 5, которые размещены в документе по признаку, например, для чистки посуды, для чистки ювелирных изделий и так далее. Рецепты должны быть оригинальные, которыми пользуются в вашей семье очень давно. | Рецептов менее 5, которые размещены в документе по признаку, например, для чистки посуды, для чистки ювелирных изделий и так далее. Рецептов 5, но они не размещены по признаку. Рецепты должны быть оригинальные, которыми пользуются в вашей семье очень давно. | Рецептов менее 5, которые размещены в документе по признаку, например, для чистки посуды, для чистки ювелирных изделий и так далее. Рецептов менее пяти, которые не размещены по признаку. Рецепты должны быть оригинальные, которыми пользуются в вашей семье очень давно. |
Оформление результатов в виде видеоролика | Рецепты оформлены в виде видеоролика. Взят 1 рецепт для представления. Сделан полный вывод по результатам своего видеоролика, дано объяснение процесса чистки. за счёт чего происходит чистка, плюсы и минусы рецепта. | Рецепты оформлены в виде видеоролика. Взят 1 рецепт для представления, но в выводе по результатам своего видеоролика имеются неточности в объяснении процесса чистки. | Рецепты оформлены в виде видеоролика. Взят 1 рецепт для представления. Вывода по результатам своего видеоролика нет. |
Соблюдение правил оформления | Все правила оформления соблюдены. | Соблюдены только некоторые правила оформления: имеется небольшое количество ошибок (2-3) | Соблюдены только некоторые правила оформления: имеется определённое количество ошибок (более 4-х) |
Рефлексия | | | Даны ответы на все вопросы одним участником команды. За каждого участника по 1 баллу. |
Критерии оценивания учебного проекта «Я и моё здоровье»
Критерии оценивания | «Да» 1 балл | «Нет» 0 баллов |
Название рекламного листа | | |
Тема соответствует заданию | | |
Указаны все характеристики | | |
Рекламный лист соответствует требованиям | | |
Оформление соответствует санитарно-гигиеническим нормам | | |
Идея рекламного листа оригинальна | | |
Критерии оценивания заключительного этапа «Презентация учебных проектов»
Обсудить ход и итоги модуля с использованием приёма «Синквэйн», стараясь ответить на вопрос: Почему химия занимает ведущее место в жизнедеятельности человека?
Правила написания синквэйнов:
- в первой строчке тема - называется одним словом (обычно существительное).
- вторая строчка - два слова (прилагательные, характеризующие главное слово).
- третья строчка - описание действий в рамках этой темы тремя словами (глаголы, объясняющие, что произошло с главным словом).
-четвёртая строчка – фраза или предложение из четырёх слов, показывающее отношение к теме (вывод).
- последняя строчка – одно слово (оценка всего того, что раскрыто ранее, резюме, восклицание).
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Дата | Элементы содержания | Проектно-исследовательская деятельность | ИКТ | Результаты | Формы контроля |
1. | Введение | 1 | | | | | | |
1.1 | Химия-наука о веществах, их свойствах и превращениях. Знакомство с лабораторным оборудованием. | 1 | | Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. | Демонстрация: удаление йодного пятна при помощи «чудо-жидкости»; - взаимодействие раствора тиосульфата натрия с йодом; - химический хамелеон; - химическая радуга Практическая работа № 1. «Лабораторное оборудование и посуда». | | Л2 К1 Р1 | тематический |
| Учебный телекоммуникационный проект «Химия и повседневная жизнь». | | | Здоровье и гигиена человека, приготовление пищи, советы по рациональному использованию различных веществ, проблемы экологии. | | Работа с мультимедиа сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. | Л3 П1 П2 К1-К4 Р1 Р2.1- Р2.6 Р3 | Тематический Итоговый продукт – совместная презентация. |
2. | Лаборатория юного химика | 3 | | | | | | |
2.1 | Понятие об индикаторах | 1 | | Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы. | Лабораторный опыт № 1 «Изменение окраски индикаторов в различных средах» | | Л1 Л2 П1 К1 Р1 | тематический |
2.2 | Способы разделения смесей. | 1 | | Смеси. Однородные и неоднородные. Способы разделения. Фильтрование. Хроматография. | Лабораторный опыт № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли и очистка воды» | | Л1 Л2 П1 К1 Р1 | тематический |
2.3 | Понятие о растворах | 1 | | Растворы. Растворенное вещество. Растворитель. Факторы, влияющие на растворение веществ. Способы приготовления растворов Понятие о массовой доле растворенного вещества. Этапы приготовления раствора. Правила работы с весами и мерным цилиндром. | Практическая работа № 2 «Приготовление раствора соли» | | Л1 Л2 П1 К1 Р1 | тематический |
| Учебный телекоммуникационный проект: «Хорошо забытое старое». | 1 | | Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков. Пищевых продуктов, крови, краски и т.п. | | Работа с мультимедиа сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. | Л3 П1 П2 К1-К4 Р1 Р2.1- Р2.6 Р3 | тематический Сборник готовых рецептов «Хорошо забытое старое» и видеоролик по применению одного рецепта |
3. | Домашняя химия | 4 | | | | | | |
3.1 | Основные компоненты пищи. Белки, жиры и углеводы. Витамины. | 1 | | Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу. Белки, значение и применение. Белки растительного и животного происхождения. Распознавание белков. Какие продукты питания содержат жиры? Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека. Углеводы = углерод + вода – не все так просто. Сахар – еще не значит «сладкий». Вкус хлеба, вермишели, картошки, леденцов. Как распознать сахар и крахмал? | Лабораторный опыт № 3. Обнаружение белков, углеводов, жиров, витаминов в продуктах питания. | | Л1 Л2 П1 К1 Р1 | тематический |
3.2 | Знакомство с бытовыми химикатами | 1 | | Бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами (растворы аммиака и уксусной кислоты, перманганатом калия, бытовым газом, угарным газом, инсектицидами, растворителями, лакокрасочными материалами и т.п.), оказание первой помощи при отравлениях и ожогах. | Лабораторный опыт № 5 «Опыты с бытовыми химикатами» | | Л1 Л2 П1 К1 Р1 | тематический |
3.3 | Знакомство с косметическими средствами | 1 | | Состав средств. рН. Классификация косметических средств: мыла, шампунь, духи, гели, лосьоны и др. | Практическая работа № 3 «Изготовим духи сами» | | Л1 Л2 П1 К1 Р1 | тематический |
3.4. | Лекарственные препараты. | | | Лекарственные препараты. Домашняя аптечка, ее содержимое. Правила применения и хранения лекарств. | Лабораторный опыт №6 Содержимое домашней аптечки | | Л1 Л2 П1 К1 Р1 | тематический |
| Учебный телекоммуникационный проект: «Я и моё здоровье» | | | | | Работа с мультимедиа сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. | Л3 П1 П2 К1-К4 Р1 Р2.1- Р2.6 Р3 | тематический Электронный сборник рекламных листов дезинфицирующего, антисептического вещества |
4. | Презентация учебных проектов. | | | | | | | |
4.1. | Подведение итогов изучения модуля. | 1 | | Подведение итогов. Анкетирование. | | | Л1 К1-К4 | итоговый Совместная презентация |
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- при подготовке программы:
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995
Аликберова Л.Ю., Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2002
Аликберова Л.Ю., Степин Б.Д. Книга по химии для домашнего чтения. Химия». - М.: Дрофа 1995
4. Габриелян О.С., Остроумова И.Г., Ахлебинина А.К. Химия. Вводный курс. 7 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
5. Синько Т.П. Элективные курсы. Естественно-научное образование в школе: теория и практика //Имидж №4: МОУ экономический лицей. Новосибирск, 2004.
- для учителя
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. - М.: Просвещение, 1995
Аликберова Л.Ю., Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2002
Аликберова Л.Ю., Степин Б.Д. Книга по химии для домашнего чтения. Химия». - М.: Дрофа 1995
Балабанова В.В. и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2002. – 154 с.
Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. Волгоград: Учитель, 2002. – 159 с.
Колычева З.И.. Химия и питание.//Химия в школе – 1997 - № 4. стр. 86-88.
Кружки по химии в школе. Из опыта работы учителей. М.: Просвещение, 1978. – 112 с.
Олъгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1995.
Предметные недели в школе. Химия. Физика. Волгоград: Учитель, 2002. – 45 с.
Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
- для учащихся
- Гроссе Э., Х. Вайсмантель. Химия для любознательных: Основы химии и занимательные опыты. Л.: Химия, 1987 – 392 с.
Крушман В.Л. Книга для чтения по неорганической химии. Часть 1. часть 2. М.: Просвещение, 1993.
Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.
- Энциклопедический словарь юного химика. Под ред. М.А.Прокофьева. М.: Педагогика, 1990 – 320 с.
Юдин А.М. и др. Химия для вас. М.: Просвещение, 1984.
Технические средства обучения:
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
колонки.
Наглядные пособия по курсу:
видеоуроки по темам курса;
ЭОРы по темам курса;
инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;
раздаточный материал для освоения разделов курса.
диски с занимательными опытами и обучающие мультфильмы по химии
химическое оборудование для проведения опытов
химические реактивы Занятия проводятся в кабинете химии, снабженном вытяжным шкафом, мойкой с горячей и холодной водой, аптечкой для оказания первой медицинской помощи.
http://www. 1 september.ru
http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.
http://www.en.edu.ru/ – Естественно-научный образовательный портал.
http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.
http://chemistry.r2.ru/ – Химия для школьников.
http://www.bolshe.ru/book/id=240 - Возникновение и развитие науки химии.
5