СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕЖПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ «Алхимик» для 5 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕЖПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ  «Алхимик» для 5 класса

Содержание модуля направлено на воспитание интереса к предметам естественнонаучной направленности, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.

Модуль «Алхимик» рассчитан на 17 часов обучения и вписывается в курсы «Природоведение», «Химия», «Информатика» и т.д.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕЖПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ «Алхимик» для 5 класса»

Управление образования Администрации г. Усть-Илимска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕЖПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ

«Химия вокруг нас» («Алхимик»)

для 5 класса





Разработчик программы:

Бархатова Е.В., учитель химии ВКК











г. Усть-Илимск

2015/2016 уч.г.


1. Пояснительная записка


Химия создала свой предмет. Эта творческая способность, подобная искусству, коренным образом отличает ее от остальных естественных и гуманитарных наук.

М. Бертло

Программа образовательного межпредметного модуля «Химия вокруг нас» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС-2 ООО, ООП ООО МБОУ СОШ №9.

Содержание модуля направлено на воспитание интереса к предметам естественнонаучной направленности, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.

Модуль «Химия вокруг нас» рассчитан на 9 часов обучения и интегрируется с курсами «Природоведение», «Химия», «Информатика» и т.д.

Актуальность реализации модуля: Вряд ли нужно сегодня кого-то убеждать в том, что везде и всегда - на работе и дома, в городе и деревне - повсюду его окружает всемогущая химия и рожденные ею вещества и материалы. Данный модуль рассматривает важнейший аспект человеческой жизни: взаимосвязь химии с бытом человека. Модуль познакомит обучающихся с многообразием веществ, используемых в быту и повседневной жизни, научит грамотно и безопасно пользоваться ими. Как с помощью подручных химических веществ удалить накипь с чайника, как рассчитать количество удобрения для подкормки растений, как бороться с вредителями и болезнями растений? На эти вопросы учащиеся смогут получить ответы, изучая модуль «Химия вокруг нас». В процессе изучения модуля учащихся ждёт совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность с учителями химии и информатики, родителями; путь к саморазвитию через осознание собственных потребностей через самореализацию в практической совместной деятельности (использование компьютерных технологий, проектирование деятельности); творческая активность, воспитание бережного отношения к родной природе, окружающим вещам, к своему здоровью, к людям. Занимаясь по модулю, обучающиеся практически осваивают способы получения информации, учатся наблюдать и делать выводы, планировать свою деятельность и деятельность своих команд, учатся брать ответственность на себя, эффективно сотрудничать внутри и вне модуля, презентовать свои исследования. 

Цель модуля: создание условий для формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся через знакомство с объектами материального мира, реализацию системно-деятельностного подхода, расширение кругозора, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие».

Задачи:

1.  образовательные:

  • сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;

  • познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу, по происхождению, по строению), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;

  • сформировать практические умения и навыки, например, умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

  • расширить представление учащихся о веществах, используемых в быту и повседневной жизни, безопасного пользования ими;

  • научиться конкретным практическим приемам применения веществ в практической жизни человека с учетом их свойств, и их влиянии на организм человека;

  • показать связь химии с другими науками.

2. развивающие:

  • развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения; навыки самостоятельной работы;

  • развить информационную компетентность учащихся (умение анализировать информацию, выделять главное, интересное, умение представления информации в различных форматах); 

3. воспитательные:

    • способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам;

    • поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию;

    • воспитание экологической культуры.

4. Создать условия для реализации требований ФГОС: формирования универсальных учебных действий. 

Ценностные ориентиры:

Основу ценности Познание составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения модуля, проявляются:

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • в ценности экспериментальных методов исследования живой и неживой природы;

В качестве объектов ценностей Человек и Отечество выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания модуля могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к творческой деятельности, понимания необходимости здорового образа жизни, потребности в безопасном использовании веществ в повседневной жизни.

Модуль обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, потребность вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Сроки проведениявторое полугодие учебного года.


2. Общая характеристика модуля

Замысел модуля:

В связи с огромным значением химии в современном мире, программа модуля содержит в себе не просто первоначальные химические понятия, а наиболее актуальные проблемы современного общества в повседневной жизни: методы очистки веществ с конкретными образцами загрязнений, определение различных ионов в продуктах питания, исследование школьной воды. Для облегчения усвоения знаний, умений и навыков учебный материал преподносится в увлекательной форме.

Первая тема «Введение» актуализирует и обобщает химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, что позволяет впоследствии уменьшить психологическую нагрузку на восьмиклассников, связанную с появлением нового предмета. Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного усвоения смежных предметов. Это способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии. Завершает тему учебный проект «Химия и повседневная жизнь», цель которого способствовать формированию умений в решении задач из повседневной жизни через создание совместной презентации по темам: "Чистюля химия", "Сам себе мастер", "Домашняя аптечка", "Химия и красота", "Химия на кухне", "Садовая химия", "Химия и природа". Итоговый продукт – совместная презентация.  В презентации содержится важная информация о здоровье и гигиене человека, приготовлении пищи, советы по рациональному использованию различных веществ, рассмотрены проблемы экологии.

Вторая тема «Лаборатория юного химика» знакомит школьников с индикаторами, способами разделения смесей и приготовления растворов. В тему включен учебный проект «Хорошо забытое старое», цель которого - проиллюстрировать оригинальные рецепты применения веществ в домашних условиях (чистка одежды, ювелирных изделий, кухонной посуды и так далее), которые применяли прабабушки, бабушки, мамы.  Итоговый продукт – сборник готовых рецептов «Хорошо забытое старое» и видеоролик по применению одного рецепта.

Третья тема «Домашняя химия» расширяет знания учащихся о химическом составе продуктов питания, дает первичные представления о качественном анализе. Школьники знакомятся с бытовыми химикатами, лекарственными препаратами, учатся соблюдать правила техники безопасности при работе с ними. Цель учебного проекта «Я и моё здоровье» - изучить дезинфицирующие, антисептические вещества домашней аптечки и создать рекламный лист одного из них. Итоговый продукт – электронный сборник рекламных листов дезинфицирующего, антисептического вещества в презентации совместного доступа.

На последнем занятии подводятся итоги работы.

При реализации модуля используются следующие образовательные технологии:

  • технология деятельностного метода,

  • проектно-исследовательские технологии,

  • информационно-коммуникационные технологии,

  • метод учебных проектов.

Помимо традиционных уроков в модуле большое внимание уделяется лабораторным опытам и практическим работам. Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка: безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах, которые имеются у нас на кухне и в ванной комнате, на садовом участке, в продуктовом и хозяйственном магазинах, в аптеке и на берегу реки. 

Особенностью изучаемого модуля являются учебные телекоммуникационные проекты. Проекты являются завершением изучения темы модуля и не входят в часы тематического планирования. Это самостоятельная совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность обучающихся школы, учителя химии и информатики, родителей.  Участие в телекоммуникационном проекте – это путь к саморазвитию личности школьников, педагогов, родителей через осознание собственных потребностей через самореализацию в практической совместной деятельности (педагогика, использование компьютерных технологий, проектирование деятельности).   В процессе совместной работы развивается творческая активность детей и педагогов, при этом воспитывается бережное отношение к родной природе, окружающим вещам, к своему здоровью, к людям, их окружающим. Работая в проекте, обучающиеся не только повышают свой интеллект, закрепляют практически полученные знания на занятиях модуля, но и практически осваивают способы получения информации, учатся наблюдать и делать выводы, планировать свою деятельность и деятельность своих команд, учатся брать ответственность на себя, эффективно сотрудничать внутри и вне проекта, презентовать свои исследования. 

Методы работы с учащимися:

  • словесные (рассказ, повествование, рассуждение, беседа);

  • наглядные (иллюстрации, модели, демонстрации);

  • практические;

  • самостоятельная работа;

  • творческие задания (домашний химический эксперимент, работа с дополнительной литературой).

Основные формы организации учебной деятельности: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная (самостоятельная). Сочетание различных форм организации учебной деятельности позволяет учитывать, как индивидуальные особенности учащихся, так и обеспечивать запланированные образовательные результаты.


3. Содержание модуля


1.

Введение (1 ч)

Цель: знакомство с содержанием курса, изучение специализированной химической посуды и лабораторных принадлежностей, изучение правил по ТБ.

Учащиеся должны знать: правила техники безопасности, правила оказания первой помощи при несчастных случаях, названия химической посуды и лабораторного оборудования.

Учащиеся должны уметь: объяснять значение химии в жизни человека, связь ее с другими науками; соблюдать правила техники безопасности при работе с реактивами и химической посудой.

Элементы содержания образования:

Химия-наука о веществах, их свойствах и превращениях. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила техники безопасности.

Практическая работа № 1. «Знакомство с лабораторным оборудованием и реактивами».

Учебный телекоммуникационный проект «Химия и повседневная жизнь».

2.

Лаборатория юного химика (3ч)

Цель: знакомство с техникой химического анализа, способами разделения смесей, приготовлением растворов.

Учащиеся должны знать: изменение цвета индикаторов в растворах кислот и оснований, способы разделения смесей, способы приготовления растворов.

Учащиеся должны уметь: определять среду раствора при помощи индикаторов; разделять смеси, используя фильтрование, отстаивание, выпаривание; готовить растворы.

Элементы содержания образования:

Индикаторы. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы. Смеси. Однородные и неоднородные. Способы разделения. Фильтрование. Хроматография. Растворы. Растворенное вещество. Растворитель. Факторы, влияющие на растворение веществ. Способы приготовления растворов. Понятие о массовой доле растворенного вещества. Этапы приготовления раствора. Правила работы с весами и мерным цилиндром.

Лабораторные опыты: 1. Изменение окраски индикаторов в различных средах. 2. Очистка загрязненной поваренной соли и очистка воды.

Практическая работа №2. «Приготовление раствора соли».

Учебный телекоммуникационный проект «Хорошо забытое старое»

3.

Домашняя химия (4 ч)

Цель: изучение веществ, используемых в быту; использование знаний химии для приготовления изделий, пищевых продуктов, средств гигиены, косметики в лабораторных условиях.

Учащиеся должны знать: значение белков, жиров, углеводов, витаминов в жизни человека; ядовитые и едкие вещества, способы оказания первой медицинской помощи при отравлении; состав мыла и СМС; причины жесткости воды и образования накипи, способы умягчения воды и образования накипи, состав ржавчины и способы ее удаления; состав домашней медицинской аптечки; назначение различных видов косметики.

Учащиеся должны уметь: пользоваться разрыхлителями, оказывать первую помощь при отравлении солями тяжелых металлов, объяснять отрицательное воздействие этилового спирта на живые организмы. Оказывать первую помощь, умягчать воду, получать мыло, подбирать СМС по виду ткани и загрязнителя, удалять накипь и ржавчину, правильно хранить лекарственные препараты; подбирать декоративную косметику в зависимости от возраста

Элементы содержания образования:

Основные компоненты пищи. Белки, углеводы, жиры, витамины, ферменты и их роль в процессах жизнедеятельности. Бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материал и т.п.). Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах. Лекарственные препараты. Содержимое медицинской аптечки. Правила хранения лекарственных препаратов. Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д.

Лабораторные опыты. 3. Обнаружение белков, углеводов, жиров, витаминов в продуктах питания. 4. Опыты с бытовыми химикатами. 5 Содержимое домашней аптечки.

Практическая работа №3. Изготовим духи сами.

Учебный телекоммуникационный проект «Я и моё здоровье».

4..

Презентация учебных проектов. (1 ч)

4. Тематическое планирование


Наименование раздела, темы:

Кол-во часов

В том числе

Вид контроля




Традиционные уроки (изучения и закрепления)

Лабораторные опыты

Практические работы

Учебные проекты

(самостоятельная работа)

1.

Введение

1

-

-

1

1

Тематический

2.

Лаборатория юного химика

3

-

2

1

1

Тематический

3.

Домашняя химия

4

-

3

1

1

Тематический

4.

Презентация учебных проектов

1

1

-

-

-

Итоговый

ИТОГО:

9

1

5

3

3



5. Результаты освоения модуля


Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся научатся

  • использовать термины «тело», «вещество», «химические явления», «индикаторы»

  • знаниям химической посуды и простейшего химического оборудования

  • знаниям правил техники безопасности при работе с химическими веществами

  • определять признаки химических реакций

  • проводить химический эксперимент

проводить наблюдение за химическим явлением

- выполнять учебные задания, 

-оформлять решение задач по химии;

- проводить поиск необходимой информации.

Учащиеся получат возможность научиться

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото_ и видеокамеру, и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в доме.

- проектным умениям: планировать деятельность, распределять обязанности, осуществлять деятельность, представлять результаты коллективного труда, нести ответственность за совместный продукт.

Познавательные универсальные действия

Учащиеся научатся

  • анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

  • сравнивать по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака

  • проводить классификацию по заданным критериям

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

  • устанавливать последовательность событий определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

Учащиеся получат возможность научиться

  • осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии

  • осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде.

У учащихся будут сформированы

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

  • осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний




Л. Личностные УУД

К. Коммуникативные УУД

Л1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение (мотивация учения, личностный смысл учения, адекватная самооценка, гражданская идентичность)

Л2.Смыслообразования («какое значение и какой смысл имеет для меня учение?», устойчивость познавательных интересов, активность, стремление к достижению цели)

Л3 Саморазвитие морального сознания и ориентировки обучающихся в сфере нравственно-этических отношений (умение выражать эмоциональное отношение к ситуации, содержанию изучаемого, делать осознанный моральный выбор)


К1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (умение руководить работой группы или быть её участником, распределять работу между участниками, обеспечить всех необходимыми ресурсами, помогать по ходу работы, проанализировать результат и роль каждого участника, выполнять свою часть работы в соответствии с общей задачей, участвовать в проектной работе);

К2. постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);

К3. разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);

К4. управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

К5. умение выражать свои мысли (владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, навык активного слушания, навык работы в полилоге, дискуссии, обмен мнениями в группе).

П. Познавательные УУД

Р. Регулятивные УУД

П 1. Навыки исследовательской деятельности

Общеучебные – цель, поиск информации, ее представление в знаковой и графической форме, действия по образцу, алгоритму.

Действия постановки и решения проблем - аргументирование актуальности проблемы, гипотеза, планирование исследовательских (проектных) работ, выбор инструментария; проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией; представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта.

П2. Навыки понимания текстов (грамотность чтения) общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение необходимой информации, интерпретация текста, рефлексия содержания, формы текста.

В том числе логические (анализ, синтез, выбор критериев для сравнения, классификации, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение и обоснование гипотез, умение сворачивать информацию в интеллект-карты, применение способов запоминания, наиболее успешные для собственного ИСУД

Р1. Способность личности к активному построению жизненных планов во временной перспективе, их конкретность, определенность по времени.

Р2. Развитие регуляции учебной деятельности:

Р2.1.Целеполагание (постановка учебной задачи).

Р2.2.Планирование (выбор оптимального способа работы, определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий, уметь выбрать комфортный для себя способ работы; знать свой индивидуальный стиль учебной деятельности (с 7-8 класса)).

Р2.3.Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, сроков выполнения).

Р2.4.Контроль (сопоставление результата с прогнозом)

Р2.5.Коррекция («работа над ошибками», внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Р 2.6.Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Р3. Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).


6. Контроль реализации:


  1. Анкетирование в начале и в конце учебного года.

  2. Мониторинг активности учащихся на занятиях.

  3. Выступление с защитой учебного проекта.


Критерии оценивания учебного проекта «Хорошо забытое старое»

 

Критерии оценивания

3 балла

2 балла

1 балл

Количество найденных рецептов

 Найденных рецептов не менее 5, которые размещены в документе по признаку, например, для чистки посуды, для чистки ювелирных изделий и так далее. 



Рецепты должны быть оригинальные, которыми пользуются в вашей семье очень давно. 


Рецептов   менее 5, которые размещены в документе по признаку, например, для чистки посуды, для чистки ювелирных изделий и так далее.

Рецептов 5, но они не размещены по признаку.

Рецепты должны быть оригинальные, которыми пользуются в вашей семье очень давно. 

Рецептов   менее 5, которые размещены в документе по признаку, например, для чистки посуды, для чистки ювелирных изделий и так далее.

Рецептов менее пяти, которые не размещены по признаку.

Рецепты должны быть оригинальные, которыми пользуются в вашей семье очень давно. 


Оформление результатов в виде видеоролика

Рецепты оформлены в виде видеоролика. Взят 1 рецепт для представления. Сделан полный вывод по результатам своего видеоролика, дано объяснение процесса чистки. за счёт чего происходит чистка, плюсы и минусы рецепта.

Рецепты оформлены в виде видеоролика. Взят 1 рецепт для представления, но в выводе по результатам своего видеоролика имеются неточности в объяснении процесса чистки.

Рецепты оформлены в виде видеоролика. Взят 1 рецепт для представления. Вывода по результатам своего видеоролика нет.

Соблюдение правил оформления

Все правила оформления соблюдены.

Соблюдены только некоторые правила оформления: имеется небольшое количество ошибок (2-3)

Соблюдены только некоторые правила оформления: имеется определённое количество ошибок (более 4-х)

Рефлексия



Даны   ответы на все вопросы одним участником команды. За каждого участника по 1 баллу.



Критерии оценивания учебного проекта «Я и моё здоровье»


 Критерии оценивания

«Да»

1 балл

«Нет»

0 баллов

Название рекламного листа



Тема соответствует заданию



Указаны все характеристики



Рекламный лист соответствует требованиям



Оформление соответствует санитарно-гигиеническим нормам



Идея рекламного листа оригинальна




Критерии оценивания заключительного этапа «Презентация учебных проектов»

Обсудить ход и итоги модуля с использованием приёма «Синквэйн», стараясь ответить на вопрос: Почему химия занимает ведущее место в жизнедеятельности человека? 

Правила написания синквэйнов:

- в первой строчке тема -  называется одним словом (обычно существительное).

- вторая строчка - два слова (прилагательные, характеризующие главное слово).

- третья строчка - описание действий в рамках этой темы тремя словами (глаголы, объясняющие, что произошло с главным словом).

-четвёртая строчка – фраза или предложение из четырёх слов, показывающее отношение к теме (вывод).

- последняя строчка – одно слово (оценка всего того, что раскрыто ранее, резюме, восклицание).



7. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Общее кол-во часов

Дата

Элементы содержания

Проектно-исследовательская деятельность

ИКТ

Результаты

Формы контроля

1.

Введение

1







1.1

Химия-наука о веществах, их свойствах и превращениях. Знакомство с лабораторным оборудованием.

1


Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Демонстрация: удаление йодного пятна при помощи «чудо-жидкости»;

- взаимодействие раствора тиосульфата натрия с йодом;

- химический хамелеон;

- химическая радуга Практическая работа № 1. «Лабораторное оборудование и посуда».


Л2

К1

Р1

тематический


Учебный телекоммуникационный проект «Химия и повседневная жизнь».



Здоровье и гигиена человека, приготовление пищи, советы по рациональному использованию различных веществ, проблемы экологии.


  • Работа с мультимедиа сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки).

  • Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов.

  • Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам.

  • Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере.

Л3

П1

П2

К1-К4

Р1

Р2.1- Р2.6

Р3

Тематический

Итоговый продукт – совместная презентация. 

2.

Лаборатория юного химика

3







2.1

Понятие об индикаторах

1


Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы.

Лабораторный опыт № 1 «Изменение окраски индикаторов в различных средах»


Л1

Л2

П1

К1

Р1


тематический

2.2

Способы разделения смесей.


1


Смеси. Однородные и неоднородные. Способы разделения. Фильтрование. Хроматография.

Лабораторный опыт № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли и очистка воды»


Л1

Л2

П1

К1

Р1


тематический

2.3

Понятие о растворах

1


Растворы. Растворенное вещество. Растворитель. Факторы, влияющие на растворение веществ. Способы приготовления растворов Понятие о массовой доле растворенного вещества. Этапы приготовления раствора. Правила работы с весами и мерным цилиндром.

Практическая работа № 2 «Приготовление раствора соли»



Л1

Л2

П1

К1

Р1


тематический


Учебный телекоммуникационный проект: «Хорошо забытое старое».

1


Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков. Пищевых продуктов, крови, краски и т.п.


  • Работа с мультимедиа сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки).

  • Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов.

  • Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам.

  • Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере.

Л3

П1

П2

К1-К4

Р1

Р2.1- Р2.6

Р3

тематический Сборник готовых рецептов «Хорошо забытое старое» и видеоролик по применению одного рецепта

3.

Домашняя химия

4







3.1

Основные компоненты пищи. Белки, жиры и углеводы. Витамины.









1


Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу. Белки, значение и применение. Белки растительного и животного происхождения. Распознавание белков. Какие продукты питания содержат жиры? Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека.

Углеводы = углерод + вода – не все так просто. Сахар – еще не значит «сладкий». Вкус хлеба, вермишели, картошки, леденцов. Как распознать сахар и крахмал?

Лабораторный опыт № 3. Обнаружение белков, углеводов, жиров, витаминов в продуктах питания.



Л1

Л2

П1

К1

Р1


тематический

3.2

Знакомство с бытовыми химикатами

1


Бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами (растворы аммиака и уксусной кислоты, перманганатом калия, бытовым газом, угарным газом, инсектицидами, растворителями, лакокрасочными материалами и т.п.), оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.

Лабораторный опыт № 5 «Опыты с бытовыми химикатами»



Л1

Л2

П1

К1

Р1


тематический

3.3

Знакомство с косметическими средствами

1


Состав средств. рН. Классификация косметических средств: мыла, шампунь, духи, гели, лосьоны и др.

Практическая работа № 3 «Изготовим духи сами»



Л1

Л2

П1

К1

Р1

тематический

3.4.

Лекарственные препараты.



Лекарственные препараты. Домашняя аптечка, ее содержимое. Правила применения и хранения лекарств.

Лабораторный опыт №6 Содержимое домашней аптечки


Л1

Л2

П1

К1

Р1

тематический


Учебный телекоммуникационный проект: «Я и моё здоровье»





  • Работа с мультимедиа сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки).

  • Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов.

  • Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам.

  • Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере.

Л3

П1

П2

К1-К4

Р1

Р2.1- Р2.6

Р3

тематический Электронный сборник рекламных листов дезинфицирующего, антисептического вещества

4.

Презентация учебных проектов.








4.1.

Подведение итогов изучения модуля.

1


Подведение итогов. Анкетирование.


  • Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях

Л1

К1-К4

итоговый Совместная презентация

8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


  • учебники и учебно-методические пособия

- при подготовке программы:

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995

  1. Аликберова Л.Ю., Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2002

  2. Аликберова Л.Ю., Степин Б.Д. Книга по химии для домашнего чтения. Химия». - М.: Дрофа 1995

4. Габриелян О.С., Остроумова И.Г., Ахлебинина А.К. Химия. Вводный курс. 7 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.

5. Синько Т.П. Элективные курсы. Естественно-научное образование в школе: теория и практика //Имидж №4: МОУ экономический лицей. Новосибирск, 2004.

- для учителя

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. - М.: Просвещение, 1995

  2. Аликберова Л.Ю., Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2002

  3. Аликберова Л.Ю., Степин Б.Д. Книга по химии для домашнего чтения. Химия». - М.: Дрофа 1995

  4. Балабанова В.В. и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2002. – 154 с.

  5. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. Волгоград: Учитель, 2002. – 159 с.

  6. Колычева З.И.. Химия и питание.//Химия в школе – 1997 - № 4. стр. 86-88.

  7. Кружки по химии в школе. Из опыта работы учителей. М.: Просвещение, 1978. – 112 с.

  8. Олъгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1995.

  9. Предметные недели в школе. Химия. Физика. Волгоград: Учитель, 2002. – 45 с.

  10. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003

- для учащихся

  1. Гроссе Э., Х. Вайсмантель. Химия для любознательных: Основы химии и занимательные опыты. Л.: Химия, 1987 – 392 с.
  2. Крушман В.Л. Книга для чтения по неорганической химии. Часть 1. часть 2. М.: Просвещение, 1993.

  3. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.

  4. Энциклопедический словарь юного химика. Под ред. М.А.Прокофьева. М.: Педагогика, 1990 – 320 с.
  5. Юдин А.М. и др. Химия для вас. М.: Просвещение, 1984.

  • учебное оборудование и компьютерная техника

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • колонки.

Наглядные пособия по курсу:

  • видеоуроки по темам курса;

  • ЭОРы по темам курса;

  • инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;

  • раздаточный материал для освоения разделов курса.

  • диски с занимательными опытами и обучающие мультфильмы по химии

  • химическое оборудование для проведения опытов

  • химические реактивы Занятия проводятся в кабинете химии, снабженном вытяжным шкафом, мойкой с горячей и холодной водой, аптечкой для оказания первой медицинской помощи.

  • электронные образовательные ресурсы

  1. http://www. 1 september.ru

  2. http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.

  3. http://www.en.edu.ru/ – Естественно-научный образовательный портал.

  4. http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.

  5. http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.

  6. http://chemistry.r2.ru/ – Химия для школьников.

  7. http://www.bolshe.ru/book/id=240 - Возникновение и развитие науки химии.




















5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!