ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
МАОУ «СОШ №1»
________________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании педагогического Директор МАОУ «СОШ №1»
совета МАОУ «СОШ №1» ____________Е.В. Архипова
Протокол от_30.08.22__№_18 Приказ от 01.09.22_№_101__
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
________________________тематическая________________________
(тип программы: комплексная/тематическая)
__________________«Навстречу ГТО»_______________
(наименование)
____________________________1 год____________________________
(срок реализации программы)
_______________________________16-17 лет____________________________
(возраст учащихся)
Составитель: Сидоров Ю.Л.
Содержание
Содержание курса внеурочной деятельности стр.3
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности стр.5
Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности стр. 12
1. Содержание курса внеурочной деятельности.
10 класс
Теория ВФСК «ГТО».
Возрождение ВФСК «ГТО». Организация и планирование самостоятельных
занятий по развитию физических качеств. Требования техники безопасности на
занятиях внеурочной деятельностью. Первая помощь при травмах во время занятий
физической культурой и спортом. Подготовка к занятиям физической культурой
(выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной
функциональной направленностью). Подбор упражнений и составление
индивидуальных комплексов для утренней гимнастики, физкультминуток,
физкультпауз.
Физическое совершенствование.
Упражнения для развития скоростно-силовых способностей: бег с
ускорением от 60 до 100 м; техника высокого старта, стартового разгона,
финиширования; бег на короткие дистанции (60 м); эстафетный бег; челночный бег
3*10 м; прыжок в длину с места, прыжки через препятствия.
Упражнения для развития выносливости: бег в равномерном темпе от 8 до
12 минут, бег на длинные дистанции (2000 м, 3000 м), бег на лыжах от 3 до 8 км, бег
на лыжах на результат (3 км, 5 км), техника выполнения лыжных ходов, спусков,
торможений и подъѐмов, прыжки на скакалке до 3 минут.
Упражнения для развития силы: сгибания и разгибания рук в упоре лѐжа,
подтягивания на высокой перекладине (юноши) и низкой перекладине (девушки),
приседания, поднимание туловища в положении лѐжа за 30 секунд и 1 минуту, поднимание ног в висе на гимнастической стенке, броски
набивных мячей 2 кг.
Упражнения для развития координационных способностей: метание мяча в
горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м, стрельба из пневматической
винтовки.
Упражнения для развития гибкости: наклон вперед из положения стоя с
прямыми ногами на полу, наклон вперѐд в положении сидя, с помощью партнѐра,
выпады вперѐд и в сторону, полушпагат.
Соревнования: выполнение контрольных нормативов, предусмотренных в 6
ступени ВФСК «ГТО» – Летний фестиваль ГТО, Зимний фестиваль ГТО, стартовый
контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль.
11 класс
Теория ВФСК «ГТО».
Физическая подготовка и еѐ связь с развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических
качеств. Требования техники безопасности на занятиях внеурочной деятельностью.
Первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом.
Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и
одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью).
Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней
гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, коррекции осанки и телосложения.
Физическое совершенствование.
Упражнения для развития скоростно-силовых способностей: бег с
ускорением от 60 до 100 м; техника высокого старта, стартового разгона,
финиширования; бег на короткие дистанции (60 м, 100 м); эстафетный бег;
челночный бег 3*10 м; прыжок в длину с места, прыжки через препятствия; метание малых мячей по движущимся мишеням. Ловля теннисного мяча после отскока от пола, стены (правой и левой рукой). Передача теннисного мяча в парах правой (левой) рукой и попеременно.
Упражнения для развития выносливости: бег в равномерном темпе от 12 до
16 минут, бег на длинные дистанции (2000 м, 3000 м), бег на лыжах от 3 до 10 км,
бег на лыжах на результат (3км, 5 км), техника выполнения лыжных ходов,
спусков, торможений и подъѐмов, прыжки на скакалке до 4 минут.
Упражнения для развития силы: сгибания и разгибания рук в упоре лѐжа,
подтягивания на высокой перекладине (юноши) и низкой перекладине (девушки),
приседания, поднимание туловища в положении лѐжа за 30
секунд и 1 минуту, поднимание ног в висе на гимнастической стенке, броски
набивных мячей 2-5 кг.
Упражнения для развития координационных способностей: метание малых мячей по движущимся мишеням, метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м, стрельба из пневматической
винтовки.
Упражнения для развития гибкости: наклон вперед из положения стоя с
прямыми ногами на полу, наклон вперѐд в положении сидя, с помощью партнѐра,
выпады вперѐд и в сторону, полушпагат.
Соревнования: выполнение контрольных нормативов, предусмотренных в 6
ступени ВФСК «ГТО» – Летний фестиваль ГТО, Зимний фестиваль ГТО, стартовый контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль.
2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Личностные результаты отражают готовность учащихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию учащегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:
освоение учащимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность учащихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность учащихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности основного общего образования, в том числе адаптированной, отражают:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у учащихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта учащихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Совершенствовать технику беговых и прыжковых упражнений в процессе самостоятельных занятий технической подготовкой к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
Совершенствовать технику передвижения лыжными ходами в процессе самостоятельных занятий технической подготовкой к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
Выполнять нормативы комплекса «Готов к труду и обороне» с использованием
средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем
физической культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
Выполнять комплексы физических упражнений на развитие основных
физических качеств, демонстрировать ежегодные приросты в тестовых заданиях
Комплекса «Готов к труду и обороне».
При реализации внеурочной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий занятия могут проводиться в форме: практических работ, мастер-классов, конференций, развивающих занятий в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем.
Возможно использование подборок просветительских и развивающих материалов, представленных на сайте Министерства просвещения РФ, в том числе бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры, открывших трансляции мастер-классов.
3.Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности.
10 класс
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Реализация программы воспитания | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Теория ВФСК «ГТО» | 4 | Ориентироваться на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. | surgpu.ru›media/uploads/2020/09/16/pogodin_gto.pdf |
2 | Упражнения для развития скоростно-силовых способностей: | 6 | Понимать и выражать в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей | blog.decathlon.ru›Программа тренировок›…-skorostno-silovykh |
3 | Упражнения для развития выносливости: | 6 | Воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей | flex-sport.ru›Блог›Тренировки для развития выносливости |
4 | Упражнения для развития силы: | 5 | Уметь осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. | bodybuilding-and-fitness.ru›trenirovki/trenirovka… |
5 | Упражнения для развития координационных способностей: | 5 | Понимать ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья. | nsportal.ru›…uprazhneniya…igry-na…koordinatsionnyh |
6 | Упражнения для развития гибкости: | 6 | Выражать установку на здоровый образ жизни (здоровое питание). | nsportal.ru›…uprazhneniya…gibkosti-dlya-shkolnikov |
7 | Соревнования: | 2 | Проявлять неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. | gto.ru›norms |
Общее количество часов | 34 | | |
11 класс
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Реализация программы воспитания | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Теория ВФСК «ГТО» | 4 | Ориентироваться на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. | surgpu.ru›media/uploads/2020/09/16/pogodin_gto.pdf |
2 | Упражнения для развития скоростно-силовых способностей: | 6 | Понимать и выражать в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей | blog.decathlon.ru›Программа тренировок›…-skorostno-silovykh |
3 | Упражнения для развития выносливости: | 6 | Воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей | flex-sport.ru›Блог›Тренировки для развития выносливости |
4 | Упражнения для развития силы: | 5 | Уметь осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. | bodybuilding-and-fitness.ru›trenirovki/trenirovka… |
5 | Упражнения для развития координационных способностей: | 5 | Понимать ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья. | nsportal.ru›…uprazhneniya…igry-na…koordinatsionnyh |
6 | Упражнения для развития гибкости: | 6 | Выражать установку на здоровый образ жизни (здоровое питание). | nsportal.ru›…uprazhneniya…gibkosti-dlya-shkolnikov |
7 | Соревнования: | 2 | Проявлять неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. | gto.ru›norms |
Общее количество часов | 34 | | |
19