Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
«Рассмотрена» ШМО протокол №1 от «___» августа 2021 г. Руководитель ШМО ________/Пономарева О.И./ | «Принята» педагогическим советом Протокол №1 от «___» августа 2021 г. | «Утверждена» приказом от «__» августа 2021 г. № __ Директор __________ /________________/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
курса внеурочной деятельности
«Юный патриот»
по социальному направлению
для 4-х классов
Срок реализации: 2021-2022 уч. год
Составитель:
Социальный педагог
Лешина Валентина Валерьевна
«Согласована»
Заместитель директора
__________ / Баранова Е.В./
«___» августа 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности «Юный патриот» составлена для учащихся 3 в класса на 2021-2022 учебный год на основании:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.
3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Кардымовская СШ».
4. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2021 - 2022 учебный год.
На изучение данного курса отводится 34 часа.
Форма итогового занятия – участие в социальной акции.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение детьми программы «Юный патриот» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
готовность и способность учащихся к саморазвитию,
мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,
основы российской, гражданской идентичности,
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
узнавать историю своей семьи, профессии их родителей.
узнавать государственную символику своего региона,
описывать достопримечательности родного края,
находить на карте, свой регион и его главный город,
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий учащиеся получат возможность развить такие качества личности:
патриотизм;
уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине.
Изучив курс:
Ученик научится:
название страны, региона, где живет учащийся, родного города(села);
символику страны, края, села, школы;
государственные праздники;
имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
Ученик получит возможность научиться:
описывать изученные события истории Отечества;
оценивать поступки других с позиции добра и зла;
уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 1. Я – гражданин.
Формирование гражданского отношения к себе. Кто я. Какой я. Откуда я родом. «Хочу» и «надо». Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.
Раздел 2. Наша школа.
Знакомство с учащимися. Специфика и особенности занятий. Ознакомление с планом и порядком работы. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Организационные вопросы. Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное собрание. Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям. Формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе. Разработка эмблемы класса.
Раздел 3. Живые страницы прошлого.
Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана. Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения. Понятие: дети войны.
Раздел 4. Знай, люби и береги свой край.
Беседа « История моего города». Выбрать фотографии нашего города.
Раздел 5. Я и моё Отечество.
Беседа о государстве, в котором мы живём. Подготовить рассказ на тему «Если бы я был президентом». Беседа « Что ты знаешь о государственных символах России.» Просмотр фильма « Государственные символы России».
Раздел 6. Прошлое рядом.
День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память. Цель: познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся. Понятия: ветеран, поклонение.
Раздел 7. Заключение. Повторение.
Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.
Виды деятельности:
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная.
знакомятся с различными праздниками;
взаимодействуют в коллективе;
развивают ценностные отношения к Отечеству;
приобретают опыт публичного выступления;
самостоятельный поиск и обработка информации;
приобретают опыт разработки социальных проектов;
решение организационных вопросов;
коллективная дискуссия учебное сотрудничество;
индивидуальная учебная деятельность;
самостоятельная работа;
распределение ролей;
групповая, парная работа;
игры, тренинги, постановочные упражнения, работа с информацией, работа над дикцией, выразительностью.
Формы организации: беседы, тематические занятия, экскурсии, заочные путешествия, конкурсы .
Тематическое планирование.
№ п\п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Раздел 1. Я – гражданин | 7 часов |
2 | Раздел 2. Наша школа | 4 часа |
3 | Раздел 3. Живые страницы прошлого | 4 часа |
4 | Раздел 4. Знай, люби и береги свой край. | 5 часов |
5 | Раздел 5 . Я и моё Отечество | 4 часа |
6 | Раздел 6. Прошлое рядом. | 8 часов |
7 | Раздел 7. Заключение | 2 часа |
Итого: 34часа |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения занятия планируемая | Дата проведения занятия фактическая | |
Тема №1. Я – гражданин - 6 часов. |
1 | Вводное занятие «Будем знакомы». | | | |
2 | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | | | |
3 | Люби и знай свой город и край | | | |
4 | Понятие слова Родина, страны, как места, где человек родился. Город, село, где он живёт. | | | |
5 | Почему мой город так называется? | | | |
6 | Что полезного я могу сделать для своего города? | | | |
Тема № 2. Наша школа - 4 часа. |
7 | Я - ученик. | | | |
8 | Связь поколений. | | | |
9 | Знаменитые выпускники нашей школы | | | |
10 | Творческое дело: «Школа будущего». | | | |
Тема № 3. Живые страницы прошлого - 5 часов. |
11 | Как жили наши предки | | | |
12 | Богатырская наша сила | | | |
13 | Русские героические сказки. | | | |
14 | Путешествие по городам – героям. | | | |
15 | Есть такая профессия – Родину защищать | | | |
Тема № 4. Знай, люби и береги свой край. – 4 часа |
16 | Мы – жители планеты Земля. | | | |
17 | Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. | | | |
18 | Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. | | | |
19 | Красная книга. Причины ее возникновения. | | | |
Тема № 5. Я и моё Отечество. – 4 часа |
20 | Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. | | | |
21 | Слава и честь защитникам Отечества. | | | |
22 | «Подвигу народа жить в веках» (Герои района). | | | |
23 | Встречаем Масленицу. Игры, разучивание песен. | | | |
Тема № 6. Прошлое рядом. – 4 часа |
24 | Наш край в годы Великой Отечественной войны. | | | |
25 | Дети войны. | | | |
26 | История одного памятника | | | |
27-28 | Заочное путешествие «Звёздное небо!», посвящённое Всемирному Дню авиации и космонавтики. | | | |
Тема № 7. Заключение - 7 часов. |
29 | «Твои гражданские права и обязанности» | | | |
30 | «Твои гражданские права и обязанности» | | | |
31 | Социальная акция. Изготовление поздравительных открыток к 9 мая. | | | |
32 | Социальная акция. Изготовление поздравительных открыток к 9 мая. | | | |
33 | Викторина «Моя Родина» | | | |
34 | Повторение. Обобщение занятий по курсу. | | | |
Итого: 34 часа |
Корректировка: в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Кардымовская СШ» на 2021-2022 уч.год количество часов кружка внеурочной деятельности «Юный патриот» не сократилось /34ч./