Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
_____________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от «27» августа 2020г. Руководитель ШМО _______/Н.Н. Цуранова/ | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «29» августа 2020г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «31» августа № 273 |
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета Протокол № 1 от «28» августа 2020г. Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/И.К. Костиди/ «28» августа 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
1 «Б» класс
Миренкова Татьяна Анатольевна
с. Пригорское,
2020/2021 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 1 класса общеобразовательной школы и регламентируется:
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ст.9, ст. 14, ст.32);
- приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241 «Об изменениях, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. № 373»;
- методическими рекомендациями по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования от 11.06.2002г. № 30-51-433/16);
- письмом Министерства образования РФ от 2.04.2002г. № 13-51-28/1 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
- приложением к письму Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письмом Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»;
- Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 02.12.2015г. № 1822;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ;
- учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2020/2021 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2020/2021 учебный год.
- авторской программой факультатива по математике Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - «Вентана - Граф», 2014г.);
Рабочая программа по курсу «Занимательная математика» в 1 классе рассчитана на 33 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2020/2021 учебный год).
Направление деятельности: общеинтеллектуальное.
I. Планируемые результаты изучения курса
Изучение курса «Занимательная математика» по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные результаты освоения курса:
Обучающийся научится:
_ учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
_ умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
_ понимание причин успеха в учебной деятельности;
_ умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
_ представление об основных моральных нормах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
_ устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
_ осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты освоения курса:
Регулятивные Обучающийся научится: _ принимать и сохранять учебную задачу; _ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; _ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; _ анализировать ошибки и определять пути их преодоления под руководством учителя; _ адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя. Обучающийся получит возможность научиться: _ прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации под руководством учителя; _ проявлять познавательную инициативу и самостоятельность; _ самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи. |
Познавательные Обучающийся научится: _ анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам под руководством учителя; _ анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи под руководством учителя; _ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; _ отрабатывать вычислительные навыки; _ осуществлять синтез как составление целого из частей; _ выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию; _ формулировать проблему под руководством учителя; _ строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах под руководством учителя; _ устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями. Обучающийся получит возможность научиться: _ выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи под руководством учителя; _ находить способы решения проблемы творческого и поискового характера под руководством учителя. |
Коммуникативные Обучающийся научится: _ принимать участие в совместной работе коллектива; _ вести диалог, работая в парах, группах; _ допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; _ координировать свои действия с действиями партнеров; _ корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию; _ задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности; _ осуществлять взаимный контроль совместных действий; _ совершенствовать математическую речь; _ высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: _ критически относиться к своему и чужому мнению; _ уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; _ принимать самостоятельно решения; _ содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников |
| |
Оценка планируемых результатов
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
- участие обучающихся в школьном, муниципальном, зональном турах олимпиад по математике.
- участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах;
-активное участие в «Неделе математики» в начальной школе;
- промежуточная аттестация (тест).
II. Содержание курса внеурочной деятельности
Числа. Арифметические действия. Величины (13 ч.)
Математика – это интересно. Математические игры. Путешествие точки. Игры с числами. Математическая карусель.
Волшебная линейка. Праздник числа 10. Игра-соревнование «Веселый счёт». Числовые головоломки. «Спичечный» конструктор.
Мир занимательных задач (10 ч.)
Задачи-смекалки. Секреты задач. Математические игры. Числовые головоломки. Математическая карусель. Математическая битва.
Уголки. Игра в магазин. Монеты. Игры с числами. Математическое путешествие.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика (9 ч.)
Танграм: древняя китайская головоломка. Конструирование из деталей танграма. Треугольник. Прямоугольник. Весёлая геометрия. Прятки с фигурами. Ромб и квадрат. Математический праздник.
Промежуточная аттестация (1 ч.)
Промежуточная аттестация. Тест.
Формы работы:
- работа в парах, группах;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- практические и теоретические; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- конкурсы знатоков, игра- соревнование.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
Формы и виды контроля
- Участие обучающихся в школьном, муниципальном, зональном турах олимпиад по математике.
- Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах.
- Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе.
- Выпуск стенгазет.
- Промежуточная аттестация.
III. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе: |
теория | практика |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины | 13 | 4 | 9 |
2 | Мир занимательных задач | 10 | 5 | 5 |
3 | Геометрическая мозаика | 9 | 3 | 6 |
4 | Промежуточная аттестация | 1 | | 1 |
ИТОГО: | 33 | 12 | 21 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
_____________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/И.К. Костиди/ «28» августа 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «31» августа 2020г. № 273 |
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе
начального общего образования
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
1 «Б» класс
Миренкова Татьяна Анатольевна
2020/2021учебный год
Календарно - тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика»
в 1 «Б» классе
Общее количество часов на курс по учебному плану: 33.
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель: 33.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ ч.; II четверть ____ ч.;
III четверть ____ ч.; IV четверть ____ ч.
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
план. | факт. |
1. Числа. Арифметические действия. Величины (13 ч.) |
| Математика – это интересно. | | |
| Математические игры. | | |
| Путешествие точки. | | |
| Игры с числами. | | |
| Математическая карусель. | | |
| Волшебная линейка. | | |
| Праздник числа 10. | | |
| Игра-соревнование «Веселый счёт». | | |
| Игры с числами. | | |
| Числовые головоломки. | | |
| Математические игры. | | |
| Математические игры. | | |
| «Спичечный» конструктор. | | |
2. Мир занимательных задач (10 ч.) |
| Задачи-смекалки. | | |
| Секреты задач. | | |
| Математические игры. | | |
| Числовые головоломки. | | |
| Математическая карусель. | | |
| Математическая битва. | | |
| Уголки. | | |
| Игра в магазин. Монеты. | | |
| Игры с числами. | | |
| Математическое путешествие. | | |
3. Геометрическая мозаика (9 ч.) |
| Танграм: древняя китайская головоломка. | | |
| Танграм: древняя китайская головоломка. | | |
| Конструирование из деталей танграма. | | |
| Конструирование из деталей танграма. | | |
| Треугольник. | | |
| Прямоугольник. | | |
| Весёлая геометрия. | | |
| Прятки с фигурами. Ромб и квадрат. | | |
| Математический праздник. | | |
Промежуточная аттестация (1 ч.) |
| Промежуточная аттестация. Тест. | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническое обеспечение
1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами.
3. «Математический веер» с цифрами и знаками.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
5. Набор «Геометрические тела».
Литература для учителя
1. Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы)
Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —СПб.: Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, 2006.
8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.