Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»
Рассмотрена на заседании МО Протокол № 1 «27» августа 2021 г | Принята на заседании МС Протокол № 1 «30» августа 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ № 25 Ларченко Е. А. Приказ № 284 от «3» сентября 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса __Музыка родного края_____________________________
уровень обучения __базовый_________ год обучения _8___.
для учащихся 8 класса
УМК: Критская Е. Д., Сергеева Г.П.
Составила: Хальбаева Л.С.
г.Улан – Удэ, 2021
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 8 класса разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.;
Основной образовательной программой школы;
Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»;
Примерными основными образовательными программами, утверждёнными Министерством просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и апробацию.
Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20);
Программой воспитания и социализации учащихся школы.
Рабочая программа по «Музыке» предназначена для реализации на учащихся 8 класса. Предмет «Музыка» входит в образовательную область «Искусство». 1 час в неделю, 34 часов в год.
Актуальность программы: Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость добавление часов программу по музыкальной и духовной культуре Бурятии.
Цель программы – формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и бурятским языком;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремление к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Воспитательные задачи:
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Общая характеристика учебного курса.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей родного края, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
В связи с тем, что ключевым требованием ФГОС ООО является духовно-нравственное воспитание школьников, программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимися в процессе слушания и исполнения музыки.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной, индивидуальной и коллективной деятельности, творческие проекты (подготовка урока-концерта) и информационные (темы проектов).
Место учебного предмета в учебном плане.
Данная программа по предмету «Музыка» для 8 класса составлена в соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ №25». Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: 1 час в неделю, 34 часа в год.
Формы организации образовательного процесса.
Основная форма организации учебного процесса - классно-урочная:
урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок с дидактической игрой, урок-праздник, видео-урок.
Технологии преподавания предмета
- технология восприятия музыки;
- технология вокально-хоровой работы;
- технология детского музицирования;
- технология ассоциативно-образного мышления;
- технология музыкально-ритмического развития;
- арт-терапевтические технологии;
- информационно-компьютерные технологии;
- проектно-исследовательская деятельность.
Формы и виды контроля.
Формы организации учебного процесса:
Групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности: выставка, экскурсия, путешествие.
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый, периодический.
1. Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.
2. Письменная проверка – учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листах бумаги вопросы, на которые они в течение 10-12 минут дают письменные ответы. Тестирование.
3. Программированный контроль, или метод выбора. Учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых даются 3-4 ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика – выбрать правильный ответ.
Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым нормам.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю родного края, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов Бурятии и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности чувств, эстетическое осознание как результат освоения художественного наследия родного края, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникацонных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством родного края.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии культуры родного края;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету музыка
В результате изучения музыки ученик:
научится определять:
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества бурятских композиторов;
названия наиболее известных бурятских инструментов;
имена выдающихся композиторов и исполнителей Бурятии;
получит возможность научиться:
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
различать звучание отдельных бурятских музыкальных инструментов, виды хора;
3. Содержание учебного предмета «Музыка» 8 класс (34 ч)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Из них количество часов, отведенных на практическую часть и контроль |
Лабораторные, изложение, сочинение, проектная деятельность и т.п. | Зачёты, контрольная работа |
1 | Бурятские композиторы и инструменты. Песни родного края. | 26 ч. | Проектная деятельность – 2ч | 4ч, 3ч. |
2 | Бурятская эстрада. | 8 ч. | Проектная деятельность – 0ч | 1ч, 1ч. |
Раздел 1. Бурятские композиторы и инструменты. Песни родного края. (26ч)
Жанр как определённый тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально-образного содержания в музыке родного края.
Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека, многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определённой эпохи.
Танец. Разнообразие танцев разных времён бурятского народа (ритуальные, обрядовые, бальные, салонные и др.). Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.
Марш как самостоятельная часть произведений крупных жанров. Жанры маршевой музыки (военный, сказочно-фантастический, траурный, праздничный, церемонный и др.)
Раздел 2. Бурятская эстрада. (8ч)
Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определённого исторического периода, национальной школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Обобщение взаимодействий музыки с другими видами искусства (литература, бурятский язык, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания.
Стили и направления современной популярной музыки (рэп, эстрада, авторская песня фолк-рок, джаз, и др.). Известные композиторы и исполнители Бурятии.
4. Учебно-тематическое планирование
№ урока | Название раздела, | Основное содержание темы, термины и понятия. | Планируемые результаты | Виды деятельности, форма работы |
предметные | метапредметные |
Бурятские композиторы и инструменты. Песни родного края. |
1.1 | Вводное занятие | Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки. | Познакомятся с понятиями: классика, стиль, классическая музыка, интерпретация. Научатся - аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека; -проявлять навыки вокально-хоровой работы. | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, предвосхищать результаты и уровни усвоения; отвечать на поставленные вопросы Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Личностные: проявлять любознательность и интерес к изучению музыки, нравственно-этически оценивать усваиваемое содержание. | Беседа рассказ |
2.2 | Бурятские народные инструменты | Бурятские народные инструменты | Познакомятся с народными инструментами Научатся: Определять различные бурятские инструменты Научатся проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею?») Коммуникативные: слушать других, определять способы взаимодействия. Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Интонационно-образный анализ музыки. |
3.3 | Знакомство с бурятским композитором А.Андреевым | Знакомство с бурятским композитором А.Андреевым | Познакомятся с биографией и творчеством бурятского композитора А.Андреева | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы. Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю, формулировать свои затруднения. Личностные: испытывать чувство сопричастности к истории своей Родины и народа, уважать патриотические чувства русского народа; иметь мотивацию у учебной деятельности | Интонационно-образный анализ музыки. |
4.4 | Знакомство с песней « Тоонто нютаг» | Знакомство с песней « Тоонто нютаг» | Познакомятся с бурятской песней « Тоонто нютаг» Узнают, как при помощи музыки можно передать национальный колорит. Научатся называть имена композиторов. | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, демонстрировать эмоциональное восприятие произведений искусства; размышлять о музыке, анализировать, высказывать свое отношение. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Беседа. |
5.5 | Песня « Тоонто нютаг» | Песня « Тоонто нютаг» | Познакомятся с песней Научатся воспроизводить песни. | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; самостоятельно определять вид и тип песни: классический, характерный, кордебалет, пантомима. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. | Слушание музыки. Пластическое интонирование. Хоровое пение. |
6.6 | Знакомство с гимном Бурятии. | Знакомство с гимном Бурятии. | Познакомятся с гимном Бурятии Научатся -определять тембры; - называть полное имя композитора; - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; объяснять, что связывает тебя с культурой, судьбой твоего народа. | Беседа. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение. Сравнение произведений. |
7.7. | «Песня о родной земле». | «Песня о родной земле». | Познакомятся с песней Научатся самостоятельно воспроизводить текст песни. | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей. | Слушание музыки. Сравнительный анализ музыки. |
8.8. | Зачетный урок. | Зачетный урок. | Научатся размышлять о произведениях бурятских композиторов. | Познавательные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: самостоятельно выявлять связь музыки, театра, кино. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. | Контрольная работа |
9.9 | Контрольная работа №1 | Контрольная работа №1 | Научатся передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу. | Познавательные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: планировать свою учебную деятельность. Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности. | Контрольная работа |
10.1 | Творческий проект «Бау Ямпилов - выдающийся бурятский композитор» | Творческий проект «Бау Ямпилов - выдающийся бурятский композитор» | Познакомятся с биографией и творчеством бурятского композитора Бау Ямпиловым. | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и испонителя. Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы Личностные: эмоционально воспринимать произведения искусства другого народа, определять основное настроение и характер музыкального произведения. | Беседа. Интонационно-образный анализ музыки. |
11.2 | Знакомство с песней «Адуушанай дуун» | Знакомство с песней «Адуушанай дуун» | Познакомятся с бурятской песней « Адуушанай дуун » Узнают, как при помощи музыки можно передать национальный колорит. Научатся называть имена композиторов. | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: применять установленные правила в планировании и способа решения. Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, проявлять чувства сопереживания героям музыкальных произведений. | Интонационно-образный анализ музыки. Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. |
12.3 | Песня «Адуушанай дуун» | Песня « Адуушанай дуун» | Познакомятся с песней Научатся воспроизводить песни. | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления о музыке. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности. | Слушание музыки. Хоровое пение. |
13.4 | Знакомство с песней «Бурятия моя» | Знакомство с песней «Бурятия моя» | Познакомятся с гимном Бурятии Научатся -определять тембры; - называть полное имя композитора; - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные: воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке, делать выводы. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности. | Интонационно-образный анализ музыки. Слушание музыки. Хоровое пение. |
14.5 | Песня «Бурятия моя». | Песня «Бурятия моя». | Познакомятся с песней Научатся самостоятельно воспроизводить текст песни. | Познавательные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; самостоятельно определять полифонический склад музыки. Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; понимать значение музыкального искусства в жизни человека; осознавать роль прекрасного в жизни человека. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение. Сопоставление музыкального и художественного искусств. |
15.6 | Зачетный урок. | Зачетный урок. | Научатся размышлять о произведениях бурятских композиторов. | Познавательные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: самостоятельно выявлять связь музыки, театра, кино. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. | Проектная деятельность |
16.7 | Контрольная работа №2 | Контрольная работа №2 | Научатся передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу. | Познавательные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: учиться планировать свою учебную деятельность; выбирать тему проекта с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением ИКТ; слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Личностные: выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. | Контрольная работа |
Бурятские композиторы и инструменты. Песни родного края. |
17.1 | Мини-проект «Чингис Павлов – известный бурятский композитор» | Мини-проект «Чингис Павлов – известный бурятский композитор» | Познакомятся с биографией и творчеством бурятского композитора Чингисом Павловым. | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; выражать свои эмоции и чувства. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. |
18.2 | Знакомство с песней «Улзы хөөрхэнүүд» | Знакомство с песней «Улзы хөөрхэнүүд» | Познакомятся с бурятской песней « Улзы хөөрхэнүүд» Узнают, как при помощи музыки можно передать национальный колорит. Научатся называть имена композиторов. | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: выполнять учебные действия в устной форме. Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения. Личностные: развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных произведений. |
19.3 | Песня «Улзы хөөрхэнүүд» | Песня «Улзы хөөрхэнүүд» | Познакомятся с песней Научатся воспроизводить песни. | Познавательные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, помощь. | Слушание музыки. Беседа. Хоровое пение. |
20.4 | Знакомство с песней «Сагаалган» | Знакомство с песней «Сагаалган» | Познакомятся с песней Научатся -определять тембры; - называть полное имя композитора; - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: анализировать собственную работу; соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Личностные: проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, помощь. | Слушание музыки. Хоровое пение. |
21.5 | Песня «Сагаалган» | Песня «Сагаалган» | Познакомятся с песней Научатся самостоятельно воспроизводить текст песни. | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: планировать свою учебную деятельность. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; развивать эмоциональное восприятие произведений искусства. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. |
22.6 | Зачётный урок. | Зачётный урок. | Научатся размышлять о произведениях бурятских композиторов. | Познавательные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности, выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Личностные: выражать свое отношение к произведениям искусства в различных формах. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение. |
23.7 | Знакомство с песней «Эжымни» | Знакомство с песней «Эжымни» | Познакомятся с песней Научатся самостоятельно воспроизводить текст песни. | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: планировать свою учебную деятельность. Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; развивать эмоциональное восприятие произведений. | Слушание музыки. Устный опрос. Хоровое пение. Игра в «дирижера» |
24.8 | Песня «Эжымни» | Песня «Эжымни» | Познакомятся с песней Научатся самостоятельно воспроизводить текст песни. | Познавательные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: планировать свою учебную деятельность. Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; развивать эмоциональное восприятие произведений. | Слушание музыки. Устный опрос. Хоровое пение. |
25.9 | Зачетный урок. | Зачетный урок. | Научатся размышлять о произведениях бурятских композиторов. | Познавательные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: самостоятельно выявлять связь музыки, театра, кино. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. | Контрольная работа. |
26. 10 | Контрольная работа №3 | Контрольная работа №3 | Научатся передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу. | Познавательные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: планировать свою учебную деятельность. Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности. | Контрольная работа |
27.1 | Бурятская эстрада. Творческий проект «Современные бурятские композиторы» | Бурятская эстрада. Творческий проект «Современные бурятские композиторы» | Познакомятся с биографией и творчеством бурятских эстрадных композиторов и певцов. | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Беседа. |
28.2 | Работа над песней «Ерэхээ яагааш» | Работа над песней «Ерэхээ яагааш» | Познакомятся с бурятской песней « Ерэхээ яагааш» Узнают, как при помощи музыки можно передать национальный колорит. Научатся называть имена композиторов. | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, самостоятельно определять основные темы. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности. | Слушание музыки. Хоровое пение. |
29.3 | Песня «Ерэхээ яагааш» | Песня «Ерэхээ яагааш» | Познакомятся с песней Научатся воспроизводить песни. | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; проявлять эмоциональное отношение к искусству. | Слушание музыки. Хоровое пение. |
30.4 | Работа над песней «Түрүүшын дуран» | Работа над песней «Түрүүшын дуран» | Познакомятся с бурятской песней « Ерэхээ яагааш» Узнают, как при помощи музыки можно передать национальный колорит. Научатся называть имена композиторов. | Познавательные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления о музыке. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности. | Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки. |
31.5 | Песня «Түрүүшын дуран» | Песня «Түрүүшын дуран» | Познакомятся с песней Научатся воспроизводить песни. | Познавательные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей. | Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки. |
32.6 | Зачётный урок | Зачётный урок | Научатся размышлять о произведениях бурятских композиторов. | Познавательные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: учиться планировать свою учебную деятельность. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением ИКТ; слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Личностные: выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. | Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки. |
33.7 | Обобщение темы | Обобщение темы | Научатся размышлять о произведениях бурятских композиторов. | Познавательные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: самостоятельно выявлять связь музыки, театра, кино. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. | Зачетная работа |
34.8 | Итоговая контрольная работа | Итоговая контрольная работа | Научатся передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу. | Познавательные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: учиться планировать свою учебную деятельность; выбирать тему проекта с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением ИКТ; слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Личностные: выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. | Контрольная работа |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | Класс | Дата | Примечание |
Бурятские композиторы и инструменты. Песни родного края. |
1.1 | Вводное занятие | 1ч | | | |
2.2 | Бурятские народные инструменты | 1ч | | | |
3.3 | Знакомство с бурятским композитором А.Андреевым | 1ч | | | |
4.4 | Знакомство с песней « Тоонто нютаг» | 1ч | | | |
5.5 | Песня « Тоонто нютаг» | 1ч | | | |
6.6 | Знакомство с гимном Бурятии. | 1ч | | | |
7.7 | «Песня о родной земле». | 1ч | | | |
8.8 | Зачетный урок. | 1ч | | | |
9.9 | Контрольная работа №1 | 1ч | | | |
|
10.1 | Творческий проект «Бау Ямпилов - выдающийся бурятский композитор» | 1ч | | | |
11.2 | Знакомство с песней «Адуушанай дуун» | 1ч | | | |
12.3 | Песня « Адуушанай дуун» | 1ч | | | |
13.4 | Знакомство с песней «Бурятия моя» | 1ч | | | |
14.5 | Песня «Бурятия моя». | 1ч | | | |
15.6 | Зачетный урок. | 1ч | | | |
16.7 | Контрольная работа №2 | 1ч | | | |
|
17.1 | Мини-проект «Чингис Павлов – известный бурятский композитор» | 1ч | | | |
18.2 | Знакомство с песней «Улзы хөөрхэнүүд» | 1ч | | | |
19.3 | Песня «Улзы хөөрхэнүүд» | 1ч | | | |
20.4 | Знакомство с песней «Сагаалган» | 1ч | | | |
21.5 | Песня «Сагаалган» | 1ч | | | |
22.6 | Зачётный урок. | 1ч | | | |
23.7 | Знакомство с песней «Эжымни» | 1ч | | | |
24.8 | Песня «Эжымни» | 1ч | | | |
25.9 | Зачетный урок. | 1ч | | | |
26.10 | Контрольная работа №3 | 1ч | | | |
| Бурятская эстрада. |
27.1 | Бурятская эстрада. Творческий проект «Современные бурятские композиторы» | 1ч | | | |
28.2 | Работа над песней «Ерэхээ яагааш» | 1ч | | | |
29.3 | Песня «Ерэхээ яагааш» | 1ч | | | |
30.4 | Работа над песней «Түрүүшын дуран» | 1ч | | | |
31.5 | Песня «Түрүүшын дуран» | 1ч | | | |
32.6 | Зачётный урок | 1ч | | | |
33.7 | Обобщение темы | 1ч | | | |
34.8 | Итоговая контрольная работа | 1ч | | | |
Приложение 2
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Учебно-методический комплект «Музыка 8 классы» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э. Кашекова Е.Д.Критской:
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений « Музыка» Москва «Просвещение,2014
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Пособие для учителя «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение 2011
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Хрестоматия музыкального материала «Музыка» 8-9 класс Москва «Просвещение2011
Литература для учащихся
Учебник «Музыка. 8-9 класс», М., Просвещение, 2014г.
Гульянц Е.И. «Музыкальная азбука для детей» М.: «Аквариум» 1997г
Владимиров. В.Н. «Музыкальная литература»
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с. Дугаров Д. С. Бурятские народные песни / Д. С. Дугаров. – Улан-Удэ, 1964. стр.22-27
Искусство Бурят-Монгольской АССР, сб. – М., 1940.
Искусство Бурятской АССР. – Улан-Удэ, 1959.
Культурно-бытовые традиции бурят и монголов. - Улан-Удэ, 1988.
Куницын О. Музыка Советской Бурятии / О. Куницын. Изд-во: Советский композитор, Улан-Удэ, 1990.
Музыкальная культура автономных республик РСФСР. – М., 1957.
Найдаков В. С. Музыкальная культура Бурятии / В. С. Найдаков. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1967.
Технические средства обучения
Компьютер
Микрофоны
Интернет-ресурсы
Википедия. Свободная энциклопедия- Режим доступа : http://ru.wikipedia/org.wik
Классическая музыка: http://classic.сhubrik.ru
Музыкальный словарь: http://dic.academic.ru
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/