СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа музейного кружка"Поиск"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка «Поиск» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа музейного кружка"Поиск"»

ПРОГРАММА МУЗЕЙНОГО КРУЖКА «ПОИСК»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.

Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям, призванным комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  • ФЗ №273 от 29.12.2012 "Об образовании в РФ". Статья 12. Образовательные программы. Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

  • ФЗ №273 от 29.12.2012 "Об образовании в РФ". Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

  • ФЗ №273 от 29.12.2012 "Об образовании в РФ". Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

  • ФЗ №273 от 29.12.2012 "Об образовании в РФ". Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

  • СанПиН 2.4.4.1251-03 (от 03.04.2003 №27) для УДОД. Требования к режиму занятий детей

  • ПП РФ от 15.08.2013 №706 "Об утверждении правил оказания платных услуг"

  • Приказ Минобрнауки РФ от 12.05.1997 N 884 "Положение о порядке присвоения звания "Образцовый детский коллектив"

  • Письмо Минобрнауки РФ от 12.03.2003 №28-51-181/16 "О деятельности музеев общеобразовательных учреждений"

  • Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 "Примерные требования к программам дополнительного образования детей"

  • Приказ Минобрнауки РФ от 25.10.2013 N 1185 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам"

  • Приказ Минобрнауки от 18.11.2013 г. №1252 "Об утверждении порядка проведения всероссийской олимпиады школьников"

  • Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г.№1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей


Цель программы:

  • создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;

  • помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.

Задачи программы:

  • знакомство с историей музейного дела и с основными музеями района и края;

  • развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

  • развитие самостоятельности и инициативы.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


Программа кружка «Поиск» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.

В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 13-17 лет в течение 1 года в объеме 70 часов и предназначена для учащихся основной школы.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее.

Разработка наглядных пособий, муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением информационных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя музея и детей.

Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность -самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

По окончанию обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, историю школы и края, жизнь и деятельность односельчан, знаменитых учителей, выпускников школы, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция).

Программа рассчитана на работу с Активом музея, который состоит из учащихся 6-10 классов.

Формы работы


Цели и практическая направленность

Лекции

Получение первичных знаний о музейной работе.

Посещение музеев, экскурсии



Первичное знакомство, поиск тем для рефератов и сообщений. Составление самостоятельных экскурсий. Ознакомление с основами оформления музейных экспозиций.

Создание презентаций по профилю музея



Формирование умения отобрать нужный исторический материал, грамотно оформить работу

Оформление выставки



Учиться составлять выставочную экспозицию в соответствии с тематикой и правилами оформления выставок и экспозиций

Выступление перед членами кружка с докладами, сообщениями.



Овладевать навыками публичных выступлений, умением формулировать свои мысли и грамотно излагать их перед аудиторией.

Видеозанятия



Ознакомление с недоступными памятниками истории и культуры, музеями России и мира.

Работа по индивидуальному плану


Индивидуальные консультации


Посещение библиотек, музеев. Изучение по индивидуальному плану литературы, написание докладов и т.д., подготовка проектов и творческих работ

Оказание помощи учащимся в подготовке творческих работ.

Проектно - исследовательская деятельность


Создание и реализация коллективного проекта по организации школьного музея.





Условия реализации и пути решения идей:

  • технические средства (фотоаппарат, компьютер, ксерокс, диктофон;

  • активное участие администрации и педагогического коллектива;

  • помещение и оборудование, обеспечивающие сохранность музейных предметов и условия их показа.

Обучающиеся, активисты школьного музея должны знать:

  1. особенности работы школьного музея;

  2. систему музейного фонда;

  3. методику сбора материала.

Получить навыки:

  1. поисковой работы

  2. самостоятельной работы с литературой, статьями из СМИ, краеведческими источниками.

Уметь:

  1. оформить результаты поисковой работы в виде отчета, доклада, картотеки, альбома, папки и т.д.

  2. представить собранный материал в виде экспозиции, выставки.

  3. подготовить и провести экскурсию, беседу, лекцию по созданной экспозиции, теме выставки.

  4. брать и дать интервью по интересующим темам.

Главная цель работы музея - достойно вести летопись школы!

Ожидаемые результаты:

  1. в обучающей сфере - приобретение учащимися знаний по музееведению, усиление интереса учащихся к музейной деятельности (активность в создании самостоятельных исследовательских проектов);

  2. в воспитательной сфере - воспитание у учащихся чувства уважения к истории родной школы и ее традициям, сформированные отдельные аспекты патриотического мировоззрения и активной гражданской позиции;

  3. в развивающей сфере - достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной обработке, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, проведение экскурсий по экспозициям музея; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации работ по профилю музея; сформированная коммуникативная компетентность и навыки ораторского искусства.



Содержание программы построено на сочетании теоретических и практических видов занятий.

Срок реализации программы – один год.

Режим занятий: раз в неделю по 2 часа.

Формы занятий: лекции, экскурсии, консультации, встречи с интересными людьми, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет - технологий, создание презентаций, экскурсии в музеи города, оформление выставок, создание экспозиций.

1. Вопросы организации и деятельности школьного музея.

Поисково-исследовательская работа учащихся

Совет музея и его структура. Участие в работе музея школьников различных возрастных групп – одно из условий обеспечения преемственности в работе музея.

Планирование поисковой работы. Формы и виды поисково-исследовательской работы учащихся. Работа в библиотеках, в музеях, в архивах. Переписка с краеведами, учёными, другими исследователями.

Встречи с людьми и. запись их рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов.

2. Основной и вспомогательный фонды музея

Основной фонд и его состав: подлинные письменные и печатные источники, фотографии, различные предметы.

Вспомогательный фонд и его состав: фото- и ксерокопии письменных и печатных материалов, копии художественных произведений, макеты, модели, таблицы, схемы и т. д.

Учёт и хранение фондов. Инвентарная книга. Научное определение и описание музейных материалов. Порядок приёма и выдачи музейных материалов.

3. Экспозиция школьного музея

Место и роль подлинных и научно-вспомогательных материалов в школьном музее.

Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, принципы отбора; составление тематических планов; Разработка художественного решения музея; изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления; оформление и монтаж экспонатов.

Постоянное пополнение и актуализация музейной экспозиции – важнейшее условие функционирования школьного музея. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок.

4. Использование технических средств в процессе организации и работы школьного музея

Виды технических средств: фотоаппарат, видеокамера, диктофон, компьютер.

Видео-, фото-, фотодокументы.

Применение технических средств в процессе сбора и экспонирования музейных материалов.

5. Методика использования материалов школьного музея в учебной и внеклассной работе школы

Приёмы и методы использования материалов музея на уроке: рассказ учителя, беседа по материалам музея, сообщение учащегося и т. д.

Экскурсия как одна из основных форм работы музея. Экскурсии учебные и внеурочные, тематические и обзорные.

Музей и школьные традиции: открытие и закрытие выставок, дни памяти, встречи с гостями и т. д. Просветительская работа активистов школьного музея, членов лекторской группы. Работа в качестве экскурсовода, лектора.

Подготовка экскурсовода: выбор темы экскурсии; изучение различных источников информации, в том числе и экспонатов; подготовка текстов экскурсии; прослушивание, обсуждение и утверждение текста экскурсии. Маршрут экскурсии.

Отбор экспонатов. Использование различных методов и приёмов в ходе экскурсии.

Роль предметных метод.объединений, администрации школы в планировании работы музея. Включение её в общешкольный план.

Учащиеся должны знать понятия «экскурсия», «экскурсовод», правила подготовки к экскурсии, уметь подготовить экскурсию.














Учебно-тематический план


Тема занятия.

Теоретические занятия

Практические занятия

Итого

дата проведения

план

факт


Введение

1


1



Тема №1. Понятие о музее – 5 часов.



1.1.

Понятие о музее. Функции и профили музея.




1.2.

Из истории музеев. Известные музеи Крыма и мира.




1.3.

Понятие о школьном музее.




1.4.

Профессии в музеи. Личные качества сотрудника музея.




Тема №2.Фондовая работа – 24 часов.



2.1

Понятие «фонд». Виды и характеристика фондов.



2.2

Основной и вспомогательный фонды.



2.3

Учет и научное описание музейного фонда. Хранение материалов.



2.4

Шифрование предметов.



Тема № 3.Экспозиционная работа – 22 час.



3.1

Экспозиции музея. Тематико-экспозиционный план.



3.2

Виды текстов. Этикетаж



3.3

Музейная выставка.



Тема № 4.Экскурсионная работа – 18час.

4.1

Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии.




4.2

Подготовка и проведение тематической экскурсии .



4.3

Массовые мероприятия в музее.




Итого

24ч

48ч

72ч








Используемая литература:

Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.

Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.

Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.





18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!