ПРОГРАММА МУЗЕЙНОГО КРУЖКА «ПОИСК»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям, призванным комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
ФЗ №273 от 29.12.2012 "Об образовании в РФ". Статья 12. Образовательные программы. Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
ФЗ №273 от 29.12.2012 "Об образовании в РФ". Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
ФЗ №273 от 29.12.2012 "Об образовании в РФ". Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
ФЗ №273 от 29.12.2012 "Об образовании в РФ". Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
СанПиН 2.4.4.1251-03 (от 03.04.2003 №27) для УДОД. Требования к режиму занятий детей
ПП РФ от 15.08.2013 №706 "Об утверждении правил оказания платных услуг"
Приказ Минобрнауки РФ от 12.05.1997 N 884 "Положение о порядке присвоения звания "Образцовый детский коллектив"
Письмо Минобрнауки РФ от 12.03.2003 №28-51-181/16 "О деятельности музеев общеобразовательных учреждений"
Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 "Примерные требования к программам дополнительного образования детей"
Приказ Минобрнауки РФ от 25.10.2013 N 1185 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам"
Приказ Минобрнауки от 18.11.2013 г. №1252 "Об утверждении порядка проведения всероссийской олимпиады школьников"
Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г.№1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей
Цель программы:
создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;
помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
Задачи программы:
знакомство с историей музейного дела и с основными музеями района и края;
развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
развитие самостоятельности и инициативы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа кружка «Поиск» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 13-17 лет в течение 1 года в объеме 70 часов и предназначена для учащихся основной школы.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее.
Разработка наглядных пособий, муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением информационных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя музея и детей.
Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность -самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.
По окончанию обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, историю школы и края, жизнь и деятельность односельчан, знаменитых учителей, выпускников школы, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.
Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция).
Программа рассчитана на работу с Активом музея, который состоит из учащихся 6-10 классов.
Формы работы | Цели и практическая направленность |
Лекции | Получение первичных знаний о музейной работе. |
Посещение музеев, экскурсии | Первичное знакомство, поиск тем для рефератов и сообщений. Составление самостоятельных экскурсий. Ознакомление с основами оформления музейных экспозиций. |
Создание презентаций по профилю музея | Формирование умения отобрать нужный исторический материал, грамотно оформить работу |
Оформление выставки | Учиться составлять выставочную экспозицию в соответствии с тематикой и правилами оформления выставок и экспозиций |
Выступление перед членами кружка с докладами, сообщениями. | Овладевать навыками публичных выступлений, умением формулировать свои мысли и грамотно излагать их перед аудиторией. |
Видеозанятия | Ознакомление с недоступными памятниками истории и культуры, музеями России и мира. |
Работа по индивидуальному плану Индивидуальные консультации | Посещение библиотек, музеев. Изучение по индивидуальному плану литературы, написание докладов и т.д., подготовка проектов и творческих работ Оказание помощи учащимся в подготовке творческих работ. |
Проектно - исследовательская деятельность | Создание и реализация коллективного проекта по организации школьного музея. |
Условия реализации и пути решения идей:
технические средства (фотоаппарат, компьютер, ксерокс, диктофон;
активное участие администрации и педагогического коллектива;
помещение и оборудование, обеспечивающие сохранность музейных предметов и условия их показа.
Обучающиеся, активисты школьного музея должны знать:
особенности работы школьного музея;
систему музейного фонда;
методику сбора материала.
Получить навыки:
поисковой работы
самостоятельной работы с литературой, статьями из СМИ, краеведческими источниками.
Уметь:
оформить результаты поисковой работы в виде отчета, доклада, картотеки, альбома, папки и т.д.
представить собранный материал в виде экспозиции, выставки.
подготовить и провести экскурсию, беседу, лекцию по созданной экспозиции, теме выставки.
брать и дать интервью по интересующим темам.
Главная цель работы музея - достойно вести летопись школы!
Ожидаемые результаты:
в обучающей сфере - приобретение учащимися знаний по музееведению, усиление интереса учащихся к музейной деятельности (активность в создании самостоятельных исследовательских проектов);
в воспитательной сфере - воспитание у учащихся чувства уважения к истории родной школы и ее традициям, сформированные отдельные аспекты патриотического мировоззрения и активной гражданской позиции;
в развивающей сфере - достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной обработке, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, проведение экскурсий по экспозициям музея; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации работ по профилю музея; сформированная коммуникативная компетентность и навыки ораторского искусства.
Содержание программы построено на сочетании теоретических и практических видов занятий.
Срок реализации программы – один год.
Режим занятий: раз в неделю по 2 часа.
Формы занятий: лекции, экскурсии, консультации, встречи с интересными людьми, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет - технологий, создание презентаций, экскурсии в музеи города, оформление выставок, создание экспозиций.
1. Вопросы организации и деятельности школьного музея.
Поисково-исследовательская работа учащихся
Совет музея и его структура. Участие в работе музея школьников различных возрастных групп – одно из условий обеспечения преемственности в работе музея.
Планирование поисковой работы. Формы и виды поисково-исследовательской работы учащихся. Работа в библиотеках, в музеях, в архивах. Переписка с краеведами, учёными, другими исследователями.
Встречи с людьми и. запись их рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов.
2. Основной и вспомогательный фонды музея
Основной фонд и его состав: подлинные письменные и печатные источники, фотографии, различные предметы.
Вспомогательный фонд и его состав: фото- и ксерокопии письменных и печатных материалов, копии художественных произведений, макеты, модели, таблицы, схемы и т. д.
Учёт и хранение фондов. Инвентарная книга. Научное определение и описание музейных материалов. Порядок приёма и выдачи музейных материалов.
3. Экспозиция школьного музея
Место и роль подлинных и научно-вспомогательных материалов в школьном музее.
Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, принципы отбора; составление тематических планов; Разработка художественного решения музея; изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления; оформление и монтаж экспонатов.
Постоянное пополнение и актуализация музейной экспозиции – важнейшее условие функционирования школьного музея. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок.
4. Использование технических средств в процессе организации и работы школьного музея
Виды технических средств: фотоаппарат, видеокамера, диктофон, компьютер.
Видео-, фото-, фотодокументы.
Применение технических средств в процессе сбора и экспонирования музейных материалов.
5. Методика использования материалов школьного музея в учебной и внеклассной работе школы
Приёмы и методы использования материалов музея на уроке: рассказ учителя, беседа по материалам музея, сообщение учащегося и т. д.
Экскурсия как одна из основных форм работы музея. Экскурсии учебные и внеурочные, тематические и обзорные.
Музей и школьные традиции: открытие и закрытие выставок, дни памяти, встречи с гостями и т. д. Просветительская работа активистов школьного музея, членов лекторской группы. Работа в качестве экскурсовода, лектора.
Подготовка экскурсовода: выбор темы экскурсии; изучение различных источников информации, в том числе и экспонатов; подготовка текстов экскурсии; прослушивание, обсуждение и утверждение текста экскурсии. Маршрут экскурсии.
Отбор экспонатов. Использование различных методов и приёмов в ходе экскурсии.
Роль предметных метод.объединений, администрации школы в планировании работы музея. Включение её в общешкольный план.
Учащиеся должны знать понятия «экскурсия», «экскурсовод», правила подготовки к экскурсии, уметь подготовить экскурсию.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия. | Теоретические занятия | Практические занятия | Итого | дата проведения |
план | факт |
| Введение | 1 | | 1 | | |
Тема №1. Понятие о музее – 5 часов. | | |
1.1. | Понятие о музее. Функции и профили музея. | 1ч | | 1ч | | |
1.2. | Из истории музеев. Известные музеи Крыма и мира. | 2ч | | 2ч | | |
1.3. | Понятие о школьном музее. | 1ч | | 1ч | | |
1.4. | Профессии в музеи. Личные качества сотрудника музея. | 1ч | | 1ч | | |
Тема №2.Фондовая работа – 24 часов. | | |
2.1 | Понятие «фонд». Виды и характеристика фондов. | 2ч | 4ч | 6ч | | |
2.2 | Основной и вспомогательный фонды. | 2ч | 4ч | 6ч | | |
2.3 | Учет и научное описание музейного фонда. Хранение материалов. | 2ч | 4ч | 6ч | | |
2.4 | Шифрование предметов. | 2ч | 4ч | 6ч | | |
Тема № 3.Экспозиционная работа – 22 час. | | |
3.1 | Экспозиции музея. Тематико-экспозиционный план. | 2ч | 4ч | 6ч | | |
3.2 | Виды текстов. Этикетаж | 2ч | 4ч | 6ч | | |
3.3 | Музейная выставка. | 2ч | 6ч | 8ч | | |
Тема № 4.Экскурсионная работа – 18час. |
4.1 | Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии. | 2ч | | 2ч | | |
4.2 | Подготовка и проведение тематической экскурсии . | 1ч | 8ч | 9ч | | |
4.3 | Массовые мероприятия в музее. | 1ч | 6ч | 7ч | | |
| Итого | 24ч | 48ч | 72ч | | |
Используемая литература:
Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.
Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.
Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.
18