Пояснительная записка.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 5-7 классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.
Программа курса по математике для обучающихся 5М, 6М, 7М классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету.
Программа курса «Мир занимательной математики», разработана с целью повышения интереса к математике у учащихся 5-7 классов, развития творческого математического мышления школьников и подготовки их к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Содержание программы отвечает предметным, метапредметным и личностным целям обучения. Программа достаточно информативна, позволяет значительно расширить математический кругозор учащихся, повысить глубину усвоения программного материала курса математики.
Основная цель курса – формирование творческого математического мышления обучающихся, повышение уровня их математической подготовки, подготовка учащихся к математическим олимпиадам и конкурсам различного уровня.
Данная программа призвана решить следующие задачи:
повысить у учащихся интерес к математике как части общечеловеческой культуры;
способствовать развитию логического мышления учащихся, умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать связи, проводить аналогии, делать выводы и умозаключения, находить рациональные пути решения, умения правильно, обоснованно и последовательно рассуждать;
научить работать со справочной литературой и дополнительной литературой по предмету;
расширить круг математических моделей, используемых для описания процессов и явлений реального мира, освоить основные понятия и законы логики математических рассуждений и применять их при решении задач;
приобщить учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах и других предметных мероприятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
2) в метапредметном направлении:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
• развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
умение применять аппарат уравнений для решения задач из различных разделов курса;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять
систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание курса 5 класс
Натуральные числа -9 часов.
Как люди научились считать. Из науки о числах.
Из истории развития математики. Почему нашу запись называют десятичной.
Действия над натуральными числами. Как свойства действий помогают вычислять. Интересные действия с числами. Математические игры с натуральными числами. Логические и традиционные головоломки. Математика и шифры. Задачи на «переливание». Задачи на «взвешивание». Задачи на «движение». Цифры, числа и символы.
Дробные числа - 14 часов.
Метрическая система мер. Старые русские меры. Метрическая система мер.
Старые русские меры. Как измеряли в древности. Как возникают дроби в практических вычислениях. Задачи на делимость. Перегибания. Плоские разрезания. Математические фокусы. Математические игры с дробными числами.
Математические игры с дробными числами. Слишком правильные дроби. Проценты в нашей жизни. Проценты в нашей жизни. Измерительные работы на местности. Измерительные работы на местности
В царстве логики и смекалки – 11 часов
Магические квадраты. Задачи всех видов. Кроссворды. Решение задач международного математического конкурса «Кенгуру». Решение логических задач.
Повторение материала, резерв – 1 час.
Содержание курса 6 класс
Делимость чисел – 11ч
Из истории интересных чисел. Основные узловые моменты: знакомство с историей возникновения чисел. Интересные свойства чисел. Новый знак деления. Признаки делимости на 4, 7, 11, 13. Алгоритм Евклида. НОД, НОК и калькулятор. Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость. Некоторые приемы устных вычислений.
2.Математические головоломки – 6 ч.
Пифагорейский союз. Софизмы. Числовые ребусы (криптограммы).
Решение олимпиадных задач.
3.Решение нестандартных задач – 17 ч.
Как научиться решать задачи. Решение задач на совместную работу.
Решение задач на движение. Решение задач «обратным ходом».
Основные узловые моменты: рассмотреть графический способ решения задач.
Старинный способ решения задач на смешение веществ. Прямая и обратная пропорциональности. Золотое сечение. О правилах «фальшивых и гадательных». Как уравнять два выражения. Решение уравнений.
Повторение материала, резерв – 1 ч.
Содержание курса 7 класс
Из истории развития математики-1 ч.
Истории из жизни великих математиков.
Арифметические головоломки- 3 ч.
Быстрый счет. Числовые головоломки. Вычисления и преобразования.
Олимпиадная алгебра-17 ч.
Четные и нечетные числа. Признаки делимости. Игра «Математическая карусель». Делимость и остатки. НОД и НОК. Перестановка и зачеркивание цифр в натуральном числе. Последняя цифра числа. Соревнование «Зимняя олимпиада». Принцип Дирихле. Уравнения в целых числах. Функции и графики. Решение линейных уравнений, содержащих модуль.
Увлекательные задачи – 12 ч.
Сюжетные задачи. Решение задач с конца. Старинные задачи. Конкурс творческих работ «Занимательные задачи». Знаете ли вы проценты? Логические задачи. Комбинаторные задачи. Соревнование «Инт-олимп».
Занимательная геометрия – 2 ч
Геометрия на клетчатой бумаге. Построения с помощью циркуля и линейки.
Требования к результатам освоения курса
Курс внеурочной деятельности «Мир занимательной математики» позволяет добиваться следующих результатов:
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
Представления о фактах, иллюстрирующих важные этапы развития математики (появление отрицательных чисел и нуля, появление прямоугольной декартовой системы координат);
Ориентация в системе требований при обучении математике.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
Позитивное, эмоциональное восприятие математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
Готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых на уроках математики.
Ученик получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к
изучению математики;
умения выбирать желаемый уровень математических результатов;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
Метапредметные образовательные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
совместному с учителем целеполаганию, включая постановку новых целей,
преобразование практической задачи в познавательную;
анализировать условие задачи (для нового материала – на основе учета
выделенных учителем ориентиров действия);
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
применять приемы самоконтроля при решении математических задач;
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы на основе имеющихся шаблонов;
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально и в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно ставить учебные задачи;
видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ
решения;
основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение
поставленных целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и
символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера; уметь убеждать;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Ученик получит возможность научиться:
брать на себя инициативу в решении поставленной задачи;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
отображать в речи содержание совершаемых действий;
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
руководством учителя (с помощью родителей);
осуществлять поиск в учебном тексте, дополнительных источниках ответов на поставленные вопросы; выделять в нем смысловые фрагменты;
анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия;
моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;
формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;
с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые математические объекты;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;
использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
самостоятельно давать определение понятиям;
строить простейшие классификации на основе дихотомического деления (на
основе отрицания);
формировать представление о математической науке как сфере человеческой
деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации.