СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Мир цифровой грамотности"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема развития цифровой экономики и необходимости освоения гражданами цифровой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Мир цифровой грамотности"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Иркутской области‌‌ 

Управление образования УКМО‌

МОУ СОШ № 5 УКМО





«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО _____________

Протокол №1 от

«29» августа 2023г

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

_____ /А.В.Матафонова/

«30» августа 2023г.


«УТВЕРЖДЕНО»

приказом директора _____С.В. Фетцова

Приказ №

«31» августа 2023 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дополнительной общеразвивающей программы

"Мир цифровой грамотности"

для обучающихся 10 – 11 классов

















Г. Усть-Кут‌, 2023‌

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


В начале освоения учебной программы проводится вводное занятие, посвященное теме развития цифровой экономики, необходимости освоения гражданами цифровой грамотности.

  1. Блок 1. Базовые навыки работы на персональном компьютере.

В блоке рассматриваются общие принципы работы на компьютере, организация информации, работа с файлами и папками, технологии обработки текста, работа с электронными таблицами, создание презентаций с использованием офисных приложений.

    1. Основы работы с компьютером. Устройство персонального компьютера. Включение и выключение. Мышь и клавиатура. Правила пользования мышью. Назначение кнопок на клавиатуре. Пиктограммы, запуск программ. Меню

«Пуск». Панель задач. Работа с окнами. Справочная система Windows. Использование поиска. Стандартные приложения Windows. Действия при сбоях. Обзор операционных систем. Характеристики процессора, жесткого диска, оперативной памяти. Периферийные устройства, принтер (струйный, лазерный), сканер, многофункциональное устройство.

    1. Файлы и папки. Организация информации. Рабочий стол. Значки и ярлыки. Папка

«Компьютер». Диски. Объем дисков. Системные папки. Сортировка содержимого папки. Поиск, копирование, перемещение и удаление файлов и папок. Копирование файлов с внешних носителей. Типы файлов. Работа с мультимедиа. Внешние носители информации.

    1. Работа с офисными приложениями. Текстовые редакторы. Начало работы в текстовом редакторе. Редактирование и форматирование текста. Вставка фрагментов текста. Сохранение документа. Вывод на печать. Закрытие программы. Основы работы с электронными таблицами. Создание таблицы, сортировка данных. Основы создания презентаций. Создание слайдов, вставка графических файлов. Спецэффекты. Графические редакторы (например, Paint).

  1. Блок 2. Цифровые технологии в повседневной жизни.

В блоке рассматриваются основные принципы работы в сети Интернет и использования телекоммуникационных технологий; основы работы с Интернет- браузерами; поиска информации и навигации в сети Интернет; основные способы коммуникации в сети Интернет.

    1. Основы работы в сети Интернет. Фиксированный и мобильный Интернет, преимущества и недостатки. Подключение к сети Интернет. Интернет-сайт.

Краткий обзор браузеров. Структура окна браузера. Адресная строка. Навигационные кнопки. Настройка окна браузера. Настройка вкладок. Вкладка

«Избранное».

    1. Навигация в сети Интернет. Поиск и сохранение информации. Обзор поисковых систем. Правила составления поисковых запросов. Выбор нужной информации по контексту. Навигация по страницам с результатами запроса. Переход по гиперссылкам. Структура Интернет-адресов. Навигация по Интернет-сайту. Структура сайта. Онлайн-формы. Регистрация на сайте. Личный кабинет. Обработка полученной информации. Сохранение web-страниц. Форматы сохраненных страниц. Поиск, просмотр и сохранение картинок и видео.

    2. Коммуникация в сети Интернет. Зачем нужна электронная почта. Преимущества электронной почты. Структура электронного адреса. Понятия «логин»,

«почтовый сервер». Регистрация. Выбор пароля. Создание почтового адреса. Создание почтового ящика. Работа с почтовым ящиком. Папки. Чтение писем. Создание и отправка сообщений. Ответ на письмо и пересылка сообщения. Отправка файла. Адресная книга. Обзор программ, позволяющих общаться по видеосвязи. Мессенджеры.

  1. Блок 3. Информация: анализ, достоверность

Блок содержит темы о способах обеспечения информационной безопасности при работе на компьютере, в том числе о мерах предосторожности при работе в сети Интернет.

    1. Компьютерная безопасность. Основы информационной безопасности и персонифицированной работы с коммуникационными сервисами. Спам и кибермошенничество. Защита от спама. Этические нормы при размещении цифрового контента.

    2. Антивирусная защита. Обзор наиболее популярного антивирусного программного обеспечения. Классификация компьютерных угроз. Вирусы, черви, трояны. Клавиатурный шпион. Рекламные системы.


  1. Блок 4. Обработка данных, эффективная и продуктивная защита информации, персональные данные

Блок посвящен описанию современных тенденций в мире цифровых технологий в части использования гражданами возможностей компьютерных устройств и Интернета в различных сферах жизни.

    1. Использование возможностей Интернета в различных сферах жизни (образование / обучение, работа, здоровье, путешествия). Регистрация на сайтах.

Путешествия (бронирование билетов и гостиниц через Интернет). Образование. Работа. Здоровье (электронная регистратура).

    1. Приобретение товаров и услуг через Интернет. В сфере ЖКХ, связь, банки, ж/д, авиабилеты и т.д. Обзор Интернет-магазинов, оплата товаров и услуг через Интернет и с использованием банковских карт. Основы безопасной работы при оплате товаров и услуг. Безопасность при регистрации в сетевом сервисе.

    2. Общение в социальных сетях.

Средства общения (в онлайн конференциях, чатах, форумах и в социальных сетях

«Одноклассники», «Твиттер», «В контакте»). Поиск людей. Отправка сообщений. Вопросы безопасности.

  1. Блок 5. Использование компьютерных программ и приложений в различных сферах

Рассматриваются основные государственные информационные ресурсы, в том числе ЕПГУ, ведомственные порталы и сайты, порталы и сайты правовой информации.

    1. Официальные и другие Интернет-ресурсы РФ. Принцип работы. Особенности работы. Назначение. Сайт Президента РФ, «Российская общественная инициатива», сайты судебных органов (на одном из примеров).

    2. Государственные и муниципальные услуги в электронном виде. Общие принципы работы и функциональная структура ЕПГУ (http://www.gosuslugi.ru). Назначение, основные разделы, поиск информации, каталог услуг, процедура регистрация на ЕПГУ, самостоятельное прохождение процедуры подтверждения учетной записи гражданина на ЕПГУ, получение информации об услуге, онлайн запись, «личный кабинет», коды активации; обратная связь, помощь и поддержка. Государственные услуги по жизненным ситуациям. Популярные услуги. Мобильный доступ к ЕПГУ, работа с порталом через мобильные устройства. Многофункциональные центры (МФЦ).

    3. Ведомственные порталы и сайты. Обзор различных полезных сайтов, принцип работы рассматривается на примере сайта Федеральной налоговой службы РФ (https://www.nalog.ru) и портала ОАО РЖД (http://www.rzd.ru).

    4. Полезные официальные и другие Интернет-ресурсы. Обзор и назначение Интернет-ресурсов: Единый официальный сайт государственных органов власти Иркутской области; сайты муниципальных образований; Единый портал МФЦ; мониторинг транспорта.

    5. Сайты правовой информации; сайты для повышения цифровой грамотности. Интернет-портал правовой информации (http://pravo.gov.ru) или Кодекс (http://www.kodeks.ru) или Гарант (http://www.garant.ru) или КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru). Азбука интернета (https://azbukainterneta.ru/). Обзор и назначение.

  1. Блок 6. Личность в мире будущего

Последние тенденции по использованию мобильных компьютерных устройств, офисного программного обеспечения.

    1. Преимущества облачных технологий. Российское и свободно распространяемое офисное программное обеспечение. Обзор доступного к бесплатному скачиванию и приобретению программного обеспечения российской разработки, а также распространяемого по свободной лицензии (на примере LibreOffice). Назначение и основы работы с программным обеспечением «МойОфис». Обзор функциональных возможностей и сравнение с другими программами. Облачные технологии (работа с документами в Яндекс.Диск).

    2. Принцип работы с мобильными приложениями. Основные возможности. Назначение. Обзор мобильных приложений. Мобильное приложение

«Электронный кабинет пациента», предназначенного для записи на прием к врачу. Мобильные приложения банков (например, ПАО «Сбербанк России»). QR- код, назначение и применение.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты обучения: предполагающие формирование самостоятельности при принятии решений в сфере цифровых технологий

 осознания себя как участника ситуаций, требующих принятия ответственных решений;

 личной оценки действий субъектов различных отношений;

 овладения навыками анализа отношений на основе их моделирования в виде игровых ситуаций;

 готовности пользоваться своими правами в информационной среде;

 готовности использовать возможности, существующие в цифровом мире, для принятия решений.

Метапредметные результаты обучения:

Познавательные:

 освоение способов принятия решений в изменяющихся условиях;

 организация сбора, обработки, анализа информации в различных формах;

 овладение методами сравнения, обобщения, классификации, формулирования выводов, исходя из конкретной ситуации;

 установление причинно-следственных связей, логической цепи рассуждений, доказательств при обосновании выбора варианта действий;

 формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой теме. Регулятивные:

 постановка цели действий в условиях решения конкретной проблемы;

 прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения их стоимости, функций, видов;

 оценка достоинств и недостатков использования цифровых технологий при достижении целей;

 контроль результатов использования, выбранного способа достижения целей;

 корректировка процесса достижения цели с учётом влияния различных факторов;

 оценка результатов реализации принятого решения.

Коммуникативные:

 инициирование сотрудничества в поиске и сборе информации;

 планирование, определение функций и способов взаимодействия обучающихся в игровой форме при обсуждении возможностей для успешного решения вопросов;

 выявление проблем в области управления личными данными;

 выявление черт сходства и различия, преимуществ и угроз в конкретных ситуациях;

 участие в дискуссиях по различным вопросам, аргументация своей точки зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов;

 представление результатов анализа определённой проблемы в форме доклада, сообщения с использованием возможностей ИКТ.

Предметные результаты обучения:

освоение базовых понятий и знаний, отражающих место человека в глобальном цифровом мире и способов действия в нем, в частности: человеческий капитал, инвестирование, роботизация, искусственный интеллект, компетенции будущего, Hard skills, Soft skills. Телефонное и интернет-мошенничество. Потребности, желания, Идентификация, персональные данные, традиционная и биометрическая защита, единая система идентификации и аутентификации, налоговая система, налог на имущество, налог на доходы физических лиц, транспортный налог, социальные услуги и льготы, пенсионная система, страховая и накопительная части пенсии. Стартап, бизнес-план, бизнес-идея, маркетинговая стратегия, освоение предметных умений, включающих умения вести финансовые расчёты, в том числе с использованием цифровых ресурсов и использовать различную финансовую информацию для принятия решений.

освоение компетенций цифровой грамотности:

 оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных компетенций;

 планировать инвестиции в себя и развитие Hard skills и Soft skills.

 определять безопасность операций;

 формулировать личные цели, понимать основные риски; планировать личные доходы и расходы;

 составлять план достижения целей

 оценивать предназначение услуг

 видеть типичные ошибки при использовании базовых услуг;

 понимать различия между инструментами, оценивать их возможности применения;

 оценивать условия предоставления услуг, видеть возможные последствия;

 понимать специализацию и роль посредников в области банковских, страховых и инвестиционных услуг, делать обоснованный выбор наиболее подходящих услуг;

 понимать принципы работы налоговой и пенсионной систем, пользоваться сайтами и личными кабинетами ФНС и ПФР;

 отличать возможные виды махинаций и знать способы защиты от них;

 пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги;

 защищать персональную информацию различными способами;

 понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые ресурсы и представлять возможные риски; формулировать идею стартапа, понимать возможности финансирования (в зависимости от конкретных условий);

 принимать осознанные решения при совершении ,использовать на практике дистанционные средства управления услугами;

 расставлять свои цели в соответствии с возможностями и приоритетами;

 оценивать варианты и выбирать приемлемый в конкретных жизненных обстоятельствах



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Наименование разделов и тем

Часы

1

Вводное занятие.

Базовые навыки работы на персональном компьютере.

1

2

Цифровые технологии в повседневной жизни

10

3

Информация: анализ, достоверность

13

4

Обработка данных

14

5

Эффективная и продуктивная защита информации, персональные данные

11

6

Использование компьютерных программ и приложений в различных сферах

11

7

Личность в мире будущего

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!