Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» города Смоленска
(МБУ ДО «ЦДО»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Мир компьютера»
Для обучающихся 7-11 лет
Срок обучения: 2 год
Автор-составитель: педагог дополнительного образования – Е.А. Юркова, М.В.Цыгурова
Смоленск
2016
Пояснительная записка
Направленность программы «Мир компьютера» определяется как техническая.
В современном мире компьютерная грамотность является одной из отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом информационном обществе.
Задачей обучения информатике является умение внедрять и использовать новые передовые информационные технологии. Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе. Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
Между тем многие информатические понятия и умения лежат в основе содержания основных курсов начальной школы, поэтому было бы логично рассматривать информатику как системообразующий элемент содержания образования начальной школы – как предмет, поддерживающий все другие дисциплины, создающий удобный аппарат (лексический, структурный, логический) для изложения материала, решения задач и выработки технических навыков учащихся.
Проектный метод, эффективность которого в изучении информационных технологий продемонстрирована широким спектром исследований, находит лишь незначительное применение в традиционном подходе. Между тем, именно проектный метод позволяет рассмотреть тему с разных сторон, используя подходы, методы и технологии различных дисциплин, развивая и закрепляя знания учащихся, полученные в рамках отдельных курсов.
Программа значительно расширяет возможности формирования универсальных учебных и предметных навыков.
Новизна курса состоит в том, что он строится на предметно - практической деятельности, которая является для учащихся необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики детьми младшего школьного возраста.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Особенностью данной программы является то, что она знакомит младших школьников с прикладными компьютерными программами и основами программирования, где большое количество часов отводится на практическую (проектную) деятельность.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы.
Дети начинают занимаются в кружке с 7-8 лет (1-2 класс) и продолжают заниматься на втором году обучения (9-10 лет), смогут освоить работу в основных прикладных программах, познакомятся с основами программирования и попробуют себя в качестве программистов. Условиями отбора детей в кружок является желание заниматься.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана на 2 года обучения. Режим занятий: 2 раза в неделю: 2 часа и 1 час. Программа рассчитана на 252 часа или на 3 часа занятий в неделю в течении 2-х лет.
Формы организации занятий
Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. Приоритетными методами её организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
На каждом этапе обучения выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для учащихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения. Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности. Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления обучающимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.
При проведении занятий используются 4 формы работы:
• демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
• фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
• индивидуальная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
• групповая - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению заданий. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание так называемых мини-групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
ΙΙ. Цель и задачи программы
Занятия в кружке направлены на достижение следующей цели:
подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
В качестве основных задач на занятиях кружка ставится:
освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
ознакомление со способами организации и поиска информации;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
освоение знаний о роли информационной деятельности человека;
формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
воспитание ценностных основ информационной культуры школьников, уважительного отношения к авторским правам;
практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся
воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития
ΙΙΙ. Содержание программы
1 год обучения
Тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля |
всего | теория | практика |
Введение |
1-2 | Компьютер в жизни человека. Правила техники безопасности. | 2 | 2 | - | Беседа | Текущий контроль, зачет |
3-4 | Правила техники безопасности. Знакомство с компьютером - сказка "Компьютерная школа". Включение и выключение компьютера. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | текущий контроль за действиями |
5-6 | Знакомство с рабочим столом. Понятие и назначение курсора. Знакомство с мышью. Освоение приемов работы с ней. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
7-9 | Знакомство с клавиатурой. Работа с клавиатурным тренажером. Тестирование по пройденному материалу | 3 | 1 | 2 | Беседа, практическая работа с элементами игры | Текущий контроль за работой |
Юный художник |
10-11 | Знакомство с программами. Знакомство с графическим редактором Paint. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
12-14 | Работа в программе Paint. | 3 | - | 3 | Практическая работа | Текущий контроль |
15-17 | Функция раскрашивания при помощи графического редактора. | 3 | 1 | 2 | Беседа с элементами игры, практическая работа | Текущий контроль за действиями |
18-21 | Графический редактор Paint. Раскрашивание готовых образцов рисунков. | 4 | - | 4 | Практическая работа | Текущий контроль |
22-25 | Графический редактор Paint.(Линии, орнамент, цвет) | 4 | 1 | 3 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
26-29 | Проект. (Создание проектов на тему: «Времена года», «Моя семья», «Моя школа», «Моя страна») | 4 | - | 4 | Практическая работа | Текущий контроль |
30-33 | Копирование. Составление рисунков. | 4 | 1 | 3 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
34-35 | Шрифт. Виды шрифтов. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
36-38 | Проект. Поздравительная открытка | 3 | - | 3 | Практическая работа | Текущий контроль |
Учимся печатать |
39-40 | Знакомство с текстовым редактором Word. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль за действиями |
41-44 | Работа с клавиатурным тренажером. Работа в программе Word. | 4 | - | 4 | Практическая работа с элементами игры | Текущий контроль |
45 | Меню «Файл» | 1 | 1 | - | Беседа | Текущий контроль |
46-49 | Панель инструментов и панель рисования. Редактирование текста. | 4 | 1 | 3 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
50-53 | Набор текста. | 4 | - | 4 | практическая работа | Текущий контроль |
54-57 | Меню «Вставка». Создание поздравительной открытки. | 4 | 2 | 2 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
58-59 | Создание пригласительной открытки. | 2 | - | 2 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
60-63 | Оформление доклада и проекта. | 4 | 2 | 2 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
64-66 | Ссылки | 3 | 1 | 2 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
67-70 | Создание объёмного компьютерного рисунка в текстовом редакторе. | 4 | 1 | 3 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
71-76 | Творческий проект. Оформление брошюры. | 6 | - | 6 | практическая работа | Текущий контроль |
Мастер презентации |
77-80 | Знакомство с программой Power Point и её возможностями. | 4 | 3 | 1 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
81-83 | Работа в программе Power Point. | 3 | - | 3 | практическая работа | Текущий контроль |
84-85 | Правила составления презентации. | 2 | 2 | - | Беседа | Текущий контроль |
86-89 | Творческий проект «Я» | 4 | - | 4 | практическая работа | Текущий контроль |
90-92 | Возможности программы Power Point (добавление картинок, арттекстов). | 3 | 1 | 2 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
93-96 | Творческий проект «Моя семья» | 4 | - | 4 | практическая работа | Текущий контроль |
97-101 | Возможности программы Power Point (добавление эффектов анимации). | 5 | 2 | 3 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
102-105 | Творческий проект «Мой город» | 4 | - | 4 | практическая работа | Текущий контроль |
106-110 | Презентации с вложениями. Гиперссылки. | 5 | 2 | 3 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
111-116 | Творческий проект «Моя страна». | 6 | - | 6 | практическая работа | Текущий контроль |
117-126 | Повторение и закрепление пройденного материала. Создание обобщающего проекта. | 10 | 4 | 6 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
Итого | 126 | 33 | 93 | | |
Содержание тематического плана | | |
№ занятия | Наименование темы | Содержание |
-
| Компьютер в жизни человека. Правила техники безопасности. | Роль компьютера в жизни человека Правила техники безопасности при работе за компьютером. Базовая конфигурация |
-
| Правила техники безопасности. Знакомство с компьютером - сказка "Компьютерная школа". Включение и выключение компьютера. | Принцип действия основных компонентов базовой конфигурации компьютера. Устройства ввода, устройства вывода. Правила включения/выключения компьютера. |
-
| Знакомство с рабочим столом. Понятие и назначение курсора. Знакомство с мышью. Освоение приемов работы с ней. | Рабочий стол. Понятие и значение курсора. Принцип действия и назначение мыши. Упражнения для развития движений мышью: перемещение мышки, щелканье мышкой. |
-
| Знакомство с клавиатурой. Работа с клавиатурным тренажером. Тестирование по пройденному материалу | Назначение клафиатуры. Группы клавиш. Метод десятипальцевого набора текста. Выполнение упражнений на отработку десятипальцевого набора текста. Выполнение теста по пройденному материалу. |
-
| Знакомство с программами. Знакомство с графическим редактором Paint. | Классификация прикладных программ. Понятие «графический редактор». Назначение программы и её возможности. Запуск/ закрытие, структура окна. Создание, хранение и считывание документа. |
-
| Работа в программе Paint. | Знакомство с интерфейсом и возможностями программы на практике. Выполнение рисунка с помощью графических примитивов. Изменение рисунка (перенос, растяжение / сжатие, удаление и т.д.). |
-
| Функция раскрашивания при помощи графического редактора. | Палитра. Назначение инструментов ластик, кисть, распылитель, заливка и карандаш. |
-
| Графический редактор Paint. Раскрашивание готовых образцов рисунков. | Практическое использование инструментов ластик, кисть, распылитель, заливка и карандаш. |
-
| Графический редактор Paint.(Линии, орнамент, цвет) | Создание узоров и орнаментов в графическом редакторе, знакомство с инструментами линия, кривая и т.д. Расширение цветовой палитры. |
-
| Проект. (Создание проектов на тему: «Времена года», «Моя семья», «Моя школа», «Моя страна») | Создание рисунков на заданные темы с использование графического редактора. |
-
| Копирование. Составление рисунков. | Процедура копирования: назначение и использование на практике. Составление рисунка при помощи копирования |
-
| Шрифт. Виды шрифтов. | Понятие шрифт. Текстовые возможности Paint. Инструмент надпись. Панель атрибутов текста. Виды и размеры шрифта |
-
| Проект. Поздравительная открытка | Создание поздравительной открытки в редакторе Paint с использованием возможностей данной программы. |
-
| Знакомство с текстовым редактором Word. | Элементы окна Microsoft Word Способы выполнения операций. Правила ввода текста. |
-
| Работа с клавиатурным тренажером. Работа в программе Word. | Вспоминаем десятипальцевый метод набора текста с помощью клавиатурного тренажера. Набор стихотворного текста в программе Word. |
-
| Меню «Файл» | Знакомство с пунктом меню «файл». Открытие, закрытие, сохранение и поиск с его помощью текстовых документов |
-
| Панель инструментов и панель рисования. Редактирование текста. | Знакомство с панелью инструментов и панелью рисования, их назначением и возможностями. Операции над текстом, относящиеся к редактированию. Способы выделения текста. Вставка автофигур, изменение положения автофигуры. Заливка и цвет линий. Работа с текстовым объектом WordArt. |
-
| Набор текста. | Упражнения по набору текста на компьютере в данном текстовом редакторе |
-
| Меню «Вставка». Создание поздравительной открытки. | Знакомство с пунктом меню «Вставка». Изучение пункта меню Рисунок и Надпись. Создание открытки с использованием данного пункта меню |
-
| Создание пригласительной открытки. | Создание открытки с использование меню «Вставка» и панели инструментов рисование |
-
| Оформление доклада и проекта. | Знакомство с правилами оформления доклада и проекта. Оформление титульных листов доклада и проекта. |
-
| Ссылки | Знакомство с понятием «ссылка». Подробное знакомство с пунктом меню «вставка» - ссылка. Назначение и использование |
-
| Создание объёмного компьютерного рисунка в текстовом редакторе. | Создание трехмерных фигур и линий. Добавление цвета. Поворот, направление, освещение, цвет, объем. Создание объёмного рисунка. |
-
| Творческий проект. Оформление брошюры. | Работа по оформлению брошюры. |
-
| Знакомство с программой Power Point и её возможностями. | Элементы окна Microsoft Power Point. Знакомство с рабочей областью данной программы. Понятие «слайд». Оформление и разметка слайдов, добавление и удаление слайдов, вставка и копирование слайдов. Сохранение слайдов. |
-
| Работа в программе Power Point. | Создание первых слайдов, использование в работе разметки и оформления слайдов, добавление и удаление слайдов, вставка и копирование слайдов на практике. Сохранение созданных слайдов. |
-
| Правила составления презентации. | Знакомство с правилами составления презентации. |
-
| Творческий проект «Я» | Создание презентации по теме. |
-
| Возможности программы Power Point (добавление картинок, арттекстов). | Расширение знаний о программе, знакомство с функциями добавления картинок и арттекстов. Работа с данными функциями. |
-
| Творческий проект «Моя семья» | Создание проекта по данной теме |
-
| Возможности программы Power Point (добавление эффектов анимации). | Расширение знаний о программе. Знакомство с понятием «анимация». Знакомство с возможностями анимации в Power Point. Создание небольшого мультфильма в Power Point. |
-
| Творческий проект «Мой город» | Создание проекта по теме. |
-
| Презентации с вложениями. Гиперссылки. | Знакомство с понятием «презентацией с вложениями» и «гиперссылка». Процесс создания гиперссылок и презентаций с вложениями. Практическая работа по созданию гиперссылок. |
-
| Творческий проект «Моя страна». | Создание проекта по теме |
-
| Повторение и закрепление пройденного материала. | Повторяем и обобщаем, полученные знания через практику. Создание обобщающей презентации на выбранную тему — выполнение итоговой практической работы. |
2 год обучения
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля |
всего | теория | практика |
Введение |
1-3 | Правила техники безопасности. Человек и информация. В мире звуков. | 3 | 3 | - | Беседа | Текущий контроль, зачет |
4-6 | Правила техники безопасности. Виды информация. Источники информации. Приемная информация. Радио и телефон. | 3 | 3 | - | Беседа, практическая работа | текущий контроль за действиями |
7-11 | Устройство компьютера. Программы. Упражнения для развития движений мышью. | 5 | 2 | 3 | Беседа, практическая работа с элементами игры | Текущий контроль за работой |
12-15 | Клавиатурный тренажер. Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода слов. | 4 | - | 4 | Беседа, практическая работа с элементами игры | Текущий контроль за работой |
16-17 | Повторение и тестирование | 2 | 1 | 1 | Беседа | Текущий и итоговый контроль |
Кодирование информации. |
18-20 | Носители информации. Кодирование информации. | 3 | 3 | - | Беседа | Текущий контроль |
21-23 | Алфавит и кодирование информации. Английский алфавит и славянская азбука. Переключение клавиатуры с латиницы на кириллицу и обратно. | 3 | 2 | 1 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль за действиями |
24-26 | Письменные источники информации. Разговорный и компьютерный языки. Текстовая информация. Работа с текстовым редактором Word. | 3 | 1 | 2 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
27-30 | Текст. Текст и его смысл. Передача текстов. Компьютер и обработка текстов. Работа с текстовым редактором Word. | 4 | 1 | 3 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
31-32 | Числовая информация. Число и кодирование информации. Код из двух знаков. Обработка числовой информации. | 2 | 2 | - | Беседа | Текущий контроль |
33-34 | Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с интерфейсом. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
35-37 | Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение простейших вычислений. | 3 | - | 3 | Практическая работа | Текущий контроль |
38-40 | Знакомство с Microsoft Excel. Интерфе́йс программы. | 3 | 1 | 2 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
41-43 | Память компьютера. Работа в Microsoft Excel. | 3 | 1 | 2 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
44-47 | Работа в Microsoft Excel. | 4 | - | 4 | Практическая работа | Текущий контроль |
48-49 | Повторение и повторение и компьютерный практикум. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Текущий и итоговый контроль |
Понятие, суждение, умозаключение |
50-55 | Понятие. Деление и обобщение. Отношения между понятиями. Работа в Excel. | 6 | 4 | 2 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
56-61 | Совместимые и несовместимые понятия. Понятие «истина» и «ложь». Работа в Excel. | 6 | 3 | 3 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
62-67 | Суждение и умозаключение. Работа в Excel. | 6 | 3 | 3 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
68-69 | Повторение, тестирование | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Текущий и итоговый контроль |
Модель, моделирование, основы программирования. |
70-72 | Модель объекта. Модель отношений между понятиями. | 3 | 3 | - | Практическая работа | Текущий контроль |
73-76 | Алгоритм. Исполнитель алгоритмов. | 4 | 3 | 1 | Беседа с элементами игры | Текущий контроль |
77-79 | Компьютерная программа. Знакомство с программой Scratch. | 3 | 2 | 1 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
80-83 | Интерфейс программы Scratch. Создание мультфильма. | 4 | 1 | 3 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
84-88 | Повторение. Проект деятельность по созданию собственной игры в программе Scratch. | 5 | 1 | 4 | Беседа, практическая работа | Текущий и итоговый контроль |
Информационное управление |
89-92 | Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Практическая работа: «Схема управления». | 4 | 3 | 1 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
93-95 | Управление компьютером. | 3 | 1 | 2 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
96-97 | Повторение и тестирование | 2 | 1 | 1 | Беседа | Текущий и итоговый контроль |
Интернет |
98-100 | Понятие «сеть». Виды сетей. Интернет. Поиск в Интернете. | 3 | 3 | - | Беседа | Текущий контроль |
101-102 | Защита авторских прав. | 2 | 2 | - | Беседа | Текущий контроль |
103-106 | Программы для работы с Интернетом. Запуск браузера и работа в нём. | 4 | 2 | 2 | Беседа, практическая работа | Текущий контроль |
107-112 | Практическая работа «Поиск в Интернете». | 6 | - | 6 | Практическая работа | Текущий и итоговый контроль |
113-126 | Повторение и обобщающий проект. | 14 | 6 | 8 | Беседа, практическая работа | Текущий и итоговый контроль |
Итого | 126 | 61 | 65 | | |
Содержание тематического плана | | |
№ занятия | Наименование темы | Содержание |
Введение |
-
| Правила техники безопасности. Человек и информация. В мире звуков. | Техника безопасности. Зачет. Информация воспринимается органами чувств. Органы чувств – глаза, уши, нос, кожа, язык. |
-
| Правила техники безопасности. Виды информация. Источники информации. Приемная информация. Радио и телефон. | Техника безопасности. Виды информации и способы ее получения. Что такое источники информации, что может быть источником информации и с помощью чего можно получить информацию Человек как источник и приемник информации. Устройства как источники и приемники информации |
-
| Устройство компьютера. Программы. Упражнения для развития движений мышью. | Компьютер – устройство для хранения, обработки и передачи разных видов информации. Устройство компьютера. Упражнения на работу мышкой. |
-
| Клавиатурный тренажер. Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода слов. | Вспоминаем: «Зачем нужен клавиатурный тренажёр». Работа в режиме набора слов. |
-
| Повторение и тестирование | Повторяем изученное, выполнение теста по закреплению изученного |
Кодирование информации |
-
| Носители информации. Кодирование информации. | Звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители |
-
| Алфавит и кодирование информации. Английский алфавит и славянская азбука. Переключение клавиатуры с латиницы на кириллицу и обратно. | Звуковое кодирование, рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы Папирусы, свитки, книги, архивы. Знакомство с комбинацией клавиш переключающих кириллицу на латиницу и наоборот. Упражнения на переключения. |
-
| Письменные источники информации. Разговорный и компьютерный языки. Текстовая информация. Работа с текстовым редактором Word. | Естественные и искусственные языки, построенные на строгих правилах, компьютерный алфавит. Древние и современные тексты. Работа с текстом в текстовом редакторе. |
-
| Текст. Текст и его смысл. Передача текстов. Компьютер и обработка текстов. Работа с текстовым редактором Word. | Восприятие текста людьми, информация и животные, смысл текста. Влияние знаков препинания на смысл предложения, ударение и смысл слова. Текст как цепочка компьютерных символов, текст в памяти компьютера. Компьютерный текст. Работа с текстом в текстовом редакторе. |
-
| Числовая информация. Число и кодирование информации. Код из двух знаков. Обработка числовой информации. | Число как способ представления информации о времени, дата, календарь, текущая дата. Число – носитель информации о размере, расстоянии, времени, с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию. Звуковое двоичное кодирование информации, письменное двоичное кодирование. Программы обработки числовой информации. |
-
| Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с интерфейсом. | Назначение программы калькулятор. Возможности программы. Инструменты и рабочая область данной программы. |
-
| Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение простейших вычислений. | Настройка рабочей среды программы и выполнение вычислений в ней. |
-
| Знакомство с Microsoft Excel. Интерфе́йс программы. | Рабочая среда Microsoft Excel. Интерфейс программы. Выполнение простейших вычислений в Microsoft Excel. |
-
| Память компьютера. Работа в Microsoft Excel. | Абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер. Выполнение простейших вычислений в Microsoft Excel. |
-
| Работа в Microsoft Excel. | Практическая работа в Microsoft Excel. |
-
| Повторение и компьютерный практикум. | Повторение пройденного материала и проведение компьютерного практикума. |
Понятие, суждение, умозаключение |
-
| Понятие. Деление и обобщение. Отношения между понятиями. Работа в Excel. | Понятие, содержание понятия. Деление понятий. Обобщение понятий. Связь электронных таблиц с понятиями. Упражнения на вычисление в Microsoft Excel |
-
| Совместимые и несовместимые понятия. Понятие «истина» и «ложь». Работа в Excel. | Симметричные, несимметричные отношения между понятиями. Отношения «род»-«вид», «вид»-«род». Круги Эйлера-Венна. Понятия «истина» и «ложь». Упражнения в электронных таблицах с понятиями «истина» и «ложь» |
-
| Суждение и умозаключение. Работа в Excel. | Суждение, истинные и ложные суждения, простые и сложные суждения. Умозаключение. Упражнения в электронных таблицах с понятиями «истина» и «ложь» |
-
| Повторение, компьютерный практикум. | Повторение, компьютерный практикум |
Модель, моделирование, основы программирования. |
-
| Модель объекта. Модель отношений между понятиями. | Модель, материальные и информационные модели. Текстовая модель, графическая модель. |
-
| Алгоритм. Исполнитель алгоритмов. | Алгоритм. Текстовые и графические алгоритмы, блок-схема, линейные алгоритмы и алгоритмы с ветвлением. Исполнитель. Система команд исполнителя. |
-
| Компьютерная программа. Знакомство с программой Scratch. | Компьютер, система команд компьютера. Назначении программы скретч. Запуск программы и её окно. |
-
| Интерфейс программы Scratch. Создание мультфильма. | Знакомство с интерфейсом программы. Учимся программировать в скретч. Создаём мультфильм. |
-
| Повторение. Проект деятельность по созданию собственной игры в программе Scratch. | Повторение. Создаём в скретч собственную игру. |
Информационное управление |
-
| Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Практическая работа: «Схема управления». | Управление, задачи управления. Схема управления. Цель управления, выбор. Создание схемы управления в Word. |
-
| Управление компьютером. | Управление, задачи управления. Запуск панели управления и основные её возможности. |
-
| Повторение и тестирование | Повторение и тестирование. |
Интернет |
-
| Понятие «сеть». Виды сетей. Интернет. Поиск в Интернете. | Понятие «сеть». Локальные и глобальные сети. Интернет и его возможности. |
-
| Защита авторских прав. | Почему нужна защита авторских прав в Интернете. |
-
| Программы для работы с Интернетом. Запуск браузера и работа в нём. | Браузер, как основная программы для работы в Интернете. Запускаем браузер и учимся работать в нём. |
-
| Практическая работа «Поиск в Интернете». | Упражнения на работу с браузером. |
-
| Повторение и обобщающий проект. | Повторение и обобщающая практическая работа. |
ΙV. Ожидаемые результаты реализации программы кружка
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении курса, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении курса, являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения курса умения, специфические для данной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках курса, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении курса, являются:
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, графический редактор, текстовый редактор, презентации, электронные таблицы;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблица, схема, график, диаграмма, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Условия реализации программы
Информационное обеспечение
Горбачева Н.М., Гончарова М.А. Введение в информатику.– С.: издательство СПЭК, 2002
Симонович С.В. Общая информатика. Новое издание. – СПб.: Питер, 2007
Лесничая И.Г. Информатика и информационные технологии. Конспект лекций: учебное пособие / И.Г. Лесничая, Ю.Д. Романова. – М.: Эксмо, 2006.
Гончарова М.А. Курс лекций по дисциплине «Операционные системы и среды». – С.: издательство СПЭК, 2003
Иванов В. Microsoft Office System 2003: русская версия. Учебный курс. – СПб.: Питер; Киев: Издательская группа BHV, 2005.
Леготина С.Н. Элективный курс. Мультимедийная презентация. Компьютерная графика. 9 класс./ Сост. Леготина С.Н. – Волгоград: ИТД «Корифей».
Официальный учебный курс Microsoft: Microsoft Office PowerPoint 2003/ пер. с англ. – М.: Издательство ЭКОМ; БИНОМ. Лаборатория знаний 2006.
О’Хара Шелли. Абсолютно ясно о Microsoft Office Access 2003: - М.: издательство ТРИУМФ, 2005.
Чиртик А.А. HTML: Популярный самоучитель. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
Хуторской А.В. Технология создания сайтов. Информатика и ИКТ. 10 – 11 кл.: учеб. пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Хуторской, А.П. Орешко. – М.: Дрофа, 2007.
Официальный учебный курс Microsoft: Microsoft Office Access 2003/ пер. с англ. – М.: Издательство ЭКОМ; БИНОМ. Лаборатория знаний 2006.
Игра "Освобождение колобка"(бесплатное программное обеспечение)
Игра развивает навык рисования с помощью мыши. Игровое поле представляет собой вид сверху на лабиринт, затопленный водой. Чтобы Колобок смог перебраться с одного берега на другой, нужно двигаться лишь по узенькой тропе из досок и камней, выступающих из воды. Задача обучающегося - найти возможный путь и нарисовать его Колобку с помощью мыши. Классы: 1-4
Игра "Пазл"(бесплатное программное обеспечение)
С помощью мыши ученик собирает картинки из кусочков мозаики. При этом используется операция перетаскивания. В игре предусмотрены три пазла различной степени сложности. Класс: 1-4.
Перечень учебно-методических средств обучения:
Компьютер
Проектор
Принтер
Устройства вывода звуковой информации
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Все компьютеры в классе объединены в локальную сеть. Есть выход в Интернет. С помощью современного проекционного оборудования
(проектор) и системы озвучивания зала можно максимально наглядно и качественно демонстрировать учебные материалы (слайды, презентации, обучающие видеоролики).
Программные средства:
Операционная система Windows XP.
Офисное приложение MicrosoftOffice, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Формы аттестации/контроля
После завершения каждого этапа обучения и воспитания учащихся необходимо узнать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать уже сделанным, а что придется совершенствовать повторно. Для выполнения этого безусловно необходим контроль знаний и умении, задача которой - проанализировать процесс и результат развития, обучения и воспитания.
Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля - регулярное управление учебной деятельностью детей и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной деятельности; определение уровня овладения умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.
Для определения результативности усвоения программы «Мир компьютера», в конце каждого раздела, в середине учебного года, а также окончанию изучения курса предполагается контроль в виде тестирования и итоговых практических работ.
Аттестация в форме тестирования предполагает получение широкого диапазона результатов обучения. Итоговые тесты сформированы с учетом важных критериев: широта охвата материала курса, сложность и представительность выборки. Как и любая другая форма контроля, тестирование нацелено на определение степени достижения результатов обучения. В отличие от устной аттестации, суммирующий тест содержит разноплановые задания, которые обеспечивают более глубокую проверку индивидуальных достижений учащихся.
Оценочные материалы прилагаются
Методические материалы
Учебно-методический комплекс курса «Мир компьютера» содержит интерактивную и не интерактивную части.
Основу интерактивной части УМК, реализованной с помощью информационных технологий, составляют компьютерная поддержка урока,
Компьютерная поддержка урока - комплекс педагогических приёмов с использованием компьютерной техники, направленных на повышение эффективности обучения и облегчение труда педагога.
На занятиях используются следующие типы презентаций:
презентации для сопровождения занятий;
презентации для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов.
Проведение урока с демонстрацией презентаций
дает возможность более доступно учить чему-то новому, качественно объяснить новый материал, сэкономить время на повторение пройденного материала;
позволяет воспринимать лучше, т.к. зрительное восприятие дает объемное и полное запоминание новой темы. Поэтому даже самая сложная тема быстрее воспринимается учащимися, причем не только успевающими, но и отстающими;
дает возможность представить уникальные материалы (изображения, видеофрагменты, звукозаписи и т.д.);
повышает интерес к учебному процессу.
Также в комплект УМК "Мир компьютера" входят не интерактивные элементы: рабочая программа курса, дидактические материалы по изучаемым темам, оценочные материалы.
Дидактические материалы разработаны по темам:
«Устройство компьютера»;
«Основы моделирования»;
«Основы программирования»;
«Обработка текстовой информации»;
«Обработка графической информации»;
«Создание презентаций в PowerPoint»;
«Работа в Интернете».
Для определения результативности освоения материала в конце каждого раздела, разработан оценочный материал в виде тестов и итоговых практических работ.
VΙ. Список литературы
http://www.detkiuch.ru
http://nsportal.ru
http://информатика.1сентября.рф/view_article.php?ID=200900520
Горбачева Н.М., Гончарова М.А. Введение в информатику.– С.: издательство СПЭК, 2002
Симонович С.В. Общая информатика. Новое издание. – СПб.: Питер, 2007
Лесничая И.Г. Информатика и информационные технологии. Конспект лекций: учебное пособие / И.Г. Лесничая, Ю.Д. Романова. – М.: Эксмо, 2006.
Гончарова М.А. Курс лекций по дисциплине «Операционные системы и среды». – С.: издательство СПЭК, 2003
Иванов В. MicrosoftOfficeSystem 2003: русская версия. Учебный курс. – СПб.: Питер; Киев: Издательская группа BHV, 2005.
Леготина С.Н. Элективный курс. Мультимедийная презентация. Компьютерная графика. 9 класс./ Сост. Леготина С.Н. – Волгоград: ИТД «Корифей».
Официальный учебный курс Microsoft: MicrosoftOfficePowerPoint 2003/ пер. с англ. – М.: Издательство ЭКОМ; БИНОМ. Лаборатория знаний 2006
Приложение 1.
Оценочные материалы
1 год
Тест по теме «Введение».
Компьютер — в переводе с английского это …
а) сумматор;
б) вычислитель;
в) делитель.
Самый маленький компьютер — это …
а) ноутбук;
б) нетбук;
в) калькулятор.
Выбери перечень основные устройств компьютера:
а) монитор, системный блок, клавиатура, мышь;
б) монитор, ксерокс, принтер, мышь.
Выбери правило, которое не входит в технику безопасности при работе с компьютером:
а) в компьютерном классе нельзя бегать;
б) нельзя работать за компьютером в мокрой одежде и с мокрыми руками;
в) надо трогать экран монитора;
г) поработал 20 минут – дай отдохнуть глазкам.
Схема проекта.
Приложение 2
Оценочные материалы
2 год
Тест по теме «Введение».
Дайте самый полный ответ. Информация – это…
а) сведения об окружающем нас мире;
б) то, что передают в телевизорах в выпусках новостей;
в) прогноз погоды;
г) то, что печатают в газете.
Через, что человек воспринимает информацию:
а) через органы чувств;
б) через мышцы;
в) через мозг.
Выберите устройства ввода информации на ПК:
а) принтер;
б) мышь;
в) клавиатура;
г) сканер.
Выберите полный ответ. Клавиатурный тренажёр — это …
а) программа для обучения слепому методу печати;
б) программа для увеличения скорости набора;
в) вид компьютерных программ или онлайн-сервисов, предназначенных для обучения набору на компьютерной клавиатуре.
Компьютерный практикум в форме Flash-игры в формате swf.
Тест по теме “Понятие, суждение, умозаключение”
1. Все существенные признаки объекта составляют
А) описание объекта
Б) содержание понятия
В) характеристику объекта
2. Обобщение понятия – это
А) мысленное действие, смысл которого в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие
Б) мысленное действие, смысл которого в объединении нескольких видовых в одном родовом понятии
3. Слово, обозначающее понятие пишется
А) в кавычках, в родительном падеже, во множественном числе
Б) в кавычках, в единственном числе, в именительном падеже
4. Какие действия можно совершать с понятиями:
А) умножение
Б) деление
В) сложение
Г) обобщение
5. Отношение “вид”- “вид” называется
А) симметричное
Б) несимметричное
6. Отношение “компьютер” – “персональный компьютер” называется
А) симметричное
Б) несимметричное
7. Это отношение называют
| А) подчинения Б) противоречия В) противоположности |
8. “Яблоко вкуснее вишни”. Является ли это высказывание суждением?
А) да
Б) нет
9.Умозаключение – это
А) мысленное действие, смысл которого в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом
Б) умственное действие, которое состоит из посылок и заключения
10. Суждения могут быть:
А) истинными
Б) интересными
В) ложными
Г) необычными
Д) сложными
Е) секретные
Практическая работа по теме «Поиск информации в Интернете».
Указание адреса страницы.
1) Открыть Internet Explorer двойным щелком ЛКМ по значку на рабочем столе.
2) Ввести в адресную строку http://top140.com/fantasy/library/tolkien.htm
3) По полученным материалам выяснить, где и когда родился Дж.Р.Р.Толкиен (автор книги «Властелин кольца»).
4) Скопировать полученные данные и вставить под номером 1 в файл текстового процессора Microsoft Word 2003.
Передвижение по гиперссылкам поискового каталога.
1) Ввести в адресную строку – www.list.ru (название поискового каталога).ENTER.
2) Выбрать рубрику «Культура и искусство», перейти по гиперссылке - театр
3) Перейти по гиперссылке – драматический театр.
4) Перейдём по гиперссылке «Большой Драматический Театр».
5) На сайте театра найти гиперссылку «История»
6) В полученном материале найдите дату основания большого театра.
7) Скопировать полученные данные и вставить под номером 2 в файл текстового процессора Microsoft Word 2003