СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Мир деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир деятельности" разработана на основе  программы "Мир деятельности" под редакцией Л.Г.Петерсон и соответствует ФГОС (3 класс)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Мир деятельности"»



 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир деятельности» адресована учащимся 3 класса и  разработана на основе  нормативных документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 16.10.2009г.  №373.

- Программа внеурочной деятельности «Мир деятельности» / под ред. Л.Г. Петерсон. – М.:  Издательство «Национальное образование», 2014.

Для реализации данного курса используются:

1.          Мир деятельности. 3 класс: учебное пособие / под ред. Л. Г. Петерсон. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014.

2.          Мир деятельности. 3 класс: разрезной материал к учебному пособию / под ред. Л. Г. Петерсон. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014.

Учебное пособие является составной частью надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 3-го класса в рамках открытой образовательной системы деятельностного метода Л. Г. Петерсон.

Курс «Мир деятельности» ориентирован на формирование у учащихся знаний об учебной деятельности и способах её организации, качествах ученика и ценностях жизни, которые помогают ему успешно справляться с затруднениями. Предлагаемый курс создаёт условия для открытия ребёнком секретов своей успешной учёбы, повышает мотивацию детей к самостоятельному и осознанному учению. Позволяет придать процессу формирования универсальных учебных действий и умению учиться целостность и системность, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.

Рабочая программа направлена на I ступень начального общего образования. Программа входит во внеурочную деятельность по социальному  направлению развития личности.

Цель курса - создать теоретический фундамент для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики

Задачи курса:

1. Формирование умения учиться выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т. д.

2. Формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевой саморегуляции и т. д.

3. Формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения.

4. Сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл.

Используемые технологии, методы и формы работы

Отбор методов и средств обучения основывается на деятельностном подходе и педагогических технологиях:

- проблемно - диалогической;

- проектной;

- информационных технологий;

- игровая технология;

- здоровьесберегающих технологий.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний

В результате освоения надпредметного курса у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может  эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет  испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.

Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога - коммуникативных, за счёт развития умений извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. - познавательных.

Технология оценивания образовательных достижений  направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем  и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Проектная технология имеет следующие преимущества:

- развитие у обучающихся исследовательских умений;

- обеспечение механизма критического мышления, умения искать пути решения проблемы;

- развитие «командного духа»;

- развитие коммуникабельности и умения сотрудничать;

- повышение личной уверенности обучающихся;

- формирование навыков публичного выступления;

- формирование навыков наиболее рационального представления полученной информации;

- формирование умения самостоятельной работы с литературными и электронными источниками информации.

Информационно-коммуникационная технология имеет следующие преимущества:

- обучение — это общение ребенка с компьютером;

- принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

- диалоговый характер обучения;

- управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

- взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект -  субъект, объект – субъект;

- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

- поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Игровая технология имеет следующие преимущества:

- создание благоприятной психологической обстановки, снижение тревожности и расположение обучающегося к усвоению материала;

- осваиваются правила поведения и роли;

- приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся;

- накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами — наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.

Здоровьесберегающая технология имеет преимущества:

- в физическом плане – здоровье позволяет ребенку справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

- в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

- в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

- в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

В рамках  курса используется работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Методы:

- словесный(проблемно-диалоговый, рассказ, беседа);

- наглядный (презентация, ИКТ, иллюстрация, видеофильм, экспериментальная задача, наблюдение);

- методы передачи информации с помощью: презентации, дидактической игры, практических упражнений;

- эмоциональные (поощрения, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); 

- познавательные(создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение заданий на смекалку).

Форма организации детской деятельности:

- по количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, работа в парах, групповая.

Виды деятельности: познавательная, исследовательская, проектная.

Организация учебного процесса:  занятия в учебном кабинете

Формы занятий младших школьников очень разнообразны:

- по особенностям коммуникативного взаимодействия: интеллектуальная игра, практикум, тренинг, семинар, мини-проекты;

- по дидактической цели: «открытия» нового знания, занятия отработки умений и рефлексии, практические занятия, комбинированные формы занятий; занятия развивающего контроля.

Результативность технологий,  методов и форм

Применяемые технологии, методы и формы формируют у учащихся:

-                   навыки самоорганизации, самоуправления;

-                   специальные и ключевые компетенции;

-                   опыт творческой деятельности;

-                   ценностные ориентации личности (в том числе и готовность ценить  и сохранять ЗОЖ);

-                   интеллектуальный, творческий потенциал личности;

-                   навыки самостоятельного учебного труда;

-                   креативность;

-                   коммуникативные навыки;

-                   толерантность;

-                   умение работать в команде.

 

Описание места предмета в учебном плане

Программа «Мир деятельности » реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 34 часа в год, в том числе на проведение занятий контроля  4 часа.  Из них:

- уроки диагностики – 2 ч;

- проведение практических работ – 2 ч.

  






 

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

3-й класс.

34 ч (1 час в неделю)

 

Организационно-рефлексивная линия (12 часов)

Уточнение структуры учебной деятельности (12 шагов).

Алгоритм выявления места затруднения.

Алгоритм выявления причины затруднения.

Алгоритм перевода цели в задачи (планирование) учебной деятельности. Определение сроков реализации построенного плана.

Цель и способы фиксирования нового знания.

Алгоритм самостоятельного формирования умений.

Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий.

Коммуникативная линия (9 часов)

Мои интересы и потребности. Для чего мы общаемся.

Правила общения со сверстниками в школе. Как справиться со своим плохим настроением и не испортить настроение другим.

Что такое «диалог». Что такое «полилог».

Как работать в группе. Уточнение ролей автора, понимающего и критика, формирование соответствующих умений.

Новая роль в структуре коммуникации: организатор.

Познавательная линия (6 часов)

Как развивать свое мышление. Анализ и синтез. Сравнение и обобщение.

Классификация. Аналогия.

Исследование как метод познания.

Ценностная линия (6 часов)

Диаграмма качеств Ученика: вера в себя; воля; трудолюбие; решительность.

Уточнение ценностной диаграммы класса: чтение; дружба.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п/п

Раздел

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Организационно-рефлексивная линия

12

Уточнение структуры учебной деятельности (12 шагов). Алгоритм выявления места затруднения. Алгоритм выявления причины затруднения. Алгоритм перевода цели в задачи (планирование) учебной деятельности. Определение сроков реализации построенного плана. Цель и способы фиксирования нового знания. Алгоритм самостоятельного формирования умений. Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий.

2

Коммуникативная линия

9

Мои интересы и потребности. Для чего мы общаемся. Правила общения со сверстниками в школе. Как справиться со своим плохим настроением и не испортить настроение другим. Что такое «диалог». Что такое «полилог». Как работать в группе. Уточнение ролей автора, понимающего и критика, формирование соответствующих умений. Новая роль в структуре коммуникации: организатор.

3

Познавательная линия

6

Как развивать свое мышление. Анализ и синтез. Сравнение и обобщение. Классификация. Аналогия. Исследование как метод познания.

4

Ценностная линия.

6

Диаграмма качеств Ученика: вера в себя; воля; трудолюбие; решительность. Уточнение ценностной диаграммы класса: чтение; дружба.

5

Резерв

1

1

Итого

34

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения рабочей программы

Личностные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;

• развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках.

Ученик получит возможность научиться:

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

• владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметными результатами изучения программного материала являются формирование следующих умений:

Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь под руководством учителя при введении нового знания их осознанно осуществлять и приобрести опыт их самооценки.

Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осуществлять и приобрести опыт самооценки.

Знать алгоритм выявления места затруднения, уметь его применять.

Знать алгоритм выявления причины затруднения, уметь его применять.

Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.

Знать виды моделей, уметь использовать их для фиксирования нового знания.

Уметь точно выполнять исполнительские учебные действия по эталону.

Знать алгоритм самостоятельного формирования умений, уметь его применять.

Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.

Знать простейшие культурные правила общения со сверстниками в школе, уметь их применять.

Знать уточненные правила работы в группе, уметь их применять.

Знать правила построения диалога и полиалога, приобрести опыт их применения.

Знать правила поведения «организатора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать простейшие культурные правила выхода из конфликтных ситуаций, приобрести опыт их применения.

Знать основные приемы развития мыслительных операций, приобрести опыт их применения.

Знать алгоритмы синтеза, классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять по результатам наблюдений.

Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму класса (3 класс).

Знать и принять на личностном уровне диаграмму качеств Ученика(3 класс).

 

 

КРИТЕРИИ  И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

ДОСТИЖЕНИЙ  ПЛАНИРУЕМЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Контроль и оценка планируемых результатов

 

В процессе преподавания курса МИД используется комплексный мониторинг результатов обучения, целью которого является выявление условий, наиболее благоприятных для развития личности каждого ребенка.

Система комплексного мониторинга результатов обучения включает в себя:

1) мониторинг организационно-рефлексивных умений;

2) мониторинг психического развития школьников;

3) мониторинг уровня обученности по различным учебным предметам.

Мониторинг организационно-рефлексивных умений (ОРФУ) направлен на выявление уровней сформированности механизмов рефлексивной самоорганизации. С одной стороны - диагностические таблицы наблюдений педагога за учениками в ходе учебного процесса, а с другой - задания для диагностики уровней знания и понимания учащимися системы норм учебной деятельности и умения их выполнять (умения фиксировать затруднения в заданных и проблемных ситуациях, выявлять место и причину затруднения, ставить цель и планировать свои действия, разрабатывать и реализовывать проект, выполнять действия самоконтроля и самооценки и др.), а также уровня учебной мотивации и типа самоопределения в учебной деятельности.

Мониторинг психического развития школьников проводят психологи школ по комплексу широко известных диагностических методик.

Мониторинг уровня обученности по различным учебным предметам осуществляется с помощью административного контроля и тех средств мониторинга, которые предлагает выбранная учебная программа.

Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся.

Качественные оценки: «Молодец!» «Будь внимателен!» «Подумай еще!».

Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года в ходе проведения обычных уроков, а итоговый - на уроках по курсу МИД.

Результатом контроля (текущего и итогового) должна быть создана ситуация успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

1.     Печатные ресурсы:

 

Название

Автор

Издательство

Год издания

1

Мир деятельности. 3 класс: методические рекомендации к надпредметному курсу

Л.Г. Петерсон,

М.А. Кубышкина

 

М.:

Издательство

«Национальное образование»

2014

2

Мир деятельности. 3 класс: учебное пособие

Л.Г. Петерсон,

М.А. Кубышкина

М.:

Издательство

«Национальное образование»

2014

3

Мир деятельности. 3 класс: разрезной материал к учебному пособию

Л.Г. Петерсон,

М.А. Кубышкина

М.:

Издательство

«Национальное образование»

2014

4

Мир деятельности. 3 класс: эталоны «Мои открытия», «Копилка моих достижений» - комплект для учащихся

Л.Г. Петерсон,

М.А. Кубышкина

М.:

Издательство

«Национальное образование»

2014

5

Мир деятельности. 3 класс: демонстрационный материал

Л.Г. Петерсон,

М.А. Кубышкина

М.:

Издательство

«Национальное образование»

2014

 

2.     Интерактивные учебно-наглядные пособия:

Мир деятельности. 3 класс: презентации и материалы  для печати  (CD)

 

3.     Технические средства обучения:

1.                 Компьютер

2.                 Проектор

3.                 Принтер

4.                 Устройства вывода звуковой информации – колонки для озвучивания всего класса.

5.                 Сканер.

6.                 Доступ к сети Интернет.

7.                 Интерактивная доска.

8.                 Ноутбуки – 10 штук.

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

№ урока

№ урока

по

разделу

Тема урока

Кол-во

часов

по теме

Дата

урока

Вера в себя (организационно-рефлексивная линия)

9

 

1

1

Личностные качества ученика: вера в себя

1


2

2

Как я умею учиться. Практическая работа  №1

1


3

3

Учусь запоминать

1


4

4

Урок диагностики (входное тестирование)

1


5

5

Типы фиксации индивидуального затруднения

1


6

6

Учусь определять место  затруднения

1


7

7

Учусь выявлять причину затруднения

1


8

8

План

1


9

9

Учусь составлять план

1


Учусь сравнивать (познавательная линия)

4


10

1

Учусь сравнивать

1


11

2

Учусь обобщать

1


12

3

Учусь моделировать

1


13

4

Учусь наблюдать

1


Секреты успешного выступления (коммуникативная линия)

7


14

1

Секреты успешного выступления

1


15

2

Я ученик.  Что я уже знаю и умею. 

1


16

3

Секрет понимания

1


17

4

Учимся дружно.  Диалог. Правила ведения диалога

1


18

5

Учимся дружно. Я − критик

1


19

6

Личностные качества ученика: самокритичность

1


20

7

Работаем вместе: автор, понимающий и критик.

1


Учусь применять новое знание (организационно-рефлексивная линия)

8


21

1

Урок открытия.  Учусь применять новое знание.

1


22

2

Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе

1


23

3

Как научиться применять способ.

1


24

4

Учусь классифицировать

1


25-26

5-6

Алгоритм исправления ошибок

2


27

7

Как  самому оценить свою работу

1


28

8

Чувства мои помощники в работе

1


Ценности нашей жизни (ценностная линия)


29-30

1-2

Ценности нашей жизни.  Дружба

2


31

3

Как я умею учиться. Практическая работа № 2

1


32

4

Как самому оценить свою учебную деятельность. Итоговое тестирование.

1


33-34

5-6

Урок-помощник – основные шаги

2


 

  

ПЕРЕЧЕНЬ  ЗАНЯТИЙ КОНТРОЛЯ

 

 

Тема занятия

Даты

1

Урок диагностики (входное тестирование)


2

Как самому оценить свою учебную деятельность. Итоговое тестирование.


 

 

 

 

 

Практические работы

 

Тема занятия

Даты

1

Как я умею учиться. Практическая работа  №1


2

Как я умею учиться. Практическая работа № 2


 

 

 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!