16
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №23
Рабочая программа
МИНИ-ВОЛЕЙБОЛ ПО-ЯПОНСКИ
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся 9-10лет
2-3 классы
Составитель:
учитель физической культуры
Чигрик Антон Сергеевич
г. Южно-Сахалинск – 2019
Общие положения
Мини-волейбол по правилам Всеяпонской Ассоциации с его возможностями для оздоровления, досуга и физической рекреации населения появился в 1972 году и подразумевает «миниатюрный волейбол».
Мини-волейбол – игра с мячом, в которой две команды, состоящие из 4 игроков, соревнуются на площадке 6х9 м, разделенной сеткой высотой 155 см. Играют мячом (вес 50 грамм, диаметр 35 см), ударяя его руками и другими частями тела выше пояса. Правила игры очень просты и доступны. Родиной мини-волейбола является японский город Тайки (Хоккайдо, Япония).
Несмотря на то, что мини-волейбол относительно «молодой» вид спорта, количество играющих в него людей в Японии составляет более ста тысяч человек. Соревнования по мини-волейболу включают в себя традиционный фестиваль мини-волейбола в Токио, ежегодные соревнования на Кубок Японии, международные товарищеские встречи, четырехсторонний мини-волейбол и другие. Девиз мини-волейбола: «Встречать людей, заводить друзей, делиться с друзьями».
Развитие мини-волейболом в России стало возможным благодаря нашему участию в международной научной конференции «Физическая культура, спорт и здоровье на Северо-Востоке Евразии» (Саппоро, Япония, 22-23 августа 2002 г.), где концепцию мини-волейбола представил ее основатель – Хидетоши Коджима. И дальнейшему и её распространению регионах РФ. С каждым годом возрастает количество людей, играющих в мини-волейбол, обеспечивая себя возможностью упражняться и заводить новых друзей. Эти люди поняли, как интересно и захватывающе играть в мини-волейбол, организовывать игры и соревнования, поддерживать её развитие.
В настоящее время игра культивируется в гг. Александровске- Сахалинском, Ногликах, Охе, Поронайске, Макарове, Корсакове, Южно-Сахалинске, Невельске, Холмске, Аниве, Южно-Курильске, а также в ряде поселков.
Мастер-классы проведены нами в гг. Челябинске, Санкт-Петербурге, Республике Саха (Якутия), Иркутске, Новосибирске, Шуе, Благовещенское, Хабаровске, Уссурийске, Владивостоке, Перми, Улан-Удэ и др. Игра прекрасно зарекомендовала себя на уроках физкультуры, физкультурных занятиях в детских садах, а также среди студентов, людей старшего и пожилого возраста. Игра полезна и доступна для людей с ограничениями здоровья и инвалидов. Любители классического волейбола успешно используют её для начального обучения.
В 2012 году исполнилось 10 лет сахалинско-японской дружбы между спортсменами-любителями мини-волейбола.
Сахалинские команды приняли участие в международных соревнованиях в Японии, в т.ч. на призы газеты «Иомиури» (Саппоро, 2007), 20-ом Кубке Японии по мини-волейболу (г. Тайки, 2008 г.), юбилейных соревнованиях, посвященных 40-летию мини-волейбола (Саппоро, 2012). Команды Японии трижды приняли участие в международных соревнованиях «Кубок Сахалина» (г. Южно-Сахалинск).
Мини-волейбол по-японски в современном обществе является средством адаптации к неблагоприятным факторам среды и деятельности, удовлетворения культурно-эстетических и познавательных потребностей, активного отдыха, может быть успешно использован выпускниками вуза в структуре свободного времени и своей будущей профессиональной деятельности.
Возможности мини-волейбола для физического совершенства человека, развития дружбы и взаимопонимания между народами получили высокую оценку ученых и специалистов 36 стран мира - участников международного конгресса «Человек, спорт, здоровье» (Санкт-Петербург, 2011 г.), научного семинара «Мини-волейбол - спорт для всех: международный проект» (Саппоро, Япония, 7 сентября, 2012), состоявшихся с участием автора. В Коммюнике 7 – ой встречи граждан префектуры Хоккайдо и Сахалинской области посвященной спортивному обмену (Саппоро, Япония 20 сентября 2012 г) мини-волейбол включен в программу спортивного обмена в число приоритетных видов спорта.
Интерес специалистов и любителей спорта к игре создает хорошие перспективы ее быстрого распространения в России.
1.Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины является углубленное изучение учениками, обучающимися в начальной школе с 1-4 классы, основ техники и тактики японского мини-волейбола, овладение навыками организации и судейства соревнований, освоение методики проведения занятий с использованием мини-волейбола с различными категориями населения, развитию уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям физического воспитания народов северо-востока Азии.
Цели освоения дисциплины соотнесены с общими целями ООП ВПО.
Задачи курса:
раскрыть историю возникновения и развития игры, правила игры и судейства соревнований по мини-волейболу;
сформировать у детей основы техники и тактики мини-волейбола;
способствовать формированию должного уровня физической подготовленности, необходимого в мини-волейболе;
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «Мини-волейбол – по-японски и методика преподавания» входит в цикл специальных дисциплин и изучается по выбору / факультативный цикл. Дисциплина опирается на знания и умения обучающихся, приобретенные в процессе изучения теории и методики физической культуры, методики преподавания спортивных игр, педагогической практики, основ научно-методической деятельности в сфере физической культуры и спорта, обеспечивающих готовность обучающегося к освоению данной дисциплины.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
а) общекультурных (ОК):
- способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.
- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям физического воспитания.
б) профессиональных (ПК) в области педагогической деятельности: готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения
в) специальных (СК): способность использовать ценностный потенциал физической культуры для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:
знать возможности и основные направления использования мини-волейбола в национальной системе физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, функции и правила игры, методические основы планирования занятий;
уметь осуществлять ведение игры с использованием разнообразных технических приемов; применять основные тактические действия в зависимости от игровых ситуации, организовать занятия по мини-волейболу с различными контингентами населения.
владеть навыками организации соревнований по мини-волейболу, выполнять обязанности главного судьи, помощника главного судьи, бокового судьи.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 68 часов. В соответствии с Типовым положением о вузе предусмотрены следующие виды учебной работы: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельные работы, исследовательская работа студентов.
Вид итогового контроля – зачет.
№ п.п. | Раздел дисциплины | Всего часов: | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля и промежуточной аттестации |
Теория | Семинары | Практ. занятия | Сам. работа |
1. | История возникновения и развития игры в Японии и в России. | | 1 | - | - | 2 | Конспект |
2. | Правила игры в мини- волейбол | | 4 | | | | Тестирование |
3. | Технико-тактическая подготовка игрока | | | | 56 | | Конспект лекции Тестирование |
4. | Организация соревнований и судейская практика | | 2 | - | | | Участие в соревнованиях в качестве игрока, наблюдателя, судьи |
| ИТОГО: | 65 | | | | | |
Содержание курса «Мини-волейбол по-японски:
методика преподавания»
Теоретические занятия:
История создания мини-волейбола. Роль Всеяпонской ассоциации мини-волейбола и Сахалинского госуниверситета в популяризации игры. Соревнования и фестивали. Специфические и неспецифические функции мини-волейбола. Распространение игры в различных регионах России и в мире. Современные тенденции развития игры.
Правила игры в мини-волейбол.
Классификация техники. Приемы игры в нападении и защите и их характеристика. Классификации технических действий. Основы обучения по освоению техники игры. Подготовительные, подводящие и имитационные упражнения по технике. Развитие специальных качеств и освоение техники как предпосылки успешного овладения тактикой.
Основы обучения тактике игры. Обучение индивидуальным, групповым и командным действиям в нападении и защите. Упражнения по тактике. Взаимосвязь техники, тактики и физических способностей в соревновательной деятельности.
Особенности планирования и поведения занятий и соревнований с детьми дошкольного возраста, детьми и взрослыми с ограничениями здоровья, инвалидами, людьми пожилого и старшего возраста
Практические занятия:
Обучение технике игры
Техника нападения. Стартовая стойка (исходное положение). Перемещения: приставной шаг, скачок, двойной шаг, скрестный шаг, бег, остановки. Сочетание способов перемещения. Подготовительные упражнения, упражнения по технике. Передача мяча сверху одной и двумя руками, стоя лицом и спиной в направлении передачи. Подготовительные, подводящие, упражнения по технике.
Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая. Подготовительные, подводящие упражнения, упражнения по технике.
Атакующие удары: прямой по ходу, с переводом. Подготовительные, подводящие упражнения, упражнения по технике.
Техника защиты. Стартовая стойка (исходное положение). Перемещения: приставной шаг, скачок, двойной шаг, скрестный шаг, бег, падения. Сочетание способов перемещения. Подготовительные упражнения, упражнения по технике.
Прием мяча снизу одной и двумя руками. Прием подачи, страховка. Прием атакующего удара. Подготовительные, подводящие упражнения, упражнения по технике.
Блокирование. Одиночное, групповое (вдвоем, втроем). Подготовительные, подводящие упражнения, упражнения по технике. Игровые упражнения с включением приемов игры в нападении и защите.
Обучение тактике игры
Тактика нападения. Индивидуальные действия. Выбор места для второй передачи, для атакующего удара. С мячом: выбор способа подачи, направления подачи, направления второй передачи, удар или обманный удар. Методика обучения.
Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии, задней линии: при первой передаче (после приема подачи), при второй передаче для атакующего удара. Методика обучения.
Командные действия. Игра в нападении со второй передачи игроком передней линии (2, 3). Методика обучения.
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места для приема подачи, при блокировании, при страховке. С мячом: выбор способа приема мяча, блокирования. Методика обучения.
Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии во время приема подачи, атакующих ударов. Взаимодействие игроков передней и задней линии при блокировании и страховке. Методика обучения.
Командные действия. Взаимодействия игроков передней линии (2, 3) и задней линии (1, 4) во время розыгрыша очка. Методика обучения.
Обучение организации соревнований
Правила судейства, обязанности главного судьи, помощника главного судьи, бокового судьи по мини-волейболу.
Организация и проведение соревнований. Положение о соревнованиях. Проведение жеребьевки. Подведение итогов и определение победителей. Основы подготовки судей по мини-волейболу.
Судейская практика.
Обучение методике планирования и проведения занятий
Виды планирования занятий по мини-волейболу с учетом контингента занимающихся - дети дошкольного возраста, дети и взрослые с ограничениями здоровья, инвалиды, люди пожилого и старшего возраста.
Подбор упражнений и их дозировка. Методы слова и наглядности в процессе обучения. Педагогический анализ урока.
Учет и контроль результатов обучения.
5. Образовательные технологии
При реализации различных видов учебной работы в целях формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, предусматривается использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных программ, ролевых игр, разбор педагогических ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой).
Практические задания:
№ п.п. | Практические задания | Оценка |
Удовлетворительно | Хорошо | Отлично |
1. | Верхняя передача мяча одной, двумя руками над собой в кругу диаметром 3,6 метра: | 8 | 12 | 16 |
2. | Нижняя передача мяча одной, двумя руками над собой в кругу диаметром 3,6 метра: | 6 | 9 | 12 |
3. | Верхняя передача мяча одной, двумя руками над собой (высота 2-3 метра) в чередовании с передачей партнеру (на расстояние 6-8 метров) из 10 попыток. | 8 | 9 | 10 |
4. | Верхняя передача мяча одной, двумя руками из зоны 3 для нападающего удара в зону 4 (при первой передаче из зоны 1) -5 попыток | 3 | 4 | 5 |
5. | Верхняя прямая подача на точность. в левую или правую половину площадки по заданию - 5 попыток | 3 | 4 | 5 |
6. | Прямой нападающий удар из зоны 3 при передаче из зоны 2. – 5 попыток | 3 | 4 | 5 |
Примечание:
Прием нормативов по технической и тактической подготовке осуществляется индивидуально, по мере усвоения обучающимися навыков игры. Итоговая оценка уровня овладения техникой дается преподавателем на основании результатов выполнения предусмотренных нормативов в конце курса обучения.
Последовательная фиксация данных выполнения этих нормативов осуществляется в специальном протоколе.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
(модуля)
а) основная литература:
Мини-волейбол: правила игры (на русск.яз.) /Пер. Акэми Судзуки – Саппоро: Судейский комитет Всеяпонской Ассоциации Мини-волейбола, 2007. – 48 с.
Пасюков П.Н. Мини-волейбол: история, теория, практика. – Учебное пособие / П.Н.Пасюков. – Южно-Сахалинск, 2009 .- 118 с. (учебное пособие)
Коджима, Х., Пасюков П.Н. Японский мини-волейбол: спорт для всех / Х.Коджима, П.Н.Пасюков // Человек, спорт, здоровье: Матер V-го международного конгресса (Санкт-Петербург, Россия, 21-23 апреля 2011) – СПб, Изд-во «Олимпия» - СПб», 2011. - С. 159-160.
Коджима Х., Пасюков П.Н. Японский мини-волейбол: спорт для всех: международный проект/Х.Коджима, П.Н.Пасюков //Теория и практика физической культуры. - №9. - 2011. - С.60-64.
б) дополнительная литература:
Пасюков П.Н., Коджима Х. Мини-волейбол по-японски: спорт для всех /П.Н.Пасюков, Х.Коджима // Детский тренер. - №2. - 2011. - С.8-18.
2. Kojima H. Health Promotion and Regional Development by Mini – volleyball; challenge for thirty years: Physical Activities for Health Promotion, Social Welfare and Regional Development // Abstracts International Council on Health, Physical Education and Sports in Northeast Eurasia – Sapporo, Hokkaido University, 2002. – Pр. 4.
в) программное обеспечение (разработаны тексты лекций, компьютерная программа и тест-карты по правилам соревнований)
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Используются материально-технические и информационные ресурсы Лаборатории региональных образовательных систем и педагогических технологий Сахалинского государственного университета: в т.ч. фотоархив, видеозаписи игр, мультимедийная техника.
Сайт: http/japan-minivolley.ru
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 050720. Профиль: «Физическая культура»
Календарно-тематическое планирование Объединение: Японский мини-волейбол Направленность: физкультурно-спортивная Учебный год: 2019-2020 Учитель: Чигрик А.С. |
№ п/п | Тема урока | Часы учебного времени | Дата | корректировка |
1 | Техника безопасности при занятиях мини-волейболом. История развития мини волейбола. | 1 | 02.09 | |
2 | Прыжки с толчком с двух ног. Техника передвижения приставными шагами. | 1 | 6.09 | |
3 | Прыжки с толчком с двух ног. Техника передвижения приставными шагами. | 1 | 9.09 | |
4 | Прыжки с толчком с двух ног. Техника передвижения приставными шагами. | 1 | 13.09 | |
5 | Техника передвижения с изменениями направлений | 1 | 16.09 | |
6 | Техника передвижения с изменениями направлений | 1 | 20.09 | |
7 | Профилактика травматизма. Учебная игра | 1 | 23.10 | |
8 | Профилактика травматизма. Учебная игра | 1 | 27.09 | |
9 | Профилактика травматизма. Учебная игра | 1 | 30.09 | |
10 | Эстафеты. | 1 | 4.10 | |
11 | Эстафеты. | 1 | 7.10 | |
12 | Тактика нападения в японском мини-волейболе. | 1 | 11.10 | |
13 | Тактика нападения в японском мини-волейболе. | 1 | 14.10 | |
14 | Развитие мини-волейбола по Японски в России и за рубежом. | 1 | 18.10 | |
15 | Развитие мини-волейбола по Японски в России и за рубежом | 1 | 21.10 | |
16 | Техника передвижения при нападении | 1 | 25.10 | |
17 | Техника передвижения при нападении | 1 | 8.11 | |
18 | СФП | 1 | 11.11 | |
19 | СФП | 1 | 15.11 | |
20 | Техника одиночного блокирования | 1 | 18.11 | |
21 | Техника одиночного блокирования | 1 | 22.11 | |
22 | Способы приёма мяча. | 1 | 25.11 | |
23 | Способы приёма мяча | 1 | 29.11 | |
24 | Выбор способа приёма мяча в зависимости от направления и силы полета мяча. | 1 | 2.12 | |
25 | Выбор способа приёма мяча в зависимости от направления и силы полета мяча. | 1 | 6.12 | |
26 | Физическая подготовка волейболиста. | 1 | 9.12 | |
27 | Физическая подготовка волейболиста. | 1 | 13.12 | |
28 | Контрольные испытания | 1 | 16.12 | |
29 | Контрольные испытания | 1 | 20.12 | |
30 | Техника подачи мяча | 1 | 23.12 | |
31 | Техника подачи мяча | 1 | 27.12 | |
32 | Техническая подготока волейболистов. | 1 | 10.01 | |
33 | Техническая подготовка волейболистов. | 1 | 13.01 | |
34 | СФП | 1 | 17.01 | |
35 | СФП | 1 | 20.01 | |
36 | Парное блокирование | 1 | 24.01 | |
37 | Парное блокирование | 1 | 27.01 | |
38 | Учебная игра | 1 | 31.01 | |
39 | Учебная игра | 1 | 03.02 | |
40 | Техника Верхнего и нижнего приёмамяча. | 1 | 7.02 | |
41 | Техника Верхнего и нижнего приёмамяча. | 1 | 10.02 | |
42 | Приём мяча в падении | 1 | 14.02 | |
43 | Приём мяча в падении | 1 | 28.02 | |
44 | Психологическая подготовка волейболиста | 1 | 2.03 | |
45 | Психологическая подготовка волейболиста | 1 | 6.03 | |
46 | Взаимодействие трёх игроков «прием-передача-нападение». | 1 | 9.03 | |
47 | Взаимодействие трёх игроков «прием-передача-нападение». | 1 | 13.03 | |
48 | Верхняя прямая подача | 1 | 16.03 | |
49 | Верхняя прямая подача | 1 | 20.03 | |
50 | Соревновательная деятельность волейболиста | 1 | 23.03 | |
51 | Соревновательная деятельность волейболиста | | 30.03 | |
52 | ОФП. | 1 | 3.04 | |
53 | ОФП | 1 | 6.04 | |
54 | Профилактика травматизма. Учебная игра | 1 | 10.04 | |
55 | Передача двумя руками снизу | 1 | 13.04 | |
56 | Передача двумя руками снизу | 1 | 17.04 | |
57 | Психологическая подготовка волейболиста | 1 | 20.04 | |
58 | эстафеты | 1 | 24.04 | |
59 | эстафеты | 1 | 27.04 | |
60 | Учебная игра | 1 | 4.05 | |
61 | Учебная игра | 1 | 8.05 | |
62 | Общая физическая подготовка | 1 | 11.05 | |
63 | Общая физическая подготовка | 1 | 15.05 | |
64 | Жесты судей | 1 | 18.05 | |
65 | Анализ пройденного материала | 1 | 22.05 | |
ИТОГО | 65 |