В ходе освоения профессионального модуля формируются личностные результаты в соответствии с рабочей программой воспитания ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж», утвержденной приказом от 30 июня 2021 г. No366/1- ОД
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
Всего | В т.ч. в форме практ. подготовки |
1 | 2 | 3 | | 4 |
Раздел ПМ 5. Преподавание естествознания в начальной школе | | 198 | | |
МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания | | 132 | | |
Тема 1. Методика преподавания естествознания как педагогическая наука. Естественнонаучные представления и понятия | Содержание: | 16 | | |
1 | Тема 1.1. Задачи и содержание начального курса естествознания. | 4 | | 2 |
Содержание: | | |
1. Задачи начального курса естествознания, его значение в развитии личности обучающихся младшего школьного возраста | 1 | |
2. Содержание начального курса естествознания, принципы отбора. | 1 | |
3. Содержание и пути реализации принципа экологической направленности. | 1 | |
4. Межпредметные связи и преемственность в начальном курсе естествознания. | 1 | |
2 | Тема 1.2. Методика преподавания естествознания как педагогическая наука. | 5 | | 2 |
Содержание: | | |
1. Методика преподавания естествознания как педагогическая наука, ее предмет и задачи. | 1 | |
2. Методологические основы и межпредметные связи методики преподавания естествознания. | 1 | |
3. Методы исследования методики преподавания естествознания. | 1 | |
4. Естественнонаучное начальное образование в России на современном этапе. | 1 | |
Практическое занятие: | 1 | | |
1. Методика преподавания естествознания в ретроспективе. | 1 | |
3 | Тема 1.3. Формирование и развитие естественнонаучных представлений и понятий. | 7 | | 2 |
Содержание: | | |
1. Понятие как педагогическая категория. | 1 | |
| 2. Методика формирования естественнонаучных представлений и понятий. | 1 | | |
3. Методика развития естественнонаучных представлений и понятий. | 1 | |
Практические занятия: | 4 | | |
1. Выявление основных биологических и географических понятий. | 2 | |
2. Составление схемы формирования и развития естественнонаучного понятия. | 2 | |
Тема 2. Обзор программ по начальному курсу естествознанию | Содержание: | 5 | | |
1 | Тема 2.1. Обзор программ по начальному курсу естествознания. | 5 | | 2 |
Содержание: | | |
1. Вариативные УМК по традиционной системе (А.А.Плешаков, З.А.Клепинина, Н.Ф.Виноградова). | 1 | |
2. Целостная научная картина окружающего мира в программе А.А.Вахрушева «Мир и человек». | 1 | |
3. Система общего развития младших школьников по системам Эльконина-Давыдова, Занкова | 1 | |
Практическое занятие: | 2 | | |
1. Сравнительный анализ программ по начальному курсу естествознания | 2 | |
Тема 3. Материальная база обучения естествознанию | Содержание: | 11 | | |
1 | Тема 3.1. Понятие о средствах обучения. Натуральные средства обучения. | 3 | | 2 |
Содержание: | | |
1. Материально-техническое обеспечение курса. Понятие о средствах обучения, их классификация. | 1 | |
2. Области эффективного использования средств обучения на уроках естествознания. Натуральные средства обучения. | 1 | |
3. Методика работы с натуральными средствами обучения на уроках естествознания. | 1 | |
2 | Тема 3.2. Искусственные средства обучения. | 5 | | 2 |
Содержание: | | |
1. Искусственные средства обучения, их классификация. | 1 |
2. Методика работы с искусственными средствами обучения на уроках естествознания. | 1 |
3. Учебники естествознания для начальной школы, их структура, приемы работы. | 1 | |
Практическое занятие: | 2 | | |
1. Методика использования учебника на уроке окружающего мира в начальной школе | 2 | |
3 | Тема 3.3. Технические средства обучения. Комплексное использование средств обучения в учебном процессе. | 3 | | 2 |
Содержание: | | |
1. Технические средства обучения, их классификация, характеристика, методика использования. | 1 | |
Практическое занятие: | 2 | | |
1. Комплексное использование средств обучения на уроке окружающего мира в начальной школе. | 2 | |
Тема 4. Методы и приемы обучения естествознанию | Содержание: | 14 | | |
1 | Тема.4.1. Методы и приемы обучения. Словесные методы обучения. | 3 | | 3 |
Содержание: | | |
1. Метод как педагогическая категория. Классификация методов и приемов обучения. | 1 | |
2. Словесные методы на уроках естествознания, их виды, значение. | 1 | |
Практическое занятие: | 1 | | |
1. Методика использования беседы и рассказа на уроках естествознания. | 1 | |
2 | Тема 4.2. Практические методы обучения. | 6 | | 3 |
Содержание: | | |
1. Практические методы обучения естествознанию, их значение. Наблюдение – ведущий метод изучения природы. | 1 | |
2. Опыт (эксперимент) как метод познания природы, его виды, значение. | 1 | |
3. Практические работы на уроках естествознания, их значение, виды. | 1 | |
Практические занятия: | 3 | | |
1. Методика организации эксперимента на уроке естествознания в начальной школе. | 1 | |
2. Методика организации практических работ на уроках естествознания в начальной школе | 1 | |
3. Виды наблюдений, методика организации наблюдений за природой в начальной школе. | 1 | |
3 | Тема 4.3. Наглядные методы обучения. Активные и интерактивные методы. | 5 | | 3 |
Содержание: | | |
1. Наглядные методы обучения на уроках естествознания, их значение, сочетание с другими методами. | 1 | |
2. Активные и интерактивные методы обучения в начальном курсе естествознания | 1 | |
3. Метод проектов в начальном курсе естествознания, методика организации | 1 | |
| | Практическое занятие: | 2 | | |
1. Определение методов и приемов работы на уроке окружающего мира в начальной школе. | 2 | |
Тема 5. Формы организации учебного процесса по естествознанию | Содержание: | 14 | | |
1 | Тема 5.1. Формы организации учебного процесса. Урок как основная форма обучения. | 8 | | 3 |
Содержание: | | |
1. Форма обучения как педагогическая категория. Урок как основная форма организации учебного процесса. | 1 | |
2. Основные типы уроков окружающего мира в начальной школе. Предметный урок | 1 | |
Практические занятия: | 6 | | |
1. Разработка технологической карты комбинированного урока окружающего мира. | 1 | |
2. Разработка контрольно-оценочных средств по естествознанию по заданной теме. | 1 | |
3. Разработка фрагмента урока окружающего мира в начальной школе | 2 | |
4. Наблюдение и анализ урока окружающего мира в начальной школе | 2 | |
2 | Тема 5.2. Экскурсия как форма обучения естествознанию. | 4 | | 3 |
Содержание: | | |
1. Экскурсия по изучению природы, ее значение, межпредметные связи. | 1 | |
2. Методика организации экскурсии в начальной школе. | 1 | |
Практическое занятие: | 2 | | |
1. Разработка и реализация экскурсии по изучению сезонных изменений в природе | 2 | |
3 | Тема 5.3. Внеурочная деятельность по естествознанию. | 2 | | 3 |
Содержание: | | |
1. Внеурочная деятельность по естествознанию в начальной школе, ее значение, формы организации. | 1 |
2. Методика организации внеурочной деятельности по естествознанию. Дифференцированный зачет | 1 | |
Тема 6. Элементы общей физической географии, методические особенности преподавания в начальной школе | Содержание: | 37 | | |
1 | Тема 6.1. Земля – планета Солнечной системы. | 4 | | 2 |
Содержание: | | |
1. Земля – планета Солнечной системы, методика изучения в начальной школе. Луна – спутник Земли. | 1 | |
2. Развитие представлений о форме и положении Земли во Вселенной. | 1 | |
3. Виды вращения Земли. Смена дня и ночи, времен года, методика изучения в начальной школе. | 1 | |
4. Тепловые пояса Земли, методика изучения в начальной школе. | 1 | |
2 | Тема 6.2. Ориентирование на местности. План и карта. | 9 | | 2 |
Содержание: | | |
1. Понятие о горизонте. Ориентирование на местности по местным признакам. Компас, методика работы с ним в начальной школе. | 1 | |
2. План местности. Топографическая карта, методические особенности изучения в начальной школе. | 1 | |
3. Географическая карта, ее значение, виды, проекции, методика работы в начальной школе. | 1 | |
4.Методика работы с географической картой на уроке окружающего мира в начальной школе | 1 | |
5. Глобус – модель Земли, методика изучения в начальной школе. | 1 | |
Практические занятия: | 4 | | |
1. Чтение географической карты на уроке окружающего мира в начальной школе. | 1 | |
2. Разработка фрагмента урока окружающего мира по теме «План и карта» | 2 | |
Практическая работа 1. | | 1 |
1. Чтение и составление плана местности на уроке окружающего мира в начальной школе. | | 1 |
3 | Тема 6.3. Литосфера. | 8 | | 2 |
Содержание: | | |
1. Литосфера, ее строение, методика изучения в начальной школе. | 1 | |
2. Внешние и внутренние факторы формирования рельефа. | 1 | |
3. Рельеф Земли, методика изучения в начальной школе. | 1 | |
4. Горы и равнины. Обзор рельефа суши, методика работы с контурными картами. | 1 | |
5. Минералы и горные породы. Полезные ископаемые, их свойства и применение. | 1 | |
6. Почва, ее состав и свойства. Полезные ископаемые и почвы Краснодарского края, их охрана. | 1 | |
Практические занятия: | 2 | | |
| | 1. Методика изучения состава и свойств почвы на уроке окружающего мира в начальной школе. | 1 | | |
Практическая работа 2. | | 1 |
1. Методика работы с коллекцией минералов и горных пород на уроке окружающего мира в начальной школе. | | 1 |
4 | Тема 6.4. Гидросфера. | 8 | | 2 |
Содержание: | | |
1. Гидросфера. Значение и свойства воды, методика изучения в начальной школе. | 1 | |
2. Круговорот воды в природе, методика изучения в начальной школе. | 1 | |
3. Подземные воды, их виды, методика изучения в начальной школе. | 1 | |
4. Минеральные источники, их образование, значение для человека. | 1 | |
5. Поверхностные водоемы суши. Река, ее части, методика изучения. | 1 | |
6. Озера и болота. Водоемы Кубани, их охрана. | 1 | |
Практические занятия: | 2 | | |
1. Мировой океан. Обзор гидросферы Земли, методика работы с контурными картами. | 1 | |
Практическая работа 3. | | 1 | |
1. Методика изучения свойств и круговорота воды на уроке окружающего мира в начальной школе. | | 1 |
5 | Тема 6.5. Атмосфера. | 8 | | 2 |
Содержание: | | |
1. Атмосфера, ее состав и строение, методика изучения в начальной школе. | 1 | |
2.Нагревание атмосферы. Температура воздуха. | 1 | |
3. Давление атмосферы. Ветры, их виды, методика изучения в начальной школе. | 1 | |
4. Вода в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Образование облаков, виды осадков. | 1 | |
5. Циклоны и антициклоны, их образование, значение в природе и жизни человека. | 1 | |
6. Понятие о погоде и климате. Охрана атмосферы. | 1 | |
Практические занятия: | 2 | | |
1. Методика организации наблюдений за погодой в начальной школе. | 1 | |
2. Разработка фрагмента урока окружающего мира в начальной школе по теме «Атмосфера» | 1 | |
Тема 7. Биосфера, методические особенности изучения растительного и животного мира в начальном курсе естествознания | Содержание: | 28 | | |
1 | Тема 7.1. Биосфера. Ботаника – наука о растениях. | 15 | | 2 |
Содержание: | | |
1. Многообразие органического мира. Ботаника. Значение растений в природе и жизни человека. | 1 | |
2. Основы анатомии и физиологии растений. Особенности строения клеток и тканей растений. | 1 | |
3. Части цветкового растения, их значение. | 1 | |
4. Основы систематики растений, методика изучения в начальной школе. Бактерии, водоросли, их многообразие, значение. | 1 | |
5. Мхи, лишайники, папоротникообразные, многообразие, значение, методика изучения. | 1 | |
6. Голосеменные растения, многообразие, биологические особенности, методика изучения. | 1 | |
7. Покрытосеменные растения, биологические особенности, значение в природе и жизни человека. | 1 | | |
8. Грибы, биологические особенности, многообразие, значение в природе и жизни человека, методика изучения. | 1 | |
9. Сезонные изменения в растительном мире, методика изучения в начальной школе. Охрана растений. | 1 | |
Практические занятия: | 6 | | |
1. Методика изучения многообразия покрытосеменных растений в начальной школе. | 2 | |
2. Методика изучения семенного и вегетативного размножения растений в начальной школе. | 2 | |
3. Разработка фрагмента урока окружающего мира в начальной школе по теме «Растения» | 1 | |
Практическая работа 4. | | 1 |
Методика изучения частей цветкового растения в начальной школе. | | 1 | |
2 | Тема 7.2. Зоология – наука о животных. | 13 | | 2 |
Содержание: | | |
1. Зоология. Классификация животных, их значение в природе и жизни человека. Простейшие, их многообразие. | 1 | |
2. Кишечнополостные, черви, их особенности, многообразие, значение, методика изучения. | 1 | |
3. Моллюски, их биологические особенности, многообразие, значение, методика изучения. | 1 | |
4. Членистоногие, их биологические особенности, многообразие, значение в природе и жизни человека. | 1 | |
5. Тип хордовые, биологические особенности, многообразие, значение в природе и жизни человека. | 1 | |
6. Систематика хордовых, биологические особенности классов позвоночных животных. | 1 | |
7. Сезонные изменения в мире животных, методика изучения в начальной школе. Охрана животного мира. | 1 | |
8. Человека – часть природы. Общее представление о строении тела человека. | 1 | |
9. Системы органов человека, их роль в процессах жизнедеятельности организма. | 1 | |
10. Здоровый образ жизни как основа безопасной жизнедеятельности человека | 1 | |
Практические занятия: | 3 | | |
1. Методика изучения многообразия позвоночных животных в начальной школе. | 1 | |
2. Разработка фрагмента урока окружающего мира по теме «Животные» | 2 | |
Тема 8. Методические особенности изучения природных зон в начальном курсе естествознания | Содержание: | 7 | | |
1 | Тема 8.1. Природные зоны России. | 7 | | 2 |
Содержание: | | |
1.Арктические пустыни, тундра, методика изучения природных зон в начальной школе. | 1 | |
2. Лесная зона: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. | 1 | |
3. Степи и пустыни: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. | 1 | |
4. Субтропики. Горные области. Вертикальная зональность, методика изучения. | 1 | |
5. Природа Краснодарского края. Растительный и животный мир, его разнообразие, охрана. | 1 | |
Практическое занятие: | 2 | | |
Сравнительная характеристика природных зон в начальной школе, методика изучения. Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего часов | 132 | | |
Самостоятельная работа: | 66 | | |
Примерная тематика самостоятельной работы обучающихся: 1. Подготовка рефератов о составе и строении Солнечной системы, о созвездиях, солнечных и лунных затмениях, истории создания компаса, географической карты, глобуса. 2. Работа с контурными картами (обзор рельефа и гидросферы Земли, природных зон). 3. Подготовка рефератов о рациональном использовании и охране атмосферы, гидросферы, литосферы, растительного и животного мира, в т.ч. Краснодарского края. 4. Изготовление «Календаря природы». Проведение метеорологических и фенологических наблюдений. 5. Проведение длительных опытов (развитие растения из семени, размножение растений). 6. Изготовление натуральных (гербарии, коллекции плодов и семян) и искусственных (модели термометра, компаса) пособий. 7. Подготовка мультимедиа-презентаций. 8. Подготовка рефератов о жизни и деятельности ученых-методистов по естествознанию. 9. Уход за комнатными растениями, их паспортизация. 10. Работа с научно-популярной и художественной литературой, создание методической библиотеки (занимательный материал, загадки, пословицы, кроссворды и др.). 11. Разработка тестовых заданий. 12. Разработка сценария массового внеклассного мероприятия по естествознанию («День птиц», «Праздник урожая» и т.д.). 13. Разработка плана-конспекта внеклассного мероприятия по естествознанию (викторина, КВН и т.д.). 14. Анализ альтернативных программ и учебников по естествознанию. | | | |
Всего часов | 198 | | |
1. Клепинина З.А., Аквилёва Г.Н. Методика преподавания предмета «Окружающий мир». - М., 2018
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru/