СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа МДК 01.03 Основы социальной педагогики для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа является частью профессионального модуля ПМ 01" Преподавание в области социально- педагогической деятельности и основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС. Представлена тематика выпускных квалификационных работ, контроль и оценка результатов освоения МДК. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа МДК 01.03 Основы социальной педагогики для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.»

министерство общего и профессионального образования

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж»























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МДК 01.03 Основы социальной педагогики

для специальности

44.02.03 Педагогика дополнительного образования




















Шахты

2016

Одобрен

предметной (цикловой)

комиссией «Педагогика

и психология»


Разработан на основе

Федерального государственного стандарта

среднего профессионального образования


Протокол №____________

от «_____» _____________ 2016г.

44.02.03 Педагогика дополнительного образования




Председатель предметной

(цикловой) комиссии

Елизарова В.А/ ______________

Заместитель директора

по учебной работе

Лозовая Г.В. / ______________



Организация – разработчик: ГБПОУ РО «Шахтинский педагогический колледж»

Составитель: Бойко И. В., преподаватель педагогики

Рецензент: Преподаватель психологии высшей категории Крючкова Ирина Анатольевна


Одобрено на заседании методического совета

___________________________________________________________________


Протокол №______ от «_____» __________ 2016г.

Председатель МС _________________ / _______________ /























СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК 4

  2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МДК 8

  3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК 10

  4. УСЛОВИЯ РЕАЛЗАЦИИ МДК 26

  5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК 28







































  1. ПАСПОРТ рабочей программы

МДК 01.03 Основы социальной педагогики

    1. Область применения программы

Рабочая программа МДК 01.03 Основы социальной педагогики является частью профессионального модуля ПМ 01 Преподавание в области социально – педагогической деятельности и основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования » укрупненной группы специальностей 050000 «Образование и педагогика» среднего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование» ( Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 28.09. 2009г. №355 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования») в части освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций:

ПК 1.1 Определять цели и задачи, планировать занятия

ПК 1.2 Организовывать и проводить занятия

ПК 1.3 Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования

ПК 1.4 Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы

ПК 1.5 Анализировать занятия, мероприятия

ПК 1.6 Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия в т. ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки

ПК 2.2 Организовывать и проводить досуговые мероприятия

ПК 2.3 Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях

ПК 2.4 Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий

ПК 2.5 Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий

ПК 3.1 Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста группы и отдельных занимающихся

ПК 3.2 Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно – развивающую среду

ПК 3.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК 3.4 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

ПК 3.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей










Код

Дополнительные профессиональные компетенции

ДПК 1

Проводить мероприятия с детьми разного возраста с использованием новых информационно – коммуникационных технологий

ДПК 2

Проводить диагностику и исследование влияний факторов на растущую личность, группу

ДПК 3

Применять инновационные технологии, направленные на охрану психического и физического здоровья детей

ДПК 4

Вести учебную документацию

ДПК 5

Организовывать коллективную познавательную и коллективную творческую деятельность

ДПК 6

Планировать и проводить социально – педагогическую деятельность

ДПК 7

Выбирать формы, методы и средства воспитательной работы

ДПК 8

Использовать технологии рефлексивной деятельности

ДПК 9

Анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем

ДПК 10

Наблюдать, анализировать занятия (мероприятия)

































Рабочая программа МДК 01.03 Основы социальной педагогики может быть использована в рамках реализации программ дополнительного образования (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в профессиональной подготовке по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования


1.2 Цели и задачи МДК – требования к результатам освоения МДК

С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК должен:

иметь практический опыт:

- проведения диагностики и исследования влияний факторов среды на растущую личность, группу;

- наблюдения, анализа и самоанализа занятий;

- ведения документации, обеспечивающий образовательный процесс

- обобщения и систематизации передового педагогического опыта;

- ориентация в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

- анализа информации, необходимой для решения профессиональных педагогических проблем;

- изучения опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;

- ознакомления с педагогическими возможностями и эффективностью применения различных методов, приемов, методик, форм организации воспитания.


уметь:

- определять цели и задачи;

- планировать занятия;

- анализировать занятия;

- моделировать воспитательные системы школы и социума;

- организовывать коллективную познавательную и коллективную творческую деятельность;

- разрабатывать активные формы воспитательной работы;

- анализировать и оценивать социально – педагогическое явление;

- проводить социально – педагогическое исследование;

- осуществлять методы социально – педагогической работы;

- проектировать вариативные педагогические технологии;

- анализировать учебно – воспитательные ситуации;

- использовать технологии рефлексивной деятельности;

- выполнять творческие задания и коллективные проекты;

- использовать приёмы педагогической техники в профессиональной деятельности.


знать:

- формы, методы и средства воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

- основы гуманистического воспитания;

- социализацию как социально – педагогическое явление;

- основные категории социальной педагогики;

- принципы социальной педагогики;

- методологические основы социальной педагогики;

- мегафакторы социализации;

- влияние процесса социализации на человека;

- основные составляющие влияния мегафакторов на социализацию человека;

- процесс воспитания в контексте микрофакторов социализации;

- условия для развития и ценностной ориентации человека в воспитательных организациях;

- социальную педагогику как отрасль знаний;

- социально – педагогическое исследование;

- понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике;

- развитие ребенка в социуме.


1.3 Рекомендуемое количество часов на освоение программы МДК:

максимальной учебной нагрузки обучающихся 144 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 96 часов;

самостоятельной работы обучающихся – 48 часа.
































  1. Результаты освоения МДК

Результатом освоения программы МДК является овладение обучающимися следующими видами профессиональной деятельности: преподавание в области социально – педагогической деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК 1.2.

Организовывать и планировать занятия.

ПК 1.3.

Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.

ПК 1.4.

Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

ПК 1.5.

Анализировать занятия.

ПК 1.6.

Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

ПК 2.1.

Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т. ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.

ПК 2.2.

Организовывать и проводить досуговые мероприятия.

ПК 2.3.

Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.

ПК 2.4.

Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.

ПК 2.5.

Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий.

ПК 3.1.

Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста группы и отдельных занимающихся.

ПК 3.2.

Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно – развивающую среду.

ПК 3.3.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.4.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.5.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

ОК

Общие компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно – коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе, взаимодействовать с руководством, коллегами.

ОК 7.

Ставить цели. мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

ОК 12.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)












3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание МДК

3.1. Тематический план МДК (вариант для СПО)

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОК 1 – 12

ПК 1.1 – 1.6

ПК 2.1, 2.5

ПК 3.1, 3.5


МДК 01.03

Основы социальной педагогики

144

96

44



+

48



+

Наблю-дение уроков



Всего:

144

96

44


48






Ячейки в столбцах 3, 4, 7, 9, 10 заполняются жирным шрифтом, в 5, 6, 8 - обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 7, 9, 10 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 9 и 10) должна соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений следует повторить объем часов на производственную практику по профилю специальности (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная, часов». И учебная, и производственная (по профилю специальности) практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).



3.2. Содержание обучения по МДК 01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ПМ01 Преподавание в области социально – педагогической деятельности




МДК 01.03. Основы социальной педагогики




96ч.


3 сем. 32ч.



Тема 01.01.01. Социальная педагогика как учебный предмет

(3 сем)

Содержание



1.

Предмет социальной педагогики

16

1

2.

Методологические основы социальной педагогики

1


3.

Категории социальной педагогики

1


4.

Функции социальной педагогики

1



5.

Задачи социопедагогики

2


6.

История возникновения социальной педагогики

1


7.

Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике

1


8.

Принципы социальной педагогики

1


9.

Развитие ребенка в социуме

1


10.

Социально – педагогическое исследование

1




1.

Практические занятия

Сопоставленный анализ понятий педагогика и социальная педагогика





2.

Определение объекта и предмета исследования социальной педагогики

1


3.

Психолого – педагогический анализ интеграции и изоляции ребёнка с проблемами в процессе его социализации.

1


4.

Выделение основных свойств социально – педагогических норм.

1


5.

Анализ причин нарушений, отклонений и задержек в развитии детей с ограниченными возможностями.

1


6.

Наблюдение детей с девиантным поведение.

1


7.

Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике

1


8.

Принципы социальной педагогики.

1


9.

Развитие ребенка в социуме.

1


10.

Социально – педагогическое исследование.

1





1

Практические занятия:

Сопоставленный анализ понятий педагогика и социальная педагогика.

1



2

Определение объекта и предмета исследования социальной педагогики.

1



3

Психолого – педагогический анализ интеграции и изоляции ребенка с проблемами в процессе его социализации.

1



4

Выделение основных свойств социально – педагогических норм.

1



5

Анализ причин нарушений, отклонений и задержек в развитии детей с ограниченными возможностями.

1



6

Наблюдение детей с девиантным поведением.

1


Тема 01.03.02. Социализация как контекст социального воспитания

(3сем)
















Содержание

16ч


1.

Социализация как социально – педагогическое явление

1

1

2.

Сущность социализации

1


3.

Составляющие процессе социализации

1


4.

Стихийная социализация

1


5.

Относительно направленная социализация

1


6.

Относительно социально контролируемая социализация - воспитание

1


7.

Стадии социализации

1


8.

Факторы социализации

1


9.

Средства социализации

1


10.

Механизмы социализации





1.

Практические занятия

Анализ исторических этапов развития социальной педагогики

1


2.

Составление схемы инстинктов социализации

1


3.

Определение роли деятельности и общения в развитии ребенка

1


4.

Определение целей воспитания в зависимости от социокультурных условий.

1


5.

Сопоставленный анализ различных факторов социализации.

1


6.

Разработка стадий социализации




Содержание

11


Тема 01.03.03

Человек в процессе социализации

(4сем)

1.

Человек как объект социализации

1

1

2.

Человек как субъект социализации

1


3.

Задачи социализации

1


4.

Человек как жертва процесса социализации

1


5.

Человек как личность

1


6.

Человек как личность

1


1

Практические задания

Диспут “Можно ли человека считать субъектом социализации”

1


2

Анализ условий, благодаря которым человека можно считать субъектом социализации

1


3

Разработка возрастных задач, которые стоят перед человеком в детстве, отрочестве, юности

1


4

Анализ противоречий процесса социализации

1



5

Составление схемы возрастных этапов человека

1


Тема 01.03.04

Мегафакторы социализации

(4сем)

Содержание

5

2

1

Космос

1


2

Планета, мир.

1


3

Интернет

1


1

Практические занятия:

Диспут “Космос как мегафактор социализации – это утопия или непознанная реальность”

1


2

Определение значительных ресурсов Интернета, которые влияют на социализацию



Тема 01.03.05

Основные источники влияния макрофакторов на социализацию

(4сем)

Содержание

7ч.

3

1

Страна

1


2

Этнос

1


3

Менталитетность и социализм

1


4

Общество

1


5

Государство

1




1

Практические занятия:

Анализ влияния ментальности этноса на социализацию человека

1


2

Составление схемы государственной системы воспитания

1


Тема 01.03.05

Основные составляющие влияния мезафакторов на социализацию

(4 сем)

Содержание

13ч.


1


Регионы

1

3

2

Средства массовой коммуникации

1


3

Субкультуры



4

Вид поселения

1


5

Город



6

Поселок



7

Муниципальная система социального воспитания



8

Принцип вариативности социального воспитания



1

Практические занятия:

Сравнительный анализ сельского и городского образа жизни

1


2

Определение направлений влияния сельского и городского образов жизни на социализацию человека

1



3

Анализ признаков субкультуры

1



4

Охарактеризовать регион своего проживания как мезафактор социализации

1



5

Определение позитивных и негативных возможностей для формирования мобильности личности в городе



Тема 01.03.06

Воспитание в контексте микрофакторов социализации

(5 сем)


5 семестр – 28 часов

16


Содержание


3

1

Современная семья

1


2

Социализирующие факторы семьи

1


3

Семейное воспитание

1


4

Домашний очаг

1


5

Соседство и стихийная социализация

1


6

Группы сверстников

1


7

Социализирующие функции группы сверстников

1


8

Компьютер и стихийная социализация

1


1

Практические занятия:

На примере конкретной семьи выявить линии её взаимодействия ёё с другими микрофакторами социализации

1


2

Характеристика возможностей и границ взаимодействия воспитательных организаций с другими микрофакторами социализации

1


3

Социально – педагогическая характеристика микросоциума

1



4

Формирование проблем, требующих социально – педагогического решения.

1



5

Проектирование способов организации позитивной жизнедеятельности различных групп сверстников в микросоциуме.

1



6

Сравнительный анализ семейного, социального, религиозного воспитания.

1



7

Выявление сходства и различия социализирующих функций микрофакторов социализации.

1


Тема 01.01.07

Создание условий для развития и ценностной ориентации человека в воспитательных организациях

(5 сем)

Содержание

12

4

1

Личностный подход в социальном воспитании.

1


2

Организация социального опыта.

1


3

Организация и обучение взаимодействию в воспитательной организации

1


4

Образование

1



1

Практические занятия:

Раскрытие понятия “социальной организации”

1



2

Характеристика потенциала каждой сферы жизнедеятельности для развития членов воспитательной организации.

1



3

Анализ взаимосвязи стиля руководства и соотношения управления с самоуправлением.

1



4

Проектирование вариантов организации межгруппового и массового взаимодействия применительно к отдельным возрастным группам воспитуемых

1



5

Проектирование вариантов обучения взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности в воспитательной организации.

1



6

Раскрытие содержание и способов обучения, просвещения и стимулирования самообразования и стимулирования самообразования на примере конкретного типа воспитательной организации

1



7

Раскрытие принципа центрации социального воспитания на развитие личности

1



8

Показ сущности принципа диалогичности социального воспитания на конкретных примерах

1






Всего



144ч




Самостоятельная внеаудиторная работа при изучении раздела МДК 01.03

ПМ 1. (при наличии, указываются задания)


Содержание

48ч.


1

Сообщение “Социальная подготовка в системе гуманитарных знаний”

1


2

Сообщение “Становление и развитие социальной педагогики в Германии” 1


3

Сообщение “Становление и развитие социальной педагогики в России”

1


4

Эссе-рассуждение “Ребёнок и закономерности его социализации как объект и предмет изучения социальной педагогики”

1


5

Сообщение “Влияние наследственных факторов на развитие ребёнка”

1


6

Сообщение “Развитие ребёнка в процессе деятельности”

1


7

Сообщение “Воспитание и социализация ребёнка”

1


8

Сообщение “Понятие нормы в науках, изучающих человека”

1


9

Сообщение “Отклонения в поведениях ребёнка как социально – педагогическая проблема”

1


10

Сообщение “Типология социально – педагогических норм и отклонений ребёнка.

1


11

Анализ зон поддержки ребёнка в процессе социализации.

1


12

Определение задач воспитания для учащихся определенного возраста.

1


13

Анализ глобальных процессов на социализацию личности.

1


14

Анализ средств массовой коммуникации в самоизменении человека

1


15

Определение ценностей социального воспитания в различных обществах

1


16

Эссе – рассуждение “Девиантное поведение подростка: причины и последствия”

1


17

Сообщение “Профориентационная работа как условие успешной социализации старшеклассников”

1


18

Сообщение “Социальная адаптация трудных подростков”

1


19

Эссе – рассуждение “Человек – творец своей жизни: возможности и границы”

1


20

Сообщение “Космос и человек как микрокосм.”

1


21

Диспут “Глобальные конфликты: перспективы обострения и разрешения”

1


22

Выявления роли национального языка в процессе социализации

1


23

Анализ взаимодействия общества и государства в процессе социализации.

1


24

Сообщение “Урбанизация и её роль в жизни общества и социализации человека”

1


25

Исследование специфики социализации в конкретном поселении.

1


26

Анализ социализирующей функции религиозных организаций.

1


27

Анализ группы сверстников на каждого своего члена.

1


28

Сообщение “Семья – институт социализации”

1


29

Выявление особенностей семейной социализации в регионе проживания студентов.

1


30

Наблюдение особенностей межпоколенных взаимоотношений в регионе и возможности их оптимизации.

1


31

Сообщение “Интеграция микрофакторов социализации как социально – педагогическая проблема.”

1


32

Характеристика воспитательного пространства как педагогического явления и различные состояния его создания.

1


33

Характеристика совершенной трактовке принципы коллективности социального воспитания.

1


34

Эссе – рассуждение “Что делает контркультурные организации фактором десоциализации личности?”

1


35

Характеристика особенностей социального воспитания в школе.

1


36

Характеристика особенностей социального воспитания в летнем лагере.

1


37

Анализ особенностей религиозного воспитания

1


38

Разработать способы стимулирования самообразования членов воспитания.

1


39

Анализ просвещения в воспитательных организациях.

1


40

Эссе – рассуждение “Самообразование как условие жизненного успеха”

1


41

Характеристика и анализ авторской воспитательной системы одного из современных педагогогов – практиков.

1


42

Эссе – рассуждение “В чём сущность принципа незавершимости воспитания?”

1


43

Определение степени социализованности членов контактной группы в воспитательной организации.

1


44

Проектирование варианта реализации принципа незавершимости воспитания в работе с определенной возрастной группой.

1


45

Характеристика функции социальной педагогики.

1


46

Сообщение “Социальная педагогика как отрасль знания”

1


47

Характеристика семей группы риска

1


48

Определение проблем детей в семьях группы риска.

1



Итоговая аттестация в форме диф. Зачета (5 сем)



Учебная практика

Виды работ



Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности)

Виды работ: практика пробных уроков, разработка уроков, анализ

Примерная тематика курсовых работ



Темы для научных исследований студентов (курсовых работ)
  1. Современные концепции воспитания.
  2. Авторская кола: система воспитательной работы.
  3. Национальное своеобразие воспитания.
  4. Этнопедагогические условия развития современного школьника.
  5. Система деятельности классного руководителя (анализ опыта работы)
  6. Школьное самоуправление (анализ опыта работы)
  7. Гражданское воспитание: опыт и проблемы.
  8. Организация воспитательной работы во временном детском коллективе.
  9. Развитие социального творчества ребенка в детской общественной организации.
  10. Сотрудничество взрослых и детей в клубном объединении.
  11. Проблема формирования ученических коллективов.
  12. Организация коллективной творческой деятельности в школьном классе..
  13. Воспитательный потенциал русской народной культуры.
  14. Народные приемы и методы воздействия на чувства, создание и поведение.
  15. Пути воспитания совершенного человека.
  16. Сравнительный педагогических анализ отечественных и зарубежных воспитательных систем.
  17. Проблемы воспитания и образования в современной школе.

  1. Воспитательная система класса.
  2. Формирование взаимоотношений в классе.
  3. Человек кА как субъект социализации.
  4. Человек – жертва неблагоприятных условий социализации.
  5. Влияние глобальных процессов на социализацию личности.
  6. Средства массовой коммуникации в самоизменении человека.
  7. Ценности социального воспитания в различных.
  8. Особенности реализации принципа гуманизма в социальной педагогике.
  9. Опыт социального воспитания личности в коллективе в практике воспитательных учреждений начала ХХ века (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий).
  10. Социально-педагогические аспекты в практике педагогов-новаторов второй половины ХХ века (И.П. Иванов, И.П. Волков, М.П. Щетинин).
  11. Семья как институт социализации ребенка.
  12. Отклонения воспитания в развитии ребенка как социально-педагогическая проблема.
  13. Девиантное поведение подростка: причины и последствия.
  14. Социальная адаптация трудных подростков.
  15. Алкоголизм как социальная паталогия детства.
  16. Наркомания как социально-педагогическая проблема.
  17. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.
  18. Профилактическая работа при первичных формах социальной дезадаптации школьников.
  19. Проблемы детской беспризорности в современной России.
  20. Отражение межэтнических конфликтов во взаимоотношениях школьников.
  21. Отношение подростково – юношеской субкультуры конкретного региона.
  22. Характеристика влияние неформальных течений в молодежной среде на социализацию подрастающих поколений.
  23. Гуманистические идеи Конвенции ООН о правах ребенка и их реализация в современных условиях.
  24. Особенности социального воспитания в летнем лагере.
  25. Детская общественная организация как возможность социального творчества подростка..
  26. Клуб по месту жительства: воспитательные возможности.
  27. Социально – педагогические проблемы успеваемости школьников.
  28. Профориентационное работа как условие успешной социализации старшеклассников.
Примерная тематика выпускных квалификационных работ (проектов)
  1. Культурно – исторические предпосылки социально – педагогической деятельности в России.
  2. Общественная помощь как социально – педагогическая явление.
  3. История развития социальной педагогики в России.
  4. Профессиональная характеристика социального педагога.
  5. Система профессиональной подготовки социального педагога.
  6. Ребенок и социума как объект изучения социальной педагогики.
  7. Нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике.
  8. Сущность и характеристики социального воспитания детей.
  9. Влияние средств массовой информации на социальное воспитание.
  10. Сущность и особенности социального обучения детей.
  11. Сущность социально – педагогической деятельности.
  12. Развитие социальных служб для детей в современных условиях.
  13. Социально – педагогические проблемы здорового образа жизни детей.
  14. Семья как объект социально – педагогической деятельности.
  15. Типы семейного неблагополучия и методы социально – педагогической поддержки детства.
  16. Специфика социально – педагогической деятельности с многодетной семьей.
  17. Методы и формы работы социального педагога с неполной семьей.
  18. Особенности социально – педагогической деятельности с приемной семьей.
  19. Специфика работы социального педагога в детском доме.
  20. Особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа для детей – сирот.
  21. Социальная педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму.
  22. Особенности социально – педагогической деятельности с детьми – наркоманами.
  23. Бродяжничество и беспризорность детей как социально – педагогическая проблема.
  24. Методы и формы работы социального педагога в образовательных учреждениях.
  25. Формы и методы работы социального педагога в учреждениях дополнительного образования.
  26. Особенности деятельности социального педагога в учреждениях досуга.
  27. Особенности работы социального педагога в учреждениях реабилитации детей с ограниченными возможностями.
  28. Формы и методы работы социального педагога в специальных учреждениях для детей правонарушителей.
  29. Безработица среди молодежи как социально – педагогическая проблема.
  30. Социально – педагогическая помощь в профессиональном самоопределении молодежи.



















4. Условия реализации МДК. 4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. Реализация МДК 01.03 Основы социальной педагогики предполагает наличие учебного кабинета педагогики. Оборудование учебного кабинета: - мультимедийное оборудование. - ПК с выходом в Интернет. - Инструкционные схемы - Дидактический материал. 4.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники: Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. образования / А.В. Мудрик – 9-е изд., испр. – М: Издательский центр “Академия”, 2014. – 240с. Дополнительные источники:
  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. – М. 2010
  2. Афанасьев С.П. Что делать с детьми в загородном лагере. – М., 1994
  3. Белинская Е.П., Тихномандридская О.А. Социальная психология личности. – М., 2009
  4. Бочарова В.Г.Педагогика социальной работы. – М., 1994
  5. Басов М.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики. – М., 2007
  6. Галицкая И.А. Новые религиозные культы и школы. – М., 2001
  7. Голофаст В. Социология семьи. Статьи разных лет. – СПб., 2006
  8. Елвенина Н.А. Социальное воспитание в детском общественном объединении. – М., 2009
  9. Комаров М.С. Введение в социологию. – М., 2014
  10. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 2011
  11. Кон И.С. В поисках себя. – М., 2014
  12. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 2003
  13. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 2010
  14. Ромм Т.А. История социальной педагогики. – Ростов н/Д., 2010
  15. Сергеев В.К. Молодежь и город: лицом к лицу. – М., 2002
  16. Смелзер Н. Социология. – М., 1994
  17. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., 2014
  18. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. – М., 2004
  19. Штомпка П. Социология. – М., 2005
  20. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: учеб. пособие. – М., 2006

Электронные ресурсы:
  1. Пионерское движение [Электронный ресурс]. – режим доступа:
http://ru.wikipedia.org.
  1. Неформальные объедение молодежи [Электронный ресурс]. – режим доступа:
http://www.33333.ru/teoriya/glossariy/glossariy.php?st=342.
  1. Нормативные документы в области семьи [Электронный ресурс]. – режим доступа:
http://www.good.cnt.ru/family/ConUN-ChR.htm
  1. Православные скауты [Электронный ресурс]. – режим доступа:
http://www.didascal.ru
  1. Скауты разведчики России [Электронный ресурс]. – режим доступа:
www.scauts.ru
  1. Нормативные документы в области детства [Электронный ресурс]. – режим доступа:
www.un.org/russian/document/convents/childcon.htm




4.3. Общие требования к организациям образовательного процесса. Основными формами организациям образовательного процесса в рамках реализации МДК 01.03 Основы социальной педагогики являются теоретические и практические занятия, самостоятельные работы, учебная и производственная практики. При этом необходимым условием организации теоретических занятий является проблемность, практико – ориентированность изложения изучаемого материала с целью активизации учебно-познавательной деятельностью студентов. Практические занятия направлены на формирование умение и навыков, а так же на развитие творческих способностей обучающихся. Важнейшим компонентом освоения МДК является самостоятельная работа студентов, которая реализуется через систему домашних заданий и специально организованной аудиторной или внеаудиторной (как групповой, так и индивидуальный) деятельности студентов. Достаточный спектр примерных заданий для самостоятельной работы, предполагаемые основные и дополнительные информационные источники существенно расширяют подготовку студента к практическим занятиям, а так же могут быть включены в содержании учебной практики. В период освоение МДК для студентов организуются консультации: групповые, индивидуальные, письменные, устные, в том числе с использованием средств дистанционного обучения. Форма контроля в МДК 01.03 Основы социальной педагогики проводится в виде дифференцированного зачета в 5 семестре с целью проверки сформированности компетенции и готовности к выполнению профессиональной деятельности, в определенных разделах “Требования к результатам освоения основной профессионально образовательной программы” федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 “Педагогика дополнительного образования”. Освоению данного МДК должно предшествовать изучение учебных дисциплин таких, как “Педагогика”, “Психология”.
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса. Требования квалификации педагогических кадров, реализирующих программу МДК 01.03 Основы социальной педагогики 7.15 ФГОС СПО по специальности 44.02.03 “Педагогика дополнительного образования” утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.11.2009г. №535 и Квалификационных характеристик должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.082009г. №593 Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обеспечение по междисциплинарному курсу (курсам). Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), с наличием опыта педагогической деятельности (не менее 3-х лет) по реализации основных образовательных программ начального общего образования или отдельных учебных предметов области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), в общеобразовательном учреждении. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам) с наличием опыта педагогической деятельности (не менее 3-х лет) по реализации основных образовательных программ начального общего образования или отдельных учебных предметов области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам) в общеобразовательном учреждении.. Все преподаватели, реализующие данный профессиональный модуль, как на уровне преподавания междисциплинарных курсов, так и на уровне руководства практикой должны проходить стажировку в общеобразовательных учреждениях не реже 1-го раза в 3 года.



5.Контроль и оценка результатов освоения МДК

Контроль и оценка результатов освоения МДК осуществляется преподавателем в процессе выполнения практических работ, лабораторных работ, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения и знания)

Основные показатели

оценки результатов


По завершении освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

У 1. Оценивать постановку цели и задач занятия, планировать мероприятия

- обоснованность постановки целей и задач

- соответствие структуры и содержания занятия поставленным целям и задачам

У 2. Определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, форм организации воспитания

- оптимальность выбора методов, приемов, форм организации воспитания

- соответствие выбранных форм, методов, приемов поставленным целям и задачам

У 3. Моделировать воспитательные системы школы и социума

- оптимальность выбора воспитательной системы

У 4. Организовывать коллективную познавательную и коллективную творческую деятельность

- знание структуры коллективной творческой деятельности

У 5. Проводить социально – педагогические исследования

- оптимальность выбора социально – педагогических диагностических методик

У 6. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области социальной педагогики на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

- аргументированность и полнота объяснения сущности педагогического опыта и образовательных технологий в области социальной педагогики

У 7. Выбирать социально – педагогические технологии, приемлемые в организации социального воспитания детей и подростков, попавших в трудную ситуацию

- оптимальность выбора педагогических технологий, приемлемых в организации социального воспитания

31 Социальную педагогику как отрасль знаний

- аргументированность и полнота изложения материала

- связь с практикой

32 Социализацию как социально – педагогическое явление

- аргументированность и полнота изложения материала


33 Развитие ребенка в социуме

- яркость и аргументированность мнения

34 Мегафакторы социализации

- яркость и аргументированность мнения

35 Основные источники влияния макрофакторов на социализацию

- яркость и аргументированность мнения

36 Воспитание в контексте микрофакторов социализации

- аргументированность и полнота изложения материала

- оптимальный выбор методов воспитания

37 Создание условий для развития и ценностной ориентации человека в воспитательных организациях

- утверждение основ гуманистического воспитания

- эффективный анализ и оценка учебных занятий

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица)

Процент результативности

(правильных ответов )

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

85 % - 100 %

5

Отлично

68 % - 84 %

4

Хорошо

50 % - 67%

3

Удовлетворительно

менее 50 %

2

Неудовлетворительно






** Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!