СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования для специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимым условием организации теоретических знаний является проблемность, практико - ориентированный подход с целью активизации учебно - познавательной деятельности студентов.Программа включает паспорт учебной дисциплины,структуру и содержание, контроль и оценку знаний. Программа составлена в соответствии с ФГОС по специальности СПО профессии НПО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования для специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.»

министерство общего и профессионального образования

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж»















Рабочая программа

МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

для специальности

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании



















Шахты

2016г.





ОДОБРЕН

предметной (цикловой)

комиссией «Педагогика и

психология»

Разработан на основе

Федерального государственного образовательного стандарта

среднего профессионального образования






Протокол №_______

От «__» _______2016 г.

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании





Председатель предметной

(цикловой) комиссии

Елизарова В.А. / ____________

Заместитель директора по

учебной работе

Лозовая Г.В. / _____________





Организация – разработчик: ГБПОУ РО «Шахтинский педагогический колледж»

Составитель: Бойко И В., преподаватель педагогики

Рецензент: Преподаватель психологии высшей категории Крючкова Ирина Анатольевна.

Одобрено на заседании методического совета



Протокол №_____от «____» ___________ 2016г.

Председатель МС_______________________ / ____________________ /















СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК

  2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МДК

  3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК

  4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МДК

  5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК



































  1. ПАСПОРТ рабочей программы

МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

    1. Область применения программы

Рабочая программа МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования является частью профессионального модуля ПМ 01. «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» и основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» укрупненной группы специальности 050000 «Образование и педагогика» среднего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.09.2009 г. № 355 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования») в части освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций:

ПК 1.1 Определять цели и задачи, планировать уроки

ПК 1.2. Проводить уроки

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения

ПК 1.4. Анализировать уроки

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания

ПК 4.1. Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно – методические материалы (рабочие программы, учебно – тематические планы) на основе образовательного учреждения, особенностей класса / группы и отдельных обучающихся

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно – развивающую среду

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

Рабочая программа МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования может быть использована в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в профессиональной подготовке по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

    1. Цели и задачи МДК – требования к результатам освоения МДК.

С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК должен:

иметь практический опыт:

- проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;

- ведение учебной документации;

- обобщения и систематизации передового педагогического опыта;

- ориентации в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

- анализа информации, необходимой для решения профессиональных педагогических проблем;

- изучение инновационных технологий в образовательном процессе ;

- ознакомления с педагогическими возможностями и эффективностью применения различных метод, приемов, методик, форм организации обучения.

Уметь:

- определять цели и задачи;

- планировать уроки;

- анализировать уроки;

- определять основные этапы овладения учащимися знаниями, умениями, навыками;

- реализовывать воспитательную, образовательную и развивающую функции процесса обучения;

- организовывать процесс обучения в соответствии с закономерностями и принципами;

- оптимально осуществлять выбор технологии обучения.

Знать:

- формы, методы и средства обучения, их педагогические возможности и условия применения;

- основы развивающего обучения;

- основы дифференциации и индивидуализации обучения;

- структуру процесса обучения;

- теории обучения в начальных классах;

- общую характеристику педагогических технологий;

- проектные технологии;

- педагогические технологии начального образования;

- игровые технологии в начальном образовании;

- технологию современного учебного занятия;

- технологию педагогического общения;

- здоровьесберегающие технологии.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы МДК:

максимальной учебной нагрузки обучающихся 158 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 105 часов;

самостоятельной работы обучающихся 53 часов.



















  1. Результаты освоения МДК



Результатом освоения программы МДК является овладение обучающимися следующими видами профессиональной деятельности: преподавание по программам начального общего образования, методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Определять цели и задачи, планировать уроки

ПК 1.2.

Проводить уроки

ПК 1.3.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения

ПК 1.4.

Анализировать уроки

ПК 1.5.

Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования

ПК 3.1.

Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты

ПК 3.6.

Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания

ПК 4.1.

Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно – методические материалы (рабочие программы, учебно – тематические планы) на основе образовательного учреждения, особенностей класса (группы и отдельных обучающихся)

ПК 4.2.

Создавать в кабинете предметно – развивающую среду

ПК 4.3.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК 4.4.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

ПК 4.5.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно - коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

ОК 7.

Ставит цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

ОК 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих











3. СТРУКТУРА и содержание ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практи-ки)

Объем времени, отведенный на освоение

междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учеб-ная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Раздел 1. Технологии обучения

158

105

32


53




ПК 1.3

Тема 1. Теория образования и обучения

27

22

11


5




ПК 1.1

ПК 1.2

Тема 2. Технология современного учебного занятия

16

11

5


5




ПК 1.4

Тема 3. Педагогические технологии

11

6

-


5




ПК 4.1

ПК 4.5

Тема 4. Проектирование педагогических технологий

12

6

2


6




ПК 4.3

Тема 5. Педагогические технологии начального образования

30

24

6


6




ПК 4.3

Тема 6. Игровые технологии в начальном образовании

13

8

4


5




ПК 4.2

Тема 7. Здоровье-сберегающие технологии

13

9

4


4




ПК 4.5

Тема 8. Технология педагогического общения

7

3

-


4




ПК 3.1

Тема 9. Технология педагогической поддержки школьников

12

8

-


4




ПК 4.4

Тема 10. Личностно-ориентированные технологии в работе

с младшими школьниками

7

2

-


5




ПК 3.1

Тема 11. Возрастно-сообразные технологии оценки достижений учащихся

10

6

-


4





Всего:

158

105

32


53











3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание МДК

3.1. Тематический план МДК (вариант для СПО)

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практи-ки)

Объем времени, отведенный на освоение

междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учеб-ная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОК 1 – 12

ПК 1.1 – 1.5

ПК 3.1, 3.6

ПК 4.1, 4.5


МДК 01.01

Теоретические основы организации обучения в начальных классах

и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

158

105

32



+

53



+

Наблю-дение уроков

Пробные уроки



Всего:

158

105

32


53













3.2. Содержание обучения по МДК 01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ПМ01 Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования




МДК 01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования




158ч.


4 сем. 36ч.



Раздел 1. Технология обучения

Тема 01.01.01. Теория образования и обучения

(4 сем)

Содержание

22


1.

Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки

1

3

2.

Место и задачи обучения в системе образования

1

3.

Понятие о дидактике

1

4.

Возникновения и развитие теории обучения и образования

1

5.

Дидактические системы

2

6.

Теории обучения в начальных классах

1

7.

Обучение. Функции обучения

1

8.

Движущие силы и противоречия процесса обучения

1

9.

Закономерности обучения

1

10.

Структура процесса обучения

1

11.

Абстрактное познание в учебном процессе.

1



1.

Практические занятия:

Разработка фрагмента урока с использованием конкретных теорий обучения



1

2.

Разработка фрагмента урока с использованием содержательных теорий обучения

1

3.

Разработка фрагмента урока с использованием содержательных теорий обучения

1

4.

Разработка фрагмента урока с использованием содержательных теорий обучения

1

5.

Сопоставительный анализ дидактических систем Д.Дьюи и И.Ф.Гербарта

1

6.

Наблюдение реализации закономерностей обучения в работе учителей

1

7.

Приёмы развития познавательных процессов у младших школьников.

1

8.

Психоло-педагогический анализ процесса усвоения учащимися знаний, умений, навыков на уроке.

1

9.

Наблюдение реализации методов обучения в работе учителей.

1

10.

Наблюдение реализации приёмов обучения в работе учителей.


11.

Решение профессиональных педагогических проблем по выбору методов, приёмов и средств обучения.


Самостоятельная работа:


1.

Сообщение об авторитарной системе И.Ф. Гербарта

1

2.

Сообщение о реформаторской системе Д. Дьюи

1

3.

Сообщение о вовременной системе Д. Брунера

1

4.

Сообщение «Абстрактное познание в учебном процессе»

1

5.

Изучение Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»

1

Тема 01.01.02. Технология современного учебного занятия

(4сем)
















Содержание

11

3

1.

Технология современного учебного занятия

1

2.

Типы уроков

1

3.

Структура урока

1

4.

Комбинированный урок

1

5.

Технология современного анализа и оценки эффективности учебных занятий

1

6.

Технологическая карта урока

1



1.

Практические занятия

Начало урока в разных типах организации

1

2.

Этап всесторонней проверки знаний

1

3.

Этап усвоения новых знаний

1

4.

Этап информации учащихся о домашнем задании

1

5.

Триединая цель урока и его конечный результат

1

Самостоятельная работа:


1.

Изучение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

1

2.

Эссе-рассуждение «Современные проблемы образования»

1

3.

Сообщение «Классно-урочная система Я.А. Каменского»

1

4.

Эссе-рассуждение «Традиционные и активные методы обучения»

1

5.

Эссе-рассуждение «Инноватика активных приемов обучения»

1


Содержание

3

3

Тема 01.01.03 Педагогические технологии

(4сем)

1.

Понятие педагогических технологий

1

2.

Общая характеристика педагогических технологий

1


3.

Уровни педагогических технологий

1



Тема 01.01.03 Педагогические технологии

(5сем)

5 сем. 48 ч.


3

Содержание

3

1.

Структура педагогических технологий

1

2.

Психолого-педагогические концепции и теории

1

3.

Основные критерии педагогических технологий

1

Самостоятельная работа:


1

Разработка проблемной ситуации на уроке обучения грамоте

1

2

Разработка проблемной ситуации на уроке математики

1

3

Анализ уровней овладения системой знаний на основе наблюдения за управлением учебно-познавательной деятельностью школьников

1

4

Разработка проблемной ситуации на уроке окружающего мира

1

5

Разработка фрагмента урока русского языка по программам начального общего образования (этап закрепления)

1

Тема 01.01.04

Проектирование педагогических технологий

(5сем)

Содержание

6

3

1

Метод проектов

1

2

Основные функции проектирования

1

3

Виды проектов

1

4

Содержание проекта

1



1

Практические занятия

Организация проектной деятельности

1

2

Технологическая цепочка проектирования педагогической деятельности

1

Самостоятельная работа:


1

Разработка фрагмента урока математики по программам начального общего образования (этап закрепления)

2

2

Разработка фрагмента урока русского языка по программам начального общего образования (этап закрепления)

2

3

Разработка фрагмента урока математики по программам начального общего образования (этап открытия новых знаний)

2

Тема 01.01.05 Педагогические технологии начального образования

(5сем)

Содержание

24ч.

3

1

Традиционная (репродуктивная) технология обучения

1

2

Технология поэтапного формирования умственных действий

1

3

Технология развивающего обучения Л.В.Занкова

1

4

Технология развивающего обучения Д.Б. Эькониа – В.В. Давыдова

1

5

Технология проблемного обучения

1

6

Технология разноуровневого обучения

1

7

Технология проектного обучения

1

8

Технология модульного обучения

1

9

Технология задачного обучения

1

10

Технология обучения исследовательской деятельности

1

11

Мультимедийная среда как интерактивное средство обучения и воспитания

1

12

Технология адаптивного обучения

1

13

Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения

1

14

Технология музейного образования учащихся начальной школы

1

15

Арт-технологии в начальном образовании

1

16

Изотерапия. Сказкотерапия

1

17

Музыкотерапия. Танцевальная терапия

1

18

Фототерапия. Куклотерапия

1



1

Практические занятия:

Разработка этапов формирования умственных действий

1

2

Арт-технологии. Различные формы работы с учащимися

1

3

Анализ этапов арт-технологии.

1

4

Современный мультимедийный урок

1

5

Информационные технологии на разных этапах занятия

1

6

Организация и проведение музейных экскурсий с младшими школьниками

1


Самостоятельная работа:



1

Разработка фрагмента урока русского языка по программам начального общего образования (этап открытия новых знаний)

2

2

Разработка фрагмента урока с применением активных методов обучения

2

3

Сообщение о современных технологиях

1

4

Контрольная работа по теме: «Педагогические технологии»

1



Тема 01.01.06

Игровые технологии в начальном образовании

(5 сем)

Содержание терапия

8

3

1


Понятие игровых технологий

1

2

Игровые технологии в младшем школьном возрасте

1

3

Значение игры


4

Виды игр

1

1

Практические занятия:

Организация и проведение игры

1

2

Воспитание детей в игре

1


3

Организация и проведение деловых игр

1


4

Технологическая цепочка проведения игры

1


Самостоятельная работа:



1

Сообщение «Метод проектов»

1


2

Контрольная работа по теме «Проектирование педагогических технологий»

1


3

Конспектирование принципов Л.В. Занкова

1


4

Разработка проблемной ситуации

1


5

Контрольная работа по теме «Педагогические технологии образования»

1

Тема 01.01.07

Здоровьесберегающие технологии

(5 сем)

Содержание

9

3

1

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе школы

2

2

Организация режима для школьников

1

3

Организация специальных занятий по формированию у школьников здорового образа жизни

1

4

Создание фитомодулей и фитобаров

1

1

Практические занятия:

Разработка режима дня школьника

1

2

Анализ причин школьных болезней

2


3

Решение психолого-педагогических проблем

2


Самостоятельная работа:



1

Разработка фрагмента урока с применением здоровьесберегающих технологий

2


2

Разработка рекомендаций по организации здорового образа жизни младших школьников

1


3

Разработка правил оптимизации общения

1



6 сем. 21 ч.


3

Тема 01.01.08 Технология педагогического общения (6 сем)

Содержание

3

1

Педагогическое общение с детьми в системе коммуникативной технологии

1

2

Стили общения

1

3

Барьеры общения

1


Самостоятельная работа:



1

Сообщение «Народные игры»

1


2

Сообщение «Методика проведения деловых игр»

1


3

Разработка игр на развитии памяти

1


4

Разработка игры на развитие внимания

1

Тема 01.01.09 Технология педагогической поддержки школьников (6 сем.)


Содержание

8


1. Педагогическая поддержка из форм образовательного процесса 1


2. Идеи поддержки ребенка в трудах отечественных и зарубежных педагогов 1


3. Сущность педагогической поддержки 1


4. Основные положения педагогической поддержки в работе О.С. Газмана 1


5. Виды педагогической поддержки 1


6. Принципы педагогической поддержки 1


7. Функции педагогической поддержки 1


8. Приемы оказания педагогической поддержки 1


Самостоятельная работа:



1

Разработка игр на развитие речи 1


2

Сочинение «Здоровье и учение» 1


3

Сообщение «Детские неврозы и противоречия» 1

4

Разработка правил хорошей ссоры 1

Содержание

2


1. Личностно-ориентированное образование 1


2. Закономерности развития личности ребенка 1
Самостоятельная работа:

1

Сообщение «Осторожно, шум» 1

2

Эссе-рассуждение «Внимание, стресс» 1

3

Сообщение «Профилактика нарушения осанки у младших школьников» 1

4

Сочинение «Кода семейного здоровья» 1

5

Эссе-рассуждение «О пользе сна» 1

Тема 01.01.11 Возрастно-сообразные технологии оценки достижений учащихся (6 сем)

Содержание

6



1. Диагностические методики изучения детей 2


2. Технология педагогических целей 1


3. Контрольная работа 1


4. Диф. зачет 2
Самостоятельная работа:

1

Сопоставленный анализ технологии Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова 1

2

Разработка самостоятельной работы для учащихся 2 класса 1

3

Эссе-рассуждение «Адаптивность личностно-ориентированной технологии» 1

4

Сообщение «Арт-технологии» 1


Всего: 158 ч


Тематика курсовых работ


  1. Сказкотерапия как средство преодоления страхов у младших

школьников.

  1. Сказкотерапия - творческий вид работы в начальной школе.

  2. Игра - одно из средств развития, воспитания и обучения младших школьников.

  3. Проблема агрессивности младшего школьника и проблема ее коррекции.

  4. Формирование познавательной деятельности младших школьников.

  5. Здоровьесберегающее образование как модель социокультурной педагогической практики.

  6. Проблема детской беспризорности и безнадзорности в России.

  7. Формы организации обучения и их развитие в дидактике.

  8. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема в начальной школе.

  9. Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема.

11 .Методы активного обучения в начальной школе.

  1. Педагогические основы компьютеризации обучения.

  2. Личностно ориентированный подход к ученику по развитию его индивидуальности в начальной школе.

  3. Педагогика ненасилия в теории и практике деятельности учителя начальных классов.

  4. Групповые формы работы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения в начальной школе.

  5. Стратегии экстериоризации и проблематизации как средства развития способностей и знаний в начальной школе.

  6. Информационно - технологическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.

  7. Личностно ориентированная технология в работе с младшими школьниками.

  8. Педагогическое общение с детьми в системе коммуникативной технологии в начальной школе.

  9. Возрастные сообразные технологии оценки достижения учащихся в начальной школе.

  10. Диагностические методики изучения детей в начальной школе.

  11. Саморегуляция учителя начальных классов.

  12. Педагогическое сопровождение социальной адаптации школьников начальной школы.

  13. Социально — воспитательные технологии в начальной школе.

  14. Здоровье детей и школьные факторы риска в начальной школе.

  15. Игра и ее роль в психическом развитии младшего школьника.

  16. Проблема обучения в начальном образовании.

  17. Музейная технология в начальной школе.

  18. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников.

  19. Информационные технологии в начальном образовании.

Примерная тематика выпускных квалификационных работ (проектов)

  1. Здоровьесберегающие технологии - основа построения образовательного процесса в начальной школе

  2. Педагогика поддержки в деятельности учителя начальной школы

  3. Развивающее обучение как фактор интеллектуального развития младших школьников

  4. Формирование нравственного сознания и поведения в начальной школе

  5. Педагогический механизм формирования познавательной деятельности в начальной школе

  6. Дидактические основы компьютеризации обучения

  7. Оптимизация процесса обучения в начальной школе

  8. Общение как основа педагогической деятельности в начальной школе

  9. Педагогическая технология в структуре педагогического мастерства учителя

  10. Проблема творческого потенциала учителя начальных классов современной школы

  11. Активизация творческого мышления детей в процессе обучения в начальной школе

  12. Самостоятельная работа в процессе обучения как фактор развития познавательных способностей учащихся начальных классов

  13. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности

  14. Игровые технологии в начальном образовании

  15. Педагогический и психологический подходы к формированию личности

  16. Социально-педагогическая диагностика в начальной школе: понятие, задачи, проблемы проведения

  17. Психолого-педагогические основы работы с девиантными детьми в начальной школе

  18. Проблемы адаптации одаренных детей в начальной школе

  19. Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема в начальной школе

  20. Технология заданного обучения в начальной школе

  21. Технология модульного обучения в начальной школе

  22. Технология проектного обучения в начальной школе

  23. Технология разноуровневого обучения в начальной школе

  24. Технология проблемного обучения в начальной школе

  25. Технология развивающего обучения в начальной школе

  26. Технология поэтапного формирования умственных действий в начальной школе

  27. Технология обучения исследовательской деятельности в начальной школе

  28. Арт - технология - инновационная технология в начальном образовании

  29. Технология музейного образования учащихся начальной школы

  30. Технология педагогической поддержки младших школьников в контексте гуманистической педагогики.

  31. Перспективные модели здоровьесберегающего образовательного

  32. Арт – терапевтические модели здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе



















4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МДК

4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация МДК 01. 01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования предлагает наличие учебного кабинета педагогики Оборудование учебного кабинета:

- Мультимедийное оборудование:

- ПК выходом в интернет

- Инструкционные схемы

- Дидактический материал

4.2.1 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: теоретические основы организации обучения в начальных классах: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования \ В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, Т.Н. Щербакова; по ред. В.П. Сергеевой - М: Издательский центр "Академия", 2012 - 320с.

Дополнительные источники:

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М., 1972

  2. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2007.

  3. Севеленко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. – М., 2005.



Интернет-ресурсы:

  1. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Электронный ресурс] // BooksShare.net [сайт] [2009],

URL: http:/booksshare.net/index.php?id1=4&category=pedagog&author= kumarinagf&book=2003 (дата обращения 25.12.2012).

  1. Библиотека Гумер: [сайт]. URL: www.gumer.info

  2. Куб – электронная библиотека: [сайт]. URL: www.koob.ru

  3. Педагогическая библиотека: [сайт]. URL: www.pedlib.ru

  4. Психологическая лаборатория /Инструментарий/ Бланки тестов, описание: [сайт]. URL: www.vch.narod.ru/file.htm

  5. Psylist.net: [сайт]. URL: www. psylist.net/praktikum/

  6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. URL: www.festival.1september.ru/articles/subjects/25

4. 3. Общие требования к организации образовательного процесса

Основными формами организации образовательного процесса в рамках реализации МДК 01. 01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования теоретические и практические задания, самостоятельные работы учебная и производственная практика. При этом необходимым условием организация теоретических знаний является и проблемность, практикоориентированность заложения изучаемого материала с целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Практические занятия направленные на формирование умений и навыков а также на развитие творческих способностей обучающихся . Важнейшим компонентом освоения МДК является самостоятельной работы студентов которая реализуется через систему домашних заданий и специально организованное аудитории или вне аудиторной (как групповой, так и индивидуальной) деятельности студентов. Достаточно спектр примерные задания для самостоятельной работы предлагаемые основные и дополнительные источники существенно расширяет готовка студентов практическим занятиям а также могут быть включены в содержание учебной практики.

В период освоения МДК для студентов организация консультации групповые и индивидуальные, устные, письменные, в том числе с использованием средств дистанционного обучения.

Форма контроля по МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования проводятся в виде зачета в 6 семестре с целью проверки сформированности компетенций и готовности к выполнению профессиональной деятельности, определенных в разделе «Требования к результатам освоения основной профессионально – образовательной программы» федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Освоению данного МДК должно предшествовать изучение учебных дисциплин таких, как «Педагогика», «Психология».

4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, реализующих программу МДК 01.01

Теоретические основы организации обучения в начальных классах 7.15 ФОС СПО по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.11.2009г. № 535, и Квалификационных характеристик должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2009г. №593.

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), с наличием опыта педагогической деятельности (не менее 3-х лет) по реализации основных образовательных программ начального общего образования или отдельных учебных предметов области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), в общеобразовательном учреждении.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), с наличием опыта педагогической деятельности(не менее 3-х лет) по реализации основных образовательных программ начального общего образования или отдельных учебных предметов области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), в общественном учреждении.

Все преподаватели, реализующие данный профессиональный модуль, как на уровне преподавания междисциплинарных курсов, таки на уровне руководства практикой, должны проходить стажировку в общеобразовательных учреждениях не реже 1 раза в 3 года.

















































5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК

Контроль и оценка результатов освоения МДК осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, лабораторных работ, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения и знания)

Основные показатели оценки результатов

По завершении освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

У1 Оценивать постановку цели и задач урока

- обоснованность постановки целей и задач урока

- соответствие структуры и содержания урока поставленным целям и задачам

- полнота анализа урока

У2 Определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения

- оптимальность выбора методов, приемов,

- оптимальность форм организации обучения,

- соответствие выбранных форм, методов, приемов поставленным целям и задачам

У3 Организовывать процесс обучения в соответствии с закономерностями

- определение сочетания принципов,

- определение закономерностей обучения,

- результативность применения принципов обучения

У4 Определять основные этапы овладения учащимися знаниями, умениями, навыками.

- аргументированность анализа урока,

- знание структуры усвоения знаний,

- определение основных этапов урока

У5 Ориентироваться в современных технологиях обучения

- аргументированность и полнота объяснения сущности педагогического опыта и образовательных технологий начального образования,

- аргументированность анализа технологий,

- полнота анализа образовательных технологий


По завершению освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

З1 Здоровьесберегающие технологии

- санитарно-гигиенические нормы

- создание условий для индивидуального подхода к личности ребенка

- сохранение и укрепление собственного здоровья

З2 Технология современного учебного занятия

- эффективный анализ и оценку учебных занятий

- структуру учебного занятия

- алгоритм технологической карты

З3 Принципы обучения

- оптимальный выбор принципов обучения

- логическая форма высказывания

- научную концепцию

З 4 Педагогические технологии начального образования

- яркость и аргументированность мнения

- разнообразие технологий

- достоинства и недостатки современных технологий

З 5 Игровые технологии в начальном образовании

- соблюдение методических рекомендаций при организации и проведении игры

- обоснованность выбора игры

- разнообразие игр

З 6 Проектирование педагогических технологий

- соблюдение строгой последовательности этапов

- определение имеющихся теоретических знаний и практических умений

- виды проектов

З 7 Теории обучения в начальных классах

- аргументированность и полнота изложения материала

- связь с практикой

- виды теорий обучения в начальных классах

З 8 Основы развивающегося обучения

- учет и анализ закономерностей развития

- реализация принципов развивающегося обучения

- ясность и аргументированность изложения

З 9 Формы, методы средства обучения

- анализ педагогических возможностей и условий применения форм, методов и средств обучения

- классификацию методов обучения

- классификацию форм обучения

З 10 Основы дифференциации и индивидуализации обучения

- проектирование педагогической деятельности на основе индивидуальных качеств учащихся

- выбор направления по изменению содержания обучения, по организации учебного процесса

- виды дифференциации

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной школой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

85%-100%

5

Отлично

68%-84%

4

Хорошо

50%-67%

3

Удовлетворительно

менее 50%

2

Неудовлетворительно




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!