министерство общего и профессионального образования
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж»
Рабочая программа
МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах
для специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Шахты
2016г.
ОДОБРЕН предметной (цикловой) комиссией «Педагогика и психология» | Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования |
| |
Протокол №_______ От «__» _______2016 г. | 44.02.02 Преподавание в начальных классах |
Председатель предметной (цикловой) комиссии Елизарова В.А. / ____________ | Заместитель директора по учебной работе Лозовая Г.В. / _____________ |
Организация – разработчик: ГБПОУ РО «Шахтинский педагогический колледж»
Составитель: Бойко И В., преподаватель педагогики
Рецензент: Преподаватель психологии высшей категории Крючкова Ирина Анатольевна.
Одобрено на заседании методического совета
Протокол №_____от «____» ___________ 2016г.
Председатель МС_______________________ / ____________________ /
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК 4
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МДК 7
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК 9
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МДК 25
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК 29
ПАСПОРТ рабочей программы
МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах
Область применения программы
Рабочая программа МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах является частью профессионального модуля ПМ 01. «Преподавание по программам начального общего образования» и основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» укрупненной группы специальности 050000 «Образование и педагогика» среднего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.09.2009 г. № 355 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования») в части освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций:
ПК 1.1 Определять цели и задачи, планировать уроки
ПК 1.2. Проводить уроки
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения
ПК 1.4. Анализировать уроки
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания
ПК 4.1. Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно – методические материалы (рабочие программы, учебно – тематические планы) на основе образовательного учреждения, особенностей класса / группы и отдельных обучающихся
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно – развивающую среду
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования
Рабочая программа МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах может быть использована в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в профессиональной подготовке по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Цели и задачи МДК – требования к результатам освоения МДК.
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК должен:
иметь практический опыт:
- проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;
- ведение учебной документации;
- обобщения и систематизации передового педагогического опыта;
- ориентации в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
- анализа информации, необходимой для решения профессиональных педагогических проблем;
- изучение инновационных технологий в образовательном процессе ;
- ознакомления с педагогическими возможностями и эффективностью применения различных метод, приемов, методик, форм организации обучения.
Уметь:
- определять цели и задачи;
- планировать уроки;
- анализировать уроки;
- определять основные этапы овладения учащимися знаниями, умениями, навыками;
- реализовывать воспитательную, образовательную и развивающую функции процесса обучения;
- организовывать процесс обучения в соответствии с закономерностями и принципами;
- оптимально осуществлять выбор технологии обучения.
Знать:
- формы, методы и средства обучения, их педагогические возможности и условия применения;
- основы развивающего обучения;
- основы дифференциации и индивидуализации обучения;
- структуру процесса обучения;
- теории обучения в начальных классах;
- общую характеристику педагогических технологий;
- проектные технологии;
- педагогические технологии начального образования;
- игровые технологии в начальном образовании;
- технологию современного учебного занятия;
- технологию педагогического общения;
- здоровьесберегающие технологии.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы МДК:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 141 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 93 часов;
самостоятельной работы обучающихся 48 часов.
Результаты освоения МДК
Результатом освоения программы МДК является овладение обучающимися следующими видами профессиональной деятельности: преподавание по программам начального общего образования, методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Определять цели и задачи, планировать уроки |
ПК 1.2. | Проводить уроки |
ПК 1.3. | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения |
ПК 1.4. | Анализировать уроки |
ПК 1.5. | Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования |
ПК 3.1. | Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты |
ПК 3.6. | Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания |
ПК 4.1. | Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно – методические материалы (рабочие программы, учебно – тематические планы) на основе образовательного учреждения, особенностей класса (группы и отдельных обучающихся) |
ПК 4.2. | Создавать в кабинете предметно – развивающую среду |
ПК 4.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов |
ПК 4.4. | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений |
ПК 4.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно - коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами |
ОК 7. | Ставит цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих |
ОК 12. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юншей) |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание МДК
3.1. Тематический план МДК (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ОК 1 – 12 ПК 1.1 – 1.5 ПК 3.1, 3.6 ПК 4.1, 4.5 | МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах | 141 | 93 | 40 | + | 48 | + | Наблю-дение уроков | Пробные уроки |
| Всего: | 141 | 93 | 40 | | 48 | | | |
Ячейки в столбцах 3, 4, 7, 9, 10 заполняются жирным шрифтом, в 5, 6, 8 - обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 7, 9, 10 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 9 и 10) должна соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений следует повторить объем часов на производственную практику по профилю специальности (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная, часов». И учебная, и производственная (по профилю специальности) практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).
3.2. Содержание обучения по МДК 01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
ПМ01 Преподавание по программам начального общего образования | | | |
МДК 01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах | | 93ч. | |
5 сем. 48ч. | | |
Тема 01.01.01. Теория образования и обучения (5 сем) | Содержание | 23 | |
1. | Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки | 1 | 1 |
2. | Место и задачи обучения в системе образования | 1 | |
3. | Понятие о дидактике | 1 | |
4. | Возникновения и развитие теории обучения и образования | 1 | |
| 5. | Дидактические системы | 2 | |
6. | Теории обучения в начальных классах | 1 | |
7. | Обучение. Функции обучения | 1 | |
8. | Движущие силы и противоречия процесса обучения | 1 | |
9. | Закономерности обучения | 1 | |
10. | Структура процесса обучения | 1 | |
11. | Абстрактное познание в учебном процессе. | 1 | |
1. | Практические занятия: Разработка фрагмента урока с использованием конкретных теорий обучения | 1 | |
2. | Разработка фрагмента урока с использованием содержательных теорий обучения | 1 | |
3. | Разработка фрагмента урока с использованием содержательных теорий обучения | 1 | |
4. | Разработка фрагмента урока с использованием содержательных теорий обучения | 1 | |
5. | Сопоставительный анализ дидактических систем Д.Дьюи и И.Ф.Гербарта | 1 | |
6. | Наблюдение реализации закономерностей обучения в работе учителей | 1 | |
7. | Приёмы развития познавательных процессов у младших школьников. | 1 | |
8. | Психоло-педагогический анализ процесса усвоения учащимися знаний, умений, навыков на уроке. | 1 | |
9. | Наблюдение реализации методов обучения в работе учителей. | 1 | |
10. | Наблюдение реализации приёмов обучения в работе учителей. | | |
11. | Решение профессиональных педагогических проблем по выбору методов, приёмов и средств обучения. | | |
Тема 01.01.02. Технология современного учебного занятия (5сем) | Содержание | 13 | |
1. | Технология современного учебного занятия | 1 | 1 |
2. | Типы уроков | 1 | |
3. | Структура урока | 1 | |
4. | Комбинированный урок | 1 | |
5. | Технология современного анализа и оценки эффективности учебных занятий | 2 | |
6. | Технологическая карта урока | 2 | |
1. | Практические занятия Начало урока в разных типах организации | 1 | |
2. | Этап всесторонней проверки знаний | 1 | |
3. | Этап усвоения новых знаний | 1 | |
4. | Этап информации учащихся о домашнем задании | 1 | |
5. | Триединая цель урока и его конечный результат | 1 | |
| Содержание | 6 | |
Тема 01.01.03 Педагогические технологии (5сем) | 1. | Понятие педагогических технологий | 1 | 1 |
2. | Общая характеристика педагогических технологий | 1 | |
3. | Уровни педагогических технологий | 1 | |
4. | Структура педагогических технологий | 1 | |
5. | Психиолого-педагогические концепции и теории | 1 | |
6. | Основные критерии педагогических технологий | 1 | |
Тема 01.01.04 Проектирование педагогических технологий (5сем) | Содержание | 6 | |
1 | Метод проектов | 1 | 2 |
2 | Основные функции проектирования | 1 | |
3 | Виды проектов | 1 | |
4 | Содержание проекта | 1 | |
1 | Практические занятия Организация проектной деятельности | 1 | |
2 | Технологическая цепочка проектирования педагогической деятельности | 1 | |
Тема 01.01.05 Педагогические технологии начального образования (6сем) | | 6 сем. 45ч. | | |
Содержание | 25ч. | |
1 | Традиционная (репродуктивная) технология обучения | 1 | 3 |
2 | Технология поэтапного формирования умственных действий | 1 | |
3 | Технология развивающего обучения Л.В.Занкова | 1 | |
4 | Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова | 1 | |
5 | Технология проблемного обучения | 1 | |
6 | Технология разноуровневого обучения | 1 | |
7 | Технология проектного обучения | 1 | |
8 | Технология модульного обучения | 1 | |
9 | Технология задачного обучения | 1 | |
10 | Технология обучения исследовательской деятельности | 1 | |
11 | Мультимедийная среда как интерактивное средство обучения и воспитания | 1 | |
12 | Технология адаптивного обучения | 1 | |
| | | |
| | | |
| | | |
1 | Практические занятия: Разработка этапов формирования умственных действий | 1 | |
2 | Арт-технолоии. Различные формы работы с учащимися | 1 | |
3 | Анализ этапов арт-техноголии. | 1 | |
4 | Современный мультимедийный урок | 1 | |
5 | Информационные технологии на разных этапах занятия | 1 | |
6 | Изотерапия | 1 | |
7 | Сказкотерапия | 1 | |
8 | Музыкотерапия | 1 | |
9 | Танцевальная | 1 | |
10 | Фототерапия | 1 | |
11 | Куклотерапия | 1 | |
12 | Организация и проведение музейных экскурсий с младшими школьниками | 1 | |
13 | Приёмы оказания педагогической поддержки | 1 | |
Тема 01.01.06 Игровые технологии в начальном образовании (6 сем) | Содержание терапия | 8 | |
1 | Понятие игровых технологий | 1 | 3 |
2 | Игровые технологии в младшем школьном возрасте | 1 | |
3 | Значение игры | | |
4 | Виды игр | 1 | |
1 | Практические занятия: Организация и проведение игры | 1 | |
2 | Воспитание детей в игре | 1 | |
| 3 | Организация и проведение деловых игр | 1 | |
| 4 | Технологическая цепочка проведения игры | 1 | |
Тема 01.01.07 Здоровьесберегающие технологии (6 сем) | Содержание | 8 | |
1 | Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе школы | 1 | 2 |
2 | Организация режима для школьников | 1 | |
3 | Организация специальных занятий по формированию у школьников здорового образа жизни | 1 | |
4 | Создание фитомодулей и фитобаров | 1 | |
1 | Практические занятия: Диагностические методики изучение детей | 1 | |
2 | Организация специальных занятий по формированию у школьников здорового образа жизни | 1 | |
3 | Разработка режима дня школьника | 1 | |
| 4 | Анализ причин школьных болезней | | |
Тема 01.01.08 Технология педагогического общения (6 сем) | Содержание | 4 | |
1 | Педагогическое общение с детьми в системе коммуникативной технологии | 1 | 2 |
2 | Стили общения | 1 | |
3 | Барьеры общения | 1 | |
| 1 | Практические занятия: Решение профессионально-педагогической проблемы | 1 | |
| | Всего | 141ч | |
Самостоятельная внеаудиторная работа при изучении раздела МДК 01.01 ПМ 1. (при наличии, указываются задания) | Содержание | 48 | |
| 1. Сообщение об авторитарной системе И.Ф. Гербарта | 1 | |
| 2. Сообщение о реформаторской системе Д. Дьюи | 1 | |
| 3. Сообщение о современной системе Д. Брунера | 1 | |
| 4. Сообщение “Абстрактное познание в учебном процессе” | 1 | |
| 5. Изучение Федерального Закона Р.Ф. “Об образовании в Российской Федерации” | 1 | |
| 6. Изучение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования | 1 | |
| 7. Эссе – рассуждение “Современные проблемы образования” | 1 | |
| 8. Сообщение “Классно-урочная система Я.А. Каменского” | 1 | |
| 9. Эссе – рассуждение “Традиционные и активные методы обучения” | 1 | |
| 10. Эссе – рассуждение “Инноватика активных приёмов обучения” | 1 | |
| 11. Разработка проблемной ситуации на уроке обучения грамоте | 1 | |
| 12. Разработка проблемной ситуации на уроке математики | 1 | |
| 13. Анализ уровней овладения системной знаний на основе наблюдения за управлением учебно – познавательной деятельностью школьников | 1 | |
| 14. Разработка проблемной ситуации на уроке окружающего мира | 1 | |
| | 15. Разработка фрагмента урока русского языка по программам начального общего образования (этап закрепления) | 1 | |
| | 16. Разработка фрагмента урока математики по программам начального общего образования (этап закрепления) | 1 | |
| | 17. Разработка фрагмента урока русского языка по программам начального общего образования (этап закрепления) | 1 | |
| | 18. Разработка фрагмента урока математики по программам начального общего образования (этап открытия новых знаний) | 1 | |
| | 19. Разработка фрагмента урока русского языка по программам начального общего образования (этап открытия новых знаний) | 1 | |
| | 20. Разработка фрагмента урока с применением активных методов обучения | 1 | |
| | 21. Сообщение о современных технологиях | 1 | |
| | 22. Контрольная работа по теме: “Педагогические технологии” | 1 | |
| | 23. Сообщение “Метод проектов” | 1 | |
| | 24. Контрольная работа по теме “Проектирование педагогических технологий” | 1 | |
| | 25. Конспектирование принципов Л.В. Занкова | 1 | |
| | 26. Разработка проблемной ситуации | 1 | |
| | 27. Разработка дифференцированных заданий для учащихся начальной школы | 1 | |
| | 28. Контрольная работа по теме “Педагогические технологии образования” | 1 | |
| | 29. Сопоставленный анализ технологии Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. | 1 | |
| | 30. Разработка самостоятельной работы для учащихся 2 класса. | 1 | |
| | 31. Эссе рассуждение “Адаптивность личностно – ориентированной технологии” | 1 | |
| | 32. Сообщение “Арт - технологии” | 1 | |
| | 33. Сообщение “Народные игры” | 1 | |
| | 34. Сообщение “Методика проведения деловых игр” | 1 | |
| | 35. Разработка игр на развитии памяти | 1 | |
| | 36. Разработка игры на развитие внимания | 1 | |
| | 37. Разработка игр на развитие речи | 1 | |
| | 38. Сочинение “Здоровье и учение” | 1 | |
| | 39. Сообщение “Детские неврозы и противоречия” | 1 | |
| | 40. Разработка правил хорошей ссоры | 1 | |
| | 41. Сообщение “Осторожно, шум” | 1 | |
| | 42. Эссе – рассуждение “Внимание, стресс” | 1 | |
| | 43. Сообщение “Профилактика нарушения осанки у младших школьников” | 1 | |
| | 44. Сочинение “Школа семейного здоровья” | 1 | |
| | 45. Эссе – рассуждение “О пользе сна” | 1 | |
| | 46. Разработка фрагмента урока с применением здоровьесберегающих технологий | 1 | |
| | 47. Разработка рекомендаций по организации здорового образа жизни младших школьников | 1 | |
| | 48. Разработка правил оптимизации общения. | 1 | |
Учебная практика Виды работ | 1 | |
Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности) Виды работ: практика пробных уроков (разработка уроков, анализ | | |
Тематика курсовых работ
Сказкотерапия как средство преодоления страхов у младших
школьников.
Сказкотерапия - творческий вид работы в начальной школе.
Игра - одно из средств развития, воспитания и обучения младших школьников.
Проблема агрессивности младшего школьника и проблема ее коррекции.
Формирование познавательной деятельности младших школьников.
Здоровье - сберегающее образование как модель социокультурной педагогической практики.
Проблема детской беспризорности и безнадзорности в России.
Формы организации обучения и их развитие в дидактике.
Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема в начальной школе.
Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема.
11 .Методы активного обучения в начальной школе.
Педагогические основы компьютеризации обучения.
Личностно ориентированный подход к ученику по развитию его индивидуальности в начальной школе.
Педагогическая ненасилия в теории и практике деятельности учителя начальных классов.
Групповые формы работы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения в начальной школе.
Стратегии экстериоризации и проблематизации как средства развития способностей и знаний в начальной школе.
Информационно - технологическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.
Личностно ориентированная технология в работе с младшими школьниками.
Педагогическое общение с детьми в системе коммуникативной технологии в начальной школе.
Возрастные сообразные технологии оценки достижения учащихся в начальной школе.
Диагностические методики изучения детей в начальной школе.
Саморегуляция учителя начальных классов.
Педагогическое сопровождение социальной адаптации школьников начальной школы.
Социально — воспитательные технологии в начальной школе.
Здоровье детей и школьные факторы риска в начальной школе.
Игра и ее роль в психическом развитии младшего школьника.
Проблема обучения в начальном образовании.
Музейная технология в начальной школе.
Коррекция эмоциональной сферы младших школьников.
Информационные технологии в начальном образовании.
Примерная тематика выпускных квалификационных работ (проектов)
Здоровьесберегающие технологии - основа построения образовательного процесса в начальной школе
Педагогика поддержки в деятельности учителя начальной школы
Развивающее обучение как фактор интеллектуального развития младших школьников
Формирование нравственного сознания и поведения в начальной школе
Педагогический механизм формирования познавательной деятельности в начальной школе
Дидактические основы компьютеризации обучения
Оптимизация процесса обучения в начальной школе
Общение как основа педагогической деятельности в начальной школе
Педагогическая технология в структуре педагогического мастерства учителя
Проблема творческого потенциала учителя начальных классов современной школы
Активизация творческого мышления детей в процессе обучения в начальной школе
Самостоятельная работа в процессе обучения как фактор развития познавательных способностей учащихся начальных классов
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности
Игровые технологии в начальном образовании
Педагогический и психологический подходы к формированию личности
Социально-педагогическая диагностика в начальной школе: понятие, задачи, проблемы проведения
Психолого-педагогические основы работы с девиантными детьми в начальной школе
Проблемы адаптации одаренных детей в начальной школе
Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема в начальной школе
Технология заданного обучения в начальной школе
Технология модульного обучения в начальной школе
Технология проектного обучения в начальной школе
Технология разноуровневого обучения в начальной школе
Технология проблемного обучения в начальной школе
Технология развивающего обучения в начальной школе
Технология поэтапного формирования умственных действий в начальной школе
Технология обучения исследовательской деятельности в начальной школе
Арт - технология - инновационная технология в начальном образовании
Технология музейного образования учащихся начальной школы
Технология педагогической поддержки младших школьников в контексте гуманистической педагогики.
Перспективные модели здоровьесберегающего образовательного
Арт – терапевтические модели здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МДК
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация МДК 01. 01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах предлагает наличие учебного кабинета педагогики Оборудование учебного кабинета:
- Мультимедийное оборудование:
- ПК выходом в интернет
- Инструкционные схемы
- Дидактический материал
4.2.1 информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: теоретические основы организации обучения в начальных классах: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования \ В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, Т.Н. Щербакова; по ред. В.П. Сергеевой - М: Издательский центр "Академия", 2012 - 320с.
Дополнительные источники:
Амонашвили Ш.А, Размышление о гуманной педагогике. – М., 2000.
Антипова М.В. Формы организации обучения Маринский Посад: ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011
Афанасьев В.Т. Научное управление обществом. – М., 1973
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М., 1972
Безруких М.М. Здоровье детей и школьные факторы риска. – М., 2005.
Берн Э. Люди, которые играют в игры. – М., 2000
Борисова Н.В, Образовательные технологии как объект педагогического выбора. – М., 2000
Современные образовательные технологии/ под ред. Н.В. Бордовской . М., 2011.
Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. – М., 1999.
Галагузов А.Н. Галагузова М.А., Ларионова Н.А. Социально – педагогические задачи. – М., 2003.
Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. – М., 1991.
Делов Ж. Образование: сокрытое сокровище. – UNESCO, 1996.
Захаров А.И. Метод игровой коррекции. – Л, 2004.
Зимняя И.А., Дзуткуева М.Г., Шашенкова Е.А., Чапричан Е.А. Задача – единица обучения, учебной деятельности и общения (задачный подход в образовании): монография / под. Общ. Ред. И.А. Зимней, ред. – сост. С.А. Чопчиян. – М. Старый Оскол, 2007.
Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности . – М.: Ижевск, 2001.
Ильин Г.Л. Личностно ориентированная педагогическая технология – М., 1999.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2001.
Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. – М., 2007.
Коджаспирева Г.М., Коджаспирев А.Ю. Педагогический словарь для студ. высш. и ср. пед. учеб. заведений. – М., 2000.
Лашнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. –М., 1994.
Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая технология. – СПБ., 2005.
Маслак Е.Н. Его Величество – урок Метод. пособие. – Интернет-ресурс, 2012.
Новиков А.М. Основания педагогики. М., 2010.
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2007.
Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грантов. – М., 2007.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПБ., 2003.
Севеленко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. – М., 2005.
Сергеева В.П. Проектно – организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности: учеб. – метод. пособие. – М., 2008.
Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М., 2004.
Филимонова С.И. Новотчина Л.В., Гостев Г.Р. Самореализация личности учителя: учеб. – метод. пособие. – М., 2008.
Эмих Н.А. Современное Российское образование: формирование ценностных приоритетов. М., 2011.
Интернет-ресурсы:
Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Электронный ресурс] // BooksShare.net [сайт] [2009],
URL: http:/booksshare.net/index.php?id1=4&category=pedagog&author= kumarinagf&book=2003 (дата обращения 25.12.2012).
Библиотека Гумер: [сайт]. URL: www.gumer.info
Куб – электронная библиотека: [сайт]. URL: www.koob.ru
Педагогическая библиотека: [сайт]. URL: www.pedlib.ru
Психологическая лаборатория /Инструментарий/ Бланки тестов, описание: [сайт]. URL: www.vch.narod.ru/file.htm
Psylist.net: [сайт]. URL: www. psylist.net/praktikum/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. URL: www.festival.1september.ru/articles/subjects/25
4. 3. Общие требования к организации образовательного процесса
Основными формами организации образовательного процесса в рамках реализации МДК 01. 01 теоретические основы организации обучения в начальных классах теоретические и практические задания, самостоятельные работы учебная и производственная практика. При этом необходимым условием организация теоретических знаний является и проблемность, практикоориентированность заложения изучаемого материала с целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Практические занятия направленные на формирование умений и навыков а также на развитие творческих способностей обучающихся в. Важнейшим компонентом освоения МДК является самостоятельной работы студентов которая реализуется через систему домашних заданий и специально организованное аудитории или вне аудиторной (как групповой, так и индивидуальной) деятельности студентов. Достаточно спектр примерные задания для самостоятельной работы предлагаемые основные и дополнительные источники существенно расширяет готовка студентов практическим занятиям а также могут быть включены в содержание учебной практики.
В период освоения МДК для студентов организация консультации групповые и индивидуальные, устные, письменные, в том числе с использованием средств дистанционного обучения.
Форма контроля по МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах проводятся в виде зачета в 6 семестре с целью проверки сформированности компетенций и готовности к выполнению профессиональной деятельности, определенных в разделе «Требования к результатам освоения основной профессионально – образовательной программы» федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах». Освоению данного МДК должно предшествовать изучение учебных дисциплин таких, как «Педагогика», «Психология».
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, реализующих программу МДК 01.01
Теоретические основы организации обучения в начальных классах 7.15 ФОС СПО по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.11.2009г. № 535, и Квалификационных характеристик должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2009г. №593.
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), с наличием опыта педагогической деятельности (не менее 3-х лет) по реализации основных образовательных программ начального общего образования или отдельных учебных предметов области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), в общеобразовательном учреждении.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), с наличием опыта педагогической деятельности(не менее 3-х лет) по реализации основных образовательных программ начального общего образования или отдельных учебных предметов области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), в общественном учреждении.
Все преподаватели, реализующие данный профессиональный модуль, как на уровне преподавания междисциплинарных курсов, таки на уровне руководства практикой, должны проходить стажировку в общеобразовательных учреждениях не реже 1 раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК
Контроль и оценка результатов освоения МДК осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, лабораторных работ, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения и знания) | Основные показатели оценки результатов |
По завершении освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: |
У1 Оценивать постановку цели и задач урока | - обоснованность постановки целей и задач урока - соответствие структуры и содержания урока поставленным целям и задачам |
У2 Определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения | - оптимальность выбора методов, приемов, форм организации обучения - соответствие выбранных форм, методов, приемов поставленным целям и задачам |
У3 Организовывать процесс обучения в соответствии с закономерностями | - определять сочетание принципов и закономерностей обучения - результативность применения принципов обучения |
У4 Определять основные этапы овладения учащимися знаниями, умениями, навыками. | - аргументированность анализа урока - знание структуры усвоения знаний |
У5 Ориентироваться в современных технологиях обучения | - аргументированность и полнота объяснения сущности педагогического опыта и образовательных технологий начального образования - полнота анализа образовательных технологий |
По завершению освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: |
З1 Здоровьесберегающие технологии | - санитарно-гигиенических норм - создание условий для индивидуального подхода к личности ребенка - сохранение и укрепление собственного здоровья |
З2 Технологию современного учебного занятия | - эффективный анализ и оценка учебных занятий |
З3 Принципы обучения | - оптимальный выбор принципов обучения - логическая форма высказывания |
З 4 Педагогические технологии начального образования | - яркость и аргументированность мнения |
З 5 Игровые технологии в начальном образовании | - соблюдение методических рекомендаций при организации и проведении игры - обоснованность выбора игры |
З 6 Проектирование педагогических технологий | - соблюдение строгой последовательности этапов - определение имеющихся теоретических знаний и практических умений |
З 7 Теории обучения в начальных классах | - аргументированность и полнота изложения материала - связь с практикой |
З 8 Основы развивающегося обучения | - учет и анализ закономерностей развития - реализация принципов развивающегося обучения - ясность и аргументированность изложения |
З 9 Формы, методы средства обучения | - анализ педагогических возможностей и условий применения форм, методов и средств обучения |
З 10 Основы дифференциации и индивидуализации обучения | - проектирование педагогической деятельности на основе индивидуальных качеств учащихся - выбор направления по изменению содержания обучения, по организации учебного процесса |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной школой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
Балл (отметка) | Вербальный аналог |
85%-100% | 5 | Отлично |
68%-84% | 4 | Хорошо |
50%-67% | 3 | Удовлетворительно |
менее 50% | 2 | Неудовлетворительно |
** Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
7