Пояснительная записка
Современная жизнь диктует свои условия – всё больше требуется специалистов, обладающих глубокими знаниями, способных находить и реализовывать нестандартные решения в повседневной действительности, поэтому школа может и должна проводить работу по выявлению и развитию молодых талантов.
В настоящее время перемены, происходящие в российском образовании, заставляют по-другому взглянуть на процесс обучения математики.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Цель: развитие логического мышления, расширение и углубление геометрических представлений младших школьников
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
развитие личности ученика, его творческого потенциала;
развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.
Принципы программы:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 36 занятия.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Особенности курса
Для изучения программы потребуется 36 часа.
При проведении занятий будут использованы игровые, проектные, исследовательские, личностно-ориентированные технологии.
Программа кружка предусматривает разнообразные виды и формы деятельности: практические работы, проектная деятельность, самостоятельная работа, олимпиады, конкурсы.
Курс геометрии включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.
Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса.
Применяются методы обучения:
деятельностный,
поисковый,
эвристический,
исследовательский,
наглядный
метод моделирования и конструировании
метод создания игровых ситуаций,
совместное обучение в малых группах;
обучение в командах на основе игры, турнира;
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
-понимание причин успеха в учебной деятельности;
-умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью одноклассников, учителя;
-представление об основных моральных нормах
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживать им
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя
Обучающийся получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;
- находить сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп.
- устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте основную и второстепенную информацию;
-формулировать проблему;
-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;
- устанавливать причинно- следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнёров;
- корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания;
Обучающийся получит возможность научиться:
-критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Содержание по темам программы
1. Введение (1 ч).
Знакомство с программой работы кружка.
Практикум. Математическая викторина.
2. Решение задач на проценты (мини проекты по группам) (3 ч)
«История возникновения и использования процента»
«Проценты в банке»
«Проценты в профессиях»
«Проценты в магазине»
«Скидки и прибавки»
«Проценты в …» (… - неозвученные отрасли применения процентов)
3. Великие математики (2 ч)
Знакомство с биографией Леонарда Эйлера, А.Кэли, А Мёбиуса, К. Ферма (рефераты).
Высказывания о математике.
4. Решение олимпиадных задач.(3 ч)
Практикум. Конкурс «Вот так задачка!»
5. Модуль числа.(4 ч)
Решение уравнений, содержащих модули -2ч
Графики функций, содержащих выражения под знаком модуля -2ч
6. Логические задачи.(2 ч)
Решение логических задач.
Практикум. Решение задач конкурса «Кенгуру».
7. Встреча с геометрией.(17 ч)
Решение геометрических задач практической направленности -2ч.
Решение задач на построение -3ч,
Решение исследовательских задач -3ч
Симметрия и орнаменты. – 2ч
Симметрия в природе и архитектуре. -2ч
Окружность Эйлера -1ч
Золотое сечение в природе, архитектуре и живописи -2ч
Нестандартные признаки подобия треугольников. - 2 ч
8. Представление своих проектов – 1ч
9. Игра «Морской бой» (решение сюжетных задач). (1 ч).
10. Итоговое занятие – 1 ч
Календарно-тематическое планирование.
№п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | Образовательный продукт |
| | всего | По плану | По факту | | |
1. | Введение | 1 | | | Викторина | Результаты викторины |
2 | Решение задач на проценты | 1 | | | Выбор проекта | |
3 | Решение задач на проценты (проценты в профессиях) | 1 | | | | Алгоритмы решения |
4 | Решение задач на проценты (проценты в банках) | 1 | | | | Защита мини-проекта |
5 | Знакомство с биографией | 1 | | | Беседа, практикум | |
6 | Высказывания о математике | 1 | | | Практикум, конкурс | Опорный конспект |
7 | Решение олимпиадных задач | 1 | | | | Решенные задачи |
8 | Решение олимпиадных задач | 1 | | | | Решенные задачи |
9 | Конкурс «Вот так задачка!» | 1 | | | Практикум, конкурс | Результаты конкурса |
10 | Решение уравнений, содержащих модули | 1 | | | практикум | Решение уравнений |
11 | Решение уравнений, содержащих модули | 1 | | | практикум | Решение уравнений |
12 | Графики функций, содержащих выражения под знаком модуля | 1 | | | практикум | Построение графиков |
13 | Графики функций, содержащих выражения под знаком модуля | 1 | | | практикум | Построение графиков |
14 | Решение логических задач. | 1 | | | Практикум. | Решенные задачи |
15 | Решение задач конкурса «Кенгуру». | 1 | | | Практикум. | Решенные задачи |
16 | Решение геометрических задач практической направленности | 1 | | | практика | Решенные задачи |
17 | Решение геометрических задач практической направленности | 1 | | | практика | Решенные задачи |
18 | Решение задач на построение | 1 | | | Лекция, практикум | Опорный конспект |
19 | Решение задач на построение | 1 | | | практика | Решенные задачи |
20 | Решение задач на построение | 1 | | | практика | Решенные задачи |
21 | Решение исследовательских задач | 1 | | | практика | Решенные задачи |
22 | Решение исследовательских задач | 1 | | | практика | Решенные задачи |
23 | Решение исследовательских задач | 1 | | | практика | Решенные задачи |
24 | Симметрия и орнаменты | 1 | | | практика | Решенные задачи |
25 | Симметрия и орнаменты | 1 | | | Беседа, практикум | Алгоритм решения |
26 | Симметрия в природе и архитектуре. | 1 | | | практика | Решенные задачи |
27 | Симметрия в природе и архитектуре. | 1 | | | Беседа, практикум | Опорный конспект, решенные задачи |
28 | Окружность Эйлера | 1 | | | Беседа, практикум | Опорный конспект, решенные задачи |
29 | Золотое сечение в природе, архитектуре и живописи | 1 | | | практикум | Решенные задачи |
3 | Золотое сечение в природе, архитектуре и живописи | 1 | | | практикум | Решенные задачи |
31 | Нестандартные признаки подобия треугольников. | 1 | | | практикум | Решенные задачи |
32 | Нестандартные признаки подобия треугольников. | 1 | | | практикум | Решенные задачи |
33 | Представление своих проектов | 1 | | | | Защита проектов |
34 | Игра «Морской бой» (решение сюжетных задач). | 1 | | | Игра-практикум | |
35 | Итоговое занятие | | | | Игра-практикум | |
| Итого: | 35 часов | | | | |
Ресурсное обеспечение программы
Литература основная и дополнительная
Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011
Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас: тетрадь для практических работ. 2, 3 класс/Под ред. И.И. Аргинской. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011
Бененсон Е.П., Итина Л.С. Многогранники и многоугольники: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. - Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Многогранники и многоугольники». - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2009
Медиаресурсы и пр.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,
Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета», ЗАО «Новый диск» Москва. «История России и её ближайших соседей Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok