СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа математического кружка "Математическая головоломка"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа математического кружка "Математическая головоломка"»

Пояснительная записка

Современная жизнь диктует свои условия – всё больше требуется специалистов, обладающих глубокими знаниями, способных находить и реализовывать нестандартные решения в повседневной действительности, поэтому школа может и должна проводить работу по выявлению и развитию молодых талантов.

В настоящее время перемены, происходящие в российском образовании, заставляют по-другому взглянуть на процесс обучения математики.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

 Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Цель: развитие логического мышления, расширение и углубление геометрических представлений младших школьников

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области многозначных чисел;

  • содействовать умелому использованию символики;

  • учить правильно применять математическую терминологию;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

  • развитие личности ученика, его творческого потенциала;

  • развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.

Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 36 занятия.

  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Особенности курса

Для изучения программы потребуется 36 часа.

При проведении занятий будут использованы игровые, проектные, исследовательские, личностно-ориентированные технологии.

Программа кружка предусматривает разнообразные виды и формы деятельности: практические работы, проектная деятельность, самостоятельная работа, олимпиады, конкурсы.

Курс геометрии включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.

Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса.

Применяются методы обучения:

  • деятельностный,

  • поисковый,

  • эвристический,

  • исследовательский,

  • наглядный

  • метод моделирования и конструировании

  • метод создания игровых ситуаций,

  • совместное обучение в малых группах;

  • обучение в командах на основе игры, турнира;


Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

-понимание причин успеха в учебной деятельности;

-умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью одноклассников, учителя;

-представление об основных моральных нормах

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;

- осознанного понимания чувств других людей и сопереживать им

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- различать способы и результат действия;

- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя

Обучающийся получит возможность научиться:

- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;

- находить сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп.

- устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте основную и второстепенную информацию;

-формулировать проблему;

-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;

- устанавливать причинно- следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии;

- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

- строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей;

- различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнёров;

- корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- совершенствовать математическую речь;

- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания;

Обучающийся получит возможность научиться:

-критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- принимать самостоятельно решения;

- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.











Содержание по темам программы

1. Введение (1 ч).

Знакомство с программой работы кружка.

Практикум. Математическая викторина.

2. Решение задач на проценты (мини проекты по группам) (3 ч)

«История возникновения и использования процента»

«Проценты в банке»

«Проценты в профессиях»

«Проценты в магазине»

«Скидки и прибавки»

«Проценты в …» (… - неозвученные отрасли применения процентов)

3. Великие математики (2 ч)

Знакомство с биографией Леонарда Эйлера, А.Кэли, А Мёбиуса, К. Ферма (рефераты).

Высказывания о математике.

4. Решение олимпиадных задач.(3 ч)

Практикум. Конкурс «Вот так задачка!»

5. Модуль числа.(4 ч)

Решение уравнений, содержащих модули -2ч

Графики функций, содержащих выражения под знаком модуля -2ч

6. Логические задачи.(2 ч)

Решение логических задач.

Практикум. Решение задач конкурса «Кенгуру».

7. Встреча с геометрией.(17 ч)

Решение геометрических задач практической направленности -2ч.

Решение задач на построение -3ч,

Решение исследовательских задач -3ч

Симметрия и орнаменты. – 2ч

Симметрия в природе и архитектуре. -2ч

Окружность Эйлера -1ч

Золотое сечение в природе, архитектуре и живописи -2ч

Нестандартные признаки подобия треугольников. - 2 ч

8. Представление своих проектов – 1ч

9. Игра «Морской бой» (решение сюжетных задач). (1 ч).

10. Итоговое занятие – 1 ч

Календарно-тематическое планирование.


№п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

Образовательный продукт



всего

По плану

По факту



1.

Введение

1



Викторина

Результаты викторины

2

Решение задач на проценты

1



Выбор проекта


3

Решение задач на проценты (проценты в профессиях)

1




Алгоритмы решения

4

Решение задач на проценты (проценты в банках)

1




Защита мини-проекта

5

Знакомство с биографией

1



Беседа, практикум


6

Высказывания о математике

1



Практикум, конкурс

Опорный конспект

7

Решение олимпиадных задач

1




Решенные

задачи

8

Решение олимпиадных задач

1




Решенные

задачи

9

Конкурс «Вот так задачка!»


1



Практикум, конкурс

Результаты конкурса

10

Решение уравнений, содержащих модули

1



практикум

Решение уравнений

11

Решение уравнений, содержащих модули

1



практикум

Решение уравнений

12

Графики функций, содержащих выражения под знаком модуля

1



практикум

Построение графиков

13

Графики функций, содержащих выражения под знаком модуля

1



практикум

Построение графиков

14

Решение логических задач.


1



Практикум.

Решенные

задачи

15

Решение задач конкурса «Кенгуру».


1



Практикум.

Решенные

задачи

16

Решение геометрических задач практической направленности

1



практика

Решенные

задачи

17

Решение геометрических задач практической направленности

1



практика

Решенные

задачи

18

Решение задач на построение

1



Лекция,

практикум

Опорный конспект

19

Решение задач на построение

1



практика

Решенные

задачи

20

Решение задач на построение

1



практика

Решенные

задачи

21

Решение исследовательских задач

1



практика

Решенные

задачи

22

Решение исследовательских задач

1



практика

Решенные

задачи

23

Решение исследовательских задач

1



практика

Решенные

задачи

24

Симметрия и орнаменты

1



практика

Решенные

задачи

25

Симметрия и орнаменты

1



Беседа, практикум

Алгоритм решения

26

Симметрия в природе и архитектуре.

1



практика

Решенные

задачи

27

Симметрия в природе и архитектуре.

1



Беседа, практикум

Опорный конспект, решенные задачи

28

Окружность Эйлера

1



Беседа, практикум

Опорный конспект, решенные задачи

29

Золотое сечение в природе, архитектуре и живописи

1



практикум

Решенные

задачи

3

Золотое сечение в природе, архитектуре и живописи

1



практикум

Решенные

задачи

31

Нестандартные признаки подобия треугольников.

1



практикум

Решенные

задачи

32

Нестандартные признаки подобия треугольников.

1



практикум

Решенные

задачи

33

Представление своих проектов

1




Защита проектов

34

Игра «Морской бой» (решение сюжетных задач).

1



Игра-практикум


35

Итоговое занятие




Игра-практикум



Итого:

35 часов




















Ресурсное обеспечение программы

Литература основная и дополнительная

  • Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011

  • Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас: тетрадь для практических работ. 2, 3 класс/Под ред. И.И. Аргинской. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011

  • Бененсон Е.П., Итина Л.С. Многогранники и многоугольники: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. - Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009

  • Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Многогранники и многоугольники». - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2009

Медиаресурсы и пр.

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru

3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,

Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета», ЗАО «Новый диск» Москва. «История России и её ближайших соседей Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15

6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!