Чтение на родном языке
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств.
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.
2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений.
5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно - эстетического цикла.
6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно- нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематичном чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно - популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание учебного предмета
Книга в мировой культуре.
Основные понятия раздела: библиотека, каталог, аннотация. Высказывание о книгах известных людей прошлого и современности. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни». Рассказ о своей домашней библиотеке. Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.
Истоки литературного творчества.
Основные понятия раздела: былины, мифы. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. Особенности былинных текстов. Сравнение былины со сказочным текстом. Мифы Древней Греции. Самостоятельное чтение. Сказки о животных.
О Родине, о подвигах, о славе.
Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. Сравнение текстов о Родине. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. Самостоятельное чтение.
Литературная сказка.
Основные понятия раздела: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели русских народных сказок
Великие русские писатели.
Основные понятия раздела: средства художественной выразительности- метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Л. Н. Толстой. Н Некрасов
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов |
| Моя домашняя библиотека | 1 |
| Книга в нашей жизни | 1 |
| История книги | 1 |
| Экскурсия в библиотеку | 1 |
| Пословицы разных народов | 1 |
| Сравнение былин со сказочным текстом | 1 |
| Мифы Древней Греции | 1 |
| Сказки о животных | 1 |
| Пословицы о Родине | 1 |
| Чтение текстов о Родине | 1 |
| Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких народных сказок | 1 |
| Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. | 1 |
| Г.- Х. Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой. | 1 |
| А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. | 1 |
| М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов | 1 |
| Л. Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа. | 1 |
| Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом | 1 |