СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Литературное чтение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

     Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе:

- примерной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение», под ред. А.М. Кондакова. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011 – 400с. - (стандарты второго поколения).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Литературное чтение"»

Содержание




1.

Пояснительная записка

3


2.

Общая характеристика учебного предмета

3


3.

Описание места учебного предмета в учебном плане

5


4.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

6


5.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

6



6.

Основное содержание учебного предмета

7


7.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся


10

8.

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

20



































I. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе:

- примерной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение», под ред. А.М. Кондакова. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011 – 400с. - (стандарты второго поколения).

- программы «Литературное чтение» (авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова) из сборника рабочих программ по УМК «Школа России», научный руководитель А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.


Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) к обучения направлено на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

  2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

  3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

  4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.


II. Общая характеристика учебного предмета


Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран. Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребенка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжении четырех лет обучения меняются приемы овладения навыком чтения: сначала идет освоение целостных (синтетических) приемов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приемы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Обучающиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); обучающиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Рабочей программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

Школьники осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при­ёмы и способы деятельности, которые помогут обучающимся адек­ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе­ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон­кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви­вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав­ственно-эстетического отношения к действительности. Обучающие­ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи­шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз­дателей произведений словесного искусства.

Основные содержательные линии.

В программе представлено пять основных содержательных линий.

Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.

Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).

Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.

Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая

обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.


III. Описание места учебного предмета в учебном плане


Согласно учебному плану школы на изучение литературного чтения в 1 классе отводится 4 часа в неделю. Программа рассчитана на 132 часа в год.





IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного

предмета


Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения фомируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок заду­мывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нрав­ственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.


V. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета


Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса:

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:

- слушать сказки, рассказы, стихотворения;

- читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;

- пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне пересказывать по готовому плану;

- знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;

- самостоятельно читать небольшие по объему произве­дения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);

- работать с доступными книгами - справочниками и словарями.

Читательские умения:

- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, по­словицу, потешку;

- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;

- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

- находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;

- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;

- различать книги по темам детского чтения.


  1. Основное содержание учебного предмета


Круг чтения и опыт читательской деятельности. Круг чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема - (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг. Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Виды речевой деятельности.

Слушание (аудирование)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки). Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).

Говорение

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).

Круг произведений для чтения

 В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

 Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

Вводный урок (1 ч)

Жили-были буквы (7 ч)

      Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Сказки, загадки, небылицы (7 ч)

      Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч)

      Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.

И в шутку и всерьез (6 ч)

      Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Я и мои друзья (5 ч)

      Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.

О братьях наших меньших (9 ч)

      Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.

Изучается во всех разделах: сказки народов России.




VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся

по литературному чтению

(132 часа, из расчёта 4 часа в неделю)



раздела

Название раздела

Количество часов.

1

Добукварный период.

17

2

Букварный период.

59

3

Послебукварный период.

16

4

Вводный урок

1

5

Жили-были буквы…

7

6

Сказки, загадки, небылицы

7

7

Апрель, апрель! Звенит капель

5

8

И в шутку, и всерьез

6

9

Я и мои друзья

5

10

О братьях наших меньших

9

Итого:

132




п/п

Тема урока

Кол-во часов

Виды

контроля

Основные виды учебной деятельности учащихся

Примечание

Раздел 1: Добукварный период

17



Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения.

Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям.

Декламировать стихотворения.

Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст.

Характеризовать текст: представлять, предполагать текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров.

Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать заголовок из предложенных учителем, учащимися класса.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения).

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге.






1

«Азбука» - первая учебная книга. Правила поведения на уроке.

1



2

Речь устная и письменная. Предложение. Первые школьные впечатления. Пословицы и поговорки об учении.

1



3

Слово и предложение. Пословицы о труде и трудолюбии.

1



4

Слог. Дикие и домашние животные. Забота о животных.

1



5

Ударение. Семья. Взаимоотношения в дружной семье.

1



6

Звуки в окружающем мире и в речи. Игры и забавы детей.

1



7

Звуки в словах. Природа родного края.

1



8

Слог-слияния. Правила безопасного поведения в быту.

1



9

Повторение и обобщение пройденного материала. Любимые сказки.

1



10, 11

Гласный звук [ а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.

2



12

Гласный звук [ о], буквы О, о. Взаимопомощь.

1



13

Гласный звук [ и], буквы И, и. Дружба и взаимоотношения между друзьями.

1



14

Гласный звук [ ы], буква ы. Учение – это труд. Обязанности ученика.

1



15, 16

Гласный звук [ у], буквы У, у. Учение – путь к уменью. Качества прилежного ученика.

2



17

Повторение пройденного. Закрепление изученных букв и звуков.

1



Раздел 2: Букварный период

59



18

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине.

1



19

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Труд на благо Родины.

1



20

Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. В осеннем лесу.

1



21

Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. Бережное отношение к природе.

1



22

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Сельскохозяйственные работы.

1



23

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Труженики села.

1



24, 25

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках, рассказах и картинах художников.

2



26

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников.

1



27

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Правила поведения в гостях.

1



28, 29

Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р. Уход за комнатными растениями.

2



30

Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры.

1



31

Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.


1



32, 33

Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели.

2



34

Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели.


1



35, 36

Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей.

2



37

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Москва – столица России.

1



38

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Наша будущая профессия.

1



39

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. В зоопарке.

1



40

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. Игры и занятия детей.

1



41

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1



42

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. Сопоставление слогов

и слов с буквами б и п.

1



43

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б.

В библиотеке.

1



44

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Терпенье и труд все перетрут.

2



45

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

1



46

Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя.

1



47

Гласные буквы Я, я. Маяк.

1



48

Гласные буквы Я, я. Растения сада.

1



49

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Не делай другим того, что себе не пожелаешь.

1



50

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

1



51, 52

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час.

2



53

Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Красна птица опереньем, а человек уменьем.

1



54

Буква ь – показатель мягкости

предшествующего согласного. Досуг детей.

1



55

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Мало уметь читать, надо уметь думать.

1



56

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Машины – помощники человека.

1



57

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

1



58

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

1



59

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое.

1



60

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое. Загадки про природные явления.

1



61

Звук [ј,], буквы Й, й. Жить – Родине служить.

1



62, 63

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Без труда хлеб не родится никогда.

2



64

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Игра в слова.

1



65

Гласные буквы Ю, ю. С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке».

1



66

Гласные буквы Ю, ю. Игры и игрушки детей.


1



67

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час.

1



68

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Стихи С. Маршака для детей.

1



69

Гласный звук [э], буквы Э, э. Как человек научился летать.

1



70

Гласный звук [э], буквы Э, э. Стихи и рассказы про животных.

1



71

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Русская народная сказка «По щучьему велению».

1



72

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Загадки и стихи про овощи.

1



73, 74

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф. Играют волны, ветер свищет…

2



75

Мягкий и твердый разделительные знаки. Бог не в силе, а в правде.

1



76

Русский алфавит. Обобщение изученного материала.

1



Раздел 3: Послебукварный период

16



77

Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить».

Герои произведения. Чтение по ролям.

1



78

Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский. «Наше отечество». Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Наблюдение над значением слов. Пословицы и поговорки о Родине.

1



79

История славянской азбуки. Работа над познавательным текстом. В. Крупин. «Первоучители славянские». Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации.


1



80

В. Крупин. «Первый букварь». Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки.

1



81

А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг.

1



82

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка.

1



83

К.Д. Ушинский. Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей.

1



84

К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг К.Чуковского для детей.

1



85

К.И.Чуковский. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения – небылицы.

1



86

В.В.Бианки.

Первая охота. Самостоятельное озаглавливание текста рассказа.

1



87

С.Я.Маршак.

Угомон. Дважды два. Приемы заучивания стихотворений наизусть.

1



88

М.М.Пришвин. Предмайское утро. Знакомство с текстом-описанием. Дополнение текста-описания.

Глоток молока. Герой рассказа. Рассказ о герое текста.


1



89

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С.Маршак, А.Барто, В.Осеева. Сравнение стихотворений и рассказов.


1



90

Веселые стихи Б.Заходера, В.Берестова. Песенка-азбука. Выразительное чтение стихотворений.

1



91

Проект: «Живая Азбука».

1



92

Наши достижения. Планируемые результатаы изучения.

1

контроль техники

чтения


Раздел 4: Вводный урок.




93

Вводный урок. Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием.

1



Раздел 5: Жили-были буквы…

7



94

В. Данько «Загадочные буквы». Понятия «автор», «писатель», «произведение». Сочинение двустиший о буквах.

1



95

С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». Чтение произведения по ролям. Передача различных интонаций при чтении. Анализ и сравнение произведений.

1



96

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?». Передача различных интонаций при чтении. Игра «Подбери рифму».

1



97

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». Понятие «действующие лица». Деление текста на части, составление картинного плана.

1



98, 99

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Анализ произведения: выявление его идейно-художественной направленности.

2



100

Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы». Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. Иллюстрирование прои-зведения. Знакомство с элементами книги.

1



Раздел 6: Сказки, загадки, небылицы


7



101

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1



102

Е. Чарушин «Теремок». Ответы на вопросы по содержанию. Работа с текстом. Чтение диалога действующих персонажей.

1



103

РНС «Рукавичка». Анализ текста его воспроизведение по опорным словам и картинному плану.

1



104

Загадки, песенки. Особенности жанров. Отгадывание загадок с опорой на сущностные признаки предметов. Сочинение своих загадок.

1



105

Русские народные потешки.

1



106

Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». Особенности жанров УНТ, различение и сравнение жанров.

1



107

Обобщение по разделу «Узнай сказку».

1



Раздел 7: Апрель, апрель! Звенит капель

5



108

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1



109

А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…» Настроение стихотворения, словарь слов, которые могут помочь передать настроение.

1



110

Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру.

1



111

И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?» Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру.

1



112

Обобщение по разделу «Апрель! Апрель! Звенит капель».

1



Раздел 8: И в шутку, и всерьез

6



113

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1



114

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» Особенности юмористических произведений. Чтение по ролям. Пересказ по опорным словам.

1



115

Н. Артюхова «Саша-дразнилка». Прогнозирование текста. Разбиение текста на части, составление плана, определении еопорных слов для пересказа.

1



116

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». Анализ, оценка и передача интонацией настроений и чувств героев.

1



117

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». М. Пляцковский «Помощник». Чтение по

ролям. Анализ и оценка чувств и настроений героев.

1



118

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз».

1



Раздел 9: Я и мои друзья

5



119

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1



120

Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина

«Подарок». Анализ и оценка поступков героев. В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». Прогнозирование содержания произведения. Анализ и оценка поступков героев.

1



121

Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Барто «Вот так защитник». Анализ и оценка поступков героев.

1



122

Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день».

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». Анализ и оценка поступков героев.

1



123

Обобщение по теме «Я и мои друзья».

1



Раздел 10: О братьях наших меньших

9



124

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1



125

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». Выборочное чтение. Идейно-художественный анализ произведения. Составление вопросов.

1



126

В. Осеева «Собака яростно лаяла». Анализ и оценка поступков героев. Пересказ текста по картинному плану.

1



127

И. Токмакова «Купите собаку». Анализ и оценка поступков героев.

1



128

С. Михалков «Важный совет». Анализ и оценка поступков героев.

1




129

М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». Различение жанров художественных произведений.

1



130

В. Берестов «Лягушата». Тексты художественный и научно-популярный: их особенности и различия.

1




131

Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». Различение жанров художественных произведений.

1



132

Обобщающий урок «О братьях наших меньших».

1

контроль техники

чтения


Итого:

132





В течение учебного года допускаются внесения корректировок в тематическое планирование при согласовании с администрацией


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!