СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Лаборант

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Лаборант»

17


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Сафоновский филиал областного государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Смоленская академия профессионального образования»

(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)


Утверждаю

Директор ОГБПОУ СмолАПО

___________/М.В.Белокопытов/

«___» __________ 2021 г.













программа

профессионального обучения по профессии

13321 Лаборант химического анализа



















2021г.


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 13321 Лаборант химического анализа (Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 825), образовательной программы профессионального обучения по профессии 13321 Лаборант химического анализа



Организация-разработчик: Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО


Разработчик:

Бовтунова Т.Н.., преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

Крезина Ж.В., преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО


Рассмотрено на заседании цикловой комиссии

Протокол № 1 от «31» августа 2021г.

Председатель ЦК ____________ /Демкина Е.А./


Рассмотрено методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

Протокол № 1 от «31» августа 2021г.






Паспорт программы


1. Цели реализации программы

Программа профессионального обучения по профессии 13321 Лаборант химического анализа

направлена на обучение лиц, в том числе не имеющих основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом спецификации стандарта Ворлдскиллс по компетенции «Технологии композитов».


2. Требования к результатам обучения. Планируемые результаты обучения

2.1 Характеристика нового вида профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации

В результате освоения основной программы профессионального обучения обучающийся должен

уметь:

 - выполнять совместно с технологическим персоналом отбор проб газов, жидких и твердых веществ;

- приготавливать средние пробы для анализа;

- устанавливать и проверять несложные титры;

- проводить анализ нефти и нефтепродуктов по определению физико-химических свойств, фракционного состава, содержания веществ и элементов;

-проводить анализ воды по определению плотности, щелочности, химического состава и механических примесей;

- проводить анализ микроклимата воздушной среды рабочей зоны.

знать:

- требования производственной инструкции лаборанта химического анализа;

-правила отбора проб газообразных, жидких и твердых веществ;

- правила мытья химической посуды, пробоотборников, тары;

- требования нормативных документов к маркировке проб;

-основные источники опасностей и способы защиты при отборе проб;

- основы организации труда, правила внутреннего трудового распорядка,правила и нормы охраны труда;

- приемы оказания первой помощи пострадавшим на производстве.

владеть навыками:

- проведения несложных анализов по принятой методике без предварительного разделения компонентов.

2.2 Требования к результатам освоения программы

К освоению программы профессионального обучения допускаются лица, в том числе не имеющих основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Нормативный срок освоения программы – 256 часов.

Форма итоговой аттестации: экзамен квалификационный

Документ о квалификации  – свидетельство о профессии рабочего, должности служащего


3. Содержание программы

Категория слушателей: лица, в том числе не имеющих основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Трудоемкость обучения: 256 часов.

Форма обучения: очная

Квалификация: лаборант химического анализа 2 разряда

3.1 Учебный план

Наименование дисциплин, профессиональных модулей

Общая трудоемкость, час

теор. зан.,час.

прак. зан, час.

СР, час

Промежуточная/ итоговая аттестация (зачет/ экзамен)

Общепрофессиональные дисциплины

160

30

110

20


ОДП 01 Основы химического анализа

40

6

30

4

Дифференцированный зачет

ОДП 02 Организация работы химической лаборатории

40

4

30

6

Дифференцированный зачет

ОДП 03 Техника лабораторных работ

40

4

30

6

Дифференцированный зачет

ОДП 04Охрана труда и промышленная экология

40

16

20

4

Дифференцированный зачет

Профессиональные модули

90

8

40

6


Физико-химические методы анализа

54

8

40

6

Дифференцированный зачет

Учебная практика

36




Квалификационный экзамен:






Проверка теоретических знаний:

2





Практическая квалификационная работа (демонстрационный экзамен)

4





Итого

256

38

150

26




3.2 Учебно-тематический план




Наименование дисциплин, профессиональных модулей

Общая трудоемкость, час

Аудиторные занятия, час

СР, час.

Промежу-точная/ итоговая аттестация (зачет/ экзамен)

теор. зан.


прак. зан.

1

2

3

4

5

6

7


Общепрофессиональные дисциплины

160

30

110

20

ДЗ


ОДП 01 Основы химического анализа

40

6

30

4



Тема 1.1 Качественный и количественный элементный анализ.

4

2


2



Лабораторная работа.

4


4




Тема1.2 Гравиметрический и титриметрический анализ

6

4

2



Лабораторная работа.

26


26






















ОДП 02 Организация работы химической лаборатории

40

4

30

6

ДЗ


Тема 1.1 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

6

2


4



Практическое занятие Изучение лабораторной посуды

8


8




Практическое занятие Изучение простейших приборов и мерной посуды

8


8




Лабораторная работа Калибровка посуды

6


6




Лабораторная работа. Отработка навыков работы с пипетками и бюретками

4


4




Тема 1.2. Химические реактивы

4

2


2



Практическое занятие Лабораторный рабочий журнал, правила его ведения

4


4




ОДП 03 Техника лабораторных работ

40

4

30

6

ДЗ


Тема 1.1 Мытье и сушка химической посуды

4

2


2



Лабораторная работа

4


4




Тема 1.2 Основные операции, проводимые в химических лабораториях

6

2


4



Лабораторная работа

26


26




ОДП 04 Охрана труда и промышленная экология







































Профессиональные модули







Физико-химические методы анализа

54

8

40

6

ДЗ


Тема 1.1 Колориметрический метод анализа


2


2


Практическое занятие


10


Лабораторная работа



4



Тема1.2 Рефрактометрический метод анализа


2


2


Лабораторная работа

12


Практическое занятие



4



Тема1.3 Хроматографический метод анализа

4

2


Лабораторная работа


2



Практическое занятие



8




Учебная практика

36






Квалификационный экзамен

6






Итого

256






3.3 Учебная программа

Общепрофессиональные дисциплины

1. «Основы химического анализа»

Тематика лекционных занятий

Тема 1.1 Качественный и количественный элементный анализ
Цели и методы качественного анализа. Шесть аналитических групп катионов.
Анализ анионов трех аналитических групп. Основы гравиметрического метода. Практика гравиметрического анализа. Метод нейтрализации. Методы оксидиметрии. Иодометрия. Метод осаждения. Методы комплексонометрии

Тема1.2 Гравиметрический и титриметрический анализ
Расчеты в гравиметрическом анализе. Выполнение взвешивания на техно-химических весах. Выполнение взвешивания на аналитических весах. Измерение объемов. Калибровка мерной посуды. Метод нейтрализации . Способы титрований. Примеры расчета в титриметрическом анализе.

Тематика лабораторных занятий

Лабораторная работа №1. Реакции и ход анализа катионов
Лабораторная работа №2. Реакция и ход анализа анионов
Лабораторная работа №3,4,5,6. Определение бария в кристаллическом хлориде бария ( BaCL2 * 7H2O )

Лабораторная работа №7. Приготовление стандартных растворов кислот и щелочей

Лабораторная работа №8,9. Перекристаллизация тетрабората натрия ( буры )

Лабораторная работа №10. Определение нормальности соляной кислоты

Лабораторная работа №11. Определение нормальности щёлочи

Лабораторная работа №12. Определение процентного содержания H2SO4 в технической серной кислоте
Лабораторная работа №13.Определение процентного содержания едких щелочей и карбонатов щелочных металлов одновременно присутствующих в растворе

Лабораторная работа №14. Определение карбонатной жесткости воды

Лабораторная работа №15. Определение процентного содержания железа ( II )






Самостоятельная работа

Электролитическая диссоциация. Ионные реакции. Направления химических реакций в водных растворах. Чувствительность реакций. Специфичность реакций.

Понятие о произведении растворимости. Типы гидролиза солей. Смещение химического равновесия. Окислительно-восстановительные реакции.


2. «Организация работы химической лаборатории»

Тематика лекционных занятий

Тема 1.1 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования. Посуда общего назначения. Посуда специального назначения. Мерная посуда. Фарфоровая и высокоогнеупорная посуда. Кварцевая посуда Тема 1.2. Химические реактивы.
Характеристика химических реактивов.
О реактивах и обращение с ними. Классификация , хранение и маркировка реактивов.

Тематика практических занятий

Практическое занятие 1,2,3,4 Изучение лабораторной посуды
Практическое занятие 5,6,7,8
Изучение простейших приборов и мерной посуды

Практическое занятие 9,10. Оформление лабораторного рабочего журнала, изучение правил его ведения.

Тематика лабораторных занятий
Лабораторная работа 1,2,3
. Калибровка посуды
Лабораторная работа 4,5.
Отработка навыков работы с пипетками и бюретками

Самостоятельная работа.

Лабораторный инструментарий.

Пробки и обращение с ними.

Работа с жидкими и твердыми ядовитыми веществами

3. «Техника лабораторных работ».

Тематика лекционных занятий

Тема 1.1 Мытье и сушка химической посуды
Механические и физические методы очистки посуды. Химические методы очистки посуды. Смешанные способы мытья посуды. Сушка химической посуды: методы холодной сушки, методы сушки при нагревании. Тема 1.2 Основные операции, проводимые в химических лабораториях
Нагревание и прокаливание. Весы и взвешивание. Измерение температуры Измельчение и смешивание. Растворение. Фильтрование. Дистилляция. Экстрагирование. Выпаривание. Кристаллизация. Высушивание.

Тематика лабораторных занятий

Лабораторная работа 1,2. Удаление загрязнения со стенок посуды различными методами
Лабораторная работа 3 . Определение массы образцов на аналитических весах
Лабораторная работа 4 . Определение температуры кипения этилового спирта
Лабораторная работа 5. Определение температуры кипения воды
Лабораторная работа 6.
Приготовление растворов процентной концентрации.
Лабораторная работа 7 . Приготовление растворов молярной концентрации
Лабораторная работа 8.
Приготовление растворов нормальной концентрации.
Лабораторная работа9. Фильтрование при обычном давлении.
Лабораторная работа 10 .
Фильтрование под вакуумом.
Лабораторная работа № 11.
Промывание осадков
Лабораторная работа №12.
Перегонка под обыкновенном давлением.
Лабораторная работа №13.
Перегонка с водяным паром.
Лабораторная работа №14.
Сублимация бензойной кислоты.
Лабораторная работа №15.
Разделение двух несмешивающихся жидкостей.

Самостоятельная работа

Смешанные способы мытья посуды

Метод холодной сушки

Титрование и точные растворы


ОДП 04 Охрана труда и промышленная экология


Профессиональные модули

Физико-химические методы анализа

Тематика лекционных занятий

Тема 1.1 Колориметрический метод анализа

Характеристика метода. Основной закон поглощения. Измерение интенсивности окраски растворов

Тема1.2 Рефрактометрический метод анализа

Характеристика метода. Показатель преломления. Мольная и удельная рефракция.

Тема1.3 Хроматографический метод анализа

Хроматографическое разделение смесей. Принцип хроматографического анализа. Адсорбционная хромотография. Ионно-обменная хроматография.

Тематика практических занятий

Практическое занятие 1.Измерение интенсивности окраски растворов

Практическое занятие 2. Метод стандартных серий

Практическое занятие 3. Метод уравнивания интенсивности окраски растворов

Практическое занятие 4.Правила работы с колориметрами

Практическое занятие 5.Фотоэлектрический колориметр ФЭК-М

Практическое занятие 6.Измерение показателя преломления методом предельного угла

Практическое занятие 7.Рефрактометр РДУ

Практическое занятие 8. Основы хроматографического метода

Практическое занятие 9. Техника хроматографических работ

Практическое занятие 10.Разделение иодидов серебра, свинца и ртути

Практическое занятие 11.Отделение катионов тяжелых металлов

Тематика лабораторных занятий

Лабораторная работа 1. Определение содержания меди в растворе сульфата меди методом стандартных серий

Лабораторная работа 2. Колориметрическое определение железа в воде

Лабораторная работа 3.Установка нулевой точки рефрактометра

Лабораторная работа 4.Определение показателя преломления жидкости

Лабораторная работа 5.Определение плотности жидкости

Лабораторная работа 6.Определение показателей преломления бензола и ацетона

Лабораторная работа 7.Определение концентрации спирта в растворе

Лабораторная работа 8.Определение процентного содержания глюкозы

Лабораторная работа 9.Анализ катионов подргуппы меди методом бумажной хроматографии

Самостоятельная работа.

Метод приготовления стандартных растворов для анализа колориметрическим методом

Мольная и удельная рефракция.

Метод пропитывания бумаги коллоидным раствором гидроксида алюминия.


6. Учебная практика

Виды работ:

1. Отработка практических навыков по определению ареометром плотности водных растворов кислот, солей и щелочей.

2. Отработка практических навыков по определению пикнометром плотности водных растворов кислот, солей и щелочей.

3. Отработка практических навыков по получению газов. Разборка, мытье и сборка аппарата Кипа.

4. Отработка практических навыков по отбору и подготовке проб для анализа.

5. Отработка практических навыков по овладению основными приемами гравиметрического (весового) анализа.

6. Отработка практических навыков по определению температуры плавления.

7. Отработка практических навыков по определению температуры кипения.

3.4 Календарный учебный график (порядок освоения модулей)

Период обучения (дни, недели)

Наименование раздела, модуля

1 неделя

Основы химического анализа

Охрана труда и промышленной экологии

2 неделя

Основы химического анализа

Охрана труда и промышленной экологии

3 неделя

Основы химического анализа

Охрана труда и промышленной экологии

4 неделя

Основы химического анализа

Охрана труда и промышленной экологии

5 неделя

Основы химического анализа

Охрана труда и промышленной экологии

6 неделя

Основы химического анализа

Охрана труда и промышленной экологии

7 неделя

Основы химического анализа

Охрана труда и промышленной экологии

8 неделя

Основы химического анализа

Охрана труда и промышленной экологии

9 неделя

Основы химического анализа

Охрана труда и промышленной экологии

10 неделя

Организация работы химической лаборатории

Техника лабораторных работ

11 неделя

Организация работы химической лаборатории

Техника лабораторных работ

12 неделя

Организация работы химической лаборатории

Техника лабораторных работ


13 неделя

Организация работы химической лаборатории

Техника лабораторных работ

14 неделя

Организация работы химической лаборатории

Техника лабораторных работ

15 неделя

Организация работы химической лаборатории

Техника лабораторных работ

16 неделя

Организация работы химической лаборатории

Техника лабораторных работ

17 неделя

Организация работы химической лаборатории

Техника лабораторных работ

18 неделя

Организация работы химической лаборатории

Техника лабораторных работ

Физико-химические методы анализа

19 неделя

Физико-химические методы анализа

20 неделя

Физико-химические методы анализа

21 неделя

Физико-химические методы анализа

22 неделя

Физико-химические методы анализа

23 неделя

Физико-химические методы анализа

24 неделя

Физико-химические методы анализа

25 неделя

Физико-химические методы анализа

26 неделя

Учебная практика

27 неделя

Учебная практика

28 неделя

Учебная практика

29 неделя

Учебная практика

30 неделя

Учебная практика

31 неделя

Учебная практика

32 неделя

Учебная практика


4. Материально-технические условия реализации программы

Наименование помещения для обеспечения подготовки и проведения теоретических и/или практических занятий

Вид занятий

Перечень основного оборудования, ПО

1

2

3

Лаборатория органической химии лаб. № 7


Лекция

Практическая работа

Перечень основного оборудования:

--технологическая приставка с подводом воды 315,

- установка титровальная С-12/12-К+УТ-1/2,

-шкаф вытяжной ШВ-202-КОТ,

-весы электронные,

-электронная справочно-информационная таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»,

-электронная справочно-информационная таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»

-столы лабораторные

-химическая посуда, реактивы

Кабинет химических дисциплин № 12

Лекция


Перечень основного оборудования:

- учебные рабочие места;

- учебная доска;

- проектор переносной;

- ноутбук;

-экран настенный;

- комплект учебно-наглядных пособий и плакатов

Кабинет охраны труда № 302


Лекция


Перечень основного оборудования:

- учебные рабочие места;

- учебная доска;

- проектор переносной;

- экран;

- ноутбук;

- дидактический материал по темам;

- противогазы;

- защитная форма;

- стенды;

- плакаты: военная форма, действие населения при авариях и

катастрофах техногенного характера, действие населения при

стихийных бедствиях, защитные сооружения ГО


5. Учебно-методическое обеспечение программы

Основные источники:

1.Аналитическая химия под редакцией А.А. Ищенко. - М: Академик. 2006г.

2.Глубоков Ю.М.: Аналитическая химия. Учебник.-М.: Издат. центр "Академия", 2006г.

3.Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / – М.: Издательский центр «Академия», 2014г,-336 с.

4.Коренман Я.И., Лисицкая Р.П., «Практикум по аналитической химии» государственная технологическая академия, Воронеж,2007г.

5.Кремков А.П., Ярославцев А.А. «Курс аналитической химии ч. 1. Качественный анализ». -М: Химия. 2006г.

6.Кремков А.П., Ярославцев А.А. «Курс аналитической химии ч. 2. Количественный анализ». - М: Химия. 2006г.

Дополнительные источники:

1 Воскресенский, П.И., Техника лабораторных работ / П.И. Воскресенский - Л.: Химия,1970.- 720 с.

2. Костин, Н.В., Техника безопасности работы в химических лабораториях / Н.В. Костин - М.: Изд. МГУ, 1966. – 346 с.

3. Гайдукова Б.М., Харитонов С.В. Техника и технология лабораторных работ, Москва, Издательский центр "Академия", 2006, 126с.

4. Рачинский Ф.Ю., Рачинская М.Ф. Техника лабораторных работ, Л.: Химия, 1982, 432 с.

5.Лурье Ю.Ю. «Справочник по аналитической химии». - М: Химия. 2007г.

6.Шапиро М.А., Шапиро С.А. «Аналитическая химия». - М: Химия. 2006г.

7.Ярославцев А.А. «Сборник задач и упражнений по аналитической химии». - М: Высшая школа. 2006г.



Интернет-ресурсы

  1. "Аналитическая химия в России" - портал

Справочник "Кто есть кто". Подборка ресурсов по теме.

rusanalytchem.org

2.Берлин А.Я. Техника лабораторной работы в органической химии — М.-Л.:ГХИ, 1952 — 287 с. fptl.rubiblioteka/labtehnika.html

3.Cemiland v 6.0 (http://www.chem.umass.edu).

6. Оценка качества освоения программы

Промежуточная аттестация по программе предназначена для оценки освоения слушателем программы и проводится в виде дифференцированных зачетов.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения занятий в форме устных опросов или контрольных работ, промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета, которые позволяют определить соответствие/ несоответствие индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.

Итоговая аттестация проводится в форме квалификационного экзамена, в ходе которого осуществляется проверка теоретических знаний и выполнение индивидуального практического задания (практическая квалификационная работа).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!